СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "История хореографии Казахстана"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа предназначена для планирования и проведения уроков  по предмету "История хореографии Казахстана" в ДМШ и ДШИ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "История хореографии Казахстана"»

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Управление образования Восточно-Казахстанской области

КГКП «Восточно-Казахстанское училище искусств имени

народных артистов братьев Абдуллиных» (дополнительное образование)









Рабочая учебная программа

по предмету «История хореографии Казахстана»

для учащихся хореографического отделения ДМШ И ДШИ



Разработала

преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

О.А.Гордиенко













ВКО

г. Усть-Каменогорск

2019-2020 у.г.










ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Рабочая программа по предмету «Хореография Казахстана» для детских школ искусств направлена на реализацию целей, определенных в «Программе развития музыкального образования детей в Республике Казахстан», разработанной МОН РК и РУМЦДО в 2012 году:

- формирование общей и музыкальной культуры учащихся,

- приобщение к шедеврам мировой классики с раннего школьного возраста,

- воспитание высокого эстетического вкуса и эстетических потребностей,

- развитие интеллекта,

-способности к самообразованию

и составлена на основе Образовательной программы
по предмету «Хореография Казахстана» для детских школ искусств РК, утвержденной РУМЦДО РК в 2016 году.

Цель программы:

- создание условий для художественно-эстетического развития личности обучающегося на основе приобретенных им знаний, умений, навыков в области
хореографического искусства Казахстана.
Задачи программы.

Обучающие:
- знакомство с этапами развития хореографического искусства
Казахстана;
- знакомство с образцами классического наследия репертуара;
- знакомство с отличительными особенностями
хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и
направлений;
- овладение знаниями об исполнительской деятельности
ведущих танцоров, артистов балета;
- овладение знаниями о средствах создания образа в
хореографии;
- овладение знаниями о принципах взаимодействия
музыкальных и хореографических выразительных средств.
Развивающие:
- развитие навыков восприятия танцев различных стилей и
жанров, созданных в разные исторические периоды;
- развитие навыков восприятия элементов музыкального языка,
анализа музыкального произведения, а также необходимых навыков
самостоятельной работы;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- овладение навыками систематизации информации о
постановочной и педагогической деятельности постановщиков танца,
балетмейстеров на разных этапах развития хореографического
искусства;
- развитие умений анализировать произведение
хореографического искусства с учетом времени его создания,
стилистических особенностей, содержания, взаимодействия различных
видов искусств, художественных средств создания хореографических
образов;
- развитие умений работать с учебным материалом;
- формирование навыков публичного выступления с рефератом,
докладом, презентацией;
- овладение навыками подготовки докладов, рефератов.
Воспитательные:
- художественно-эстетическое воспитание личности
обучающегося;
- воспитание художественного вкуса на примере выдающихся
произведений хореографии, музыки и других видов искусств;

Количественный состав детей в группах хореографических
отделений детских школ искусств – 8 - 20 человек.

Специфика группового обучения предмету «Хореография
Казахстана» предполагает вариативность выбора методов, средств,
форм обучения и подбора репертуарного комплекса.
Для достижения поставленных задач используются
следующие методы обучения:
1) словесный метод – объяснение, разбор, анализ;
2) наглядный – просмотр видеоматериалов, посещение концертов
для повышения общего уровня развития обучающихся;
3) аналитический – сравнения и обобщения, развитие логического
мышления;
Терминология, используемая в Программе:
1) актерское мастерство – принцип перевоплощения, когда актер
олицетворяет себя со своим персонажем и действует от его имени;
2) бальный танец – вид парного танца, имеющий народные
истоки, исполняемый в специальных помещениях;
3) балет – вид театрального искусства, сочетающий хореографию,
музыку и драматический замысел; музыкально-драматическое
произведение, исполняемое средствами танца и пантомимы;
4) балетмейстер – автор и постановщик балетов, танцев,
хореографических номеров, танцевальных сцен;
5) танец – форма хореографического искусства, в которой
средством создания художественного образа являются движения и
положения человеческого тела;
6) динамика – варьирование размаха и напряженности
танцевальных движений;
7) жанр – общее понятие, отражающее наиболее существенные
свойства и связи явлений мира искусства, совокупность формальных и
содержательных особенностей произведения;
8) современный танец – направление искусства танца,
включающее танцевальные техники и стили двадцатого-начала
двадцать первого веков, сформировавшиеся на основе американского и
европейского танца модерн и танца постмодерн;
9) классический танец – вид сценического танца, главное
выразительное средство балетного искусства;
10) классическое наследие – хореографические произведения,
11) танец-модерн – стилевое направление в европейском и
американском искусстве конца девятнадцатого и начала двадцатого
веков; общее название танцевального искусства, преимущественно
первой половины двадцатого века;
12) мюзикл – музыкально-сценическое произведение,
преимущественно комедийного характера, построенное на
использовании элементов оперетты, балета, оперы и эстрады;
13) классическая система обучения – система идей и
педагогическая практика, характерные для школы второй половины
девятнадцатого и двадцатого веков;
14) опера – музыкально-драматическое произведение,
содержание которого воплощается в сценических музыкально
поэтических образах и выражается с помощью инструментальной
(оркестровой) и вокальной (сольной, хоровой) музыки;
15) исполнительская деятельность – специально организованная,
творчески активная форма самовыражения музыканта, направленная на
достижение художественно-звукового результата и его эстетического
восприятия;
16) вид искусства – это конкретный способ художественного
освоения мира, воплощающий свои образы в определенном материале:
в слове, звуке, камне, металле, телодвижениях и тому подобное;
17) синтез искусств – органичное соединение разных искусств
или видов искусства в художественное целое, которое эстетически
организует материальную и духовную среду бытия человека;
18) репертуар – совокупность произведений, исполняемых в
театре, на концертной эстраде; круг ролей, номеров, музыкальных,
литературных произведений, исполняемых артистом;
19) режиссер – художественный руководитель спектакля, фильма,
какой-либо творческой программы; постановщик;
20) спортивный бальный танец – танцевальный вид спорта,
объединяющий два стиля спортивных танцев;
21) рисунок – сочетание танцевальных движений в композиции;
22) техника — степень владения телом и мастерство в
выполнении основных шагов и позиций;
23) исторический танец – вид сценических танцев,
24) костюм театральный – все виды одежды, обувь, головные
уборы, украшения и другие предметы, которые использует актер для
своей роли в спектакле;
25) темп – простейшая форма танцевального движения,
различные танцевальные сочетания образуют шаг;
26) народный танец – фольклорный танец, который исполняется в
своей естественной среде и имеет определённые традиционные для
данной местности движения, ритмы, костюмы и тому подобное;
27) народный (фольклорный) танец — вид народного
танцевального творчества, созданный этносом, распространенный в
быту, отражающий этнические особенности, хореографический язык,
пластическую выразительность этноса или этнической группы, которые
проявляются в характере, координации движений, в музыкально
ритмической и метрической структуре танца, манере его исполнения;
28) хореографическое искусство – совокупность двух областей:
искусства балета и искусства танца; танцевальное искусство;
29) хореографический образ – целостное выражение в танце
чувства и мысли, человеческого характера;
30) народно-сценический танец – танец, состоящий из движений
народного танца, трансформированных движений классического танца
(демиклассика) и придуманных хореографом движений в характере
сочиняемого танца;
31) ритм – относительно быстрое или относительно медленное
повторение и варьирование основных движений;
32) фольклорный танец – стихийное проявление чувств,
настроения, эмоций, выполняется в первую очередь для себя, а потом
— для зрителя (общества, группы);
33) эстрадный танец – хореографическое произведение,
предназначенное для концертного исполнения на эстраде;
34) эволюция – развитие, процесс изменения кого-нибудь, чего
нибудь от одного состояния к другому.

