СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Математические представления" 3 класс (2 вариант)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Математические представления" 3 класс (2 вариант)»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Архангельской области

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 5»







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ:


МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ


3 «В» класс






Составил учитель: Мишукова Юлия Михайловна














Новодвинск

2022 – 2023 учебный год

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Математические представления» разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)1.

Учебный предмет «Математические представления» является основной частью предметной области «Математика».

Цель образовательно-коррекционной работы заключается в формировании элементарных математических представлений и умении применять их в повседневной жизни.

Основные задачи образовательно-коррекционной работы:

  • формировать обобщенное представление о форме (величине: толстый, длинный) предмета как признак, отвлекаясь от назначения предмета; сравнение предметов по внешним признакам (крыша квадратная, крыша - треугольная и т.д.);

  • учить сравнивать две группы множеств (непрерывные и дискретные) по количественному признаку (больше, меньше, поровну) (вода, песок, крупа и предметы);

  • закрепить практическую и зрительную ориентировку на количественный признак предметов "один-два", "один, два, три", знакомить с цифрами;

  • учить выделять группу предметов (в пределах 4) и соотносить с количеством пальцев или предметов.

  • формировать умение выполнять группировку, чередования и сериации предметов на основе качественного признака (длинный - короткий, высокий- низкий, широкий - узкий);

  • закреплять умения выполнять сравнение непрерывных и дискретных множеств путем наложения, приложения и зрительного и тактильного восприятия (столько-сколько, больше-меньше, поровну);

  • формировать умение преобразовывать непрерывные и дискретные множества путем увеличения, уменьшения и уравнения.

  • учить пересчитывать разные множества предметов в пределах 1,2,3,4 с называнием, обозначением жеста итогового числа;

  • закрепить умение группировать предметы в соответствии с заданным количеством в житейских ситуациях;

  • формировать умение выполнять счетные операции по представлению с открытым (в пределах 4-х) и с закрытым результатом (в пределах 3-х);

  • учить соотносить количество с цифрой (в пределах 4);

  • познакомить с понятием "математическая задача", структурой математической задачи (с условием, вопросом, с ответом).

  • учить преобразовывать различные множества в соответствии с темой бытовой ситуации: в лепке ("угощения для гостей", "покупка продуктов" и т.д.); в конструировании (постройки: сколько машин, столько гаражей); в аппликации (сколько домов - столько елок); в рисовании (дорисовывание элементов по количеству предметов (зонтики-ручки));

  • совершенствовать ориентировку на количественный признак в моделированных и в реальных ситуациях (сбор природного материала: каштаны, желуди, шишки, листья и т.д.).

  • знакомить с понятием "условная мерка" (ложка, стакан, брусок);

  • знакомить с назначением условных мерок (стакан воды, ложка крупы или песка) в жизни человека;

  • формировать умение пользоваться условными мерками в конкретной бытовой ситуации (положи ложку сахара в чай, налей стакан воды из бутылки и т.д.).

Реализация программы осуществляется путем сочетания практических, наглядных и словесных методов обучения, использования игровых приемов для формирования мотивации обучающихся к играм к предметно-практическим действиям с дискретными и непрерывными множествами, настольно-печатные игры для овладения обучающимися предметно-практическими действиями при решении математических задач.


Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ АО «СКОШ №5», учебный предмет «Математические представления» в третьем классе рассчитан на 2 ч. в неделю, 68 ч. в год (34 учебные недели).


I (8 и ½ недели)

II (7 и ½ недели)

III (10 недель)

IV (8 недель)

Год (34 недели)

17

15

20

16

68


Материально-техническое оснащение

Материально-техническое оснащение учебного предмета "Математические представления" включает:

  • различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);

  • наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.);

  • пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей); пазлы-вкладыши; мозаики; сухой бассейн;

  • игрушки разных размеров; шнуровки; пирамидки разные по величине, высоте;

  • пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий;

  • карточки с изображением картинок (по формированию пространственных представлений);

  • цветные карандаши;

  • листы бумаги;

  • рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, наклеивания и другой материал;

  • презентации по темам;

  • обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений.

Календарно-тематическое планирование

Математические представления

68 часов, 2 часа в неделю


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Дата/ план

Дата/ факт

I четверть – 17 часов

РАЗДЕЛ 1

Элементарные дочисловые и числовые математические представления (представления о форме, о величине - длина, высота, ширина)

1

Парочки.

