Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Казанская школа №142 для детей с ограниченными возможностями здоровья"
Рассмотрено на заседании ШМО «Согласовано» «Утверждено»
учителей начальных классов Заместитель директора по УР Директор
Руководитель _______ / Белякова Е.А. / ____________ / Егорова Т.И./
Протокол № ____ от ____________ / Шалетина Н.А./ Приказ № ______ от
« __» __________________ 20 ___ г. « __» _________________ 20 ___ г. « __» __________________ 20 ___ г.
Рабочая программа
по предмету «Мир природы и человека» в 1 А классе (Вариант 1)
с легкой умственной отсталостью
учителя-дефектолога первой квалификационной категории
Насыровой Альфиры Ульфатовны
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № 1
от______________2020 г.
учебный год
Пояснительная записка
I. Данная рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Закона Российской Федерации № 273 «Об образовании в РФ»;
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Адаптированной основной общеобразовательной программы ГБОУ «Казанская школа № 142 для детей с ограниченными возможностями здоровья» (вариант 1);
- Учебного плана ГБОУ «Казанская школа № 142 для детей с ограниченными возможностями здоровья» на 2020-2021 учебный год;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на 2020-2021 учебный год.
II. Место предмета в учебном плане
В учебном плане ГБОУ «Казанская школа № 142 для детей с ограниченными возможностями здоровья» мир природы и человека находится в предметной области «Естествознание
На предмет отведено 2 час в неделю, 66 часов в год.
III. Цели изучения:
Курс «Мир природы и человека» решает следующие коррекционно-образовательные и воспитательные задачи:
- уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дает новые знания об основных ее элементах;
- на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
- вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
- формирует первоначальные знания обучающихся о природе своего края;
- конкретизирует понятийный аппарат, развивает аналитико-синтетическую деятельность обучающихся на основе предоставляемого материала;
- вырабатывает умения делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи;
- формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.
IV. Межпредметные связи
Данная программа предусматривает установление межпредметных связей на уроках таких предметных областей, как язык и речевая практика, математика, искусство, технология.
V. Формы контроля, используемые учителем
Во время обучения в первом классе целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. В целом оценка достижения обучающимися с интеллектуальной недостаточностью предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.
Таким образом, усвоенные предметные результаты могут быть оценены с точки зрения достоверности как «верные» или «неверные». Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия / отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено по словесной инструкции; выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи.
В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций. Балловая система оценивания деятельности ребенка во время работы на уроках в 1 классе не используется.
Допускается словесное оценивание: молодец, хорошо, замечательно, постарайся и др.
VI. Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:
Требования к умениям и навыкам к концу обучения в 1 классе
Личностные результаты:
- умением вступать в контакт и работать в группах;
- умение обращаться за помощью и принимать помощь;
- умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
- самостоятельно ориентироваться в пространстве школьного двора, здания, класса (зала, учебного помещения);
- использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) в учебное время;
- самостоятельно работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;
- корректировать свои действия по выполнению задания в соответствии с инструкцией (под руководством учителя);
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
- правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
- различать объекты живой и неживой природы;
- выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;
- называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности;
- называть и показывать части тела человека, органы чувств, объяснять их назначение.
Достаточный уровень:
- узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в естественных условиях;
- выделять и называть существенные признаки объектов живой и неживой природы;
- классифицировать и дифференцировать объекты по одному или нескольким признакам;
- замечать изменения в объектах природы и уметь рассказывать о них;
- уметь по своим наблюдениям делать выводы и приводить пример.
