СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету"Литературное чтение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа обеспечивает достижение необходимых личностных,метопредметных,предметных результатов освоения курса,заложенных в ФГОС НОО.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету"Литературное чтение"»

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

У четвероклассника продолжится формирование личностных результатов обучения: - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;

  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • воспитание художественно- эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

  • развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

  • осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;

  • восприятие литературного произведения как особого вида искусства;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к дру­гому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

У четвероклассника продолжится формирование метапредметных результатов обучения:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельно­сти, поиска средств её осуществления;

  • освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, клас­сификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, по­строения рассуждений;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оцен­ку событий.

У четвероклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:

  • овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

  • осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской ком­петентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элемен­тарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

  • использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справоч­ными источниками;

  • умение использовать простейшие виды анализа различных текстов;

  • умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности на­учно-познавательных, учебных и художественных произведений;

  • умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, ре­продукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта;

  • умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, высту­пать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.

К концу изучения в четвёртом классе курса «Литературное чтение» будет формироваться готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития.

Четвероклассники научатся:

  • осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения дру гим предметам и в дальнейшей жизни;

  • бегло, выразительно читать текст;

  • ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость чтения не менее 90 слов минуту);

  • понимать содержание прочитанного понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочи­танного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;

  • передать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа;

  • придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;

  • составлять план к прочитанному;

  • вводить в пересказы - повествования элементы описания, рассуждения и цитаты из текста;

  • выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

  • самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основ­ным действующим лицам произведения;

  • называть названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жан­ров, а также литературных произведений писателей - классиков;

  • читать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

  • называть не менее 6-7 народных сказок, уметь их пересказывать;

  • называть более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объ­яснять, в какой жизненной ситуации можно их употребить;

  • полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учи­телем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;

  • давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.

  • оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.

Четвероклассники получат возможность научиться.

  • осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;

  • воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;

  • применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;

  • испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;

  • уважать культуру народов многонациональной России и других стран;

  • бережно и ответственно относиться к окружающей природе;

  • развивать способность к симпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на ос­нове сопёреживания литературным героям);

  • определять сходство и различие произведений разных жанров;

  • использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;

  • высказывать и пояснять свою точку зрения;

  • применять правила сотрудничества;

  • выделять в тексте опорные (ключевые) слова;

  • делать устную презентацию книги (произведения);

  • пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;

  • работать с детской периодикой;

  • расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоя­тельной читательской деятельности.





























II. Содержание учебного предмета


Вводный урок по курсу «Литературное чтение»/1ч./


Летописи. Былины. Жития /9ч./

А.С. Пушкин "И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда"? "И вспомнил Олег коня своего".

Былина. «Ильины три поездочки»

Древнерусская литература. «Житие Сергия Радонежского».


Чудесный мир классики /18ч./

П.П. Ершов «Конёк-Горбунок».

А.С. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..».

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека». «Ашик-Кериб».

Л.Н. Толстой «Детство».

Л.Н. Толстой «Как мужик убрал камень».

А.П. Чехов «Мальчики».


Поэтическая тетрадь /9ч./

Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…».

А. Фет. «Бабочка», «Весенний дождь».

Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот…».

А.Н. Плещеев «Дети и птичка».

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…».

Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…».

И.А. Бунин «Листопад».


Литературные сказки /14ч./

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».

П.П. Бажов «Серебряное копытце».

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».


Делу время – потехе час /9ч./

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

В.Ю. Драгунский «Главные реки».

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка».

В.В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел».


Страна детства /8 ч./

Б.С. Житков «Как я ловил человечков».

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

М.М. Зощенко «Ёлка».


Поэтическая тетрадь /5 ч/

В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская».

С.А. Есенин «Бабушкины сказки».

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства».


Природа и мы /11 ч./

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

А.И. Куприн «Барбос и Жулька».

М.М. Пришвин «Выскочка».

Е.И. Чарушин «Кабан».

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».


Поэтическая тетрадь /7ч./

Б.Л. Пастернак «Золотая осень».

Д.Б. Кедрин «Бабье лето».

С.А. Клычкова «Весна в лесу».

Н.М. Рубцов «Сентябрь».

С.А. Есенин «Лебёдушка».


Родина /6ч./

И.С. Никитин «Русь».

С.Д. Дрожжин «Родине».

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске».

Б.А. Слуцкий «Лошади в океане».


Страна Фантазия /7ч. /

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника».

Кир Булычёв «Путешествие Алисы».


Зарубежная литература /15ч./

Д. Свифт «Путешествие Гулливера».

Г.-Х. Андерсен «Русалочка».

М. Твен «Приключения Тома Сойера».

С. Лагерлёф «Святая ночь». Сказания о Христе. «В Назарете».


























III. Тематическое планирование


п/п

Тема урока

Тип урока


Дата

План

Факт

Вводный урок по курсу литературного чтения (1 час)

1

Знакомство с учебником по литературному чтению



Урок введения в новую тему



Летописи, былины, жития (9 часов)

2

Летописи.

