ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основа рабочей программы
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «19» декабря 2014 г. № 1598, и Примерной программы по изобразительному искусству (авторы Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова - М.: Просвещение, 2011), а также примерной адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования слабовидящих обучающихся. - М.: Просвещение, 2017, и АООП НОО, вариант 4.2, утвержденной приказом директора ГКОУ НОС(К) школы-интерната для слепых и слабовидящих детей.
Данная рабочая программа ориентирована на учебники:
Изобразительное искусство. 3 класс. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. М.: Просвещение, 2017
Место предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане
Рабочая программа по изобразительному искусству предусматривает согласно Учебному плану ГКОУ НОС(К) «Школы-интерната для слепых и слабовидящих детей» на 2019-2020 учебный год в 3 классе - 34 часа (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
Цель реализации курса
Цель курса изобразительное искусство направлена на достижение следующих целей:
развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства;
нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Задачи реализации курса
Содержание курса и методика обучения ориентированы на решение следующих задач:
содействовать проявлению целостного оптимистического мироощущения учащихся, созданию собственными силами нравственно-эстетической среды общения с искусством с учетом многообразия его видов (народное искусство, живопись, графика) и архитектурой;
способствовать формированию чувства национального достоинства, культуры межнационального общения, умения видеть памятники истории и культуры в связи с историей, бытом и жизнью народа;
способствовать формированию особых качеств мышления, творческого воображения, культурно-исторической памяти в процессе комплексного освоения искусства России.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схемрешения учебных и практических задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
некоторые жанры (пейзаж, натюрморт, портрет) и виды (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство) произведений изобразительного искусства;
известные центры народных художественных ремесел России (Филимоновская игрушка, Полхов-Майдан, Гжель, Хохлома, Каргополь);-ведущие художественные музеи России (Третьяковская галерея, Эрмитаж);
различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства);
использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для творческой деятельности.
Особенности реализации общеобразовательной программы при обучении слабовидящих обучающихся
Рабочая программа полностью сохраняет поставленные в общеобразовательной программе цели и задачи, а также основное содержание. Реализация учебной программы обеспечивает особые образовательные потребности слабовидящих учащихся через
Постановку коррекционных задач:
развитие зрительного восприятия;
формирование навыков зрительного анализа;
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие познавательной деятельности;
развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
расширение кругозора;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
развитие активности мышления младших школьников.
Методические приёмы, используемые на уроках:
при использовании классной доски все записи учителем и учениками выполняются крупно и сопровождаются словесными комментариями;
сложные рисунки, таблицы и большие тексты предъявляются учащимся на карточках, выполненных с учетом требований к наглядным пособиям для слабовидящих детей;
при рассматривании рисунков и схем учителем используется специальный алгоритм подетального рассматривания, который постепенно усваивается учащимися и для самостоятельной работы с графическими объектами и в целом постоянно уделяется внимание зрительному анализу;
для улучшения зрительного восприятия при необходимости применяются оптические приспособления;
при отборе материала для урока: уменьшение объёма аналогичных заданий и подбор разноплановых заданий;
индивидуальная помощь при ориентировке учащихся в учебнике;
в ходе урока используются коррекционно – развивающие упражнения, усиливающие восприятие существенных сторон изучаемого материала.
Коррекционную направленность каждого урока:
соблюдение оптимальной зрительной нагрузки на уроках и при выполнении домашних заданий (уменьшенный объём заданий);
рассадка учащихся за партами в соответствии с характером нарушения зрения;
соблюдение повышенных требований к освещённости классного помещения;
соблюдение требований специальной коррекционной школы к изготовлению раздаточных материалов и при использовании технических средств.
Требования к организации пространства:
определенное предметное наполнение школьных помещений (свободные проходы к партам, входным дверям, отсутствие выступающих углов и другое);
соблюдение необходимого для слабовидящего обучающегося светового режима (обеспечение беспрепятственного прохождения в школьные помещения естественного света; одновременное использование естественного и искусственного освещения; возможность использования дополнительного индивидуального источника света и другое);
оперативное устранение факторов, негативно влияющих на состояние зрительных функций слабовидящие (недостаточность уровня освещенности рабочей зоны, наличие бликов и другое), осязания, слуха;
определенного уровня освещенности школьных помещений;
определение местоположения парты в классе для слабовидящих в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога;
использование оптических, тифлотехнических, технических средств, в том числе и средств комфортного доступа к образованию.
Требования к организации учебного процесса:
рассаживать учащихся с учётом особенности зрения;
непрерывная продолжительность чтения не должна превышать 10 минут;
при изготовлении печатных пособий использовать шрифт Arial не менее 14, печать через 1,5 интервала;
чередование зрительной, слуховой и тактильной нагрузки; фронтальной и индивидуальной формы работы; теоретической и практической работы;
достаточное разнообразие соответствующих карточек, наглядности и пособий;
проведение физкультминуток;
использовать индивидуальные средства коррекции;
использовать подставку;
использование ТСО не более 15 минут;
изображение на экране должно быть качественными, ярким и контрастным;
расстояние от центра экрана до пола должно составлять 1,0–1,5 м;
не допускать выключение и включение общего освещения во время просмотра видеофрагментов и просмотр в полной темноте;
в солнечные дни использовать жалюзи;
осуществлять контроль за правильной позой учащихся во время занятий.
