МКОУ «СОШ п. Волжский»
Рассмотрено Согласовано: Утверждаю:
на заседании МО учителей Зам. директора Директор МКОУ
начальных классов по УВР «СОШ п. Волжский»
Протокол №1 _________Сидагалиева К.С. _________Страшко О.М.
от 28.08.2020г. ______________________ _____________________
Рабочая программа
по предмету
«Математика»
4 класс
УМК «Школа России»
Учитель: Лебедева А.А.
2020 – 2021 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Математика» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2009 года), Примерной программы начального общего образования по математике для образовательных учреждений с русским языком обучения, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и программы общеобразовательных учреждений авторов М.И. Моро, Ю.М. Колягина, М.А. Байтовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В Степановой «Математика. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»),
Начальный курс математики - курс интегрированный: в нём объединён арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приёмов устных и письменных вычислений.
Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением.
Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертёжными и измерительными приборами.
Основными целями начального обучения математике являются:
математическое развитие младших школьников;
формирование системы начальных математических знаний;
воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира(умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
развитие пространственного воображения;
развитие математической речи;
формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
развитие познавательных способностей;
воспитание стремления к расширению математических знаний;
формирование критичности мышления;
развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Практическая направленность курса выражена в следующих положениях:
сознательное усвоение детьми различных приемов вычислений обеспечивается за счет использования рационально подобранных средств наглядности и моделирования с их помощью тех операций, которые лежат в основе рассматриваемого приёма; предусмотрен постепенный переход к обоснованию вычислительных приемов на основе изученных теоретических положений (переместительное свойство сложения, связь между сложением и вычитанием, сочетательное свойство сложения и др.);
Общая характеристика курса
Программа определяем ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целен начальною математическою образования:
-- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности па основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения): развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмическою мышления: развитие пространственного воображения: развитие математической речи;
- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
- формирование умения вести поиск информации и работать с ней:
-формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности:
развитие познавательных способностей;
- воспитание стремления к расширению математических знаний:
- формирование критичности мышления;
-развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительное и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержание обучения представлено в программе разделами; «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи». «Пространственные отношения. Геометрические фигуры». «Геометрические величины». «Работа с информацией».
Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой — содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучении в начальной школе для успешного продолжения образования.
Основа арифметического содержания — представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона: узнают, как связаны между собой компоненты, и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением: освоят различные приемы проверки выполненных вычислении. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислении, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.
Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина. масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.
• рассмотрение теоретических вопросов курса опирается на жизненный опыт ребёнка, практические работы, различные свойства наглядности, подведение детей на основе собственных наблюдений к индуктивным выводам, сразу же находящим применение в учебной практике;
• система упражнений, направленных на выработку навыков, предусматривает их применение в разнообразных условиях. Тренировочные упражнения рационально распре делены во времени.
Содержание курса математики позволяет осуществлять, его связь с другими предметами, изучаемыми в начальной школе (русский язык, окружающий мир, технология).
Для реализации программного содержания используется учебное пособие:
Моро М.И.. Волкова С.И.. Степанова С.В.. Бантова М.Л.. Математика. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - М.: Просвещсппе. 2014.
Место курса «Математика» в учебном плане
На изучение курса математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 ч в педелю. Курс рассчитан на 540ч : в 1 классе 132ч (33 учебные недели), во 2-4 классах- по 136ч(34 учебные недели в каждом классе)
Ценностные ориентиры содержания курса «Математика»
Математика является важнейшим источником принципиальных идей для всех естественных наук и современных технологий. Весь научно технический прогресс связан с развитием математики. Владение математическим языком, алгоритмами, понимание математических отношений является средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе. Поэтому так важно сформировать интерес к учебному предмету «Математика» у младших школьников, который станет основой для дальнейшего изучения данного предмета, для выявления и развития математических способностей учащихся, для способности к самообразованию.
