СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение"на русском языке для якутских школ, 3 классРабочая программа по предмету "Литературное чтение"на русском языке для якутских школ, 3 класс
Пояснительная записка
Программа разработана на основе ФГОС НОО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по литературному чтению.
Учебник: Ф. В. Габышева, Л. П. Шамаева Книга для чтения 3 класс, учебник для 3 класса якутской четырехлетней начальной школы. Якутск, Бичик, 2004
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Цели изучения курса:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
Читательская компетентность определяется:
-владением техникой чтения;
-приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
-знанием книг и умением их выбирать;
- сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Общая характеристика курса
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность. Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
Место курса «Литературное чтение» в учебном плане
Курс «Литературное чтение» рассчитан на 68 ч. В 3 классе на изучение литературного чтения отводится 2 часа в неделю.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственными ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой…
Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которые формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
Планируемые результаты изучения курса
Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
- знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;
- восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
- эмоциональная отзывчивость на прочитанное;
- высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в
соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения иоценку событий;
- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
- формирование необходимого уровня читательской компетентности;
- овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
- овладение элементарными приёмами интерпретации, анализа, преобразования художественных, научно-познавательных и учебных текстов;
- умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу;
- умение пользоваться словарями и справочной литературой;
- осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;
- умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану;
- умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.
Содержание курса
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся
(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Требования к результатам освоения программы обучающимися 3 класса
К концу 3 класса обучающийся научится:
свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, бы стро находить нужную словарную статью;
свободно ориентироваться в учебной книге: сможет читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»;
быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; учебной книгой и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам.
Обучающиеся получат возможность научиться:
освоить алгоритм составления сборников: монографических, жанровых и тематических (сами термины - определения сборников не используются).
работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;
понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоеди няться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;
находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.
Календарно- тематический план по литературному чтению
3 класс (2016-2017 уч. год)
№
| Тема урока | Колич. часов | Планируемые результаты ( универсальные учебные действия)
| Дата проведения |
| |||||
Предметные УУД
| Метапредметные УУД | Планир. дата | Фактич. дата |
| ||||||
Хорошо лето цветами, а осень плодами ( 8 часов)
|
| |||||||||
1 | И. Суриков "Ярко солнце светит". М. Пришвин «Золотой луг» | 1 | Знать способы ориентирования в учебнике; Уметь различать элементы книги (учебника): обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация Читать осознанно текст художественного произведения Использовать приобретенные знания для самостоятельного чтения книг, высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении; Определять тему и главную мысль произведения Понимать стихи и правильно, выразительно читать их Читать стихотворные произведения наизусть Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль | Регулятивные: -работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, Познавательные: -делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; - ориентироваться в разнообразии способов решения задач; Коммуникативные: -выразительно читать и пересказывать текст. - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | 05.09 | 05.09 |
