СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Мир истории", 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "Мир истории" предназначена для работы учителя в школе для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) в 6 классе. Программа составлена с учетом ФГОС для детей с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Мир истории", 6 класс»
















Рабочая программа

учебного предмета «Мир истории»






















Курск-2023


Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Мир истории» для обучающихся 6 классов с интеллектуальными нарушениями обеспечивает достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ОКОУ «Курская школа», определяет содержание, ожидаемые результаты и условия её реализации.

Рабочая программа учебного предмета «Мир истории» для обучающихся 6 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

Цель изучения предмета «Мир истории заключается в подготовке обучающихся к усвоению курса «История Отечества» в 7 – 9 классах.

Образовательные задачи курса «Мир истории»:

1.Обобщить разрозненные сведения, имеющиеся знания у учащихся для формирования новых понятий, необходимых для дальнейшего изучения истории Отечества.

2.Помочь учащимся в развитии у них чувства национальной идентичности, патриотизма, толерантности, уважения к историческому пути своего и других народов.

3.Развивать у учащихся историческое мышление, под которым понимается способность рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности.

4.Способствовать овладению учащимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации.

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Развивать и проводить коррекцию внимания через использование различных источников знаний и приёмов учебной работы, постепенное увеличение продолжительности однородной деятельности.

2. Развивать и проводить коррекцию восприятия, сообщая конкретные, образные сведения, отделяя главное от второстепенного, используя тщательно отобранное наглядное оформление урока.

3. Развивать и проводить коррекцию воображения, используя точное описание объектов, участников и хода исторических событий с привлечением разнообразных средств наглядности для создания верных образов.

4.Развивать и проводить коррекцию памяти через работу по разбору, обобщению и закреплению изученного материала.

5.Развивать и проводить коррекцию мышления через решение познавательных задач, требующих установления нужных связей и отношений между историческими событиями.

6. Развивать и проводить коррекцию речи с целью добиться таких качеств речи учащихся, как содержательность, логичность, богатство речи, правильность, использование специфической терминологии, умения отвечать на вопросы кратко и развернуто, вести записи в тетрадях через словарную работу, беседу, обсуждение прочитанного материала, запись темы, дат, имен исторических деятелей, важных выводов, составление текстовых таблиц, выполнение небольших письменных работ и т.д.

7. Развивать и проводить коррекцию эмоционально-волевой сферы через обучение детей видеть в фактах прошлого борьбу добра и зла, справедливости и несправедливости, защитников Отечества и врагов, что заставляет детей эмоционально откликаться на изучаемый материал.

Воспитательные задачи курса:

1. Воспитывать социальную активность, способность участвовать в общественной жизни.

2. Воспитывать любовь к Родине, своему народу, к народам разных национальностей, уважение к историческому прошлому.

3. Воспитывать такие качества, как мужество, смелость, честность, честь и достоинство, сострадание, милосердие, доброта, отзывчивость и т. д.

4. Воспитывать умение видеть красивое и безобразное в искусстве, жизни, природе, человеке; давать оценку с эстетической точки зрения.

5. Прививать уважение к людям труда и результатам их трудовой деятельности, воспитывать добросовестное и ответственное отношение к труду.

6. Формировать правовую культуру и мировоззрение учащихся.

Рабочая программа рассчитана на 1 год обучения.

Согласно адаптированной основной общеобразовательной программы ОКОУ «Курская школа», составленной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на изучение учебного предмета «Мир истории» в 6 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год. Возможно изменение количества часов, в зависимости от годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.

Реализацию рабочей программы обеспечивают: учебник «Мир истории» 6 класс: (учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы) / И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2020 г. – 207 с.; рабочая тетрадь «Мир истории» 6 класс / И. М Бгажнокова, Л.В. Смирнова, Е. Н. Фёдорова. – М.: Просвещение, 2020 г.



