СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Математические представления" для 4 класса вариант 2 Сипр

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель предмета - совершенствование практических действий с отдельными предметами и непрерывными множествами, формирование умений выполнять операции пересчета,   сравнения предметов, установления их равенств и неравенств в пределах 10.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Математические представления" для 4 класса вариант 2 Сипр»







  1. Пояснительная записка.


Рабочая программа по предмету «Математические представления» для 4 А класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Рабочая программа разработана на основе следующих документов:

1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273-ФЗ.

2. Приказ МО РФ №1599 от 19.12.14г. «Об утверждении ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями»;

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к исполнению при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями на 26 января 2016 года. Документ с изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от июня 2015 года №576; приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 года № 1529; приказом Минобрнауки России от 26 января 2016 года №38, от 05.07.2017г.; приказом Минобрнауки России от 23 декабря 2020 года № 766.

4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 09. 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».

5. Примерная АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

6. АООП ОКОУ «Тёткинская школа-интернат».

7. Положение о рабочей программе учебного предмета ОКОУ «Тёткинская школа интернат».

8. Учебный план ОКОУ «Тёткинская школа-интернат» на 2022-2023 учебный год.

В учебном плане предмет представлен с расчетом по 2 часа в неделю, 34 учебные недели, 68 часов.

Цель предмета - совершенствование практических действий с отдельными предметами и непрерывными множествами, формирование умений выполнять операции пересчета, сравнения предметов, установления их равенства и неравенства в пределах от 1 до 10; преобразования множеств и сохранения их количества, решать арифметические задачи в пределах 10; простейшие измерительные умения - измерять, отмерять и сравнивать протяженные, сыпучие, жидкие тела с помощью условной мерки.

Задачи предмета:

- формирование элементарных математических представлений о форме, величине, количественных (дочисловых), пространственных, временных представлениях;

- формирование представлений о количестве, числе, знакомстве с цифрами, составом в доступных ребёнку пределах, счёт, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность;

- овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту задач.


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета (личностные и предметные).

Предметные результаты:

Минимальный уровень:

1. Количественные представления.

Различение множеств: «один», «много», «мало», «пусто»

Сравнение множеств без пересчета (с пересчетом)

Знание отрезка числового ряда 1-10 (1-5, 1-10, 0-10)

Преобразование множеств: увеличение, уменьшение, уравнивание

Пересчет предметов по единице

Знание отрезка числового ряда 1-10 (1-5, 1-10, 0-10)

Определение места числа (от 0 до 10) в числовом ряду счет в прямой (обратной) последовательности

2. Представления о форме.

Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб».

Соотнесение формы предметов с геометрическими телами

Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой

Построение геометрической фигуры (отрезок, линия (прямая, ломаная), треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) по точкам

3. Пространственные представления

Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела)

Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре

Составление предмета (изображения) из нескольких частей

Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево

Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху, вниз.

Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый) угол

Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между

4. Временные представления.

Различение времен года

Знание порядка следования сезонов в году

Узнавание (различение) месяцев

Знание последовательности месяцев в году

5. Представления о величине.

Различение однородных (разнородных) предметов по длине

Сравнение предметов по длине

Различение однородных (разнородных) предметов по ширине

Различение предметов по высоте

Сравнение предметов по ширине

Различение предметов по весу

Сравнение предметов по высоте

Различение предметов по весу

Сравнение предметов по весу

  • Личностные результаты:

  1. Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками:

  • Перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта.

  • Принятие контакта, инициированного взрослым.

  • Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса.

  • Планирование учебного дня.

  • Ориентация в расписании дня (последовательности событий/занятий, очередности действий).

  • Следование расписанию дня.

  1. Формирование учебного поведения:

  • Направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание.

  • Выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.)