| |||
2 | По С. Баруздину «На рыбалке». | 1 | 07.09 | 07.09 |
| |||||
3 | По Н. Якутскому "Как осень- молодец лето красное гонит" | 1 | 12.09 | 12.09 |
| |||||
4 | Е. Трутнева "До свиданья, лето!" По Г.Скребицкому «Осень-художница». | 1 | 14.09 | 14.09 |
| |||||
5 | По К. Ушинскому "Дети в роще" | 1 | 19.09 | 19.09 |
| |||||
6 | А. Пушкин " Уж небо осенью дышало". Н. Игнатьев "Осень" | 1 | 21.09 | 21.09 |
| |||||
7 | С. Есенин "Нивы сжаты, рощи голы". Р/р Работа по картине "Скоро зима" | 1 | 26.09 | 26.09 |
| |||||
8 | Вн.чт. Г.Х. Андерсен "Дюймовочка" | 1 | 28.09 | 28.09 |
| |||||
Учение путь к умению ( 7 часов)
|
|
|
| |||||||
9 | О. Высотская "Много дела впереди" И. Панин "Кончил дело - гуляй смело" | 1 | Читать выразительно стихи, передавая настроения автора, научиться самим сочинять стихотворения. Озаглавливать текст, описывать характер и поведение героев рассказа. Составлять план подробного пересказа текста, Пересказывать текст, делить текст на части, составлять план; Различать сказки народные и литературные Приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу
| Регулятивные: - учиться работать по предложенному учителем плану - уметь организовать свое рабочее место и работу; . Познавательные: -оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Коммуникативные: -выразительно читать и пересказывать текст. | 03.10 | 03.10 |
| |||
10 | С. Баруздин "Твоя работа" | 1 | 05.10 | 05.10 |
| |||||
11 | В. Сухомлинский "Как Павлик списал задачу" | 1 | 10.10 | 10.10 |
| |||||
12 | По В. Осеевой «Настоящая помощь». | 1 | 12.10 | 12.10 |
| |||||
13 | «Упорный Юн Су» (китайская сказка). | 1 | 17.10 | 17.10 |
| |||||
14 | Памятка читателю. С Маршак "Школьнику на память" | 1 | 19.10 | 19.10 |
| |||||
15 | Вн. чт. Е. Пермяк "Двойка" | 1 | 24.10 | 24.10 |
| |||||
Человек без Родины, что соловей без песни ( 6 часов)
|
|
|
| |||||||
16 | Родина | 1 | Определять основную мысль рассказа, понимать нравственный смысл рассказа Пересказывать текст кратко Отличать легенды от других литературных произведений. Составлять план для краткого и полного пересказов Рассказывать о прочитанных книгах, читать произведения по ролям | Регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; -уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства; Познавательные: -делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные: -слушать и понимать речь других. - оформлять свою мысль в устной речи | 26.10 | 26.10 |
| |||
17 | И. Данилов "Кто ищет - тот всегда найдёт" | 1 | 07.11 | 07.11 |
| |||||
18 | М. Аджиев "Столица". | 1 | 09.11 | 09.11 |
| |||||
19 | Омогой –баай и Эр соҕотох-Эллэй (Из книги "Эллэйаада") | 1 | 14.11 | 14.11 |
| |||||
20 | Софр. Данилов "Манчаары у Чочо". | 1 | 16.11 | 16.11 |
| |||||
21 | Вн. чт. К. Чуковский «Телефон» | 1 | 21.11 | 21.11 |
| |||||
Без труда и не вытащишь и рыбку из пруда ( 6 часов)
|
|
|
| |||||||
22 | В. Сухомлинский "Самое красивое и самое уродливое" | 1 | Пересказывать текст (не более 1,5 с.): делить текст на смысловые части; – составлять его простой план; Характеризовать героев на основе анализа их поступков Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль Высказывать своё мнение, отношение, сравнивать и характеризовать героев, использую текст произведений различать элементы книги | Регулятивные: - выбирать действие в связи с поставленной задачей и условиями ее реализации Познавательные: -находить ответы на вопросы в тексте Коммуникативные: - стараться договариваться, уступать, находить общее решение при работе в паре и группе -выразительно читать и пересказывать текст. | 23.11 | 23.11 |
| |||
23 | Н. Носов "На горке". | 1 | 28.11 | 28.11 |
| |||||
24 | «Легкий хлеб». (белорусская народная сказка) | 1 | 30.11 | 30.11 |
