СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Математика"(4 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "Математика"УМК "Школа России", 4 класс)составлена согласно ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Математика"(4 класс)»



МКОУ «СОШ п. Волжский»



Рассмотрено Согласовано: Утверждаю:

на заседании МО учителей Зам. директора Директор МКОУ

начальных классов по УВР «СОШ п. Волжский»

Протокол №1 _________Сидагалиева К.С. _________Страшко О.М.

от 28.08.2020г. ______________________ _____________________









Рабочая программа

по предмету

«Математика»


4 класс

УМК «Школа России»


Учитель: Лебедева А.А.












2020 – 2021 учебный год




Пояснительная записка


Рабочая программа предмета «Математика» составлена на основе Федерального го­сударственного стандарта начального общего образования (2009 года), Примерной про­граммы начального общего образования по математике для образовательных учреждений с русским языком обучения, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и программы общеобразовательных учреждений авторов М.И. Моро, Ю.М. Колягина, М.А. Байтовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В Степано­вой «Математика. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»),

Начальный курс математики - курс интегрированный: в нём объединён арифметиче­ский, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса со­ставляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приёмов устных и письменных вычислений.

Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их изме­рением.

Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, оз­накомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойства­ми, с простейшими чертёжными и измерительными приборами.

Основными целями начального обучения математике являются:

математическое развитие младших школьников;

формирование системы начальных математических знаний;

воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение ос­новных целей начального математического образования:

формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на ос­нове овладения несложными математическими методами познания окружающего мира(умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и простран­ственные отношения);

развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;

развитие пространственного воображения;

развитие математической речи;

формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;

формирование умения вести поиск информации и работать с ней;

формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;

развитие познавательных способностей;

воспитание стремления к расширению математических знаний;

формирование критичности мышления;

развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное сужде­ние, оценивать и принимать суждения других.

Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсаль­ности математических способов познания мира, усвоение начальных математических зна­ний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предме­тами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

Практическая направленность курса выражена в следующих положениях:

сознательное усвоение детьми различных приемов вычислений обеспечивается за счет использования рационально подобранных средств наглядности и моделирования с их помощью тех операций, которые лежат в основе рассматриваемого приёма; предусмотрен постепенный переход к обоснованию вычислительных приемов на основе изученных теоре­тических положений (переместительное свойство сложения, связь между сложением и вы­читанием, сочетательное свойство сложения и др.);



Общая характеристика курса

Программа определяем ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целен начальною математическою образования:

-- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной дея­тельности па основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моде­лировать и объяснять количественные и пространственные отношения): развитие основ логического, знаково-символического и алгоритми­ческою мышления: развитие пространственного воображения: развитие математической речи;

- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;

- формирование умения вести поиск информации и работать с ней:

-формирование первоначальных представлений о компьютерной гра­мотности:

развитие познавательных способностей;

- воспитание стремления к расширению математических знаний:

- формирование критичности мышления;

-развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать вы­сказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьника­ми универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей дей­ствительное и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.

Содержание обучения представлено в программе разделами; «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи». «Про­странственные отношения. Геометрические фигуры». «Геометрические величины». «Работа с информацией».

Арифметическим ядром программы является учебный материал, ко­торый, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой — содержание, отобранное и проверенное многолетней педа­гогической практикой, подтвердившей необходимость его изучении в на­чальной школе для успешного продолжения образования.

Основа арифметического содержания — представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформиро­ваны представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся вы­полнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрица­тельными числами в пределах миллиона: узнают, как связаны между собой компоненты, и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компо­ненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением: освоят различные приемы проверки выполненных вычислении. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислении, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.

Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина. масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измере­ния однородных величин и соотношениями между ними.

• рассмотрение теоретических вопросов курса опирается на жизненный опыт ребёнка, практические работы, различные свойства наглядности, подведение детей на основе собственных наблюдений к индуктивным выводам, сразу же находящим применение в учебной практике;

• система упражнений, направленных на выработку навыков, предусматривает их применение в разнообразных условиях. Тренировочные упражнения рационально распре делены во времени.

Содержание курса математики позволяет осуществлять, его связь с другими предмета­ми, изучаемыми в начальной школе (русский язык, окружающий мир, технология).

