Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями от 03.07.2016); федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобразования РФ от 06.10.2009 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции от 31.12.2015 № 1643)); Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (Распоряжение Правительства РФ от 09.04.2016 N 637-р «Об утверждении Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации»); на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом Примерной программы начального общего образования по литературному чтению и авторской программы для общеобразовательных учреждений по литературному чтению Климановой Л.Ф., Бойкиной М.В «Литературное чтение», с учетом учебного плана МБОУ « Рышковская СОШ» на 2019-2020 учебный год, соответствует требованиям СанПиНа, обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Цель учебного предмета
Курс родной литературы направлен на развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;товладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.
Задачи:
развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление;
формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление;
развивать поэтический слух;
формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;
обогащать чувственный опыт ребёнка;
формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни;
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров;
обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
– способность к оценке своей учебной деятельности;
–основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
– ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
– знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
– развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
– установка на здоровый образ жизни;
– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
– различать способ и результат действия;
– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках. Выпускник получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
– самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
– использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– строить сообщения в устной и письменной форме;
– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
– основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
– обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
– осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
– устанавливать аналогии; – владеть рядом общих приемов решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
– задавать вопросы;
– контролировать действия партнера;
– использовать речь для регуляции своего действия;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Предметные результаты
- понимание родной литературы как одной из основных национально - культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;
- использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Обучающийся научится:
– осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
– прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
– читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
– различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
– читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
– использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное, ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
– ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
– для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
– для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
– использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: – для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
– для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
– использовать различные формы интерпретации содержания текстов: для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста; – для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
– ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
– различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно - популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
– передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
– участвовать в обсуждении прослушанного прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Книги - мои друзья
Вводный урок. Книги, прочитанные летом. Первопечатник Иван Фёдоров. Рукописные книги древней Руси. Подготовка сообщения на основе статьи учебника. Урок путешествия в прошлое. Оценка достижений. |
Волшебная сказка
Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый Волк».Русская народная сказка «Сивка-бурка».Проект : «Сочиняем волшебную сказку».
Картины русской природы
Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я.Смоленского.Сочинение — миниатюра «О чём расскажут осенние листья». И.С.Никитин «Встреча зимы» .И. 3. Суриков «Зима».Путешествие в литературную страну.
Жизнь дана на добрые дела
С. Пушкин. Подготовка сообщения о жизни и творчестве А. С. Пушкина.А. С. Пушкин «Зимний вечер»А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Особенности волшебной сказки «Сказка о царе Салтане...».И. А. Крылов. Подготовка сообщения о И. А. Крылове на основе статьи учебника. Басни И. А. Крылова. Инсценирование басни. М. Лермонтов «Утес», «Осень» Л. Толстой «Акула» Л. Толстой «Прыжок»Л. Толстой «Лев и собачка» Литературный праздник (обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели»).
Литературные сказки
Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост. В. Одоевский «Мороз Иванович».М. Горький «Случай с Евсейкой».Паустовский «Растрепанный воробей».Оценка достижений. Тематическое планирование № п/п | Разделы программы | Кол-во часов | 1 | Книги - мои друзья | 4 | 2 | Волшебная сказка | 8 | 3 | Картины русской природы | 5 | 4 | Жизнь дана на добрые дела | 12 | 5 | Литературные сказки | 5 | | Итого | 34 | |
Критерии и нормы оценки знаний учащихся
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
неправильная постановка ударений (более 2);
чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
не более двух неправильных ударений;
отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
неточности при формулировке основной мысли произведения;
нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
Правильная постановка логического ударения
Соблюдение пауз
Правильный выбор темпа
Соблюдение нужной интонации
Безошибочное чтение
Оценка "5" – выполнены правильно все требования
Оценка "4" – не соблюдены 1–2 требования
Оценка "3"– допущены ошибки по трем требованиям
Оценка "2"– допущены ошибки более, чем по трем требованиям
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
Своевременно начинать читать свои слова
Подбирать правильную интонацию
Читать безошибочно
Читать выразительно
Оценка "5" – выполнены все требования
Оценка "4"– допущены ошибки по одному какому-то требованию
Оценка "3" – допущены ошибки по двум требованиям
Оценка "2"– допущены ошибки по трем требованиям
Пересказ
Оценка "5" – пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не
упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на
вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка "4"– допускает 1-2ошибки, неточности, сам исправляет их
Оценка "3"– пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет
последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка "2"– не может передать содержание прочитанного.
