Государственное казённое общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа – интернат» с. Чёрный Отрог Саракташского района Оренбургской области
Согласовано на заседании МС Протокол № 1 от « 29» августа 2024 г. | Согласовано зам. директора УВР _______/Тактаева Е.А./ « 29 » августа 2024 г. | Утверждаю Директор школы - интерната _______/Биктина Э.Э./ « 29 » августа 2024 г. |
Рабочая программа по учебному предмету
«Мир природы и человека»
1-4 классы
Выполнили: Колбекова С.Х., Гайрунова С.В.,
Кожанова Л. В., Ирмагамбетова Т.Б
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 .
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей, с учетом рекомендаций новой программы воспитания.
Программа ориентирована на учебник Матвеева Н.Б., Ярочкина И.А
Мир природы и человека. 1 класс. Учебник для общеобразовательных . организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы. В 2 ч. / Матвеева Н.Б., Ярочкина И.А.– 3 изд.-М.: Просвещение, 2019. Матвеева Н.Б., Ярочкина И.А.
Мир природы и человека. 2 класс. Учебник для общеобразовательных . организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы. В 2 ч. / Матвеева Н.Б., Ярочкина И.А.– 3 изд.-М.: Просвещение, 2019. Матвеева Н.Б., Ярочкина И.А.
Мир природы и человека. 3 класс. Учебник для общеобразовательных . организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы. В 2 ч. / Матвеева Н.Б., Ярочкина И.А.– 3 изд.-М.: Просвещение, 2019.
Мир природы и человека. 4 класс: для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2ч. /Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова и др./. – М.: Просвещение, 2020г.
1 класс
Учебный предмет «Мир природы и человека»» относится к предметной области «Естествознание» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» в 1 классе рассчитана на 33 учебные недели и составляет 66 часов в год (2 часа в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Мир природы и человека».
Цель обучения – ознакомление обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с первоначальными представлениями о живой и неживой природе; понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Задачи обучения:
ознакомление с объектами изучения через практическое взаимодействие с предметами познания, по возможности, в натуральном виде и естественных условиях;
накопление первоначальных преставлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации;
первоначальное накопление опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности.
Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» в 1 классе определяет следующие задачи:
ознакомление с элементарными представлениями об окружающем мире;
ознакомление с первоначальными представлениями о взаимосвязи живой и неживой природы;
ознакомление с первоначальными представлениями о Солнце как источнике света и тепла на Земле, его значении в жизни живой природы, смене времен года;
понимание простейших взаимосвязей человека и природы;
воспитание положительного отношения к окружающей действительности.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение учебному предмету «Мир природы и человека» в 1 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами.
Содержание учебного предмета «Мир природы и человека» в 1 классе предусматривает первоначальное знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность наблюдать связь между природными явлениями и жизнью человека.
Повышение эффективности усвоения учебного содержания в 1 классе требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями живой и неживой природы.
Сознательному усвоению учебного материала способствует использование активных методов обучения – проблемных и частично-поисковых. Следует использовать различные игровые ситуации. Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) важно, чтобы обучение носило практический характер.
Содержание разделов
№ п/п | Название раздела,темы | Количество часов | Контрольные работы |
| Неживая природа | 12 | - |
| Времена года. Осень | 6 | - |
| Живая природа. Растения | 12 | - |
| Времена года. Зима | 6 | - |
| Живая природа. Животные | 8 | - |
| Времена года. Весна | 6 | - |
| Живая природа. Человек | 11 | - |
| Времена года. Лето | 5 | - |
Итого: | 66 | - |
| | |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи;
проявление сопереживания к чувствам других людей, сопереживания к животным.
Предметные:
Минимальный уровень:
иметь первоначальные представления об объектах изучения;
узнавать изученные объекты живой и неживой природы в натуральном виде, в естественных условиях, на иллюстрациях;
относить изученные объекты к определенным группам;
прививать первоначальные представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
приобщать к кормлению зимующих птиц;
знать основные требования к режиму дня и понимать необходимость его выполнения;
знать основные правила личной гигиены и выполнять их в повседневной жизни;
освоить адекватное поведение в классе и образовательной организации.