VII. Содержание учебного предмета
№ п/п | Содержание | Кол-во часов |
1 | Неживая природа | 8 |
2 | Сезонные изменения в природе | 18 |
3 | Растения | 11 |
4 | Животные | 11 |
5 | Человек. Безопасное поведение | 18 |
ИТОГО: | 66 |
VIII. Информационная справка к календарно-тематическому планированию
Класс: 1 класс
Название предмета: Мир природы и человека
Количество часов в неделю: 2 часа
Вид программы: традиционная
Название программы: АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
Автор учебника: Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А., Куртова Т. О. Мир природы и человека. 1 класс, в 2 частях, М., Просвещение, 2017
Дополнительная литература:
- Н. Б. Матвеева М. А. Попова, Мир природы и человека, 1–4 классы образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с нарушением интеллекта, Методические рекомендации
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Планируемые результаты | УУД | Оборудование |
Неживая природа 8 часов |
1 | Земля и Солнце | 1 | | Уметь называть объекты неживой природы. | Рассматривание рисунка. Нахождение и показ объектов. Называние объектов неживой природы. Зарисовка выбранного объекта | Учебник с.7-8 |
2 | День и ночь | 1 | | Уметь различать на рисунке день и ночь. | Рассматривание рисунка. Показ на рисунке объектов природы. Ответы на вопросы. | Учебник с.9-11 |
3 | Небо днем и ночью | 1 | | Уметь составлять рассказ по рисунку. | Дифференциация изображений. Составление рассказа о видах деятельности. Показ объектов на рисунке. Составление рассказа по рисунку. Зарисовка. | Учебник с.12-13 |
4 | Сутки | 1 | | Уметь определять время суток по стихотворению. | Рассматривание схемы. Определение положения объекта. Составление рассказа по рисунку. Нахождение несоответствия. Определение времени суток по стихотворению | Учебник с.14-16 |
5 | Занятие людей в течение суток | 1 | | Знать название частей суток. Уметь составлять рассказ о деятельности людей в различное время суток по опорным картинкам. | Рассматривание схемы. Составление рассказа о деятельности в различное время суток. Ответы на вопросы. Составление рассказа по опорным картинкам. Зарисовка в тетради схематичного изображения предмета. Определение по рисункам частей суток | Учебник с.17-18 |
6 | Режим дня | 1 | | Знать название частей суток. Уметь составлять режим дня с помощью учителя. | Отработка навыков распределения деятельности в режиме дня. Ознакомление с понятиями режима дня. Составление режима дня самостоятельно или с помощью учителя | Учебник с.19 |
7 | Значение Солнца | 1 | | | Зарисовка объекта природы. Называние объектов природы. Отгадывание загадок. Разучивание игры «Горелки» | Учебник с.20-22 |
8 | Солнце и жизнь растений | 1 | | | Определение времени года по изображению. Составление рассказа по картинке. Определение соответствия по картинке. | Учебник с.23 |
Сезонные изменения в природе 18 часов |
9 | Осень | 1 | | | Рассматривание рисунков. Нахождение рисунка в соответствии с темой. Работа с календарем. Ответы на вопросы. Нахождение различий на рисунках. Прослушивание текста, стихотворения. Определение по схеме причины сезонных изменений. Работа с опорными словами (осень, листопад) | Учебник с.25-27 |
10 11 | Признаки осени | 2 | | | Прослушивание текста, стихотворения. Нахождение признаков объектов по рисункам. Ответы на вопросы. Составление рассказа с опорой на схему, иллюстрацию. Работа с опорными словами (ясно, облачно, пасмурно). Зарисовка объектов природы с опорой на иллюстрацию. Создание аппликации | Учебник с.28-30 |
12 | Занятия и одежда осенью | 1 | | | Составление рассказа с опорой на иллюстрации. Классификация объектов по назначению (одежда осенью, инвентарь для уборки, осенний букет). Объяснение выбора объектов и предметов. Прослушивание стихотворения. Работа с опорными словами (урожай, грибы) | Учебник с.31-34 |
13 | Погода. Календарь природы | 1 | | | Перечисление осенних месяцев. Узнавание и называние дней недели. Определение дня недели по указанию учителя. Определение на календаре сроков осенних каникул, времени занятий и отдыха | |
14 | Зима | 1 | | | Нахождение различий в изображениях. Прослушивание текста. Определение причин сезонных изменений по схеме. Проведение опыта совместно с учителем. Вырезывание объекта природы (аппликация) по готовому образцу. Работа с опорными словами (зима, снегопад) | Учебник с.35-36 |
