СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету"История Отечества", 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа ориентирована на использование учебника специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: «История России. 7 класс», авторы Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л.С. Сековец, Н. М. Редькина, Москва «Гуманитарный издат. центр ВЛАДОС» 2009 г. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету"История Отечества", 7 класс»

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по предмету «История Отечества» разработана в соответствии с Законом «Об образовании» Российской Федерации (далее – РФ) от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Республики Татарстан (далее – РТ) от 22.07.2013 №68-ЗРТ, Законом РФ от 25.10.1991 №1807-1 (ред. от 12.03.2014) «О языках народов РФ», Законом РТ от 08.07.1992г. №1560-XII «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан», согласно СанПиНу 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность по АООП для обучающихся с ОВЗ», порядку организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, утверждённому приказом МОиН РФ от 30.08.2013г. №1015, на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы» под ред. В.В.Воронковой. Москва: изд. Центр «Владос» 2011 г.; адаптированной основной общеобразовательной программы (далее - АООП) ГБОУ «Казанская школа №76», Устава ГБОУ «Казанская школа №76».

Адаптированная рабочая программа ориентирована на использование учебника специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: «История России. 7 класс», авторы Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л.С. Сековец, Н. М. Редькина, Москва «Гуманитарный издат. центр ВЛАДОС» 2009 г. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.

Адаптированная рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).

Задачей преподавания предмета «История Отечества» является:

- освоение учащимися комплекса систематизированных знаний об истории Отечества, роли России как активного участника и творца всемирной истории;

- помощь учащимся в развитии у них чувства национальной идентичности, патриотизма, толерантности, уважения к историческому - пути своего и других народов;

- развитие у учащихся исторического мышления, под которым понимается способность рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности;

- овладение учащимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации.

Программа курса нацелена на формирование у воспитанников способности изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности. Для этого необходимо систематическое руководство деятельностью детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения истории с постепенным возрастанием их самостоятельности.

История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.

Представляется, что в курсе «Мир истории» для детей с нарушением интеллекта целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчётливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий будет способствовать лучшему запоминанию их последовательности.

Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом может быть использован уровневый подход к формированию знаний с учётом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.

Весь исторический материал представлен отечественной историей, историей региональной и краеведческой. Учитель имеет право использовать в процессе изучения материала информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал, способствующий успешному овладению с содержанием статьи, рассказа.

Важной составной частью курса «Мир истории» являются историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей. Предполагается изучение истории с древности до нашего времени.

Учебно-тематический план

Раздел

Наименование темы

Общее количество часов

1


2


3


4


5


6


7


8


9


10

Введение в историю


История нашей страны древнейшего периода


Киевская Русь


Распад Киевской Руси


Борьба Руси с иноземными завоевателями


Начало объединения русских земель


История Татарстана. Из жизни древнего населения края.


Тюрки на просторах Евразии


Волжская Булгария и монгольские завоевания. Улус Джучи (Золотая Орда)


Казанское ханство


6


10


13


9


8


9


1


6


7


3



Содержание учебного предмета

7 класс

История Отечества как учебный предмет в 7 классе состоит из следующих разделов:

Введение в историю. История – наука о прошлом. Исторические памятники. Наша Родина – Россия. Моя родословная. Счет лет в истории. Историческая карта. История нашей страны древнейшего периода. Восточные славяне – предки русских, украинцев и белорусов. Роды и племена восточных славян и их старейшины. Славянский поселок. Основные занятия восточных славян. Ремесла восточных славян. Обычаи восточных славян. Верования восточных славян. Соседи восточных славян. Славянские воины и богатыри. Объединение восточных славян под властью Рюрика. Киевская Русь. Образование государства восточных славян. Русские князья Игорь и Святослав. Княгиня Ольга. Укрепление власти князя. Оборона Руси от врагов. Крещение Руси при князе Владимире. Культура и искусство Киевской Руси. Жизнь и быт людей в Киевской Руси. Правление Ярослава Мудрого. Образование и грамотность на Руси. Летописи и летописцы. Киевский князь Владимир Мономах. Рост и укрепление древнерусских городов. Распад Киевской Руси. Причины распада Киевской Руси. Образование самостоятельных княжеств. Киевское княжество в XII веке. Владимиро-Суздальское княжество. Господин Великий Новгород. Торговля и ремесла Новгородской земли. Новгородское вече. Русская культура в XII – XIII веках. Борьба Руси с иноземными завоевателями. Монголо-татары. Нашествие монголо-татар на Русь. Героическая борьба русских людей против монголо-татар. Русь под монголо-татарским игом. Рыцари-крестоносцы. Александр Невский и новгородская дружина. Невская битва. Ледовое побоище. Начало объединения русских земель. Возвышение Москвы. Московский князь Иван Калита, его успехи. Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси. Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском. Сергий Радонежский. Битва на Куликовом поле. Значение Куликовской битвы для русского народа. Иван III. Освобождение от иноземного ига. Укрепление Московского государства. История Татарстана. Из жизни древнего населения края. На берегах Волги и Камы .Тюрки на просторах Евразии. Древние тюрки и ранние тюркские государства. Хазарский и Тюркский каганаты. Волжская Булгария (X – начало XIII вв.).Булгарское государство на Средней Волге: возникновение, территория, население и хозяйство. Управление Волжской Булгарией. Волжская Булгария: города, международные связи, культура. Волжская Булгария и монгольские завоевания. Улус Джучи (Золотая Орда). Монгольское нашествие на Волжскую Булгарию. Образование Улуса Джучи – Золотой Орды. Территория и население Золотой Орды. Золотая Орда периода расцвета. Золотоордынские города. Булгарский Улус. Распад Золотой Орды. Казанское ханство. Рождение нового государства на Средней Волге. Территория и население. Хозяйство и культура Казанского ханства.Казань – столица государства.Казанское ханство: от самостоятельности – к зависимости и гибели.






Средства обучения, используемые на уроке


Применяются ТСО: фрагменты кино (видео, DVD), мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты. Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов - важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.


Методы и приемы, используемые в ходе обучения


Методы устного изложения: повествование, описание, объяснение, беседа.

Методы работы с письменными источниками: работа с учебником, работа с историческим документом, работа с периодической печатью, использование художественной литературы.

Методы наглядного обучения: предметная наглядность, изобразительные средства, условно – графическая наглядность.


Основные требования к знаниям и умениям учащихся


Учащиеся должны знать:

- когда началось и закончилось событие;

- как протекало конкретное событие;

- великих русских поэтов, писателей, ученых.


Учащиеся должны уметь:

- пользоваться «лентой времени»;

- устанавливать причинно – следственные связи и зависимости, связь исторических событий;

- выделять главную мысль в отрывке исторической статьи;

- оценивать ответ ученика, дополнять его, пользуясь учебником и картой.






Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся


Качество обучения в специальной (коррекционной) школе оценивается не столько по объему знаний, сколько по умению ими пользоваться, применять для решения познавательных задач, использовать их в своем поведении, в получении новых знаний, в умении переносить имеющиеся знания в новые условия.

Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.

Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.

Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.

Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.


Литература


1. Программа специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 6-9 классов. Сборник 1. Издательство Москва «Владос» 2000 г.

2. История России 7 класс, Б.П. Пузанов, О. И. Бородина, Л.С. Сековец, Н.М. Редькина



















Календарно-тематическое планирование (7 класс)

История Отечества (Б.П. Пузанов, О. И. Бородина, Л.С. Сековец, Н.М. Редькина)

I четверть – 16 ч, II четверть – 14 ч, III четверть – 22 ч, IV четверть – 16 ч

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Вид деятельности

Требования к уроку

Вид контроля

Домашнее задание

Дата проведения

I четверть 16 ч

план

факт

1

Введение в историю.

История – наука о прошлом

1

Комбинированный

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Словарная работа


Знать: история, историки, предки, Родина, отечество.

Уметь: объяснять, что изучает история

Фронтальный

Ответить на в. 1-4 на стр. 8



2

Исторические памятники

1

Комбинированный

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Словарная работа


Знать: исторические памятники, археологи, музей, предания, легенды, исторические сказания, былины, гусли, берестяные грамоты, чернила.

Уметь: называть исторические памятники, по которым изучается прошлое людей.

Фронтальный

Ответить на в. 1-4 на стр. 13



3

Наша Родина – Россия

1

Комбинированный

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Словарная работа


Знать: Россия, или Российская Федерация, россияне, граница, столица, флаг, герб, гимн, президент.

