муниципальное казенное общеобразовательное учреждение города Новосибирска
"Специальная (коррекционная) школа - интернат №152"
Утверждаю Согласовано Рассмотрено
Директор МКОУ С(К)ШИ № 152 Зам. директора по УВР на заседании МО
С.В. Горлатых протокол №___
___________________ _________________ от______________
«___»_________»2020г. «___»_________»2020г. «___»_________»2020г.
Рабочая программа учебного предмета
«Математика практического содержания»
Учитель математики первой
квалификационной категории
Тарская Ольга Владимировна
г.Новосибирск
2020-2021 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Математика практического содержания» в 6 специальном (коррекционном) классе составлена в соответствии с нормативными документами:
Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000 г. N 212
"О внесении изменений и дополнений в Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии"
Учебным планом школы-интерната № 152.
Программой специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями
Структура изучения математики
Данная программа составлена как дополнение к рабочей программе «Математика 6 класс VIII вида». Учебный предмет «Математика практического содержания» рассчитан на 34 часов (1 час в неделю) для работы с учащимися 6 класса и предусматривает повторное, параллельное с основным предметом «Математика 6 класс VIII вида». Программа направлена на оказание обучающимся квалифицированной помощи в расширении, углублении, систематизации и обобщении их знаний по различным разделам математики.
Цель:
- подготовить учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью к жизни, к трудовой деятельности. Курс математики направлен, чтобы ученики могли распознавать в явлениях окружающей жизни математические факты и применять математические знания к решению конкретных практических задач.
Задачи:
использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
развивать речь учащихся, обогащая её математической терминологией;
воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое до завершения.
Особенности учебной деятельности детей:
Основной особенностью учебной деятельности учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью является несформированность необходимых предпосылок учебной деятельности, обусловленных в первую очередь нарушениями опорно - двигательного аппарата и в сфере познавательных процессов. Несформированность двигательных навыков и умений – результат не только нарушенной моторики, но и недостаточности более сложных функций, в основе которых лежит движение (зрительно-моторная координация, пространственный анализ и синтез).
Для детей характерна низкая и неустойчивая работоспособность и повышенная истощаемость внимания. При таком состоянии дети допускают ряд разнообразных ошибок, связанных с пропусками букв, слогов, слов, перестановками их, недописыванием слов, предложений, о различением исходных по звучанию звуков. Такие учащиеся могут одни и те же задания в разное время выполнить на различном уровне, т.е. количество и качество их ошибок отличается непостоянством.
Содержание учебного материала.
6 класс
Нумерация
Нумерация чисел в пределах 1 000 000. Получение единиц тысяч, десятков тысяч, сотен тысяч.
Получение четырех-, пяти-, шестизначных чисел из разрядных слагаемых; разложение чисел в пределах 1 000 000 на разрядные слагаемые. Чтение, запись под диктовку, изображение на калькуляторе чисел в пределах 1 000 000.
Разряды: единицы, десятки, сотни тысяч; класс тысяч. Нумерационная таблица, сравнение соседних разрядов, сравнение классов тысяч и единиц.
Сравнение чисел в пределах 1 000 000.
Числа простые и составные.
Обозначение римскими цифрами чисел XIII–XX.
Единицы измерения и их соотношения
Запись чисел, полученных при измерении одной, двумя единицами (мерами) стоимости, длины, массы, в виде обыкновенных дробей.
Арифметические действия
Сложение и вычитание круглых чисел в пределах 1 000 000 (легкие случаи). Сложение, вычитание, умножение, деление на однозначное число и круглые десятки чисел в пределах 10 000 устно (легкие случаи) и письменно. Деление с остатком. Проверка арифметических действий.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя единицами (мерами) стоимости, длины, массы, устно и письменно.
Дроби
Смешанные числа, их сравнение. Основное свойство обыкновенных дробей. Преобразования: замена мелких долей более крупными (сокращение), неправильных дробей целыми или смешанными числами.
