СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 4 класса Школа 2100

Нажмите, чтобы узнать подробности

В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем  как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их  самостоятельно выбирать.

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:1)  овладение  функциональной  грамотностью на  уровне  предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);   2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и  анализа текстов;  3)  овладение умениями,  навыками  различных  видов   устной и письменной речи.

Линии, специфические для  курса «Литературное чтение»:

4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;  5) приобщение к литературе как искусству слова;  6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 4 класса Школа 2100»

I. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса по литературному чтению составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6 » октября 2009 г. № 373;

- основной образовательной программы начального общего образования Ломовской средней общеобразовательной школы с учётом примерной основной образовательной программы начального общего образования и авторской программы по литературному чтению для 4 класса, авторов: Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеев УМК « Школа – 2100» М.: Баласс, 2011,

- требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;

- федерального перечня учебников, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год»;

- федерального перечня учебников, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» на 2014/15 учебный год»

- закона РФ «Об образовании» ст.9, п.1;

- письма Департамента Ярославской области от 16. 08. 2013 № 1624/01-10 « Об организации образовательного процесса в 2013\14 учебном году в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

- письма Департамента Ярославской области от 11. 08. 2014 № 1869/01-10 «Рекомендации по организации образовательного деятельности в 2014\15 учебном году в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования»;

- методического письма «О преподавании учебных предметов в начальных классах общеобразовательных учреждений Ярославской области в 2014/2015 уч. Г».

- учебного плана школы на 2014-15 учебный год.

Цель программы: формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.

Основные задачи обучения:

1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной куль- турой; развитие творческих способностей детей;

4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

II. Общая характеристика учебного предмета

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета

(извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:

4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

5) приобщение к литературе как искусству слова;

6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение»изучается с1-го по4-йкласс.

Курс Литературного чтения в 4- ом классе по программе рассчитан на 102 часа, Но в связи с введением курса «Основы православной культуры и светской этики», внесены изменения, поэтому на литературное чтение отводится 2ч в неделю и 1 ч на изучение курса «Основы православной культуры и светской этики».

IV. Характеристика класса

V. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Одним из результатов обучения литературному чтению является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.

Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

VI. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

. Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

4-й класс

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

– самостоятельно находить ключевые слова;

– самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

формулировать основную мысль текста;

составлять простой и сложный план текста;

писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;

– аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;

– понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;

иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;

– самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);

относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;

относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;

видеть языковые средства, использованные автором.



VII. Контроль и оценка планируемых результатов

В УМК используется технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) учащихся. В соответствии с развивающей личностно ориентированной Образовательной системой «Школа 2100», которая позволяет:

1) определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний

2) развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результата своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки;

3) мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием;

4) создавать комфортную обстановку, сохранить психологическое здоровье детей.

Чтение как вид речевой деятельности требует особого подхода к оценке качества знаний, умений и навыков обучающихся в начальной школе. В «Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу» указано, что выпускники начальной школы должны уметь читать осознанно текст про себя без учёта скорости.

Контроль скорости чтения учитель может проводить по своему усмотрению, чтобы иметь представление, как происходит постепенное её приращение у каждого ученика, и осуществлять необходимую коррекцию. При оценивании техники чтения следует учитывать следующие его параметры:

- способ чтения (для чтения вслух);

- правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением литературного произношения (для чтения вслух);

- его осознанность;

- выразительность (для чтения вслух);

- скорость (оптимальная для понимания текста или неоптимальная).

Не рекомендуется проводить строгий контроль навыка чтения второклассников, это может привести детей к стрессовым ситуациям. Желательно контроль проводить в индивидуальной форме, которая дает учителю достаточно полное представление об уровне сформированности данного навыка у обучающихся.