  • Выполнение соотнесения предмета с соответствующим изображением (по образцу)

  • Выполнение простых действий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по образцу)

  • Сидение за столом в течение определенного периода времени на групповом занятии

  • Выполнение движений и действий с предметами по подражанию и по образцу на групповом занятии

  • Выполнение речевых инструкций на групповом занятии

  • Выполнение задания в течение определенного временного промежутка на групповом занятии

  • Принятие помощи учителя на групповом занятии

  1. Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками:

  • Выполнение задания полностью (от начала до конца)

  • Выполнение задания с заданными качественными параметрами

  • Переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.


  1. Содержание программы учебного курса

Индивидуальная (совместно с педагогом). Работа с кассой цифр (нахождение цифр 1-10 по заданию). Устный счет. Подбор соответствующих карточек 1 и 2 к картинкам.

Количественные представления

«Количественные представления»: нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом). Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств). Пересчет предметов по единице. Счет равными числовыми группами (по 2, по 3, по 5). Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой. Знание отрезка числового ряда 1 – 10 (1 – 5, 1 – 10, 0 – 10). Определение места числа (от 0 до 10) в числовом ряду. Счет в прямой (обратной) последовательности. Состав числа 2 (3, 4, …, 10) из двух слагаемых. Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 10.

Индивидуальная (совместно с педагогом). Составление числового домика на доске. Вкладывание карточки на месте пропусков. Разделение пары предметов по одному (носки, варежки, конфеты).

Конструирование из счётных палочек. Устный счёт. Решение простейших задач на сложение и вычитание в пределах 10. Счет в прямом и обратном порядке.

Представления о форме

«Представления о форме»: узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб», «брусок». Соотнесение формы предмета с геометрическими телами. фигурой. Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок. Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой. Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник).

Индивидуальная (совместно с педагогом). Демонстрация шаров, мячей, сравнение с кругом. Сравнение шаров по величине.

Демонстрация куба, сравнение с квадратом. Конструирование из кубиков.

Представления о величине

«Представления о величине»: различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине. Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения. Определение среднего по величине предмета из трех предложенных предметов. Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию). Различение однородных (разнородных) предметов по длине. Сравнение предметов по длине. Различение однородных (разнородных) предметов по ширине. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу.

Индивидуальная (совместно с педагогом). Постановка вопроса к задачам; решение задач на сравнение «больше», «меньше», «столько же». Решение задач из практической жизни.

Пространственные представления

«Пространственные представления»: ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела). Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево. Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый) угол. Составление предмета (изображения) из нескольких частей. Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз. Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между. Определение, месторасположения предметов в ряду

Индивидуальная (совместно с педагогом). Изучение положения предметов в пространстве первоначально происходит на основе знания детей об организации пространства

относительно самих себя («я» – точка отсчета).

Временные представления

Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка следования частей суток. Узнавание (различение) дней недели. Знание последовательности дней недели. Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра. Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно. Сравнение людей по возрасту. Определение времени по «суточным» часам.

Индивидуальная (совместно с педагогом).

Беседа о распорядке дня. Рассматривание рисунком, называние действий (что дети делают утром, днём, вечером, ночью). Выкладывание последовательностей с использованием так называемых «Суточных часов»


  1. Календарно-тематическое планирование


№ п\п

Тема урока

Дата проведения

По плану

фактически

1

Построение квадрата, треугольника, прямоугольника. Повторение.

01.09


2

Числа 1-9. Прямой и обратный счет

07.09


3

Числа 1-9. Порядковые числительные.

08.09


4

Входная контрольная работа.

14.09


5

Решение примеров на вычитание в пределах 9.

15.09


6

Решение задач на уменьшение числа на несколько единиц.

21.09


7

Сутки, неделя.

22.09


8

Решение задач на увеличение числа на несколько единиц.

28.09


9

Решение примеров и задач.

29.09


10

Составление и решение задач по картинкам.

05.10


11

Контрольная работа по итогам 1 четверти.

06.10


12

Геометрический материал. Отрезок, прямая линия.

