Принято: «Утверждаю»
на педагогическом совете директор МКОУ Кочковская СОШ
Рег. №_____ школы протокол № ____ от ___________________ _________________
Рассмотрено:
на методическом объединении приказ №_____от_____________
_______________________________________
протокол №_____от _______________________
Рабочая программа
по предмету «История России»
для учащихся 7-9 классов
с ограниченными возможностями здоровья VIII вида -
Пояснительная записка:
Данная рабочая программа коррекционно-развивающей направленности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья разработана на основе Программы и базисного учебного плана для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида (1 вариант) под редакцией программы по истории Б.П.Пузанова.
Актуальность
История для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.
Цели курса:
1. Определяются необходимостью реализации прав личности
такого ребенка на образование.
2. Формировать устойчивое, уважительное отношение к родной стране; эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.
Задачи курса:
Образовательные:
- освоение учащимися комплекса систематизированных знаний об истории Отечества;
- развитие у учащихся исторического мышления, под которым понимается способность рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности;
- овладение учащимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации.
2. Коррекционно-развивающие:
- развивать кругозор и словарный запас учащихся;
- развивать представления на основе предварительного наблюдения объекта, восприятия графического образа и его словесного обозначения;
- развивать творческое воображение, логическое мышление;
- корригировать навыки самостоятельной работы с учебником;
- корригировать и развивать коммуникативные навыки учащихся;
- развитие зрительно-пространственных представлений (по карте и таблице);
- обучение свободному изложению текста на основе алгоритма;
- развитие мыслительных операций: логики, памяти.
Воспитательные:
- воспитывать чувство патриотизма, через примеры героизма русского народа;
- воспитывать умение работать в группах, через взаимопомощь;
- способствовать развитию информационной культуры учащихся;
- содействовать воспитанию уважения к истории России.
Принципы
1. Принцип коррекционной направленности в обучении.
Принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения.
Принцип научности и доступности обучения.
Принцип систематичности и последовательности в обучении.
Принцип наглядности в обучении.
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Условия реализации программы
Форма организации учебного процесса.
В школе реализуется классно-урочная форма обучения, которая регламентирована программой; уроки планируются на 40 минут; урок является основной единицей проведения занятий с учащимися класса; класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию; урок посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом; работой учащихся руководит учитель, он же оценивает результаты и фиксирует успеваемость учащихся и прохождение материала в классном журнале.
Организация учебных занятий.
При организации учебных занятий необходимо учитывать:
• гигиенические требования к помещению и учебным материалам;
• физиологические возрастные особенности учащихся;
• наличие динамических пауз между занятиями, частями занятий;
• постепенность подачи материала ( от простого к сложному);
• чередование видов деятельности и своевременное переключение с одного вида на другой.
На уроках истории применяются следующие технологии :
1.Элементы Здоровьесберегательных технологий. Базарный В.Ф., Уфимцева Л.П.
2. Элементы игровой технологии
3. Элементы групповой технологии
Методы:
Словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой.
Наглядные - наблюдение, демонстрация.
Практические – упражнения.
Методы изложения новых знаний.
Методы повторения, закрепления знаний.
Методы применения знаний.
Формы контроля:
Формы контроля:
1. Пересказ текста
2. Задания по исторической карте,
3. Объяснение исторических терминов, знание дат и умение соотносить их с событиями
4. Тестирование
5. Решение кроссвордов
Содержание курса
Распределение учебных часов по разделам курса
7 класса:
С учетом социальной значимости и актуальности содержания курса истории рабочая программа устанавливает следующую систему распределения учебного материала и учебного времени для 7 класса коррекционного обучения
(2 ч. в неделю)
1.Введение
Что такое история. Что изучает история.
Как пользоваться книгой по истории.
Как и по каким источникам мы узнаем о жизни людей в прошлом.
Наша Родина — Россия. Кто живет рядом и вокруг России. Наша страна на карте.
История нашей страны древнейшего периода
Кто такие восточные славяне. Легендарная история происхождения славян и земли русской.
Как жили наши предки — восточные славяне в далеком прошлом.
Хозяйство, основные занятия и быт восточных славян.
Верования восточных славян, их мудрецы и старцы-предсказатели (волхвы, вещуны и кудесники). Соседи восточных славян, торговые отношения с ними. Славянские витязи-богатыри и варяги-русичи. Роды и племена восточных славян и их старейшины. Появление княжеств в VIII—IX веках у восточных славян.
Объединение восточных славян под началом князя Рюрика.
2.Киевская Русь
Объединение и подчинение Киеву восточно-славянских племен. Создание Киевского государства. Первые русские князья: Олег, Игорь, Ольга, Святослав.
Княжеская дружина и укрепление единой верховной власти князя. С кем воевала Киевская Русь: древляне, печенеги, хазары, греки.