Для проверки детям предлагается прочитать незнакомый текст, доступный по содержанию, с которым они предварительно познакомились, прочитав про себя. Учитель путем фиксации допущенных при чтении ошибок, определения числа необоснованных пауз, времени затраченного на чтение, ответов на поставленные вопросы оценивает уровень освоения навыка чтения учащимися.

Щадящий режим проверки позволит учителю определить уровень, на котором находится ребенок, что особенно важно и для учителя, и для ученика. На всем протяжении контроля ребенок должен осознавать, что ему доверили прочитать текст потому, что он уже «хорошо читает». Ситуация успеха должна сопутствовать ребенку не только в обычной работе, но и при проведении контроля. Во втором классе контроль навыка чтения производится уже как «чтение вслух» и «чтение про себя». Пари фронтальной форме проверки тексты большого объёма могут быть прочитаны двумя-тремя детьми (цепочкой).

Тематический контроль осуществляется при проведении письменных проверочных работ в конце изучения каждого раздела. Для их проведения предназначены листы с заданиями, помещенные в середину рабочей тетради. Рекомендуется перед началом работы детей в тетрадях вынуть эти листы и раздавать их непосредственно на уроке перед началом проведения работы. Каждая проверочная работа содержит 4-5 заданий на проверку усвоения программного материала. Время проведения проверочной работы 15-20 минут на уроке обобщения знаний по изученному разделу.

Итоговая отметка – это показатель уровня образовательных достижений. Она высчитывается как среднее арифметическое текущих и обязательных отметок за проверочные работы

VIII. Содержание учебного предмета

Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

1. Круг детского чтения.

2. Техника чтения.

3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.

4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.

5. Литературоведческая пропедевтика.

6. Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.

Авторская программа (авторы: Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова, О.В.Пронина) рассчитана на 3 часа в неделю (102 часа). Но в учебном плане школы изменение количества часов на литературное чтение; вместо 3 часов в неделю - 2 часа (68ч в год). Поэтому рабочая программа по литературному чтению составлена на 68 часов. И вместе с тем сохранен полный перечень тем, предлагаемый авторами.


Раздел 1. «Любимые книги» - ( 9 или7 часов )

Раздел 2. «У истоков русской детской литературы» - (20ч или 17 часов)

Раздел 3. «XIX век. Путешествие продолжается…» - (46 или 30 часов )

Раздел 4. «Век XX. Новые встречи со старыми друзьями» - (61ч или 48ч)

Произведения современной детской литературы разных жанров. (9 ч) Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.

У истоков русской детской литературы. (17ч) Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер и прямая назидательность произведений для детей.

Детская литература XIX в. (32 ч) Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане...» А. Пушкина и «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образность произведений для детей, постепенно приходящая на смену прямой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям. Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений. Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.

Детская литература XX в. (44 ч). Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литература 1920-х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920–1930-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова.

Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Весёлый тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы: сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Барто. романа Ю. Олеши «Три Толстяка» (отрывки).

Детская литература 1930–1950-х гг. Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто. Детская литература 1960–1990-х гг. «Панорама» поэзии для детей: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, В. Берестова, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей К.

Драгунской, Т. Собакина и др.

IX.Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению

Наименование раздела, темы уроков

Деятельность учащихся

Виды УУД (к разделу)


Д/З

Дата

Часть 1. (37 ч.)

Раздел 1. «Любимые книги» (7 ч+1ч вн.чт.+1ч р/р)

1

Вводный урок.

Знакомство с учебником «В океане света». Пролог.

Знакомство с правилами работы на уроке, правилами работы с учебной книгой.

Коммуникативные УУД:

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока; формулировать основную мысль текста;

Предметные:

относить произведения к жанру фантастической повести по определённым признакам;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

Коммуникативные УУД:

– слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).



Выразительное чтение

Сент.

2

Кто же будет сопровождать нас в путешествиях?

Г. Сапгир « Сегодня, завтра и вчера».

Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.


3

Начало удивительных событий (Е. Велтистов « Приключение Электроника», гл.1, ч.1-2.