Планируемые результаты освоения обучающимися

программы учебного предмета «Мир истории» в 6 классе

Личностные результаты

Минимальный уровень:

  • уметь последовательно отвечать на вопросы по основным темам, выбирать правильный ответ из ряда предложенных вариантов (заданий);

  • уметь слушать учителя, самостоятельно выполнять предложенные виды заданий;

  • использовать помощь учителя при выполнении учебных задач, уметь самостоятельно исправлять ошибки;

  • усвоить элементы контроля учебной деятельности (с помощью памяток, инструкций, опорных схем);

  • адекватно реагировать на оценку учебных действий.

Достаточный уровень:

  • понимать содержание учебных заданий, выполнять их самостоятельно или с помощью учителя;

  • владеть элементами самоконтроля при выполнении заданий;

  • владеть элементами оценки и самооценки.

Предметные результаты

Минимальный уровень:

  • знать исторические события на уровне их понимания;

  • использовать часть понятий в активной речи.

Достаточный уровень:

  • удовлетворительно знать основные понятия и иметь представления по всем разделам программы, использовать их в самостоятельной речи в пересказах, в ответах на вопросы;

  • участвовать в диалогах и беседах по основным темам программы;

  • высказывать собственные суждения и личностное отношение к изученным темам;

  • проявлять интерес к изучению истории.

Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов

освоения программы учебного предмета «Мир истории»

В соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями оценке подлежат личностные и предметные результаты.

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. При этом некоторые личностные результаты могут быть оценены исключительно качественно.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием учебного предмета «Мир истории» и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

Оценка устных ответов учащихся:

Отметка «5» ставится ученику, если он отвечает самостоятельно, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения об изучаемом материале; отвечает правильно, отражает основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей; правильно использует карту; дает правильные осознанные ответы на все поставленные вопросы; подводит итог.

Отметка «4» ставится ученику, если он дает полный правильный ответ, который отвечает критериям отметки «5», но допускает незначительные речевые ошибки, допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему при ответе, частично использует термины и понятия, допускает ошибки в работе с картой, подводит итог при незначительной помощи учителя.

Отметка «3» ставится ученику, если он основное содержание изученного материала усвоил, но излагает его фрагментарно, не всегда последовательно, затрудняется в самостоятельном изложении материала, при помощи учителя дает правильные односложные ответы на поставленные вопросы, определения понятий недостаточно четкие, подводит итог сказанного только при массированной помощи учителя.

Отметки «2» и «1» не ставятся.

Оценка письменных работ:

Отметка «5» ставится ученику при самостоятельном безошибочном выполнении всех заданий; допускается 1 негрубый недочет; качество работы 90-100%.

Отметка «4» ставится ученику, если он выполняет работу при незначительной помощи учителя, допускает одну грубую ошибку и один негрубый недочет; допускает три негрубых недочета; оптимальное качество работы 70-80%.

Отметка «3» ставится ученику, если ему в ходе выполнения работы оказывается массированная помощь учителя; он допустил две грубые ошибки и один негрубый недочет; допустил одну грубую ошибку и три негрубых недочета; выполнял работу по учебнику, конспектам тетради; оптимальное качество 40-60 %.

Отметки «2» или «1» не ставятся.

Формирование базовых учебных действий

На уроках истории формируются следующие базовые учебные действия:

Личностные учебные действия: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны;

Регулятивные учебные действия: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом учебника; учиться работать по предложенному учителем плану; адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место; корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя.

Познавательные учебные действия: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет); ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую; использовать знаково-символические средства с помощью учителя.

Коммуникативные учебные действия: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель- класс); обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать речь других; инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности; уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя; участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях, учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя); оформлять свои мысли в устной речи; соблюдать простейшие нормы речевого этикета, договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.


Содержание учебного предмета «Мир истории» в 6 классе

Программу для 6 класса следует рассматривать в качестве введения в историю Отечества. Её содержание выстраивается в линейно-концентрической системе, состоящей из следующих разделов:

1. Введение (Имя, отчество, семья, родословная человека).

2. Отчий дом. Наша Родина — Россия.