Сложение и вычитание обыкновенных дробей (включая смешанные числа) с одинаковыми знаменателями.
Арифметические задачи
Простые арифметические задачи на нахождение дроби от числа.
Простые арифметические задачи на прямую пропорциональную зависимость, на соотношение: расстояние, скорость, время.
Составные задачи на встречное движение (равномерное, прямолинейное) двух тел.
Геометрический материал
Взаимное положение прямых на плоскости (пересекаются, в том числе перпендикулярные; не пересекаются, т. е. параллельные), в пространстве (наклонные, горизонтальные, вертикальные). Знаки: ┴, ║. Уровень, отвес.
Высота треугольника, прямоугольника, квадрата.
Геометрические тела: куб, брус. Элементы куба, бруса: грани, ребра, вершины; их количество, свойства.
Масштаб: 1 : 1 000; 1 : 10 000; 2 : 1; 10 : 1; 100 : 1.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Минимальный уровень:
– знание числового ряда 1—10 000 в прямом порядке (с помощью учителя);
– умение читать, записывать под диктовку числа в пределах 10 000 (в том числе с использованием калькулятора);
– получение чисел из разрядных слагаемых в пределах 10 000; определение разрядов в записи четырехзначного числа, умение назвать их (единицы тысяч, сотни, десятки, единицы);
– умение сравнивать числа в пределах 10 000;
– знание римских цифр, умение прочитать и записать числа I–XII;
– выполнение преобразований чисел (небольших), полученных при измерении стоимости, длины, массы;
– выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 10 000 без перехода через разряд и с переходом через разряд приемами письменных вычислений;
– выполнение умножения и деления чисел в пределах 10 000 на однозначное число, круглые десятки приемами письменных вычислений;
– выполнение сложения и вычитания чисел (небольших), полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины, массы письменно (с помощью учителя);
– умение прочитать, записать смешанное число, сравнить смешанные числа;
– выполнение сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, включая смешанные числа (в знаменателе числа 2–10, с помощью учителя), без преобразований чисел, полученных в сумме или разности;
– выполнение решения простых задач на нахождение неизвестного слагаемого;
– узнавание, называние различных случаев взаимного положения прямых на плоскости и в пространстве;
– выделение, называние элементов куба, бруса; определение количества элементов куба, бруса;
– знание видов треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон;
– умение построить треугольник по трем заданным сторонам с помощью циркуля и линейки;
– вычисление периметра многоугольника.
Достаточный уровень:
– знание числового ряда 1—10 000 в прямом и обратном порядке; места каждого числа в числовом ряду в пределах 10 000;
– умение читать, записывать под диктовку числа в пределах 1 000 000 (в том числе с использованием калькулятора);
– знание разрядов и классов в пределах 1 000 000; умение пользоваться нумерационной таблицей для записи и чтения чисел: чертить нумерационную таблицу, обозначать в ней разряды и классы, вписывать в нее числа и читать их, записывать вписанные в таблицу числа вне ее;
– получение чисел из разрядных слагаемых в пределах 1 000 000; разложение чисел в пределах 1 000 000 на разрядные слагаемые;
– умение сравнивать числа в пределах 1 000 000;
– выполнение округления чисел до любого заданного разряда в пределах 1 000 000;
– умение прочитать и записать числа с использованием цифр римской нумерации в пределах XX;
– записывать числа, полученные при измерении одной, двумя единицами (мерами) стоимости, длины, массы, в виде обыкновенных дробей (с помощью учителя);
– выполнение сложения и вычитания круглых чисел в пределах 1 000 000 приемами устных вычислений;
– выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 10 000 без перехода через разряд и с переходом через разряд приемами письменных вычислений с последующей проверкой;
– выполнение умножения и деления чисел в пределах 10 000 на однозначное число, круглые десятки приемами письменных вычислений; деление с остатком в пределах 10 000 с последующей проверкой;
– выполнение сложения и вычитания чисел, полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины, массы письменно;
– знание смешанных чисел, умение получить, обозначить, сравнить смешанные числа;
– умение заменить мелкие доли крупными, неправильные дроби целыми или смешанными числами;
– выполнение сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, включая смешанные числа;
– знание зависимости между расстоянием, скоростью, временем;
– выполнение решения простых задач на соотношение: расстояние, скорость, время; на нахождение дроби от числа; на отношение чисел с вопросами: «Во сколько раз больше (меньше) … ?»; составных задач в три арифметических действия (с помощью учителя);
– выполнение решения и составление задач на встречное движение двух тел;
– узнавание, называние различных случаев взаимного положения прямых на плоскости и в пространстве; выполнение построения перпендикулярных прямых, параллельных прямых на заданном расстоянии;
– умение построить высоту в треугольнике;
– выделение, называние элементов куба, бруса; определение количества элементов куба, бруса; знание свойств граней и ребер куба и бруса.
