ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
2 класс
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению произведения изобразительного искусства, включая образы природы Земли;
образ Родины, отраженный в художественных произведениях, в том числе через восприятие пейзажей городов Золотого кольца России;
представление о труде художника, его роли в жизни общества;
приобщение к мировой художественной культуре, архитектуре разных стран;
интерес к художественно-творческой деятельности;
понимание чувств других людей;
первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека;
понимание значения иллюстраций к литературным произведениям (сказкам), живописи в мультипликации;
выражение в собственном творчестве своих чувств и настроений.
Обучающийся получит возможность для формирования:
Нравственно-эстетических переживаний художественных произведений;
представления о разнообразии и широте изобразительного искусства;
интереса к характерам и настроениям людей и личностной идентификации через восприятие портретного жанра
изобразительного искусства;
принятия на первоначальном уровне нравственного содержания произведений изобразительного искусства;
понимания значения изобразительного искусства в собственной жизни;
первоначальной потребности воплощать в реальную жизнь эстетические замыслы;
позиции зрителя и автора художественных произведений
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, инструкцией учителя и замыслом художественной
работы;
выполнять действия в устной форме;
осуществлять контроль своего участия в ходе коллективных творческих работ.
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать смысл заданий и вопросов, предложенных в учебнике;
осуществлять контроль по результату и способу действия;
выполнять действия в опоре на заданный ориентир;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить соответствующие коррективы;
выполнять дифференцированные задания (для мальчиков и девочек).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи, принимать участие в их обсуждении;
формулировать собственное мнение и позицию;
выполнять работу со сверстниками;
воспринимать и учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений искусства;
договариваться, приходить к общему решению.
Обучающийся получит возможность научиться:
контролировать действия других участников в процессе коллективной творческой деятельности;
понимать содержание вопросов и воспроизводить их;
контролировать свои действия в коллективной работе;
проявлять инициативу, участвуя в создании коллективных художественных работ;
узнавать мнение друзей или одноклассников;
вести диалог с учителем и одноклассниками, прислушиваясь к их мнению, и выражать свое терпимо и убедительно.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
расширять свои представления об искусстве;
ориентироваться в способах решения исполнительской задачи;
читать простое схематическое изображение;
различать условные обозначения;
осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых, сверстников;
сопоставлять впечатления, полученные при восприятии разных видов искусств (литература, музыка) и жизненного опыта.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять поиск дополнительной информации (задания типа «Найдите на сайте…») с помощью взрослых;
работать с дополнительными текстами;
соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам художественной выразительности;
соотносить схематические изображения с содержанием заданий;
выбирать из нескольких вариантов выполнения работы приемлемый для себя;
строить рассуждения о воспринимаемых произведениях.
Предметные результаты:
-различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;
-узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров; -различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
-особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- составлять композиции с учётом замысла.
Обучающийся научится:
-различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;
- узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
- эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
- особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
- знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;
- способы и приёмы обработки различных материалов;
- организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;
- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- составлять композиции с учётом замысла;
- конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
- конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
- конструировать из природных материалов;
- пользоваться простейшими приёмами лепки.
Обучающийся получит возможность научиться:
усвоить основы трёх видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объёме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объёме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;
- участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
- развивать фантазию, воображение;
-приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;
- научиться анализировать произведения искусства;
- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;
- приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство».
Как и чем работает художник
Три основных цвета – жёлтый, красный, синий.
Что такое живопись? Первичные основы цветоведения. Знакомство с основными и
составными цветами, с цветовым кругом. Многообразие цветовой гаммы осенней природы (в частности, осенних цветов).
Белая и чёрная краски.
Восприятие и изображение красоты природы. Настроение в природе. Тёмное и светлое (смешение цветных красок с чёрной и белой).
Знакомство с различным эмоциональным звучанием цвета.
Расширение знаний о различных живописных материалах: акварельные краски, темпера,
масляные и акриловые краски.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Мягкость, бархатистость пастели, яркость восковых и масляных мелков, текучесть и прозрачность акварели. Выразительные возможности
этих материалов, особенности работы ими. Передача различного эмоционального состояния природы.