Программа учитывает возрастные и индивидуальные
особенности обучающегося, ориентирована на развитие
функциональной грамотности школьников, достижение ключевых и
предметных компетенций, освоенных специфических знаний, умений,
навыков в рамках учебного предмета.
Методологическая основа программы:
1) концепция целостного подхода к формированию личности;
2) теория возрастного, личностно-деятельностного,
индивидуально-дифференцированного и проблемно
исследовательского подходов в обучении;
3) общедидактические постулаты современной педагогики,
детерминированные ими подходы к содержанию, формам и методам
образовательного процесса;
4) разработка проблемы развития творческих и исполнительских
способностей обучающегося в контексте развивающего обучения;
5) теоретические положения и методические установки видных
педагогов и хореографов.
Педагогические принципы

отбора содержания учебного материала:
1) принцип научно-методической обоснованности и доступности
требует построения учебно-воспитательного процесса на основе
современных достижений педагогической и психологической науки,
теории и истории хореографии, музыкознания. Педагог
руководствуется правилами дидактики: от простого к сложному, от
лёгкого к трудному, от известного к неизвестному;
2) принцип систематичности предполагает наличие связи всех
элементов обучения в организации учебно-воспитательного процесса;
Специфика группового обучения предмету «Хореография
Казахстана» предполагает вариативность выбора методов, средств,
форм обучения и подбора репертуарного комплекса.
Для достижения поставленных задач используются следующие

методы обучения:
1) словесный метод – объяснение, разбор, анализ;
2) наглядный – просмотр видеоматериалов, посещение концертов
для повышения общего уровня развития обучающихся;
3) практический – воспроизводящие и творческие упражнения,
деление целого произведения на более мелкие части для подробной
проработки и последующей организации целого;
4) аналитический – сравнения и обобщения, развитие логического
мышления;
5) эмоциональный – подбор ассоциаций, образов, создание
художественных впечатлений.
Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных
особенностей обучающегося, как физические данные, уровень развития
танцевальных способностей.
Программа предусматривает внедрение интерактивных
образовательных технологий, классической и нетрадиционной
типологии уроков в современной школе искусств.
Основной формой учебно-воспитательной работы в классе
является урок, проводимый как групповое занятие педагога с
обучающимися.
Виды внеурочных форм работы:
1) выполнение домашнего задания;
2) подготовка докладов, рефератов, презентаций;
3) подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;
4) посещение филармоний, театров, концертных залов, музеев и
другие;
5) участие в творческих и культурно-просветительских
мероприятиях.
Домашние задания направлены на закрепление пройденного в
классе материала:

- повторение пройденного в классе материала,

-ознакомление с музыкальным произведением,

-просмотр видеоматериала,

-творческое задание.
Программа предполагает наличие межпредметных связей с
предметами «Классический танец», «Народно-сценический танец»,
«Современный танец» побуждают обучающегося к целостному
познанию различных художественных явлений.
Условиями реализации программы является наличие:
1) оборудованного учебного кабинета;
2) комплекта звуковой аппаратуры;
3) компьютера, программного обеспечения;
4) музыкального центра, магнитофона.
Формы работы на уроке:

- рассказ и беседа с привлечением иллюстративно-наглядного материала (рисунки, репродукции,фотографии), слушание аудио, видео записей, дискуссия.
Дополнительные формы работы: - посещение балетных спектаклей, танцевальных фестивалей, конкурсов, различных выставок с последующим анализом в форме беседы или творческой письменной работы.
Характеристика музыкальных произведений включает сведения о композиторе, истории создания, знакомство с содержанием, разбор музыкальной и хореографической структуры произведения.
Большую роль в запоминании полученных знаний играет
составление обучающимся словаря и заполнение составленных
педагогом синхронистических таблиц.