3. О том, что такое время и как его изучают.

4. Что изучает наука история.

5. История Древнего мира

6. История вещей. Занятия человека на Земле.

7. Человек и общество.

Все разделы программы объединяются следующими смысловыми линиями:

  • Я» как субъект познания (история имён, фамилий, понятия семьи, рода, поколения и др.).

  • «Я и пространство вокруг нас.

  • Время и пространство в истории.

  • Всякое явление и вещь имеет свою историю.

  • Человек — создатель и активный участник истории.

  • Патриот и гражданин знает и хранит историю своего народа.


Раздел I. Имя, отчество, семья, родословная человека

Представления о себе, об окружающих людях, о пространстве вокруг нас. История имени. Как возникли имена. Значение имён. Полное и неполное имя. Знаменитые имена в России (2—3 примера).

История фамилии. Происхождение фамилии. Отчество в имени человека. Понятие о семье. Родственники близкие и дальние. Понятие о родословной. Понятия: поколения, предки, потомки.

Даты жизни. Понятие о биографии. Твоя биография.

Раздел II. Отчий дом. Наша Родина — Россия

Дом, в котором ты живёшь. Где находится твой дом (регион, город, поселок, село). Кто и когда построил этот дом. Толкование пословиц и поговорок о доме, семье, соседях.

История улицы. Название улиц, их происхождение. Улицы, на которых расположены мой дом, моя школа.

Местности, где мы живём (город, село). Название местности, происхождение названия.

Край (область республика), где мы живём, главный город области. Национальный состав области. Основные занятия жителей области, города.

Страна, в которой мы живём. Название страны. Столица. Население, национальный состав страны. Край, в составе РФ. Главный город страны. Понятие о государственных символах: Государственный герб, Государственный флаг, Государственный гимн. Руководство страны, республики. Понятия о большой и малой родине.

Другие страны мира (обзорно, с примерами). Планета, на которой мы живем. Земля, другие планеты Солнечной системы. Солнце. Луна.

Раздел III. Представления о времени в истории

Понятие о времени как о прошлом, настоящем и будущем. Понятия: вчера, сегодня, завтра.

Приборы для отсчета времени. Понятие об астрономическом времени: солнечное время, лунное время. Времена года, месяцы, недели, сутки, части суток. История календаря. Меры времени.

Новые сведения. Понятие об историческом времени: век (столетие), тысячелетие, историческая эпоха (общее представление), «лента времени». Краткие исторические сведения о названии месяцев (римский календарь, русский земледельческий календарь). Понятие (ориентировка): давно, недавно, вчера-прошлое; сегодня, сейчас – настоящее; завтра, через день, через месяц, через год-будущее. Части века, середина века, конец века, граница двух веков (конец одного века и начало другого); текущий век, тысячелетие, основные события 20 в. (обзорно, с примерами). Новое тысячелетие (21 в.).

Раздел IV. Начальные представления об истории как о науке

История – наука об изучении развития человеческого общества. Значение исторических знаний для людей, необходимость их изучения. Историческая память России (3-4 примера).

Способы получения знаний о прошлом. Науки, помогающие добывать исторические сведения: археология, этнография, геральдика, нумизматика и др. (элементарные представления на конкретных примерах). Источники исторических знаний: письменные памятники материальной и духовной культуры (старинные книги, летописи, надписи и рисунки на скалах, в пещерах, археологические находки; памятники строительства, зодчества, архитектуры, устные источники (фольклор). Исторический музей, краеведческий музей. Понятие об историческом пространстве, исторической карте. Составляющие части исторической науки: история местности, история страны, история культуры, науки, религии.

Раздел V. История Древнего мира

Человек – житель планеты Земля. Версии о появлении человека на Земле (научные, религиозные). Отличие человека от животного. Время появления человека прямоходящего.