1

Нахождение предметов в классе (комнате), в специально подготовленной обстановке.

Нахождение парных предметов (по одному - двум признакам), расположенные в разных местах, вещей (варежки, сапоги).

Выбор, группировка предметов по определенному качественному признаку: форме, цвету и ве­личине, назначению, используя приемы наложения и приложения, сличения (по подражанию действиям учителя «Дай такой»).

Скрепление парных картинок прищепками.

Игры с предметами: "Подбери пару" (вещи).

Выкладывание последовательно фигур по показу, рисунку-образцу.

Узнавание предмета по его описанию с указанием цвета, формы, величины.

Сентябрь

1


2

Длинный — короткий.

1

Наблюдения, игры, игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине, используя приемы наложения и приложения.

раскрашивание, штриховку, обводку по трафаретам изображений.

Распределение игрушек больших в большую емкость, маленьких – в маленькую); помещение стаканчиков, коробок друг в друга по размеру;

различной величины, по опорным точкам (вместе с учителем и самостоятельно). Подбор друг к другу разнородных предметов, одинаковых по величине (подходящие крышки к коробкам, баночкам; мячи или шары — к отверстиям разного диаметра).

Рисование на песке, манке линий различной длины и ширины пальцем, палочкой.

Рисование красками с применением губки, спонжа, ватной палочки различных линий.

Сравнение и на этом фоне элементарное представление о постоянстве формы и относительности размера в процессе конструктивных игр (больше — меньше, самая большая, самая маленькая и т. п.);

Во время экскурсий и прогулок: собирать в маленькое ведро маленькие камушки и листья, а в большое — большие; из песка делать большие куличики для большой куклу, маленькие — для маленькой (соответственно из ведёрок соответствующего размера); на влажном песке сделать отпечаток подошвы обуви ребёнка и взрослого сравнить их по размеру; сравнивать по размеру дерево и куст, дерево и травинку, куст и травинку.

«Чтение» пиктограмм «большой», «маленький»; «длинный», «короткий»"; "высокий, низкий";" широкий – узкий".

Дидактические игры: «Прогулка кукол» материал Монтессори «Коричневая лестница», «Красные штанги», «Розовая башня», «Цветные цилиндры», «Гаражи и машины» (разной величины), «Закрой коробочки разной величины», «Матрешки», «Пирамидки», «Гриб под елкой» (елки и грибы разной величины) и т. п.

6




3-4

Высокий — низкий.

2

8, 13




5-6

Широкий — узкий.

2

15, 20


7

Круг и квадрат.

1

Выбор геометрических фигур; группировка геометрических фигур по форме; составление рядов геометрических фигур, рядов с чередованием;

подбор предметов к модели геометрической фигуры; Различение округлых форм и предметов и угловатых.

обведение фигур по контуру, складывание из счетных палочек (и др. материала), составление узоров различной формы; узнавание знакомых форм на рисунке.

Сравнение реальных предметов (мяч, яйцо, огурец, книга, обруч и др.) с предметами эталонной формы. Тренировочные упражнения на дифференциацию объемных тел (шар, куб, брусок, пластина, призма треугольная, конус,) и геометрических фигур (квадрат, треугольник прямоугольник, круг, овал);

Игры в сухом бассейне с шариками, с мячиком (первый «Дар Фребеля»),

катание и бросание мячей разного размера.

Конструирование квадрата, треугольника, прямоугольника и других объектов из палочек разной величины (счетные палочки, палочки Кюизенера и др.). Счет количества палочек, необходимых для различных конструкций. Преобразование фигур путем перемещения палочек.

Д/и «Отбери от кубиков ша­рики», «Составь гирлянды» (бусы из форм разной величины и цвета в разном сочетании: одной формы, одинакового размера, но разного цвета; две формы разного размера и одного цвета и т. п.), «Собери колечки (на подставке)», «Домик-вкладыш», «Коробки с отверстиями и соответствующими вкладышами геометрических форм», «Матрешки», «Пирамидки», «Составь из круга (квадрата, треугольника и т. п.) и прищепок елку (солнце, бабочку и др.)», «Конструктор Lego» и др.

22




8-9

Треугольник.

2

27, 29




10-11

Прямоугольник.