Механизм оценки знаний учащихся:
- фронтальный опрос,

- беглый текущий опрос,

- музыкальная викторина,

- систематическая проверка домашнего задания,

- контрольные уроки в конце каждой четверти,

- в первом полугодии шестого класса обучающийся сдает
контрольную работу, которая проводится в форме защиты реферата,

- во втором полугодии шестого класса обучающийся сдает
контрольную работу, которая проводится в форме ответов на
теоретические вопросы по отдельным темам.

Примерные программные требования в 4 классе:
1) обучающийся знакомится с танцевальной культурой в кочевом
мире, шаманскими, плясовыми и игровыми состязательными танцами;
2) знакомится с древним казахским танцем, особенностями
ритуально-обрядовых, воинственно-охотничьих, массовых танцев;
3) осваиваются карагандинский, жетысуский, западно - казахстанскиий, сыньзяно-уйгурский и монгольский стили исполнения древних казахских танцев;
4) осваиваются танцевальная культура конца девятнадцатого и начала двадцатого веков, национальные хореографические средства первых казахских народно-сценических танцев, рассматриваются вопросы профессионального развития народного танца в условиях советского строя, постановки народных танцев на профессиональной сцене;
5) овладевает умениями работы с учебным материалом, систематизации знаний, написания эссе, рефератов.
Содержание тем учебного курса в 4 классе.
Раздел 1. Истоки возникновения и развития казахского народного танца.
Раздел 2. Профессиональное развитие народного танца
Казахстана в условиях советского строя.
Тематическое планирование.
Тема 1. Хореография как специфическая форма общественного
сознания. Первоначальное синкретическое единство танца со словом и
песней. Отражение в древнейших видах танца окружающей природы,
военных действий, религиозных представлений, производственной
деятельности человека — охоты, земледелия, различных ремесел.
Отражение эстетического восприятия окружающей среды, трудовых процессов, спортивных состязаний в танцах. Хореография как вид искусства. Основные понятия.Танец как одно из проявлений народного творчества.
Своеобразие танцевальных традиций, хореографического языка и
пластической выразительности, музыкального сопровождения в
культурах разных народов. Проявление в танце черт национального
характера, духовного мира народа.Движение и ритм. Обретение танцем характерных бытовых особенностей. Виды танцев.
Тема 2. Танец и народное творчество. Хореография и другие
виды искусства. Взаимосвязь танца и музыки, танца, живописи и
скульптуры. Танец и пантомима. Танец в эпосе, легендах и сказках
казахского народа. Мотивы жизненного уклада казахов в прошлом.
Тема 3. Шаманские, плясовые и игровые состязательные танцы и
их значение в жизни народа.
Тема 4. Танец «Қыз қуу». Танец «Киіз басу». Музыка, костюм,
прическа, этикет.
Тема 5. Танец «Шашу». Танец «Жабы ату». Музыка, костюм,
прическа, этикет.
Тема 6. Народный танец как отражение характерных
особенностей народа. А. Затаевич, этнограф, исследователь казахских
песен и кюев. Носители казахской музыкально-поэтической культуры –
сал и сері. Своеобразие творчества поэтов-песенников. Синкретичность
и синтетичность, их фольклорные атрибуты и индивидуальные
новшества.
Б. Көпенұлы (Ағашаяқ). Н. Жүндібайұлы, Ш. Қошқарбайұлы,
Т. Қалмағамбетұлы, Балуан-Шолақ – носители синкретической
культуры. Б. Көпенұлы, певец, танцор, спортсмен.
Тема 7. Особенности древнего казахского танца. Связь
танцевальной культуры казахского народа с традициями, музыкальным
фольклором, свадебными обрядами, сопровождающимися играми
состязаниями.
Особенности казахского танца, исполняемого под аккомпанемент домбры, кобыза, дангры. Экспрессивность исполнения, резкость движения, подвижность суставов, собранность корпуса в мужских танцах, гибкость талии, пластика рук — в женских. Пластический язык, особая координация движений, приемы
соотношения движения с музыкой. Разновидности казахского танца.
Тема 8. Ритуально-обрядовые танцы. Танец «Бақсы ойыны».
Танец «Айқосақ» (пляски баксы). Танец «Жезтырнақ» (пляска ведьмы).
Тема 9. Воинственно-охотничьи танцы. Танец «Сайыс»
(поединок). Танец «Ақат» (танец по мотивам древней мужской
пластики). Танец «Қылышпен би» (танец с саблей). Танец «Мерген»
(танец с луком). Танец «Қоян-бүркіт» (заяц и беркут). Танец «Құсбегі
— дауылпаз» (танец с ловчей птицей и дауылпазом). Музыка, костюм,
прическа, этикет.
Тема 10. Бытовые подражательные танцы. Танец «Өрмек биі»
(танец ткачей). Танец «Ортеке» (танец козла-прыгуна). Танец
«Қаражорға» (бег иноходца). Танец «Тепең кок» (бег скакуна). Музыка,
костюм, прическа, этикет.
Тема 11. Массовые танцы. Танец «Алқа-қотан» (бок о бок).
Танец «Алтынай». Танец «Кербез биі». Танец «Ырғақты». Танец «Қаз
қатар». Танец «Балбырауын». Танец «Ұтыс биі». Танец «Көкпар». Танец
«Қосалқа». Танец «Шашу». Музыка, костюм, прическа, этикет.
Тема 12. Стили исполнения танцев. Карагандинский стиль
исполнения. Джетысуйский стиль исполнения. Западно-казахстанский
стиль исполнения. Сыньзяно-уйгурский и монгольский стили
исполнения казахских танцев.
Тема 13. Танец «Қара жорға». Сакральность танца «Қара жорға».
Виды танца «Қара жорға: «қос жорға», «еркек жорға», «кыз алып
қашу», «шайтан көк». Исмаилов А., исследователь танца.
История постановки танца. Профессиональная запись танца
«Қара жорға». Исхак Б., Алимбай Д., первые исполнители танца.
Московский фестиваль народного танца (1936).
Тема 14. Танцы конца девятнадцатого-начала двадцатого веков.
Прикладной характер танцевальной культуры. Бытовые обрядовые
танцы. Музыка, костюм, прическа, этикет.
Тема 15. Профессиональное развитие народного танца
Казахстана. Народные танцы в драматических спектаклях (1917-1934).
Постановка народных танцев на профессиональной сцене. Введение
народных танцев в балетные спектакли.
Тема 16. Казахский танец и театральное искусство Казахстана.
Роль режиссеров музыкального театра Ж. Шанина, К. Джандарбекова,
К. Байсеитова в возрождении казахского танца. Зарождение
танцевальных коллективов.
Женский танец: свободно волнообразные и четкие движения рук.
Танец «Өрмек би» (возделывание ткани). Танец «Киіз басу»
(приготовление кошмы).
Характерные для мужского и женского танцев движения:
движения плеч вперед, назад, вверх, вниз, с одновременным резким
ритмичным сгибанием колен при шагах.
Основные движения ног: простые танцевальные шаги с носка и с
каблука, переменные и боковые каблучные ходы, танцевальные шаги из
стороны в сторону с завершающим ударом, акцентированные
перестукивания.
Ожидаемые результаты освоения программы 4 класса.
К концу обучения в 4 классе обучающийся имеет следующие
