МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«специализированная гуманитарная школа № 65 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
РАССМОТРЕНО На заседании методического объединения учителей _____________________ Протокол от «__» __________ № ____ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _____________Л.М.Козлицкая «__» _____________ 2021г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ____________И.И.Сушков «__» _____________ 2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Изобразительное искусство»
начального общего образования
Базовый уровень
3 класс
на 2021-2022 учебный год
Составитель рабочей программы:
Учитель высшей категории,
учитель - методист
А.Н.Царук
Донецк
2021г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учителя по учебному предмету «Изобразительное искусство» разработана на основании Закона Донецкой Народной Республики "Об образовании" (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС); Государственного образовательного стандарта начального общего образования Донецкой Народной Республики (утвержден приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 119-НП (в ред. Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23 июня 2021 г. № 78-НП)), в соответствии с требованиями Примерной основной образовательной программы начального общего образования (далее – ПООП НОО) Донецкой Народной Республики (утверждена приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 13.08.2021г. № 682), разработана на основе авторской программы по изобразительному искусству для начальной школы (авт.Б.М. Неменский), Примерной рабочей программы по учебному предмету «Изобразительное искусство». 1-4 классы / сост. Лобынцева С.Н., Фещенко Н.А. – ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». – Донецк: Истоки, 2021. – 64 с., Рабочего учебного плана образовательной организации (утвержденным приказом по школе от 30.08.2021 № 122).
Основой для составления Рабочей программы стала:
Примерная программа по учебному предмету «Изобразительное искусство». 1-4 классы / сост. Лобынцева С.Н., Фещенко Н.А. – 4-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 64 с.
Основными целями начального обучения изобразительному искусству являются:
• формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной (культуры мир оотношений, выработанных поколениями);
• развитие эмоционально-нравственного потенциала ребёнка средствами приобщения к художественной культуре.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей:
• ознакомление со способами художественного освоения действительности: изображение, украшение, постройка;
• обеспечение прозрачных эмоциональных контактов с искусством на каждом этапе обучения;
• освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов;
• обеспечение практической художественно-творческой деятельности учащегося и деятельности по восприятию искусства;
• обеспечение постоянной смены художественных материалов, овладение их выразительными возможностями;
• развитие специальных навыков, чувств для восприятия произведений искусства, а также овладение образным языком искусства;
• работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности, широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности;
• развитие художественно-образного мышления (наблюдательности, фантазии).
Место предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане
Предмет «Изобразительное искусство» относится к образовательной области «Искусство».
Количество часов
В соответствии с ПООП НОО на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 135 ч: во 2—4 классах — по 34 ч в год.
Формы организации образовательного процесса: фронтальная, парная, групповая,индивидуальная.
Технологии обучения:системно-деятельностный подход;технология проблемного диалога;проектная технология;ИКТ-технологии;технология уровневой дифференциации.
ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРУЕМЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ
ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «Изобразительное искусство»
В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего образования у обучающихся:
будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;
начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;
сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности – способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; стойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение иоценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;
появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;
установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций народа, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве;
смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности;
научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств;
получат навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;
смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
• чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
• уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
• понимание особой роли искусства и культуры в жизни общества и каждого отдельного человека;
• сформированность эстетических чувств, художественного мышления, наблюдательности и фантазии;
• сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
• умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
• умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
• формирование умения понимать причины успеха /неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
• овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
• использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
• умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
• умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты
• сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
• сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края,
• эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
• овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
• овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
• знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
• знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
• понимание образной природы искусства; эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
• применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
• способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
• умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
• усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
• умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике; способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
• способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу; умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
• освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты; овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
• умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
• изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций; способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
• умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | № урока в теме | Наименование раздела, тем уроков | Кол-во часов на изучение темы | Дата проведения | Приме-чание |
План | Факт |
Тема 1. Как и чем работает художник? | 8 | | | |
| | Твои игрушки | 1 | 06.09 | | |
| | Твои игрушки | 1 | 13 09 | | |
| | Посуда у тебя дома | 1 | 20 09 | | |
| | Обои и шторы у себя дома | 1 | 27.09 | | |
| | Мамин платок | 1 | 04.10 | | |
| | Твои книжки | 1 | 11.10 | | |
| | Открытки | 1 | 18.10 | | |
| | Труд художника для твоего дома (обобщение темы | 1 | 25.10 | | |
Тема 2. Искусство на улицах твоего города | 7 | |
| | Памятники архитектуры | 1 | 08.11 | | |
| | Парки, скверы, бульвары | 1 | 15.11 | | |
| | Ажурные ограды | 1 | 22.11 | | |
| | Волшебные фонари | 1 | 29.11 | | |
| | Витрины | 1 | 06.12 | | |
| | Удивительный транспорт | 1 | 13.12 | | |
| | Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы) | 1 | 20.12 | | |
Тема 3. Художник и зрелище | 11 | |
| | Художник в цирке | 1 | 27.12 | | |
| | Художник в театре | 1 | 10.01 | | |
| | Театр кукол | 1 | 17.01 | | |
| | Театр кукол | 1 | 24.01 | | |
| | Маски | 1 | 31.01 | | |
| | Маски | 1 | 07.02 | | |
| | Афиша и плакат | 1 | 14.02 | | |
| | Афиша и плакат | 1 | 21.02 | | |
| | Праздник в городе | 1 | 28.02 | | |
| | Праздник в городе | 1 | 07.03 | | |
| | Школьный карнавал (обобщение темы) | 1 | 14.03 | | |
Тема 4. Художник и музей | 8 | |
27 28 | 1 -2 | Музей в жизни города Картина — особый мир. Картина-пейзаж | 1 | 21.03 | | |
29 | 3 | Картина-портрет | 1 | 04.04 | | |
30 | 4 | Картина-натюрморт | 1 | 11.04 | | |
31 | 5 | Картины исторические и бытовые | 1 | 18.04 | | |
32 33 | 6 – 7 | Скульптура в музее и на улице Художественная выставка (обобщение темы) | 1 | 16.05 | | |
34 | 8 | Итоговый урок. | 1 | 23.05 | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Описание информационного обеспечения образовательного процесса
Учебники
1. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь 1
2. Коротеева Е.И.. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс 2
3. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс 3
4. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник - 4 класс. 4
Учебно-методическая литература
5. Неменская Л.А. Твоя мастерская. Тетрадь по изобразительному искусству. 2-4 классы. учебно-методическая литература 2-4
6. Неменский Б.М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского. 1-4
7. Неменский Б.М. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 классы учебные и справочные пособия 1-4
Дидактические материалы
8. Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента; таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта; схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека; таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству; портреты художников, репродукции произведений живописи; набор муляжей овощей и фруктов; набор геометрических тел. 1-4
СВОБОДНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
http://infourok.ru Инфоурок
http://fcior.edu.ru ФЦИОР
http://school-collection.edu.ru ЕКЦОР
http://interneturok.ru Интернетурок. ру
http://catalog.prosv.ru Сайт издательства «Просвещение»
http://www.artdic.ru/index.htm Сайт «Словари терминов искусства»
http://gallery.lariel.ru Сайт собрания работ художников
http://muzeinie-golovolomki.ru Сайт «Музейные головоломки»
http://www.artsait.ru Сайт «Энциклопедия русской живописи»