Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Шило – Голицынская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области»
Утверждено
приказом №255-0
от 27 августа 2021г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Математика»
педагога Вичевой Надежды Александровны
в 3 классе
на 2021 – 2022 учебный год
Принято на заседании
педагогического совета
Протокол №1
от 27. 08. 2021 года
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Обучающиеся к концу 3 класса должны знать/понимать:
- последовательность чисел в пределах 100
- таблицу сложения и вычитания однозначных чисел
- таблицу умножения и деления однозначных чисел
- правила порядка выполнения действий в числовых выражениях
- состав и значение единиц измерения
- последовательность чисел в пределах 1000
Обучающиеся к концу 3 класса должны уметь:
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100
- представлять многозначные числа в виде суммы разрядных слагаемых
- пользоваться изученной математической терминологией
- чертить с помощью линейки отрезок заданной длины, измерять длину заданного отрезка
- решать текстовые задачи арифметическим способом
- вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них)
- проверять правильность выполнения вычислений
- распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки)
- вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата)
- сравнивать величины по их числовым значениям - выражать данные величины в различных единицах
- выполнять вычисления с нулём
- выполнять деление числа на это же число
- делить нуль на число
- выполнять устные арифметические действия над числами в пределах сотни
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000
- выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел)
- выполнять письменные вычисления (умножение и деление многозначных чисел на однозначное)
- выполнять самостоятельно задания контрольной работы
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.)
Личностные, метапредметные и предметные результаты усвоения учебного предмета, курса.
Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семенным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
Учащийся научится:
понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;
находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;
проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно;
выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем;
Учащийся получит возможность научиться:
самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения учебной задачи;
адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;
самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах;
** контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе.
Познавательные
Учащийся научится:
устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;
проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;
выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;
делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;
понимать базовые межпредметные предметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;
фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
стремление полнее использовать свои творческие возможности;
общее умение смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках;
осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме.
Учащийся получит возможность научиться:
умениям самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаково-символические средства для ее представления, для построения моделей изучаемых объектов и процессов;
осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий.
Коммуникативные
Учащийся научится:
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения;
принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог, речевые коммуникативные средства;
принимать участие в обсуждении математических фактов, в обсуждении стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию;
** знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.
Учащийся получит возможность научиться:
умение использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;
согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию;
** контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
».
Предметные результаты
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре; исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками; представлять, анализировать и интерпретировать данные. Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её -а принтере).
Содержание тем учебного курса
Распределение учебных часов по разделам.
| Тема | Количество часов | Диагностическая работа | Количество контрольных работ | Количество проверочных работ | Количество работ тестов | Количество проектов |
1 | Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. | 8 | 1 | - | 1 | - | - |
2 | Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление. | 56 | - | 4 | 5 | 2 | 1 |
3 | Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление | 27 | - | 1 | 2 | 1 | 1 |
4 | Числа от 1 до 1000. Нумерация | 13 | - | 2 | 1 | 1 | - |
5 | Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание | 10 | - | 1 | 1 | 1 | - |
6 | Числа от 1 до 1000. Умножение и деление | 16 | - | 1 | 1 | - | - |
7 | Итоговое повторение | 6 | 1 | 1 | - | 1 | - |
всего | | 136 | 2 | 10 | 11 | 6 | 2 |
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (8 ч)
Нумерация чисел в пределах 100. Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания). Уравнение. Решение уравнения Обозначение геометрических фигур буквами.
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление (56 ч)
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0.Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления. Примеры взаимосвязей между величинами (цена, количество, стоимость и др.). Решение уравнений вида 58 – х =27, х – 36 = 23, х + 38 = 70 на основе знания взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Решение подбором уравнений вида х – 3 = 21, х ׃ 4 = 9, 27 ׃х = 9. Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними. Площадь прямоугольника (квадрата).
Нахождение доли числа и числа по его доле. Сравнение долей. Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними. Круг. Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности (круга).