Уметь: называть символы нашего государства

Фронтальный

Ответить на в. 1-5 на стр. 19



4

Моя родословная

1

Комбинированный

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Словарная работа


Знать: родословная, генеалогия, герб, род.

Уметь: составлять родословную по примеру на стр. 22

Фронтальный

Ответить на в. 1-4 на стр. 22



5

Счет лет в истории

1

Комбинированный

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Словарная работа


Знать: календарь, дата, век, тысячелетие.

Уметь: объяснять, что такое дата

Фронтальный

Ответить на в. 1-5 на стр. 26



6

Историческая карта

1

Комбинированный

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Словарная работа


Знать: историческая карта.

Уметь: показывать на карте территорию и столицу России



Фронтальный

Ответить на в. 1-4 на стр. 30



7

История нашей страны древнейшего периода.

Восточные славяне – предки русских, украинцев и белорусов

1

Комбинированный

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Словарная работа


Знать: восточные славяне, племя.

Уметь: перечислять племена восточных славян

Фронтальный

Ответить на в. 1-4 на стр. 35



8

Роды и племена восточных славян и их старейшины

1

Комбинированный

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Словарная работа


Знать: семья, община, старейшина, вече, князь, дружина, соплеменник, знатные люди.

Уметь: объяснять, что такое община, старейшина

Фронтальный

Ответить на в. 1-4 на стр. 40



9

Славянский поселок

1

Комбинированный

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Словарная работа


Знать: поселение, частокол, мазанка, землянка, лучина, изба, амбар, хлев, лохань.

Уметь: объяснять причины месторасположения славянских поселков

Фронтальный

Ответить на в. 1-4 на стр. 48



10

Основные занятия восточных славян

1

Комбинированный

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Словарная работа


Знать: земледелие, плуг, соха, пашня, невод, рогатина, скотоводство, пастух, бортничество, собирательство, охота.

Уметь: перечислять занятия восточных славян

Фронтальный

Ответить на в. 1-5 на стр. 59



11

Ремесла восточных славян

1

Комбинированный

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Словарная работа


Знать: гончар, кузнец, туесок, бондарь, ладья

Уметь: называть ремесла восточных славян

Фронтальный

Ответить на в. 1-2 на стр. 66


12

Обычаи восточных славян.

Верования восточных славян

1

Комбинированный

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Словарная работа


Знать: плач, тризна, хоровод

Уметь: описывать, как проходит обед у славян

Фронтальный

Ответить на в. 1-4 на стр. 73



13

Соседи восточных славян

1

Комбинированный

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Словарная работа


Знать: кочевники, юрта, дань, варяги, гость

Уметь: рассказывать, чем торговали славянские мастера

Фронтальный

Ответить на в. 1-5 на стр. 90



14

Славянские воины и богатыри

1

Комбинированный

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Словарная работа


Знать: колчан, секира, палица, ратник, засека, дозорный.

Уметь: объяснять, зачем славянам была нужна дружина

Фронтальный

Ответить на в. 1-4 на стр. 96



15

Объединение восточных славян под властью Рюрика

1

Комбинированный

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Словарная работа


Знать: послы, князь, княжество, пленники

Уметь: называть причину, почему славяне призвали варягов управлять ими

Фронтальный

Ответить на в. 1-4 на стр. 102



16

Киевская Русь.

Образование государства восточных славян

1

Комбинированный

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Словарная работа


Знать: полюдье, император.

Уметь: называть дату образования Киевской Руси

Фронтальный

Ответить на в. 1-4 на стр. 107



II четверть – 14 ч



1

Русские князья Игорь и Святослав. Княгиня Ольга

1

Комбинированный

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Словарная работа


Знать: мирный договор.

Уметь: называть правильный порядок княжения

Фронтальный

Ответить на в. 1-3 на стр. 112



2

Укрепление власти князя

1

Комбинированный

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Словарная работа


Знать: боярин, ополчение, раб, оборона.

Уметь: называть две главные задачи, которые поставил перед собой князь Владимир, когда стал великим князем Киевской Руси

Фронтальный

Ответить на в. 1-4 на стр. 118



3

Оборона Руси от врагов

1

Комбинированный

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Словарная работа


Знать: дозорная служба

Уметь: называть соседей, которые угрожали Киевской Руси

Фронтальный

Ответить на в. 1-4 на стр. 124



4

Крещение Руси при князе Владимире

1

Комбинированный

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Словарная работа


Знать: религия, христиане, крещение, священник, крест, молитва, патриарх, митрополит, проповедники.