Основная литература:
1. М.Н. Перова, Г.М. Капустина учебник по математике 6 класса специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (М. Просвещение2005г).
Залялетдинова Ф.Р. Математика в коррекционной школе: 5 – 9 классы. – М.: ВАКО, 2011. – 128с.
Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1,2./ Под ред В.В. Воронковой/ – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
4. Математика. Методические рекомендации. 5–9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные ощеобразоват. программы / М. Н. Перова, Т. В Алышева, А. П. Антропов, Д. Ю. Соловьева. – М. – Просвещение, 2020.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Примечание |
1 | | Нумерация чисел в пределах 1 000. | |
2 | | Сложение, вычитание чисел в пределах 1 000 без перехода через разряд. | |
3 | | Нахождение значения числового выражения со скобками и без скобок в 2 арифметических действия (сложение, вычитание). | |
4 | | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы, времени. | |
5 | | Счет в пределах 1 000 000, присчитывая, отсчитывая по 1 сотне, тысяче. | |
6 | | Сравнение чисел в пределах 1 000 000 | |
7 | | Сложение и вычитание чисел в пределах 10 000 без перехода через разряд приемами устных вычислений. | |
8 | | Вычитание чисел в пределах 10 000 с приемами письменных вычислений. | |
9 | | Нахождение неизвестного компонента выражения (с проверкой) | |
10 | | Сложение чисел, полученных при измерении величин с соотношением мер, равным 10 | |
11 | | Вычитание чисел, полученных при измерении величин с соотношением мер, равным 10 | |
12 | | Решение задач на сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин с соотношением мер, равным 1 000. | |
13 | | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении времени. | |
14 | | Обыкновенные дроби. | |
15 | | Правильные, неправильные дроби | |
16 | | Смешанные числа. | |
17 | | Основное свойство дроби. | |
18 | | Замена неправильной дроби смешанным числом. | |
19 | | Простые арифметические задачи на нахождение одной части от числа. | |
20 | | Простые арифметические задачи на нахождение нескольких частей от числа. | |
21 | | Взаимное положение прямых в пространстве: вертикальное, горизонтальное, наклонное. | |
22 | | Построение параллельных прямых. | |
23 | | Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. | |
24 | | Сложение смешанных чисел. | |
25 | | Вычитание смешанных чисел. | |
26 | | Сложение и вычитание смешанных чисел. | |
27 | | Зависимость между скоростью, временем, расстоянием. | |
28 | | Задачи на нахождение расстояния, скорости, времени | |
29 | | Умножение двузначных, трехзначных чисел на однозначное число в пределах 10 000 (с записью примера в столбик). | |
30 | | Умножение многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки. | |
31 | | Простые арифметические задачи на пропорциональную зависимость между ценой, количеством, стоимостью. | |
32 | | Деление многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки. | |
33 | | Все действия в пределах 10 000. | |
34 | | Деление с остатком. | |
35 | | Обобщающий урок. | |
Итого | 35 часов |
8