СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ « Химия» (естественнонаучные предметы)

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

  За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-11 классов образовательных учреждений, автор Н.Н. Гара. (Н.Н. Гара. Программы образовательных учреждений. Химия. 8-9 классы. 10-11 классы.  М. «Просвещение»,  2008).

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ « Химия» (естественнонаучные предметы)»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МОЛЧАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

301984 Тульская область, Каменский район, пос.Молчаново, ул. Школьная, д.4

Тел.: 8(48744) 3-27-23, E-Mail: [email protected]



СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

___________ Цепкова З.И.

____.08. 2019г.

Рассмотрено и принято

на заседании Педагогического совета Учреждения

Протокол

__ __от ____.08. 2019г.


УТВЕРЖДЕНО

Приказ директора МКОУ «Молчановская СШ»

_________________ /Ахромеева Т.В.

№_____ от ____.08. 2019г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ « Химия»

(естественнонаучные предметы)

10 – 11 классы

на 2019-2021 учебный год



Составитель программы:

учитель: Клочкова Лидия Васильевна.



Пояснительная записка.



Рабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень)

За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-11 классов образовательных учреждений, автор Н.Н. Гара. (Н.Н. Гара. Программы образовательных учреждений. Химия. 8-9 классы. 10-11 классы. М. «Просвещение», 2008).

Рабочая программа реализована в 10-11 классах и ориентирована на использование учебников: химия 10 класс. Органическая химия, учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень.

Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. М. «Просвещение», 2019г.

Химия 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень.Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. М. "Просвещение", 2019г.

Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено:

освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для среднего общего образования программа рассчитана на преподавание курса химии в 10 классе и 11 классе в объёме по 1 часу в неделю.

Согласно учебному плану школы данная рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов в 10 классе и 68 учебных часов в 11 классе, из расчёта 2 учебных часа в неделю.

Для формирования практических навыков и повышения уровня знаний и умений по химии предусмотрено проведение

6 практических работ, 4 контрольных работ в 10 классе; 10 практических работ, 4 контрольных работ в 11 классе.

Формулировка разделов соответствует авторской программе.

В рабочую программу были внесены следующие изменения: в 10 классе добавлено 2 часа (из резервного времени) на изучение темы «Синтетические полимеры» (9/7); в 11 классе добавлено 7 часов (из резервного времени) на изучение тем: «Важнейшие химические понятия и законы» (4/3), « Строение вещества» (9/8) , «Химические реакции» (14/13), «Металлы» (14/13), «Неметаллы» (10/8), «Генетическая связь неорганических и органических веществ. Практикум (13/12).

В планировании предусмотрено проведение интегрированных уроков с биологией, экологией, физикой, географией, историей. Особое внимание уделено химическому эксперименту, который является основой формирования теоретических знаний.

Образовательные технологии:

личностно ориентированная, традиционная, информационно-компьютерные технологии.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, репродуктивные, информационно-развивающие, частично-поисковые, исследовательские.

Формы обучения: индивидуальные, парные, фронтальные.

Формы организации учебного процесса: урок изучения новых знаний, комбинированный урок, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля, урок- практическая работа, мультимедиа урок.

Система уроков сориентирована не только на «передачу готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков учащихся: устный опрос (индивидуальный, фронтальный); письменный различные тестовые формы контроля, химический диктант, экспериментальные задания и т.д.































Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана

Класс

Количество часов в неделю согласно учебному плану школы

Реквизиты программы

УМК для учащегося

УМК для чителя

Инвариантная часть

Вариативная часть

10



11

1



1

1



1

Программы общеобразователь-ных учреждений. Химия 8-9 классы. 10-11 классы. Москва «Просвещение» 2008г. Автор. Н.Н Гара.

Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. Химия. Органическая химия. 10 класс. (учебник для общеобразовательных учреждений). Базовый уровень. М. « Просвещение» 2019г.


Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. Химия. 11 класс (учебник для общеобразовательных учреждений). Базовый уровень.М. « Просвещение» 2019г.

1)А.М.Радецкий. Дидактический материал. Химия 10-11 кл. М:. «Просвещение» 2016г.

2). И.Г.Хомченко «Сборник задач и упражнений по химии для средней школы» М. « Новая волна» 2007г.

3). О.С.Габрилян, И.Г.Остроумов .Химия. Пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы. М. «Дрофа» 2005г.

4 ).В.Н.Доронькин, А.Г.Бережная. Подготовка к ЕГЭ.