Для реализации программного содержания используется учебное пособие:

Моро М.И.. Волкова С.И.. Степанова С.В.. Бантова М.Л.. Математика. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - М.: Просвещсппе. 2014.



Место курса «Математика» в учебном плане

На изучение курса математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 ч в педелю. Курс рассчитан на 540ч : в 1 классе 132ч (33 учебные недели), во 2-4 классах- по 136ч(34 учебные недели в каждом классе)


Ценностные ориентиры содержания курса «Математика»

  1. Математика является важнейшим источником принципиальных идей для всех естественных наук и современных технологий. Весь научно технический прогресс связан с развитием математики. Владение математическим языком, алгоритмами, понимание математических отношений является средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе. Поэтому так важно сформировать интерес к учебному предмету «Математика» у младших школьников, который станет основой для дальнейшего изучения данного предмета, для выявления и развития математических способностей учащихся, для способности к самообразованию.

  2. Овладение различными видами учебной деятельности в процессе обучения математике является основой изучения других учебных предметов, обеспечивая тем самым познание различных сторон окружающего мира.

  3. Успешное решение математических задач оказывает влияние на эмоционально – волевую сферу личности учащихся, развивает их волю и настойчивость, умение преодолевать трудности, испытывать удовлетворение от результатов интеллектуального труда.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семей­ным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.

Целостное восприятие окружающего мира.

Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересо­ванность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.

Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты

Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Способность использовать знаково-символические средства представления информа­ции для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных тех­нологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организа­ции и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными зада­чами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализи­ровать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и гра­фическим сопровождением.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность су­ществования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распреде­лении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в со­вместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окру­жающих.

Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими су­щественные связи и отношения между объектами и процессами.

Умение работать в материальной и информационной среде начального общего обра­зования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного пред­мета «Математика».


Предметные результаты

Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения ок­ружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и про­странственных отношений.

Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовы­ми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре; исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с табли­цами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками; представлять, анализировать и ин­терпретировать данные.

Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).

система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. критерии оценивания

В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по математике должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребёнка.

Система оценки достижения планируемых результатов изучения математики предпо­лагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность третьеклассников решать учебно-познава­тельные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достиже­ний ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.

В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достиже­ний являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизи­рованных работ по математике. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

Текущий контроль по математике осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или арифметического диктанта. Работы для текущего кон­троля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется все­сторонняя проверка только одного определенного умения.

Тематический контроль по математике проводится в письменной форме. Для темати­ческих проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, из­мерение величин и др. Проверочные работы позволяют проверить, например, знание таб­личных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. В этом случае для обеспече­ния самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из ко­торых содержит около тридцати примеров на сложение и вычитание или умножение и деле­ние. На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока.

Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и ито­говых стандартизированных контрольных работ. Однако последним придается наибольшее значение.

В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Одной из ее целей является оценка предметных и метапредметных результатов ос­воения программы по математике в третьем классе: способность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, сформированность обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений.


Нормы оценок по математике


Работа, состоящая из примеров:

Работа, состоящая из задач.

Комбинированная ра­бота

Контрольный уст­ный счет.

«5» - без ошибок.

«5» — без ошибок.

«5» - без ошибок.

«5» - без ошибок.

«4» -1 грубая и 1-2 не­грубые ошибки.

«4» - 1-2 негрубых ошиб­ки.

«4» - 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки, при этом гру­бых ошибок не должно быть в задаче.

«4»- 1-2 ошибки.

«3»~ 2-3 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки

«3» - 1 грубая и 3-4.нё-грубые ошибки.

«3* - 2-3 грубые и 3-4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным.

«3» - 3-4 ошибки.

«2» - 4 и более грубых ошибки.

«2» - 2 и более грубых ошибки.

«2» - 4 грубые ошибки.



Грубые ошибки: вычислительные ошибки в примерах и задачах; порядок действий, неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние действия); не доведение до конца решения задачи, примера; невыполненное задание.

Негрубые ошибки: нерациональные приёмы вычисления; неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи; неверно оформленный ответ задачи; неправиль­ное списывание данных; не доведение до конца преобразований.

За грамматические ошибки, допущенные в работе по математике, оценка не снижается.

За небрежно оформленную работу, несоблюдение правил орфографии и каллиграфии оценка снижается на один балл, но не ниже «3».

