СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Математические представления"

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по предмету "Математические представления" 5 класс, вариант 2, для детей с ТМНР.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Математические представления"»


Областное казенное общеобразовательное учреждение «Тёткинская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»



«Рассмотрена и принята»

на заседании педагогического совета Протокол № 6

от 07.06.2023 г





«Согласована»

Зам. директора по УР


__________Сергиенко Н.И.

«Утверждаю»

Директор ОКОУ «Тёткинская школа-интернат»

_____________Бабкина Н.Н.

Приказ №22/1 от «05» 07.2023г







Рабочая программа учебного предмета

«Математические представления»















Учитель: Тарасова Е.А.

Класс: 5 А

Всего часов в год: 168

Всего часов в неделю: 5

Срок реализации: 1 год














пгт. Тёткино, 2023 г.



  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «Математические представления» для 5 А класса

разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе следующих документов:

1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273-ФЗ.

2. Приказ Министерства просвещения РФ от 24.11.22г. №1026 «Об утверждении ФАООП УОИН»;

3. Приказ МО РФ №1599 от 19.12.14г. «Об утверждении ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями»;

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к исполнению при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями на 26 января 2016 года. Документ с изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от июня 2015 года № 576; приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 года № 1529;

приказом Минобрнауки России от 26 января 2016 года № 38, от 05.07.2017г.; приказом Минобрнауки России от 23 декабря 2020 года № 766.

5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 09. 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

6. АООП ОКОУ «Тёткинская школа-интернат».

7. Положение о рабочей программе учебного предмета ОКОУ «Тёткинская школа - интернат».

8. Учебный план ОКОУ «Тёткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный год.

В учебном плане предмет представлен с расчетом 5 часов в неделю, 34 учебные недели, 168 часов.

Цель: расширение у учащихся  наблюдений о количественной стороне окружающего мира; использование  математических знаний в повседневной жизни при решении конкретных практических задач.

Задачи:

  • научить счету в пределах 15; 

  • состав чисел второго десятка; 

  • учить приемам сложения и вычитания;

  • научить ориентироваться в мерах стоимости, длины, массы, времени;

  • научить вычерчивать геометрические фигуры, различные геометрические тела; 

  • способствовать формированию  доступных количественных, пространственных и временных представлений; 

  • воспитывать трудолюбие, самостоятельность.


2.Планируемые результаты

 (личностные и предметные) освоения учебного предмета.

Предметные результаты:

Минимальный уровень:

1. Количественные представления.

Различение множеств: «один», «много», «мало», «пусто»

Сравнение множеств без пересчета (с пересчетом)

Знание отрезка числового ряда 1-15 (1-15, 0-15)

Преобразование множеств: увеличение, уменьшение, уравнивание

Пересчет предметов по единице

Знание отрезка числового ряда 1-15 (1-15, 0-15)

Определение места числа (от 0 до 15) в числовом ряду счет в прямой (обратной) последовательности

2. Представления о форме.

Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб».

Соотнесение формы предметов с геометрическими телами

Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой

Построение геометрической фигуры (отрезок, линия (прямая, ломаная), треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) по точкам

3. Пространственные представления

Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела)

Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре

Составление предмета (изображения) из нескольких частей

Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево

Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху, вниз.

Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый) угол

Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между

4. Временные представления.

Различение времен года

Знание порядка следования сезонов в году

Узнавание (различение) месяцев

Знание последовательности месяцев в году

5. Представления о величине.

Различение однородных (разнородных) предметов по длине

Сравнение предметов по длине

Различение однородных (разнородных) предметов по ширине

Различение предметов по высоте

Сравнение предметов по ширине

Различение предметов по весу

Сравнение предметов по высоте

Различение предметов по весу

Сравнение предметов по весу

Личностные результаты:

1.Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками:

Перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта.

Принятие контакта, инициированного взрослым.

Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса.

Планирование учебного дня.

Ориентация в расписании дня (последовательности событий/занятий, очередности действий).

Следование расписанию дня.

2.Формирование учебного поведения:

Направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание.

Выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.)

Выполнение соотнесения предмета с соответствующим изображением (по образцу)

Выполнение простых действий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по образцу)

Сидение за столом в течение определенного периода времени на групповом занятии

Выполнение движений и действий с предметами по подражанию и по образцу на групповом занятии

Выполнение речевых инструкций на групповом занятии

Выполнение задания в течение определенного временного промежутка на групповом занятии

Принятие помощи учителя на групповом занятии

3.Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками:

Выполнение задания полностью (от начала до конца)

Выполнение задания с заданными качественными параметрами

Переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.