.


Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Различение жанров произведений: повесть. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях).

Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях).


4

Е. Велтистов « Приключение Электроника».

Что может Электроник?



5

Наука как искусство Сходство и различие сказочной и фантастической повести. Е. Велтистов « Приключение Электроника». (ч.4)


Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint



6

Смешные стихи о серьезных вещах Ю. Мориц

« Баллада о фокусах шоколада».

Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений. Различение жанров произведений: стихотворение. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.


7

Обобщение по разделу «Любимые книги»

Проверочная работа №1 по разделу «Любимые книги»


Проверка уровня усвоения изученного материала, умения применять полученные знания на практике.



8

Внеклассное чтение. Книги о ребятах-сверстниках (урок по итогам самостоятельного чтения). Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint

Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников. Основные темы детского чтения: произведения о детях. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.

Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников.


9

Что такое детская литература?

Р/р Сочинение о любимом писателе.

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению.



Раздел 2. У истоков русской детской литературы. (17 ч.)

10-1

Введение в раздел 2. Летопись и летописцы (А.Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н.Кончаловская  «В монастырской келье узкой…».».

Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

Познавательные УУД:

строить рассуждения;

Регулятивные УУД:

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

Познавательные УУД:

вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

-высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Коммуникативные УУД:

– слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).


Регулятивные УУД:

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

Познавательные УУД:

вычитывать все виды текстовой информации:

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

-высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Коммуникативные УУД:

– слушать и понимать речь других;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).


Регулятивные УУД:

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

Познавательные УУД:

вычитывать все виды текстовой информации:

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

-высказывать и обосновывать свою точку зрения;


Выразительное чтение,


11-2

«Повесть временных лет», «Расселение славян». Славяне и их просветители. «Изобретение славянской азбуки


12-3

«Похвала книгам» Ярослава Мудрого.

Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.

Выразительное чтение

окт

13-4

Почему не стареют наказы Владимира Монамаха? («Поучение» Владимира Мономаха детям).

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint


14-5

Путешествие 1. XII век. Справщик Савватий – первый детский поэт.

Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.

Выразительное чтение.


15-6

Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина.




16-7

Обобщение по разделу. Древнерусская литература XI-XVII вв. Проверочная работа №2.


Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Проверка уровня усвоения изученного материала, умения применять полученные знания на практике.

Ответы на вопросы

Октяб.

17-8

Внеклассное чтение.   Книги о книгах. Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint


Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров.

работа с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг


18-9

Путешествие 2. Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых «Детские годы Багрова – внука», гл.1) Традиции семейного чтения (С.Аксаков «Детские годы Багрова – внука», гл. 2-3).

Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Выразительное чтение, характеристика героев.


19-10

«Жизнь и приключения Андрея Болотова». Автобиографическая книга и мемуары. " Детское чтение для сердца и разума» (нравоучительные статьи Н. И. Новикова).

Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.

Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.


20-11

Р/р Сочинение в стиле нравоучительной статьи

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению.

Корректировка текста сочинения


21-12

Образ «идеального  ребёнка» в детских стихах А.Шишкова, в рассказе «Можно исправиться, когда твёрдо того захочешь».

Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.



22-13

Обобщение. Зарождение, становление и развитие детской литературы в XI-XVIII веках.



23-14

Проверочная работа №3.по теме: «У истоков русской детской литературы».

Проверка уровня усвоения изученного материала, умения применять полученные знания на практике.



24-15

Внеклассное чтение. Писатели о себе (автобиографические книги). Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint

Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров.

работа с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг


25-26

(16-17)

Р/р Сочинение. Что в книгах наших предшественников звучит и сегодня современно, мудро?


Корректировка текста.

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению.



Раздел 3. Детская литература XIX века. Путешествие продолжается… (30ч +2ч из резерва )

27-1

Путешествие 3. Москва начала 19 века. Интересны ли детям басни? ( И. А. Крылов «Слон и Моська»). Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint

Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Различение жанров произведений: басня. Произведения выдающихся представителей русской литературы (И. А. Крылов) Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

Коммуникативные УУД:

задавать вопросы.