Внешний вид первобытных людей. Среда обитания. Человек умелый. Время появления. Его отличие от предков и от современного человека. Занятия. Древние орудия труда. Начало каменного века. Древнейшие люди. Время появления. Изменения во внешнем облике. Появление орудий труда, совершенствование занятий. Защита от опасностей. Образ жизни. Охота, собирательство. Причины зарождения религиозных верований. Древний человек приходит на смену древнейшему. Время появления. Внешний вид. Зарождение речи. Места обитания. Наступление ледников. Смена образа жизни древних людей из-за климатических условий. Борьба за выживание. Способы охоты на диких животных. Изобретение лука. Приручение диких животных. Пища и одежда древнего человека, основные занятия, образ жизни. Время и место появления. Внешний вид. Образ жизни и основные занятия. Развитие орудий труда. Защита от опасностей. Конец ледникового периода и расселение человека разумного по миру. Влияние различных климатических условий на изменения во внешнем облике людей. Развитие земледелия, скотоводства. Появление новых орудий труда. Начало бронзового века. Оседлый образ жизни. Коллективы первых людей. Понятие о семье, общине, роде, племени.

Раздел VI. История вещей. Занятия человека на Земле

Источники огня в природе. Способы добычи огня древним человеком, культ огня. Использование огня для жизни: тепло, пища, защита от диких животных. Использование огня в производстве: изготовление посуды, орудий труда, выплавка металлов, приготовление пищи и др. Огонь в военном деле. Изобретение пороха. Последствия этого изобретения в истории войн.

Огонь и энергия. Виды энергии: электрическая, тепловая, атомная (общие представления). Изобретение электричества как новый этап в жизни людей. Современные способы получения большого количества энергии. Экологические последствия при получении тепловой энергии от сжигания полезных ископаемых: угля, торфа, газа, лесов. Роль энергетических ресурсов Земли для жизни всего человечества.

Вода в природе. Значение воды в жизни человека. Охрана водных угодий. Причины поселения древнего человека на берегах рек, озер, морей. Рыболовство. Передвижение человека по воде. Судоходство, история мореплавания, открытие новых земель (общие представления).

Вода и земледелие. Поливное земледелие, причины его возникновения. Роль поливного земледелия, его значение в истории человечества. Использование человеком воды для получения энергии: водяное колесо, гидроэлектростанция. Использование воды при добыче полезных ископаемых. Профессии людей, связанных с освоением энергии и водных ресурсов.

Понятие о жилище. История появления жилища человека. Первые жилища: пещеры, шалаши, земляные укрытия. Сборно-разборные жилища, материалы, используемые для строительства жилья у разных народов в зависимости от климатических условий (чумы, яранги, вигвамы, юрты и др.). История совершенствования жилища. Материалы для строительства, используемые с глубокой древности до наших дней. Влияние климата и национальных традиций на строительство жилья и других зданий. Понятие об архитектурных памятниках в строительстве, их значение для изучения истории.

 Уточнение представлений учащихся о мебели, о назначении, видах, материалах для ее изготовления. История появления первой мебели. Влияние исторических и национальных традиций на изготовление мебели (общие представления). Изучение мебельного производства в исторической науке. Изготовление мебели как искусство. Современная мебель. Профессии людей, связанных с изготовлением мебели.

Питание как главное условие жизни любого живого организма. Уточнение представлений о пище человека в разные периоды развития общества. Добывание пищи древним человеком как борьба за его выживание. Способы выживания: собирательство, бортничество, рыболовство, охота, земледелие (выращивание зерновых культур, огородничество, садоводство), скотоводство.

Приручение человеком животных. Значение домашних животных в жизни человека. История хлеба и хлебопечения. Способы хранения продуктов питания в связи с климатом, средой обитания, национально-культурными традициями. Влияние природных условий на традиции приготовления пищи у разных народов. Употребление традиционной пищи как необходимое условие сохранения здоровья и жизни человека.

Понятие о посуде и ее назначении. Материалы для изготовления посуды. История появления посуды. Глиняная посуда. Гончарное ремесло, изобретение гончарного круга, его значение для развития производства глиняной посуды. Народные традиции в изготовлении глиняной посуды (3 – 4 примера). Деревянная посуда. История появления и использования деревянной посуды, ее виды. Преимущества деревянной посуды для хранения продуктов, народные традиции ее изготовления (3 – 4 примера). Посуда из других материалов. Изготовление посуды как искусство. Профессии людей, связанные с изготовлением посуды.

