Адаптированная рабочая программа по предмету «История Отечества» разработана в соответствии с Законом «Об образовании» Российской Федерации (далее – РФ) от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Республики Татарстан (далее – РТ) от 22.07.2013 №68-ЗРТ, Законом РФ от 25.10.1991 №1807-1 (ред. от 12.03.2014) «О языках народов РФ», Законом РТ от 08.07.1992г. №1560-XII «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан», согласно СанПиНу 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность по АООП для обучающихся с ОВЗ», порядку организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, утверждённому приказом МОиН РФ от 30.08.2013г. №1015, на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы» под ред. В.В.Воронковой. Москва: изд. Центр «Владос» 2011 г.; адаптированной основной общеобразовательной программы (далее - АООП) ГБОУ «Казанская школа №76», Устава ГБОУ «Казанская школа №76».
Адаптированная рабочая программа ориентирована на использование учебника специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: «История России. 7 класс», авторы Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л.С. Сековец, Н. М. Редькина, Москва «Гуманитарный издат. центр ВЛАДОС» 2009 г. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
Адаптированная рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).
- освоение учащимися комплекса систематизированных знаний об истории Отечества, роли России как активного участника и творца всемирной истории;
- помощь учащимся в развитии у них чувства национальной идентичности, патриотизма, толерантности, уважения к историческому - пути своего и других народов;
- развитие у учащихся исторического мышления, под которым понимается способность рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности;
- овладение учащимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации.
Программа курса нацелена на формирование у воспитанников способности изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности. Для этого необходимо систематическое руководство деятельностью детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения истории с постепенным возрастанием их самостоятельности.
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.
Представляется, что в курсе «Мир истории» для детей с нарушением интеллекта целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчётливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий будет способствовать лучшему запоминанию их последовательности.
Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом может быть использован уровневый подход к формированию знаний с учётом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.
Весь исторический материал представлен отечественной историей, историей региональной и краеведческой. Учитель имеет право использовать в процессе изучения материала информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал, способствующий успешному овладению с содержанием статьи, рассказа.
Важной составной частью курса «Мир истории» являются историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей. Предполагается изучение истории с древности до нашего времени.
Применяются ТСО: фрагменты кино (видео, DVD), мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты. Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов - важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.
- великих русских поэтов, писателей, ученых.
- устанавливать причинно – следственные связи и зависимости, связь исторических событий;
- оценивать ответ ученика, дополнять его, пользуясь учебником и картой.
Качество обучения в специальной (коррекционной) школе оценивается не столько по объему знаний, сколько по умению ими пользоваться, применять для решения познавательных задач, использовать их в своем поведении, в получении новых знаний, в умении переносить имеющиеся знания в новые условия.
Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.
Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.
Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.
Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.
1. Программа специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 6-9 классов. Сборник 1. Издательство Москва «Владос» 2000 г.
2. История России 7 класс, Б.П. Пузанов, О. И. Бородина, Л.С. Сековец, Н.М. Редькина
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Вид деятельности | Требования к уроку | Вид контроля | Домашнее задание | Дата проведения |
I четверть 16 ч | план | факт |
1 | Введение в историю. История – наука о прошлом | 1 | Комбинированный | Работа с учебником. Ответы на вопросы. Словарная работа | Знать: история, историки, предки, Родина, отечество. Уметь: объяснять, что изучает история | Фронтальный | Ответить на в. 1-4 на стр. 8 | | |
2 | Исторические памятники | 1 | Комбинированный | Работа с учебником. Ответы на вопросы. Словарная работа | Знать: исторические памятники, археологи, музей, предания, легенды, исторические сказания, былины, гусли, берестяные грамоты, чернила. Уметь: называть исторические памятники, по которым изучается прошлое людей. | Фронтальный | Ответить на в. 1-4 на стр. 13 | | |
3 | Наша Родина – Россия | 1 | Комбинированный | Работа с учебником. Ответы на вопросы. Словарная работа | Знать: Россия, или Российская Федерация, россияне, граница, столица, флаг, герб, гимн, президент. Уметь: называть символы нашего государства | Фронтальный | Ответить на в. 1-5 на стр. 19 | | |
4 | Моя родословная | 1 | Комбинированный | Работа с учебником. Ответы на вопросы. Словарная работа | Знать: родословная, генеалогия, герб, род. Уметь: составлять родословную по примеру на стр. 22 | Фронтальный | Ответить на в. 1-4 на стр. 22 | | |
5 | Счет лет в истории | 1 | Комбинированный | Работа с учебником. Ответы на вопросы. Словарная работа | Знать: календарь, дата, век, тысячелетие. Уметь: объяснять, что такое дата | Фронтальный | Ответить на в. 1-5 на стр. 26 | | |
6 | Историческая карта | 1 | Комбинированный | Работа с учебником. Ответы на вопросы. Словарная работа | Знать: историческая карта. Уметь: показывать на карте территорию и столицу России | Фронтальный | Ответить на в. 1-4 на стр. 30 | | |
7 | История нашей страны древнейшего периода. Восточные славяне – предки русских, украинцев и белорусов | 1 | Комбинированный | Работа с учебником. Ответы на вопросы. Словарная работа | Знать: восточные славяне, племя. Уметь: перечислять племена восточных славян | Фронтальный | Ответить на в. 1-4 на стр. 35 | | |
8 | Роды и племена восточных славян и их старейшины | 1 | Комбинированный | Работа с учебником. Ответы на вопросы. Словарная работа | Знать: семья, община, старейшина, вече, князь, дружина, соплеменник, знатные люди. Уметь: объяснять, что такое община, старейшина | Фронтальный | Ответить на в. 1-4 на стр. 40 | | |
9 | Славянский поселок | 1 | Комбинированный | Работа с учебником. Ответы на вопросы. Словарная работа | Знать: поселение, частокол, мазанка, землянка, лучина, изба, амбар, хлев, лохань. Уметь: объяснять причины месторасположения славянских поселков | Фронтальный | Ответить на в. 1-4 на стр. 48 | | |
10 | Основные занятия восточных славян | 1 | Комбинированный | Работа с учебником. Ответы на вопросы. Словарная работа | Знать: земледелие, плуг, соха, пашня, невод, рогатина, скотоводство, пастух, бортничество, собирательство, охота. Уметь: перечислять занятия восточных славян | Фронтальный | Ответить на в. 1-5 на стр. 59 | | |
11 | Ремесла восточных славян | 1 | Комбинированный | Работа с учебником. Ответы на вопросы. Словарная работа | Знать: гончар, кузнец, туесок, бондарь, ладья Уметь: называть ремесла восточных славян | Фронтальный | Ответить на в. 1-2 на стр. 66 | | |
12 | Обычаи восточных славян. Верования восточных славян | 1 | Комбинированный | Работа с учебником. Ответы на вопросы. Словарная работа | Знать: плач, тризна, хоровод Уметь: описывать, как проходит обед у славян | Фронтальный | Ответить на в. 1-4 на стр. 73 | | |