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, отметка выставляется в соответствии с таблицей:


Процент выполнения задания

Отметка

91-100 %

отлично

76- 90%

хорошо

51- 75 %

удовлетворительно

Менее 50 %

неудовлетворительно




Количество контрольных и проверочных работ


Период обучения

Тесты

Контроль-ные работы

Математические диктанты

Проверочные работы

1 четверть

-

2

2

2

2 четверть

2

2

1

-

3 четверть

1

2

2

1

4 четверть

-

3

3

-

Итого

3

9

8

3


Учебно- тематический план


Наименование разделов и тем

Всего

часов

1

Числа от 1 до 100

Повторение

14


2

Числа, которые больше 1000.

Нумерация


12

3

Величины

11

4

Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание

12

5

Числа, которые больше 1000. Умножение и деление

77

6

Итоговое повторение (6 ч)


10

7

Итого

136


Содержание программы (136 часов)

Числа от 1 до 1000 Повторение (14 ч)

Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2-4 действия. Письменные приёмы вычислений.

Числа, которые больше 1000

Нумерация (12 ч)

Новая счетная единица — тысяча.

Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.

Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.

Величины (11 ч)

Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения ме­жду ними.

Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный деци­метр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.

Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.

Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности

Сложение и вычитание (12 ч)

Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сло­жением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь у компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания

Решение уравнений вида:

х + 312 = 654 + 79,

729-х = 217 + 163,

х- 137 = 500-140.

Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное — в остальных случаях.

Сложение и вычитание значений величин.

Умножение и деление (77 ч)

Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.

Решение уравнений вида 6 - х = 429 +120, х - 18 = 270-50, 360:х=630:7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.

Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.

Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).

Умножение и деление значений величин на однозначное число.

Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).

В течение всего года проводится:

вычисление значений числовых выражений в 2 — 4 действия (со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке выполнения действий;

решение задач в одно действие, раскрывающих смысл арифметических действий;

нахождение неизвестных компонентов действий;

отношения больше, меньше, равно,

взаимосвязь между величинами;

решение задач в 2 — 4 действия:

решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных;

разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из 2 — 3 ее частей;

- построение изученных фигур с помощью линейки и циркуля.

Итоговое повторение (10 ч)


Требования к уровню подготовки учащихся

К концу обучения в четвёртом классе ученик научится:

читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона: записывать резуль­тат сравнения, используя знаки (больше),

представлять любое трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;

объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;

пользоваться изученной математической терминологией;

записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3-4 действия (со скобками и без них);

находить числовые значения буквенных выражений вида а + 3, 8 - г, Ь : 2, а + Ь, с! , к. : п при заданных числовых значениях входящих в них букв;

выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях сводимых к действиям в пределах 100;

выполнять вычисления с нулём;

выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных
умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные числа), проверку вычислений;

решать уравнения вида х±60 = 320, 125+х = 750, 2000-х= 1450, х-12 = 2400, х:
420, 600:х = 25 на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий;

решать задачи в 1 — 3 действия;

находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе пря угольника (квадрата);

находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;

узнавать время по часам;

выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин на однозначное число);

применять к решению текстовых задач знание изученных связей между величинами;

строить заданный отрезок;

строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон,

К концу обучения в четвёртом классе ученик получит возможность научиться:

выделять признаки и свойства объектов (прямоугольник, его периметр площадь и др.);

выявлять изменения, происходящие с объектами и устанавливать зависимости между ними:

определять с помощью сравнения (сопоставления) их характерные признаки:

формировать речевые математические умения и навыки, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, выделять слова (словосочетания и г, д.). помогающие понять его смысл; ставить вопросы по ходу выполнения задания;

выбирать доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения задачи, уравнения и др.;

развивать организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы. определять последовательность предстоящих действий:

осуществлять контроль и оценку правильности действий, поиск путей преодоления

сформировать умения читать и записывать числа, знание состава чисел, которые понадобятся при выполнении устных, а в дальнейшем и письменных вычислений:

сформировать и отрабатывать навыки устных и письменных вычислений табличные случаи умножения и деление внетабличные вычисления в пределах 100, разнообразные примеры на применение правил о порядке выполнения действий в выражениях ее скобками и без них

Календарно – тематическое планирование(136 ч)



п/п

Тема урока

Кол-во часов

Форма

занятий

Планируемые

предметные результаты

Дата проведения








1

1 четверть (34 часа).