Уточнение представлений об одежде и обуви, их функциях. Материалы для изготовления одежды и обуви. Различия в мужской и женской одежде. Пословицы и поговорки об одежде, о внешнем облике человека. Одежда как потребность защиты человеческого организма от неблагоприятных условий среды. Виды одежды древнего человека. Способы изготовления, материалы, инструменты. Совершенствование видов одежды в ходе развития земледелия и скотоводства, совершенствование инструментов для изготовления одежды. Влияние природных и климатических условий на изготовление одежды. Народные традиции изготовления одежды (2 – 3 примера). Изготовление одежды как искусство. Изменения в одежде и обуви в разные времена у разных народов. Образцы народной одежды (на примере региона). История появления обуви. Влияние климатических условий на возникновение разных видов обуви. Обувь в разные исторические времена: лапти, сапоги, туфли, сандалии и др. Профессии людей, связанные с изготовлением одежды и обуви.

Раздел VII. Человек и общество

Первобытные люди. Содружество людей как способ выживания в трудных природных условиях. Зарождение традиций и религиозных верований у первобытных людей. Появление семьи. Представления древних людей об окружающем мире. Освоение человеком морей и океанов, открытие новых земель, изменение представлений о мире (общие представления).

Причины зарождения религиозных верований. Язычество. Истоки возникновения мировых религий: буддизм, христианство, ислам. Взаимодействие науки и религии. Значение религии для духовной жизни человечества. Понятие о науке. Зарождение науки, важнейшие человеческие изобретения (2-3 примера).

Направления в науке: астрономия, математика, география и др. Изменение среды и общества в ходе развития науки. Причины возникновения речи как главного средства для общения и коммуникации. Значение устного творчества для истории: сказания, легенды, песни, пословицы, поговорки. История возникновения письма. Виды письма: предметное письмо, клинопись, иероглифическое письмо (образные примеры). История латинского и славянского алфавита.

История книги и книгопечатания (общие представления). Понятие о культуре и человеке как носителе культуры. Искусство как особая сфера человеческой деятельности. Виды и направления искусства (общие представления).

Сообщества первых людей (повторение и уточнение понятий). Выделение семьи. Родовая община. Племя. Условия для возникновения государства. Аппарат власти. Право, суд, армия.

Гражданин. Виды государств: монархия, диктатура, демократическая республика. Понятие о гражданских свободах, государственных законах, демократии (доступно, на примерах).

Экономика как показатель развития общества и государства. История денег, торговли. Понятие о богатом и бедном государстве. Войны. Причины возникновения войн. Исторические уроки войн.










Учебно-тематическое планирование

6 класс

п/п

Раздел

программы

Количество часов

Исторические понятия, словарь

Ожидаемые результаты

Имя, отчество, семья, родословная человека

7

Обычай, священник, семья, биография, родословная, предки, потомки, родственники, поколение.


Собственное имя, отчество, фамилия. Имена, отчества, фамилии ближайших родственников. Умение составить родословную, соотнесение числового ряда с возрастом человека.

Отчий дом. Наша Родина — Россия


13

Отчий дом, Отечество, Родина, Россия, государ­ство, конституция, президент, Дума, парламент. Солнечная система, планеты, космос. Земля, Солнце, Луна, человечество.

Представления о малой и большой Родине. Знание названия государства, его столицы, знаков, символов. Понимание значений новых слов. Представления о естественной природе мира, месте планеты Земля в Солнечной системе. Представления об охране жизни на Земле.

Представления о времени в истории

6

Меры времени, календарь, историческое время, лента времени, Рождество Христово, Новая эра.

Представления о мерах и способах исчисления лет в истории. Выражение вре­мени в арабских и римских цифрах. Умение работать с лентой времени.