Предметные:

относить произведения к жанру басни по определённым признакам;

Коммуникативные УУД:

высказывать и обосновывать свою точку зрения; формулировать основную мысль текста.

– Самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

– самостоятельно находить ключевые слова;

Регулятивные УУД:

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

– самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

– самостоятельно находить ключевые слова;

Коммуникативные УУД:

задавать вопросы.

– слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).




Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

Коммуникативные УУД:

задавать вопросы.

Предметные:

относить произведения к жанру басни по определённым признакам;

Коммуникативные УУД:

высказывать и обосновывать свою точку зрения; формулировать основную мысль текста.

– Самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

– самостоятельно находить ключевые слова;

Коммуникативные УУД:

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока; формулировать основную мысль текста;

Предметные:

относить произведения к жанру фантастической повести по определённым признакам;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

Коммуникативные УУД:

– слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).




Коммуникативные УУД:

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока; формулировать основную мысль текста;

Предметные:

относить произведения к жанру фантастической повести по определённым признакам;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

Коммуникативные УУД:

– слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).



Выучить басню наизусть.

ноябрь

28-2

Характерные особенности жанра басни (И. А. Крылов «Квартет», «Свинья под дубом»).  



29-3

Обобщение. Басни И.Крылова.

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint

Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений.

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения Различение жанров произведений: басня. . Произведения выдающихся представителей русской литературы


нояб

30-4

Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка  


Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений.

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях); устное изложение по плану.



31-5

А.Погорельский «Чёрная курица…».

Нелегкий путь в подземное царство (ч.2,3).




32-6

А.Погорельский «Чёрная курица…».

Встреча с подземными жителями (ч.4,5)




33-7

А.Погорельский «Чёрная курица…».

Главный герой сказки (ч.6)

Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях); устное изложение по плану.


34-8

Путешествие 5. Лето 1831 год. Как писать для детей?

Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений.

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях); устное изложение по плану. . Произведения выдающихся представителей русской литературы (А. С. Пушкин)

Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях);


35-9

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Знакомство с героями сказки (ч.1-3)


36-10

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Сказочное и реальное в тексте сказки. Первая встреча Гвидона с отцом. (ч.4-6) Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint



37-11

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Мир Салтана и мир Гвидона (ч.7-9).

Выучить отрывок наизусть.


38-12

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Царь Салтан и князь Гвидон (ч.10-15). В чем главный смысл сказки? (Финал).

Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Выразительное чтение, характеристика героев


39-13

Внеклассное чтение.  А.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде».

Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений.

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях); устное изложение по плану.

Выразительное чтение, характеристика героев. Отрывок наизусть.

Дек.

40-14

Сказка В.Жуковского «Спящая царевна». Обобщение. Литературные сказки. Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint

Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений.

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях); устное изложение по плану. . Произведения выдающихся представителей русской литературы (В. А. Жуковский)

Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях); устное изложение по плану.


41-15

Владимир Даль «Война грибов с ягодами» (русская сказка в обработке В. Даля), «Кузовок» (игра).

Р/р  Устное сочинение-обработка народной сказки (подражание В. И.Далю).

Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). Устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания.

Устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания.


42-16

Как надо писать для детей? (А. Ишимова «Славяне»).

Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях); устное изложение по плану.


Дек.

43-17

Обобщение по разделу: « Детская литература XIX века». Проверочная работа №4 «Детская литература XIX века».

Проверка уровня усвоения изученного материала, умения применять полученные знания на практике.



44-18

Внеклассное чтение.  «Вчера и сегодня». Книги о родном городе, его прошлом и настоящем» или «Литературные сказки писателей XIX века». (М. Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб»)

Основные темы детского чтения: произведения о родине. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров. Произведения выдающихся представителей русской литературы

(М. Ю. Лермонтов)

работа с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг


45-19

Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг. Картины природы в книге С.Аксакова  «Детские годы Багрова – внука».

Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений. Основные темы детского чтения: произведения о природе. Произведения выдающихся представителей русской литературы ( Ф. И. Тютчев)

Наизусть по выбору.


46-20

Поэты XIX века о природе. Стихи А. К. Толстого, А. Плещеева, А. Майкова, Ф. Тютчева о природе.



47-21

Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

Картины русской природы в стихотворении.

Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений.

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Произведения выдающихся представителей русской литературы (Н. А. Некрасов)

Выразительное чтение, характеристика героев


48-22

Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

Дедушка Мазай – добрый охотник. Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint



49-23

Путешествие 7. Школа в Ясной Поляне. Л.Толстой  как учитель (Сказка «Два брата»).

Произведения выдающихся представителей русской литературы (Л. Н. Толстой). Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Пересказ текста. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Пересказ текста. Выразительное чтение


50-24

Непростые простые тексты (Л.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Как ходят деревья»).

Произведения выдающихся представителей русской литературы (Л. Н. Толстой) Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Пересказ текста.



51-25

Практикум «Учусь читать художественную прозу».

Проверка уровня усвоения изученного материала, умения применять полученные знания на практике.



52-26

Учебная книга К.Д. Ушинского «Детский мир и хрестоматия» («Столица и губернский город»). Первое знакомство с Родиной (К. Д. Ушинский «Деревня и уездный городок», «Просёлочная дорога»).

Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров.

Составить вопросы по содержанию прочитанного.

Янв.

53-27

Р/р  Сочинение в форме путевого очерка

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению.

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному


54-28

. Как помочь детям полюбить свою родную землю? (К.Д. Ушинский «Наше Отечество»).

Основные темы детского чтения: произведения о родине. Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.



55-29

Р/р Сочинение-подражание Ушинскому. (К. Д. Ушинский «Жалобы зайки»).

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению.

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному


56-30

И. Куприн  «Слон».

Непонятная болезнь.(ч.1-3). Можно ли выполнять желание Нади? (ч.4-5). «Я уже совсем здорова!» (ч.6)

Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений.

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Пересказ текста. Устное изложение текста по плану.

Пересказ текста


57-31

Обобщение по разделу «XIX век. Путешествие продолжается…».  Проверочная работа №5. 

Проверка уровня усвоения изученного материала, умения применять полученные знания на практике.

Перечитать понравившееся произведение.


58-32

Внеклассное чтение. Мир детства в рассказе А.Чехова «Мальчики».

Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Произведения выдающихся представителей русской литературы (А. П. Чехов)

Работа с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг


Часть 2.

Раздел 4. Детская литература XX век (44ч)

Новые встречи со старыми друзьями.


59-1

Путешествие 8. ( в … библиотеку). Загадки Лидии Чарской. Л.Г. Чарская «Записки маленькой гимназистки».


Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений.

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях); устное изложение по плану.

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

Коммуникативные УУД :

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;



Регулятивные УУД:

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Коммуникативные УУД:

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; Познавательные УУД:

строить рассуждения;


Коммуникативные УУД:

– слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

Коммуникативные УУД:

задавать вопросы.

Предметные:

относить произведения к жанру басни по определённым признакам;

Коммуникативные УУД:

высказывать и обосновывать свою точку зрения; формулировать основную мысль текста.

– Самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

– самостоятельно находить ключевые слова;


Коммуникативные УУД:

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока; формулировать основную мысль текста;

Предметные:

относить произведения к жанру фантастической повести по определённым признакам;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

Коммуникативные УУД:

– слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)


Коммуникативные УУД:

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока; формулировать основную мысль текста;

Предметные:

относить произведения к жанру фантастической повести по определённым признакам;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

Коммуникативные УУД:

– слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Коммуникативные УУД:

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока; формулировать основную мысль текста;

Предметные:

относить произведения к жанру фантастической повести по определённым признакам;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

Коммуникативные УУД:

– слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).