13 | Соседи восточных славян | 1 | Комбинированный | Работа с учебником. Ответы на вопросы. Словарная работа | Знать: кочевники, юрта, дань, варяги, гость Уметь: рассказывать, чем торговали славянские мастера | Фронтальный | Ответить на в. 1-5 на стр. 90 | | |
14 | Славянские воины и богатыри | 1 | Комбинированный | Работа с учебником. Ответы на вопросы. Словарная работа | Знать: колчан, секира, палица, ратник, засека, дозорный. Уметь: объяснять, зачем славянам была нужна дружина | Фронтальный | Ответить на в. 1-4 на стр. 96 | | |
15 | Объединение восточных славян под властью Рюрика | 1 | Комбинированный | Работа с учебником. Ответы на вопросы. Словарная работа | Знать: послы, князь, княжество, пленники Уметь: называть причину, почему славяне призвали варягов управлять ими | Фронтальный | Ответить на в. 1-4 на стр. 102 | | |
16 | Киевская Русь. Образование государства восточных славян | 1 | Комбинированный | Работа с учебником. Ответы на вопросы. Словарная работа | Знать: полюдье, император. Уметь: называть дату образования Киевской Руси | Фронтальный | Ответить на в. 1-4 на стр. 107 | | |
II четверть – 14 ч | | |
1 | Русские князья Игорь и Святослав. Княгиня Ольга | 1 | Комбинированный | Работа с учебником. Ответы на вопросы. Словарная работа | Знать: мирный договор. Уметь: называть правильный порядок княжения | Фронтальный | Ответить на в. 1-3 на стр. 112 | | |
2 | Укрепление власти князя | 1 | Комбинированный | Работа с учебником. Ответы на вопросы. Словарная работа | Знать: боярин, ополчение, раб, оборона. Уметь: называть две главные задачи, которые поставил перед собой князь Владимир, когда стал великим князем Киевской Руси | Фронтальный | Ответить на в. 1-4 на стр. 118 | | |
3 | Оборона Руси от врагов | 1 | Комбинированный | Работа с учебником. Ответы на вопросы. Словарная работа | Знать: дозорная служба Уметь: называть соседей, которые угрожали Киевской Руси | Фронтальный | Ответить на в. 1-4 на стр. 124 | | |
4 | Крещение Руси при князе Владимире | 1 | Комбинированный | Работа с учебником. Ответы на вопросы. Словарная работа | Знать: религия, христиане, крещение, священник, крест, молитва, патриарх, митрополит, проповедники. Уметь: называть князя, при котором началось крещение Руси | Фронтальный | Ответить на в. 1-4 на стр. 129 | | |
5 | Культура и искусство Киевской Руси | 1 | Комбинированный | Работа с учебником. Ответы на вопросы. Словарная работа | Знать: алтарь, фрески, иконы, иконописцы, мозаика, церковная утварь. Уметь: описывать внутренний вид христианского храма | Фронтальный | Ответить на в. 1-3 на стр.142 | | |
6 | Жизнь и быт людей в Киевской Руси | 1 | Комбинированный | Работа с учебником. Ответы на вопросы. Словарная работа | Знать: вотчина, усадьба, натуральное хозяйство, холоп, закупы, смерды. Уметь: объяснять, какое хозяйство называют натуральным | Фронтальный | Ответить на в. 1-5 на стр. 1 | | |
7 | Правление Ярослава Мудрого | 1 | Комбинированный | Работа с учебником. Ответы на вопросы. Словарная работа | Знать: междоусобица, «Русская Правда», закон, вира. Уметь: рассказывать, что сделал Ярослав Мудрый для укрепления Русского государства | Фронтальный | Ответить на в. 1-3 на стр. 159 | | |
8 | Образование и грамотность на Руси | 1 | Комбинированный | Работа с учебником. Ответы на вопросы. Словарная работа | Знать: переписчик, устав, Библия, библиотека. Уметь: рассказывать, что было предпринято для распространения грамотности на Руси | Фронтальный | Ответить на в. 1-4 на стр. 164 | | |
9 | Летописи и летописцы | 1 | Комбинированный | Работа с учебником. Ответы на вопросы. Словарная работа | Знать: летопись, летописец, Нестор. Уметь: объяснять, для чего нужны были летописи | Фронтальный | Ответить на в. 1-6 на стр. 168 | | |