знания, умения и навыки:
1) знает выразительные средства хореографии;
2) знает взаимосвязь танца и музыки, танца и живописи,
скульптуры;
3) знает названия ритуально-обрядовых казахских танцев;
4) знает особенности древнего казахского танца;
5) знает истоки возникновения казахского народного танца;
6) знает разновидности казахского танца;
7) знает стили исполнения танцев;
8) знает виды танца «Қара жорға»;
9) знает развитие народного танца советского периода;
10) знает танцевальные коллективы двадцатых - тридцатых годов
двадцатого века;
11) знает национальные хореографические средства первых
казахских народно-сценических танцев;
12) знает средства создания образа в хореографии;
13) знает отличительные особенности хореографического
искусства изучаемого периода;
14) умеет работать с учебным материалом.
Примерные программные требования в 5 классе:
1) продолжается дальнейшее освоение классического наследия,
знакомство с развитием хореографического искусства, становлением
балета;
2) изучаются вопросы формирования, развития и становления
балетного театра, системы хореографического образования в Казахстане.
3) формируются навыки самостоятельной работы, приобретается
опыт творческой деятельности.
Содержание учебного предмета в 5 классе.
Раздел 1. Становление классической хореографии с 1934 года до
1940 годы двадцатого века.
Раздел 2. Хореографическое образование в Казахстане в 1940
годы двадцатого века.
Раздел 3. Хореографическое образование в Казахстане в 1950-
1960 годы двадцатого века.
Тематическое планирование.
Тема 1. Балет как высшая форма хореографического искусства.
Единство в балетном спектакле сценарной, музыкальной,
сценографической и хореографической драматургии.
Хореографические формы балетного спектакля. Основы анализа
балетного спектакля. Анализ сценарной, музыкальной,
сценографической драматургии. Хореографический текст как основа
балета. Режиссерско-хореографическое решение балетного спектакля.
Формирование, развитие и становление казахстанского балетного
театра. Становление классической хореографии. Подготовка
профессиональных кадров из числа коренного населения.
Тема 2. Создание национального балета. Связь с традициями
русского балета. Открытие балетного театра. Возрождение казахского
танцевального фольклора.
Создание балетной школы, тенденции новаторских поисков в
творчестве ведущих балетмейстеров. Открытие первого музыкально
драматического техникума. (1932).
Тема 3. Профессиональный этап обучения народным танцам.
Роль А. Ардобуса в зарождении казахской национальной хореографии. Создатель первых национальных сценических танцев. Обобщение и систематизация народного танцевального фольклора. Создание народных танцев на сценической основе.
Появление народных танцев в драматических спектаклях для оживления действия.
Тема 4. Классическая система обучения балетному мастерству.
Основные правила, составившие основу отечественной системы
хореографического образования.
Тема 5. Становление классической хореографии. Творчество
А.В.Селезнева. Перевод обучения балету на профессиональную основу.
Становление системы хореографического образования в Казахстане.
Работа по отбору и обучению талантливых детей в
хореографическом училище. Введение А.В. Селезневым в процесс
обучения хореографического училища предмета «Актерское
мастерство».
Тема 6. Первый национальный балет «Қалкаман и Мамыр»
(1938). Музыка, костюм, прическа, этикет. Принципы взаимодействия
музыкальных и хореографических выразительных средств.
Музыкальный язык балета, Анализ исполнения балетных танцев.
Тема 7. Приезд в Казахстан балетной группы Большого театра.
Вклад балетной группы Большого театра в становление системы
хореографического образования в Казахстане. Обогащение репертуара
театра спектаклями мирового классического наследия.
Тема 8. Творчество Г. Улановой, русской балерины, балетного
педагога. Ведущая балерина театра оперы и балета имени Абая в
Алматы (1942-1944 г.г.).
Г. Уланова – инициатор постановок балетов «Бахчисарайский
фонтан» Б. Асафьева, «Жизель» А. Адана, «Лебединое озеро» П.
Чайковского. Партия Марины в балете Асафьева «Бахчисарайский
фонтан».
Мастер-классы для старших балетных курсов Алма-Атинской
музыкально-хореографической школы.
Тема 9. Н. Тапалова, исполнительница народных танцев.
Освоение пальцевой техники балета. Партия Заремы в балете Б.
Асафьева «Бахчисарайский фонтан».
Тема 10. Балет «Весна». Принципы взаимодействия музыкальных
и хореографических выразительных средств. Музыкальный язык
балета, анализ исполнения балетных танцев.
Тема 11. Становление национальной педагогики хореографии.
Создание национальной системы хореографического образования.
Изучение казахского танцевального наследия. Дальнейшее развитие
классического балетного искусства.
Тема 12. Биография и творчество Ш. Жиенкуловой. Казахская
танцовщица, основоположник казахской хореографии, педагог.
Исполнитель казахского танца «Келіншек» (начало
казахской хореографии).
Исполнитель народных танцев в музыкальной драме «Айман
Шолпан» М. Ауэзова, в операх «Қыз Жібек», «Жалбыр» и «Ер Тарғын»
Е. Брусиловского. Партия Мамыр в первом казахском национальном
балете «Қалқаман — Мамыр». Обновление классического балетного
репертуара.
Постановка балета И. Надирова «Көктем». Автор-постановщик
танцев «Тәттімбет», «Айжан қыз», «Қара жорға», «Қырық қыз».
Соединение духовной красоты сценических образов с пластичным
решением в танце.
Тема 13. Декада казахского искусства в Москве (1958). Оперы
«Қыз Жібек». «Жалбыр». Завершающий этап становления
профессиональной хореографии в Казахстане.
Тема 14. Дальнейшее совершенствование хореографического
образования в Казахстане. Создание структуры образовательной
системы по хореографии и балетному искусству.
Ступени обучения хореографическому искусству: кружки художественной самодеятельности, детские танцевальные коллективы, профессиональные хореографические училища, первые профессиональные коллективы народного танца.
Ожидаемые результаты освоения программы 5 класса.
1) знает историю становления классической хореографии в Казахстане;
2) знает историю создания балета в Казахстане;
3) знает творческий путь выдающихся балетных педагогов;
4) знает историю становления национальной педагогики хореографии;
5) знает творчество основоположника казахской хореографии Ш. Жиенкуловой;
6) знает ступени обучения хореографическому искусству;
7) владеет знаниями об исполнительской деятельности ведущих артистов балета;
8) знает основные отличительные особенности хореографического искусства;
9) владеет навыками выступления с докладами, рефератами, презентацией.