Выразительные возможности аппликации.
Особенности создания аппликации (материал можно резать и обрывать). Восприятие и
изображение красоты осенней природы. Наблюдение
за ритмом листьев в природе. Представление о ритме пятен.
Выразительные возможности графических материалов.
Что такое графика? Образный язык графики. Разнообразие графических материалов.
Красота и выразительность линий. Выразительные возможности линии. Тонкие и
толстые, подвижные и тягучие линии.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Что такое скульптура? Образный язык скульптуры. Знакомство с материалами, которыми работает скульптор. Выразительные возможности
глины, дерева, камня и других материалов.
Изображение животных. Передача характерных особенностей животных.
Выразительные возможности бумаги.
Что такое архитектура? Чем занимается архитектор? Особенности архитектурных форм.
Что такое макет? Материалы, с помощью которых архитектор создаёт макет (бумага, картон). Работа с бумагой (сгибание, скручивание, надрезание, склеивание). Перевод простых объемных форм в объемные формы. Склеивание простых объемных форм (конус, цилиндр, «лесенка»,
«гармошка»).
Реальность и фантазия
Изображение и реальность.
Мастер Изображения учит видеть мир вокруг нас. Учимся всматриваться в реальный мир, учимся не только смотреть, но и видеть. Рассматриваем внимательно животных, замечаем их красоту, обсуждаем особенности различных животных.
Изображение и фантазия.
Мастер Изображения учит фантазировать. Роль фантазии в жизни людей. Сказочные существа. Фантастические образы. Соединение элементов разных животных, растений при создании фантастического образа. Творческие умения и навыки работы гуашью.
Украшение и реальность.
Мастер Украшения учится у природы. Природа умеет себя украшать. Умение видеть красоту природы, разнообразие ее форм, цвета (иней, морозные узоры, паутинки, наряды птиц, рыб и т.п.).Развитие наблюдательности.
Украшение и фантазия.
Мастер Украшения учится у природы, изучает ее. Преобразование природных форм для создания различных узоров, орнаментов, украшающих предметы быта.
Создание тканей, кружев, украшений для человека. Перенесение красоты природы Мастером Украшения в жизнь человека и преобразование ее с помощью фантазии.
Постройка и реальность.
Мастер Постройки учится у природы. Красота и смысл природных конструкций (соты пчел, ракушки, коробочки хлопка, орехи и т.п.), их функциональность, пропорции.
Развитие наблюдательности. Разнообразие форм подводного мира, их неповторимые особенности.
Постройка и фантазия.
Мастер Постройки учится у природы. Изучая природу, Мастер преобразует ее своей фантазией, дополняет ее формы, создает конструкции, необходимые для жизни человека.
Мастер Постройки показывает возможности фантазии человека в создании предметов.
О чём говорит искусство
Изображение природы в разных состояниях.
Разное состояние природы несёт в себе разное настроение: грозное и тревожное, спокойное и радостное, грустное и нежное.
Художник, изображая природу, выражает ее состояние, настроение. Изображение, созданное художником, обращено к чувствам зрителя.
Выражение характера животных.
Выражение в изображении характера и пластики животного, его состояния, настроения.
Знакомство с анималистическими изображениями, созданными художниками в графике, живописи и скульптуре. Рисунки и скульптурные произведения В. Ватагина.
Выражение характера человека в изображении: женский образ.
Изображая человека, художник выражает своё отношение к нему, своё понимание этого человека.
Женские качества характера: верность, нежность, достоинство, доброта и т.д. внешнее и внутреннее содержание человека, выражение его средствами искусства.
Выражение характера человека в изображении: мужской образ.
Изображая, художник выражает своё отношение к тому, что он изображает. Эмоциональная и нравственная оценка образа в его изображении.
Мужские качества характера: отважность, смелость, решительность, честность, доброта и т.д. Возможности использования цвета, тона, ритма для передачи характера персонажа.
Образ человека в скульптуре.
Возможности создания разнохарактерных героев в объеме. Скульптурные произведения, созданные мастерами прошлого и настоящего.