15 16 | Признаки зимы | 2 | | | Нахождение и называние признаков сезона на иллюстрациях. Называние объектов природы по иллюстрациям (птицы). Составление рассказа о кормушках. Изготовление кормушки по образцу. Работа с опорными словами (снег, снежинки, воробей, ворона). Составление рассказа о зиме по опорным знакам (схемам). Сравнение внешнего вида животных в различное время года. Нахождение несоответствия в изображении, тексте | Учебник с.37-40 |
17 | Занятия и одежда зимой | 1 | | | Классификация и выбор предметов по картинкам (одежда, игры, предметы для игры). Разучивание подвижной игры «Мороз Красный Нос». Заучивание стихотворного текста | Учебник с.41-42 |
18 | Погода. Календарь природы | 1 | | | Перечисление зимних месяцев. Узнавание и называние дней недели. Определение дня недели по указанию учителя. Определение на календаре периодов зимних каникул, времени занятий и отдыха, праздничных дней | |
19 | Весна | 1 | | | Нахождение различий по картинке. Прослушивание текста, стихотворения. Определение причин сезонных изменений по схеме. Знакомство с правилом безопасного поведения вблизи крыш домой. Работа с опорными словами (весна, ручьи, почки) | Учебник с.43-44 |
20 | Признаки весны | 1 | | | Прослушивание текста. Нахождение признаков весны по иллюстрациям. Ответы на вопросы по тексту учебника. Рассматривание и называние изображенных объектов природы (насекомых, птиц). Рисование объекта природы (подснежника) по образцу. Разучивание стихотворения. Работа с опорными словами (сосульки, жук, бабочка, грач, скворец). Составление рассказа по рисунку и опорным знакам | Учебник с.45-49 |
21 | Занятия и одежда весной | 1 | | | Нахождение и называние предметов на рисунке. Выделение нужных предметов (одежды) после прослушивания стихотворения. Ответы на вопросы по рисункам (занятия людей весной) | Учебник с.50-51 |
22 | Погода. Календарь природы | 1 | | | Перечисление весенних месяцев. Узнавание и называние дней недели. Определение дня недели по указанию учителя. Определение на календаре периодов весенних каникул, времени занятий и отдыха, праздничных дней | |
23 | Лето | 1 | | | Нахождение различий на рисунках. Нахождение признаков лета по опорным схемам. Работа с календарем (название летних месяцев, летние каникулы, выход в школу). Рисование по теме «Лето» после прослушивания стихотворения. Определение цветовой гаммы рисунка. Работа с опорными словами (лето, цветы) | Учебник с.52-54 |
24 | Признаки лета | 1 | | | Составление рассказа по рисунку. Определение последовательности объектов по рисунку. Знакомство с правилом безопасного поведения в природе. Ответы на вопросы. Прослушивание стихотворения. Определение безопасного поведения по рисунку | Учебник с.55-58 |
25 26 | Занятия и одежда летом | 2 | | | Классификация предметов по картинке. Рассматривание и определение занятий детей в летний период. Заучивание телефона помощи в любых ситуациях. Составление рассказа о безопасном поведении около водоемов (по опорным вопросам). Дифференциация летних объектов для игр (игрушки). Разучивание подвижной игры «Рыбак и рыбаки» | Учебник с.59-60 |
Живая природа Растения 11 часов |
27 | Растения | 1 | | | Составление рассказа о пользе леса. Разучивание правила поведения в лесу. Нахождение на иллюстрациях объектов природы (дерево, цветок, трава, кустарник). Работа со словарем (лес, дерево, трава) | Учебник с.5-6 |
28 | Строение и сходство растений | 1 | | | Рассматривание схемы строения растений. Определение и называние частей растений. Работа со словарем (цветок, стебель, лист, корень) | Учебник с.7 |
29 | Различия растений | 1 | | | Нахождение частей растений по рисунку. Ответы на вопросы по различию растений. Сравнение частей растений и нахождение различий (лист, стебель, корень) | Учебник с.8 |
30 | Разнообразие цветов | 1 | | | Рассматривание иллюстраций. Нахождение объектов природы на рисунке (цветы). Нахождение сходства и различий объектов природы (цветы) по рисунку. Прослушивание стихотворного текста. Ответы на вопросы по прочитанному произведению | Учебник с.11-13 |
