Информация и информационные процессы |
| Основные подходы к определению понятию «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. | | | |
| Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации. | | | |
| Измерение информации. Практическая работа «Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении при вероятностном и техническом (алфавитном) подходах». | | | |
| Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора. Кодирование информации. Практическая работа «Кодирование и декодирование сообщений по предложенным правилам». | | | |
| Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристика. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах. Практическая работа №2 «Информационные процессы. Решение задач, связанных с выделением основных информационных процессов в реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике)». | | | |
| Поиск информации. Практическая работа «Формирование запросов на поиск данных. Осуществление поиска информации на заданную тему в основных хранилищах информации». | | | |
| Обработка информации. Систематизация информации. Изменения формы представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранения информации. Защита информации. Методы защиты. | | | |
| Практическая работа «Защита информации. Использование паролирования и архивирования для обеспечения защиты информации». | | | |
| Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Управление системой как информационный процесс. Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике. Организация личной информационной среды. | | | |
Информационные модели |
| Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначения и виды информационных моделей. Объект, субъект цель моделирования. | | | |
| Адекватность модели моделируемым объектом и целям моделирования. Формы представления моделей: описания, таблицы, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования. | | | |
| Моделирование и формализация. Практическая работа «Формализация задач из различных предметных областей. Формализация текстовой информации. Представление данных в табличной форме. Представление информации в форме графа. Представление зависимостей в виде формул. Представление последовательности действий в форме блок-схемы». | | | |
| Формы представления моделей: описания, таблицы, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования. | | | |
| Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели. | | | |
| Исследование моделей. Практическая работа №7 «Исследование учебных моделей: оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей). Исследование физических моделей». | | | |
| Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Гипертекст как модель организации поисковых систем. | | | |
| Алгоритм как модель деятельности. Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов. | | | |
| Исследование моделей. Практическая работа «Исследование математических, биологических, геоинформационных моделей. Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме». | | | |
| Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды. Управления как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия. Роль обратной связи в управлении. | | | |
| Замкнутые и разомкнутые системы управления. Самоуправляемые системы, их особенности. Понятие о сложных системах управления, принцип и иерархичности систем. Самоорганизующиеся системы. | | | |
| Информационные основы управления. Практическая работа «Моделирование процессов управления в реальных системах; выявление каналов прямой и обратной связи и соответствующих информационных потоков. Управление работой формального исполнителя с помощью алгоритма». | | | |
| Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности. Контрольная работа №2 по теме «Информационные модели». | | | |
Компьютерные технологии представления информации |
| Анализ контрольной работы. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации в компьютере. | | | |
| Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Компьютерное представление целых и вещественных чисел. | | | |
| Представление информации в компьютере. Практическая работа «Решение задач и выполнение заданий на кодирование и упаковку текстовой, графической и звуковой информации». | | | |
| Представление текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы. | | | |
| Два подхода к представлению графической информации. Растровая и векторная графика. Модели цветообразования. Технологии построения анимационных изображений. Технологии трехмерной графики. Представление звуковой информации: MIDI и цифровая запись. Понятие о методах сжатия данных. Форматы файлов. | | | |
| Представление информации в компьютере. Практическая работа «Запись чисел в различных системах счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую, вычисления в позиционных системах счисления. Представление целых и вещественных чисел в форматах с фиксированной и плавающей запятой». | | | |
| Контрольная работа №3 по теме «Компьютерные технологии представления информации». | | | |
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов |
| Анализ контрольной работы. Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. | | | |
| Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации. | | | |
| Компьютер и программное обеспечение. Практическая работа «Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тестирование компьютера. Настройка BIOS и загрузка операционной системы». | | | |
| Промежуточная аттестация | | | |
| Работа над ошибками. Компьютер и программное обеспечение. Практическая работа «Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусаными программами | | | |
| Итоговый урок. | | | |