Тематические тесты 10—11 классы. Изд. «Легион» Ростов-на-Дону. 2011г.

5) Д.Ю.Добротин, М.Г. Снастина. Химия 10класс. Химия 11 класс. « Контрольные работы в новом формате». М. «Интеллект-Центр» 2011г

6)» Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Уроки химии.10-11 кл.

7) Интернет ресусы.






Учебно-тематический план 10 класс.


Название разделов,тем

Всего часов

В том числе количество часов на проведение

Лабораторных опытов

Практических работ

Контрольных работ

1

Тема 1. Теоретические основы органической химии

4

-

-

-


Раздел. Углеводороды. (23ч)





2

Тема 2. Предельные углеводороды


7

1

1

1

3

Тема 3. Непредельные углеводороды

6

-

1

-

4

Тема 4. Ароматические углеводороды (арены)

4

-

-

-

5

Тема 5. Природные источники углеводородов

6

1

-

1


Раздел. Кислородсодержащие органические соединения(25ч)





6

Тема 6. Спирты и фенолы.

6

2

-

-

7

Тема 7. Альдегиды, кетоны.

3

3

-

-

8

Тема 8. Карбоновые кислоты.

6

-

2

1

9

Тема 9. Сложные эфиры.

Жиры.

3

3

-

-

10

Углеводы

7

6

1

-





Раздел. Азотсодержащие органические соединения (7ч)





11

Тема 11. Амины и аминокислоты.

3




12

Тема 12.Белки.

4

1

-

-


Раздел. Высокомолекулярные соединения. (9ч)





13

Тема 13.Синтетические полимеры

9

3

1

1


итого

68

20

6

4


















Учебно-тематический план 11 касс.


Название разделов,тем.

Всего часов

В том числе количество часов на проведение

Лабораторных опытов

Практических работ

Контрольных работ



Раздел. Теоретические основы химии (31ч)







1

Тема 1.Важнейшие химические понятия и законы.

4




2

Тема 2..Периодический закон и ПСХЭД.И. Менделеева на основе учения о строении атома.

4

-

-

-

3

Тема 3. Строение вещества.

9

-

1

1

4

Тема 4. Химические реакции.

14

1

1

1


Раздел. Неорганическая химия (37ч)





5

Тема 5.Металлы.

14

2

-

1

6

Тема 6.Неметаллы.

10

2

-

1

7

Тема 7.Генетическая связь неорганических и органических веществ. Практикум.

13

-

8

-

Итого

68

5

10

4

Содержание курса ( 10 класс )



ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Тема 1. Теоретические основы органической химии (4 ч)

Формирование органической химии как науки. Органические вещества. Органическая химия. Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд. Гомологи.

Структурная изомерия. Номенклатура. Значение теории строения органических соединений.

Типы химических связей в молекулах органических соединений. Способы разрыва связей в молекулах органических веществ. Электрофилы. Нуклеофилы.

Классификация и номенклатура органических соединений.

Демонстрации. Ознакомление с образцами органических веществ и материалов. Модели молекул органических веществ. Растворимость органических веществ в воде и неводных растворителях. Плавление, обугливание и горение органических веществ.

УГЛЕВОДОРОДЫ (23 ч)

Тема 2. Предельные углеводороды (алканы) (7 ч)

Углеводороды. Алканы. Электронное и пространственное строение алканов. Гомологический ряд. Номенклатура и изомерия. Физические и химические свойства основных классов органических соединений ( алканов). Реакция замещения. Получение и применение алканов.

Циклоалканы. Строение молекул, гомологический ряд. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Правила безопасности при работе с горючими веществами.

Демонстрации. Взрыв смеси метана с воздухом. Отношение алканов к кислотам, щелочам, к раствору перманганата калия и бромной воде.

Лабораторные опыты. Изготовление моделей молекул углеводородов и галогенопроизводных.

Практическая работа. Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах.

Расчетные задачи. Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания.

Тема 3. Непредельные углеводороды (6 ч)

Алкены. Электронное и пространственное строение алкенов. Гомологический ряд. Номенклатура. Изомерия: углеродной цепи, положения кратной связи, цис-, транс-изомерия. Химические свойства: реакция окисления, присоединения, полимеризации. Правило Марковникова. Получение и применение алкенов.

Диены ( Алкадиены). Строение. Свойства, применение. Природный каучук.

Алкины. Электронное и пространственное строение ацетилена. Гомологи и изомеры. Номенклатура. Физические и химические свойства. Реакции присоединения и замещения. Получение. Применение.

