СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету изобразительное искусство для 3 классов коррекционных образовательых учреждений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету изобразительное искусство для 3 классов коррекционных образовательых учреждений»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Основа рабочей программы


Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «19» декабря 2014 г. № 1598, и Примерной программы по изобразительному искусству (авторы Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова - М.: Просвещение, 2011), а также примерной адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования слабовидящих обучающихся. - М.: Просвещение, 2017, и АООП НОО, вариант 4.2, утвержденной приказом директора ГКОУ НОС(К) школы-интерната для слепых и слабовидящих детей.


Данная рабочая программа ориентирована на учебники:

  1. Изобразительное искусство. 3 класс. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. М.: Просвещение, 2017


Место предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане


Рабочая программа по изобразительному искусству предусматривает согласно Учебному плану ГКОУ НОС(К) «Школы-интерната для слепых и слабовидящих детей» на 2019-2020 учебный год в 3 классе - 34 часа (1 ч в неделю, 34 учебные недели).


Цель реализации курса


Цель курса изобразительное искусство направлена на достижение следующих целей:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

  • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства;

  • нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.



Задачи реализации курса


Содержание курса и методика обучения ориентированы на решение следующих задач:

  • содействовать проявлению целостного оптимистического мироощущения учащихся, созданию собственными силами нравственно-эстетической среды общения с искусством с учетом многообразия его видов (народное искусство, живопись, графика) и архитектурой;

  • способствовать формированию чувства национального достоинства, культуры межнационального общения, умения видеть памятники истории и культуры в связи с историей, бытом и жизнью народа;

  • способствовать формированию особых качеств мышления, творческого воображения, культурно-исторической памяти в процессе комплексного освоения искусства России.


Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты:

  • Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  • Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.


Метапредметные результаты:

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог;

  • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

  • Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схемрешения учебных и практических задач.

  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.


Предметные результаты:

  • некоторые жанры (пейзаж, натюрморт, портрет) и виды (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство) произведений изобразительного искусства;

  • известные центры народных художественных ремесел России (Филимоновская игрушка, Полхов-Майдан, Гжель, Хохлома, Каргополь);-ведущие художественные музеи России (Третьяковская галерея, Эрмитаж);

  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства);

  • использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для творческой деятельности.


Особенности реализации общеобразовательной программы при обучении слабовидящих обучающихся


Рабочая программа полностью сохраняет поставленные в общеобразовательной программе цели и задачи, а также основное содержание. Реализация учебной программы обеспечивает особые образовательные потребности слабовидящих учащихся через


Постановку коррекционных задач:

  • развитие зрительного восприятия;

  • формирование навыков зрительного анализа;

  • развитие пространственных представлений и ориентации;

  • развитие познавательной деятельности;

  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

  • расширение кругозора;

  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

  • развитие активности мышления младших школьников.


Методические приёмы, используемые на уроках:

  • при использовании классной доски все записи учителем и учениками выполняются крупно и сопровождаются словесными комментариями;

  • сложные рисунки, таблицы и большие тексты предъявляются учащимся на карточках, выполненных с учетом требований к наглядным пособиям для слабовидящих детей;

  • при рассматривании рисунков и схем учителем используется специальный алгоритм подетального рассматривания, который постепенно усваивается учащимися и для самостоятельной работы с графическими объектами и в целом постоянно уделяется внимание зрительному анализу;

  • для улучшения зрительного восприятия при необходимости применяются оптические приспособления;

  • при отборе материала для урока: уменьшение объёма аналогичных заданий и подбор разноплановых заданий;

  • индивидуальная помощь при ориентировке учащихся в учебнике;

  • в ходе урока используются коррекционно – развивающие упражнения, усиливающие восприятие существенных сторон изучаемого материала.


Коррекционную направленность каждого урока:

  • соблюдение оптимальной зрительной нагрузки на уроках и при выполнении домашних заданий (уменьшенный объём заданий);

  • рассадка учащихся за партами в соответствии с характером нарушения зрения;

  • соблюдение повышенных требований к освещённости классного помещения;

  • соблюдение требований специальной коррекционной школы к изготовлению раздаточных материалов и при использовании технических средств.


Требования к организации пространства:

  • определенное предметное наполнение школьных помещений (свободные проходы к партам, входным дверям, отсутствие выступающих углов и другое);

  • соблюдение необходимого для слабовидящего обучающегося светового режима (обеспечение беспрепятственного прохождения в школьные помещения естественного света; одновременное использование естественного и искусственного освещения; возможность использования дополнительного индивидуального источника света и другое);

  • оперативное устранение факторов, негативно влияющих на состояние зрительных функций слабовидящие (недостаточность уровня освещенности рабочей зоны, наличие бликов и другое), осязания, слуха;

  • определенного уровня освещенности школьных помещений;

  • определение местоположения парты в классе для слабовидящих в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога;

  • использование оптических, тифлотехнических, технических средств, в том числе и средств комфортного доступа к образованию.