Уметь: называть князя, при котором началось крещение Руси

Фронтальный

Ответить на в. 1-4 на стр. 129



5

Культура и искусство Киевской Руси

1

Комбинированный

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Словарная работа


Знать: алтарь, фрески, иконы, иконописцы, мозаика, церковная утварь.

Уметь: описывать внутренний вид христианского храма

Фронтальный

Ответить на в. 1-3 на стр.142



6

Жизнь и быт людей в Киевской Руси

1

Комбинированный

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Словарная работа


Знать: вотчина, усадьба, натуральное хозяйство, холоп, закупы, смерды.

Уметь: объяснять, какое хозяйство называют натуральным

Фронтальный

Ответить на в. 1-5 на стр. 1



7

Правление Ярослава Мудрого

1

Комбинированный

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Словарная работа


Знать: междоусобица, «Русская Правда», закон, вира.

Уметь: рассказывать, что сделал Ярослав Мудрый для укрепления Русского государства

Фронтальный

Ответить на в. 1-3 на стр. 159



8

Образование и грамотность на Руси

1


Комбинированный

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Словарная работа


Знать: переписчик, устав, Библия, библиотека.

Уметь: рассказывать, что было предпринято для распространения грамотности на Руси

Фронтальный

Ответить на в. 1-4 на стр. 164



9

Летописи и летописцы

1

Комбинированный

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Словарная работа


Знать: летопись, летописец, Нестор.

Уметь: объяснять, для чего нужны были летописи

Фронтальный

Ответить на в. 1-6 на стр. 168



10

Киевский князь Владимир Мономах

1

Комбинированный

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Словарная работа


Знать: удельный князь.

Уметь: описывать жизнь Руси при сыновьях Ярослава Мудрого

Фронтальный

Ответить на в. 1-3 на стр. 173



11

Рост и укрепление древнерусских городов

1

Комбинированный

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Словарная работа


Знать: торг, посад, корчма, Кремль, тысяцкий, тысяча.

Уметь: описывать укрепление древнерусского города

Фронтальный

Ответить на в. 1-5 на стр. 181



12

Распад Киевской Руси.

Причины распада Киевской Руси

1

Комбинированный

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Словарная работа


Знать: раздробленность, вотчинник

Уметь: называть основные причины распада Киевской Руси

Фронтальный

Ответить на в. 1-4 на стр. 187



13

Образование самостоятельных княжеств

1

Комбинированный

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Словарная работа


Знать: период раздробленности.

Уметь: называть характерные признаки для Руси в период раздробленности

Фронтальный

Ответить на в. 1-4 на стр. 191



14

Киевское княжество в XII веке

1

Комбинированный

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Словарная работа


Знать: титул.

Уметь: объяснять, чем славился Киев

Фронтальный

Ответить на в. 1-3 на стр. 194



III четверть – 22 ч



1

Владимиро-Суздальское княжество

1

Комбинированный

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Словарная работа


Знать: торжок, хан.

Уметь: называть князя, при котором Владимиро-Суздальское княжество расширилось и укрепилось

Фронтальный

Ответить на в. 1-2 на стр. 200



2

Господин Великий Новгород

1

Комбинированный

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Словарная работа


Знать: архиепископ

Уметь: рассказывать, чем славился Новгородский край

Фронтальный

Ответить на в. 1-4 на стр. 207



3

Торговля и ремесла Новгородской земли

1

Комбинированный

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Словарная работа


Знать: пошлина, пристань.

Уметь: называть причину, по которой новгородцы брали пошлину с иностранных купцов

Фронтальный

Ответить на в. 1-4 на стр. 211



4

Новгородское вече

1

Комбинированный

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Словарная работа


Знать: новгородское вече, посадник, гонец, республика

Уметь: объяснять, что такое новгородское вече

Фронтальный

Ответить на в. 1-3 на стр.217



5

Русская культура в XII – XIII веках

1

Комбинированный

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Словарная работа


Знать: культура.

Уметь: приводить примеры как развивалась письменность на Руси

Фронтальный

Ответить на в. 1-3 на стр. 222



6

Борьба Руси с иноземными завоевателями.