Работа с иллюстрациями, макетами и натуральными объектами
материал должен быть крупным, четким, контурированным (предмет на картинке должен быть обведён чёрным контуром, ширина которого не более 5 мм), содержать небольшое количество деталей;
сопровождать осмотр объектов словесным описанием, помогая подетально формировать учащимся целостный образ;
на контрастном фоне: черно-желтый, сине-желтый, черно-белый.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета за курс 3 класса (распределение тем, увеличение или уменьшение количества часов на изучение тем, особенности проведения контрольных работ в соответствии с особенностями контингента) соответствует адаптированной учебной программе.
Осень. «Как прекрасен этот мир, посмотри... ( 11 ч.)
Осенний вернисаж. Земля одна, а цветы на ней разные. Натюрморт. В жостовском подносе все цветы России. О чём может рассказать русский расписной поднос. Каждый художник урожай своей земли хвалит. Лети, лети, бумажный змей. Орнамент народов мира. Чуден свет- мудры люди, дивны дела их. Лоскутная мозаика. Живописные просторы Родины. Пейзаж. Родные края в росписи гжельской майолики. В мире народного зодчества. «Двор, что город, изба, что терем», «То ли терем, то ли царёв дворец». Каждая птица своим пером красуется. Наблюдать осенние цветы в природе. Сравнивать натюрморты живописцев и графиков. Рисовать композицию натюрморта. Подбирать цветовую палитру согласно замыслу.
Зима. «Как прекрасен этот мир, посмотри... ( 10 ч.)
Зимний вернисаж. Каждая изба удивительных вещей полна. Зима не лето, в шубу одета. Орнамент народов мира. Зима за морозы, а мы за праздники. Всякая красота фантазии да умения требует. В каждом посаде в своём наряде. Русский народный костюм. Жизнь костюма в театре. Сценический костюм героя. Рассматривать натюрморты из предметов быта. Рисовать с натуры натюрморт из старинных и современных предметов быта. Рассматривать произведения декоративно-прикладного и народного искусства- одежду коренных народов Севера. Составление коллажа. Знать элементы праздничных женских костюмов из разных регионов России. Создавать свой эскиз сценического костюма для театрального действия.
Весна. «Как прекрасен этот мир, посмотри... ( 5 ч.)
Весенний вернисаж. Дорогие, любимые, родные (женский портрет). Широкая Масленица. Мудрость и красота народной игрушки. Герои сказки глазами художника. Знать различия соотношения частей лица человека в разных позициях. Знать технику текстильного коллажа. Уметь расписывать силуэт народной игрушки. Понимать сюжетную композицию: композиционный центр и цвет.
Лето. «Как прекрасен этот мир, посмотри... ( 8 ч.)
Летний вернисаж. Водные просторы России (морской пейзаж). Цветы России на павлопосадских платках и шалях. Всяк на свой манер. В весеннем небе – салют Победы! Гербы городов Золотого кольца России. Сиреневые перезвоны (натюрморт). У всякого мастера свои затеи (орнамент). Наши достижения. Объяснять значения понятий: марина, художник- маринист. Научиться использовать приёмы передачи пространства ( уровень зрения, линия горизонта, ритм, цвет) в маринах. Иметь представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека. Учиться передавать оттенки цвета для передачи салюта. Выделять на фоне неба контуры зданий города, памятных мест. Составлять эскизы герба своего города. Различать оттенки цветов и формы мелких цветов, образующих кисти сирени.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (3 класс)
Обучающийся научится:
понимать, что такое деятельность художника (что может изображать художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.); узнавать основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры); использовать художественные материалы: гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага;
применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах – иллюстрациях к произведениям литературы и музыки; пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина); выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала
Обучающийся получит возможность научиться:
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
применять практические навыки выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по изобразительному искусству
3 класс
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час
№ | Содержание (разделы, темы) | Кол. часов | Дата | Виды учебной деятельности ученика | Примечания |
1 четверть (8 часов) |
1 | Земля одна, а цветы на ней разные. | 1 | | Рисование с натуры натюрморта «Осенний букет» | |
2 | В жостовском подносе все цветы России.Рисование элементов узора в технике жостовских мастеров. | 1 | | Учатся рисовать кистью без предварительного рисунка элементами жостовского орнамента, придерживаются последовательности исполнения росписи. | |
3 | О чём может рассказать русский расписной поднос. Украшение цветочной росписью подноса в стиле жостовских мастеров | 1 | | Учатся понимать сведения о памятниках культуры и истории, быта и жизни своего народа. Придерживаются последовательности исполнения росписи, решают художественно-творческие задачи на проектирование изделий, пользуясь эскизом с учётом простейших приёмов технологии в народном творчестве. | |
