Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
для обучающихсяс ограниченными возможностями здоровья Одинцовская общеобразовательная школа «Надежда»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ________ Махнач К.С.
Приказ №___от ________2020г.
Рабочая программа
По предмету: «Лепка, ИЗО».
6 класс
Основное общее образование
разработанная на основе Примерного учебного плана (составлен с учетом Письма МО РФ от 03.04.2003г. N27/27 22-6)
Составитель: Волокитина Я.В. учитель ИЗО, 1 КК
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Лепка» в 6 классе разработана на основе авторской программы Л. Б. Баряевой и А.П. Зарина/программно – методических материалов И.М.Бгажноковой (Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно –
методические материалы / под ред. И.М.Бгажноковой. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2017г.
Предлагаемая программа по предмету «Лепка, рисование, ручное творчество» в 6 классе направлена на формирование у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью начальных классов первоначального трудового опыта.
Место предмета в учебном плане.
Согласно учебному плану ОУ на реализацию программы отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Планируемые результаты изучения предмета
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны знать:
должен знать основные цвета;
правила работы с краской, пластилином, клеем, карандашом, ножницами;
правильно сидеть за партой, правильно располагать лист бумаги на парте, придерживая его рукой, правильно держать при рисовании карандаш, кисть;
ориентироваться на изобразительной плоскости: середина, край листа бумаги;
подготавливать к работе и аккуратно убирать после работы своё рабочее место;
обводить карандашом шаблоны несложной формы, пользоваться трафаретом;
- закрашивать цветными карандашами, соблюдая контуры; рисовать сразу кистью;
подготавливать к работе пластилин; использовать приёмы лепки: раскатывание комка кругообразными движениями между ладонями до образования шара; продольными движениями ладоней до образования палочки, отщипывание и т. д.; примазывание отдельных частей при составлении целой формы;
в аппликации использовать приёмы: аккуратное наклеивание;
использовать в общении правил вежливости, адекватно реагировать на обращение педагогов.
Учащиеся должны уметь:
участвовать в разных формах работы в классе;
узнавать, называть геометрические формы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал;
различать цвета, которыми окрашены предметы или их изображения;
умение изготавливать детали для себя и своего товарища;
соблюдать правила гигиены и правила техники безопасности;
владеть инструментами и приспособлениями;
умение понимать указания учителя и самостоятельно или с помощью учителя выполнять следующие обработочные операции;
уметь с помощью учителя выполнять сборочные операции (с опорой на образец и предварительную разметку).
Формы и средства контроля
Проверка знаний, умений и навыков необходима для выявления уровня и особенностей познавательной деятельности учащихся. Знания оцениваются в соответствии с двумя уровнями, предусмотренными в программе по 5-бальной системе.
Оценивается каждая работа ребенка.
• оценка "5" ставится, если вся задания выполняются без ошибок и самостоятельно.
• оценка "4" ставится, если при выполнении заданий учеником допускаются 2-3 ошибки или учителем оказывается помощь.
• оценка "3" ставится, если вся работа выполнена совместно с учителем.
Содержание программы
Согласно учебному плану ОУ на реализацию программы отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Программа трудового обучения предусматривается проведение уроков на основе использования различных видов поделочных материалов. Преимущество отдается работе с бумагой и картоном, а знания и первоначальные навыки, которые приобретают учащиеся с нарушением интеллекта при работе с бумагой, закрепляются на других материалах, изделиях.
Программа предусмотрены следующие виды работы:
Рисование:
рисование по образцу (готовому изображению);
рисование на заданные темы;
декоративное рисование.
Лепка:
лепка объёмного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) по образцу;
лепка на тему;
лепка декоративной композиции.
Ручное творчество:
работа с бумагой и картоном;
работа с природным материалом;
комбинированные работы.
Цель программы по предмету «Лепка, рисование, ручное творчество»: формирование у учащихся первоначального трудового опыта.
Задачи программы по предмету «Лепка, рисование, ручное творчество»:
формирование знаний о материалах, с которыми учащиеся будут работать на уроках;
коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся, развитие мелкой моторики рук;
обучение правилам поведения на уроке, выполнению санитарно – гигиенических требований при использовании различных материалов;
формирование организационных умений и навыков, в том числе по организации рабочего места;
выполнение учащимися различных заданий (аппликация, рисование, лепка);
развитие умений ориентироваться в задании;
развитие умения анализировать образцы и их графическое изображение;
развитие умения сравнивать готовое изделие с образцом, давать словесный отчет о порядке изготовления;
развитие умения ориентироваться в пространстве, правильно размещать на листе изделие.
личностно-ориентированный подход во взаимодействии ребенка со взрослым;
формирование у ребенка комплекса личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его и т.д.).
Основной формой организации процесса обучения является урок.
Программа предусматривается проведение уроков на основе использования различных видов поделочных материалов. Это пластилин, бумага и картон, природные материалы. Преимущество отдается работе с бумагой и картона.
Уроки способствуют развитию у учащихся правильного восприятия формы и цвета предметов, оказывают положительное влияние на формирование целенаправленной деятельности. У учащихся развиваются аккуратность, настойчивость, самостоятельность в работе.
На уроках учащиеся не только рисуют, но и составляют аппликацию, лепят. Каждая тема может быть реализована в течение двух – трех уроков. Содержание уроков планируется таким образом, чтобы учащиеся могли один и тот же материал изучить при постепенном его усложнении. В зависимости от возможностей учащийся по мере обучения можно замедлять или увеличивать темп прохождения материала.
Рисование точек, штрихов кистью разной ширины: «Идет дождь», «Снег», «Падают листья» и др.
Раскрашивание кистью разной ширины, губкой движениями листа бумаги с последующими его использованием, например для аппликации: зеленый цвет – «Луг», «Полянка»; синий цвет – «Небо», «Река» и т.п.
Рисование вращательным движением кистью, карандашом: «Клубочки», «Моточки» и др. с предварительным выполнением движения в воздухе для создания их ритмического рисунка.
Создание узоров и изображений предметов из геометрических фигур, нарисованных по трафаретам («Коврики», «Снеговик», «Грузовик» и др.).
Рисование деревьев, имеющих различные по толщине стволы и различные внешние признаки.
Тематическое рисование красками, карандашами: «Праздничный салют», «Листопад», «Новогодняя елка», «Лето», и т.п.
Аппликация из готовых геометрических фигур: «Разноцветные мячи», «Поезд» и др.(индивидуальная и коллективная).
Аппликация из чередующихся геометрических фигур и других элементов (по цвету, форме, величине) на листе, в полоске, в круге.
Лепка предметов разной формы: «Овощи», «Фрукты» и т.п.
Лепка предметов, состоящих из нескольких частей: снеговик, мишка, заяц и др.
- Аппликация из природного материала: «Листопад», Бабочка» и др.
Декоративное рисование.
На уроках декоративного рисования с помощью учителя дети рисуют простейшие узоры в полосе, квадрате, круге и т.д. Учатся также различать цвета, по возможности красиво сочетать их, рисовать орнаменты в определенной последовательности.
Рисование на темы.
На уроках рисования на темы входит изображение явлений окружающей жизни и игрушек. Учащиеся изображают очень простые по форме предметы, и раскрашивают их.
Лепка.
Закрепить навыки обращения с материалом и выполнения определенных правил при работе с ним.
Закрепить навыки: раскатывания прямыми и круговыми движениями между ладонями; сплющивания между ладонями.
Ручное творчество.
Выработка умений и навыков работать с бумагой: мять бумагу и разглаживать её ладонью; разрывать произвольно; отрывать небольшие кусочки.
Изготовление изделий из готовых форм.
Основные направления коррекционной работы:
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие основных мыслительных операций;
развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
обогащение словаря;
коррекция двигательных навыков;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках
Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Изучение содержания каждого блока начинается с вводного занятия. Особое внимание обращается на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении уроков. На уроках обучающиеся знакомятся с декоративно-прикладным творчеством, получают сведения об истории вида рукоделия, о применении.
Занятия лепкой, рисованием помогают детям снимать напряжение, дают положительные эмоции, способствуют развитию:
мелкой моторики,
глазомера,
координации движений,
логического мышления,
творческого воображения,
художественных способностей,
эстетического вкуса,
волевых качеств - усидчивости, терпения, последовательности в работе.
Тематика занятий строится с учетом интересов обучающихся, возможности их самовыражения. В ходе занятий учитывается темп развития специальных умений и навыков обучающихся, уровень их самостоятельности, умение работать в коллективе.
Успешно усвоившим предмет, предлагается более сложная конструкция работы, менее подготовленным предлагается работа проще, но при этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется.
Тематический план
№ | Содержание программного материала | Количество часов |
1 | Лепка | 32ч |
2 | Рисование | 36ч |
5 | Итого | 68ч |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела, темы | Плановые сроки прохож-дения тем | Фактичес-кие сроки | Приме-чание |
1 2 2 | Вводный урок. | 2.09 | | |
2 | Краски, кисти. Карандаши. Правила работы с ними. Основные приемы работы с кистью. Организация рабочего места. | 7.09 | | |
3 | Аппликация предметов разной формы и цвета. | 9.09 | | |
4 | Ягоды (смородина и крыжовник) | 14.09 | | |
5 | Фрукты. | 16.09 | | |
6 | Сбор урожая «Овощи» | 21.09 | | |
7 | Листья (желтые, красные и пестрые). | 23.09 | | |
8 | Рисование красками на тему «Осенний пейзаж». | 28.09 | | |
9 | Красивый узор в квадрате | 30.09 | | |
10 | Овощи. Заготовка овощей на зиму. | 12.10 | | |
11 | Фрукты. Сложи яблоки в корзину. | 14.10 | | |
12 | Украсим узором фартук. | 19.10 | | |
13 | Грузовики везут урожай овощей и фруктов (коллективная работа) | 21.10 | | |
14 | Грузовик | 26.10 | | |
15 | Листья летят по ветру. | 28.10 | | |
16 | Рисование красками на тему «Поздняя осень» | 2.11 | | |
17 1 | Салфетка (узор в квадрате) | 9.11 | | |
18 | Аппликация. Зима. | 11.11 | | |
19 | Снеговик (красками) | 14.11 | | |
20 | Зима (красками) | 23.11 | | |
21 | Новогодние игрушки (хлопушка, шары и т.д.) | 25.11 | | |
22 | Елочные игрушки | 2.12 | | |
23 | Новогодняя гирлянда из флажков | 7.12 | | |
24 | Варежка | 9.12 | | |
25 | Снежинка | 14.12 | | |
26 | Пингвины на льдине (коллективная работа) | 16.12 | | |
27 | Кит | 21.12 | | |
28 | Снегирь | 23.12 | | |
29 | Новый год | 4.01 | | |
30 | Зимний узор в квадрате | 6.01 | | |
31 | Рисование зимних птиц: снегирь. | 11.01 | | |
32 | Синица | 13.01 | | |
33 | Рисование по шаблону: собака | 18.01 | | |
34 | Собака | 20.01 | | |
35 | Рисование подарка для мамы | 25.01 | | |
36 | Подарок для бабушки | | | |
37 | Шапка | 1.02 | | |
38 | Птица | 3.02 | | |
39 | Зимующие птицы: снегирь, синица | 8.02 | | |
40 | Подарок папе | 10.02 | | |
41 | Цветы | 22.02 | | |
42 | Ветка с почками в вазе | 24.02 | | |
43 | Узор из цветов и листьев на квадрате и круге | 1.03 | | |
44 | Орнамент в квадрате | 3.03 | | |
45 | Подводное царство | 8.03 | | |
46 | Рыбки | 10.03 | | |
47 | Цветы | 15.03 | | |
48 | Подснежники | 17.03 | | |
49 | Звездное небо | 22.03 | | |
50 | Божья коровка | 24.03 | | |
51 | Жуки | 29.03 | | |
52 | Бабочки | 31.03 | | |
53 | Улитка | 12.04 | | |
54 | Салют победы | 14.04 | | |
55 | День Победы! | 19.04 | | |
56 | Узор в круге | 21.04 | | |
57 | Цветы | 26.04 | | |
58 | Рыбка | 28.04 | | |
59 | Жуки | 3.05 | | |
60 | Жуки | 5.05 | | |
61 | Узор квадрат в квадрате | 10.05 | | |
62 | Цветы | 12.05 | | |
63 | Птицы | 17.05 | | |
64 | Птицы – аппликация | 19.05 | | |
65 | Одуванчики | 24.05 | | |
66 | Радуга | 26.05 | | |
67 | Воздушный шар! | 26.05 | | |
68 | Каникулы! | 26.05 | | |
СОГЛАСОВАНО
Протокол методического объединения
от ______ 2020г. №__
Председатель ШМО Денисова А.Л.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
__________ Губанова С.Ю.
__________________2020г.