СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету Изобразительная деятельность для учащихся 2 класса ФГОС О УО (ИН) вариант 2

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету Изобразительная деятельность для учащихся 2 класса ФГОС О УО (ИН) вариант 2»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету Изобразительная деятельность для учащихся 2 класса ФГОС О УО (ИН) вариант 2 разработана в соответствии с нормативно-правовой базой:

- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ;

- АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (2 вариант);

- АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (2 вариант) на 2019-2025 г.г. МБОУ школа № 19;

- Санитарные правила 2.4.3648-20, утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28;

- Постановление № 9 от 21.03.2022г. «О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)», утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 №16;

- учебный план МБОУ «Школа №19 для детей с ограниченными возможностями здоровья».

- Комплект примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)



Цели:

Формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами. 

Задачи:

- Развитие интереса к изобразительной деятельности;

- Развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

- Развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации;

- Формирование умения пользоваться карандашом, кистью.


Общая характеристика учебного предмета

Занятия «Изобразительная деятельность» проводятся 3 раза в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ученику работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка

Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у детей воспитывается эмоциональное отношение к миру, развивается восприятие, воображение, память, зрительно-двигательная координация. На занятиях по аппликации, рисованию он может выразить себя как личность доступными для него способами, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включить в эти виды деятельности всех без исключения детей. Так, несмотря на то, что ребенок с ДЦП не может захватить кисть или карандаш, он может создать сюжетную картину, отпечатывая картинки штампами или выдувая краску через блопен (воздушный фломастер) на трафарет. Или же ученик опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Разнообразие используемых техник делает работы детей выразительнее, богаче по содержанию. В процессе урока учитель использует следующие уровни помощи: действие «рука в руке», сопровождаемое речевой инструкцией и /или иллюстрацией; учитель помогает начать действие, а пробует продолжить и закончить ученик самостоятельно, ориентируясь на речевую инструкцию и/ или иллюстрацию; учитель показывает, как выполнить определенный шаг действия или же показывает иллюстрацию с соответствующим шагом, а ученик подражает.


Место курса «Изобразительная деятельность» в учебном плане

Согласно учебному плану школы на изучение курса «Изобразительная деятельность» во 2 классе по варианту ФГОС О УО (ИН) вариант 2 отводится 99 часов из расчета 3 ч в неделю (33 учебные недели).


Основное содержание учебного предмета

Основное содержание учебного предмета «Изобразительная деятельность» включает:

3 РАЗДЕЛА:

  1. Лепка (объемная форма простых предметов).

  2. Аппликация (плоскостная форма простых предметов).

  3. Рисование (графическое изображение простого предмета).


3 НАПРАВЛЕНИЯ:

1. Предметное изображение (лепка, аппликация, рисование) простых форм (целый предмет, одна часть).

2. Предметное изображение (лепка, аппликация, рисование) из 2-х форм или частей.

3. Элементы сюжетного изображения.


Учебно – тематический план:


1

1-31

Предметное изображение (лепка, аппликация, рисование) простых форм (целый предмет, одна часть).

31

2

32-44

Предметное изображение (лепка, аппликация, рисование) из 2-х форм или частей.

13

3

45-99

Элементы сюжетного изображения

45



Всего часов:

99



Планируемые результаты

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета во 2 классе по варианту ФГОС О УО (ИН) вариант 2

Личностные:

  • проявление положительного отношения к заданиям, связанным с ориентировкой на внешнее свойство форм и предметов (мячик-кубик; большой-маленький, холодный-теплый);

  • положительное взаимодействие со знакомыми людьми в ситуации продуктивных действий с простыми предметами.

Предметные:

- проявление сенсомоторных реакций на ощущения, вызываемые опосредованными взрослым практическими действиями с отдельными предметами: брать, удерживать в руке, перекладывать из руки в руку, опускать предметы в емкость, ощупывать предмет одной - двумя руками в зависимости от размера и т.д.;

- проявлять дифференцированные реакции на действия с предметами разного свойства (большой-маленький, круглый-квадратный, шероховатый (колючий) - гладкий, громкий-тихий и т.д.);

- овладение умением передавать изобразительными средствами простые свойства и качества знакомых предметов (слепить, нарисовать и выполнить аппликацию).

- овладение доступным способом обследования (ощупывание, касание, обведение пальцем, поглаживание, перекладывание из руки в руку и т.д.) предметов простой формы.

Базовые учебные действия.

- проявление интереса к изобразительным средствам путем предметно-орудийных действий с простыми предметами,

- выполнение элементарной инструкции доступным способом, связанным с изобразительной деятельностью, используя приемы ощупывания, рассматривания, прикладывания, обводки, штриховки и т.п.




.


Методы:

  • методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесный (диалог, рассказ и др.); наглядный (опорные схемы, слайды и др.); практический (упражнения, практические работы, моделирование и др.); исследовательский; самостоятельной работы; работы под руководством преподавателя; дидактическая игра;

  • методы стимулирования и мотивации: интереса к учению; долга и ответственности в учении;

  • методы контроля и самоконтроля в обучении: фронтальная устная проверка, индивидуальный устный опрос

Формы текущего и итогового контроля: самостоятельная работа.


Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение программы.


Учебно-методическое обеспечение

1. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/ Л.Б. Баряева, Д.И.Бойков ,В.И.Липакова и др.

2. Сборник программ коррекционных курсов для детей и подростков с глубокой умственной отсталостью. Под ред. Н.Н. Яковлевой.-СПб.; ЦДК проф.Л.Б.Баряева,2015

3.«Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М.Бгажноковой М.: «Владос» 2007г.

4.А.Р.Маллер, Г.В.Цикото «Воспитание и обучение детей с тяжелой умственной отсталостью». М.: «Академия» 2004 г.




Материально - техническое обеспечение


Карандаши, фломастеры, кисти;

Цветная бумага, картон, трафарет, шаблон;

Краски, пластилин, клей, ножницы;

Цветные и восковые мелки;

Тесто для скатывания и раскатывания.

Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительная деятельность» 2 класс ФГОС О УО (ИН) вариант 2

В неделю 3 часа, в год 99 часов.

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности

Даты

план

факт





Предметное изображение (лепка, аппликация, рисование) простых форм (целый предмет, одна часть).




1




Лепка колбасок

прямыми движениями рук

1

совместными действиями раскатывание пластилина прямыми и круговыми движениями





2

Лепка шариков или мячиков круговыми движениями рук

1

совместными действиями раскатывание пластилина прямыми и круговыми движениями




3

Лепка шляпок для грибков, блинчики: сплющивание комочков

1

совместными действиями раскатывание пластилина прямыми и круговыми движениями




4

Лепка баранок: соединение концов получившейся палочки

1

совместными действиями раскатывание пластилина прямыми и круговыми движениями




5

Лепка грибов (ножки, шляпки)

1

совместными действиями раскатывание пластилина прямыми и круговыми движениями




6

Аппликация: «Осень» (приклеивание готовых деталей)

1

сминание бумаги в шарики




7

Аппликация «Фрукты в корзине»

1

сминание бумаги в шарики




8

Аппликация «Домик для зайки»

1

сминание бумаги в шарики




9

Аппликация: наклеивание готовых форм (домики, солнышко, тучки и др.)

1

сминание бумаги в шарики




10

Аппликация "Осенняя погода" (ориентировка на листе бумаги)

1

сминание бумаги в шарики




11

Работа с ножницами: «Травка»

1

сминание бумаги в шарики




12

Рисование красками (прием примакивания) «Дождливая погода»

1

- правильное удержание в руке пишущего предмета (мелок, фломастер, карандаш, кисть с краской)





13

"Любимый фрукт" (раскрашивание фломастером, карандашом)

1

- правильное удержание в руке пишущего предмета (мелок, фломастер, карандаш, кисть с краской)





14

"Любимая игрушка" (рисование и раскрашивание фломастером, карандашом)

1

- правильное удержание в руке пишущего предмета (мелок, фломастер, карандаш, кисть с краской)





15

Рисование с натуры "Мяч", "Шары на веревке"

1

- правильное удержание в руке пишущего предмета (мелок, фломастер, карандаш, кисть с краской)





16

"Бусы" - рисование и раскрашивание

1

- правильное удержание в руке пишущего предмета (мелок, фломастер, карандаш, кисть с краской)





17

18

Рельефная лепка: «Радуга», «Лесенка»

2

сплющивание шара, сминание его ладонями обеих рук; перекладывание пластилина из руки в руку;разминание (размягчение) кусочков пластилина




19

Лепка предмета овальной формы (яйцо, рыбка, котлета)

1

сплющивание шара, сминание его ладонями обеих рук; перекладывание пластилина из руки в руку;разминание (размягчение) кусочков пластилина




20

21

Лепка колбасок и шариков

2

сплющивание шара, сминание его ладонями обеих рук; перекладывание пластилина из руки в руку;разминание (размягчение) кусочков пластилина




22

23

Аппликация "Узор":

- из готовых геометрических форм

2

разглаживание бумаги ладонью, прикладывание готовых деталей к изображению




23

25

26

Аппликация "Узор из цветов":

- из готовых форм предметного изображения

3

разглаживание бумаги ладонью, прикладывание готовых деталей к изображению





27

28

29

Оттиск поролоном по шаблону: «Листопад»


3

- выполнение отрывистых (дождик) и круговых линий (клубочек) на мольберте (или на листе бумаги)




30

31

Обводка по трафарету, раскраска: «Овощи»

2

- выполнение отрывистых (дождик) и круговых линий (клубочек) на мольберте (или на листе бумаги)







Предметное изображение (лепка, аппликация, рисование) из 2-х форм или частей.