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание

Повторение (14 часов)






Называть последователь­ность чисел в пределах 1000; объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица. Называть разряды и классы.


Повторение. Нумерация чисел.

1

Практические

Занятия






























Теоретическое

занятие

2

Порядок дей­ствий в числовых выражениях. Сложение и вычитание.

1

Вычислять зна­чение числового вы­ражения, содержащего 2-3 действия. Понимать правила порядка выполнения действий в числовых выражениях


3

Нахождение суммы нескольких слагаемых.

1

Вычислять сумму трёх слагаемых. Вычислять зна­чение числового вы­ражения, содержащего 2-3 действия




4

Алгоритм письменного вычитания трёхзначных чисел.

1

Использовать алгоритм письменного вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1000


5

Приёмы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные.

1

Выполнять письменное умножение в пределах 1000 с переходом через разряд многозначного числа на однозначное.


6

Свойства умножения.

1

Выполнять письменное умножение в пределах 1000 с переходом через разряд многозначного числа на однозначное


7

Алгоритм письменного деления

1

Выполнять письменное деление в пределах 1000


8

Деление трёхзначных чисел на однозначные. Свойства деления числа на 1, и нуля на число.


1

Выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное по алгоритму


9

Приемы письменного деления


1

Выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное по алгоритму


10

Приемы письменного деления


1

Выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное с объяснением, когда в записи частного есть нуль.


11

Диаграммы.

1

Читать и строить столбчатые диаграммы


12

Что узнали. Чему научились.

Вводная диагностическая работа


1

Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее


13

Проверочная работа № 1 по теме «Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание.

Повторение»

1

Контроль знаний, умений и навыков

Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее


14

Анализ проверочной работы. Странички для любознательных

1









15

Числа, которые больше 1000.(112 ч)


Нумерация (12 часов)






Теоретические

занятия





Называть новую счётную единицу – тысячу. Называть разряды, которые составляют первый класс, второй класс



Класс единиц и класс тысяч

1


16

Чтение многозначных чисел.

1

Читать числа в пределах миллиона



17

Запись многозначных чисел.

1

Записывать числа в пределах миллиона


18

Разрядные слагаемые.

1

Теоретическое

занятие




Практические

занятия

Представлять многозначное число суммой разрядных слагаемых. Выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сво­димых к действиям в пределах ста


19

Сравнение многозначных чисел.

1

Сравнивать числа по классам и разрядам. Оценивать правильность составления числовой последовательности



20

Увеличение и уменьшение

числа в 10, 100, 1000 раз.

1

Увеличивать (уменьшать) числа в 10, 100, 1000 раз


21

Закрепление изученного

1

Выделять в числе общее количество единиц любого разряда


22

Класс миллионов и класс миллиардов.

Проверочная работа № 2 по теме «Нумерация» 1

1

Называть класс миллионов, класс миллиар­дов. Читать чис­ла в пределах 1 000 000 000 . Пользоваться вычислительными навыками, решать составные задачи


23

Проект: «Математика вокруг нас». Создание математического справочника «Наше село»

1

проект

Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера, составлять задачи


24

Странички любознательных. Что узнали. Чему научились. Математ. диктант № 1


1

Контроль знаний, умений и навыков

Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее


25

Контрольная работа №1 по теме «Нумерация»

1

Контроль знаний, умений и навыков

Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее






26

.

Величины (11 часов)




Теоретическое

занятие



Называть единицы длины. Сравнивать ве­личины по их число­вым значениям, выра­жать данные величины в различных единицах


Анализ контрольной работы Единицы длины. Километр.


1


27

Единицы длины. Закрепление.

1

Практические

занятия






Теоретическое

занятие

Называть единицы длины. Сравнивать ве­личины по их число­вым значениям, выра­жать данные величины в различных единицах


28

Единицы площади: квадратный километр, квадратный миллиметр.

1

Называть единицы площади. Использовать приобретенные знания для сравнения и упо­рядочения объектов по разным признакам: длине, площади


29

Таблица единиц площади.

1

Называть результат при переводе одних единиц массы в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними


30

Измерение площади с помощью палетки.