«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».


Стартовая диагностическая работа

Урок изучения нового материала



3

«И вспомнил Олег коня своего»


Урок-путешествие в прошлое



4

«Ильины три поездочки»

Урок изучения нового материала



5

«Ильины три поездочки» Сказочный характер былины.

Комбинированный урок



6

Прозаический текст былины в пересказе И. Карнауховой.

« Три поездки Ильи Муромца»

Комбинированный урок



7

«Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы

Урок изучения нового материала



8

«Житие Сергия Радонежского».

Тест №1

Урок систематизации новых знаний



9

Проект: «Создание календаря исторических событий»

Урок-проект



10

Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития».

Урок обобщения и систематизации



Чудесный мир классики (18 часов)

11

П.П.Ершов.

Подготовка сообщения о П.П.Ершове


Комбинированный урок



12

П.П.Ершов «Конёк-

Горбунок»

Сравнение литературной и народной сказки.

Урок изучения нового материала



13

П.П. Ершов «Конёк-

Горбунок». События литературной сказки.

Комбинированный урок



14

П.П. Ершов «Конёк-

Горбунок»

Характеристика героя.

Комбинированный урок



15

А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!»

Подготовка сообщения о А.С. Пушкине

Урок-исследование



16

А.С. Пушкин.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Урок изучения нового материала



17

А.С. Пушкин.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Мотивы народной сказки и литературной.

Урок формирования умений и навыков



18

А.С. Пушкин.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Характеристика героев сказки, отношение к ним.

Комбинированный урок



19

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Деление сказки на части.Пересказ.

Комбинированный урок



20

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека»

Подготовка сообщения о М.Ю.Лермонтове

Урок изучения нового материала



21

М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб»

Урок изучения нового материала



22

М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб» Сравнение мотивов русской и турецкой сказки.

Комбинированный урок



23

М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб»

Характеристика героев сказки, отношение к ним.

Комбинированный урок



24

Л.Н. Толстой «Детство»

Подготовка сообщения о Л.Н.Толстом

Урок изучения нового материала



25

Л.Н.Толстой «Как мужик камень убрал»

Урок формирования умений и навыков



26

А.П. Чехов «Мальчики».

Подготовка сообщения о А.П. Чехове

Тест №2

Урок изучения нового материала



27

А.П. Чехов «Мальчики».Характер героев художественного текста.

Комбинированный урок



28

Обобщение по разделу «Чудесный мир классики».

Оценка достижений.

Урок обобщения и систематизации



Поэтическая тетрадь ( 9 часов)

29

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…»

Урок изучения нового материала



30

А.А. Фет. «Весенний дождь» «Бабочка»

Урок развития умений и навыков



31

Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..» «Где сладкий шепот...»

Комбинированный урок



32

А.Н. Плещеев «Дети и птичка»

Комбинированный урок



33

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...»

Урок развития умений и навыков



34

Н.А. Некрасов «Школьник»

Комбинированный урок



35

Н.А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки...»

Урок развития умений и навыков



36

И.А. Бунин «Листопад».

Тест № 3

Комбинированный урок



37

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

Оценка достижений.

Урок обобщения и систематизации



Литературные сказки ( 14 часов)

38

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

Урок изучения нового материала



39

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» Особенности литературного данного жанра.

Комбинированный урок



40

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» Деление на части. Подробный пересказ.

Комбинированный урок



41

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

Урок изучения нового материала



42

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» Особенности литературного данного жанра.

Комбинированный урок



43

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» Текст описание в содержании художественного произведения.

Комбинированный урок



44

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

Урок изучения нового материала



45

П.П. Бажов «Серебряное копытце» Мотивы народных сказок в авторском тексте.

Комбинированный урок



46

П.П. Бажов «Серебряное копытце» Авторское отношение к героям.

Комбинированный урок



47

С.Т. Аксаков

«Аленький цветочек»

Урок изучения нового материала



48

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Составление плана.

Комбинированный урок



49

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» Выборочный пересказ сказки

Комбинированный урок




50

С.Т. Аксаков

«Аленький цветочек».

Словесное иллюстрирование.

Комбинированный урок



51

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

Оценка достижений.

Урок обобщения и систематизации.



Делу время – потехе час ( 9 часов)

52

Е.Л. Шварц

«Сказка о потерянном времени»

Урок изучения нового материала



53

Е.Л. Шварц

«Сказка о потерянном времени» Нравственный смысл произведения.

Комбинированный урок



54

В.Ю. Драгунский

«Главные реки»

Урок изучения нового материала



55

В.Ю. Драгунский

«Главные реки»

Комбинированный урок



56

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» Особенности юмористического текста.

Комбинированный урок



57

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» Пересказ текста от лица героев.

Комбинированный урок



58

В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел»

Урок изучения нового материала.



59

В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел» Герои произведения.

Комбинированный урок



60

Обобщение по разделу «Делу время – потехе час».

Оценка достижений.

Контрольно-обобщающий урок



Страна детства (8 часов)

61

Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

Урок изучения нового материала



62

Б.С. Житков «Как я ловил человечков» Особенности развития сюжета.