Крещение Руси при Князе Владимире и воеводе Добрыне. Княжеское подворье, дружина. Гусляры-сказочники и их былины. Былинные богатыри — спасители земли русской. Жизнь простых людей, их быт и традиции, песни и верования, виды занятий и орудия труда. Искусство древнерусских ремесленников, иконопись, строительство храмов, летописание, образование и грамотность.
Приход к власти Владимира Мономаха в 1113 г. Личность Мономаха. Последние годы великой державы. Лента времени. Исторические даты. «Повесть временных лет».
3.Распад Киевской Руси
Причины распада Киевской Руси. Рост городов. Появление отдельных 15 крупных княжеств-государств. Краткая характеристика основных княжеств (по выбору учителя) Киевского, Черниговского, Галицко-Волынского, Полоцкого, Смоленского, Новгородского.
Владимире-Суздальская Русь и наследие Киевской Руси. Андрей Боголюбский и перенос столицы во Владимир. Икона Владимирской Богоматери — хранительницы земли русской.
Господин Великий Новгород. Географическое положение Новгорода. Близость к Северной Европе, странам Прибалтики. Хозяйство новгородской земли. Торговля, Ремесло. Управление в Новгороде. Внешнеторговые связи.
Русская культура в XII—XIII в. Памятники церковно-учитель-ной литературы. Архитектура, летописание, фольклор. Былины. «Слово о полку Игореве». Берестяные грамоты. Их содержание.
4.Борьба Руси с иноземными завоевателями
Создание державы Чингисхана. Условия жизни монгольских кочевников. Войско, военная дисциплина. Нашествие монголо-татар на Русь. Героическая борьба русских людей против монго-ло-татар. Подвиг князя Рязанского, Евпатия Коловрат и других. «Злой город Козельск». Государство Золотая орда. Земли и народы, вошедшие в состав Золотой Орды. Русь под монголо-татарским игом.
Наступление на Русь новых врагов. Рыцари-крестоносцы, их снаряжение и военный опыт. Александр Невский и новгородская дружина. «Ледовое побоище». Героизм и победа новгородцев. Значение этой победы для укрепления православия на русской земле.
5.Начало объединения русских земель вокруг Московского княжества
Возрождение хозяйства и культуры. Тяжелое положение русского и других народов. Усиление роли Москвы. Московский князь Иван Калита, его успехи. Основные слои городского населения, их быт и традиции.
6.Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде.
Отражение ордынских набегов. Личность Дмитрия Донского, хана Мамая. Битва на Куликовом поле (1380), итог битвы. Значение Куликовской битвы для русского народа. Отражение героизма сражающихся в повестях, сказаниях. Сергей Радонежский. Национальный подъем после Куликовской битвы. Роль Москвы. Распад Золотой Орды.
Иван III (1462—1505 гг.). Освобождение от иноземного ига (1480); возвеличение Москвы и укрепление Московского царства.
7.Повторение за год
№ пп. | Наименование раздела | Кол-во часов |
1 | Введение в историю | 7 |
2 | История нашей страны с древнейшего периода | 12 |
3 | Киевская Русь | 16 |
4 | Распад Киевской Руси | 10 |
5 | Борьба Руси с иноземными завоевателями | 10 |
6 | Начало объединения русских земель вокруг Московского княжества | 10 |
7 | Повторение | 3 |
| итого | 68 |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся. Учащиеся должны знать:
—пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
—пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;
—соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;
—пользоваться «лентой времени», соотносить год с веком;
—устанавливать последовательность исторических событий на основе знания дат;
—правильно и точно употреблять исторические термины, понятия;
—пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту.
— какие исторические даты называются точными, приблизительными;
—когда произошли события (конкретные, по выбору учителя);
—кто руководил основными сражениями;
Распределение учебных часов по разделам курса
8 класса:
С учетом социальной значимости и актуальности содержания курса истории рабочая программа устанавливает следующую систему распределения учебного материала и учебного времени для 8 класса коррекционного обучения
(2 часа в неделю)
1. Повторение
2. Единая Россия (конец XV — начало XVII века)
Иван III Великий — глава единого государства Российского. Расширение государства Российского за счет присоединения новых земель: Псков, Смоленск, Рязань и т. д.. Борьба монастырей с ере-тиками-нестяжателями», влияние православной церкви на Великого князя и его окружение. Противостояние бояр усилению власти Московского князя и их борьба за свои привилегии.
Первый русский царь Иван IV Грозный. Венчание его на царство. Борьба Ивана Грозного с боярами. Малюта Скуратов — гроза бояр и правая рука царя.
Присоединение Великой реки Волги и всех земель вокруг нее к Российскому государству. Покорение Ермаком Сибири. Ливонская война — попытка присоединения балтийских земель для обеспечения свободного выхода России к Балтийскому морю.
