СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету «Информатика» 10 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для учителей, которые преподают информатику по учебнику Семакина И. Г., базовый уровень.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету «Информатика» 10 класс»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа им.Н.А.Самигуллина с.Маскара»

Кукморского муниципального района Республики Татарстан.


«Рассмотрено»

Руководитель МО

__________

Протокол № __

от «__» августа 20__ г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УР

______

«__» августа 20__г.


«Утверждено»

Директор

________

Приказ № __

от «__» августа 20__ г.















Рабочая программа

по предмету «Информатика»

10 класс

учителя математики и информатики

первой квалификационной категории


на 2019 – 2020 учебный год.










Принято на заседании

педагогического совета

(Протокол № __

от «__» августа 20__г.)










Планируемые результаты освоения учебного предмета.

В результате изучения информатики и информационных технологий обучающиеся должны знать/понимать:

  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

  • назначение и функции операционных систем;

уметь:

  • оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

  • распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  • осуществлять выбор и строить информационные компьютерные модели для решения поставленных задач;

  • следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;

  • ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;

  • автоматизации коммуникационной деятельности;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

  • использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Информация и информационные процессы

Основные подходы к определению понятию «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации. Измерение информации. Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора. Кодирование информации. Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристика. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах. Поиск информации. Обработка информации. Систематизация информации. Изменения формы представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранения информации. Защита информации. Методы защиты. Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Управление системой как информационный процесс. Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике. Организация личной информационной среды.

Информационные модели

Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначения и виды информационных моделей. Объект, субъект цель моделирования. Адекватность модели моделируемым объектом и целям моделирования. Формы представления моделей: описания, таблицы, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования. Моделирование и формализация. Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели. Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Гипертекст как модель организации поисковых систем. Алгоритм как модель деятельности. Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов. Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды. Управления как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления. Самоуправляемые системы, их особенности. Понятие о сложных системах управления, принцип и иерархичности систем. Самоорганизующиеся системы. Информационные основы управления. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.

Компьютерные технологии представления информации

Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации в компьютере. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Компьютерное представление целых и вещественных чисел. Представление информации в компьютере. Представление текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы. Два подхода к представлению графической информации. Растровая и векторная графика. Модели цветообразования. Технологии построения анимационных изображений. Технологии трехмерной графики. Представление звуковой информации: MIDI и цифровая запись. Понятие о методах сжатия данных. Форматы файлов. Представление информации в компьютере.

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации. Компьютер и программное обеспечение.


Календарно-тематическое планирование


Тема урока

Дата проведения урока

Приме-чание

План

Факт

Информация и информационные процессы

Основные подходы к определению понятию «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации.




Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации.




Измерение информации. Практическая работа «Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении при вероятностном и техническом (алфавитном) подходах».




Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора. Кодирование информации. Практическая работа «Кодирование и декодирование сообщений по предложенным правилам».




Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристика. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах. Практическая работа №2 «Информационные процессы. Решение задач, связанных с выделением основных информационных процессов в реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике)».




Поиск информации. Практическая работа «Формирование запросов на поиск данных. Осуществление поиска информации на заданную тему в основных хранилищах информации».




Обработка информации. Систематизация информации. Изменения формы представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранения информации. Защита информации. Методы защиты.




Практическая работа «Защита информации. Использование паролирования и архивирования для обеспечения защиты информации».




Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Управление системой как информационный процесс. Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике. Организация личной информационной среды.




Информационные модели

Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначения и виды информационных моделей. Объект, субъект цель моделирования.




Адекватность модели моделируемым объектом и целям моделирования. Формы представления моделей: описания, таблицы, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования.




Моделирование и формализация. Практическая работа «Формализация задач из различных предметных областей. Формализация текстовой информации. Представление данных в табличной форме. Представление информации в форме графа. Представление зависимостей в виде формул. Представление последовательности действий в форме блок-схемы».




Формы представления моделей: описания, таблицы, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования.




Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели.




Исследование моделей. Практическая работа №7 «Исследование учебных моделей: оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей). Исследование физических моделей».




Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Гипертекст как модель организации поисковых систем.




Алгоритм как модель деятельности. Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов.




Исследование моделей. Практическая работа «Исследование математических, биологических, геоинформационных моделей. Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме».




Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды. Управления как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия. Роль обратной связи в управлении.




Замкнутые и разомкнутые системы управления. Самоуправляемые системы, их особенности. Понятие о сложных системах управления, принцип и иерархичности систем. Самоорганизующиеся системы.




Информационные основы управления. Практическая работа «Моделирование процессов управления в реальных системах; выявление каналов прямой и обратной связи и соответствующих информационных потоков. Управление работой формального исполнителя с помощью алгоритма».




Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.

Контрольная работа №2 по теме «Информационные модели».




Компьютерные технологии представления информации

Анализ контрольной работы. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации в компьютере.




Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Компьютерное представление целых и вещественных чисел.




Представление информации в компьютере. Практическая работа «Решение задач и выполнение заданий на кодирование и упаковку текстовой, графической и звуковой информации».




Представление текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы.




Два подхода к представлению графической информации. Растровая и векторная графика. Модели цветообразования. Технологии построения анимационных изображений. Технологии трехмерной графики. Представление звуковой информации: MIDI и цифровая запись. Понятие о методах сжатия данных. Форматы файлов.




Представление информации в компьютере. Практическая работа «Запись чисел в различных системах счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую, вычисления в позиционных системах счисления. Представление целых и вещественных чисел в форматах с фиксированной и плавающей запятой».




Контрольная работа №3 по теме «Компьютерные технологии представления информации».




Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

Анализ контрольной работы. Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров.




Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации.




Компьютер и программное обеспечение. Практическая работа «Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тестирование компьютера. Настройка BIOS и загрузка операционной системы».




Промежуточная аттестация




Работа над ошибками. Компьютер и программное обеспечение. Практическая работа «Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусаными программами




Итоговый урок.





8