Достаточный уровень:
иметь первоначальное представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в естественных условиях, на иллюстрациях, фотографиях;
относить изученные объекты к определенным группам с учетом оснований для классификации;
называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение;
знать основные правила гигиены органов чувств;
иметь первоначальные знания о некоторых правилах безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
уметь соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Оценка предметных результатов во время обучения в первом классе не проводится. Оценка успеваемости складывается из показателей: отношение обучающегося к уроку, степень овладения физическими упражнениями, качество выполнения упражнений.
Работа обучающихся поощряется и стимулируется использованием качественной оценки: «удовлетворительно», «хорошо», «очень хорошо».
Соотнесение результатов оценочной деятельности, демонстрируемые обучающимися:
«удовлетворительно» (зачет) - задание выполнено от 35% до 50 %;
«хорошо» - задание выполнено от 51% до 65%;
«очень хорошо» (отлично) - задание выполнено свыше 65 %.
2 класс
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» во 2 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Мир природы и человека».
Цель обучения - расширение знаний и представлений о живой и неживой природе; понимание основных взаимосвязей, существующих между миром природы и человека, наблюдение связей между объектами природы.
Задачи обучения:
уточнение и расширение представлений об окружающей действительности;
расширение естественнонаучных знаний;
развитие навыков устной речи;
воспитание интереса и бережного отношения к природе;
формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» во 2 классе определяет следующие задачи:
расширение представлений у обучающихся о взаимосвязи живой и неживой природы, механизмов приспособления живого мира к условиям внешней среды на основе наблюдений и простейших опытных действий;
закрепление представлений о Солнце как источнике света и тепла на Земле, его значении в жизни живой природы, смене времен года;
формирование представлений о роли и участии воды в жизни живой природы, изучение воды и ее свойств;
формирование умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
расширение знаний обучающихся о природе своего края;
формирование у обучающихся первоначальных сведений о природоохранительной деятельности человека, обучение бережному отношению к природе.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение учебному предмету «Мир природы и человека» во 2 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами. При подборе учебного материала используется разноуровневый подход к учебным возможностям обучающихся, способствующий наилучшей социальной адаптации обучающихся в обществе.
Содержание учебного предмета «Мир природы и человека» во 2 классе предусматривает изучение объектов и явлений окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач и дает возможность наблюдать связь между природными явлениями и жизнью человека.
Повышению эффективности усвоения учебного содержания во 2 классе способствует использование наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для расширения и накопления опыта взаимодействия обучающихся с изучаемыми объектами и явлениями живой и неживой природы.
С целью повышения эффективности занятий, а также сознательного усвоения знаний учителям рекомендовано использовать активные методы обучения: проблемные и частично-поисковые, с помощью которых возможно активизировать обучающихся. В процессе обучения необходимо использовать различные игровые ситуациии
Содержание разделов
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Контрольные работы |
| Неживая природа. Долгота дня | 4 | |
| Времена года. Осень | 4 | 1 |
| Неживая природа. Вода | 4 | |
| Времена года. Зима | 4 | |
| Живая природа. Растения | 3 | 1 |
| Живая природа. Животные | 3 | |
| Времена года. Весна | 4 | |
| Живая природа. Человек | 4 | 1 |
| Времена года. Лето | 4 | 1 |
Итого: | 34 | 4 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей, сопереживания к животным;
воспитание эстетических потребностей видеть красоту природы, ценностей и чувства любви к природе.
Предметные:
Минимальный уровень:
узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в естественных условиях, на иллюстрациях;
правильно и точно называть изучаемые объекты и явления живой и неживой природы;
называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе;
иметь представление об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
знать основные требования к режиму дня обучающегося и понимать необходимости его выполнения;
знать основные правила личной гигиены и выполнять их в повседневной жизни;
уметь ухаживать за комнатными растениями, кормить зимующих птиц.
Достаточный уровень:
узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в естественных условиях, на иллюстрациях, фотографиях;
иметь представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
относить изученные объекты к определенным группам с учетом оснований для классификации;
давать краткую характеристику своего отношения к изученным объектам;
правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
знать правила гигиены частей тела;
знать отличительные существенные признаки групп объектов;
знать о некоторых правилах безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
отвечать на вопросы и ставить вопросы по содержанию изученного, проявлять желание рассказать о предмете изучения;
уметь соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы;
проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативном общении с обучающимися.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка предметных результатов во время обучения в первом и втором триместре второго классе не проводится. Результат продвижения обучающихся второго класса в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования учебных и коммуникативных навыков, речи.