1

Теоретическое

занятие

Использовать приём измерения площади фигуры

с помощью палетки. Сравнивать ве­личины по их число­вым значениям, выра­жать данные величины в различных единицах, решать тексто­вые задачи арифметическим способом


31

Единицы массы: центнер, тонна.

1

Теоретическое

занятие

Понимать понятие «мас­са», называть единицы массы. Сравнивать ве­личины по их число­вым значениям


32

Единицы времени. Определение времени по часам. Математический диктант № 2.

1

Урок-сказка

Называть единицы времени: минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Определять соотношения между ними. Определять время по часам (в часах и минутах), сравнивать величины по их числовым значениям


33

Контрольная работа № 2 за 1 четверть.

1

Контроль знаний, умений и навыков

Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее


34

Определение начала, продолжительности и конца события. Секунда.


1

Практическое

занятие

Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее .Называть новую единицу измерения времени – секунду. Решать задачи на определение начала, продолжительности и конца события





35

Единица времени – век. Таблица единиц времени.

1

Практическое

занятие

Называть новую единицу измерения времени – век

Использовать таблицу единиц времени. Сравнивать ве­личины по их число­вым значениям, выра­жать данные величины в различных единицах


36

Что узнали. Чему научились. Тест № 1 «Проверим себя и оценим свои достижения».

1


Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее



37

Устные и письменные приёмы вычислений..

1

Практическое

занятие

Объяснять приёмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1 000 000


39

Нахождение неизвестного слагаемого.

1

Практические

занятия

Использовать правило нахождения неизвестного слагаемого. Пользоваться изученной математи­ческой терминологией, проверять правиль­ность выполненных вычислений


40

Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого.

1

Использовать правило нахождения неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого. Вычислять зна­чение числового вы­ражения, содержащего 2-3 действия (со скоб­ками и без них)


41

Нахождение нескольких долей целого.

1

Находить несколько долей целого. Вычислять зна­чение числового вы­ражения, содержащего 2-3 действия (со скоб­ками и без них)


42

Решение задач.

1

Находить несколько долей целого.


43

Решение задач

1

Решать задачи арифметическим способом. Сравнивать площади фигур


44

Сложение и вычитание величин.

1

Выполнять сложение и вычитание величин



45

Решение задач.

1

Решать тексто­вые задачи арифмети­ческим способом, пользоваться изучен­ной математической терминологией


46

Что узнали. Чему научились

1

Контроль знаний, умений и навыков

Решать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме , развивать навык устного счёта; развивать внимание, творческое мышление


47

Странички для любознательных. Задачи-расчёты.

1


Решать нестандартные задачи, выбирая эффективные способы решения.


48

Что узнали. Чему научились. Тест № 2 «Проверим себя и оценим свои достижения».


1

Контроль знаний, умений и навыков

Решать задачи на нахождение долей целого, развивать навык устного счёта; развивать внимание, творческое мышление


49

Контрольная работа № 3 по теме «Сложение и вычитание»

1

Контроль знаний, умений и навыков

Использовать приёмы сложения и вычитания многозначных чисел. Решать задачи арифметическим способом





50

Анализ контрольной работы и работа над ошибками.

Умножение и его свойства.

1

Урок-исследование

Использовать свойства умножения на 0 и на 1 при выполнении вы­числений


51,

52

Письменные приёмы умножения

2

Практические

занятия

Выполнять письменное умножение многозначного числа на однозначное


53

Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями.

Математический диктант №3

1

Практические

занятия

Объяснять приёмы умножения на однозначное число многозначных чисел, оканчивающихся нулями


54

Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя.

1

Использовать правило нахождения неизвестного множителя, неизвестного делимого и неизвестного делителя. Вычислять зна­чение числового вы­ражения, содержащего 2-3 действия (со скоб­ками и без них)


55

Деление с числами 0 и 1.


1

Применять правила деления суммы на число и использовать его при решении примеров и задач. Применять полученные знания для решения задач. Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее


56

Письменные приёмы деления

1

Выполнять деление многозначного числа на однозначное с объяснением


57

Контрольная работа № 4 по теме «Умножение и деление на однозначное число» за 2 полугодие.

1

Контроль знаний, умений и навыков

Применять правила порядка выполнения действий в выражениях в 2-3 действия (со скобками и без них). Применять полученные знания для решения задач


58

Анализ контрольной работы и рабо­та над ошибками.

Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме.