Коммуникативные УУД:

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока; формулировать основную мысль текста;

Предметные:

относить произведения к жанру фантастической повести по определённым признакам;












Коммуникативные УУД:

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока; формулировать основную мысль текста;

Предметные:

относить произведения к жанру фантастической повести по определённым признакам;


Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях); устное изложение по плану.


60-2

Л.Г. Чарская «Записки маленькой гимназистки».

Первый день Лены в гимназии (гл.8)

Друзья и враги Лекны Икониной (гл.10-11




61-3

Л.Г. Чарская «Записки маленькой гимназистки».

Образ Лены Икониной. Обобщение.




62-4

Внеклассное чтение. «Мир детства». Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint

Основные темы детского чтения: произведения о детях. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.



63-5

Путешествие 9. Петроград. 1923г. Редакция «Воробья». Житков и Маршак. Настоящий капитан (Б. Житков «Николай Исаич Пушкин»).

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях).

Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях); устное изложение по плану.


64-6

Гимназисты Корнея Чуковского (К. И. Чуковский «Телефон»). Обэриуты»  Стихи Д. Хармса.

Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений.

Наизусть по выбору.


65-7

Стихи Ю.Владимирова и А.Введенского.



Фев.

66-8

Внеклассное чтение. «Современные чудаки».

Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей.

Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях); устное изложение по плану.


67-9

Путешествие 10. «Вокруг Маршака». Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint

Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях);

Составить вопросы по содержанию прочитанного


68-10

Внеклассное чтение. Современные детские журналы

Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.



69-11

Е.Шварц «Два брата».

Живой мир и мир вечного покоя (гл.1-4).

Спасение Младшего – победа живого мира (гл.5-8).

Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений.

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях); устное изложение по плану.



70-12

Е.Шварц «Два брата».

Мудрость сказки Е. Шварца (обобщение). Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint

устное изложение текста по плану.


71-13

Превращение Пиноккио в Буратино (Б.Галанов «Книжка про книжки» (отрывок), «Пишу на ту же тему по-своему».

Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях).

. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях); устное изложение по плану


72-14

Рассказ о сказке и детских фантазиях (А.Толстой «Фофка»).

Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Основные темы детского чтения: произведения о детях. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения.

Составить вопросы по содержанию прочитанного.


73-15

Удалось ли А. Н. Толстому «превратиться» в детского писателя? (А.Н. Толстой «Кот сметанный рот»).

Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников.



74-16

Птицы с «характерами» (М.Пришвин «Изобретатель»).

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения.

Описать события, их последовательность. Характеристика героев произведения.


75-17

Так кто же он – Михаил Пришвин? ( Статья С.Я. Маршака «Сила жизни»). С.Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор.

Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров.

Составить вопросы по содержанию прочитанного


76-18

Обобщение по разделу: «Новые встречи со старыми друзьями».Проверочная работа №6 «Новые встречи со старыми друзьями».





77-19

Внеклассное чтение. «Творцы книг» (рассказы о писателях, художниках - иллюстраторах). Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint


Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.


март

78-20

Путешествие 11.

1928г. Литературный утренник в Сокольниках. В Маяковский  и А. Барто.

Произведения выдающихся представителей русской литературы (В. В. Маяковский) Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.

Выразительное чтение.


79-21

Ю.Олеша «Три Толстяка», глава «Девочка с хорошим аппетитом».

Живая кукла наследника Тутти (ч.2)

Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений.

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения Основные темы детского чтения: произведения о детях. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях); устное изложение по плану.



80-22

Ю.Олеша «Три Толстяка

Три Толстяка и другие герои сказки (ч.3,4). «Простые высокие истины» (обобщение). Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint


Пересказ текста


81-23

Практикум «Учусь работать с научно-популярным текстом» (Б.Галанов «Как  найти  город  Трёх Толстяков?»).