Примерные программные требования в 6 классе:


1) изучение вопросов развития балета, современного этапа
развития отечественной хореографии, знакомство с творчеством
ведущих исполнителей балета, профессиональных танцевальных
коллективов;
2) закрепление навыков самостоятельной работы, творческой
деятельности.
Содержание учебного предмета в 6 классе.
Раздел 1. Балетный театр в Казахстане 1970 годов двадцатого века.
Раздел 2. Ведущие исполнители балета.
Раздел 3. Профессиональные танцевальные коллективы.
Раздел 4. Современный этап развития отечественной хореографии.
Тематическое планирование.
Тема 1. Роль ведущих балетмейстеров, постановщиков танцев в
освоении новых достижений хореографического искусства в казахской
хореографии. Балетмейстеры отечественной балетной школы.
Анализ произведения хореографического искусства с учетом
времени его создания, стилистических особенностей, содержания,
взаимодействия различных видов искусств, художественных средств
создания хореографических образов. Бальные танцы советского
периода. Создание бальных танцев на основе многонационального
музыкального и хореографического искусства народов СССР.
Тема 2. Биография и творчество Д. Абирова, артиста балета,
балетмейстера, основоположника казахского народно-сценического
танца. Основные исполненные партии: Альберт – «Жизель» А. Адана,
Нурали – «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева.
Постановки: балет «Дорогой дружбы» Н. Тлендиева, балет «Ақ
қанат» Г. Жубановой, «Қозы Көрпеш и Баян Сұлу» Е. Брусиловского.
Постановка казахских народных танцев на профессиональной основе.
Тема 3. Биография и творчество З. Райбаева, автора казахских
Исполнительская деятельность. Казахские танцы «Аққу»,
«Балбырауын». Музыкальный язык балета. Анализ исполнения
балетных танцев.
Тема 4. Биография и творчество М. Тлеубаева. Исполнительская
деятельность. Танец «Ыңғайтөк». Балет «Ақсақ құлан». Балет «Дама с
камелиями». Гармония и выразительность постановок. Музыкальный
язык балета. Анализ исполнения балетных танцев. Детский балет «Три
поросенка».
Тема 5.Биография и творчество Р. Бапова, казахского артиста
балета, балетмейстера, педагога. Одноактные балеты, фрагменты из
балета «Щелкунчик» П. Чайковского «Восточный танец», «Танец
Снежинок», «Китайский танец». Разнообразие тем и выразительных
средств.
Тема 6. Биография и творчество С. Кушербаевой, артистки
балета, балетмейстера, педагога. Исполнительская деятельность.
Балеты «Дорогой дружбы» и «Бахчисарайский фонтан», «Спящая красавица». Партия Одетты в балете «Лебединое озеро». Партия
Ширин в балете «Легенда о любви». Разнообразие тем и выразительных
средств.
Тема 7. Биография и творчество Д. Накипова. Хореограф
либреттист, сценарист. Детский балет «Маленький волшебник – Ерлiк
Бақа». Балет «Триумф Афины». Детский национальный балет «Ер
Төстік».
Редактор творческого объединения «Алем» студии «Казахфильм»
имени Ш. Айманова. Председатель Союза хореографов Казахстана.
Тема 8. Сестры Габбасовы, артисты балета, режиссеры
хореографы. Спектакли «Соседки», «Тамыр», «Собаки женского рода»
и другие. Визуальный, психологический аспекты, мимика и пластика.
Эмоции героев, музыка.
Театр современного танца «Самрұқ». Одноактные балеты «Жизнь
во сне», «Аранхуэсский концерт», «Secondband», миниатюры «По ту
сторону…», «Порок», рок-опера «Тақыр».
Балеты «Second hand», «Жез тырнақ» на материале казахского
фольклора. Балеты «Аранхуэс», «Игра в карты». Синтез классики,
приемов контактной импровизации, акробатики и элементов модерна.
Музыка, костюм, прическа, этикет. Музыкальный язык балета. Анализ
исполнения балетных танцев.
Тема 9. Развитие народного танца, танцевальный фольклор,
ансамбли народного танца. Влияние народной хореографии на
профессиональное искусство. Государственный ансамбль танца
«Алтынай». Ритуальные, обрядовые, бытовые, лирические, игровые
танцы. Музыкальный материал для танцев: казахские народные кюи,
мелодии, песни, древняя ритмика, дошедшая из глубины веков в
образах народного музыкального и танцевального творчества.
Костюмы, атрибуты для художественного оформления танцев.
Государственный ансамбль танца «Салтанат». Синтез народного
танцевального фольклора и школы классического танца. Казахские
народные танцы, танцы народов мира. Постановка одноактного балета
«Томирис» по мотивам произведения Б. Жандарбекова.
Ансамбль эстрадного танца «Гүлдер». Народные танцы.
Современные эстрадно-танцевальные проекты. Танец «Алтын домбыра».
Тема 10. Государственный академический театр танца Республики Казахстан под руководством Б. Аюханова. Роль Б.Аюханова в формировани современного казахского балета.
Ансамбль «Молодой балет Алма-Аты». Оригинальный репертуар