3.Содержание программы учебного курса

Индивидуальная (совместно с педагогом). Работа с кассой цифр (нахождение цифр 1-15 по заданию). Устный счет. Подбор соответствующих карточек 1 и 2 к картинкам.

Количественные представления

«Количественные представления»: нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом). Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств). Пересчет предметов по единице. Счет равными числовыми группами (по 2, по 3, по 5). Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой. Знание отрезка числового ряда 1 – 15 (1 – 15, 0 – 15). Определение места числа (от 0 до 15) в числовом ряду. Счет в прямой (обратной) последовательности. Состав числа 2 (3, 4, …, 15) из двух слагаемых. Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 15.

Индивидуальная (совместно с педагогом). Составление числового домика на доске. Вкладывание карточки на месте пропусков. Разделение пары предметов по одному (носки, варежки, конфеты)

Конструирование из счётных палочек. Устный счёт. Решение простейших задач на сложение и вычитание в пределах 15. Счет в прямом и обратном порядке.

Представления о форме

«Представления о форме»: узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб», «брусок». Соотнесение формы предмета с геометрическими телами. фигурой. Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок. Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой. Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник).

Индивидуальная (совместно с педагогом). Демонстрация шаров, мячей, сравнение с кругом. Сравнение шаров по величине.

Демонстрация куба, сравнение с квадратом. Конструирование из кубиков

Представления о величине

«Представления о величине»: различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине. Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения. Определение среднего по величине предмета из трех предложенных предметов. Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию). Различение однородных (разнородных) предметов по длине. Сравнение предметов по длине. Различение однородных (разнородных) предметов по ширине. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу.

Индивидуальная (совместно с педагогом). Постановка вопроса к задачам; решение задач на сравнение «больше», «меньше», «столько же». Решение задач из практической жизни.


Пространственные представления

«Пространственные представления»: ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела). Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево. Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый) угол. Составление предмета (изображения) из нескольких частей. Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз. Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между. Определение, месторасположения предметов в ряду

Индивидуальная (совместно с педагогом). Изучение положения предметов в пространстве первоначально происходит на основе знания детей об организации пространства

относительно самих себя («я» – точка отсчета).

Временные представления

Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка следования частей суток. Узнавание (различение) дней недели. Знание последовательности дней недели. Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра. Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно. Сравнение людей по возрасту. Определение времени по «суточным» часам.

Индивидуальная (совместно с педагогом).

Беседа о распорядке дня. Рассматривание рисунком, называние действий (что дети делают утром, днём, вечером, ночью). Выкладывание последовательностей с использованием так называемых «Суточных часов»


4. Календарно-тематическое планирование


№ п\п

Тема урока

Дата проведения

По плану

фактически

1

Геометрические фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг.

01.09


2

Построение квадрата, треугольника, прямоугольника.

04.09


3

Числовой ряд 1-10.

05.09


4

Числа 1-10. Прямой и обратный счет.

06.09


5

Порядковые числительные.

07.09


6

Решение примеров на вычитание в пределах 10.

08.09


7

Решение задач на уменьшение числа на несколько единиц.

11.09


8

Решение примеров на сложение в пределах 10.

12.09


9

Входная контрольная работа.

13.09


10

Решение задач на увеличение числа на несколько единиц.

14.09


11

Неделя. Сутки.

15.09


12

Времена года.

18.09


13

Составление задач по картинкам и решение их.

19.09


14

Геометрический материал. Отрезок, прямая линия.

20.09


15

Построение прямой линии через одну точку, две точки.

21.09


16

Кривая. Построение кривой линии.

22.09


17

Составление и решение задач по картинкам.

25.09


18

Решение примеров в пределах 10.

26.09


19

Решение примеров и задач.

27.09


20

Геометрический материал: луч.

28.09


21

Составление и решение задач по картинкам.

29.09


22

Решение задач на увеличение, уменьшение числа на несколько единиц.

02.10


23

Решение примеров с опорой на состав чисел 3-5.

03.10


24

Решение примеров с опорой на состав чисел 6-8.

04.10


25

Решение примеров с опорой на состав числа 9.

05.10


26

Составление и решение задач по готовому решению.

06.10


27

Порядковые числительные.

09.10


28

Порядковые числительные «первый-десятый». Практические действия с предметами.

10.10


29

Повторение. Сравнение чисел.

11.10


30

Решение примеров в пределах 10.

12.10


31

Решение задач с опорой на картинку.