| |||||
25 | В. Осеева «Чем пахнут ремесла». | 1 | 05.12 | 12.12 |
| |||||
26 | По В. Воробьёву "Как непоседа себе дело искал" | 1 | 07.12 |
| ||||||
27 | Вн. чт. Л. Толстой "Скучен день до вечера, коли делать нечего" | 1 | 12.12 | 14.12 |
| |||||
Вот пришли морозы и зима настала ( 6 часов)
|
|
|
|
|
| |||||
28 | И. Суриков "Первый снег". Почему зима длиннее, а лето короче?(якутская сказка) | 1 | Сравнивать и характеризовать героев сказок, используя текст сказки. Сравнивать и определять нравственный смысл сказки, читать в лицах - высказывать и обосновывать свою точку зрения составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; Высказывать своё мнение, отношение, сравнивать и характеризовать героев, использую текст произведений различать элементы книги | Регулятивные: - высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; Познавательные: - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую Коммуникативные: - вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - слушать собеседника; -задавать вопросы, обращаться за помощью. | 14.12 |
| ||||
29 | «Зима в Якутии» | 1 | 19.12 | 19.12 |
| |||||
30 | Н. Мординов-Амма Аччыгыйа "Зимний лес" . С. Есенин «Береза». | 1 | 21.12 | 21.12 |
| |||||
31 | "Проказы старухи зимы" (сказка) | 1 | 09.01 | 09.01 |
| |||||
32 | В. Бианки «Лес зимой» И. Токмакова "Живи, ёлочка!" | 1 | 11.01 | 11.01 |
| |||||
33 | Вн. чт. "Лесные домишки" | 1 | 16.01 | 25.01 |
| |||||
Лес не школа, а всех учит ( 9 часов)
|
|
|
|
|
| |||||
34 | Г. Скребицкий «На лесной полянке». | 1 | Читать выразительно, осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль; Понимать и чувствовать окружающую природу Давать характеристику главным героям; – участвовать в обсуждении прочитанного Понимать и чувствовать окружающую природу Определять жанр произведения, сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора Составлять план на основе названия глав для пересказа произведения. Рассказывать о прочитанных книгах, читать произведения по ролям | Регулятивные: - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; -ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. - сопоставлять свою работу с образцом; оценивать ее по критериям, выработанным в классе.
Познавательные: -находить ответы на вопросы в тексте - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные: -выразительно читать и пересказывать текст. - слушать и понимать речь других; - задавать вопросы, обращаться за помощью.
| 18.01 |
| ||||
35 | Г. Никольский, Ю. Дмитриев "Песец и лисица". | 1 | 23.01 | 30.01 |
| |||||
36 | В. Бианки "Купание медвежат". | 1 | 25.01 |
| ||||||
37 | Как собака себе товарища искала (ненецкая сказка) | 1 | 30.01 | 01.02 |
| |||||
38 | Г. Снегирёв "Белёк" | 1 | 01.02 |
| ||||||
39 | К. Чуковский "Доктор и его звери" | 1 | 06.02 | 08.02 |
| |||||
40 | Н. Сладков "Лесная книга жалоб" | 1 | 08.02 |
| ||||||
41 | Н. Заболоцкий "Просьба" Обобщающий урок. | 1 | 13.02 | 13.02 |
| |||||
42 | Вн. чт. В. Катаев «Цветик-семицветик» | 1 | 15.02 | 20.02 |
| |||||
Не одежда красит человека, а его добрые дела ( 6 часов)
|
|
|
|
|
| |||||
43 | П. Дудочкин. "Почему так мир красив". | 1 | Пересказывать текст, делить текст на части, составлять план Определять тему и главную мысль произведения; Пересказывать текст по плану. Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; Использовать приобретенные знания для самостоятельного чтения книг, высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении | Регулятивные: - прогнозирование уровня усвоения -уметь организовать свое рабочее место и работу; Познавательные: -поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные: - вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - слушать собеседника. | 20.02 |
| ||||
44 | С. Погореловский "Попробуй волшебником стать" | 1 | 22.02 | 22.02 |
| |||||
45 | Е. Пермяк «Самое страшное». | 1 | 27.02 | 27.02 |
| |||||
46 | Н. Носов "Огурцы" | 1 | 01.03 | 01.03 |
| |||||
47 | В. Осеева "Отомстила". Л. Татьяничева «Что ты сделал хорошего». | 1 | 06.03 | 06.03 |
| |||||
48 | Вн. чт. Л. Пантелеев "Честное слово" | 1 | 13.03 | 13.03 |
| |||||
При солнышке тепло, при матери добро ( 5 часов)
|
|
|
| |||||||