Требования к организации учебного процесса:

  • рассаживать учащихся с учётом особенности зрения;

  • непрерывная продолжительность чтения не должна превышать 10 минут;

  • при изготовлении печатных пособий использовать шрифт Arial не менее 14, печать через 1,5 интервала;

  • чередование зрительной, слуховой и тактильной нагрузки; фронтальной и индивидуальной формы работы; теоретической и практической работы;

  • достаточное разнообразие соответствующих карточек, наглядности и пособий;

  • проведение физкультминуток;

  • использовать индивидуальные средства коррекции;

  • использовать подставку;

  • использование ТСО не более 15 минут;

  • изображение на экране должно быть качественными, ярким и контрастным;

  • расстояние от центра экрана до пола должно составлять 1,0–1,5 м;

  • не допускать выключение и включение общего освещения во время просмотра видеофрагментов и просмотр в полной темноте;

  • в солнечные дни использовать жалюзи;

  • осуществлять контроль за правильной позой учащихся во время занятий.


Работа с иллюстрациями, макетами и натуральными объектами

  • материал должен быть крупным, четким, контурированным (предмет на картинке должен быть обведён чёрным контуром, ширина которого не более 5 мм), содержать небольшое количество деталей;

  • сопровождать осмотр объектов словесным описанием, помогая подетально формировать учащимся целостный образ;

  • на контрастном фоне: черно-желтый, сине-желтый, черно-белый.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Содержание учебного предмета за курс 3 класса (распределение тем, увеличение или уменьшение количества часов на изучение тем, особенности проведения контрольных работ в соответствии с особенностями контингента) соответствует адаптированной учебной программе.



Осень. «Как прекрасен этот мир, посмотри... ( 11 ч.)

Осенний вернисаж. Земля одна, а цветы на ней разные. Натюрморт. В жостовском подносе все цветы России. О чём может рассказать русский расписной поднос. Каждый художник урожай своей земли хвалит. Лети, лети, бумажный змей. Орнамент народов мира. Чуден свет- мудры люди, дивны дела их. Лоскутная мозаика. Живописные просторы Родины. Пейзаж. Родные края в росписи гжельской майолики. В мире народного зодчества. «Двор, что город, изба, что терем», «То ли терем, то ли царёв дворец». Каждая птица своим пером красуется. Наблюдать осенние цветы в природе. Сравнивать натюрморты живописцев и графиков. Рисовать композицию натюрморта. Подбирать цветовую палитру согласно замыслу.


Зима. «Как прекрасен этот мир, посмотри... ( 10 ч.)

Зимний вернисаж. Каждая изба удивительных вещей полна. Зима не лето, в шубу одета. Орнамент народов мира. Зима за морозы, а мы за праздники. Всякая красота фантазии да умения требует. В каждом посаде в своём наряде. Русский народный костюм. Жизнь костюма в театре. Сценический костюм героя. Рассматривать натюрморты из предметов быта. Рисовать с натуры натюрморт из старинных и современных предметов быта. Рассматривать произведения декоративно-прикладного и народного искусства- одежду коренных народов Севера. Составление коллажа. Знать элементы праздничных женских костюмов из разных регионов России. Создавать свой эскиз сценического костюма для театрального действия.





Весна. «Как прекрасен этот мир, посмотри... ( 5 ч.)

Весенний вернисаж. Дорогие, любимые, родные (женский портрет). Широкая Масленица. Мудрость и красота народной игрушки. Герои сказки глазами художника. Знать различия соотношения частей лица человека в разных позициях. Знать технику текстильного коллажа. Уметь расписывать силуэт народной игрушки. Понимать сюжетную композицию: композиционный центр и цвет.


Лето. «Как прекрасен этот мир, посмотри... ( 8 ч.)

Летний вернисаж. Водные просторы России (морской пейзаж). Цветы России на павлопосадских платках и шалях. Всяк на свой манер. В весеннем небе – салют Победы! Гербы городов Золотого кольца России. Сиреневые перезвоны (натюрморт). У всякого мастера свои затеи (орнамент). Наши достижения. Объяснять значения понятий: марина, художник- маринист. Научиться использовать приёмы передачи пространства ( уровень зрения, линия горизонта, ритм, цвет) в маринах. Иметь представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека. Учиться передавать оттенки цвета для передачи салюта. Выделять на фоне неба контуры зданий города, памятных мест. Составлять эскизы герба своего города. Различать оттенки цветов и формы мелких цветов, образующих кисти сирени.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (3 класс)


Обучающийся научится:

  • понимать, что такое деятельность художника (что может изображать художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.); узнавать основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры); использовать художественные материалы: гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага;

  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах – иллюстрациях к произведениям литературы и музыки; пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина); выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала



Обучающийся получит возможность научиться:

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;

  • воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;

  • оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

  • применять практические навыки выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по изобразительному искусству

3 класс

Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час



Содержание (разделы, темы)

Кол. часов

Дата

Виды учебной деятельности ученика

Примечания


1 четверть (8 часов)

1

Земля одна, а цветы на ней разные.

1


Рисование с натуры натюрморта «Осенний букет»


2

В жостовском подносе все цветы России.Рисование элементов узора в технике жостовских мастеров.

1


Учатся рисовать кистью без предварительного рисунка элементами жостовского орнамента, придерживаются последовательности исполнения росписи.