2

Октябрь

4, 6





12-13

Овал.

2

11, 13


14-15

Точка. Линия.

2

Рисование штампиками. Рисование точек. Рисование вертикальных (горизонтальных, наклонных) линий на различной поверхности (манка, песок, бумага). Соединение точек. Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Заполнение контура точками. Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали). Соотнесение точек с числом и цифрой.

18, 20


16-17

Вверх – вниз. Вперед – назад.

2

См. ниже:

25, 27


II четверть – 15 часов

18-19

Лево – право.

2

Перемеще­ние учащихся и учителя (держатся за руки, за веревочку, за обруч и т. п.) в пространстве класса (3 группа).

Изменение положения частей тела.

Перенос с одного места на другое разных предметов.

Раскладывание фигур в заданной последовательности (вертикальные/горизонтальные ряды), по инструкции: «Положи наверху», «Положи внизу», «Положи по середине»

Упражнения с перемещением по игровой дорожке, по следам, по векторным стрелкам ←, ↑, →, ↓

Игровые упражнения на установление относительности (транзитивности) величины (большой мяч далеко маленький мяч близко).

Упражнения, подвижные игры на развитие пространственных отношений. Ориентировка в сторонах относительно себя и другого объекта (предмета): верх, низ, право, лево, — показ сторон. Игры и игровые упражнения на дифференциацию слов, обозначающих направления движения (вверх — вниз, вперед — назад), выполнение действий по инструкциям, включающим эти слова

Закрашивание и штриховка изображений различной величины и конфигурации в различных направлениях (вертикальными, горизонтальными, косыми линиями), обводка по трафаретам (по внешнему контуру, по внутреннему контуру), по опорным точкам. Создание симметричных узоров. Перенос узора с левой половины на правую (бабочка, украшенная елка, платье и др.), с верхней части в нижнюю (шарфик, полотенце и др.).

Детские компьютерные игры, развивающие пространственное мышление: «Веселые картинки», «Путешествие с Кузькой во времени», Lego.

Выкладывание геометрических фигур, картинок, палочек на плоскости листа по стрелкам-векторам, по знакам ►, ◄, ▼, ▲.

Игры на развитие восприятия и воспроизведения пространственных отношений: «Далеко и близко», «Достань колечко», «Дорожка длинная и дорожка короткая к домику»,

Жизненные ситуации: сервировка стола: хлеб лежит слева от тарелки, а ложка справа.

Ноябрь

8, 10


20-21

Над – под.

2

15, 17


22-23

Далеко – близко.

2

22, 24


24-25

Посередине, между.

2

29

Декабрь

1


26-28

Мы строители.

3

Выделение из фона, выбирать по образцу необходимые элементы строительного набора (где такой?) с помощью соотносящего и указательного жестов, используя в качестве образцов объемные фигуры и плоскостные изображения.

Создание функциональных построек путем обучения приемам «дополнения» (прикреплять окна и двери к построенному дому), «включения» (например, вокруг достроенного дома располагают деревья, песочницы и пр., «расстилают» тротуары, дороги, по которым едут игрушечные машины), обыгрывания постройки; формирование пространственных представлений (вперед — назад, впереди — сзади, рядом, около, близко — далеко, дальше — ближе, наверху — внизу и пр.) в процессе игр с конструктивным материалом и игрушками; группировка по двум образцам детали строительных наборов (кубики, палочки, бруски, кирпичики, пластины, треугольные призмы — крыши); сравнение по форме, количеству и величине, используя приемы приложения и наложения; отработка последовательной цепочки действий, направленных на создание отдельной конструкции из строительного материала;

Игры и игровые упражнения с водой и различными полисти­роловыми фигурами, которые, намокнув, «приклеиваются» к ка­фельной или зеркальной стене. Совместное с учащимися созда­ние объемных и плоскостных конструкций. создание коллективной постройки (строим одинаковые конструкции, вместе создаем одну и т.п.)

Игры и упражнения на развитие умения сравнивать предметы строительного материала по форме и умения узнавать их по словесному описанию.

Комбинирование нескольких геометрических форм для создания целостных изображений (дом — три).

6, 8, 13


29-30

Часть и целое.

2

Складывание разрезных картинок из двух - трех частей с использованием приема накладывания на образец (игрушки, овощи, фрукты, знакомые животные). Составление целого из двух половинок (овощи, фрукты на липучке).