Овладение различными видами учебной деятельности в процессе обучения математике является основой изучения других учебных предметов, обеспечивая тем самым познание различных сторон окружающего мира.
Успешное решение математических задач оказывает влияние на эмоционально – волевую сферу личности учащихся, развивает их волю и настойчивость, умение преодолевать трудности, испытывать удовлетворение от результатов интеллектуального труда.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре; исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками; представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. критерии оценивания
В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по математике должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребёнка.
Система оценки достижения планируемых результатов изучения математики предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность третьеклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по математике. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Текущий контроль по математике осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или арифметического диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.
Тематический контроль по математике проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, измерение величин и др. Проверочные работы позволяют проверить, например, знание табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. В этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит около тридцати примеров на сложение и вычитание или умножение и деление. На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока.
Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных контрольных работ. Однако последним придается наибольшее значение.
В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Одной из ее целей является оценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по математике в третьем классе: способность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, сформированность обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений.
Нормы оценок по математике
Работа, состоящая из примеров: | Работа, состоящая из задач. | Комбинированная работа | Контрольный устный счет. |
«5» - без ошибок. | «5» — без ошибок. | «5» - без ошибок. | «5» - без ошибок. |
«4» -1 грубая и 1-2 негрубые ошибки. | «4» - 1-2 негрубых ошибки. | «4» - 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче. | «4»- 1-2 ошибки. |
«3»~ 2-3 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки | «3» - 1 грубая и 3-4.нё-грубые ошибки. | «3* - 2-3 грубые и 3-4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным. | «3» - 3-4 ошибки. |
«2» - 4 и более грубых ошибки. | «2» - 2 и более грубых ошибки. | «2» - 4 грубые ошибки. | |
Грубые ошибки: вычислительные ошибки в примерах и задачах; порядок действий, неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние действия); не доведение до конца решения задачи, примера; невыполненное задание.
Негрубые ошибки: нерациональные приёмы вычисления; неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи; неверно оформленный ответ задачи; неправильное списывание данных; не доведение до конца преобразований.
За грамматические ошибки, допущенные в работе по математике, оценка не снижается.
За небрежно оформленную работу, несоблюдение правил орфографии и каллиграфии оценка снижается на один балл, но не ниже «3».
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания | Отметка |
91-100 % | отлично |
76- 90% | хорошо |
51- 75 % | удовлетворительно |
Менее 50 % | неудовлетворительно |
Количество контрольных и проверочных работ
Период обучения | Тесты | Контроль-ные работы | Математические диктанты | Проверочные работы |
1 четверть | - | 2 | 2 | 2 |
2 четверть | 2 | 2 | 1 | - |
3 четверть | 1 | 2 | 2 | 1 |
4 четверть | - | 3 | 3 | - |
Итого | 3 | 9 | 8 | 3 |
Учебно- тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Числа от 1 до 100 Повторение | 14 |
2 | Числа, которые больше 1000. Нумерация | 12 |
3 | Величины | 11 |
4 | Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание | 12 |
5 | Числа, которые больше 1000. Умножение и деление | 77 |
6 | Итоговое повторение (6 ч) | 10 |
7 | Итого | 136 |
Содержание программы (136 часов)
Числа от 1 до 1000 Повторение (14 ч)
Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2-4 действия. Письменные приёмы вычислений.
Числа, которые больше 1000
Нумерация (12 ч)
Новая счетная единица — тысяча.
Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.
Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Величины (11 ч)
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.
Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.
Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.
Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности
Сложение и вычитание (12 ч)
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь у компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания
Решение уравнений вида:
х + 312 = 654 + 79,
729-х = 217 + 163,
х- 137 = 500-140.
Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное — в остальных случаях.
Сложение и вычитание значений величин.
Умножение и деление (77 ч)
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.
Решение уравнений вида 6 - х = 429 +120, х - 18 = 270-50, 360:х=630:7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.
Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).