Монголо-татары

1

Комбинированный

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Словарная работа


Знать: пастбище, орды, караул.

Уметь: объяснять, кто такие монголо-татары

Фронтальный

Ответить на в. 1-4 на стр. 228



7

Нашествие монголо-татар на Русь

1

Комбинированный

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Словарная работа


Знать: тараны.

Уметь: называть дату первой битвы русских с монголо-татарами

Фронтальный

Ответить на в. 1-3 на стр. 233



8

Героическая борьба русских людей против монголо-татар

1

Комбинированный

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Словарная работа


Знать: развалины.

Уметь: рассказывать о героической борьбе русского народа

Фронтальный

Ответить на в. 1-3 на стр. 237



9

Русь под монголо-татарским игом

1

Комбинированный

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Словарная работа


Знать: иго, Золотая орда, ярлык, баскаки.

Уметь: описывать, как управлял хан русскими землями

Фронтальный

Ответить на в. 1-2 на стр. 242



10

Рыцари-крестоносцы

1

Комбинированный

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Словарная работа


Знать: Ливония, рыцарь (всадник), Ливонский Орден, Великий Магистр.

Уметь: объяснять, что такие «крестовые походы»

Фронтальный

Ответить на в. 1-3 на стр. 246



11

Александр Невский и новгородская дружина

1

Комбинированный

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Словарная работа


Знать: княжение.

Уметь: описывать внешний вид Александра Невского

Фронтальный

Ответить на в. 1-3 на стр. 250



12

Невская битва

1

Комбинированный

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Словарная работа


Знать: герцог

Уметь: рассказывать, где произошла Невская битва

Фронтальный

Ответить на в. 1-3 на стр. 253



13

Ледовое побоище

1

Комбинированный

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Словарная работа


Знать: фланг

Уметь: описывать ход сражения Ледового побоища

Фронтальный

Ответить на в. 1-4 на стр. 257



14

Начало объединения русских земель.

Возвышение Москвы

1

Комбинированный

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Словарная работа


Знать: династия.

Уметь: называть князя, при котором началось возвышение Москвы

Фронтальный

Ответить на в. 1-3 на стр. 262



15

Московский князь Иван Калита, его успехи

1

Комбинированный

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Словарная работа


Знать: духовный центр русской земли

Уметь: рассказывать, что сделал Иван Калита для Москвы

Фронтальный

Ответить на в. 1-3 на стр. 269



16

Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси

1

Комбинированный

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Словарная работа


Знать: десятина, оброк, дворяне.

Уметь: приводить примеры, подтверждающие возрождение сельского хозяйства на Руси

Фронтальный

Ответить на в. 1-3 на стр. 275



17

Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском

1

Комбинированный

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Словарная работа


Знать: справедливый правитель

Уметь: описывать политику Дмитрия Донского

Фронтальный

Ответить на в. 1-4 на стр. 280



18

Сергий Радонежский

1

Комбинированный

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Словарная работа


Знать: отшельники, пустынь, игумен.

Уметь: объяснять, почему русские люди бежали под защиту монастырей

Фронтальный

Ответить на в. 1-4 на стр. 286



19

Битва на Куликовом поле

1

Комбинированный

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Словарная работа


Знать: полк, пехота.

Уметь: описывать Куликовскую битву

Фронтальный

Ответить на в. 1-5 на стр. 293



20

Значение Куликовской битвы для русского народа

1

Комбинированный

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Словарная работа


Знать: памятник

Уметь: объяснять значение для русского народа Куликовская битва

Фронтальный

Ответить на в. 1-2 на стр. 299



21

Иван III. Освобождение от иноземного ига

1

Комбинированный

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Словарная работа


Знать: пищали, тюфяк.

Уметь: объяснять, почему монголо-татары не смогли победить русских

Фронтальный

Ответить на в. 1-3 на стр. 304



22

Укрепление Московского государства

1

Комбинированный

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Словарная работа


Знать: монархия, монарх, скипетр, держава, бойницы

Уметь: описывать события в 1480 г. и как это отразилось на положении Московского княжества

Фронтальный

Ответить на в. 1-7 на стр. 309



IV четверть – 16 ч



1

История Татарстана.

Из жизни древнего населения края.

На берегах Волги и Камы

1

Комбинированный

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Словарная работа


Знать: стоянка, полуземлянка, гарпун, тесло, мыс.