Демонстрации. Получение ацетилена карбидным способом. Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия и бромной водой. Горение ацетилена. Разложение каучука при нагревании и испытание продуктов разложения.

Практическая работа. Получение этилена и изучение его свойств.

Тема 4. Ароматические углеводороды (арены) (4 ч)



Арены. Электронное и пространственное строение бензола. Изомерия и номенклатура. Физические и химические свойства бензола. Гомологи бензола. Особенности химических свойств гомологов бензола на примере толуола. Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов.

Демонстрации. Бензол как растворитель, горение бензола. Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия. Окисление толуола.

Тема 5. Природные источники углеводородов (6 ч)

Природные источники углеводородов. Природный газ. Попутные нефтяные газы. Нефть и нефтепродукты. Физические свойства. Способы переработки нефти. Перегонка. Крекинг термический и каталитический. Коксохимическое производство.

Лабораторные опыты. Ознакомление c образцами продуктов нефтепереработки.

Расчетные задачи. Определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.

КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (25 ч)

Тема 6. Спирты и фенолы (6 ч)

Кислородсодержащие соединения. Одноатомные предельные спирты. Строение молекул, функциональная группа. Водородная связь. Изомерия и номенклатура. Свойства метанола (этанола), получение и применение. Физиологическое действие спиртов на организм человека. Генетическая связь одноатомных предельных спиртов с углеводородами. Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение. Фенолы. Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле на примере молекулы фенола. Свойства фенола. Токсичность фенола и его соединений. Применение фенола. Правила безопасности при работе с едкими и токсичными вешествами.

Демонстрации. Взаимодействие фенола с бромной водой и раствором гидроксида натрия.

Лабораторные опыты. Растворение глицерина в воде. Реакция глицерина с гидроксидом меди(II).

Расчетные задачи. Расчеты по химическим уравнениям при условии, что одно из реагирующих веществ дано в избытке.



Тема 7. Альдегиды, кетоны (3 ч)

Кислородсодержащие соединения. Альдегиды. Строение молекулы формальдегида. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства альдегидов. Формальдегид и ацетальдегид: получение и применение.

Ацетон — представитель кетонов. Строение молекулы. Применение.

Демонстрации. Взаимодействие метаналя (этаналя) с аммиачным раствором оксида серебра(I) и гидроксида меди(II). Растворение в ацетоне различных органических веществ.

Лабораторные опыты. Получение этаналя окислением этанола. Окисление метаналя (этаналя) аммиачным раствором оксида серебра(I). Окисление метаналя (этаналя) гидроксидом меди(II).

Тема 8. Карбоновые кислоты (6 ч)

Кислородсодержащие соединения. Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства карбоновых кислот. Реакция этерификации. Получение карбоновых кислот и применение.

Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах.

Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений.

Практические работы

• Получение и свойства карбоновых кислот.

• Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ.







Тема 9. Сложные эфиры. Жиры (3 ч)

Кислородсодержащие соединения. Сложные эфиры: свойства, получение, применение. Жиры. Строение жиров. Химия и пища. Калорийность жиров. Жиры в природе. Свойства. Применение.

Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии.

Лабораторные опыты. Растворимость жиров, доказательство их непредельного характера, омыление жиров. Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств. Знакомство с образцами моющих средств. Изучение их состава и инструкции по применению.



Тема 10. Углеводы (7 ч)

Кислородсодержащие соединения: углеводы. Глюкоза. Строение молекулы. Оптическая (зеркальная) изомерия. Фруктоза — изомер глюкозы. Свойства глюкозы. Применение. Сахароза. Строение молекулы. Свойства, применение. Калорийность углеводов.

Крахмал и целлюлоза — представители природных полимеров. Реакция поликонденсации. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение. Ацетатное волокно.

Лабораторные опыты. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II). Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра(I). Взаимодействие сахарозы с гидроксидом кальция. Взаимодействие крахмала с иодом. Гидролиз крахмала. Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон.

Практическая работа. Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ.









АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (7 ч)

Тема 11. Амины и аминокислоты (3 ч)

Азотсодержащие соединения. Амины. Строение молекул. Аминогруппа. Физические и химические свойства. Строение молекулы анилина. Взаимное влияние атомов в молекуле на примере молекулы анилина. Свойства анилина. Применение.

Аминокислоты. Изомерия и номенклатура. Свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Применение. Генетическая связь аминокислот с другими классами органических соединений.

Тема 12. Белки (4 ч)

Азотсодержащие соединения: белки. Белки — природные полимеры. Состав и строение. Физические и химические свойства. Превращение белков в организме. Ферменты. Гормоны. Калорийность белков. Успехи в изучении и синтезе белков.

Понятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях. Пиридин. Пиррол. Пиримидиновые и пуриновые основания. Нуклеиновые кислоты: cостав, строение.

Химия и здоровье человека. Витамины. Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.

Демонстрации. Окраска ткани анилиновым красителем. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот.

Лабораторные опыты. Цветные реакции на белки (биуретовая и ксантопротеиновая реакции).



ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ (9 ч)

Тема 13. Синтетические полимеры (9 ч)

Понятие о высокомолекулярных соединениях. Полимеры, получаемые в реакциях полимеризации. Строение молекул. Стереонерегулярное и стереорегулярное строение полимеров. Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна. Полиэтилен. Полипропилен. Термопластичность. Полимеры, получаемые в реакциях поликонденсации. Фенолформальдегидные смолы. Термореактивность.

Синтетические каучуки. Строение, свойства, получение и применение.

Синтетические волокна. Капрон. Лавсан.

Обобщение знаний по курсу органической химии. Органическая химия, человек и природа.

Демонстрации. Образцы пластмасс, синтетических каучуков

и синтетических волокон.

Лабораторные опыты. Изучение свойств термопластичных полимеров. Определение хлора в поливинилхлориде. Изучение свойств синтетических волокон.

Практическая работа. Распознавание пластмасс и волокон.

Расчетные задачи. Определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.































Содержание курса (11 класс)



ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ (31ч)

Тема 1. Важнейшие химические понятия и законы (4 ч)

Атом. Химический элемент. Изотопы. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав вещества.

Закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях, закон постоянства состава. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов.

Тема 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева на основе учения о строении атомов (4 ч)

Атомные орбитали, s-, p-, d- и f-электроны. Особенности размещения электронов по орбиталям в атомах малых и больших периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов переходных периодов. Энергетические уровни, подуровни. Связь периодического закона и периодической системы химических элементов с теорией строения атомов. Короткий и длинный варианты таблицы химических элементов. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева водорода, лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных элементов.

Валентность химических элементов. Валентные возможности атомов. Периодическое изменение валентности и размеров атомов.

Расчетные задачи. Вычисления массы, объема или количества вещества по известной массе, объему или количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получившихся в результате реакции.

Тема 3. Строение вещества (9 ч)

Химическая связь. Виды и механизмы образования химической связи. Ионная связь. Катионы и анионы. Ковалентная связь, её разновидности и механизмы образования. Ковалентная неполярная связь. Ковалентная полярная связь. Электроотрицательность. Степень окисления. Металлическая связь. Водородная связь. Пространственное строение молекул неорганических и органических веществ.

Типы кристаллических решеток и свойства веществ.

Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия.

Чистые вещества и смеси. Дисперсные системы Истинные растворы. Растворение как физико - химический процесс. Золи, гели. Понятие о коллоидах. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация.

Демонстрации. Модели ионных, атомных, молекулярных и металлических кристаллических решеток. Эффект Тиндаля. Модели молекул изомеров, гомологов.

Практическая работа. Приготовление растворов с заданной молярной концентрацией.

Расчетные задачи. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если для его получения дан раствор с определенной массовой долей исходного вещества.

Тема 4. Химические реакции (14 ч)

Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.

Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Закон действующих масс. Энергия активации. Катализ и катализаторы. Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения. Принцип ЛеШателье. Общие представления о промышленных способах получения химических веществ ( на примере производства серной кислоты контактным способом). Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Явления, происходящие при растворении веществ - разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация. Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена в водных растворах. Кислотно-основные взаимодействия в растворах. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Ионное произведение воды. Водородный показатель (pH) раствора. Проведение химических реакций в растворах. Правила безопасности при работе с едкими, горючими веществами

Гидролиз органических и неорганических соединений. Определение характера среды. Индикаторы.

Демонстрации. Зависимость скорости реакции от концентрации и температуры. Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора. Определение среды раствора с помощью универсального индикатора.

Лабораторные опыты. Проведение реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов.

Практическая работа. Влияние различных факторов на скорость химической реакции.

Расчетные задачи. Вычисления массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.







Неорганическая химия (37ч)

Тема 5. Металлы (14 ч)

Классификация неорганических соединений. Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Общие свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов. Электролиз растворов и расплавов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии.

Обзор металлов главных подгрупп (А-групп) периодической системы химических элементов. Химические вещества как строительные и поделочные материалы ( мел, мрамор, известняк ).