Царский двор и его дворянское окружение. Быт горожан и ремесленников. Стрельцы, их быт и назначение стрелецкого войска. Вольные казаки на Дону и в низовьях Днепра: их быт, нравы и традиции. Строительство нового Московского Кремля и участие в нем иностранцев. Путешествие Афанасия Никитина в Индию и его книга «Хождение за три моря». Великий иконописец Андрей Рублев. Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России.
Борис Годунов и тайна гибели царевича Дмитрия — наследника царского престола. Последовавшее за тем Смутное время. Самозванцы. Семибоярщина и поход поляков на разоренную Россию. Народные герои: Козьма Минин и Дмитрий Пожарский.
Начало правления династии Романовых. Первый Романов — Михаил. Второй Романов — Алексей Михайлович Тишайший. Восстание Степана Разина. Назначение патриарха Никона и раскол в Православной церкви. Защита православной веры от влияния католичества: создание православных братств (школ). Запорожская сечь.
Освоение Сибири. Культура и быт вошедших в состав России народов в XVII веке. Строительство патриархом Никоном Ново-Иерусалимского монастыря как символа укрепления православной веры. Славяно-греко-латинская академия. Ученый монах Симеон Полоцкий.
3. Великие преобразования России в XVIII веке
Воцарение Петра I: борьба с сестрой — царевной Софьей, претендующей на царский престол. Стрелецкий бунт. Преобразования Петра I. Строительство Санкт-Петербурга. Полтавская битва: разгром шведов. Карл XII и гетман Мазепа. Петр I — первый российский император. Личность Петра I Великого.
Александр Меньшиков — друг и первый помощник Петра I в его деятельности. Введение европейской моды при царском дворе. Борьба со старыми порядками и устоями. Преобразования Петра I в области культуры: новый алфавит, издание первой русской газеты, введение нового календаря, обучение детей дворян за границей и т. д.
Первая женщина-императрица — Екатерина I (вдова Петра I): основание Академии наук России, присоединение Аляски. Борьба «немецкой» и «русской» партий при дворе за влияние на российский престол. Дворцовые перевороты.
Царствование Елизаветы Петровны: основание в Москве первого Российского университета, Академии художеств, первого русского театра. Деятельность графа Шувалова и великого Ломоносова.
Царствование Екатерины П. Победы черноморского флота во главе с графом Орловым. Завоевание графом Потемкиным Молдавии и Крыма. Знаменитый полководец Александр Суворов: взятие Измаила и разгром польских повстанцев. Преобразования Екатерины II в области культуры и просвещения: открытие школ и училищ, Смольный институт благородных девиц — первое высшее учебное заведение для женщин, составление первого словаря русского языка, издание первого литературного журнала. Установление губернского управления в стране.
Жизнь и быт дворян, купечества, мещан, ремесленников и крестьян в XVIII веке. Восстание Емельяна Пугачева. Русские изобретатели и умельцы: Кулибин И. П. и Ползунов И. И. Развитие науки и искусства. Памятники культуры XVIII века в родном городе, крае.
4. История нашей страны в период XIX века
Павел I и его дружба с Наполеоном. Приход к власти Александра I и заключение мира с Францией. Претензии Наполеона на мировое господство. Нападение на Россию. Отечественная война 1812 г. Михаил Илларионович Кутузов — главнокомандующий русской армией, другие знаменитые полководцы: князь Багратион, генерал Раевский. Мужество русских солдат. Бородинская битва. Московский пожар. Герои партизанской войны: Герасим Курин, Денис Давыдов, Василиса Кожина, Архип Семенов и другие. Гибель армии Наполеона.
Правление Александра I. Полный свод законов Сперанского и военные поселения Аракчеева. Выход декабристов на Сенатскую площадь в Санкт-Петербурге. Расправа Николая I с декабристами. Ссылка в Сибирь. Жены декабристов. Разгром турецкого флота адмиралом Нахимовым. Героическая оборона Севастополя.
Правление Александра II: освобождение крестьян, запрещение телесных наказаний, отмена военных поселений, продажа США Аляски, спасение братской Болгарии от турецкого ига. Убийство Александра II.
Приход к власти Александра III — миротворца. Строительство фабрик, заводов и железнодорожных дорог, денежная реформа, увеличение торговли с другими государствами. Рабочий вопрос. Знаменитые деятели эпохи Александра III: министр финансов С. Ю. Витте и фабрикант Т. С. Морозов.
XIX век — век развития науки и культуры. А. С. Пушкин — великий русский поэт. Л. Н. Толстой — великий русский писатель. Русская опера, балет и развитие театра. Музыка П. И. Чайковского. Первая женщина-математик Софья Ковалевская. Величайший русский певец Ф. И. Шаляпин. Развитие образования и науки, живописи и архитектуры. Краеведческая работа.