31 | Семена | 1 | | | Рассматривание изображения растений и семян. Составление рассказа об использовании семян (приготовлении пищи). Составление рассказа по картинке (проращивание растения из семян). Практическая работа по посадке растения (семени). Работа по опорным словам (семена, свет, тепло, вода) | Учебник с.14-15 |
32 | Плоды растений | 1 | | | Прослушивание текста. Рассматривание иллюстраций (овощи). Нахождение и называние знакомых объектов на картинке (овощи). Рассматривание иллюстраций (фрукты). Нахождение и называние знакомых объектов на картинке (фрукты). Работа с опорными словами (плоды, овощи, фрукты). | Учебник с.16-17 |
33 34 | Овощи и фрукты | 2 | | | Составление описательного рассказа по картинке (описание фруктов). Составление рассказа по вопросам (польза овощей и фруктов). Составление рассказа по опорным схемам. Прослушивание (чтение) стихотворного текста | Учебник с.18-19 |
35 | Приспособление растений к сезонным изменениям | 1 | | | Рассматривание иллюстраций (растения зимой, весной, летом, осенью). Ответы на вопросы по тексту и иллюстрациям | Учебник с.20-21 |
36 | Приспособления растений к условиям жизни | 1 | | | Рассматривание иллюстраций (растения зимой, весной, летом, осенью). Ответы на вопросы по тексту и иллюстрациям | Учебник с.22-23 |
37 | Растения (обобщающий урок) | 1 | | | Определение и называние знакомых объектов природы (деревья, кустарники). Практическое определение объектов природы (деревьев и кустарников) на пришкольном участке (экскурсия). Работа с опорными словами (калина, сирень, смородина, крыжовник) | Учебник с.24-25 |
Животные 11 часов |
38 | Животные | 1 | | | Рассматривание рисунков с изображением животных, называние и показ знакомых объектов. Сравнение животных по размеру, образу жизни, способам передвижения. Зарисовка животного (по контуру) | Учебник с.26 |
39 | Строение и сходство животных | 1 | | | Выделение и показ частей тела у животных. Описание животного по образцу (с помощью учителя). Работа с опорными словами (голова, туловище, ноги, хвост) | Учебник с.27 |
40 41 | Различие животных | 2 | | | Нахождение и называние различий животных (форма тела, окраска, повадки, место обитания). Классификация животных по видам (птицы, рыбы, насекомые) – называние и показ по картинке. Сравнение животных по внешнему виду, окраске. Составление рассказа о животном по способам передвижения. Разучивание игры «Кто как ходит». Работа по опорным словам (шерсть, перья, чешуя) | Учебник с.28-30 |
42 | Детеныши животных | 1 | | | Рассматривание иллюстрации, называние знакомых животных. Определение и называние детенышей животных. Составление рассказа по прослушанному тексту. Разучивание игры «Один – много» (детеныши животных) | Учебник с.31-32 |
43 44 | Домашние животные | 2 | | | Прослушивание текста «Домашние животные». Определение и называние животных по рисунку. Составление рассказа по схемам (изготовление продуктов из молока, шерсти). Составление описательного рассказа о домашнем животном. Рисование (аппликация) «Домашнее животное». Экскурсия в зоомагазин | Учебник с.33-34 |
45 | Дикие животные | 1 | | | Рассматривание и называние животных по рисункам. Соотнесение изображения животного с местом обитания. Узнавание и называние сказочных героев – диких животных. Составление сказки по рисунку. Работа с опорными словами (нора, дупло) | Учебник с.35-36 |
46 | Приспособление животных к различным условиям обитания | 1 | | | Рассматривание окраски животного на рисунках. Работа с опорными словами (олень, тюлень, песец, сова, медведь). Классификация животных по среде обитания: соотнесение размера животного, цвета его шерсти со средой обитания. Составление рассказа по вопросам «Зоопарк» | Учебник с.37-39 |
47 | Приспособление животных к временам года | 1 | | | Рассматривание иллюстраций. Сравнение двух объектов природы (заяц серый, заяц белый). Нахождение различий. Прослушивание текста, ответы на вопросы. Составление рассказа о животном | Учебник с.40-42 |
48 | Животные (обобщающий урок) | 1 | | | Экскурсия в Зоопарк, национальный парк, заповедник. Наблюдение за объектами природы | Учебник с.43 |
Человек 18 часов |