Изображения, созданные в объёме,- скульптурные образы – выражают отношение скульптора к миру, его чувства и переживания.
Человек и его украшения.
Украшая себя, человек рассказывает о себе: кто он такой, (например, смелый воин-защитник или агрессор).
Украшения имеют свой характер, свой образ. Украшения для женщин подчёркивают их красоту, нежность, для мужчин – силу, мужество.
О чём говорят украшения.
Через украшение мы не только рассказываем о том, кто мы, но и выражаем свои цели, намерения: например, для праздника мы украшаем
себя, в будний день одеваемся по-другому.
Образ здания.
Здания выражают характер тех, кто в них живёт. Персонажи сказок имеют очень разнообразные дома. Образы зданий
Как говорит искусство
Тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного.
Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Деление цветов на тёплые и холодные. Природа богато украшена сочетаниями теплых и холодных цветов.
Умение видеть цвет. Борьба различных цветов, смешение красок на бумаге.
Тихие и звонкие цвета.
Смешение различных цветов с чёрной, серой, белой красками – получение мрачных, тяжёлых и нежных, лёгких оттенков цвета.
Передача состояния, настроения в природе с помощью тихих (глухих) и звонких цветов. Наблюдение цвета в природе, на картинах художников.
Что такое ритм линий?
Ритмическая организация листа с помощью линий. Изменение ритма линий в связи с изменением содержания работы.
Линия как средство образной характеристики изображаемого. Разное эмоциональное звучание линии.
Характер линий.
Выразительные возможности линий. Многообразие линий: толстые и тонкие, корявые и изящные, спокойные и порывистые.
Умение видеть линии в окружающей действительности, рассматривание весенних веток (весёлый трепет тонких, нежных веток берёз и корявая
суровая мощь старых дубовых сучьев).
Ритм пятен.
Ритм пятен передаёт движение. От изменения положения пятен на листе изменяется восприятие листа, его композиция. Материал рассматривается на примере летящих птиц – быстрый или медленный полет; птицы летят тяжело или легко.
Пропорции выражают характер.
Понимание пропорций как соотношение между собой частей одного целого.
Пропорция – выразительное средство искусства, которое помогает художнику создавать образ, выражать характер изображаемого.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности.
Ритм линий, пятен, цвет, пропорции, составляют основы образного языка, на котором говорят Братья-Мастера – Мастера Изображения, Украшения, Постройки, создавая произведения в области живописи, графики, скульптуры, архитектуры.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
№п.п | Раздел программы | Количество часов |
Общее количество | Проектная работа | Проверочные работы |
1 | Как и чем работает художник | 9 | Выставка творческих работ | 1 |
2 | Реальность и фантазия | 8 | Выставка творческих работ | 1 |
3 | О чем говорит искусство | 9 | Выставка творческих работ | 1 |
4 | Как говорит искусство | 9 | Выставка творческих работ | 1 |
| | 34+1 | 4 | 4 |
КАЛЕНДАРНО – ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» 2 КЛАСС
1четверть
Как и чем работает художник?