одноактных балетов на сюжеты классической литературы. Версии
балетов «Гәкку», «Белое облако Чингисхана». Хореографические опусы
(сцена у балкона из балета «Ромео и Джульетта», отдельные сцены из
«Лебединого озера»). Балет «Ленинградцы, дети мои, ленинградцы,
гордость моя!».
Тема 11. История создания Государственного академического
театра оперы и балета имени Абая. Освоение хореографией конца
двадцатого века художественного опыта смежных искусств - музыки,
изобразительного искусства, литературы, кино, цирка, эстрады.
Расширение тематики балетов, обращение к коренным проблемам
современности. Человек, его психология, духовный мир, нравственные
идеалы – все это в центре внимания хореографического искусства.
Балетная труппа Государственного академического театра оперы
и балета имени Абая. Балеты «Қозы-Көрпеш – Баян сұлу», «Дорогой
дружбы», «Легенда о белой птице», «Ақсақ құлан», «Фрески»,
«Қарагөз» и другие.
Освоение хореографией конца двадцатого века художественного
опыта смежных искусств.
Поиски казахских балетмейстеров в области интерпретации
известных литературных сюжетов и синтеза различных видов
искусства. Рок-опера-балет «Брат мой, Маугли!».
Тема 12. История Национального театра оперы и балета «Астана
Опера». Опера «Біржан и Сара». Экспериментальная постановка по
поэме Мағжана Жұмабаева «Сказание о батыре Баяне».
Новый этап развития казахского балета. Балеты «Лебединое
озеро», «Дон-Кихот, «Жизель», «Бахчисарайский фонтан»,
«Щелкунчик», «Коппелия», «Баядерка», «Тщетная предосторожность»,
«Корсар», «Шопениана», «Карнавал» и другие.
Постановочная и педагогическая деятельность отечественных
мастеров балета за рубежом, совместная творческая деятельность.
Тема 13. Современный этап развития отечественной хореографии.
Понятие хореографии. Значение хореографии в современном обществе.
Воспитательное значение хореографии с древнейших времен. Влияние
хореографии на здоровье человека. Хореография как способ реализации
творческих способностей Стили и школы современных направлений
хореографического искусства. Роль фестивалей и конкурсов в развитии
хореографического искусства.
Тема 14. Развитие современного танца. Современный танец и его
особенности. Танец как способ коммуникации. Мюзикл как форма
синтеза искусств. Современная хореография. Бальный танец.
Историко-бытовые танцы. Бранль, павана, менуэт, гавот, вальс,
полонез, полька. Танцевальная культура: костюмы, прическа, этикет.
Тема 15. Современные бальные танцы. Спортивный бальный
танец. Европейская программа: медленный вальс, танго, венский вальс,
медленный фокстрот и квикстеп (быстрый фокстрот).
Латиноамериканская программа: самба, ча-ча-ча, румба, пасадобль и
джайв. Танцевальная культура: костюмы, прическа, этикет.
Ожидаемые результаты освоения программы 6 класса.
К концу обучения в 6 классе обучающийся имеет следующие
знания, умения и навыки:
1) знает об исполнительской деятельности ведущих казахских
артистов балета, внесших вклад в развитие казахского балета;
2) знает имена композиторов, внесших вклад в развитие
отечественной балетной музыки;
3) умеет работать с учебным материалом;
4) знает образцы классического наследия хореографического
репертуара;
5) знает основные этапы развития хореографического искусства;
6) знает основные отличительные особенности современного
хореографического искусства;
7) знает стили и школы современных направлений
хореографического искусства;
8) владеет навыками написания докладов, рефератов.


























ПРИМЕРНЫЕ ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ

по «Истории хореографии Казахстана»


I ГОД ОБУЧЕНИЯ


п / п

Название темы

Количество

часов

Раздел 1


Истоки возникновения и развития казахского народного танца.


24 часа

Тема 1.


Хореография как специфическая форма общественного сознания.

1


Хореография как вид искусства

1


Танцевальная культура в кочевом мире.

1


Своеобразие танцевальных традиций, хореографического языка и пластической выразительности, музыкального сопровождения в
культурах разных народов.

1


Движение и ритм.

1

Тема 2.


2 ч

Танец и народное творчество.

1


Танец и пантомима. Танец в эпосе, легендах и сказках
казахского народа. Мотивы жизненного уклада казахов в прошлом.

1

Тема 3.

Шаманские, плясовые и игровые состязательные танцы.

1

Тема 4.

Танец «Қыз қуу». Танец «Киіз басу». Музыка, костюм,
прическа, этикет.

1

Тема 5.

Танец «Шашу». Танец «Жабы ату». Музыка, костюм,
прическа, этикет.


1

Тема 6.

Народный танец как отражение характерных
особенностей народа. А. Затаевич.

1


Носители казахской музыкально-поэтической культуры –
сал и сері. Своеобразие творчества поэтов-песенников.