10 | Киевский князь Владимир Мономах | 1 | Комбинированный | Работа с учебником. Ответы на вопросы. Словарная работа | Знать: удельный князь. Уметь: описывать жизнь Руси при сыновьях Ярослава Мудрого | Фронтальный | Ответить на в. 1-3 на стр. 173 | | |
11 | Рост и укрепление древнерусских городов | 1 | Комбинированный | Работа с учебником. Ответы на вопросы. Словарная работа | Знать: торг, посад, корчма, Кремль, тысяцкий, тысяча. Уметь: описывать укрепление древнерусского города | Фронтальный | Ответить на в. 1-5 на стр. 181 | | |
12 | Распад Киевской Руси. Причины распада Киевской Руси | 1 | Комбинированный | Работа с учебником. Ответы на вопросы. Словарная работа | Знать: раздробленность, вотчинник Уметь: называть основные причины распада Киевской Руси | Фронтальный | Ответить на в. 1-4 на стр. 187 | | |
13 | Образование самостоятельных княжеств | 1 | Комбинированный | Работа с учебником. Ответы на вопросы. Словарная работа | Знать: период раздробленности. Уметь: называть характерные признаки для Руси в период раздробленности | Фронтальный | Ответить на в. 1-4 на стр. 191 | | |
14 | Киевское княжество в XII веке | 1 | Комбинированный | Работа с учебником. Ответы на вопросы. Словарная работа | Знать: титул. Уметь: объяснять, чем славился Киев | Фронтальный | Ответить на в. 1-3 на стр. 194 | | |
III четверть – 22 ч | | |
1 | Владимиро-Суздальское княжество | 1 | Комбинированный | Работа с учебником. Ответы на вопросы. Словарная работа | Знать: торжок, хан. Уметь: называть князя, при котором Владимиро-Суздальское княжество расширилось и укрепилось | Фронтальный | Ответить на в. 1-2 на стр. 200 | | |
2 | Господин Великий Новгород | 1 | Комбинированный | Работа с учебником. Ответы на вопросы. Словарная работа | Знать: архиепископ Уметь: рассказывать, чем славился Новгородский край | Фронтальный | Ответить на в. 1-4 на стр. 207 | | |
3 | Торговля и ремесла Новгородской земли | 1 | Комбинированный | Работа с учебником. Ответы на вопросы. Словарная работа | Знать: пошлина, пристань. Уметь: называть причину, по которой новгородцы брали пошлину с иностранных купцов | Фронтальный | Ответить на в. 1-4 на стр. 211 | | |
4 | Новгородское вече | 1 | Комбинированный | Работа с учебником. Ответы на вопросы. Словарная работа | Знать: новгородское вече, посадник, гонец, республика Уметь: объяснять, что такое новгородское вече | Фронтальный | Ответить на в. 1-3 на стр.217 | | |
5 | Русская культура в XII – XIII веках | 1 | Комбинированный | Работа с учебником. Ответы на вопросы. Словарная работа | Знать: культура. Уметь: приводить примеры как развивалась письменность на Руси | Фронтальный | Ответить на в. 1-3 на стр. 222 | | |
6 | Борьба Руси с иноземными завоевателями. Монголо-татары | 1 | Комбинированный | Работа с учебником. Ответы на вопросы. Словарная работа | Знать: пастбище, орды, караул. Уметь: объяснять, кто такие монголо-татары | Фронтальный | Ответить на в. 1-4 на стр. 228 | | |
7 | Нашествие монголо-татар на Русь | 1 | Комбинированный | Работа с учебником. Ответы на вопросы. Словарная работа | Знать: тараны. Уметь: называть дату первой битвы русских с монголо-татарами | Фронтальный | Ответить на в. 1-3 на стр. 233 | | |
8 | Героическая борьба русских людей против монголо-татар | 1 | Комбинированный | Работа с учебником. Ответы на вопросы. Словарная работа | Знать: развалины. Уметь: рассказывать о героической борьбе русского народа | Фронтальный | Ответить на в. 1-3 на стр. 237 | | |
9 | Русь под монголо-татарским игом | 1 | Комбинированный | Работа с учебником. Ответы на вопросы. Словарная работа | Знать: иго, Золотая орда, ярлык, баскаки. Уметь: описывать, как управлял хан русскими землями | Фронтальный | Ответить на в. 1-2 на стр. 242 | | |
10 | Рыцари-крестоносцы | 1 | Комбинированный | Работа с учебником. Ответы на вопросы. Словарная работа | Знать: Ливония, рыцарь (всадник), Ливонский Орден, Великий Магистр. Уметь: объяснять, что такие «крестовые походы» | Фронтальный | Ответить на в. 1-3 на стр. 246 | | |