Обзор металлов побочных подгрупп (Б-групп) периодической системы химических элементов (медь, цинк, титан, хром, железо, никель, платина). Вещества, используемые в полиграфии, живописи, скульптуре, архитектуре.

Сплавы металлов. Химические свойства основных классов неорганических соединений

Оксиды и гидроксиды металлов.

Демонстрации. Ознакомление с образцами металлов и их соединений. Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие меди с кислородом и серой. Электролиз раствора хлорида меди(II). Опыты по коррозии металлов и защите от нее.

Лабораторные опыты. Взаимодействие цинка и железа с растворами кислот и щелочей. Знакомство с образцами металлов и их рудами (работа с коллекциями).

Расчетные задачи. Расчеты по химическим уравнениям, связанные с массовой долей выхода продукта реакции от теоретически возможного.



Тема 6. Неметаллы (10 ч)

Неметаллы. Обзор свойств неметаллов. Общая характеристика неметаллов главных подгрупп IVА -VА групп периодической системы химических элементов. Химические вещества как строительные и поделочные материалы (стекло, цемент). Общая характеристика неметаллов главных подгрупп VIА-VIIA групп периодической системы химических элементов. Подгруппа галогенов. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Химические свойства отдельных классов неорганических соединений. Оксиды неметаллов и кислородсодержащие кислоты. Водородные соединения неметаллов.

Демонстрации. Образцы неметаллов. Образцы оксидов неметаллов и кислородсодержащих кислот. Горение серы, фосфора, железа, магния в кислороде.

Лабораторные опыты. Знакомство с образцами неметаллов и их природными соединениями (работа с коллекциями). Распознавание хлоридов, сульфатов, карбонатов.

Тема 7. Генетическая связь неорганических и органических веществ. Практикум (13 ч)

Генетическая связь неорганических и органических веществ. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы органических веществ. Бытовая химическая грамотность.

Практикум: решение экспериментальных задач по неорганической химии; решение экспериментальных задач по органической химии; решение практических расчетных задач; получение, собирание и распознавание газов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ( 10 КЛАСС)

урока



Раздел, тема урока






Органическая химия.


Тема 1. Теоретические основы органической химии ( 4час.)

1

Формирование органической химии как науки. Органические вещества. Органическая химия. Теория строения органических веществ А.М.Бутлерова. Углеродный скелет.

2

Структурная изомерия. Номенклатура. Гомологический ряд. Гомологи. Значение теории строения органических соединений. Значение теории химического строения.

3

Типы химических связей в молекулах органических соединениях. Способы разрыва связей в молекулах органических веществ. Электрофилы. Нуклеофилы. Радикалы.

4

Классификация органических соединений. Функциональные группы.


Углеводороды ( 23 час.)

Тема 2. Предельные углеводороды ( алканы) ( 7 час.)


5

Углеводороды. Алканы.Электронное и пространственное строение алканов. Гомологический ряд. Номенклатура и изомерия. Л.о. №1 "Изготовление моделей молекул углеводородов и галогенопроизводных.."

6

Физические и химические свойства алканов. Реакции замещения.

7

Получение и применение алканов.

8

Решение задач на нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе ( объему ) продуктов сгорания.

9

Циклоалканы. Строение молекул, гомологический ряд. Нахождение в природе. Физические и химические свойства.

10

Практическая работа №1 "Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах." Правила безопасности при работе с горючими веществами.

11

Контрольная работа №1 по теме " Предельные углеводороды."


Тема 3. Непредельные углеводороды. ( 6 час. )

12

Алкены. Электронное и пространственное строение алкенов.Гомологический ряд. . Номенклатура. Изомерия: углеродной цепи, положения кратной связи, цис-, транс- изомерия.

13

Алкены. Электронное и пространственное строение алкенов .Гомологический ряд . Номенклатура. Изомерия: углеродной цепи, положения кратной связи, цис-, транс- изомерия.

14

Практическая работа №2 "Получение этилена и изучение его свойств."

15

Диены (алкадиены) .Строение. Свойства,применение. Природный каучук.

16

Алкины. Электронное и пространственное строение ацетилена. Гомологи и изомеры. Номенклатура.Физические и химические свойства. Реакция присоединения и замещения.

17

Получение и применение ацетилена.


Тема 4. Ароматические углеводороды (арены ) ( 4 час.)

18

Арены. Электронное и пространственное строение бензола. Изомерия и номенклатура.

19

Физические и химические свойства бензола.

20

Гомологи бензола .Особенности химических свойств гомологов бензола на примере толуола.

21

Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов.


Тема 5. Природные источники углеводородов ( 6 час.)

22

Природные источники углеводородов. Природные и попутные нефтяные газы, их состав и использование.

23

Нефть и нефтепродукты. Физические свойства. Способы переработки нефти. Перегонка. Л.о.№2 " Ознакомление с образцами продуктов нефтепереработки."

24

Крекинг нефти ( термический и каталитический).

25

Коксохимическое производство.

26

Решение задач на определение массовой или объёмной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.

27

Итоговая контрольная работа №2 по теме " Углеводороды»


Кислородсодержащие органические соединения ( 25 час. )

Тема 6. Спирты и фенолы ( 6 час.)

28





Кислородсодержащие соединения: одноатомные предельные спирты. Строение молекул, функциональная группа. Изомерия и номенклатура.

29

Свойства метанола (этанола). Водородная связь. Физиологическое действие спиртов на организм человека

30

Получение спиртов. Применение

31

Генетическая связь одноатомных предельных спиртов с углеводородами. Решение задач по химическим уравнениям при условии ,что одно из реагирующих веществ дано в избытке .

32

Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение. Л.о. №3-4 " Растворение глицерина в воде. Реакция глицерина с гидроксидом меди (II).

33

Фенолы. Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола. Токсичность фенола и его соединений. Применение фенола. Правила безопасности при работе с едкими и токсичными веществами.


Тема 7. Альдегиды, кетоны . (3час.)

34

Кислородсодержащие соединения: альдегиды. Строение молекулы формальдегида. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура.

35

Свойства альдегидов. Формальдегид и ацетальдегид : получение и применение. Л.о. №5-7 " Получение этаналя окислением этанола. Окисление этаналя аммиачным раствором оксида серебра (I). Окисление этаналя гидроксидом меди (II)

36

Ацетон - представитель кетонов. Строение молекулы. Применение.


Тема 8. Карбоновые кислоты ( 6 час.)

37

Кислородсодержащие соединения: одноосновные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура.

38

Свойства карбоновых кислот. Реакция этерификация. Получение и применение.

39

Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах. Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений

40

Практическая работа №3 "Получение и свойства карбоновых кислот."

41

Практическая работа №4 "Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ." Качественные реакции на отдельные классы неорганических соединений.

42

Контрольная работа №3 по темам "Спирты и фенолы", "Альдегиды и кетоны", "Карбоновые кислоты."


Тема 9. Сложные эфиры. Жиры. (3 час.)

43

Кислородсодержащие соединения: сложные эфиры: свойства, получение, применение.

44

Жиры, их строение. Жиры в природе. Химия и пища. Калорийность жиров. Свойства. Применение.Л.о.№8 " Растворимость жиров, доказательство их непредельного характера, омыление жиров."

45

Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Л.о.№9-10 "Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств. Знакомство с образцами моющих средств. Изучение их состава и инструкций по применению.





Тема 10. Углеводороды (7час.)

46

Кислородсодержащие соединения: углеводы. Глюкоза. Строение молекулы. Оптическая изомерия. Физические свойства и нахождение в природе. Фруктоза - изомер глюкозы.

47

Химические свойства глюкозы. Применение. Л.о .№11-12 "Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) и с аммиачным раствором оксида серебра (I)

48

Сахароза. Строение молекулы. Свойства, применение. Калорийность углеводов. Л.о.№13 " Взаимодействие сахарозы с гидроксидом кальция»

49

Крахмал - представитель природных полимеров. Строение, физические и химические свойства. Реакция поликонденсации. Применение.Л.о.№14-15 "Взаимодействие крахмала с йодом. Гидролиз крахмала."

50

Целлюлоза - представитель природных полимеров. Строение. Нахождение в природе. Физические и химические свойства.

51

Применение целлюлозы. Ацетатное волокно. Л.о.№16 "Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон"

52

Практическая работа №5 "Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ»


Азотсодержащие органические соединения (7час.)

Тема 11. Амины и аминокислоты (3 час.)


53

Азотсодержащие соединения: амины. Строение молекул. Аминогруппа. Физические и химические свойства. Строение молекулы анилина. Свойства анилина. Применение.

54

Аминокислоты. Изомерия и номенклатура. Свойства. Применение.

55

Генетическая связь аминокислот с другими классами органических соединений. Решение расчётных задач.


Тема 12. Белки (4 час.)


56

Азотсодержащие соединения: белки. Белки - природные полимеры. Состав и строение.