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление (27 ч)
Умножение суммы на число. Деление суммы на число. Устные приемы внетабличного умножения и деления. Деление с остатком. Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком. Выражения с двумя переменными вида а + b, а – b, а ∙ b, c ׃d; нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв. Уравнения вида х – 6 = 72, х : 8 = 12, 64 : х = 16 и их решение на основе знания взаимосвязей между результатами и компонентами действий.
Числа от 1 до 1000. Нумерация (13 ч)
Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при счете. Запись и чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз. Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение между ними.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (10 ч)
Устные приемы сложения и вычитания, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приемы сложения и вычитания. Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние); прямоугольные, остроугольные, тупоугольные. Решение задач в 1 – 3 действия на сложение, вычитание в течение года.
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (16 ч)
Устные приемы умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приемы умножения и деления на однозначное число. Решение задач в 1 – 3 действия на умножение и деление в течение года.
Итоговое повторение (6ч)
Числа от 1 до 1000. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 1000: устные и письменные приемы. Порядок выполнения действий. Решение уравнений. Решение задач изученных видов.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем уроков | Количес тво часов | Дата проведения по плану | Фактическая дата проведения |
| Числа от 1 до 100.Сложение и вычитание | 8 | | |
1. | Сложение и вычитание | 1 | | |
2 | Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток | 1 | | |
3. | Выражение с переменной. Решение уравнений с неизвестным слагаемым | 1 | | |
4. | Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым | 1 | | |
5 | Решение уравнений с неизвестным вычитаемым | 1 | | |
6. | Обозначение геометрических фигур буквами | 1 | | |
7 | Вводная диагностическая работа. | 1 | | |
8. | «Странички для любознательных» Проверочная работа №1 по теме «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание» | 1 | | |
| Табличное умножение и деление | 56 | | |
9. | Связь между компонентами и результатом умножения | 1 | | |
10. | Четные и нечетные числа. Таблица умножения и деления на 3. | 1 | | |
11. | Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость | 1 | | |
12. | Решение задач с величинами: масса одного предмета, количество предметов, общая масса | 1 | | |
13. | Порядок выполнения действий | 1 | | |
14 | Порядок выполнения действий Тест №1 «Проверим себя и оценим свои достижения» | 1 | | |
15. | Закрепление. Решение задач | 1 | | |
16. | Проверочная работа №2 по теме «Табличное умножение и деление» | 1 | | |
17. | Закрепление пройденного «Что узнали?», «Чему научились?» | 1 | | |
18 | Контрольная работа №1 по теме «Таблица умножения и деления на 2, 3» | 1 | | |
19. | Умножение четырех и на 4 и соответствующих случаев деления | 1 | | |
20. | Закрепление пройденного. Таблица умножения | 1 | | |
21 . | Задачи на увеличение числа в несколько раз. | 1 | | |
22 | Задачи на уменьшение числа в несколько раз | 1 | | |
23. | Умножение пяти, на 5, и соответствующие случаи деления | 1 | | |
24. | Задачи на кратное сравнение. | 1 | | |
25 | Решение задач на кратное сравнение | 1 | | |
26 | Проверочная работа№3 по теме «Решение задач» | 1 | | |