49 | А. Майков "Мать и дети" | 1 | Определять тему и главную мысль произведения; Пересказывать текст по плану. Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; Приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; | Регулятивные: -учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации(применение систему условных обозначений при выполнении заданий, находит нужную главу и нужное произведение в содержании учебника, пользоваться словарем в конце учебника); Коммуникативные: выразительно читать и пересказывать текст. | 15.03 | 15.03 |
| |||
50 | Н. Артюхова «Большая береза» | 1 | 20.03 | 20.03 |
| |||||
51 | Л. Квитке "Бабушкины руки". Л. Воронкова "Ссора с бабушкой". | 1 | 22.03 | 22.03 |
| |||||
52 | Мама. Ю. Яковлев | 1 | 03.04 | 03.04 |
| |||||
53 | Вн.чт. П. Ламутский "Птичка, у которой страшные слова" | 1 | 05.04 | 05.04 |
| |||||
Полюбуйся, весна наступает ( 5 часов)
|
|
|
| |||||||
54 | Л. Толстой "Пришла весна" | 1 | Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору) Пересказывать текст (не более 1,5 с.): делить текст на смысловые части Различать жанры художественных произведений. Понимать нравственный смысл сказки Использовать приобретенные знания для самостоятельного чтения книг, высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении | Регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; Познавательные: -преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Коммуникативные: - стараться договариваться, уступать, находить общее решение при работе в паре и группе | 10.04 | 10.04 |
| |||
55 | Ф. Тютчев "Зима недаром злится". | 1 | 12.04 |
|
| |||||
56 | Г. Скребицкий «Раненые деревья» | 1 | 17.04 |
|
| |||||
57 | "Снегурочка" (русская народная сказка) | 1 | 19.04 |
|
| |||||
58 | Вн. чт. Э. Шим "Камень, ручей, сосулька и солнце" | 1 | 24.04 |
|
| |||||
Кто сеет мир, пожнёт счастье ( 3 часа)
|
|
|
| |||||||
59 | Л. Кавайан "Песнь мира" | 1 | Составлять его простой план Оценивать события, героев произведения Делить текст на смысловые части | Регулятивные: - высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; Познавательные: -поиск и выделение необходимой информации; Коммуникативные: учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). | 26.04 |
|
| |||
60 | В. Сухомлинский "Недописанное письмо" | 1 | 03.05 |
|
| |||||
61 | Ю. Яковлев "Белый журавлик". Р. Гамзатов "Я не хочу войны" | 1 | 08.05 |
|
| |||||
Воля и труд человека дивные дивы творят ( 4 часа)
|
|
|
| |||||||
62 | По Е. Пермяку "Дотошный мальчик".(сказка) | 1 | Пересказывать текст, делить текст на части, составлять план; Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение,. Пересказывать текст (не более 1,5 с.): делить текст на смысловые части Различать жанры художественных произведений. | Регулятивные: - проговаривать последовательность действий на уроке; Познавательные: -делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные: -учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). | 10.05 |
|
| |||
63 | М. Ильин, Е. Сегал "История карандаша" | 1 | 15.05 |
|
| |||||
64 | А. Маркуша "Автомат" | 1 | 17.05 |
|
| |||||
65 | М. Аджиев "Как построить "воздушный" дом | 1 | 22.05 |
|
| |||||
В мире приключений ( 3 часа)
|
|
|
| |||||||
66 | Н. Носов "Приключения Незнайки и его друзей" | 1 | Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказок, сравнивать героев Использовать приобретенные знания для самостоятельного чтения книг, высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении; Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Регулятивные: – учиться работать по предложенному учителем плану; Познавательные: - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные: - вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - слушать собеседника; Р – учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные: - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя | 24.05 |
|
| |||
67 | А. Распэ "Приключения Барона Мюнхгаузена". | 1 | 29.05 |
|
| |||||
68 | Итоговый урок. Викторина. | 1 | 31.05 |
|
|
ндарно- тематический план по литературному чтению
3 класс (2016-2017 уч. год)
№
| Тема урока | Колич. часов | Дата | |
По плану | Фактически | |||
Хорошо лето цветами, а осень плодами.