Работа обучающихся поощряется и стимулируется использованием качественной оценки: «верно», «частично верно», «неверно».
Соотнесение результатов оценочной деятельности, демонстрируемые обучающимися:
«верно» - задание выполнено на 70 – 100 %;
«частично верно» - задание выполнено на 30-70%;
«неверно» - задание выполнено менее, чем 30 %.
При оценке предметных результатов необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние их эмоционально-волевой сферы. Предметные результаты в третьем триместре второго класса выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения: чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «отличные».
С третьего триместра 2-го класса оценивание проводится по пятибалльной шкале.
В оценочной деятельности результаты, продемонстрированные обучающимся в ходе выполнения творческих, самостоятельных, практических работ и тестах, соотносятся с оценками:
«отлично», если обучающиеся верно выполняют свыше 65% заданий;
«хорошо» - от 51% до 65% заданий;
«удовлетворительно» (зачёт) - от 35% до 50% заданий.
Оценка «5» - ставится обучающемуся, если он дает правильный, логически законченный ответ с опорой на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире, раскрывает возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике.
Оценка «4» - ставится, если ответ обучающегося в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но он допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в применении знаний на практике.
Оценка «3» - ставится, если обучающийся излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя, частично использует в ответах наблюдения в природе и окружающем мире, ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может применять самостоятельно знания на практике.
Оценка «2» - не ставится.
3 класс
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» в 3 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Мир природы и человека».
Цель обучения – углубление знаний и представлений о живой и неживой природе; расширение понимания взаимосвязей, существующих между миром природы и человека, изучение связей между объектами природы.
Задачи обучения:
углубление представлений обучающихся о взаимосвязи живой и неживой природы;
формирование понимания взаимосвязи человека и природы;
развитие навыков устной коммуникации;
закрепление представлений об объектах живой и неживой природы;
формирование элементов образного и аналитического мышления;
формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» в 3 классе определяет следующие задачи:
закрепление представлений о Солнце как источнике света и тепла на Земле, о влиянии Солнца на смену времен года, о его значении в жизни живой природы;
изучение доступных обучающимся сведений о воздухе, формирование представлений о роли и участии воздуха (кислорода) в жизни растений, животных и человека;
формирование понимания взаимосвязи человека и природы;
воспитание интереса к природе, бережного к ней отношения.
Содержание обучения Обучение предмету «Мир природы и человека» носит практический характер и тесно связано с другими учебными предметами. При подборе учебного материала используется дифференцированный подход к учебным возможностям обучающихся, способствующий наилучшей социальной адаптации их в обществе.
Содержание учебного предмета «Мир природы и человека» в 3 классе предусматривает расширенное знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
Необходимо максимально активизировать деятельность обучающихся на уроке, побуждать их к поиску ответов на вопросы, рассуждать, высказывать свое мнение, доказывать свою точку зрения, используя свой жизненный опыт.
Усвоению содержания учебного предмета в 3 классе способствует использование методов наблюдения, разнообразных упражнений, практических работ, игр, экскурсий. Практические наблюдения необходимо дополнить наблюдениями во время экскурсий. Данные методы в комплексном и системном применении необходимы для углубления и накопления опыта взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями живой и неживой природы.
Содержание разделов
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Контрольные работы | |
| Неживая природа | 4 | 1 | |
| Времена года. Осень | 3 | | |
| Живая природа. Растения | 7 | 1 | |
| Времена года. Зима | 3 | 1 | |
| Живая природа. Животные | 7 | | |
| | Времена года. Весна | 3 | |
| | Живая природа. Человек | 5 | 1 |
| | Времена года. Лето | 2 | |
| Итого: | 34 | 4 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей, сопереживания к животным;
воспитание эстетических потребностей видеть красоту природы, ценностей и чувства любви к природе;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни и при взаимодействии с живой и неживой природой.