4 | Каждый художник урожай своей земли хвалит. Рисование с натуры натюрморта из овощей «Славный урожай». | 1 | | Учатся определять «натюрморт», выбирают величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера бумаги; учитывают в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя. | |
5 | Лети, лети бумажный змей. Составление эскиза и украшения воздушного змея. | 1 | | Находят выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.). | |
6 | Чуден свет — мудры люди, дивны дела их. Рисование коврика с узором по мотивам народной лоскутной мозаики. | 1 | | Соотносят цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым), приводят примеры. Экспериментируют, исследуют возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков. | |
7 | Живописные просторы России. Рисование по представлению пейзажа «Родные просторы». | 1 | | Соотносят восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями. Осознают, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг). Изображают радость или грусть (работа с акварельными красками). | |
8 | Родные края в росписи гжельской майолики. Рисование силуэта декоративной настенной тарелки, украшение её формы природными мотивами гжельской майолики | 1 | | Находят примеры декоративных украшений в окружающей действительности. Наблюдают и эстетически оценивают украшения в природе. Любуются красотой природы. Создают роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги. | |
2 четверть 8 недель, 8 уроков |
9 | Двор, что город, изба, что терем. | 1 | | Рисование по представлению крестьянской рубленой избы. | |
10 | То ли терем, то ли царёв дворец. | 1 | | Рисование по представлению сказочного терема. | |
11 | Каждая птица своим пером красуется. | 1 | | Выполнение набросков птиц, зимующих в твоём крае в технике по-сырому. | |
12 | Каждая изба удивительных вещей полна. | 1 | | Рисование с натуры натюрморта из старинных и современных предметов быта. | |
13 | Русская зима. | 1 | | Находят природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней) Разглядывают узоры и формы, созданные природой, интерпретируют их в собственных изображениях и украшениях. Осваивают простые приемы работы кистью и графической росписи. Рисование по памяти зимнего пейзажа в графике «Снежные деревья». Составление эскиза узора из бисера на бумаге в клеточку по мотивам народов Севера. Рисование новогодних карнавальных костюмов. | |
14 | Зима не лето, в шубу одета. | 1 | | |
15 | Зима за морозы, а мы за праздники. | 1 | | |
16 | Всякая красота фантазии да умения требует.Составление эскиза маски для ряженого. | 1 | | Придумывают образ маски и рисуют её эскиз с применением различных техник (коллаж из цветной бумаги, обрывную аппликацию изцветной бумаги, фантиков, природных материалов.) Рисование женского народного костюма. | |
3 четверть 10 недель, 10 уроков |
17 | В каждом посаде в своём наряде. | 2 | | Жизнь костюма в театре.18Рассматривают и сравнивают, различные виды костюмов, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм.Создание эскиза сценического костюма. | |
18 | | |
19 | Россия державная. | 1 | | Рисование по представлению старинного русского города-крепости. | |
20 | Город чудный… | 1 | | Наблюдают постройки в городе, их форму, конструкцию, пропорции. Рисование на тему «Моя улица». | |
21 | Защитники земли русской. | 1 | | Рисование на тему «Кто на Русь с мечом придёт-от меча и погибнет. | |
22 | Дорогие любимые, родные. | 1 | | Рисование портрета мамы, бабушки. | |
23 | Широкая Масленица. | 1 | | Праздник проводов зимы. Коллективная творческая деятельность. (в технике обрывной аппликации) | |
24 | Красота и мудрость народной игрушки. | 1 | | Рисование с натуры деревянной игрушки. | |
25 | Герои сказки глазами художника. | 2 | | Составление иллюстрации к любимой сказке. | |
26 | | |
4 четверть 8 недель, 8 уроков |
27 | Водные просторы России. | 1 | | Составление эскиза картины «Закат на море». | |
28 | Цветы России на Павловских платках и шалях. | 1 | | Составление узора для шали.. | |
29 | В весеннем небе-салют Победы.Составление эскиза открытки к Дню Победы. | 1 | | Составляют эскиз открытки. Изображение салюта. | |
30 | Всяк на свой манер. | 1 | | Создают коллективное панно-коллаж с изображением сказочного мира. | |
31 | Гербы городов Золотого кольца. | 1 | | Составляют герб своего города. | |
32 | Сиреневые перезвоны. Рисование с натуры букета сирени. | 1 | | Учатся поэтическому видению мира. Любуются красотой природы. Наблюдают живую природу с точки зрения трёх Мастеров, то есть имея в виду задачи трёх видов художественной деятельности. | |
33 | У всякого мастера свои затеи. | 1 | | Рисование образа-символа для мотива в орнаменте (птица Сирин, лев, птица-пава. Олень) Красочное панно «Весенние цветы». | |
34 | Наши достижения Наш проект. «Я знаю. Я могу» | 1 | | |
Учебники | Учебные пособия | Методические пособия |
Изобразительное искусство. 3 класс. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. М.: Просвещение, 2017 | Репродукции картин Видеоуроки по рисованию Портреты художников Карты пошагового рисования Трафареты | Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 3 класс. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. |
Учитель ________________Маркова Т. С.