Уметь: рассказывать, когда на берегах Волги и Камы появились первые люди

Фронтальный

Выполнить задание 3 на стр. 13



2

Тюрки на просторах Евразии.

Древние тюрки и ранние тюркские государства


1

Комбинированный

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Словарная работа


Знать: тюркоязычные племена.

Уметь: перечислять достижения хунну в хозяйственной жизни

Фронтальный

Ответить на в. 1 на стр. 22



3

Хазарский и Тюркский каганаты

1

Комбинированный

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Словарная работа


Знать: жужане, каган, капище

Уметь: рассказывать, какую роль сыграли каганаты в истории народов Средней Азии и Восточной Европы

Фронтальный

Ответить на в. 2 на стр. 22



4

Волжская Булгария (X – начало XIII вв.)

Булгарское государство на Средней Волге: возникновение, территория, население и хозяйство

1

Комбинированный

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Словарная работа


Знать: эльтебер.

Уметь: рассказывать, откуда пришли болгары на Среднюю Волгу

Фронтальный

Ответить на в. 1 на стр. 32



5

Управление Волжской Булгарией

1

Комбинированный

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Словарная работа


Знать: караван-сарай.

Уметь: называть первого правителя Волжской Булгарией

Фронтальный

Ответить на в. 2 на стр. 32



6

Волжская Булгария: города, международные связи, культура

1

Комбинированный

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Словарная работа


Знать: слобода, фактория, каллиграфия, филигрань.

Уметь: называть народы и страны, с которыми булгары поддерживали отношения

Фронтальный

Ответить на в. 3-5 на стр. 41



7

Волжская Булгария и монгольские завоевания. Улус Джучи (Золотая Орда). Монгольское нашествие на Волжскую Булгарию. Образование Улуса Джучи – Золотой Орды

1

Комбинированный

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Словарная работа


Знать: улусы.

Уметь: рассказывать, где и при каких обстоятельствах возникло новое государство – Улус Джучи

Фронтальный

Ответить на в. 2-4 на стр.



8

Территория и население Золотой Орды

1

Комбинированный

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Словарная работа


Знать: разнородное население.

Уметь: описывать территорию и население Золотой Орды

Фронтальный

Ответить на в. 7 на стр. 49



9

Золотая Орда периода расцвета

1

Комбинированный

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Словарная работа


Знать: курултай, беклербек, централизованное государство.

Уметь: рассказывать об основных направлениях и результатах политики хана Узбека

Фронтальный

Ответить на в. 1 на стр. 57



10

Золотоордынские города

1

Комбинированный

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Словарная работа


Знать: арык, сырец, меджлис.

Уметь: объяснять, почему золотоордынскую культуру считают сочетанием традиций разных культур

Фронтальный

Ответить на в. 5,6 на стр. 57



11

Булгарский Улус. Распад Золотой Орды

1

Комбинированный

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Словарная работа


Знать: майолика, ушкуйники, междоусобица

Уметь: рассказывать о том, как происходило возрождение булгарских земель после Батыева времени

Фронтальный

Ответить на в. 1,2 на стр. 65



12

Казанское ханство.

Рождение нового государства на Средней Волге

1

Комбинированный

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Словарная работа


Знать: названия народов, проживавших на территории Казанского ханства.

Уметь: рассказывать, как возникло Казанское ханство

Фронтальный

Ответить на в. 2 на стр. 71



13

Территория и население

1

Комбинированный

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Словарная работа


Знать: поволжские татары.

Уметь: рассказывать, как сложилась новая народность в Казанском ханстве

Фронтальный

Ответить на в. 5 на стр. 71



14

Хозяйство и культура Казанского ханства

1

Комбинированный

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Словарная работа


Знать: минарет.

Уметь: рассказывать про Казанское ханство

Фронтальный

Заполнить таблицу на стр. 80



15

Казань – столица государства

1

Комбинированный

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Словарная работа


Знать: гравировать, ярлыки, курай.

Уметь: описывать Казань в XI веке

Фронтальный

Ответить на в. 4 на стр. 80



16

Казанское ханство: от самостоятельности – к зависимости и гибели

1

Комбинированный

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Словарная работа


Знать: протекторат.

Уметь: называть причину конфликтов между Московским государством и Казанским ханством

Фронтальный

Ответить на в. 2,3 на стр. 88