49 | Человек | 1 | | | Нахождение сходства и различий объектов природы (человек) по картинке (внешний вид, пол, возраст). Работа с опорными словами (люди, возраст, пол). Составление рассказа о себе по опорным вопросам. Прослушивание (чтение) стихотворения, работа с текстом | Учебник с.44-47 |
50 51 | Части тела человека | 2 | | | Нахождение и показ частей тела на рисунке (на объекте), называние частей тела. Отработка навыков пространственной ориентировки (правая, левая) на основе стихотворного текста. Развитие моторных навыков (пальчиковый театр). Отработка навыков обращения к сверстнику, взрослому (имя, фамилия). Дидактическая игра «Части тела». Работа с опорными словами (голова, шея, туловище, руки, ноги) | Учебник с.48-49 |
52 | Гигиенические навыки | 1 | | | Разучивание правила гигиены. Рассматривание рисунков. Определение правила гигиены по рисункам. Составление рассказа о правилах ухода за телом. Задания на дифференциацию предметов по назначению. Разучивание стихотворения | Учебник с.50-52 |
53 | Лицо человека | 1 | | | Определение и называние частей лица, нахождение частей на себе. Рассматривание изображений лица человека, определение пола, возраста. Определение настроения по картинке. Упражнение на мимические движения. Нахождение сходства и различий по рисункам. Работа с опорными словами (глаза, нос, рот, брови, уши). Рисование частей лица, автопортрета | Учебник с.53-55 |
54 55 | Глаза | 2 | | | Прослушивание текста (строение глаз). Чтение стихотворного текста, ответы на вопросы. Определение функции глаз по рисункам. Рисование предмета. Нахождение и называние частей объекта (брови, века, ресницы) на картинке и у себя. Работа с опорными словами (брови, веки, ресницы), предложениями (глаза – орган зрения). Разучивание правил гигиены зрения. Дидактическая игра по иллюстрациям «Назови, кому принадлежат глаза». Разучивание гимнастики для глаз «Автобус» | Учебник с.56-60 |
56 57 | Уши | 2 | | | Прослушивание текста (строение уха), ответы на вопросы. Определение функции уха по рисункам. Отгадывание загадок. Нахождение и называние объекта на картинке и у себя. Работа с опорными словами (уши слух), предложениями (уши – орган слуха). Разучивание правил гигиены слуха. Дидактическая игра по иллюстрациям «Назови, кому принадлежит голос». Объяснение смысла выражения «ушки на макушке» | Учебник с.61-64 |
58 59 | Нос | 2 | | | Прослушивание текста (строение носа), ответы на вопросы. Определение функции носа по рисункам. Практическая работа «Узнай по запаху». Нахождение и называние объекта на картинке и у себя. Работа с опорными словами (нос, запах, обоняние, дыхание), предложениями (нос – орган обоняния и дыхания). Разучивание правил гигиены носа. Дидактическая игра по иллюстрациям «Назови, кому принадлежит нос». Составление рассказа (использование обоняния собаки) | Учебник с.65-68 |
60 61 | Рот | 2 | | | Прослушивание текста (строение рта), ответы на вопросы. Дифференциация предметов по функциям. Практические работы «найди предметы для чистки зубов», «определи вкус продукта». Нахождение и называние объекта (рот, губы, зубы, язык) на картинке и у себя. Работа с опорными словами (рот, язык, сладкий, кислый, горький, соленый). Разучивание правил гигиены полости рта, поведения во время еды. Отгадывание загадок. Объяснение выражения «держать язык за зубами» | Учебник с.69-73 |
62 63 | Кожа | 2 | | | Прослушивание текста. Определение свойств предмета. Описание предмета по ощущениям («волшебный мешочек»). Работа с опорными словами (кожа, горячий, теплый, холодный, твердый, мягкий). Правила работы с ножом и утюгом, правила гигиены кожи, поведение при порезах и ожогах. Дидактическая игра «Чем покрыто тело животного» по рисункам | Учебник с.74-79 |
64 | Осанка | 1 | | | Работа по картинкам (нахождение картинки на правильную осанку). Разучивание стихотворения для физкультминутки. Правила посадки за партой, ношения груза, правильной осанки | Учебник с.80 |
65 66 | Скелет и мышцы человека | 2 | | | Прослушивание текста, ответы на вопросы. Практическая работа с текстом учебника. Определение мышц на теле человека (практическое). Работа с опорными словами (скелет, мышцы). Разучивание упражнений утренней гимнастики на разные виды мышц | Учебник с.81-82 |
Лист корректировки рабочей программы
Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |