СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа По предмету: «Лепка, ИЗО». 6 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету «Лепка» в  6  классе разработана на основе авторской  программы Л. Б. Баряевой и А.П. Зарина/программно – методических материалов  И.М.Бгажноковой (Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно –

методические материалы / под ред. И.М.Бгажноковой. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2017г.

Предлагаемая программа по предмету «Лепка, рисование, ручное творчество» в 6 классе направлена на формирование у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью начальных классов первоначального трудового опыта.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа По предмету: «Лепка, ИЗО». 6 класс»



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

для обучающихсяс ограниченными возможностями здоровья Одинцовская общеобразовательная школа «Надежда»









УТВЕРЖДАЮ

Директор ________ Махнач К.С.


Приказ №___от ________2020г.









Рабочая программа



По предмету: «Лепка, ИЗО».



6 класс




Основное общее образование


разработанная на основе Примерного учебного плана (составлен с учетом Письма МО РФ от 03.04.2003г. N27/27 22-6)




Составитель: Волокитина Я.В. учитель ИЗО, 1 КК















2020-2021 учебный год









Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Лепка» в 6 классе разработана на основе авторской программы Л. Б. Баряевой и А.П. Зарина/программно – методических материалов И.М.Бгажноковой (Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно –

методические материалы / под ред. И.М.Бгажноковой. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2017г.

Предлагаемая программа по предмету «Лепка, рисование, ручное творчество» в 6 классе направлена на формирование у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью начальных классов первоначального трудового опыта.


Место предмета в учебном плане.

Согласно учебному плану ОУ на реализацию программы отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.















































Планируемые результаты изучения предмета




Требования к уровню подготовки обучающихся


Учащиеся должны знать:



  • должен знать основные цвета;

  • правила работы с краской, пластилином, клеем, карандашом, ножницами;

  • правильно сидеть за партой, правильно располагать лист бумаги на парте, придерживая его рукой, правильно держать при рисовании карандаш, кисть;

  • ориентироваться на изобразительной плоскости: середина, край листа бумаги;

  • подготавливать к работе и аккуратно убирать после работы своё рабочее место;

  • обводить карандашом шаблоны несложной формы, пользоваться трафаретом;

- закрашивать цветными карандашами, соблюдая контуры; рисовать сразу кистью;

  • подготавливать к работе пластилин; использовать приёмы лепки: раскатывание комка кругообразными движениями между ладонями до образования шара; продольными движениями ладоней до образования палочки, отщипывание и т. д.; примазывание отдельных частей при составлении целой формы;

  • в аппликации использовать приёмы: аккуратное наклеивание;

  • использовать в общении правил вежливости, адекватно реагировать на обращение педагогов.


Учащиеся должны уметь:


  • участвовать в разных формах работы в классе;

  • узнавать, называть геометрические формы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал;

  • различать цвета, которыми окрашены предметы или их изображения;

  • умение изготавливать детали для себя и своего товарища;

  • соблюдать правила гигиены и правила техники безопасности;

  • владеть инструментами и приспособлениями;

  • умение понимать указания учителя и самостоятельно или с помощью учителя выполнять следующие обработочные операции;

  • уметь с помощью учителя выполнять сборочные операции (с опорой на образец и предварительную разметку).


Формы и средства контроля

Проверка знаний, умений и навыков необходима для выявления уровня и особенностей познавательной деятельности учащихся. Знания оцениваются в соответствии с двумя уровнями, предусмотренными в программе по 5-бальной системе.

Оценивается каждая работа ребенка.

• оценка "5" ставится, если вся задания выполняются без ошибок и самостоятельно.

• оценка "4" ставится, если при выполнении заданий учеником допускаются 2-3 ошибки или учителем оказывается помощь.

• оценка "3" ставится, если вся работа выполнена совместно с учителем.




Содержание программы


Согласно учебному плану ОУ на реализацию программы отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.


Программа трудового обучения предусматривается проведение уроков на основе использования различных видов поделочных материалов. Преимущество отдается работе с бумагой и картоном, а знания и первоначальные навыки, которые приобретают учащиеся с нарушением интеллекта при работе с бумагой, закрепляются на других материалах, изделиях.

Программа предусмотрены следующие виды работы:

  1. Рисование:

  • рисование по образцу (готовому изображению);

  • рисование на заданные темы;

  • декоративное рисование.

  1. Лепка:

  • лепка объёмного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) по образцу;

  • лепка на тему;

  • лепка декоративной композиции.

  1. Ручное творчество:

  • работа с бумагой и картоном;

  • работа с природным материалом;

  • комбинированные работы.


Цель программы по предмету «Лепка, рисование, ручное творчество»: формирование у учащихся первоначального трудового опыта.

Задачи программы по предмету «Лепка, рисование, ручное творчество»:

  • формирование знаний о материалах, с которыми учащиеся будут работать на уроках;

  • коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся, развитие мелкой моторики рук;

  • обучение правилам поведения на уроке, выполнению санитарно – гигиенических требований при использовании различных материалов;

  • формирование организационных умений и навыков, в том числе по организации рабочего места;

  • выполнение учащимися различных заданий (аппликация, рисование, лепка);

  • развитие умений ориентироваться в задании;

  • развитие умения анализировать образцы и их графическое изображение;

  • развитие умения сравнивать готовое изделие с образцом, давать словесный отчет о порядке изготовления;

  • развитие умения ориентироваться в пространстве, правильно размещать на листе изделие.

  • личностно-ориентированный подход во взаимодействии ребенка со взрослым;

  • формирование у ребенка комплекса личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его и т.д.).

Основной формой организации процесса обучения является урок.

Программа предусматривается проведение уроков на основе использования различных видов поделочных материалов. Это пластилин, бумага и картон, природные материалы. Преимущество отдается работе с бумагой и картона.

Уроки способствуют развитию у учащихся правильного восприятия формы и цвета предметов, оказывают положительное влияние на формирование целенаправленной деятельности. У учащихся развиваются аккуратность, настойчивость, самостоятельность в работе.

На уроках учащиеся не только рисуют, но и составляют аппликацию, лепят. Каждая тема может быть реализована в течение двух – трех уроков. Содержание уроков планируется таким образом, чтобы учащиеся могли один и тот же материал изучить при постепенном его усложнении. В зависимости от возможностей учащийся по мере обучения можно замедлять или увеличивать темп прохождения материала.

  • Рисование точек, штрихов кистью разной ширины: «Идет дождь», «Снег», «Падают листья» и др.

  • Раскрашивание кистью разной ширины, губкой движениями листа бумаги с последующими его использованием, например для аппликации: зеленый цвет – «Луг», «Полянка»; синий цвет – «Небо», «Река» и т.п.

  • Рисование вращательным движением кистью, карандашом: «Клубочки», «Моточки» и др. с предварительным выполнением движения в воздухе для создания их ритмического рисунка.

  • Создание узоров и изображений предметов из геометрических фигур, нарисованных по трафаретам («Коврики», «Снеговик», «Грузовик» и др.).

  • Рисование деревьев, имеющих различные по толщине стволы и различные внешние признаки.

  • Тематическое рисование красками, карандашами: «Праздничный салют», «Листопад», «Новогодняя елка», «Лето», и т.п.

  • Аппликация из готовых геометрических фигур: «Разноцветные мячи», «Поезд» и др.(индивидуальная и коллективная).

  • Аппликация из чередующихся геометрических фигур и других элементов (по цвету, форме, величине) на листе, в полоске, в круге.

  • Лепка предметов разной формы: «Овощи», «Фрукты» и т.п.

  • Лепка предметов, состоящих из нескольких частей: снеговик, мишка, заяц и др.

- Аппликация из природного материала: «Листопад», Бабочка» и др.

Декоративное рисование.

На уроках декоративного рисования с помощью учителя дети рисуют простейшие узоры в полосе, квадрате, круге и т.д. Учатся также различать цвета, по возможности красиво сочетать их, рисовать орнаменты в определенной последовательности.

Рисование на темы.

На уроках рисования на темы входит изображение явлений окружающей жизни и игрушек. Учащиеся изображают очень простые по форме предметы, и раскрашивают их.

Лепка.

Закрепить навыки обращения с материалом и выполнения определенных правил при работе с ним.

Закрепить навыки: раскатывания прямыми и круговыми движениями между ладонями; сплющивания между ладонями.

Ручное творчество.

Выработка умений и навыков работать с бумагой: мять бумагу и разглаживать её ладонью; разрывать произвольно; отрывать небольшие кусочки.

Изготовление изделий из готовых форм.