| ||||
1 | И. Суриков "Ярко солнце светит". М. Пришвин «Золотой луг» | 1 | 05.09 | 05.09 |
2 | По С. Баруздину «На рыбалке». | 1 | 07.09 | 07.09 |
3 | По Н. Якутскому "Как осень- молодец лето красное гонит" | 1 | 12.09 | 12.09 |
4 | Е. Трутнева "До свиданья, лето!" По Г.Скребицкому «Осень-художница». | 1 | 14.09 | 14.09 |
5 | По К. Ушинскому "Дети в роще" | 1 | 19.09 | 19.09 |
6 | А. Пушкин " Уж небо осенью дышало". Н. Игнатьев "Осень" | 1 | 21.09 | 21.09 |
7 | С. Есенин "Нивы сжаты, рощи голы". Р/р Работа по картине "Скоро зима" | 1 | 26.09 | 26.09 |
8 | Вн.чт. Г.Х. Андерсен "Дюймовочка" | 1 | 28.09 | 28.09 |
Учение путь к умению. | ||||
9 | О. Высотская "Много дела впереди" И. Панин "Кончил дело - гуляй смело" | 1 | 03.10 | 03.10 |
10 | С. Баруздин "Твоя работа" | 1 | 05.10 | 05.10 |
11 | В. Сухомлинский "Как Павлик списал задачу" | 1 | 10.10 | 10.10 |
12 | По В. Осеевой «Настоящая помощь». | 1 | 12.10 | 12.10 |
13 | «Упорный Юн Су» (китайская сказка). | 1 | 17.10 | 17.10 |
14 | Памятка читателю. С Маршак "Школьнику на память" | 1 | 19.10 | 19.10 |
15 | Вн. чт. Е. Пермяк "Двойка" | 1 | 24.10 | 24.10 |
Человек без Родины, что соловей без песни | ||||
16 | Родина | 1 | 26.10 | 26.10 |
17 | И. Данилов "Кто ищет - тот всегда найдёт" | 1 | 07.11 | 07.11 |
18 | М. Аджиев "Столица". | 1 | 09.11 | 09.11 |
19 | Омогой –баай и Эр соҕотох-Эллэй (Из книги "Эллэйаада") | 1 | 14.11 | 14.11 |
20 | Софр. Данилов "Манчаары у Чочо". | 1 | 16.11 | 16.11 |
21 | Вн. чт. К. Чуковский «Телефон» | 1 | 21.11 | 21.11 |
Без труда и не вытащишь и рыбку из пруда | ||||
22 | В. Сухомлинский "Самое красивое и самое уродливое" | 1 | 23.11 | 23.11 |
23 | Н. Носов "На горке". | 1 | 28.11 | 28.11 |
24 | «Легкий хлеб». (белорусская народная сказка) | 1 | 30.11 | 30.11 |
25 | В. Осеева «Чем пахнут ремесла». | 1 | 05.12 | 12.12 |
26 | По В. Воробьёву "Как непоседа себе дело искал" | 1 | 07.12 | |
27 | Вн. чт. Л. Толстой "Скучен день до вечера, коли делать нечего" | 1 | 12.12 | 14.12 |
Вот пришли морозы и зима настала. | ||||
28 | И. Суриков "Первый снег". Почему зима длиннее, а лето короче?(якутская сказка) | 1 | 14.12 | |
29 | «Зима в Якутии» | 1 | 19.12 | 19.12 |
30 | Н. Мординов-Амма Аччыгыйа "Зимний лес" . С. Есенин «Береза». | 1 | 21.12 | 21.12 |
31 | "Проказы старухи зимы" (сказка) | 1 | 09.01 | 09.01 |
32 | В. Бианки «Лес зимой» И. Токмакова "Живи, ёлочка!" | 1 | 11.01 | 11.01 |
33 | Вн. чт. "Лесные домишки" | 1 | 16.01 | 25.01 |
