РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы Л.А. Ефросининой «Литературное чтение. 1-4 классы».
Основная цель урока литературного чтения в начальных классах - помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.
Задачи курса «Литературное чтение»:
обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
научить понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.
Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним);
понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т.д.);
воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец,
воспроизводить текст, т.е. уметь рассказывать его в разных вариантах - подробно, выборочно, сжато, творчески, с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления правильной читательской деятельности.
Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие:
Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимися текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.
Система работы над навыками чтения.
Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.
Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.
Специфическими особенностями литературного чтения в начальной школе являются следующие:
Сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читательскими умениями.
Работа над текстом как речеведческой единицей и над литературными произведениями как искусством слова с учётом их специфической структуры и жанровых особенностей.
Одновременная работа над языком произведения и речью детей.
Сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения.
Использование знаний о тексте как особой единице, различение художественного и научно-познавательного произведения.
Формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих полноценное восприятие произведений, ориентировка в мире книг.
Освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.
Данный курс носит интегрированный характер, что обеспечивает синтез знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, окружающего мира, русского языка, технологии, музыки), и позволяет реализовать их в интеллектуальнопрактической деятельности ученика:
на уроках русского языка: составление и запись предложений и мини-текстов (рассказов, сказок) о героях литературных произведений;
на уроках изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных произведений, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным произведениям;
на уроках музыки: слушание музыкальных отрывков по теме изученных произведений;
на уроках технологии: изготовление книг-самоделок, ремонт книг, практическое знакомство с элементами книги, уроки коллективного творчества (аппликация, лепка по изученным произведениям или разделам);
на уроках окружающего мира: рассматривание изучаемых предметов и явлений с позиций ученого и художника.
В третьем классе формирование читателя продолжается на более сложных (но доступных) текстах, углубляются литературные познания ученика, обогащается его читательский опыт. Читательское развитие школьника приобретает большую глубину, а чтение становится более самостоятельным. Между учеником, книгой, автором складываются определенные отношения, вызывающие у третьеклассников личные симпатии и предпочтения. Дети знакомятся с новыми литературоведческими понятиями (средства выразительности), выделяют особенности жанров.
В соответствии с Образовательной программой школы рабочая программа рассчитана на 136 часов в год при 4 часах в неделю.
Учебно-тематический план
№ | Содержание программного | Количество |
п/п | материала | часов |
1 | Устное народное творчество | 16 |
2 | Басни | 5 |
3 | Произведения А.С. Пушкина | 9 |
4 | Стихи русских поэтов: Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова, А.А. Фета | 5 |
5 | Произведения Л.И. Толстого | 7 |
6 | Произведения Н.А. Некрасова | 6 |
7 | Произведения А.П.Чехова | 4 |
8 | Сказки зарубежных писателей | 5 |
9 | Стихи русских поэтов | 8 |
10 | Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка | 6 |
11 | Произведения А.И. Куприна | 6 |
12 | Стихи С.А.Есенина | 8 |
13 | Произведения К.Г. Паустовского | 15 |
14 | Произведения С.Я. Маршака | 4 |
15 | Произведения Л. Пантелеева | 7 |
16 | Произведения А.П. Гайдара | 5 |
17 | Произведения М.М. Пришвина | 6 |
18 | Произведения зарубежных писателей | 9 |
19 | Летнее чтение | 1 |
20 | Резервные уроки | 4 |
| ИТОГО | 136 |
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1,2/ Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана-Граф, 2013.
Литературное чтение: 3 класс: учебные хрестоматии для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1,2 / Л .А. Ефросинина. - М.: Вентана-Г раф, 2018.
Учимся читать выразительно. Тетрадь-пособие. 2-4 класс / М.И. Оморокова. - М Вентана-Граф, 2015.
Литературное чтение: 3 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 / Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана-Граф, 2014.