Предметные:
Минимальный уровень:
узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;
правильно и точно называть изучаемые объекты и явления живой и неживой природы;
называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе;
иметь представление об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
знать основные требования к режиму дня обучающегося и понимать необходимость его выполнения;
знать основные правила личной гигиены и выполнять их в повседневной жизни;
ухаживать за комнатными растениями, кормить зимующих птиц;
составлять описательный или повествовательный рассказ из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану.
Достаточный уровень:
узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;
иметь представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
относить изученные объекты к определенным группам с учетом оснований для классификации;
давать краткую характеристику своего отношения к изученным объектам;
правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
знать правила гигиены частей тела;
знать отличительные существенные признаки групп объектов;
знать о некоторых правилах безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
отвечать на вопросы и ставить вопросы по содержанию изученного, проявлять желание рассказать о предмете изучения;
уметь соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы;
выполнять доступные природоохранительные действия;
проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира;
использовать сформированные умения при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Оценка достижений обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности обучающегося и овладении им социальным опытом.
В 3 классе осуществляется текущий, тематический и итоговый (промежуточный) контроль знаний, умений и навыков обучающихся с фиксированием отметки в журнале.
Текущий контроль
Цель проведения: проверка уровня усвоения изучаемого материала, обнаружение пробелов в знаниях отдельных обучающихся, принятие мер к устранению этих пробелов, предупреждение неуспеваемости.
Текущая проверка по предмету «Мир природы и человека» проводится в следующих формах:
Тематический контроль осуществляется в соответствии с календарно – тематическим планированием в конце изучения темы и раздела в форме творческой работы или теста.
Итоговый контроль проводится в конце года в рамках промежуточной аттестации в форме теста.
При оценке предметных результатов необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние их эмоционально-волевой сферы. Предметные результаты выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения: чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «отличные».
В оценочной деятельности результаты, продемонстрированные обучающимся в ходе выполнения творческих, самостоятельных, практических работ и тестах, соотносятся с оценками:
«отлично», если обучающиеся верно выполняют свыше 65% заданий;
«хорошо» - от 51% до 65% заданий;
«удовлетворительно» (зачёт) - от 35% до 50% заданий.
Устный опрос является одним из методов учёта достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при освоении образовательной программы. При оценивании устных ответов по учебному предмету «Мир природы и человека» принимается во внимание:
правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
полнота ответа;
умение практически применять свои знания;
последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Критерии для оценивания устных ответов:
Оценка «5» - ставится обучающемуся, если он дает правильный, логически законченный ответ с опорой на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире, раскрывает возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике.
Оценка «4» - ставится, если ответ обучающегося в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но он допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в применении знаний на практике.
Оценка «3» - ставится, если обучающийся излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя, частично использует в ответах наблюдения в природе и окружающем мире, ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может применять самостоятельно знания на практике.
Оценка «2» - не ставится.
4 класс
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение предмету «Мир природы и человека» носит практический характер и тесно связано с другими учебными предметами. При подборе учебного материала используется дифференцированный подход к учебным возможностям обучающихся, способствующий наилучшей социальной адаптации обучающихся в обществе.
Содержание учебного предмета «Мир природы и человека» в 4 классе предусматривает практическое взаимодействие обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности, в натуральном виде и естественных условиях или в виде макетов и специально созданных учебных ситуациях. Накопление представлений об объектах и явлениях окружающего мира происходит через взаимодействие с различными источниками информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций.
Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях. Например, для изучения почвы необходимо использовать наглядный материал (песок, глину и т.д.). Обучающиеся должны видеть, осязать изучаемые объекты. При изучении нового материала желательно проводить простейшие опыты.
В процессе обучения необходимо использовать игровые ситуации, занимательные вопросы и задания. Следует прямо связать состояние природы и здоровье человека, показать важность этого направления деятельности людей, обратить внимание на то, что сами обучающиеся могут сделать для сохранения чистоты природы.
Содержание разделов
№ п\п | Название раздела | Количество часов | Контрольные работы |
| Времена года. Осень | 3 | 1 |
| Живая природа. Растения | 7 | 1 |
| Времена года. Зима | 3 | |
| Неживая природа | 4 | 1 |
| Живая природа. Животные | 5 | |
| Времена года. Весна | 3 | |
| Живая природа. Человек | 4 | |
| Безопасное поведение | 2 | 1 |
| Времена года. Лето | 3 | |
Итого: | 34 | 4 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей, сопереживания к животным;
воспитание эстетических потребностей видеть красоту природы, ценностей и чувства любви к природе;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни и при взаимодействии с живой и неживой природой;
осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, любви к родной природе;
овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации.