32

33

Лепка орешков

2

отщипывание части пластилина, соединение частей совместными действиями (с помощью взрослого); размазывание кусочков на листе (прикладывание, соединение 2-х частей)




34

Лепка: «Бублики к чаю»

вдавливание: «Шоколад с орешками»

1

отщипывание части пластилина, соединение частей совместными действиями (с помощью взрослого); размазывание кусочков на листе (прикладывание, соединение 2-х частей)





35

Лепка "Снеговик"

1

отщипывание части пластилина, соединение частей совместными действиями (с помощью взрослого); размазывание кусочков на листе (прикладывание, соединение 2-х частей)




36

37

Аппликация: «Снеговики»

(работа с ножницами)

2

наклеивание готовых форм на лист бумаги (с помощью учителя)





38

39

40

Аппликация "Гирлянда на елку" (Нарядная елка, Бусы) (работа с ножницами)

3

наклеивание готовых форм на лист бумаги (с помощью учителя)





41

42

Рисование методом тычка Первые снежинки», «Зимний лес», «Зимний дом»

2

изображение непрерывных линий (речка, дорожки, ленточки) разными средствами (красками, фломастерами, карандашами)




43

44

Рисование красками

"Елочка"

2

изображение непрерывных линий (речка, дорожки, ленточки) разными средствами (красками, фломастерами, карандашами)







Элементы сюжетного изображения




45

46

47

«Пластилиновая мозаика»

3

отщипывание части пластилина, соединение частей совместными действиями (с помощью взрослого); размазывание кусочков на листе (прикладывание, соединение 2-х частей)




48

49

50

Лепка «Блинчики», «Монпансье на блюдце»

3

отщипывание части пластилина, соединение частей совместными действиями (с помощью взрослого); размазывание кусочков на листе (прикладывание, соединение 2-х частей)




51

52

53

Аппликация с ватой: «Снежные комочки"

3

прикладывание готовых деталей к трафарету, наклеивание готовых форм на лист бумаги (с помощью учителя)




54

55

56

Аппликация с ватой: «Домик зимой», «Елочка в снегу»

3

прикладывание готовых деталей к трафарету, наклеивание готовых форм на лист бумаги (с помощью учителя)




57

58

59

Раскрашивание восковыми мелками: «Варежки», «Сладкие радости»

3

Раскрашивание кистью, восковыми мелками




60

61

62

Рисование красками и кистью «Снежные сугробы»

3

Раскрашивание кистью, восковыми мелками




63

64

65

Лепка приемами скатывания, сплющивание: «Лекарство для зверят»

3

отщипывание кусочков пластилина (как части сюжетного изображения - зернышки для птиц), присоединять одну часть к другой (шляпки для грибочков, ручки для неваляшки и т.д.)




66

67

68

Лепка приемом скатывания, надавливания: «Украшение на платье»

3

отщипывание кусочков пластилина (как части сюжетного изображения - зернышки для птиц), присоединять одну часть к другой (шляпки для грибочков, ручки для неваляшки и т.д.)




69

70

71

Сюжетные аппликации из 2-х форм или частей: «Флажки», «Узор на полоске», «Неваляшка»

3

наклеивание готовых форм на сюжетную композицию (с помощью учителя)





72

73

74

Сюжетные аппликации из эпизодов сказок: «Колобок», "Заячья избушка", "Репка", "Теремок"

3

наклеивание готовых форм на сюжетную композицию (с помощью учителя)





75

76

77

Дорисовывание элементов сюжета

3

дорисовывание разных линий на сюжетной картинке (тучка - дождик, солнышко - травка, солнышко - лучи, ствол дерева - ветки)




78

79

80

Рисование линий в сюжете "Дорожка к домику", "Ежик бежит к грибочку" и др.

3

дорисовывание разных линий на сюжетной картинке (тучка - дождик, солнышко - травка, солнышко - лучи, ствол дерева - ветки)




81

82

83

Лепка композиций "Яблоки на тарелке"

3

присоединение одной части к другой (шляпки для грибочков, ручки для неваляшки и т.д.)




84

85

Лепка композиций "Колобок катится по дорожке"

2

присоединение одной части к другой (шляпки для грибочков, ручки для неваляшки и т.д.)




86

Лепка композиций "Сливы в корзинке" (или "Ежик на полянке")

1

присоединение одной части к другой (шляпки для грибочков, ручки для неваляшки и т.д.)




87

88

"Птицы прилетели"

2

наклеивание готовых форм на сюжетную композицию




89

90

"Цветы на лугу"

2

наклеивание готовых форм на сюжетную композицию




91

92

"Весенний букет"

2

наклеивание готовых форм на сюжетную композицию




93

94

95

96

Дорисовывание предметных изображений (солнышко, радуга, ромашка и т.д.)

4

дорисовывание деталей (линий, кружочков) на сюжетной картинке




97

«Радуга - дуга» (работа с пластилином).

1

присоединение одной части к другой (шляпки для грибочков, ручки для неваляшки и т.д.)




98

«Река» (аппликация)


наклеивание готовых форм на сюжетную композицию




99

«Одуванчик» (работа методом тычка)

1

дорисовывание разных линий на сюжетной картинке (тучка - дождик, солнышко - травка, солнышко - лучи, ствол дерева - ветки)