1

Практическое

занятие


Выполнять деление многозначного числа на однозначное с объяснением


59

Закрепление. Решение задач.

1

Практические

занятия





Урок-игра

Применять полученные знания для решения задач


60

Письменные приёмы деления. Решение задач.

1

Делить многозначное число на однозначное, проверять правильность выполненных вычислений


61

Что узнали. Чему научились


1



62

Умножение и деление на однозначное число

1




63

Скорость.Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием

1

Теоретическое

занятие




Практические

Занятия






Теоретическое

Занятие



Теоретическое

занятие


Составлять план действий и определять наиболее эффективные способы решения задачи


64-66

Решение задач на движение.

3

Решать задачи с величинами: скорость, время, расстояние. Называть единицы скорости. Понимать взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием


67

Странички для любознательных. Проверочная работа № 3 по теме «Скорость. Время. Расстояние»

1

Решать задачи с величинами: скорость, время, расстояние. Понимать взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием


68

Умножение числа на произведение

1

Использовать свойства арифметиче­ских действий при выполнении вычис­лений. Находить результат при умножении числа на произведение удобным способом


69

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями.

1

Выполнять письменное умножение на числа, оканчивающиеся ну­лями


70

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями

1

Выполнять письменное умножение на числа, оканчивающиеся ну­лями


71

Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями.

1

Выполнять письменное умножение на числа, оканчивающиеся ну­лями


72

Решение задач.

1

Решать задачи на одновременное встречное движение, развивать навык устного счёта; развивать внимание, творческое мышление


73

Перестановка и группировка множителей.

1

Применять свойства умножения при решении числовых выражений


74

Деление числа на произведение

1

Использовать свойства арифметиче­ских действий при выполнении вычис­лений. Находить результат при делении числа на произведение удобным способом


75

Решение задач

1

Использовать свойства арифметиче­ских действий при выполнении вычис­лений. Находить результат при делении числа на произведение удобным способом


76

Деление с остатком на 10, 100, 1 000.

1

Применять приём письменного деления многозначного числа на 10, 100, 1 000 с остатком


77

Решение задач

1

Практические

занятия

Применять полученные знания для решения задач


78

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

1

Объяснять приём деления на числа, оканчивающиеся нулями


79

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями..

1

Объяснять приём деления на числа, оканчивающиеся нулями

05.02

80

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. Решение задач.

1

Объяснять приём деления на числа, оканчивающиеся нулями

06.02

81

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

1

Объяснять приём деления на числа, оканчивающиеся нулями

07.02

82

Решение задач.

1

Применять полученные знания для решения задач. Решать задачи на одновременное движение в противоположных направлениях

08.02

83

Закрепление Тест № 3 «Проверим себя и оценим свои достижения».


1

Контроль знаний, умений и навыков

Находить ошибки в вычислениях и решать правильно. Применять полученные знания для решения задач. Использовать приём деления на числа, оканчивающиеся нулями

12.02

84

Что узнали. Чему научились.

Математический диктант № 4


1

Урок-сказка

Выполнять письменное умножение на числа, оканчивающиеся ну­лями. Использовать приём деления на числа, оканчивающиеся нулями. Решать задачи на одновременное встречное движение, на одновременное движение в противоположных направлениях

13.02

85

Проект: «Математика вокруг нас». Составление сборника математических задач и заданий.

1

Урок-проект

Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера, составлять связный текст

14.02

86

Контрольная работа № 5 по теме «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями»

1

Контроль знаний, умений и навыков

Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее

15.02

87

Анализ контрольной работы и рабо­та над ошибками.

Умножение числа на сумму.

1

Практические

занятия

Решать задачи, развивать навык устного счёта; развивать внимание, творческое мышление

19.02

88

Умножение числа на сумму.

1

Объяснять, как выполнено умножение числа на сумму

20.02

89

Письменное умножение на двузначное число.

1

Теоретическое

занятие

Использовать алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное

21.02

90

Письменное умножение на двузначное число.

1

Практические

занятия

Использовать алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное. Объяснять, как выполнено умножение многозначного числа на двузначное

22.02

91

Решение задач .

1

Составлять план действий и определять наиболее эффективные способы решения задачи

26.02

92

Решение задач.


1

Применять полученные знания для решения задач

27.02

93

Письменное умножение на трёхзначное число.