5. Повторение за год
№ пп. | Наименование раздела | Кол-во часов |
1 | Раздел 1. Единая Россия (конец 15-17 в.в.) | 18 |
2 | Раздел II Россия при первых Романовых. | 3 |
3 | Раздел III. «Великие преобразования России в 18 веке» | 23 |
4 | Раздел IV. История нашей страны в 19 веке. | 22 |
5 | Резерв | 2 |
| итого | 68 |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся. Учащиеся должны знать:
—когда началось и закончилось событие (по выбору),
—как протекало конкретное событие,
—великих русских поэтов, писателей, ученых.
Учащиеся должны уметь:
—пользоваться лентой времени,
—устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических событий,
—выделять главную мысль в отрывке исторической статьи,
—оценивать ответ ученика, дополнить его, пользуясь учебником и картой.
Распределение учебных часов по разделам курса
9 класса:
С учетом социальной значимости и актуальности содержания курса истории рабочая программа устанавливает следующую систему распределения учебного материала и учебного времени для 9 класса коррекционного обучения
(1часа в неделю)
1. Повторение
2. Россия в начале XX в.
Правление Николая П. Экономический кризис в начале XX в. Спор о путях развития России. Формирование промышленной буржуазии: Рябушинские, Мамонтовы, Морозовы и др. Понятие буржуазия. Антиправительственные движения начала XX века: выступления рабочих и аграрное движение. Революционные события 1905—07 годов. Понятие революция. «Кровавое воскресенье» и восстание на броненосце «Потемкин». Созыв Государственной Думы. Формирование различных политических партий и движений: правые, центристы, левые Реформы П. А. Столыпина и их итоги.
Русско-японская война. Падение Порт-Артура, гибель крейсера «Варяг». I Мировая война и участие в ней России. Героизм и самоотверженность русских солдат. Череда побед и поражений русской армии в ходе военных действий. Знаменитый прорыв генерала А. А. Брусилова. Экономическое положение в стране во время I Мировой войны. Отношение народа к войне. Проблемы царской семьи и влияние на нее Григория Распутина. Отречение царя от престола. Временное правительство и Советы народных депутатов. Борьба между левыми партиями (меньшевики, эсеры и большевики) за власть. Экономический и политический кризис в России осенью 1917 г. Захват власти большевиками в Петрограде: мосты, почта, телеграф, банки. Низложение Временного правительства и захват Зимнего дворца. Провозглашение Советской власти. Первый руководитель Советского государства — В. И. Ленин. Вооруженная борьба за установление Советской власти в Москве. Первые декреты Советской власти. Отношение Советской власти к православной церкви, разрушение храмов, репрессии против священников и монахов. Уничтожение всей царской семьи. Отношение разных слоев населения к захвату власти большевиками.
3 Раздел 2. Россия в 1917 – 1920 годах.
«Белое» движение и его лидеры: А. И. Деникин, П. Н. Врангель, А. В. Колчак, Л. Г. Корнилов. «Красные». Создание Красной армии. Командиры Красной армии: М. Н. Тухачевский, М. В. Фрунзе, С. М. Буденный, В. И. Чапаев. Противостояние «красных» и «белых». Отношение к ним различных слоев населения. «Зеленые» и повстанческая крестьянская армия батьки Махно. Иностранная интервенция и ее последствия. Недовольство армии политикой советского правительства. Кронштадтское восстание.
Экономическая политика Советской власти. Упадок промышленного производства, продразверстка. Недовольство населения, голод, разруха, страдания людей.
5. СССР в 20 – 30-е годы XX века.
Новая экономическая политика (нэп) в стране, ее сущность и основные отличия от предшествующей экономической политики Советской власти. Красные наркомы, красные директора, мелкие лавочники, крестьяне-единоличники, новая советская буржуазия. Резкое увеличение аппарата чиновников. Положительные и отрицательные результаты нэпа. План ГОЭЛРО и его реализация.
6. Образование СССР. Первая Конституция (Основной Закон) СССР. Положение народов Советской страны.
Образование первых общественных организаций: пионерская, комсомольская, профсоюзы.
Смерть первого главы Советского государства В. И. Ленина. Создание однопартийной системы власти. Сосредоточение всей полноты партийной и государственной власти в руках И. В. Сталина.
7. Индустриализация, коллективизация и их результаты
Начало индустриализации. Первые пятилетние планы. Стройки первых пятилеток (Днепрогэс, Магнитка, Турксиб, Комсомольск на Амуре и др.). Руководители индустриализации и их судьбы (С. М. Киров, В. В. Куйбышев, Г. К. Орджоникидзе и др.). Рабочий класс, его роль в индустриализации. Стахановское движение. Ударничество.