Составление иллюстрированных кубиков (4 кубика) совместно с педагогом.

Подбор недостающей части к предмету. Дорисовывание части (отдельных деталей, симметричной половины) предмета.

Составление фигуры из 2 других.

15, 20


31-32

Промежуточная аттестация.

2

Задание 1 «Что бывает круглым (квадратным, треугольным?)»;

Задание 2 «Цифра и количество предметов».

22, 27


III четверть – 19 часов

РАЗДЕЛ 2

Практические действия с дискретными и непрерывными множествами (пересыпание, переливание, перекладывание и др.)

33-34

Один – много, ни одного.

2

Практические упражнения на определение количества: много, мало, пусто, один (с использованием плодов, воды, геомет­рических фигур, игрушек, картинок).

Учить детей равномерно чередовать два цвета при раскладывании предметов в аппликации и конструировании:

Упражнения в набрасывании колец на игровой модуль «Набрось колечко» — много, мало колец, одно кольцо, и т. п.

Игровые упражнения на выделение количества предметов (один, много) на основе тактильного обследования по типу игры «Чудесный мешочек».

Игры-экспериментирования с природным материалом: «Пускаем кораблики в глубоком и мелком озере» (используются разные тазы), «Ловля рыбок», «Следы на песке», «Игра с корабликами в тазу», «Печем куличи», «Моем кукол», «Плавающие листья и цветы, шишки», «Лепим конфеты», «Печем пирожки», «Разноцветные колобки» и т. п.

Январь

10, 12


35-36

Пустой – полный.

2

Упражнения на выделение количества: пустой – полный с использованием плодов, воды, песка.

Практические действия с песком. Пересыпание. Черпание ложкой.

Игры и игровые упражнения на сравнение одинаковых объемов песка, находящегося в разном физическом состоянии (сухой и мокрый): определение, какая емкость тяжелее.

Игры-экспериментирования: «Пустые и полные кастрюли», «Пустые и полные вазочки (корзинки)», «Наливаем чай в чашки», «Наливаем суп в тарелки», «Возьми у меня пустой (полный воды) тазик и т. п.» и др.

17, 19


37-39

Сравнение множеств (поровну (одинаково), больше, меньше).

3

Заполнение ведерок, формочек контрастных размеров для определения количества (в большом ведерке много песка, а в маленьком — мало).

Насыпание/высыпание песка (гороха) из ведерок в две кучки (видеть и тактильно ощутить, где много, а где мало).

Выбор без пересчета соответствующее количество предметов и проверка правильности выполнения за­дания способами наложения и приложения одного коли­чества предметов или картинок на другое.

Опыты -исследования на понимание принципа сохранения количества вещества, не зависящего от величины сосуда, в котором оно находится.

Игры-экспериментирования с природным материалом: «Налей воду в кастрюли», «Пускаем кораблики в глубоком и мелком озере» (используются разные тазы), «Ловля рыбок», «Насыпь песок в чашки», «Следы на песке», «Наполни водой (песком, мелкими шариками из бумаги, фасолью и т. п.) большой и маленький кувшин», «Игра с уточками в тазу», «Печем куличи», «Лепим конфеты», «Печем пирожки», «Разноцветные колобки» и т. п.

«Чашки и ложки для гостей» и др. (в каждой тарелке находится по одной котлете (понятие «по одному»)); «Кому не хватило? (угощение друзей).

24, 26, 31



РАЗДЕЛ 3

Математические операции (счёт, пересчёт, цифры, соотнесение)

40-42

Счёт в пределах четырех.

Число и цифра 4.

3

Практические упражнения на выделение количества: один, два, три, четыре (с использованием плодов, воды, геомет­рических фигур, игрушек, картинок).

Рисование цифр 1, 2, 3, 4 по точкам, трафаретам, на песке, лепка из глины, пластилина, пата, выкладывание из природного материала, шнурков и т. п.

Упражнение на соотнесение количества с цифрой.

Вырезание определенного количества кружков, полосок, квадратов по инструкции взрослого или по результатам пересчета предметов предъявленного множества («Сделай столько же, сколько…»).

Игровые упражнения на выделение количества предметов (один, два, много) на основе тактильного обследования по типу игры «Чудесный мешочек». Узнавать цифры путем зрительного и осязательно-двигательного обследования; соотносить.