1

Теоретическое

занятие

Объяснять, как получают каждое неполное произведение при умножении на трёхзначное число

28.02


94

Письменное умножение на трёхзначное число . Математический диктант № 5

1

Объяснять, почему при умножении на трёхзначное число, в записи которого есть нуль, записывают только два неполных произведения

01.03

95

Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное. Составление и решение уравнений.

1

Объяснять приёмы умножения многозначного числа на трёхзначное, когда в записи обоих множителей встречаются нули

05.03

96

Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное. Совершенствование вычислительных навыков.

1

Решать задачи, развивать навык устного и письменного счёта; развивать внимание, творческое мышление.


97

Что узнали. Чему научились.


1

Урок-путешествие

Решать задачи, развивать навык устного и письменного счёта; развивать внимание, творческое мышление


98

Контрольная работа №6 по теме « Умножение на двузначное и трёхзначное число».

1

Контроль знаний, умений и навыков

Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее


99

Анализ контрольной работы. Письменное деление на двузначное число .

1

Теоретическое

занятие

Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное, когда цифра в частном находится методом подбора


100

Письменное деление на двузначное число с остатком.

1

Практическое

занятие

Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное с остатком


4 четверть 33 часа

101

Алгоритм письменного деления на двузначное число

1

Теоретическое

занятие

Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное


102

Письменное деление на двузначное число

1

Практические

занятия

Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное методом подбора (изменяя пробную цифру)


103

Письменное деление на двузначное число

1

Выполнять деление с объяснением. Переводить одни единицы площади в другие


104

Закрепление изученного.

1

Применять полученные знания для решения задач. Объяснять выбор действия для решения


105

Закрепление изученного. Решение задач.

1

Урок-сказка

Выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное по алгоритму


106

Закрепление изученного

1

Практическое

занятие

Выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное, когда в частном есть нули


107

Письменное деление на двузначное число (закрепление).

1

Урок-конкурс

Пользоваться вычислительными навыками, решать составные задачи


108,

109

Закрепление изученного. . Решение задач .Математический диктант № 6

2

Практическое

занятие

Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее


110

Контрольная работа № 7 по теме «Деление на двузначное число».

1

Контроль знаний, умений и навыков

Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее


111

Анализ контрольной работы и рабо­та над ошибками.

Письменное деление на трёхзначное число.

1

Теоретическое

занятие

Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на трёхзначное


112,113

Письменное деление на трёхзначное число.

2

Практические

занятия

Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на трёхзначное.


114

Закрепление изученного.

1

Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на трёхзначное, делать проверку


115

Деление с остатком.

1

Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на трёхзначное, делать проверку


115

деление на трёхзначное число.Закрепление

1

Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на трёхзначное, делать проверку


116

Что узнали. Чему научились. Математический диктант № 7


1

Находить ошибки при делении, исправлять их


117

Контрольная работа № 8 по теме «Деление на трёхзначное число.»

1

Контроль знаний, умений и навыков

Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее


118

Анализ контрольной работы и рабо­та над ошибками.

Подготовка к олимпиаде.

1



Итоговое повторение (10 часов)






Практические

занятия




Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее Называть числа натурального ряда, которые больше 1 000. Читать и записывать числа, которые больше 1 000, используя правило,


119

Нумерация.

1


120

Выражения и уравнения. Математический диктант № 8

1

121

Арифметические действия: сложение и вычитание

1


1



1

Практические

занятия

Использовать приёмы сложения и вычитания, умножения и деления чисел, которые больше 1 000 Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях.


122

Арифметические действия:умножение и деление

123

Правила о порядке выполнения действий

124

Итоговая контрольная работа

№ 9

1

Контроль знаний, умений и навыков

Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее


125

Анализ контрольной работы и рабо­та над ошибками.


1



1

Практические

занятия (обобщение и систематиза

ция.)

Применять знания о величинах в ходе решения задач и выражений


126

Величины.

127

Геометрические фигуры.

1

Называть виды геометрических фигур. Выполнять чертежи изученных геометрических фигур.


128

Решение задач.

1

Применять полученные знания для решения задач. Записывать и решать задачи изученных видов


129



130-136

Обобщающий урок. Игра «В поисках клада».


Резерв

1




7

Применять полученные знания, умения и навыки при выполнении нестандартных заданий.