Умножение и деление значений величин на однозначное число.
Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).
В течение всего года проводится:
вычисление значений числовых выражений в 2 — 4 действия (со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке выполнения действий;
решение задач в одно действие, раскрывающих смысл арифметических действий;
нахождение неизвестных компонентов действий;
отношения больше, меньше, равно,
взаимосвязь между величинами;
решение задач в 2 — 4 действия:
решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных;
разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из 2 — 3 ее частей;
- построение изученных фигур с помощью линейки и циркуля.
Итоговое повторение (10 ч)
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу обучения в четвёртом классе ученик научится:
читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона: записывать результат сравнения, используя знаки (больше),
представлять любое трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;
пользоваться изученной математической терминологией;
записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3-4 действия (со скобками и без них);
находить числовые значения буквенных выражений вида а + 3, 8 - г, Ь : 2, а + Ь, с! , к. : п при заданных числовых значениях входящих в них букв;
выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях сводимых к действиям в пределах 100;
выполнять вычисления с нулём;
выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных
умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные числа), проверку вычислений;
решать уравнения вида х±60 = 320, 125+х = 750, 2000-х= 1450, х-12 = 2400, х:
420, 600:х = 25 на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий;
решать задачи в 1 — 3 действия;
находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе пря угольника (квадрата);
находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;
узнавать время по часам;
выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин на однозначное число);
применять к решению текстовых задач знание изученных связей между величинами;
строить заданный отрезок;
строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон,
К концу обучения в четвёртом классе ученик получит возможность научиться:
выделять признаки и свойства объектов (прямоугольник, его периметр площадь и др.);
выявлять изменения, происходящие с объектами и устанавливать зависимости между ними:
определять с помощью сравнения (сопоставления) их характерные признаки:
формировать речевые математические умения и навыки, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, выделять слова (словосочетания и г, д.). помогающие понять его смысл; ставить вопросы по ходу выполнения задания;
выбирать доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения задачи, уравнения и др.;
развивать организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы. определять последовательность предстоящих действий:
осуществлять контроль и оценку правильности действий, поиск путей преодоления
сформировать умения читать и записывать числа, знание состава чисел, которые понадобятся при выполнении устных, а в дальнейшем и письменных вычислений:
сформировать и отрабатывать навыки устных и письменных вычислений табличные случаи умножения и деление внетабличные вычисления в пределах 100, разнообразные примеры на применение правил о порядке выполнения действий в выражениях ее скобками и без них
Календарно – тематическое планирование(136 ч)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Форма занятий | Планируемые предметные результаты | Дата проведения |
|
1 | 1 четверть (34 часа). Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание Повторение (14 часов) | Называть последовательность чисел в пределах 1000; объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица. Называть разряды и классы. | |
Повторение. Нумерация чисел. | 1 | Практические Занятия Теоретическое занятие |
2 | Порядок действий в числовых выражениях. Сложение и вычитание. | 1 | Вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия. Понимать правила порядка выполнения действий в числовых выражениях | |
3 | Нахождение суммы нескольких слагаемых. | 1 | Вычислять сумму трёх слагаемых. Вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия | |
4 | Алгоритм письменного вычитания трёхзначных чисел. | 1 | Использовать алгоритм письменного вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1000 | |
5 | Приёмы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные. | 1 | Выполнять письменное умножение в пределах 1000 с переходом через разряд многозначного числа на однозначное. | |
6 | Свойства умножения. | 1 | Выполнять письменное умножение в пределах 1000 с переходом через разряд многозначного числа на однозначное | |