3

О чём может рассказать русский расписной поднос.

Украшение цветочной росписью подноса в стиле жостовских мастеров

1


Учатся понимать сведения о памятниках культуры и истории, быта и жизни своего народа. Придерживаются последовательности исполнения росписи, решают художественно-творческие задачи на проектирование изделий, пользуясь эскизом с учётом простейших приёмов технологии в народном творчестве.


4

Каждый художник урожай своей земли хвалит.

Рисование с натуры натюрморта из овощей «Славный урожай».

1


Учатся определять «натюрморт», выбирают величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера бумаги; учитывают в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя.


5

Лети, лети бумажный змей.

Составление эскиза и украшения воздушного змея.

1


Находят выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.).


6

Чуден свет — мудры люди, дивны дела их.

Рисование коврика с узором по мотивам народной лоскутной мозаики.

1


Соотносят цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым), приводят примеры.

Экспериментируют, исследуют возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков.


7

Живописные просторы России.

Рисование по представлению пейзажа «Родные просторы».

1


Соотносят восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями. Осознают, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг).

Изображают радость или грусть (работа с акварельными красками).


8

Родные края в росписи гжельской майолики.

Рисование силуэта декоративной настенной тарелки, украшение её формы природными мотивами гжельской майолики

1


Находят примеры декоративных украшений в окружающей действительности. Наблюдают и эстетически оценивают украшения в природе. Любуются красотой природы. Создают роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги.


2 четверть

8 недель, 8 уроков

9

Двор, что город, изба, что терем.

1


Рисование по представлению крестьянской рубленой избы.


10

То ли терем, то ли царёв дворец.

1


Рисование по представлению сказочного терема.


11

Каждая птица своим пером красуется.

1


Выполнение набросков птиц, зимующих в твоём крае в технике по-сырому.


12

Каждая изба удивительных вещей полна.


1


Рисование с натуры натюрморта из старинных и современных предметов быта.


13

Русская зима.

1


Находят природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней) Разглядывают узоры и формы, созданные природой, интерпретируют их в собственных изображениях и украшениях. Осваивают простые приемы работы кистью и графической росписи.

Рисование по памяти зимнего пейзажа в графике «Снежные деревья».

Составление эскиза узора из бисера на бумаге в клеточку по мотивам народов Севера.

Рисование новогодних карнавальных костюмов.


14

Зима не лето, в шубу одета.


1



15

Зима за морозы, а мы за праздники.

1



16

Всякая красота фантазии да умения требует.Составление эскиза маски для ряженого.

1


Придумывают образ маски и рисуют её эскиз с применением различных техник (коллаж из цветной бумаги, обрывную аппликацию изцветной бумаги, фантиков, природных материалов.)

Рисование женского народного костюма.


3 четверть

10 недель, 10 уроков

17

В каждом посаде в своём наряде.

2


Жизнь костюма в театре.18Рассматривают и сравнивают, различные виды костюмов, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм.Создание эскиза сценического костюма.


18



19

Россия державная.

1


Рисование по представлению старинного русского города-крепости.


20

Город чудный…

1


Наблюдают постройки в городе, их форму, конструкцию, пропорции.

Рисование на тему «Моя улица».


21

Защитники земли русской.

1


Рисование на тему «Кто на Русь с мечом придёт-от меча и погибнет.


22

Дорогие любимые, родные.

1


Рисование портрета мамы, бабушки.


23

Широкая Масленица.

1


Праздник проводов зимы. Коллективная творческая деятельность. (в технике обрывной аппликации)


24

Красота и мудрость народной игрушки.

1


Рисование с натуры деревянной игрушки.


25

Герои сказки глазами художника.


2


Составление иллюстрации к любимой сказке.


26



4 четверть

8 недель, 8 уроков

27

Водные просторы России.

1


Составление эскиза картины «Закат на море».


28

Цветы России на Павловских платках и шалях.

1


Составление узора для шали..


29

В весеннем небе-салют Победы.Составление эскиза открытки к Дню Победы.

1


Составляют эскиз открытки. Изображение салюта.


30

Всяк на свой манер.

1


Создают коллективное панно-коллаж с изображением сказочного мира.


31

Гербы городов Золотого кольца.

1


Составляют герб своего города.


32

Сиреневые перезвоны.

Рисование с натуры букета сирени.

1


Учатся поэтическому видению мира.

Любуются красотой природы. Наблюдают живую природу с точки зрения трёх Мастеров, то есть имея в виду задачи трёх видов художественной деятельности.


33

У всякого мастера свои затеи.

1


Рисование образа-символа для мотива в орнаменте (птица Сирин, лев, птица-пава. Олень)

Красочное панно «Весенние цветы».


34


Наши достижения

Наш проект. «Я знаю. Я могу»

1



Учебники

Учебные пособия

Методические пособия

  1. Изобразительное искусство. 3 класс. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. М.: Просвещение, 2017

  1. Репродукции картин

  2. Видеоуроки по рисованию

  3. Портреты художников

  4. Карты пошагового рисования

  5. Трафареты

        1. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 3 класс. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В.


Учитель ________________Маркова Т. С.