Обыгрывание ситуаций по типу: «У куклы Маши день рождении» (количество персон, цвет, размер).

Февраль

2, 7, 9


43-45

Решение задач на увеличение на одну единицу в пределах 4.

3

(на наглядном реальном материале- жизненные ситуации)

Пересчет предметов, называние итогового числа, обозначение соответствующей цифрой.

Обыгрывание ситуаций «Я- пассажир» (выбор нужного номера, покупка билета). "У куклы Маши день рождения" (количество персон, цвет, размер) «Чаепитие» (поставить 2 чашки, положить 2 ложки сахара). "У нас новоселье" и т.д.

14, 16, 21


46-48

Решение задач на уменьшение на одну единицу в пределах 4.

3

28

Март

2, 7


49

Урок – игра «Спасение Колобка».

1

Коллективное выполнение различных заданий (на усмотрение педагога).

Выбор предметов, разных по цвету, назначению и размеру (грибочки, елочки, домики, конструктор лего и т. д.).

Сравнение двух групп предметов по их количественному признаку с использованием различных способов проверки: приложение, подкладывание, соотнесение, переливание, пересыпание и пересчет.

9


РАЗДЕЛ 4

Математика в житейских ситуациях (проблемные задачи), в игровой и в продуктивных видах деятельности (лепка, рисование, конструирование, аппликация)

50-51

Предметы – заместители.

2

Наблюдение за использованием взрослым предметов-заместителей и подражание действий взрослому, использование конструктивного материала в качестве предметов-заменителей, замещая один предмет другим (мозаика – конфеты, кубик – тортик, колечки от пирамидки – баранки).

Тренировочные упражнения с применением палок и шнурков разного размера.

14, 16


IV четверть – 17 часов

52-53

Предметы – заместители.

2

См. выше.

28, 30


54-56

Творческие игры.

3

Учитывание знакомых свойств предметов в предметно-практической и игровой деятельности (шарик катится; кубик стоит, не катится; большой домик для большой матрешки, маленький — для маленькой).

Лепка из глины и пластилина объектов, отличающихся по величине (курочка с цыплятами, неваляшки — мама и дочка, ежиха и ежата).

Лепка предметов из глины и пластилина с использованием конструктивного способа (Снегурочка, снеговик, девочка в шубе, мишка, зайка, медведица с медвежатами, курочка и цыплята, белка с бельчонком и др.). Присоединение меньшей части к большей. Отрезание бумаги заданной формы (размера). Составление узоров из готовых элементов в квадрате, в круге, в полоске с чередованием по схеме АБАБ, ААБААБ (бусы у тети, бусы на елке, веночек из васильков и одуванчиков, тарелка с узором, салфетка с узором).

Апрель

4, 6, 11


57-58

«За покупками идем!» (урок - игра).

2

Экскурсии. Обыгрывание ситуаций «Я-покупатель» (покупка товара, оперирование денежными купюрами (умение рассчитываться), выстраивание очереди), Выполнение последовательных действий алгоритма (что сначала, что потом?). Сюжетно-дидактические игры «Аптека», «Магазин», «Почта», «Театральная касса — кукольный театр».

13, 18


РАЗДЕЛ 5

Операции измерения

59-60

Линейка.

2

Измерение длины отрезков, длины (высоты) предметов линейкой.

Черчение линий в любом направлении.

20, 25


61-63

Часы. Время.

3

Узнавание часов, их частей (стрелки часов, циферблат), их назначение. Настольно-печатные игры, упражнения с настоящими и игрушечными часами. Тренировочные упражнения по определению времени (час).

Части суток, соотнесение названий частей суток с соответствующими картинками, стихотворениями, потешками и песенками. Противоположные части суток: утро и вечер, день и ночь. Части суток, предшествующие друг другу и следующие друг за другом (ночь после вечера, перед утром; день между утром и вечером). Наблюдение сезонных изменений в природе, беседы, игровые упражнения с использованием иллюстративного материала, продуктов детского творчества (времена года).

«Чтение» пиктограмм «день- ночь», «зима – лето», «весна – осень», расположение в нужной последовательности.

Изображение людей и животных в разное время года, суток с помощью мимики и пантомимики.

27

Май

2, 4


64-66

Условная мерка.