Начальные представления об истории как о науке


5

Исторические факты, археология, вещественные и невещественные исторические памятники, историческая карта.

Усвоение значений новых понятий и лексики. По­нимание роли исторической науки в изучении прошлого и настоящего. Умение называть, классифицировать вещественные, и невещественные памятники истории.

История древнего мира

8

Первобытные люди, человек умелый, человек разумный, кочевни­ки, собиратели, скотоводство, земледелие.

Общие представления об эволюции человека. Умение делать выводы о необходимости коллективного взаимодействия людей в сложных природных и социальных условиях.

История вещей. Занятия человека на Земле


15

Природные источ­ники, бронзовый век, судоходство, поливное земледелие, культурные традиции, архитектура, мода.

Развитие представлений о деятельности людей по изменению быта, эволюция уклада жизни из поколения в поколение. Формирование умений поисковой ориентации в предметной среде (мода, архитектура, культурные традиции и др.).

Человек и общество


12

Община, род, советы старейшин, язычество, религии, государство, армия, война, мир.


Объяснение понятий. Умение работать с текстами учебника и заданиями рабочей тетради. Способность к простейшим сравнениям и обобщениям изученных исторических сведений. Развитие связной устной и письменной речи.

Итоговое повторение

2



Итого

68









































Календарно-тематическое планирование уроков

учебного предмета «Мир истории»


Тема урока

Дата




Раздел I. Имя, отчество, семья, родословная человека



Введение. Почему надо изучать историю.

06.09

Стр. 3- 4

Р.Т. стр.4



История имени.

07.09

Стр. 5- 10

Р.Т. стр.5



Отчество и фамилия человека.

13.09

Стр.10 – 16,

Р.Т. стр. 5 – 7



Семья

14.09

Стр.16 – 18,

Р.Т. стр. 7 - 8



Биография

20.09

Стр.18 – 24,

Р.Т. стр. 8 - 9



Поколения людей.

21.09

Стр.24 - 28,

Р.Т. стр. 9 -12



Обобщение по теме: «Имя, отчество, семья, родословная человека.»

27.09

Без задания



Раздел II. Отчий дом. Наша Родина — Россия


28.09

О доме.


28.09

Стр.30 - 37,

Р.Т. стр. 13 – 14



Названия городов и улиц.

04.10

Стр.37 - 41,

Р.Т. стр. 14 - 15



Родник «Двенадцать ключей»

05.10

Стр.41 - 44,

Р.Т. стр. 14 - 16



Истоки.

11.10

Стр.44 - 47



Наша Родина – Россия.

12.10

Стр.47- 51,

Р.Т. стр.16 -17



Моя малая Родина.

18.10

Задание в тетради



Моя малая Родина.

19.10

Задание в тетради



Как устроено наше государство.

25.10

Стр.51- 52,

Р.Т. стр.20 - 21



Как устроено наше государство.

26.10

Стр.53- 54



Герб, флаг, гимн России.


08.11

Стр.55- 58,

Р.Т. стр.20 - 21



Москва – столица России.

09.11

Стр.58 -61,

Р.Т. стр.21 – 22



Мы жители планеты Земля.

15.11

Стр. 62-66,

Р. Т. стр.23 - 24



Обобщение по теме: Отчий дом. Наша Родина –Россия.

16.11

Без задания



Раздел III. Представления о времени в истории



Что такое время.

22.11

Стр. 68-71,

Р.Т. 25 – 26



История календаря.

23.11

Стр. 72-73

Р.Т.26 – 27



Русский земледельческий календарь.

29.11

Стр. 73 – 77

Р.Т. стр. 27 – 28



Счет лет в истории. Историческое время.


30.11

Стр77 -82

Р.Т. стр.28 – 29



Практическая работа «Ориентировка на ленте времени»

06.12

Задание в тетради



Обобщение по теме «Представления о времени в истории»

07.12

Без задания



Раздел IV. Начальные представления об истории как о науке



Что такое история.

13.12

Стр. 84 -85.