Лес не школа, а всех учит | ||||
34 | Г. Скребицкий «На лесной полянке». | 1 | 18.01 | |
35 | Г. Никольский, Ю. Дмитриев "Песец и лисица". | 1 | 23.01 | 30.01 |
36 | В. Бианки "Купание медвежат". | 1 | 25.01 | |
37 | Как собака себе товарища искала (ненецкая сказка) | 1 | 30.01 | 01.02 |
38 | Г. Снегирёв "Белёк" | 1 | 01.02 | |
39 | К. Чуковский "Доктор и его звери" | 1 | 06.02 | 08.02 |
40 | Н. Сладков "Лесная книга жалоб" | 1 | 08.02 | |
41 | Н. Заболоцкий "Просьба" Обобщающий урок. | 1 | 13.02 | 13.02 |
42 | Вн. чт. В. Катаев «Цветик-семицветик» | 1 | 15.02 | 20.02 |
Не одежда красит человека, а его добрые дела. | ||||
43 | П. Дудочкин. "Почему так мир красив". | 1 | 20.02 | |
44 | С. Погореловский "Попробуй волшебником стать" | 1 | 22.02 | 22.02 |
45 | Е. Пермяк «Самое страшное». | 1 | 27.02 | 27.02 |
46 | Н. Носов "Огурцы" | 1 | 01.03 | 01.03 |
47 | В. Осеева "Отомстила". Л. Татьяничева «Что ты сделал хорошего». | 1 | 06.03 | 06.03 |
48 | Вн. чт. Л. Пантелеев "Честное слово" | 1 | 13.03 | 13.03 |
При солнышке тепло, при матери добро | ||||
49 | А. Майков "Мать и дети" | 1 | 15.03 | 15.03 |
50 | Н. Артюхова «Большая береза» | 1 | 20.03 | 20.03 |
51 | Л. Квитке "Бабушкины руки". Л. Воронкова "Ссора с бабушкой". | 1 | 22.03 | 22.03 |
52 | Мама. Ю. Яковлев | 1 | 03.04 | 03.04 |
53 | Вн.чт. П. Ламутский "Птичка, у которой страшные слова" | 1 | 05.04 | 05.04 |
Полюбуйся, весна наступает. | ||||
54 | Л. Толстой "Пришла весна" | 1 | 10.04 | 10.04 |
55 | Ф. Тютчев "Зима недаром злится". | 1 | 12.04 |
|
56 | Г. Скребицкий «Раненые деревья» | 1 | 17.04 |
|
57 | "Снегурочка" (русская народная сказка) | 1 | 19.04 |
|
58 | Вн. чт. Э. Шим "Камень, ручей, сосулька и солнце" | 1 | 24.04 |
|
Кто сеет мир, пожнёт счастье | ||||
59 | Л. Кавайан "Песнь мира" | 1 | 26.04 |
|
60 | В. Сухомлинский "Недописанное письмо" | 1 | 03.05 |
|
61 | Ю. Яковлев "Белый журавлик". Р. Гамзатов "Я не хочу войны" | 1 | 08.05 |
|
Воля и труд человека дивные дивы творят. | ||||
62 | По Е. Пермяку "Дотошный мальчик".(сказка) | 1 | 10.05 |
|
63 | М. Ильин, Е. Сегал "История карандаша" | 1 | 15.05 |
|
64 | А. Маркуша "Автомат" | 1 | 17.05 |
|
65 | М. Аджиев "Как построить "воздушный" дом | 1 | 22.05 |
|
В мире приключений | ||||
66 | Н. Носов "Приключения Незнайки и его друзей" | 1 | 24.05 |
|
67 | А. Распэ "Приключения Барона Мюнхгаузена". | 1 | 29.05 |
|
68 | Итоговый урок. Викторина. | 1 | 31.05 |
|