3

Практические действия с использованием условных мерок (полоски бумаги, ленточки, тесемки) для измерения длины и ширины различных предметов и соотнесение их по этим пар.

Отмеривание условной меркой заданное количество: «Насыпь 3 ложки риса», «Налей 2 стаканчика воды», «Отмерь 1 ложку».

Учить сравнивать величины с помощью условной мерки.

11, 16, 18


67-68

Итоговая аттестация.

2

Задание 1 «Сравнение множеств по количеству»;

Задание 2 «Преобразование множеств, изменяющих количество».

23, 25






Планируемые результаты изучения учебного предмета

Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью (1 группа):

Личностные:

- принимают и понимают смысл элементарных математических задач в разных житейских ситуациях;

- поддерживают положительное взаимодействие со сверстником при выполнении простых математических задач.

Предметные:

- выполнение практических действий с отдельными предметами и непрерывными множествами (крупа, песок, вода и т.д.), дифференцировать множества больше-меньше, мало-много, поровну;

- умение воспринимать определенное количество предметов: 1,2,3,4;

- умение сравнивать освоенное количество предметов (в пределах 2-х, 3-х, 4-х);

- умение устанавливать равенство и неравенство, различение количества предметов: больше-меньше, поровну;

- преобразование множеств и сохранения их количества (в пределах 4-х);

- соотнесение количества 1, 2, 3, 4 с количеством пальцев или предметов;

- узнавание и соотнесение цифр: 1, 2, 3, 4 с количеством пальцев или предметов;

- умение выполнять простейшие измерительные действия: измерять, отмерять, сравнивать с помощью условной мерки.


Обучающиеся с тяжелой умственной отсталостью и некоторые дети с множественными нарушениями в развитии (2 группа):

Личностные:

- принимают и понимают смысл элементарных математических задач близких к опыту обучающегося в житейских ситуациях;

- поддерживают положительное взаимодействие со сверстником при выполнении простых математических задач.

Предметные:

- выполнение практических действий с отдельными предметами и непрерывными множествами (крупа, песок, вода и т.д.), дифференцировать множества больше-меньше, мало-много, поровну;

- умение воспринимать определенное количество предметов: 1,2,3;

- умение сравнивать освоенное количество предметов (в пределах 2-х, 3-х);

- умение устанавливать равенство и неравенство, различение количества предметов: больше-меньше, поровну;

- преобразование множеств и сохранения их количества (в пределах 2-х);

- соотнесение количества 1, 2, 3 с количеством пальцев или предметов;

- узнавание и соотнесение цифр: 1, 2 с количеством пальцев или предметов;

- умение выполнять простейшие измерительные действия: измерять, отмерять, сравнивать с помощью условной мерки.


Обучающиеся с глубокой умственной отсталостью и большинство детей с множественными нарушениями в развитии (3 группа):

Личностные:

- положительно реагируют на совместные практические действия с разными множествами (крупами, водой и пр.) в близких к опыту обучающегося житейских ситуациях.

Предметные:

- выполнение практических действий с отдельными предметами и непрерывными множествами (крупа, песок, вода и т.д.) доступным обучающемуся способом;

- умение воспринимать определенное количество предметов: один-много;

- соотнесение количества 1 с количеством пальцев или предметов;

- выполнение простейших измерительных действий доступным обучающему способом.

Базовые учебные действия:

- выполнение практических действий с отдельными предметами и непрерывными множествами по инструкции учителя;

- сравнение двух групп предметов по количеству на основе пересчета;

- выполнение счетных операций в пределах 2-3-х;

- измерение и сравнение непрерывных множеств с помощью условной мерки.


Условные обозначения оценки достижения результатов освоения АООП

Оценочные показатели

Условные обозначения

Выполняет действие самостоятельно

с

Выполняет действие

  • по вербальной инструкции

  • по невербальной инструкции


ви

ни

Выполняет действие по образцу

о

Выполняет действие с частичной физической помощью

чп

Выполняет действие со значительной физической помощью

зп

Действие не выполняет

-

Узнает объект

+

Не всегда узнает объект

+ -

Не узнает объект

-

Применяет на практике (активно, адекватно, самостоятельно)

+

Не всегда применяет на практике (активно, адекватно, самостоятельно)

+ -

Не применяет на практике (активно, адекватно, самостоятельно)

-


1 Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Архангельской области для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №5», 2016