Коллективизация сельского хозяйства. Насильственное осуществление коллективизации. Гибель крепких крестьянских хозяйств. Голод на селе. \
Культ личности Сталина. Массовые репрессии. Гулаг.
Новая Конституция страны 1936 г. Ее значение.
Образование новых республик и включение их в состав Союза в период 20—40 годов.
Наука и культура. Ликвидация массовой неграмотности. Великие научные открытия (И. П. Павлов, Сеченов, К. А. Тимирязев, Н. Е. Жуковский, К. Э. Циолковский, Н. И. Вавилов).
8. Советская страна накануне суровых испытаний
Мероприятия по укреплению обороноспособности страны. Развитие военной промышленности. Танк — Т-34, автомат Калашникова. Ужесточение трудовой дисциплины. Жестокие репрессии против военных кадров. Ослабление армии. Советско-финская военная кампания, ее цели и задачи. Столкновение с Японией (о. Хасан, р. Халхин-Гол).
Приход фашистов к власти в Германии. Адольф Гитлер и его планы мирового господства. Начало Второй Мировой войны, нападение Германии на Польшу и наступление на Запад. Подготовка гитлеровской Германии к наступлению на СССР. Подвиг советских разведчиков по выявлению планов подготовки нападения Германии на Советский Союз.
9. Великая Отечественная война Советского Союза
Нападение Германии на Советский Союз. Начало Великой Отечественной войны. Героическая оборона Брестской крепости. Создание государственного комитета обороны. Роль И. В. Сталина в войне. Обращение к народу патриарха и главы государства. Первые неудачи советской армии, героическая защита городов на пути отступления советских войск. Просчеты и ошибки Ставки Верховного главнокомандования. Роль Г. К. Жукова в войне.
Битва под Москвой и ее историческое значение. Панфиловцы. Блокада Ленинграда и мужество ленинградцев. Партизанское движение. Героизм тружеников тыла. Города-герои России.
Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны: Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Мужество и героизм советских солдат. Отступление немецких войск по всем фронтам.
Создание антигитлеровской коалиции. Открытие второго фронта в Европе в конце войны. Разгром советской армией немецких войск на советской территории и на территории Европейских государств. Сражение за Берлин. Капитуляция Германии.
Военные действия США против Японии в 1945 г. Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Вступление СССР в войну с Японией. Капитуляция Японии. Конец второй Мировой войны. Героические и трагические уроки войны. Вклад науки в победу.
10. Отечественная история 1945—2000 гг.
Трудности послевоенной жизни страны. Восстановление разрушенных городов, возрождение мирных отраслей промышленности. Образ жизни людей, судьбы солдат, вернувшихся с фронта. Новая волна репрессий.
Смерть И. В. Сталина и борьба за власть в стране. Приход к власти Н. С. Хрущева. Осуждение культа личности и первые реабилитации репрессированных. Освоение космоса и полет первого человека. Юрий Гагарин. Международный фестиваль молодежи в Москве.
Экономическая и социальная политика Л. И. Брежнева. Освоение целины. Разложение политической системы, застой в экономике. Война в Афганистане. Гибель российских солдат на чужой земле. XVII Олимпийские Игры в Москве. Ухудшение материального положения населения и морального климата в стране.
11. Правозащитники (А. Д. Сахаров, А. И. Солженицын, С. Ковалев).
Борьба за власть после смерти Л. И. Брежнева. Приход к власти М. С. Горбачева. Реформы Горбачева в политической, социальной и экономической сферах. Вывод войск из Афганистана и Германии. Гласность, демократизация страны, перестройка государственного управления и реформы в экономике.
Обострение межнациональных отношений в стране. Распад СССР. Суверенная Россия. Первый президент России — Б. Н. Ельцин. Принятие новой Конституции России и избрание Государственной Думы. Экономические реформы. Жизнь и быт людей в новых экономических и политических условиях. Война в Чечне.
12. Президентские выборы 2000 г. Второй президент России — В. В. Путин. Его экономическая и политическая деятельность.
13. Литература и искусство во второй половине XX века. Современное состояние науки, культуры и образования в стране.
14. Повторение за год
№ пп. | Наименование раздела | Кол-во часов |
1 | Раздел 1. Россия в начале XX века. | 5 |
2 | Раздел 2. Россия в 1917 – 1920 годах. | 4 |
3 | Раздел 3. СССР в 20 – 30-е годы XX века. | 4 |
4 | Раздел 4. СССР во Второй мировой и Великой Отечественной | 7 |
5 | Раздел 5. Советский Союз в 1945 – 1991 годах. | 8 |
6 | Раздел 6. Новая Россия в 1991 – 2011 годах. | 3 |
7 | Резерв | 1 |
| итого | 40 |
Основные требования к знаниям, умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
— основные исторические события революционные движения, гражданская война; становление Советской власти; стройки первых пятилеток; вторая Мировая война; Великая Отечественная война;
—основные периоды развития хозяйственной и политической жизни страны в предвоенные и послевоенные годы;
—исторических деятелей, полководцев, руководителей страны, национальных героев.
Требования к уровню подготовки учащихся
7 класс Учащиеся должны знать:
- какие исторические даты называются точными, приблизительными;
- когда произошли события;
- кто руководил основными сражениями.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
- пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;
- соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;
- пользоваться «лентой времени», соотносить год с веком;
- устанавливать последовательность исторических событий на основе знания дат;
- правильно и точно употреблять исторические термины, понятия;
- пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту.
8 класс Учащиеся должны знать:
- когда началось и закончилось событие;
- как протекало конкретное событие;
- великих русских поэтов, писателей, ученых.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться «лентой времени»;
- устанавливать причинно – следственные связи и зависимости, связь исторических событий;
- выделять главную мысль в отрывке исторической статьи;
- оценивать ответ ученика, дополнять его, пользуясь учебником и картой.
9 класс Учащиеся должны знать:
- основные исторические события: революционные движения, гражданская война; становление Советской власти; стройки первых пятилеток; Вторая Мировая война; Великая Отечественная война;
- основные периоды развития хозяйственной и политической жизни страны в предвоенные и послевоенные годы;
- исторических деятелей, полководцев, руководителей страны, национальных героев.
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература для учащихся:
Учебник «История России», Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина для 7 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Гуманитарный издательский центр Владос. М.: 2011 г.
Учебник «История России», Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина для 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Гуманитарный издательский центр Владос. М.: 2011 г.
Учебник «История России», Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина для 9 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Гуманитарный издательский центр Владос. М.: 2011 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории в 6 классе, составленная на основе авторской программы А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной по курсу «История России» и примерной программы основного общего образования по «Истории средних веков» и учебника «История средних веков», М. «Просвещение»,2008г. авторы: Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. Программа рассчитана на 68 часов. По учебному плану 2004 года выделено 70часов.
Изменения в программе не предусмотрены. Добавлены 2 часа резерва в конце программы из расчета на 35 учебных недель.
Цель программы: способствовать формированию у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих её народов, основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной и зарубежной истории, изучить самобытные черты Средневековья, его непохожесть на современный мир.
Задачи:
- осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов России, Европы и мира, показать их общие черты и различия;
- сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
- охарактеризовать наиболее яркие личности средневековья, их роль в истории и культуре;
- показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировой религии - христианства и ислама.
- формировать историческое мышление.
.
2. Содержание:
п\п | Тема | Кол-во часов по плану |
1. | Введение | 1 |
Тема 1: Восточные славяне и их соседи | 3 |
2. | Восточные славяне и их соседи | 1 |
Тема 2: Русь в IX –в первой половине XII | 6 |
4. | Формирование Древнерусского государства. Первые русские князья | 2 |
6. | Князь Владимир. Крещение Руси | 1 |
7. | Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. | 1 |
8. | Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого | 1 |
9. | Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси | 1 |
Тема 3: Русь во второй половине XII-XIII вв. | 8 |
10. | Раздробление Древнерусского государства | 1 |
11-12. | Владимиро-Суздальское княжество, Великий Новгород, Галицко-Волынская земля | 1 |
13. | Монгольское нашествие на Русь | 1 |
14. | Борьба русских земель с западными завоевателями | 1 |
15. | Русь и Орда. | 1 |
16. | Русь и Литва. | 1 |
17. | Культура русских земель. | 1 |
18. | Родной край в древности | 1 |
Тема 4: Образование единого русского государства | 8 |
19-20. | Усиление Московского княжества в Северо-восточной Руси. Москва – центр борьбы с ордынским владычеством | 2 |
21. | Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV вв. | 1 |
22-23. | Создание единого русского государства | 2 |
24. | Церковь и государство | 1 |
25. | Культура и быт в XIV – середине XV вв. | 1 |
26. | Основные социальные слои Российского государства | 1 |
Тема 5: Московское государство в XVIв. | 6 |
27-28. | Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады | 1 |
29. | Внешняя политика Ивана IV | 1 |
30. | Опричнина. | 1 |
31. | Культура и быт в XVI в. | 2 |
32. | Родной край в XIV – XVI вв. | 2 |
33.-34. | Итоговое повторение и обобщение | 2 |
Итого часов: | 34 |
3. Требования к уровню подготовки учащихся:
Пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, раскрыть содержание иллюстрации;
Сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия;
Умение оперировать историческими датами;
Умение спорить и отстаивать свои взгляды;
Умение читать карту;
Умение анализировать исторические источники.
В ходе изучения курсов имеется возможность вести работу по формированию у учащихся:
умения связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
- умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
- умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
- умения полемизировать и отстаивать свои взгляды;
- умения самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и вещественные и изобразительные;
- умения работать с исторической картой;
- умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.