12.10


13

Построение прямой линии через одну точку, две точки.

13.10


14

Решение примеров на сложение и вычитание.

19.10


15

Составление и решение задач по картинкам.

20.10


16

Контрольная работа по итогам 1 четверти.

26.10


17

Решение примеров вида: 6+1+1+1

27.10


18

Решение примеров вида: 9-1-1-1

09.11


19

Решение задач на увеличение, уменьшение числа на несколько единиц.

10.11


20

Решение примеров и задач в пределах 9.

16.11


21

Сравнение чисел.

17.11


22

Решение примеров в пределах 9.

23.11


23

Решение задач с опорой на картинку.

24.11


24

Решение примеров и задач.

30.11


25

Состав числа 9.

01.12


26

Мера длины - сантиметр.

07.12


27

Число и цифра 10. Образование числа 10.

08.12


28

Число и цифра 10. Прямой и обратный счет.

14.12


29

«Следующее» и «предыдущее» при счёте число.

15.12


30

Контрольная работа по итогам 2 четверти.

21.12


31

Измерение длины отрезка при помощи линейки.

22.12


32

Десяток.

11.01


33

Порядковые числительные «первый-десятый». Практические действия с предметами.

12.01


34

Нахождение «следующего» и «предыдущего» числа.

18.01


35

Присчитывание по 1 в пределах 10.

19.01


36

Отсчитывание по 1 в пределах 10.

25.01


37

Начертание отрезков заданной длины.

26.01


38

Сравнение чисел в пределах 10.

01.02


39

Сравнение предметов в пределах 10.

02.02


40

Состав числа 10.

08.02


41

Состав числа 10. Закрепление.

09.02


42

Решение примеров на сложение.

15.02


43

Решение задач с опорой на картинку.

16.02


44

Решение примеров на сложение с опорой на состав числа.

22.02


45

Решение примеров на вычитание с опорой на состав числа.

01.03


46

Решение задач.

02.03


47

Решение примеров удобным способом, используя переместительное свойство сложения.

09.03


48

Решение примеров с неизвестным вычитаемым.

15.03


49

Контрольная работа по итогам 3 четверти.

16.03


50

Составление и решение задач по рисункам.

29.03


51

Решение примеров вида: 4+1+1+1.

30.03


52

Решение примеров вида:10-1-1-1.

05.04


53

Присчитывание по 2 в пределах 10.

06.04


54

Отсчитывание по 2 в пределах 10.

12.04


55

Решение примеров в пределах 10.

13.04


56

Составление и решение задач по рисункам.

19.04


57

Сравнение чисел.

20.04


58

Меры стоимости: рубль.

26.04


59

Меры стоимости: копейка.

27.04


60

Меры стоимости: рубль, копейка.

03.05


61

Мера массы: килограмм. Гири.

04.05


62

Измерение массы предмета при помощи весов.

10.05


63

Мера ёмкости: литр.

11.05


64

Решение задач по рисункам.

17.05


65

Годовая проверочная контрольная работа.

18.05


66

Решение примеров в два действия.

24.05


67

Составление и решение задач по рисункам.

25.05


68

Итоговый урок.

31.05




  1. Методические материалы.

  1. Бгажноковой И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы – М. Владос,2010.


  1. Учебник «Математика» для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 1 класс в 2 частях. Т.В. Алышева «Москва» 2013 год

  2. Методика преподавания математики в специальных (коррекционных) учреждениях. М.Н.Перова, М.Просвещение, 2010г.

  3. Обучение математике уч-ся младших классов специальных коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. В. В Эк М.Просвещение, 2009г.

  4. Обучение учащихся в 1- 4 классах коррекционных учреждений В. Г. Петрова М., « Просвещение», 2011 г.

  5. Учимся писать цифры и буквы Л. Маврина М., « Стрекоза», 2011

  6. Тетрадь с математическими заданиями 1 класс С. И. Волков М., «Просвещение», 2011




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!