57

Физические и химические свойства белков. Превращение белков в организме. Ферменты. Гормоны. Калорийность белков. Успехи в изучении и синтезе белков.Л.о.№17 "Цветные реакции на белки."

58

Понятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях. Нуклеиновые кислоты : состав, строение

59

Химия и здоровье человека. Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.


Высокомолекулярные соединения.(9 ч.)


Тема 13. Синтетические полимеры. (9час.)


60





Понятие о высокомолекулярных соединениях. Строение молекул. Стереонерегулярное и стереорегулярное строение полимеров. Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна.

61

Полимеры, получаемые в реакциях полимеризации. Полиэтилен. Полипропилен. Термопластичность. Полимеры, получаемые в реакциях поликонденсации. Фенолформальдегидные смолы. Термореактивность. Л.о.№18-19 "Изучение свойств термопластичных полимеров. Определение хлора в поливинилхлориде."

62

Синтетические каучуки. Строение, свойства, получение и применение.

63

Синтетические волокна. Капрон. Лавсан. Л.о.№20 "Изучение свойств синтетических волокон."

64

Практическая работа №6 "Распознавание пластмасс и волокон."

65

Обобщение знаний по курсу органической химии. Органическая химия, человек и природа. Расчётные задачи. Определение массовой или объёмной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.

66


Контрольная работа №4 по темам " Кислородсодержащие органические соединения", "Азотсодержащие органические соединения."

67

Анализ контрольной работы. Решение задач.

68

Итоговое занятие.








Тематическое планирование ( 11 класс)

№ п/п


Раздел, тема урока








Теоретические основы химии (31ч)


Тема 1. Важнейшие химические понятия и законы. (4 час.)


1

Атом. Химический элемент. Изотопы. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав.

2

Закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях.

3

Закон постоянства состава веществ. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

4

Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов.


Тема 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева на основе учения о строении атомов. ( 4час.)

5

Атомные орбитали, s-,p-,d-,f-электроны. Особенности размещения электронов по орбиталям в атомах малых и больших периодов . Энергетические уровни, подуровни. Особенности строения электронных оболочек атомов переходных периодов.

6

Связь периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева с теорией строения атомов. Короткий и длинный варианты таблицы химических элементов. Решение расчётных задач.

7

Положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева водорода, лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных элементов.

8

Валентность. Валентные возможности и размеры атомов химических элементов. Расчётные задачи. Вычисление массы, объема или количества вещества по известной массе, объему или количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получившихся в результате реакции


Тема 3. Строение вещества. ( 9 час. )

9

Виды и механизмы образования химической связи. Ионная связь. Катионы и анионы. Электроотрицательность. Степень окисления.

10

Ковалентная связь, её разновидности и механизмы образования. Металлическая и водородная связь.

11

Пространственное строение молекул неорганических и органических веществ.

12

Типы кристаллических решеток и свойства веществ.

13

Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия. Решение расчетных задач.

14

Чистые вещества и смеси. Дисперсные системы Истинные растворы. Растворение как физико - химический процесс. Золи, гели, понятие о коллоидах. .

15

Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация.

16

Практическая работа №1 "Приготовление растворов с заданной молярной концентрацией".

17

Контрольная работа №1 по темам "Важнейшие химические понятия и законы", "Периодический закон и ПСХЭ Д.И.Менделеева на основе учения о строении атомов ".и "Строение вещества".


Тема 4. Химические реакции. (14 час.)


18

Сущность и классификация химических реакций в неорганической и органической химии.

19

Окислительно - восстановительные реакции.

20

Скорость химических реакций, зависимость от различных факторов. Закон действующих масс. Энергия активации.

21

Катализ и катализаторы.

22

Практическая работа №2 "Влияние различных факторов на скорость химических реакций".

23

Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы смещения химического равновесия. Принцип ЛеШателье.

24

Общие представления о промышленных способах получения химических веществ ( на примере производства серной кислоты контактным способом.) Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

25

Явления, происходящие при растворении веществ - разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация. Электролитическая диссоциация. Диссоциация электролитов в водных растворах. Кислотно- основные взаимодействия в растворе.

26

Сильные и слабые электролиты. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора. Ионное произведение воды.

27

Реакции ионного обмена в водных растворах. Л.о.№1 "Проведение реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов" Проведение химических реакций в растворах. Правила безопасности при работе с едкими, горючими веществами.

28

Гидролиз органических и неорганических соединений. Определение характера среды. Индикаторы.