4. Календарно-тематическое планирование по истории 6 класс
п\п | Тема | Кол-во часов | ТСО | Основные понятия, термины, исторические герои | Хронологические ЗУН | Картографические ЗУН | Примерные сроки | Дом/зад. |
Раздел № 1: История России с древнейших времён до конца XVI в. |
1. | Введение | 1 | CD электронное приложение к учебнику | Археология, культурный слой, палеография, топонимика, геральдика, сфрагистика, нумизматика | | | | Введение стр.4-5 |
Тема 1: Восточные славяне и их соседи |
2. | Восточные славяне и их соседи | 1 | DVD Москва страницы истории. 12-19 века. CD электронное приложение к учебнику | Род, родовая община, индоевропейская группа, славянская языковая группа, племя, язычество, идол, Кий, | V-VI вв. до н.э.- формирование первых союзов племён у славян, VIII-IX вв. – расселение славян на обширных территориях Восточной Европы, | «Расселение восточных славян», «Византийская империя и слаявне» | | §1 |
3. | Восточные славяне и их соседи | 1 | | §2 |
Тема 2: Русь в IX –в первой половине XII |
4. | Формирование Древнерусского государства | 1 | DVD Москва страницы истории. 12-19 века. DVD Древняя Русь. Рюрик и Олег CD электронное приложение к учебнику | Государство, варяги, полюдье, уроки, погосты, Рюрик, Олег, Игорь, Ольга | 882 г. – поход Олега на Киев, 911г. – поход Олега на Царьград, 945 – убийство Игоря, 972 – гибель Святослава | «Киевская Русь в IX –XIIвв.» | | §3 |
5. | Первые русские князья | 1 | | §4 |
6. | Князь Владимир. Крещение Руси. | 1 | Христианство, крещение, православие, десятина | 946 – принятие христианства Ольгой, 980- Владимир становится великим князем киевским, 988 – крещение Руси | | §5 |
7. | Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром | 1 | Усобицы, половцы | 1019-1054 – правление Ярослава Мудрого, 1068 – вторжение половцев и киевское восстание, 71072- создание «Русской правды», 1097 – Любечесчкий съезд князей | | §6 |
8. | Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого. | 1 | | §6 |
9. | Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси | 1 | Вече, древнерусская народность, летопись, миниатюра, Нестор, монах Киево-Печерского монарстыря | Xв. – появление былин, IXв.- начало записей о крупных событиях истории, начало XIIв – составление «Повести временных лет» | | §7,8 |
Тема 3: Русь во второй половине XII – XIII вв. |
10. | Раздробление Древнерусского государства | 1 | DVD Москва страницы истории. 12-19 века. DVD Ратные подвиги Александра Невского CD электронное приложение к учебнику | Феодальная раздробленность, княжеская династия, бояре, Боярская дума, | 1132 – смерть великого князя Мстислава и распад государства,1169 – взятие и разграбление Киева владимирским князем Андреем Боголюбским, 1147 – первое упоминание о Москве, 1157 – убийство Юрия Долгорукого,1156 – строительство деревянной крепости в Москве. | «Русские земли в XII – XIII вв» | | §9 |
11. | Владимиро-Суздальское княжество, Великий Новгород, Галицко-Волынская земля | 1 | | §10-11 |
12. | Владимиро-Суздальское княжество, Великий Новгород, Галицко-Волынская земля | 1 | | §10-11 |
13. | Монгольское нашествие на Русь | 1 | Тьма, орда, Чингисхан, Евпатий Коловрат, Батый, | 1211-1227 – создание империи Чингисхана, 1223 – битва на Калке, 1236 – завоевание волжской Булгарии, 1237-1240 – завоевание монголами Руси | | §12 |
14. | Борьба русских земель с западными завоевателями. | 1 | Ордена, крестовый поход, Александр Невский, ярл Биргер | 15 июля 1240- невская битва, 5 апреля 1242 – Ледовое побоище | | §13 |
15. | Русь и Орда. | 1 | CD электронное приложение к учебнику | Улус, баскак, ордынский выход, ярлык, св. кН. Михаил Черниговский, Митрополит Кирилл | 1262 – народные восстания на Руси | | | §14 |
16. | Русь и Литва. | 1 | Миндовг, Гедимин, Ольгерд | 1230-1263 – правление Миндовга, 1316-1341- правление Гедимина, 1345-1377 - Ольгерд | | §15 |
17. | Культура русских земель. | 1 | Икона, фасад, фрески, скоморохи, летопись, Даниил Заточник, митрополит Илларион –автор «Слова о Законе и Благодати» | 1037 – Софийский киевский собор, 1052 – Софийский новгородский собор, XII – Успенский собор во Владимире, 1185 – время написания «Слова о полку Игоревом» | | §16 |
18. | Родной край в древности | 1 | | | | | | |
Тема 4: Образование единого русского государства |