Основные направления коррекционной работы:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;

  • развитие пространственных представлений и ориентации;

  • развитие основных мыслительных операций;

  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

  • обогащение словаря;

  • коррекция двигательных навыков;

  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках

Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Изучение содержания каждого блока начинается с вводного занятия. Особое внимание обращается на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении уроков. На уроках обучающиеся знакомятся с декоративно-прикладным творчеством, получают сведения об истории вида рукоделия, о применении.

Занятия лепкой, рисованием помогают детям снимать напряжение, дают положительные эмоции, способствуют развитию:

мелкой моторики,

 глазомера,

 координации движений,

 логического мышления,

 творческого воображения,

 художественных способностей,

 эстетического вкуса,

 волевых качеств - усидчивости, терпения, последовательности в работе.

Тематика занятий строится с учетом интересов обучающихся, возможности их самовыражения. В ходе занятий учитывается темп развития специальных умений и навыков обучающихся, уровень их самостоятельности, умение работать в коллективе.

Успешно усвоившим предмет, предлагается более сложная конструкция работы, менее подготовленным предлагается работа проще, но при этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется.





























































Тематический план

Содержание программного материала

Количество часов

1

Лепка

32ч

2

Рисование

36ч

5

Итого

68ч





















































Календарно - тематическое планирование




п/п


Наименование раздела, темы

Плановые сроки прохож-дения тем

Фактичес-кие сроки

Приме-чание

1

2

2

Вводный урок.


2.09




2

Краски, кисти. Карандаши. Правила работы с ними. Основные приемы работы с кистью. Организация рабочего места.

7.09



3

Аппликация предметов разной формы и цвета.

9.09




4

Ягоды (смородина и крыжовник)

14.09



5

Фрукты.

16.09



6

Сбор урожая «Овощи»

21.09



7

Листья (желтые, красные и пестрые).

23.09



8

Рисование красками на тему «Осенний пейзаж».

28.09



9

Красивый узор в квадрате

30.09



10

Овощи. Заготовка овощей на зиму.

12.10



11

Фрукты. Сложи яблоки в корзину.

14.10



12

Украсим узором фартук.

19.10



13

Грузовики везут урожай овощей и фруктов (коллективная работа)

21.10



14

Грузовик

26.10



15

Листья летят по ветру.

28.10



16

Рисование красками на тему «Поздняя осень»

2.11



17

1

Салфетка (узор в квадрате)

9.11




18

Аппликация. Зима.

11.11



19

Снеговик (красками)

14.11



20

Зима (красками)

23.11



21

Новогодние игрушки (хлопушка, шары и т.д.)

25.11




22

Елочные игрушки

2.12



23

Новогодняя гирлянда из флажков

7.12



24

Варежка

9.12



25

Снежинка

14.12



26

Пингвины на льдине (коллективная работа)


16.12




27

Кит

21.12



28

Снегирь


23.12




29

Новый год

4.01



30

Зимний узор в квадрате

6.01



31

Рисование зимних птиц: снегирь.

11.01




32

Синица

13.01



33

Рисование по шаблону: собака

18.01




34

Собака

20.01



35

Рисование подарка для мамы

25.01




36

Подарок для бабушки




37

Шапка

1.02



38

Птица

3.02



39

Зимующие птицы: снегирь, синица

8.02



40

Подарок папе

10.02



41

Цветы

22.02



42

Ветка с почками в вазе

24.02



43

Узор из цветов и листьев на квадрате и круге

1.03




44

Орнамент в квадрате

3.03



45


Подводное царство

8.03




46

Рыбки

10.03



47


Цветы

15.03




48

Подснежники

17.03



49

Звездное небо

22.03



50


Божья коровка

24.03




51

Жуки

29.03



52

Бабочки

31.03




53

Улитка

12.04



54


Салют победы

14.04




55

День Победы!

19.04



56

Узор в круге

21.04



57

Цветы

26.04



58

Рыбка

28.04



59

Жуки

3.05



60

Жуки

5.05



61

Узор квадрат в квадрате

10.05



62


Цветы

12.05



63

Птицы


17.05




64

Птицы – аппликация

19.05



65

Одуванчики

24.05



66

Радуга

26.05



67

Воздушный шар!

26.05



68

Каникулы!

26.05










































СОГЛАСОВАНО


Протокол методического объединения


от ______ 2020г. №__


Председатель ШМО Денисова А.Л.











СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР


__________ Губанова С.Ю.


__________________2020г.