1


Синкретичность и синтетичность.


1

Тема 7.


3 ч.

Особенности древнего казахского танца.

1

Тема 8.

Ритуально-обрядовые танцы.

1

Тема 9.

Воинственно-охотничьи танцы.

1

Тема 10.

Бытовые подражательные танцы

1

Тема 11.

Массовые танцы.

1

Тема 12.

2 ч.

Стили исполнения танцев.

2

Тема 13.

Танец «Қара жорға».

1

Тема 14.

1 ч

Танцы конца девятнадцатого-начала двадцатого веков.

1

Раздел 2

Профессиональное развитие народного танца
Казахстана в советское время.

6 часов

Тема 15.


2 ч.

Профессиональное развитие народного танца
Казахстана. Народные танцы в драматических спектаклях (1917-1934).

1


Постановка народных танцев на профессиональной сцене. Введение народных танцев в балетные спектакли.

1

Тема 16.


2 ч.

Казахский танец и театральное искусство Казахстана.
Роль режиссеров музыкального театра Ж. Шанина, К. Джандарбекова,К. Байсеитова в возрождении казахского танца.

1


Зарождение танцевальных коллективов.

1

Тема 17.

2

Национальные хореографические средства первых
казахских народно-сценических танцев.

1


Женский танец.

1


Контрольные уроки.

4


ИТОГО:

34


II ГОД ОБУЧЕНИЯ


п / п

Название темы

Количество

часов

Творчество классиков европейской музыки



Раздел 1.

Становление классической хореографии с 1934 года до
1940 годы двадцатого века.


5


Тема 1.

Балет как высшая форма хореографического искусства.
Подготовка профессиональных кадров из числа коренного населения.


1


Хореографические формы балетного спектакля.

1


Формирование, развитие и становление казахстанского балетного театра.


1


Становление классической хореографии.


1


Подготовка профессиональных кадров из числа коренного населения.


1

Раздел 2.

Хореографическое образование в Казахстане в 1940
годы двадцатого века.

22 часа

Тема2 .

Создание национального балета. Открытие балетного театра. Возрождение казахского танцевального фольклора.

1


Создание балетной школы, тенденции новаторских поисков в творчестве ведущих балетмейстеров. Открытие первого музыкально - драматического техникума. (1932).

1

Тема 3.

Открытие балетного театра.

1


Связь с традициями русского балета.

1


Возрождение казахского танцевального фольклора.

1


Создание балетной школы, тенденции новаторских поисков в творчестве ведущих балетмейстеров

1


Открытие первого музыкально - драматического техникума. (1932).

1


Роль А. Ардобуса в зарождении казахской
национальной хореографии. Создатель первых национальных сценических танцев. Обобщение и систематизация народного
танцевального фольклора.

1


Создание народных танцев на сценической
основе. Появление народных танцев в драматических спектаклях для оживления действия. Постановка народных танцев на профессиональной сцене. Введение народных танцев в балетные спектакли.

1

Тема 4

Роль А. Александрова в развитии балетного искусства
Казахстана. Создание балетного отделения музыкально-хореографической школы. Основоположник казахской национальной хореографии.

1

Тема 5.

Классическая система обучения балетному мастерству. Основные правила, составившие основу отечественной системы хореографического образования.

1

Тема 6.


2 часа

Становление классической хореографии. Творчество
А.В.Селезнева. Перевод обучения балету на профессиональную основу.

1


Становление системы хореографического образования в Казахстане.
Работа по отбору и обучению талантливых детей в
хореографическом училище. Введение А.В. Селезневым в процесс обучения хореографического училища предмета «Актерское мастерство».

1

Тема 7.

Первый национальный балет «Қалкаман и Мамыр»
(1938). Музыка, костюм, прическа, этикет. Принципы взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств. Музыкальный язык балета. Анализ исполнения балетных танцев.

1

Тема 8.

Приезд в Казахстан балетной группы Большого театра.
Вклад балетной группы Большого театра в становление системы хореографического образования в Казахстане. Обогащение репертуара театра спектаклями мирового классического наследия.

1

Тема 9.

Творчество Г. Улановой, русской балерины, балетного педагога.

1

Тема 10.

Творчество Н. Тапаловой, исполнительница народных танцев.

1

Тема 11.

Балет «Весна». Принципы взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств. Музыкальный язык балета, анализ исполнения балетных танцев.

1

Тема 12.

2 часа

Становление национальной педагогики хореографии.
Создание национальной системы хореографического образования.

1


Изучение казахского танцевального наследия. Дальнейшее развитие классического балетного искусства.

1

Тема 13.

Открытие народного отделения музыкально-хореографической школы с 4-годичным обучением. Создание методики преподавания казахского танца. Профессиональные коллективы народного танца. Становление национальной педагогики хореографии.

1

Тема 14.

Биография и творчество Ш. Жиенкуловой. Казахская
танцовщица, основоположник казахской хореографии, педагог.

1

Раздел 3.

Хореографическое образование в Казахстане в 1950-
1960 годы двадцатого века.

3 часа

Тема 15.

Декада казахского искусства в Москве (1958).

Оперы «Қыз Жібек», «Жалбыр».

1


Завершающий этап становления профессиональной хореографии в Казахстане.

1

Тема 16.

Дальнейшее совершенствование хореографического
образования в Казахстане. Создание структуры образовательной системы по хореографии и балетному искусству.

1


Контрольные уроки

4 часа


ИТОГО:

34












III ГОД ОБУЧЕНИЯ


п / п

Название темы

Количество

часов

Раздел 1. Балетный театр в Казахстане 1970 годов двадцатого
века.

3 часа

Тема 1.


Роль ведущих балетмейстеров, постановщиков танцев в
освоении новых достижений хореографического искусства в казахской хореографии. Балетмейстеры отечественной балетной школы.