13.10


32

Решение примеров вида 7+1+1

16.10


33

Решение примеров вида 9-1-1

17.10


34

Решение примеров и задач.

18.10


35

Контрольная работа за 1 четверть.

19.10


36

Работа над ошибками.

20.10


37

Состав числа 10.

23.10


38

Состав числа 9 .

24.10


39

Мера длины - сантиметр.

25.10


40

Решение примеров с опорой на состав числа.

26.10


41

Мера длины - метр.

27.10


42

Меры длины - метр, сантиметр. Сравнение.

07.11


43

Решение задач с опорой на картинку.

08.11


44

Сравнение чисел в пределах 5.

09.11


45

Сравнение чисел в пределах 10.

10.11


46

Решение примеров в пределах 10.

13.11


47

Решение задач с одним неизвестным.

14.11


48

Составление и решение задач по рисункам.

15.11


49

Решение примеров и задач.

16.11


50

Решение задач на увеличение на несколько единиц.

17.11


51

Решение задач на уменьшение на несколько единиц.

20.11


52

Решение примеров с опорой на состав числа.

21.11


53

Переместительное свойство сложения.

22.11


54

Решение примеров с использованием переместительного свойства сложения.

23.11


55

Решение примеров в пределах 10.

24.11


56

Составление и решение задач по рисункам.

27.11


57

Решение примеров вида 4+1+1+1

28.11


58

Решение примеров вида10-1-1-1

29.11


59

Составление и решение задач по краткой записи.

30.11


60

Самостоятельная работа.

01.12


61

Меры стоимости: рубль.

04.12


62

Меры стоимости: копейка.

05.12


63

Меры стоимости: рубль, копейка.

06.12


64

Составление и решение задач по примерам.

07.12


65

Сравнение выражений в пределах 10.

08.12


66

Дециметр. Обозначение на письме.

11.12


67

Числа однозначные и двузначные. Понятие «10 единиц - 1десяток».

12.12


68

Второй десяток. Число и цифра 11. Образование, называние, обозначение и написание числа 11.

13.12


69

Место числа 11 в числовом ряду.  

14.12


70

Количественный счёт в пределах 11.

15.12


71

Числовой ряд 1-11.

18.12


72

Сравнение предметов  по толщине. Толстый – тонкий, толще – тоньше.

19.12


73

Однозначные, двузначные числа.

20.12


74

Контрольная работа за 2 четверть.

21.12


75

Работа над ошибками.

22.12


76

Сравнение чисел в пределах 11. Знаки: « », «=».

25.12


77

Решение примеров в пределах 11 без перехода через разряд.

26.12


78

Решение задач на нахождение суммы.

27.12


79

Решение задач на увеличение числа на 1.

28.12


80

Решение задач на уменьшение числа на 1.

29.12


81

Сравнение по ширине. Широкий – узкий, шире – уже, одинаковой (равной) ширины.

09.01


82

Контрольная работа.

10.01


83

Число и цифра 12. Образование, называние, обозначение и написание числа 12.

11.01


84

Место числа 12 в числовом ряду.  

12.01


85

Количественный счёт в пределах 12.

15.01


86

Числовой ряд 1-12.

16.01


87

Сравнение чисел в пределах 12. Знаки:  « », «=».

17.01


88

Решение примеров в пределах 12 без перехода через разряд.

18.01


89

Решение простых задач на сложение в пределах 12.

19.01


90

Решение простых задач на вычитание в пределах 12.

22.01


91

Присчитывание и отсчитывание по 2 в пределах 12.

23.01


92

Решение задач на увеличение числа на несколько единиц.

24.01


93

Решение задач на уменьшение числа на несколько единиц.

25.01


94

Построение квадрата по точкам при помощи линейки.

26.01


95

Отрезок. Построение при помощи линейки.

29.01


96

Мера массы – килограмм. Измерение  и сравнение веса предметов на весах.

30.01


97

Решение задач с мерами массы.

31.01


98

Контрольная работа.

01.02


99

Число и цифра 13. Образование, называние, обозначение и написание числа 13.

02.02


100

Место числа 13 в числовом ряду.  

05.02


101

Количественный счёт в пределах 13.

06.02


102

Числовой ряд 1-13.  Нахождение недостающего числа в числовом  ряду до 13.

07.02


103

Сравнение чисел в пределах13. Знаки: « », «=».

08.02


104

Решение примеров на сложение в пределах 13 без перехода через разряд.

09.02


105

Решение примеров на вычитание в пределах 13 без перехода через разряд.

12.02


106

Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 13 без перехода через разряд.