19. | Усиление Московского княжества в Северо-восточной Руси. Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. | 1 | DVD История государства Российского. DVD Битва на Куликовом поле. DVD Москва страницы истории. 12-19 века. CD электронное приложение к учебнику | Порядок наследования престола, вотчинное землевладение, рать, тюфяк, полк, Дмитрий Донской, Дмитрий Боброк Волынский, Сергий Радонежский, Мамай, Тохтамыш | 1327- антиордынское восстание в Твери, 1325-1340 – правление Ивана Калиты, 1375 – объединённый поход русских князей на Тверь, 1378 – битва на р. Воже, 8 сентября 1380 – Куликовская битва, 1382 – набег Тохтамыша | «Образование и расширение Российского государства XIV-XVI» | | §17 |
20. | Усиление Московского княжества в Северо-восточной Руси. Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. | 1 | | §18 |
21. | Московское княжество и его соседи в конце XIV- в середине XVвв. | 1 | Служилые люди, Тимур (Тамерлан), ВасилийII, Юрий Дмитриевич | 1408 - - набег Едигея, 1433-1453 – большая усобица, 1410- Грюндвальская битва | | §19 |
22. | Создание единого русского государства. | 1 | Государь, латинство, централизация, Иван III, герб, седебник, Дикое поле, кормление, местничество, Юрьев день, закрепощение. | 1471- битва на р. Шелонь, 1478 – Окончательное подчинение Новгорода, осень 1480 – стояние на р. Угре, 12 ноября – окончательное падение ордынского ига. 1485- присоединение Твери, 1497 – Судебник Ивана III, 1510 – присоединение Пскова, 1514 – присоединение Смоленска. | | §20 |
23. | Создание единого русского государства. | 1 | | §21 |
24. | Церковь и государство. | 1 | Нестяжатели, иосифляне, «Москва – Третий Рим», ересь «жидовстующих», Иосиф Волорцкий, Нил Сорский., Филофей. | 1448 – избрание митрополитом Ионы, 1453 – падение Константинополя – начало самостоятельности русской церкви. | | | §22 |
25. | Культура и быт XIV- в середине XVвв. | 1 | | | | | §22 |
26. | Основные социальные слои Российского государства. | 1 | | | | | §22 |
Тема 5: Московское государство в XVI в. |
27. | Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады. | 1 | DVD Москва страницы истории. 12-19 века. DVD История государства Российского. CD электронное приложение к учебнику | Царь, шапка Мономаха, «черные люди», сословия, волость, стрельцы, Избранная Рада, Иван Грозный, Елена Глинская, митрополит Макарий, Св. Сильвестр, Алексей Адашев, приказы, опричнина, земщина, пищаль, ясак, атаман, заповедные годы, | 1547- венчание на царство Ивана Грозного, 1549 – земский Собор, 1550 – судебник, 1551- стоглавый собор, 1555- отмена кормлений, 1550 начало формирования стрелецкого войска. 1565 – введение опричнины1571- набег Дивлет-Гирея, 2.10.1552 – взятие Казани, 1556 – завоевание Астрахани, 1558-1582 – ливонская война | «Российское государство в XVI веке» | | §23 |
28. | Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады. | 1 | | §23 |
29. | Внешняя политика Ивана IV. | 1 | | §24 |
30. | Опричнина. | 1 | | §25 |
31. | Культура и быт в XIV-XVIвв. | 1 | Юродивый, печатник, иконостас, Федор Карпов, Максим Грек, Аристотель Фиораванти, Федор Конь, | | | | §26-28 |
32. | Родной край в XIV-XVIвв. | 1 | | | | | |
33. | Итоговое повторение и обобщение по курсу. | 1 | | | | | |
34. | Итоговое повторение и обобщение по курсу. | 1 | | | | | |
5. Используемые учебники, УМК:
Учебник: Е.В Агибалова, Г.М. Донской, История средних веков. М. Просвещение,2008
Рабочая тетрадь: Е.В Агибалова, Г.М. Донской, История средних веков, М. Просвещение,2008
История средних веков. Хрестоматия в двух частях. М. Просвещение,1988
Книга для чтения по истории средних веков, М. Просвещение,1986
Средневековая Европа глазами современников, 5 т.Москва,1995
Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Древность и средние века. М.,1999
Учебник: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России с древнейших времён до конца XVI в. М. Просвещение,2008
Рабочая тетрадь: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России с древнейших времён до конца XVI,
М. Просвещение,2008.
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России с древнейших времён до конца XVI в. Поурочные разработки. М. Просвещение,2008.
Электронное приложение к учебнику АА. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России с древнейших времён до конца XVI века».
Электронное приложение к учебнику История средних веков 6 класс.
31
31