1


Анализ произведения хореографического искусства с учетом времени его создания, стилистических особенностей, содержания, взаимодействия различных видов искусств, художественных средств создания хореографических образов.

1


Бальные танцы советского периода. Создание бальных танцев на основе многонационального музыкального и хореографического искусства народов СССР.

1


Раздел 2. Ведущие исполнители балета.

4 часа

Тема 2.












Биография и творчество Д. Абирова, артиста балета,
балетмейстера, основоположника казахского народно-сценического танца. Основные исполненные партии: Альберт – «Жизель» А. Адана,
Нурали – «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева.
Постановки: балет «Дорогой дружбы» Н. Тлендиева, балет «Ақ
қанат» Г. Жубановой, «Қозы Көрпеш и Баян Сұлу» Е. Брусиловского. Постановка казахских народных танцев на профессиональной основе.

1

Тема 3.

Биография и творчество З. Райбаева, автора казахских
народно-сценических танцев. Казахские танцы «Қосалқа», «Асатаяқ»,«Келіншек». Музыка, костюм, прическа, этикет. Музыкальный язык
балета, Анализ исполнения балетных танцев.

1

Тема 4.

Б. Аюханов. Виртуозный танцовщик, педагог и
балетмейстер. Творческий поиск и новаторство Б. Аюханова.
Исполнительская деятельность.

Казахские танцы «Аққу»,«Балбырауын». Музыкальный язык балета. Анализ исполнения балетных танцев.

1

Тема 5.

Т Биография и творчество М. Тлеубаева. Исполнительская деятельность. Танец «Ыңғайтөк».

Балет «Ақсақ құлан».

Балет «Дама с камелиями». Гармония и выразительность постановок. Музыкальный
язык балета. Анализ исполнения балетных танцев.

1


Раздел 3. Профессиональные танцевальные коллективы.

4 часа

Тема 11.

Развитие народного танца, танцевальный фольклор, ансамбли народного танца. Влияние народной хореографии на профессиональное искусство.


1


Государственный ансамбль танца «Алтынай». Ритуальные, обрядовые, бытовые, лирические, игровые
танцы. Музыкальный материал для танцев: казахские народные кюи,мелодии, песни, древняя ритмика, дошедшая из глубины веков в образах народного музыкального и танцевального творчества.
Костюмы, атрибуты для художественного оформления танцев.

1


Государственный ансамбль танца «Салтанат».

Синтез народного танцевального фольклора и школы классического танца. Казахские народные танцы, танцы народов мира. Постановка одноактного балета
«Томирис» по мотивам произведения Б. Жандарбекова.

1

Ансамбль эстрадного танца «Гүлдер».

Народные танцы. Современные эстрадно-танцевальные проекты. Танец «Алтын домбыра».

1

Раздел 4.

Современный этап развития отечественной
хореографии.

19

Тема 12.

Государственный академический театр танца
Республики Казахстан под руководством Б. Аюханова. Роль Б. Аюханова в формировании современного казахского балета.


1


Ансамбль «Молодой балет Алма-Аты». Оригинальный репертуар одноактных балетов на сюжеты классической литературы.

1


Версии балетов «Гәкку», «Белое облако Чингисхана».

1


Хореографические опусы (сцена у балкона из балета «Ромео и Джульетта», отдельные сцены из
«Лебединого озера»). Балет «Ленинградцы, дети мои, ленинградцы, гордость моя!».

1

Тема 13.

История создания Государственного академического
театра оперы и балета имени Абая.

1


Освоение хореографией конца двадцатого века художественного опыта смежных искусств - музыки,
изобразительного искусства, литературы, кино, цирка, эстрады.
Расширение тематики балетов, обращение к коренным проблемам современности. Человек, его психология, духовный мир, нравственные идеалы – все это в центре внимания хореографического искусства.

1













1


Балетная труппа Государственного академического театра оперы и балета имени Абая. Балеты «Қозы-Көрпеш – Баян сұлу», «Дорогой дружбы», «Легенда о белой птице», «Ақсақ құлан», «Фрески», «Қарагөз» и другие.


Развитие форм драматического балета. Балеты «Дама с камелиями», «Мадам Баттерфляй».

1



Поиски казахских балетмейстеров в области интерпретации известных литературных сюжетов и

синтеза различных видов искусства. Рок-опера-балет «Брат мой, Маугли!»

1

Тема 14.

История Национального театра оперы и балета «Астана
Опера».


1

Опера «Біржан и Сара». Экспериментальная постановка по поэме Мағжана Жұмабаева «Сказание о батыре Баяне».


1

Новый этап развития казахского балета. Балеты «Лебединое озеро», «Дон-Кихот, «Жизель», «Бахчисарайский фонтан»,
«Щелкунчик», «Коппелия», «Баядерка», «Тщетная предосторожность»,
«Корсар», «Шопениана», «Карнавал» и другие.


1

Постановочная и педагогическая деятельность отечественных
мастеров балета за рубежом, совместная творческая деятельность.

1

Тема 15.

Декада казахского искусства в Москве (1958).

Оперы «Қыз Жібек». «Жалбыр».

Завершающий этап становления профессиональной хореографии в Казахстане.

1

Тема 16.

Развитие современного танца. Современный танец и его особенности. Танец как способ коммуникации.


1


Мюзикл как форма синтеза искусств. Современная хореография.

1


Бальный танец.
Историко-бытовые танцы. Бранль, павана, менуэт, гавот, вальс, полонез, полька. Танцевальная культура: костюмы, прическа, этикет.

1

Тема 17.

Современные бальные танцы.

Спортивный бальный танец. Европейская программа: медленный вальс, танго, венский вальс, медленный фокстрот и квикстеп (быстрый фокстрот).


1


Латиноамериканская программа: самба, ча-ча-ча, румба, пасадобль и джайв. Танцевальная культура: костюмы, прическа, этикет.

1


Контрольные уроки.

4


ИТОГО:

34