Предметные:
Минимальный уровень:
иметь представления о назначении объектов изучения;
узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в естественных условиях, на иллюстрациях, фотографиях;
относить изученные объекты к определенным группам (видо-родовые понятия);
называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе;
иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
знать требования к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;
знать основные правила личной гигиены и выполнять их в повседневной жизни;
ухаживать за комнатными растениями; кормить зимующих птиц;
составлять повествовательный или описательный рассказ из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;
адекватно взаимодействовать с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; соблюдать правила поведения в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень:
узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;
иметь представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
относить изученные объекты к определенным группам с учетом оснований для классификации;
давать развернутую характеристику своего отношения к изученным объектам;
знать правила гигиены тела;
знать отличительные существенные признаки групп объектов;
знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
отвечать на вопросы и ставить вопросы по содержанию изученного, проявлять желание рассказать о предмете изучения или наблюдения;
соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы;
выполнять доступные природоохранительные действия;
проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира;
проявлять готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач;
выполнять задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценивать свою работу и одноклассников, проявлять к ней ценностное отношение, понимать замечания, адекватное воспринимать похвалу.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Оценка достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности обучающегося и овладении им социальным опытом.
В 4 классе осуществляется текущий, тематический и итоговый (промежуточный) контроль знаний, умений и навыков обучающихся с фиксированием отметки в журнале.
Текущий контроль
Цель проведения: проверка уровня усвоения изучаемого материала, обнаружение пробелов в знаниях отдельных обучающихся, принятие мер к устранению этих пробелов, предупреждение неуспеваемости.
Текущая проверка по предмету «Мир природы и человека» проводится в следующих формах:
Тематический контроль осуществляется в соответствии с календарно – тематическим планированием в конце изучения темы и раздела в форме творческой работы или теста.
Итоговый контроль проводится в конце года в рамках промежуточной аттестации в форме теста.
При оценке предметных результатов необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние их эмоционально-волевой сферы. Предметные результаты выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения: чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «отличные».
В оценочной деятельности результаты, продемонстрированные обучающимся в ходе выполнения творческих, самостоятельных, практических работ и тестах, соотносятся с оценками:
«отлично», если обучающиеся верно выполняют свыше 65% заданий;
«хорошо» - от 51% до 65% заданий;
«удовлетворительно» (зачёт) - от 35% до 50% заданий.
Устный опрос является одним из методов учёта достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при освоении образовательной программы. При оценивании устных ответов по учебному предмету «Мир природы и человека» принимается во внимание:
правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
полнота ответа;
умение практически применять свои знания;
последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Критерии для оценивания устных ответов:
Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает понимание пройденного материала. Самостоятельно или с помощью учителя может сформулировать и обосновать ответ, привести необходимые примеры полученных знаний в практике, в жизни. Допускает незначительные неточности (оговорки), не влияющие на правильность понятий, которые исправляет сам или с помощью учителя. Ученик в основном, последователен в изложении учебного материала.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но затрудняется в формулировании отдельных понятий и определений. Исправляет их с помощью учителя. Делает ошибки по практическому применению отдельных положений изучаемых предметов в повседневной жизни. Исправляет их с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал (вопрос) недостаточно полно и последовательно, с большими затруднениями. Допускает ошибки в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя. Делает ошибки, вызванные недопониманием учебного материала.
Оценка «2» - не ставится
Связи базовых учебных действий с содержанием учебного
предмета « Мир природы и человека»
I -IV классы.
