Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления». Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно – правовых документов: 1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 2) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 2. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 3. Учебный план образовательного учреждения. 4. Устава КОУ ВО «ВОШ №31».
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является важным приемом в обучении.
Цель обучения математике – формирование у обучающегося элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.
Задачи:
-социально-бытовая адаптация детей с ТМНР;
-формирование элементарных математических представлений о форме,
величине, цвете, количественных, пространственных представлениях.
Примерная программа построена на основе следующих разделов: «Представление о цвете» «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Ориентация в пространстве», «Количественные представления».
Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. в количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач. Умение устанавливать соответствия, используются при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д. Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов и т.д. Изучая цифры, у ребенка закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и т.д.
Материально-техническое обеспечение предмета включает: различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного); наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.); пазлы (из 2-х, 3-х частей); мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий; карточки с изображением цифр; рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений.
Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.
В качестве базовых учебных действий рассматриваются операционные, мотивационные, целевые и оценочные.
Функции базовых учебных действий: обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области; реализация преемственности обучения на всех ступенях образования; формирование готовности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к дальнейшей трудовой деятельности; обеспечение целостности развития личности обучающегося.
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
1. Личностные учебные действия: - сформировать у ребенка представление о новой роли ученика; - обеспечить понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
2. Коммуникативные учебные действия: - обеспечивать способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
3. Регулятивные учебные действия: - обеспечивать успешную работу на уроках.
4. Познавательные учебные действия: сформировать комплекс начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях.
Сроки реализации программы: рабочая программа рассчитана на 79 часов, по 3 часа в неделю.
Содержание учебного материала
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Что такое математика? Диагностика знаний ребенка по данному предмету. | 1 |
2 | Подготовка к изучению математики. | 1 |
3 | Изучение цвета. | 8 |
4 | Изучение геометрических фигур. | 31 |
5 | Представления о длине | 7 |
6 | Представление о ширине | 6 |
7 | Представления о высоте | 6 |
8 | Ориентация в пространстве | 8 |
9 | Количественные представления | 11 |
| Всего : | 79 часов |
Итого: 79 часов.
Учебно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока |
1 | Что такое математика? Диагностика знаний ребенка по данному предмету. |
2 | Подготовка ребенка к изучению математики. |
3-10 | Изучение цвета. |
| Изучение геометрических фигур. |
| Круг. |
11 | Сравнение предметов по величине: большой - маленький. |
12 | Равные по величине. |
13-14 | Расположение предмета: слева - справа, вверху - внизу. |
| Треугольник |
15-16 | Сравнение предметов по величине: большой - маленький. |
17-18 | Равные по величине предметы. |
19-20 | Расположение предмета: слева - справа, вверху - внизу. |
21 | Составление геометрической фигуры из счетных палочек. |
22 | Группировка предметов по форме. |
| Квадрат |
23-24 | Сравнение предметов по величине: большой - маленький. |
25-26 | Равные по величине. |
27-28 | Расположение предмета: слева - справа, вверху - внизу. |
29 | Составление геометрической фигуры из счетных палочек. |
30 | Группировка предметов по форме. |
| Прямоугольник |
31-32 | Сравнение предметов по величине: большой - маленький. |
33-34 | Равные по величине. |
35-36 | Расположение предмета: слева - справа, вверху - внизу. |
37 | Составление геометрической фигуры из счетных палочек. |
38-39 | Группировка предметов по форме. |
40-41 | Повторение изученных геометрических фигур: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник. |
| Представления о длине |
42-43 | Длинный – короткий. |
44-45 | Равной длины. |
46-48 | Сравнение предметов по длине. |
| Представление о ширине |
49-50 | Широкий – узкий. |
51-52 | Равной ширины. |
53-54 | Сравнение предметов по ширине. |
| Представления о высоте |
55-56 | Высокий – низкий. |
57-58 | Равной высоты. |
59-60 | Сравнение предметов по высоте. |
| Ориентация в пространстве |
61-62 | Слева – справа. |
63-64 | Впереди – сзади. |
65-66 | Вверху – внизу. |
67-68 | Близко – далеко. |
| Количественные представления |
69-71 | Цифра 1. Соотнесение кол-ва с числом. |
72-74 | Цифра 2. Соотнесение кол-ва с числом. |
75-77 | Цифра 3. Соотнесение кол-ва с числом. |
78-79 | Много – мало. |
Список литературы
1. «Математика в детском саду», Пособие Л.С. Метлина, М., «Просвещение», 1984г.;
2. Учебник математики для 1-х классов специальных (коррекционных) школ VIII вида А.А.Хилько,Б.Л. Мершон, М, «Просвещение», 1987г.;
3. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Математика. 1 класс. В 2-х частях.
4.Рабочая тетрадь. Математика. 1 класс. В 2 частях (VIII вид). Алышева Т.В.
5. Прописи
6. Антропология серий развивающих компьютерных игр «Супердетки» - «Учим цифры», «Арифметика».