Учебно-методическое обеспечение
№ | Автор | Название | Издательство | Год издания |
1 | Г.Ф Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий | Учебник. Литературное чтение. 3 класс. В 2 ч. | Просвещение | 2018 |
2 | Г.В.Шубина | Тесты по литературному чтению | Экзамен | 2018 |
3 | http://www.prosv.ru/umk/perspektiva | Методическое пособие. Литературное чтение. «Технологические карты» для 3 класса | Просвещение | 2018 |
Технические средства обучения
Классная доска;
Компьютер;
Мультимедийный проектор;
Интерактивная доска.
ПРИЛОЖЕНИЕ
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
в 3 классе
уроков литературного чтения на родном языке ( русском) ( 34ч)
№ | Название раздела /тема | Количество часов | | Дата |
план | факт |
Книги – мои друзья – 4 часа | | | |
1 | Вводный урок. Книги, прочитанные летом. | 1 | Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя). Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации. | | |
2 | Первопечатник Иван Фёдоров. | 1 | | |
3 | Рукописные книги древней Руси. Подготовка сообщения на основе статьи учебника. | 1 | | |
4 | Урок путешествия в прошлое. Оценка достижений. | 1 | | | |
Волшебная сказка – 8 часов | | | |
5 | Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. | 1 | Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. | | |
6 | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». | 1 | Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. | | |
7 | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». | 1 | | |
8 | Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый Волк». | 1 | Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. | | |
9 | Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый Волк». | 1 | | |
10 | Русская народная сказка «Сивка-бурка» | 1 | Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. | | |
11 | Русская народная сказка «Сивка-бурка» | 1 | | |
12 | Проект : «Сочиняем волшебную сказку». | 1 | Придумывать свои сказочные истории. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом, выражать свою позицию. | | |
Картины русской природы – 5 часов | | | |
13 | Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я.Смоленского. | 1 | Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре. | | |
14 | Сочинение — миниатюра «О чём расскажут осенние листья». | 1 | Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности. | | |
15 | И.С.Никитин «Встреча зимы» | 1 | Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. | | |
16 | И. 3. Суриков «Зима». | 1 | Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). | | |
17 | Путешествие в литературную страну. | 1 | Самостоятельно оценивать свои достижения. | | |
Жизнь дана на добрые дела – 12 часов | | | |
18 | А. С. Пушкин. Подготовка сообщения о жизни и творчестве А. С. Пушкина. | 1 | Читать текст вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Различать лирическое и прозаическое произведения | | |
19 | А. С. Пушкин «Зимний вечер» | 1 | Сравнивать рассказ-описание рассказ-рассуждение. Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану | | |
20 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». | 1 | Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки. | | |
21 | Особенности волшебной сказки «Сказка о царе Салтане...». | 1 | Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки | | |
22 | И. А. Крылов. Подготовка сообщения о И. А. Крылове на основе статьи учебника. | 1 | Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. | | |
23 | Басни И. А. Крылова. | 1 | Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. | | |
24 | Инсценирование басни. | 1 | Умение работать по предложенному учителем плану. | | |
25 | М. Лермонтов «Утес», «Осень» | 1 | Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. | | |
26 | Л. Толстой «Акула» | 1 | Пересказывать выборочно произведение. | | |
27 | Л. Толстой «Прыжок» | 1 | Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. | | |
28 | Л. Толстой «Лев и собачка» | 1 | | |
29 | Литературный праздник (обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели») | 1 | Проверять себя самостоятельно оценивать свои достижения. | | |
Литературные сказки-5часов |
30 | Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост | 1 | Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событии в литературных сказках. | | |
31 | В. Одоевский «Мороз Иванович» | 1 | | |
32 | М. Горький «Случай с Евсейкой» | 1 | | |
33 | Паустовский «Растрепанный воробей» | 1 | | |
34 | Оценка достижений. | 1 | | | |