11 | Александр Невский и новгородская дружина | 1 | Комбинированный | Работа с учебником. Ответы на вопросы. Словарная работа | Знать: княжение. Уметь: описывать внешний вид Александра Невского | Фронтальный | Ответить на в. 1-3 на стр. 250 | | |
12 | Невская битва | 1 | Комбинированный | Работа с учебником. Ответы на вопросы. Словарная работа | Знать: герцог Уметь: рассказывать, где произошла Невская битва | Фронтальный | Ответить на в. 1-3 на стр. 253 | | |
13 | Ледовое побоище | 1 | Комбинированный | Работа с учебником. Ответы на вопросы. Словарная работа | Знать: фланг Уметь: описывать ход сражения Ледового побоища | Фронтальный | Ответить на в. 1-4 на стр. 257 | | |
14 | Начало объединения русских земель. Возвышение Москвы | 1 | Комбинированный | Работа с учебником. Ответы на вопросы. Словарная работа | Знать: династия. Уметь: называть князя, при котором началось возвышение Москвы | Фронтальный | Ответить на в. 1-3 на стр. 262 | | |
15 | Московский князь Иван Калита, его успехи | 1 | Комбинированный | Работа с учебником. Ответы на вопросы. Словарная работа | Знать: духовный центр русской земли Уметь: рассказывать, что сделал Иван Калита для Москвы | Фронтальный | Ответить на в. 1-3 на стр. 269 | | |
16 | Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси | 1 | Комбинированный | Работа с учебником. Ответы на вопросы. Словарная работа | Знать: десятина, оброк, дворяне. Уметь: приводить примеры, подтверждающие возрождение сельского хозяйства на Руси | Фронтальный | Ответить на в. 1-3 на стр. 275 | | |
17 | Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском | 1 | Комбинированный | Работа с учебником. Ответы на вопросы. Словарная работа | Знать: справедливый правитель Уметь: описывать политику Дмитрия Донского | Фронтальный | Ответить на в. 1-4 на стр. 280 | | |
18 | Сергий Радонежский | 1 | Комбинированный | Работа с учебником. Ответы на вопросы. Словарная работа | Знать: отшельники, пустынь, игумен. Уметь: объяснять, почему русские люди бежали под защиту монастырей | Фронтальный | Ответить на в. 1-4 на стр. 286 | | |
19 | Битва на Куликовом поле | 1 | Комбинированный | Работа с учебником. Ответы на вопросы. Словарная работа | Знать: полк, пехота. Уметь: описывать Куликовскую битву | Фронтальный | Ответить на в. 1-5 на стр. 293 | | |
20 | Значение Куликовской битвы для русского народа | 1 | Комбинированный | Работа с учебником. Ответы на вопросы. Словарная работа | Знать: памятник Уметь: объяснять значение для русского народа Куликовская битва | Фронтальный | Ответить на в. 1-2 на стр. 299 | | |
21 | Иван III. Освобождение от иноземного ига | 1 | Комбинированный | Работа с учебником. Ответы на вопросы. Словарная работа | Знать: пищали, тюфяк. Уметь: объяснять, почему монголо-татары не смогли победить русских | Фронтальный | Ответить на в. 1-3 на стр. 304 | | |
22 | Укрепление Московского государства | 1 | Комбинированный | Работа с учебником. Ответы на вопросы. Словарная работа | Знать: монархия, монарх, скипетр, держава, бойницы Уметь: описывать события в 1480 г. и как это отразилось на положении Московского княжества | Фронтальный | Ответить на в. 1-7 на стр. 309 | | |
IV четверть – 16 ч | | |
1 | История Татарстана. Из жизни древнего населения края. На берегах Волги и Камы | 1 | Комбинированный | Работа с учебником. Ответы на вопросы. Словарная работа | Знать: стоянка, полуземлянка, гарпун, тесло, мыс. Уметь: рассказывать, когда на берегах Волги и Камы появились первые люди | Фронтальный | Выполнить задание 3 на стр. 13 | | |
2 | Тюрки на просторах Евразии. Древние тюрки и ранние тюркские государства | 1 | Комбинированный | Работа с учебником. Ответы на вопросы. Словарная работа | Знать: тюркоязычные племена. Уметь: перечислять достижения хунну в хозяйственной жизни | Фронтальный | Ответить на в. 1 на стр. 22 | | |
3 | Хазарский и Тюркский каганаты | 1 | Комбинированный | Работа с учебником. Ответы на вопросы. Словарная работа | Знать: жужане, каган, капище Уметь: рассказывать, какую роль сыграли каганаты в истории народов Средней Азии и Восточной Европы | Фронтальный | Ответить на в. 2 на стр. 22 | | |