7 | Алгоритм письменного деления | 1 | Выполнять письменное деление в пределах 1000 | |
8 | Деление трёхзначных чисел на однозначные. Свойства деления числа на 1, и нуля на число. | 1 | Выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное по алгоритму | |
9 | Приемы письменного деления | 1 | Выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное по алгоритму | |
10 | Приемы письменного деления | 1 | Выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное с объяснением, когда в записи частного есть нуль. | |
11 | Диаграммы. | 1 | Читать и строить столбчатые диаграммы | |
12 | Что узнали. Чему научились. Вводная диагностическая работа | 1 | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее | |
13 | Проверочная работа № 1 по теме «Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание. Повторение» | 1 | Контроль знаний, умений и навыков | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее | |
14 | Анализ проверочной работы. Странички для любознательных | 1 | | | |
15 | Числа, которые больше 1000.(112 ч) Нумерация (12 часов) | Теоретические занятия | Называть новую счётную единицу – тысячу. Называть разряды, которые составляют первый класс, второй класс | |
Класс единиц и класс тысяч | 1 | |
16 | Чтение многозначных чисел. | 1 | Читать числа в пределах миллиона | | |
17 | Запись многозначных чисел. | 1 | Записывать числа в пределах миллиона | |
18 | Разрядные слагаемые. | 1 | Теоретическое занятие Практические занятия | Представлять многозначное число суммой разрядных слагаемых. Выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста | |
19 | Сравнение многозначных чисел. | 1 | Сравнивать числа по классам и разрядам. Оценивать правильность составления числовой последовательности | |
20 | Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз. | 1 | Увеличивать (уменьшать) числа в 10, 100, 1000 раз | |
21 | Закрепление изученного | 1 | Выделять в числе общее количество единиц любого разряда | |
22 | Класс миллионов и класс миллиардов. Проверочная работа № 2 по теме «Нумерация» 1 | 1 | Называть класс миллионов, класс миллиардов. Читать числа в пределах 1 000 000 000 . Пользоваться вычислительными навыками, решать составные задачи | |
23 | Проект: «Математика вокруг нас». Создание математического справочника «Наше село» | 1 | проект | Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера, составлять задачи | |
24 | Странички любознательных. Что узнали. Чему научились. Математ. диктант № 1 | 1 | Контроль знаний, умений и навыков | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее | |
25 | Контрольная работа №1 по теме «Нумерация» | 1 | Контроль знаний, умений и навыков | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее | |
26 | . Величины (11 часов) | Теоретическое занятие | Называть единицы длины. Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах | |
Анализ контрольной работы Единицы длины. Километр. | 1 | |
27 | Единицы длины. Закрепление. | 1 | Практические занятия Теоретическое занятие | Называть единицы длины. Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах | |
28 | Единицы площади: квадратный километр, квадратный миллиметр. | 1 | Называть единицы площади. Использовать приобретенные знания для сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади | |
29 | Таблица единиц площади. | 1 | Называть результат при переводе одних единиц массы в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними | |
30 | Измерение площади с помощью палетки. | 1 | Теоретическое занятие | Использовать приём измерения площади фигуры с помощью палетки. Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах, решать текстовые задачи арифметическим способом | |
31 | Единицы массы: центнер, тонна. | 1 | Теоретическое занятие | Понимать понятие «масса», называть единицы массы. Сравнивать величины по их числовым значениям | |
32 | Единицы времени. Определение времени по часам. Математический диктант № 2. | 1 | Урок-сказка | Называть единицы времени: минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Определять соотношения между ними. Определять время по часам (в часах и минутах), сравнивать величины по их числовым значениям | |
33 | Контрольная работа № 2 за 1 четверть. | 1 | Контроль знаний, умений и навыков | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее | |
34 | Определение начала, продолжительности и конца события. Секунда. | 1 | Практическое занятие | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее .Называть новую единицу измерения времени – секунду. Решать задачи на определение начала, продолжительности и конца события | |
| |
35 | Единица времени – век. Таблица единиц времени. | 1 | Практическое занятие | Называть новую единицу измерения времени – век Использовать таблицу единиц времени. Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах | |
36 | Что узнали. Чему научились. Тест № 1 «Проверим себя и оценим свои достижения». | 1 | | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее | |
|
37 | Устные и письменные приёмы вычислений.. | 1 | Практическое занятие | Объяснять приёмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1 000 000 | |
39 | Нахождение неизвестного слагаемого. | 1 | Практические занятия | Использовать правило нахождения неизвестного слагаемого. Пользоваться изученной математической терминологией, проверять правильность выполненных вычислений | |
40 | Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого. | 1 | Использовать правило нахождения неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого. Вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них) | |
41 | Нахождение нескольких долей целого. | 1 | Находить несколько долей целого. Вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них) | |
42 | Решение задач. | 1 | Находить несколько долей целого. | |
43 | Решение задач | 1 | Решать задачи арифметическим способом. Сравнивать площади фигур | |
44 | Сложение и вычитание величин. | 1 | Выполнять сложение и вычитание величин | |
45 | Решение задач. | 1 | Решать текстовые задачи арифметическим способом, пользоваться изученной математической терминологией | |
46 | Что узнали. Чему научились | 1 | Контроль знаний, умений и навыков | Решать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме , развивать навык устного счёта; развивать внимание, творческое мышление | |
47 | Странички для любознательных. Задачи-расчёты. | 1 | | Решать нестандартные задачи, выбирая эффективные способы решения. | |
48 | Что узнали. Чему научились. Тест № 2 «Проверим себя и оценим свои достижения». | 1 | Контроль знаний, умений и навыков | Решать задачи на нахождение долей целого, развивать навык устного счёта; развивать внимание, творческое мышление | |
49 | Контрольная работа № 3 по теме «Сложение и вычитание» | 1 | Контроль знаний, умений и навыков | Использовать приёмы сложения и вычитания многозначных чисел. Решать задачи арифметическим способом | |
| |
50 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Умножение и его свойства. | 1 | Урок-исследование | Использовать свойства умножения на 0 и на 1 при выполнении вычислений | |
51, 52 | Письменные приёмы умножения | 2 | Практические занятия | Выполнять письменное умножение многозначного числа на однозначное | |
53 | Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. Математический диктант №3 | 1 | Практические занятия | Объяснять приёмы умножения на однозначное число многозначных чисел, оканчивающихся нулями | |
54 | Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя. | 1 | Использовать правило нахождения неизвестного множителя, неизвестного делимого и неизвестного делителя. Вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них) | |
55 | Деление с числами 0 и 1. | 1 | Применять правила деления суммы на число и использовать его при решении примеров и задач. Применять полученные знания для решения задач. Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее | |
56 | Письменные приёмы деления | 1 | Выполнять деление многозначного числа на однозначное с объяснением | |
57 | Контрольная работа № 4 по теме «Умножение и деление на однозначное число» за 2 полугодие. | 1 | Контроль знаний, умений и навыков | Применять правила порядка выполнения действий в выражениях в 2-3 действия (со скобками и без них). Применять полученные знания для решения задач | |
58 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме. | 1 | Практическое занятие | Выполнять деление многозначного числа на однозначное с объяснением | |
59 | Закрепление. Решение задач. | 1 | Практические занятия Урок-игра | Применять полученные знания для решения задач | |
60 | Письменные приёмы деления. Решение задач. | 1 | Делить многозначное число на однозначное, проверять правильность выполненных вычислений | |
61 | Что узнали. Чему научились | 1 | | |
62 | Умножение и деление на однозначное число | 1 | | |
|
63 | Скорость.Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием | 1 | Теоретическое занятие Практические Занятия Теоретическое Занятие Теоретическое занятие | Составлять план действий и определять наиболее эффективные способы решения задачи | |
64-66 | Решение задач на движение. | 3 | Решать задачи с величинами: скорость, время, расстояние. Называть единицы скорости. Понимать взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием | |
67 | Странички для любознательных. Проверочная работа № 3 по теме «Скорость. Время. Расстояние» | 1 | Решать задачи с величинами: скорость, время, расстояние. Понимать взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием | |
68 | Умножение числа на произведение | 1 | Использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений. Находить результат при умножении числа на произведение удобным способом | |
69 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | Выполнять письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями | |
70 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями | 1 | Выполнять письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями | |
71 | Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями. | 1 | Выполнять письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями | |
72 | Решение задач. | 1 | Решать задачи на одновременное встречное движение, развивать навык устного счёта; развивать внимание, творческое мышление | |
73 | Перестановка и группировка множителей. | 1 | Применять свойства умножения при решении числовых выражений | |
74 | Деление числа на произведение | 1 | Использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений. Находить результат при делении числа на произведение удобным способом | |
75 | Решение задач | 1 | Использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений. Находить результат при делении числа на произведение удобным способом | |
76 | Деление с остатком на 10, 100, 1 000. | 1 | Применять приём письменного деления многозначного числа на 10, 100, 1 000 с остатком | |
77 | Решение задач | 1 | Практические занятия | Применять полученные знания для решения задач | |
78 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | Объяснять приём деления на числа, оканчивающиеся нулями | |
79 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.. | 1 | Объяснять приём деления на числа, оканчивающиеся нулями | 05.02 |
80 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. Решение задач. | 1 | Объяснять приём деления на числа, оканчивающиеся нулями | 06.02 |
81 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | Объяснять приём деления на числа, оканчивающиеся нулями | 07.02 |
82 | Решение задач. | 1 | Применять полученные знания для решения задач. Решать задачи на одновременное движение в противоположных направлениях | 08.02 |
83 | Закрепление Тест № 3 «Проверим себя и оценим свои достижения». | 1 | Контроль знаний, умений и навыков | Находить ошибки в вычислениях и решать правильно. Применять полученные знания для решения задач. Использовать приём деления на числа, оканчивающиеся нулями | 12.02 |
84 | Что узнали. Чему научились. Математический диктант № 4 | 1 | Урок-сказка | Выполнять письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. Использовать приём деления на числа, оканчивающиеся нулями. Решать задачи на одновременное встречное движение, на одновременное движение в противоположных направлениях | 13.02 |
85 | Проект: «Математика вокруг нас». Составление сборника математических задач и заданий. | 1 | Урок-проект | Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера, составлять связный текст | 14.02 |
86 | Контрольная работа № 5 по теме «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями» | 1 | Контроль знаний, умений и навыков | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее | 15.02 |
87 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Умножение числа на сумму. | 1 | Практические занятия | Решать задачи, развивать навык устного счёта; развивать внимание, творческое мышление | 19.02 |
88 | Умножение числа на сумму. | 1 | Объяснять, как выполнено умножение числа на сумму | 20.02 |
89 | Письменное умножение на двузначное число. | 1 | Теоретическое занятие | Использовать алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное | 21.02 |
90 | Письменное умножение на двузначное число. | 1 | Практические занятия | Использовать алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное. Объяснять, как выполнено умножение многозначного числа на двузначное | 22.02 |
91 | Решение задач . | 1 | Составлять план действий и определять наиболее эффективные способы решения задачи | 26.02 |
92 | Решение задач. | 1 | Применять полученные знания для решения задач | 27.02 |
93 | Письменное умножение на трёхзначное число. | 1 | Теоретическое занятие | Объяснять, как получают каждое неполное произведение при умножении на трёхзначное число | 28.02 |
|
94 | Письменное умножение на трёхзначное число . Математический диктант № 5 | 1 | | Объяснять, почему при умножении на трёхзначное число, в записи которого есть нуль, записывают только два неполных произведения | 01.03 |
95 | Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное. Составление и решение уравнений. | 1 | Объяснять приёмы умножения многозначного числа на трёхзначное, когда в записи обоих множителей встречаются нули | 05.03 |