29

Решение задач. Вычисление массы (количества вещества, объёма) продукта реакции, если для его получения дан раствор с определенной массовой долей исходного вещества).

30

Обобщение и повторение изученного материала. Решение расчетных задач. Вычисление массы (количества вещества, объёма) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.

31

Итоговая контрольная работа №2 по т " Теоретические основы химии."


Неорганическая химия (37ч)

Тема 5. Металлы ( 14 час)

32

Классификация неорганических соединений. Металлы. Положение металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Общие свойства металлов.

33

Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов.

34

Общие способы получения металлов.

35

Электролиз растворов и расплавов веществ.

36

Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии.

37

Обзор металлов главных подгрупп (IА-IIА) групп периодической системы химических элементов. Химические вещества как строительные и поделочные материалы( мел, мрамор, известняк ).

38

Металл главной подгруппы IIIА группы. Алюминий.

39

Обзор металлов побочных подгрупп (Б-групп) периодической системы химических элементов ( медь, цинк, титан, хром.) Л.о.№2 " Взаимодействие цинка с растворами кислот и щелочей."

40

Обзор металлов побочных подгрупп (Б-групп) периодической системы химических элементов ( железо, никель, платина). Вещества, используемые в полиграфии, живописи, скульптуре, архитектуре. Л.о." Взаимодействие железа с растворами кислот и щелочей"

41

Химические свойства основных классов неорганических соединений. Оксиды и гидроксиды металлов.

42

Сплавы металлов. Л.о.№3 "Знакомство с образцами металлов и их рудами" (работа с коллекциями). Решение задач. Расчеты по химическим уравнениям, связанные с массовой долей выхода продукта реакции от теоретически возможного.

43

Обобщение и повторение изученного материала по теме " Металлы".

44

Решение расчётных задач. Вычисление массы продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.

45

Контрольная работа № 3 по теме " Металлы".


Тема 6. Неметаллы (10 час.)

46

Неметаллы. Обзор свойств неметаллов. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов.

47

Общая характеристика неметаллов главных подгрупп IVА -VА групп периодической системы химических элементов. Химические вещества как строительные и поделочные материалы ( стекло, цемент)

48

Общая характеристика неметаллов главных подгрупп VIА-VIIA групп периодической системы химических элементов. Подгруппа галогенов.Л.о.№4 "Знакомство с образцами неметаллов и их природными соединениями. ( работа с коллекциями).

49

Водородные соединения неметаллов.

50

Химические свойства отдельных классов неорганических соединений. Оксиды неметаллов.

51

Химические свойства отдельных классов неорганических соединений. Кислородсодержащие кислоты.

52

Окислительные свойства азотной и серной кислоты.

53

Решение качественных и расчётных задач.Л.о.№5 "Распознавание хлоридов, сульфатов, карбонатов." Качественные реакции на неорганические вещества и ионы.

54

Обобщение по теме " Неметаллы."

55

Контрольная работа №4 по теме " Неметаллы."


Тема 7. Генетическая связь неорганических и органических веществ. Практикум (13час.)


56

Генетическая связь неорганических и органических соединений.

57

Упражнения в применении знаний. Генетическая связь неорганических и органических веществ.

58

Практическая работа №3" Решение экспериментальных задач по неорганической химии. Распознавание веществ. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы.

59

Практическая работа №4 "Решение экспериментальных задач по неорганической химии. Осуществление превращений."

60

Практическая работа №5 "Решение экспериментальных задач по органической химии. Распознавание веществ. Качественные реакции на отдельные классы органических соединений.

61


Практическая работа №6 "Решение экспериментальных задач по органической химии. Осуществление превращений."

62

Практическая работа №7 "Решение практических расчетных задач.

63

Практическая работа №8 " Решение практических расчетных задач"

64

Практическая работа №9 " Получение, собирание и распознавание газов (водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака.)"

65


Практическая работа №10 "Получение, собирание и распознавание газов (метана, этилена)."

66

Анализ выполнения практикума. Решение расчетных задач.

67

Бытовая химическая грамотность. Решение расчетных задач.

68

Обобщение и повторение изученного материала.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен знать/понимать:

важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты, щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь:

называть изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;

определять валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

характеризовать элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д. И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;

выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, интернет-ресурсов);

использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:

• объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

• определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

• экологически грамотного поведения в окружающей среде;

• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

• безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

• приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

• критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.



ПРИЛОЖЕНИЕ к рабочей программе

«Химия»

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

10- 11 КЛАСС