4 | Волжская Булгария (X – начало XIII вв.) Булгарское государство на Средней Волге: возникновение, территория, население и хозяйство | 1 | Комбинированный | Работа с учебником. Ответы на вопросы. Словарная работа | Знать: эльтебер. Уметь: рассказывать, откуда пришли болгары на Среднюю Волгу | Фронтальный | Ответить на в. 1 на стр. 32 | | |
5 | Управление Волжской Булгарией | 1 | Комбинированный | Работа с учебником. Ответы на вопросы. Словарная работа | Знать: караван-сарай. Уметь: называть первого правителя Волжской Булгарией | Фронтальный | Ответить на в. 2 на стр. 32 | | |
6 | Волжская Булгария: города, международные связи, культура | 1 | Комбинированный | Работа с учебником. Ответы на вопросы. Словарная работа | Знать: слобода, фактория, каллиграфия, филигрань. Уметь: называть народы и страны, с которыми булгары поддерживали отношения | Фронтальный | Ответить на в. 3-5 на стр. 41 | | |
7 | Волжская Булгария и монгольские завоевания. Улус Джучи (Золотая Орда). Монгольское нашествие на Волжскую Булгарию. Образование Улуса Джучи – Золотой Орды | 1 | Комбинированный | Работа с учебником. Ответы на вопросы. Словарная работа | Знать: улусы. Уметь: рассказывать, где и при каких обстоятельствах возникло новое государство – Улус Джучи | Фронтальный | Ответить на в. 2-4 на стр. | | |
8 | Территория и население Золотой Орды | 1 | Комбинированный | Работа с учебником. Ответы на вопросы. Словарная работа | Знать: разнородное население. Уметь: описывать территорию и население Золотой Орды | Фронтальный | Ответить на в. 7 на стр. 49 | | |
9 | Золотая Орда периода расцвета | 1 | Комбинированный | Работа с учебником. Ответы на вопросы. Словарная работа | Знать: курултай, беклербек, централизованное государство. Уметь: рассказывать об основных направлениях и результатах политики хана Узбека | Фронтальный | Ответить на в. 1 на стр. 57 | | |
10 | Золотоордынские города | 1 | Комбинированный | Работа с учебником. Ответы на вопросы. Словарная работа | Знать: арык, сырец, меджлис. Уметь: объяснять, почему золотоордынскую культуру считают сочетанием традиций разных культур | Фронтальный | Ответить на в. 5,6 на стр. 57 | | |
11 | Булгарский Улус. Распад Золотой Орды | 1 | Комбинированный | Работа с учебником. Ответы на вопросы. Словарная работа | Знать: майолика, ушкуйники, междоусобица Уметь: рассказывать о том, как происходило возрождение булгарских земель после Батыева времени | Фронтальный | Ответить на в. 1,2 на стр. 65 | | |
12 | Казанское ханство. Рождение нового государства на Средней Волге | 1 | Комбинированный | Работа с учебником. Ответы на вопросы. Словарная работа | Знать: названия народов, проживавших на территории Казанского ханства. Уметь: рассказывать, как возникло Казанское ханство | Фронтальный | Ответить на в. 2 на стр. 71 | | |
13 | Территория и население | 1 | Комбинированный | Работа с учебником. Ответы на вопросы. Словарная работа | Знать: поволжские татары. Уметь: рассказывать, как сложилась новая народность в Казанском ханстве | Фронтальный | Ответить на в. 5 на стр. 71 | | |
14 | Хозяйство и культура Казанского ханства | 1 | Комбинированный | Работа с учебником. Ответы на вопросы. Словарная работа | Знать: минарет. Уметь: рассказывать про Казанское ханство | Фронтальный | Заполнить таблицу на стр. 80 | | |
15 | Казань – столица государства | 1 | Комбинированный | Работа с учебником. Ответы на вопросы. Словарная работа | Знать: гравировать, ярлыки, курай. Уметь: описывать Казань в XI веке | Фронтальный | Ответить на в. 4 на стр. 80 | | |
16 | Казанское ханство: от самостоятельности – к зависимости и гибели | 1 | Комбинированный | Работа с учебником. Ответы на вопросы. Словарная работа | Знать: протекторат. Уметь: называть причину конфликтов между Московским государством и Казанским ханством | Фронтальный | Ответить на в. 2,3 на стр. 88 | | |