Комбинированный урок




63

К.Г. Паустовский

«Корзина с еловыми шишками»

Урок изучения нового материала



64

Герой произведения К.Г. Паустовский

«Корзина с еловыми шишками»

Урок развития умений и навыков



65




К.Г. Паустовский

«Корзина с еловыми шишками» Особенности развитий событий: выстраивание их в тексте.

Урок развития умений и навыков



66

К.Г. Паустовский

«Корзина с еловыми шишками» Особенности развитий событий: выстраивание их в тексте.

Урок развития умений и навыков



67

М.М. Зощенко «Елка».

Тест № 4

Комбинированный урок



68

Обобщение по разделу «Страна детства».

Оценка достижений.

Контрольно-обобщающий урок



Поэтическая тетрадь (5 часов)

69

В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»

Урок изучения нового материала



70

С.А. Есенин «Бабушкины сказки»

Урок изучения нового материала



71

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка»

Урок изучения нового материала



72

М.И. Цветаева «Наши царства»

Урок изучения нового материала



73

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

Оценка достижений

Контрольно-обобщающий урок



Природа и мы (11часов)

74

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

Урок изучения нового материала



75

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» Выборочный пересказ.

Урок развития умений и навыков



76

А.И. Куприн

«Барбос и Жулька»

Урок изучения нового материала



77

А.И. Куприн

«Барбос и Жулька»

Герои произведения о животных.

Урок развития умений и навыков



78

М.М. Пришвин «Выскочка»


Урок изучения нового материала



79

М.М. Пришвин «Выскочка»

Герои произведения

Комбинированный урок



80

Е.И. Чарушин «Кабан»

Урок изучения нового материала



81

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

Урок изучения нового материала



82

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

Урок развития умений и навыков



83

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

Деление текста на части.

Выборочный пересказ.

Тест № 5

Комбинированный урок




84

Обобщение по разделу «Природа и мы».

Оценка достижений.

Контрольно-обобщающий урок



Поэтическая тетрадь (7 часов)

85

Б.Л. Пастернак «Золотая осень»

Урок изучения нового материала



86

С.А. Клычков «Весна в лесу»

Урок изучения нового материала



87

Д.Б. Кедрин «Бабье лето»

Урок изучения нового материала



88

Н.М. Рубцов «Сентябрь»

Урок изучения нового материала



89

С.А. Есенин «Лебедушка»

Урок изучения нового материала



90

С.А. Есенин «Лебедушка».


Комбинированный урок



91

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

Оценка достижений.

Контрольно-обобщающий урок



Родина (6 часов)

92

И.С. Никитин

«Русь»

Урок изучения нового материала



93

И.С. Никитин

«Русь»

Комбинированный урок



94

С.Д. Дрожжин

«Родине»

Урок изучения нового материала



95

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске»

Урок изучения нового материала



96

Проект: «Они защищали Родину»

Урок-проект.



97

Обобщение по разделу «Родина».

Оценка достижений.

Контрольно-обобщающий урок



Страна Фантазия (7 часов)

98

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»

Урок изучения нового материала



99

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника» Особенности фантастического жанра.

Комбинированный урок




100

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника»

Необычные герои фантастического жанра.

Комбинированный урок




101

Кир Булычёв «Путешествие Алисы»

Урок изучения нового материала



102

Кир Булычёв «Путешествие Алисы» Особенности фантастического жанра.

Комбинированный урок




103

Кир Булычёв «Путешествие Алисы» Сравнение героев фантастического жанра.

Урок формирования умений и навыков



104

Обобщение по разделу «Страна Фантазия».

Оценка достижений.

Контрольно-обобщающий урок



Зарубежная литература (15 часов)

105

Д. Свифт

«Путешествие Гулливера»

Урок изучения нового материала



106

Д. Свифт

«Путешествие Гулливера» Герои приключенческой

литературы.

Комбинированный урок




107

Г.Х. Андерсен «Русалочка»

Урок изучения нового материала



108

Г. Х. Андерсен «Русалочка» Рассказ о Русалочке.

Комбинированный урок



109

Г.Х. Андерсен «Русалочка»

Деление на части.

Комбинированный урок



110

Г.Х. Андерсен «Русалочка»

Пересказ сказки.

Комбинированный урок



111

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

Урок изучения нового материала



112

М. Твен «Приключения Тома Сойера» Особенности повествования.

Комбинированный урок




113

М. Твен «Приключения Тома Сойера» Герои приключенческой литературы.

Комбинированный урок




114

Итоговая диагностическая работа

Контрольно-обобщающий урок



115

С. Лагерлеф «Святая ночь»

Урок изучения нового материала



116

С. Лагерлеф «Святая ночь»

Комбинированный урок



117

С. Лагерлеф «В Назарете»

Урок изучения нового материала



118

С. Лагерлеф «В Назарете» Святое писание. Иисус и Иуда.

Комбинированный урок



119

Обобщение по разделу «Зарубежная литература»

Оценка достижений.

Обобщающий урок