Произведения художественные, научно-популярные. Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.



82-24

Путешествие 12. «Дорогие мои мальчишки!» (Р.Фраерман «Гайдар и дети»). А.Гайдар «Тимур и его команда». Этот чердак был обитателем» (ч.1,2)


Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений.

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения Основные темы детского чтения: произведения о детях. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях); устное изложение по плану.

Пересказ текста. Характеристика героев.


83-25

А.Гайдар «Тимур и его команда».

Игра или серьезное дело? (ч.3,4).



84-26

А.Гайдар «Тимур и его команда».

Тимур и тимуровцы (ч.5, обобщение) Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

Презентация PowerPoint



85-27

Путешествие 13. Смешные книжки. Проверка развития читательских умений (Н.Носов «Федина задача»). Юмористический рассказ на серьезную тему   (В.Драгунский «Что любит Мишка»).               

Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений.

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях); устное изложение по плану.



86-28

Внеклассное чтение. Юмористические  рассказы В.Драгунского, Ю.Сотникова и Н. Носова.

Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.

работа с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг


87-29

Стихи А.Барто. Сатира или юмор?

Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений.

Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений.

Апр.

88-30

Внеклассное чтение. «Не про меня ли это?»

Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.



89-31

Путешествие 14. «Книжкины именины» во Дворце пионеров. Стихи Е.Благининой, Б.Заходера,  Ю.Коринца.

Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений.

Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений.


90-32

Стихи И.Токмаковой Г.Сапгира.       



91-33

Стихи Э. Мошковской, Э.Успенского, С.Чёрного, В.Долиной.       



92-34

Миниатюры Г.Цыферова.

 Р/р Создание собственных миниатюр. Стихи Н.Матвеевой.



93-35

Внеклассное чтение. Любимые стихи. А. А. Фет.

Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений. Произведения выдающихся представителей русской литературы

(А. А. Фет)

Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений


94-36

Практикум «учусь читать лирический текст».


Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.



95-37

Обобщение. Проверочная работа №7.

Проверка уровня усвоения изученного материала, умения применять полученные знания на практике.



96-38

Пьеса – сказка С.Козлова « Снежный цветок». Знакомство с героями (картины 1,2).

Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.


Выразительное чтение.



97-39

Пьеса – сказка С.Козлова « Снежный цветок». Поиски снежного цветка (картины 3-5) Мудрая сказка для малышей (картины 6-8)



98-40

Путешествие 15.

Современные детские писатели. ( К.Драгунская « Крайний случай»). Творческая манера Ксении Драгунской ( К.Драгунская «Ерунда на постном масле!»).

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях); устное изложение по плану.


Пересказ текста.


99-41

Интервью с Тимом Собакиным. (Стихи и проза Тима Собакина).

Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений.


Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений

май

100-42

Обобщение. Берем интервью у детских писателей.

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.



101-43

Эпилог. Письмо авторов учебника к читателям.

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению



102-44

Внеклассное чтение. Урок – отчёт «О чём можно, о чём хочется читать».











Темы уроков внеклассного чтения

№ п/п

Тема

Рекомендуемые произведения

Дата

1

Внеклассное чтение (урок по итогам самостоя­тельного домашнего чтения). Книги о ребятах-сверстниках

Э. Успенский «25 профессий Маши Филипенко», С. Ласкин «Саня Дырочкин – человек общественный», В. Медведев «Баранкин, будь человеком!», В.Драгунский «На Садовой большое движение» и др.


2

Книги о книгах

Е. Осетров «Сказ о друкаре Иване и его книгах», В.Ян «Никита и Микитка», В.Паль «Человек придумал книгу», А.Глухов «Из глубины веков», Л.Львов «Книга о книгах»


3

Писатели о себе (авто­биографические книги)

Л.Н. Толстой «Детство», А.Н. Толстой «Детство Никиты», А. Гарин – Михайловский «Детство Тёмы», А.Аксаков «Детские годы Багрова –внука», М.Горький «Детство», «В людях»


4

Литературные сказки писателей 19 века.


А. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке», В.Одоевский «Городок в табакерке», М.Лермонтов «Ашик – Кериб», С.Аксаков «Аленький цветочек»


5

«Вчера и сегодня» (Книги о родном городе, его прошлом и настоящем) или «Литературные сказки писате-

лей XIX века»

В. Жуковский «Сказка о царе Берендее», В.Гаршин «Лягушка – путешественница», В.Даль «Сказка о Иване молодом сержанте…»


6

Произведения А.П. Чехова для детей

А.П. Чехов «Мальчики»


7

«Мир детства»

Л.Андреев «Петька на даче», А.Куприн «Белый пудель», Д.Григорович «Гуттаперчивый мальчик», А.П.Чехов «Детвора», «Каштанка»,В Короленко «В дурном обществе», Н Гарин – Михайловский «Гимназисты»


8

Современные чудаки

Э.Успенский «Про Веру и Анфису», «Страшные истории: Красная рука, чёрная простыня, зелёные пальцы», Г Остер Рассказы («Середина сосиски», «Хорошо спрятанная котлета и др.), «Вредные советы», Л. Петрушевская «Все непонятливые», Е.Чеповецкий «Непоседа, Мякиш, Нетак»


9

Современные детские журналы

По вашему выбору(или По страницам «Детской Роман-газеты», Тамара Крюкова, Дмитрий Емец)


10

«Творцы книг» (Рассказы

о писателях, о художниках -иллюстраторах.)

С.Сивоконь «Уроки детских классиков», Б.Галанов «Книжка про книжки»


11

Юмористические

рассказы Ю. Сотника и В. Драгунского



12

«Не про меня ли это?» (веселые произведения В. Голявкина,

И. Пивоваровой)

И.Пивоварова «Рассказы Люси Синициной, ученицы третьего класса», В. Голявкин «Никакой я гочицы не ел» и др.


13

Любимые стихи

По вашему выбору


14

Зарубежная литература о детях

П.Треверс «Мери Поппинс»


15

Книги о подвиге в годы Великой Отечественной войны.

По вашему выбору


16

Урок-отчет «О чем можно,

о чем хочется читать»

По вашему выбору












VIII. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Дети, заканчивая начальную школу, должны уметь:

– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– подробно, сжато и выборочно пересказывать художественный текст по плану;

– составлять устные рассказы о героях произведений, устные описания;

– учить наизусть и читать выразительно стихотворения и отрывки прозы;

– выполнять творческие задания по прочитанному тексту.


IХ Материально – техническое обеспечение образовательного процесса


Для полноценной реализации курса в начальном общем образовании и достижения планируемых результатов необходима соответствующая материальная база:

  1. Портрет писателя

  2. Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием программы;

  3. Иллюстрации к литературным произведениям;

  4. Детская периодика;

  5. Настольные развивающие игры (литературное лото), викторина.


Электронно-программное обеспечение (при возможности)

  1. Компьютер

  2. Презентационное оборудование

  3. Выход в Интернет

  4. Целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использованием диалога с классом при обучении и ИКТ на компакт-дисках

  5. Цифровые зоны: коммуникационная (веб-камера на рабочем столе учителя, доступ через скайп), алгоритмическая (решение логических задач, компьютерное моделирование в учебных средах на сайте Единой коллекции ЦОР: http://school-collection.edu.ru/)


Онлайн ресурсы сайта «Старое радио» - http://www.staroeradio.ru/

Онлайн ресурсы сайта «Аудиохрестоматия. рф» - http://аудиохрестоматия.рф/

Онлайн ресурсы сайта «Диафильмы» - http://diafilmy.su/