Р.Т. стр.30.



Какие науки помогают истории.

14.12

Стр. 85 -87.

Р.Т. стр.30.



Как работают археологи.

20.12

Стр. 87 -90.

Р.Т. стр.30 - 31.



Исторические памятники.

21.12

Стр. 90 -92.

Р.Т. стр.32 - 33.



Историческая карта.

27.12

Стр. 92 - 96.

Р.Т. стр.34 - 35.



Раздел V. История древнего мира



Земля и космос.

28.12

Стр. 98 - 99.

Р.Т. стр.36



От кого произошел человек.

10.01

Стр. 99 - 102.

Р.Т. стр.36 - 37.



Человек умелый.

11.01

Стр. 102 – 104.

Р.Т. стр.38.



Следующее поколение людей каменного века.

17.01

Стр. 104 -106.

Р.Т. стр.38



Наступление ледников.

18.01

Стр. 107 - 108.

Р.Т. стр.38 -39.



Как жили древние охотники, кочевники и собиратели.

24.01

Стр. 108 -113.



Новые занятия людей.

25.01

Стр. 113 - 116.

Р.Т. стр.39.



Обобщение по теме «История Древнего мира»

31.01

Без задания



Раздел VI. История вещей. Занятия человека на Земле



Огонь в жизни древнего человека.

01.02

Стр. 118 - 120.

Р.Т. стр.41 - 42



Огонь. Глина Гончар.

07.02

Стр. 120 - 123.



Огонь открывает новую эпоху в жизни людей.

08.02

Стр. 124 -126.

Р.Т. стр.42 - 43



Вода, её значение в жизни человека.

14.02

Стр. 126 -131.

Р.Т. стр.43 - 44



Вода и земледелие.

15.02

Стр. 131 - 134.

Р.Т. стр.43 – 44.



Вода как источник энергии.

21.02

Стр. 134 - 137.



Какие дома строили древние люди.

22.02

Стр. 138 -141.

Р.Т. стр.45



Как появилась мебель.

28.02

Стр. 141 - 144.

Р.Т. стр.45 - 46



Как появились каша и хлеб.

29.02

Стр. 144 - 146.

Р.Т. стр.46 - 47



История об обыкновенной картошке.

06.03

Стр. 147 - 149.

Р.Т. стр.48 - 49



О керамике, фарфоре и деревянной посуде.

07.03

Стр. 149 – 152. Р. Т. 49 - 50



История появления одежды.


13.03

Стр. 153 -157.

Р.Т. стр.51 -52.



Одежда и положение человека в обществе.

14.03

Стр. 157 - 161.

Р.Т. стр.51 -52



Как люди украшали себя.

20.03

Стр. 161 -166



Обобщение по теме «История вещей. Занятия человека на земле»

21.03

Без задания



Раздел VI. Человек и общество


11.04

О далёких предках – славянах и родовом строе.

03.04

Стр. 168-171.

Р.Т. стр.53 – 54.



Как люди понимали мир в древности.

04.04

Стр. 171 -176.

Р.Т. стр.55



Современные религии, как они появились.

10.04

Стр. 176 - 178.

Р.Т. стр.56 - 57



Современные религии, как они появились.

11.04

Стр. 178 - 182.



Искусство и культура.

17.04

Стр. 182 - 187.

Р.Т. стр.57 – 58.



Искусство и культура. Кожлянская игрушка.

18.04

Задание в тетради



Письмо и первые книги.

24.04

Стр.188 – 193. Р.Т. стр.58 -59



От изобретения колеса – к новым открытиям.

25.04

Стр. 193 -196.

Р.Т. стр.59 -60



От изобретения колеса – к новым открытиям.

02.05

Задание в тетради



Человечество стремится к миру.

08.05

Стр. 197 - 202.

Р.Т. стр.61 - 62



Человечество стремится к миру.

15.05

Задание в тетради



Обобщение по теме «История человеческого общества»

16.05

Без задания



67-68

Итоговое повторение.

22.05

23.05

Без задания