13.02


107

Пространственные представления. Впереди-позади, справа-слева, вверху – внизу.

14.02


108

Прямая, кривая линии.

15.02


109

Луч.

16.02


110

Повторение пройденного материала.

19.02


111

Решение простых задач на сложение и вычитание в пределах 13.

20.02


112

Понятие «увеличить на…».

21.02


113

Понятие «уменьшить на…».

22.02


114

Решение задач на увеличение числа на несколько единиц в пределах 13.

26.02


115

Решение задач на уменьшение числа на несколько единиц в пределах 13.

27.02


116

Решение примеров вида: 10+1+1+1

28.02


117

Решение примеров вида: 13-1-1-1

29.02


118

Контрольная работа.

01.03


119

Число и цифра 14. Образование, называние, обозначение и написание числа 14.

04.03


120

Место числа 14 в числовом ряду.  

05.03


121

Количественный счёт в пределах 14.

06.03


122

Сравнение чисел в пределах 14. Знаки: « », «=».

07.03


123

Числовой ряд 1-14. Нахождение недостающего числа в числовом ряду до 14.

11.03


124

Решение примеров на сложение в пределах 14.

12.03


125

Решение примеров на вычитание в пределах 14.

13.03


126

Счёты. Работа со счётами.

14.03


127

Десятки, единицы.

15.03


128

Контрольная работа за 3 четверть.

18.03


129

Работа над ошибками.

19.03


130

Решение примеров на сложение с одним неизвестным.

20.03


131

Решение примеров на вычитание с одним неизвестным.

21.03


132

Понятие о геометрических телах. Куб, брус, шар.

22.03


133

Решение простых задач на сложение и вычитание в пределах 14.

01.04


134

Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц в пределах 14.

02.04


135

Ориентировка в пространстве. Близко- далеко, ближе – дальше, здесь – там.

03.04


136

Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 14 без перехода через разряд.

04.04


137

Построение отрезков заданной длины.

05.04


138

Решение примеров в два действия.

08.04


139

Составление задач по готовому решению.

09.04


140

Построение прямоугольника по точкам при помощи линейки.

10.04


141

Контрольная работа.

11.04


142

Число и цифра 15. Образование, называние, обозначение и написание числа 15.

12.04


143

Место числа 15 в числовом ряду.  

15.04


144

Количественный счёт в пределах 15.

16.04


145

Сравнение чисел в приделах 15. Знаки: « », «=».

17.04


146

Понятия о чётных и нечётных числах.

18.04


147

Числовой ряд 1-15. Нахождение недостающего числа в числовом ряду до 15

19.04


148

Решение примеров в пределах 15 без перехода через разряд.

22.04


149

Решение примеров в 2 действия в пределах 15.

23.04


150

Решение простых задач в пределах 15.

24.04


151

Решение примеров с одним неизвестным.

25.04


152

Контрольная работа.

26.04


153

Откладывание на счётах следующих и предыдущих чисел.

27.04


154

Решение задач на увеличение числа на несколько единиц.

02.05


155

Решение задач на уменьшение числа на несколько единиц.

03.05


156

Составление задач по рисунку.

06.05


157

Часы. Минутная, часовая стрелки.

07.05


158

Определение времени по часам.

08.05


159

Присчитывание и отсчитывание по 5 в пределах 15.

13.05


160

Решение задач с недостающими данными.

14.05


161

Многоугольники.

15.05


162

Итоговая контрольная работа.

16.05


163

Работа над ошибками.

17.05


164

Выкладывание многоугольников из счётных палочек.

20.05


165

Построение многоугольников.

21.05


166

Решение примеров в два действия в пределах 15.

22.05


167

Меры стоимости: рубль.

23.05


168

Повторение за год.

24.05



5. Методические материалы

1. АООП для детей с нарушением интеллекта 

Математика. 2 класс: учебник для спец. (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1-2 части / Т.В. Алышева. – М.: Просвещение, 2013.  

С.Д. Забрамная, Ю.А. Костенкова. Дидактический материал для занятий с детьми, испытывающими трудности в усвоении математики и чтения. Пособие для педагогов, дефектологов, психологов. Владос, Москва, 2015. 

Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения. С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева 

Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998. 

Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями  в развитии: Кн. Для педагога – дефектолога. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001


Счетные палочки

Счётный материал.

Геометрический материал

Линейка – трафарет

Лента цифр

Раздаточный материал

Пазлы (из2 –х, 3 –х, 4 –х частей (до 10)

Мозаики

Пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов

Карточки с изображением цифр

Циферблат часов



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!