27. | Умножение шести, на 6, и соответствующие случаи деления | 1 | | |
28. | Решение задач. Задачи на нахождение четвёртого пропорционального. | 1 | | |
29 | Умножение семи, на 7, и соответствующие случаи деления | 1 | | |
30 | Проверочная работа №4 по теме «Умножение и деление. Решение задач» | 1 | | |
31 | Контрольная работа за №2 за 1четверть | 1 | | |
32 | Анализ контрольной работы. Решение задач. | 1 | | |
33 | Страничка для любознательных. Проект «Математическая сказка» | 1 | | |
34 | Повторение таблицы умножения на 6, 7. | 1 | | |
35 | Площадь, единицы площади. Квадратный сантиметр. | 1 | | |
36. | Периметр прямоугольника. Площадь прямоугольника. | 1 | | |
37. | Площадь прямоугольника. Решение задач | 1 | | |
38. | Умножение восьми, на 8, и соответствующие случаи деления | 1 | | |
39 | Решение задач | 1 | | |
40. | Решение задач. | 1 | | |
41 | Умножение девяти, на 9, и соответствующие случаи деления | 1 | | |
42 | Квадратный дециметр | 1 | | |
43. | Повторение изученного. | 1 | | |
44. | Таблица умножения | 1 | | |
45 | Решение задач | 1 | | |
46 | Квадратный метр | 1 | | |
47 | Решение задач | 1 | | |
48. | Повторение пройденного «Что узнали, чему научились». | 1 | | |
49. | «Проверим себя и оценим свои достижения» Тест №2 | 1 | | |
50. | Умножение на 1 | 1 | | |
51. | Умножение на 0 | 1 | | |
52. | Случаи деления вида: а:а, а:1 при а не равно 0. | 1 | | |
53. | Деление нуля на число. Решение задач | 1 | | |
54. | Контрольная работа №3 по теме «Табличное умножение и деление» | 1 | | |
55. | Доли. | 1 | | |
56. | Окружность., круг. | 1 | | |
57. | Диаметр окружности, круга. Решение задач. | 1 | | |
58. | Проверочная работа №5 по темам «Таблица умножения и деления. Решение задач» | 1 | | |
59 | Повторение изученного. | 1 | | |
60. | Контрольная работа №4 за 2 четверть. | 1 | | |
61. | Единицы времени. | 1 | | |
62 | Единицы времени | 1 | | |
63 | Повторение пройденного. «Что узнали, чему научились» | 1 | | |
64. | Решение задач. | 1 | | |
| Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление | 27 | | |
65 | Приемы умножения и деления для случаев 20.3, 3.20, 60:3 | 1 | | |
66 | Случаи деления 80:20 | 1 | | |
67 . | Умножение суммы на число | 1 | | |
68 | Умножение суммы на число | 1 | | |
69 | Умножение двузначного числа на однозначное | 1 | | |
70. | Умножение двузначного числа на однозначное | 1 | | |
71. | Решение задач | 1 | | |
72. | Выражения с двумя переменными. «Страничка для любознательных» | 1 | | |
73 | Деление суммы на число | 1 | | |
74 | Деление суммы на число | 1 | | |
75. | Приемы деления вида 69:3, 78:2 | 1 | | |
76. | Связь между числами при делении | 1 | | |
77. | Проверка деления | 1 | | |
78 | Прием деления для случаев 87:29, 66:22 | 1 | | |
79. | Проверка умножения делением | 1 | | |
80. | Решение уравнений | 1 | | |
81. | Закрепление пройденного. Проверочная работа №6 по теме «Внетабличное умножение и деление» | 1 | | |
82. | «Странички для любознательных» Что узнали? Чему научились? | 1 | | |
83 | Контрольная работа №5 по теме «Внетабличное умножение и деление» | 1 | | |
84 | Анализ контрольной работы. Деление с остатком. | 1 | | |
85 | Повторение. Деление с остатком | 1 | | |
86 | Деление с остатком методом подбора. | 1 | | |
87. | Задачи на деление с остатком. | 1 | | |
88. | Случаи деления, когда делитель больше остатка. Проверочная работа №7 по теме «деление с остатком» | 1 | | |
89 | Проверка деления с остатком | 1 | | |
90 | Наш проект «Задачи и расчёты» | 1 | | |
91 | «Странички для любознательных» Тест №3 «Проверим себя и оценим свои достижения» | 1 | | |