№ урока | Тема | Кол. часов | Дата |
план | Факт |
2а | 2б | 2д | 2а | 2б | 2д |
| | |
1 | Вводный инструктаж Беседа об искусстве | 1 | 01.09 | 03.09 | 02.09 | | | |
2 | Пастель и цветные мелки их выразительные возможности | 1 | 08.09 | 10.09 | 09.09 | | | |
3 | Выразительные возможности графических материалов | 1 | 15.09 | 17.09 | 16.09 | | | |
4 | Рисунок по замыслу | 1 | 22.09 | 24.09 | 23.09 | | | |
5 | Три основных цвeта. | 1 | 20.09 | 01.10 | 30.09 | | | |
6 | Три основных цвeта. | 1 | 06.10 | 08.10 | 07.10 | | | |
7 | Проверочная работа | 1 | 13.10 | 15.10 | 14.10 | | | |
8 | Пять красок – богатство цвeта и тона | 1 | 20.10 | 22.10 | 21.10 | | | |
9 | Что ты знаешь и умеешь | 1 | 27.10 | 29.10 | 28.10 | | | |
| | 9 | | | | | | |
2 четверть
Реальность и фантазия
№ урока | Тема | Кол. часов | Дата |
план | Факт |
2а | 2б | 2д | 2а | 2б | 2д |
| Тема | | 2а | 2б | 2д | 2а | 2б | 2д |
10 | Вводный инструктаж Изображение и реальность | 1 | 10.11 | 09.11 | 08.11 | | | |
11 | Изображение и реальность | 1 | 17.11 | 16.11 | 15.11 | | | |
12 | Изображение и реальность | 1 | 24.11 | 23.11 | 22.11 | | | |
13 | Изображение и фантазия | 1 | 01.12 | 30.11 | 29.11 | | | |
14 | Украшение и реальность | 1 | 08.12 | 07.12 | 06.12 | | | |
15 | Украшения и фантазия | 1 | 15.12 | 14.12 | 13.12 | | | |
16 | Проверочная работа | 1 | 22.12 | 21.12 | 20.12 | | | |
17 | Мастерская Деда Мороза | 1 | 27.12 | 23.12 | 27.12 | | | |
18 | Братья- Мастера Изображения, Украшение, Постройка всегда работают вместе (обобщение темы) | 1 | 29.12 | 30.12 | 29.12 | | | |
| | 8 | | | | | | |
3 четверть
О чём говорит искусство
№ урока | Тема | Кол. часов | Дата |
план | Факт |
2а | 2б | 2г | 2а | 2б | 2г |
| тема | | 2а | 2б | 2г | 2а | 2б | 2г | |
19 | Вводный инструктаж. Беседа об искусстве. | 1 | 12.01 | 11.01 | 10.01 | | | | |
20 | Выражение характера изображаемых животных. | 1 | 19.01 | 18.01 | 17.01 | | | | |
21 | Выражение характера человека в изображении | 1 | 26.01 | 25.01 | 24.01 | | | | |
22 | Выражение характера человека в изображении | 1 | 02.02 | 01.02 | 31.01 | | | | |
23 | Природа в разных состояниях | 1 | 09.02 | 08.02 | 07.02 | | | | |
24 | Природа в разных состояниях | 1 | 02.03 | 22.02 | 21.02 | | | |
25 | Украшение и реальность | 1 | 0903 | 01.03 | 28.02 | | | | |
26 | Проверочная работа | 1 | 16.03 | 15.03 | 14.03 | | | | |
27 | В изображении, украшении и постройки человек выражает своё отношение к миру. | 1 | 23.03 | 22.03 | 21.03 | | | | |
| | 9 | | | | | | | |
4 четверть
Как говорит искусство
№ урока | Тема | Кол. часов | Дата |
план | Факт |
2а | 2б | 2г | 2а | 2б | 2г |
.
| Тема | | 2а | 2б | 2г | 2а | 2б | 2г |
28 | Вводный инструктаж. Беседа об искусстве | 1 | 06.4 | 05.04 | 04.04 | | | |
29 | Цвет как средство выражения: «теплые» и «холодные» цветa | 1 | 13.04 | 12.04 | 11.04 | | | |
30 | Цвет как средство выражения: «тихие» (глухие) и «звонкие» цвета | 1 | 20.04 | 14.04 | 18.04 | | | |
31 | Линия как средство выражения. Графические упражнения. | 1 | 27.04 | 19.04 | 25.04 | | | |
32 | Характер линий Линия, как средство выражения. | 1 | 04.05 | 21.04 | 12.05 | | | |
33 | Ритм пятен как средство выражения | 1 | 11.05 | 23.04 | 16.05 | | | |
34 | Проверочная работа | 1 | 18.05 | 26.04 | 18.05 | | | |
35 | Ритм пятен, линий, пропорций как средство художественной выразительности | 1 | 20.05 | 17.05 | 23.05 | | | |
36 | Искусствоведческая викторина | 1 | 25.05 | 24.05 | 30.05 | | | |
| 9 | | | | | | |
| 34+1 | | | | | | |