96 | Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное. Совершенствование вычислительных навыков. | 1 | Решать задачи, развивать навык устного и письменного счёта; развивать внимание, творческое мышление. | |
97 | Что узнали. Чему научились. | 1 | Урок-путешествие | Решать задачи, развивать навык устного и письменного счёта; развивать внимание, творческое мышление | |
98 | Контрольная работа №6 по теме « Умножение на двузначное и трёхзначное число». | 1 | Контроль знаний, умений и навыков | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее | |
99 | Анализ контрольной работы. Письменное деление на двузначное число . | 1 | Теоретическое занятие | Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное, когда цифра в частном находится методом подбора | |
100 | Письменное деление на двузначное число с остатком. | 1 | Практическое занятие | Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное с остатком | |
4 четверть 33 часа |
101 | Алгоритм письменного деления на двузначное число | 1 | Теоретическое занятие | Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное | |
102 | Письменное деление на двузначное число | 1 | Практические занятия | Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное методом подбора (изменяя пробную цифру) | |
103 | Письменное деление на двузначное число | 1 | Выполнять деление с объяснением. Переводить одни единицы площади в другие | |
104 | Закрепление изученного. | 1 | Применять полученные знания для решения задач. Объяснять выбор действия для решения | |
105 | Закрепление изученного. Решение задач. | 1 | Урок-сказка | Выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное по алгоритму | |
106 | Закрепление изученного | 1 | Практическое занятие | Выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное, когда в частном есть нули | |
107 | Письменное деление на двузначное число (закрепление). | 1 | Урок-конкурс | Пользоваться вычислительными навыками, решать составные задачи | |
108, 109 | Закрепление изученного. . Решение задач .Математический диктант № 6 | 2 | Практическое занятие | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее | |
110 | Контрольная работа № 7 по теме «Деление на двузначное число». | 1 | Контроль знаний, умений и навыков | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее | |
111 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Письменное деление на трёхзначное число. | 1 | Теоретическое занятие | Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на трёхзначное | |
112,113 | Письменное деление на трёхзначное число. | 2 | Практические занятия | Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на трёхзначное. | |
114 | Закрепление изученного. | 1 | Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на трёхзначное, делать проверку | |
115 | Деление с остатком. | 1 | Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на трёхзначное, делать проверку | |
115 | деление на трёхзначное число.Закрепление | 1 | Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на трёхзначное, делать проверку | |
116 | Что узнали. Чему научились. Математический диктант № 7 | 1 | Находить ошибки при делении, исправлять их | |
117 | Контрольная работа № 8 по теме «Деление на трёхзначное число.» | 1 | Контроль знаний, умений и навыков | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее | |
118 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Подготовка к олимпиаде. | 1 | |
Итоговое повторение (10 часов) | Практические занятия | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее Называть числа натурального ряда, которые больше 1 000. Читать и записывать числа, которые больше 1 000, используя правило, | |
119 | Нумерация. | 1 | |
120 | Выражения и уравнения. Математический диктант № 8 | 1 |
121 | Арифметические действия: сложение и вычитание | 1 1 1 | Практические занятия | Использовать приёмы сложения и вычитания, умножения и деления чисел, которые больше 1 000 Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях. | |
122 | Арифметические действия:умножение и деление |
123 | Правила о порядке выполнения действий |
124 | Итоговая контрольная работа № 9 | 1 | Контроль знаний, умений и навыков | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее | |
125 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. | 1 1 | Практические занятия (обобщение и систематиза ция.) | Применять знания о величинах в ходе решения задач и выражений | |
126 | Величины. |
127 | Геометрические фигуры. | 1 | Называть виды геометрических фигур. Выполнять чертежи изученных геометрических фигур. | |
128 | Решение задач. | 1 | Применять полученные знания для решения задач. Записывать и решать задачи изученных видов | |
129 130-136 | Обобщающий урок. Игра «В поисках клада». Резерв | 1 7 | Применять полученные знания, умения и навыки при выполнении нестандартных заданий. | |