| Числа от 1 до 1000. Нумерация | 13 | | |
92 | Устная нумерация чисел в пределах 1000 | 1 | | |
93 | Разряды счетных единиц | 1 | | |
94 . | Письменная нумерация чисел в пределах 1000 | 1 | | |
95 | Увеличение, уменьшение числа в 10, 100 раз. | 1 | | |
96 . | Замена трёхзначного числа суммой разрядных слагаемых. | 1 | | |
97 | Письменная нумерация чисел в пределах 1000. Приёмы устных вычислений. | 1 | | |
98. | Контрольная работа№6 по темам «Решение задач и уравнений. Деление с остатком» | 1 | | |
99 | Сравнение трехзначных чисел | 1 | | |
100 | Устная и письменная нумерация чисел в пределах 1000. Проверочная работа №8 по теме «Нумерация чисел в пределах 1000» | 1 | | |
101 | Единицы массы. | 1 | | |
102 | Контрольная работа №7 за 3 четверть. | 1 | | |
103 | Анализ контрольной работы. Тест №4 «Что узнали и чему научились?» | 1 | | |
104 | «Странички для любознательных» | 1 | | |
| Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (10 часов) | 10 | | |
105 | Приемы устных вычислений | 1 | | |
106 | Приемы устных вычислений вида: 450+30,620-200 | 1 | | |
107 | Приемы устных вычислений вида: 470+80, 560-90 | 1 | | |
108 | Приемы устных вычислений вида: 260+310, 670-140 | 1 | | |
109 | Приемы письменных вычислений в пределах 1000 | 1 | | |
110 | Приёмы письменного вычитания в пределах 1000. Повторение. «Что узнали, чему научились?» | 1 | | |
111. | Виды треугольников. Проверочная работа №9 по теме «Сложение и вычитание» | 1 | | |
112 | Закрепление. Решение задач. Тест №5 | 1 | | |
113 | Контрольная работа №8 «Приемы письменного сложения и вычитания трехзначных чисел» | 1 | | |
| Числа от 1 до 1000. Умножение и деление. | 16 | | |
114 | Приемы устных вычислений вида: 180.4, 900:3 | 1 | | |
115. | Приемы устных вычислений вида: 240.4, 960:3, 203.4 | 1 | | |
116 | Приемы устных вычислений вида: 100:50, 800:400 | 1 | | |
117 | Виды треугольников. «Странички для любознательных» | 1 | | |
118 | Приемы устных вычислений в пределах 1000. Закрепление | 1 | | |
119 | Приемы письменного умножения в пределах 1000 | 1 | | |
120 | Приемы письменного умножения в пределах 1000 | 1 | | |
121 | Приемы письменного умножения в пределах 1000. Закрепление. | 1 | | |
122 | Проверочная работа №10 по теме «Умножение трехзначного числа на однозначное» | 1 | | |
123 | Приемы письменного деления на однозначное число | 1 | | |
124 | Приемы письменного деления на однозначное число. Закрепление. | 1 | | |
125 | Проверка деления | 1 | | |
126 | Приём письменного деления на однозначное число. Проверочная работа №11 по теме «Деление на однозначное число» | 1 | | |
| Итоговое повторение «Что узнали, чему научились» | 6 | | |
127 | Геометрические фигуры и величины Тест №6 «Проверим себя и оценим свои достижения» | 1 | | |
128 | Нумерация. Сложение и вычитание. Геометрические фигуры | 1 | | |
129 | Умножение и деление. Решение задач. | 1 | | |
130 | Контрольная работа №10 за год. | 1 | | |
131 | Правила о порядке выполнения действий. Задачи. | 1 | | |
132 | Итоговая диагностическая работа за год | 1 | | |
133 | «Странички для любознательных» | 1 | | |
134 | Математическая викторина. | 1 | | |
135-136 | Резерв | 2 | | |
Количество контрольных и проверочных работ
Четверть | Тесты | Контрольные работы | Математические диктанты | Проверочные работы | Диагностические работы | Проекты |
1 | 1 | 2 | 2 | 4 | 1 | 1 |
2 | - | 2 | 2 | 1 | 1 | - |
3 | 2 | 3 | 2 | 3 | - | 1 |
4 | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 | - |
Итого | 5 | 10 | 8 | 11 | 3 | 2 |
12