| Перечень учебных действий | Предметная область | Учебный предмет |
| Личностные учебные действия |
| осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга | Естествознание | Мир природы и человека |
| | |
| способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей | Естествознание | Мир природы и человека |
| | |
| положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию | естествознание | Мир природы и человека |
| | |
| | |
| | |
| целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей | естествознание | Мир природы и человека |
| самостоятельность выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей | естествознание | Мир природы и человека |
| | |
| | |
| понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе | естествознание | Мир природы и человека |
| | |
| | |
| готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе | естествознание | Мир природы и человека |
| Коммуникативные учебные действия |
| вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс) | естествознание | Мир природы и человека |
| | |
| | |
| | |
| использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем | естествознание | Мир природы и человека |
| | |
| | |
| | |
| обращаться за помощью и принимать помощь | | |
| естествознание | Мир природы и человека |
| | |
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту | | |
| |
| |
естествознание | Мир природы и человека |
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми | | |
| |
естествознание | Мир природы и человека |
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими | | |
естествознание | Мир природы и человека |
Регулятивные учебные действия |
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) | Естествознание | Мир природы и человека |
принимать цели и произвольно включаться в деятельность |
следовать предложенному плану и работать в общем темпе |
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников |
соотносить свои действия и их результаты сзаданными образцами |
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев |
корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов |
Познавательные учебные действия |
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов | Естествознание | Мир природы и человека |
| |
| |
Устанавливать видородовые отношения предметов | Естествознание | Мир природы и человека |
| |
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале | | |
| |
| |
пользоваться знаками, символами, предметами- заместителями | Естествознание | Мир природы и человека |
| |
| |
читать | Естествознание | |
писать | | |
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности | Естествознание | Мир природы и человека |
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях) |
В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия можно использовать, например, следующую систему оценки:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию педагогического работника, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию педагогического работника, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию педагогического работника;
4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию педагогического работника;
5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
3 класс
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема раздела. Тема урока. | Кол-во часов | Реализация программы воспитания Модуль «Школьный урок» | Дата урока |
1 четверть – 8ч. |
1. | Осень. Экскурсия в природу. Признаки осени. Месяцы осени. | 1 | Месячник безопасности | Сентябрь 06 |
2. | Растения осенью. Грибы. | 1 | Международный день грамотности. Урок – игра «Школьные правила» | 13 |
3. | Животные осенью. | 1 | Дидактическая игра: «Узнай растение по описанию» | 20 |
4. | Занятия людей осенью. | 1 | День работников дошкольного образования Игра «Пойми меня» Дидактическое упражнение: «Садовник», «Инструменты», «Вершки и корешки» | 27 |
5. | Солнце в разные времена года. Восход и закат солнца. Сон лучшая профилактика усталости. | 1 | Игра: «Листопад» | 04.10 |
6. | Календарь. | 1 | Игра «А я сегодня такой!» | Октябрь 11 |
7. | Воздух. Значение воздуха. Термометр. | 1 | Дидактическая игра: «Четвертый лишний», анаграмма, Упражнение «Витамины» | 18/10 |
8. | Ветер. Направления ветра. Поведение во время урагана. | 1 | 25/10 |
| | | 2 четверть – 8 ч | |
9. | Растения. Сравнение растений. Части растений: стебли, листья, цветы. | 1 | | 08/11 |
|
10. | Растения сада, леса. Плоды и семена. Ягоды. Грибы. Травы. | 1 | Дидактическая игра: «Вставь недостающие части растений» | 15/11 |
11. | Животные. Дикие животные. Лось и кабан, заяц. | 1 | Дидактическая игра: «Узнай растение по описанию» | 22/11 |
12. | Домашние животные. Корова, свинья, кролики | 1 | Зелёные загадки. | 29/11 |
13. | Зима. Экскурсия в природу. Признаки зимы. Месяцы зимы. | 1 | Дидактическое упражнение: «Зимний лес», « 4 вопроса» | 06/12 |
14. | Растения зимой. сороки. | 1 | | 13/12 |
15. | Животные зимой. Следы зайца лисы, | 1 | Дидактическое упражнение» Живая – неживая природа» | 20/12 |
16. | Занятия людей зимой. | 1 | | 27/12 |
| | | 3 четверть-11ч | |
17. | Птицы. Строение птиц. Перелётные, зимующие, хищные, певчие птицы. | 1 | | 10/01 |
|
18. | Охрана животного мира | 1 | | 17/01 |
19. | Человек. Дыхание человека. | 1 | День рождения Сурикова В.И. игра: «Мое лицо», «Чистые руки и тело», «Умею- не умею» | 24/01 |
20. | Профилактика простудных заболеваний. | 1 | | 31/01 |
21. | Кровь. | 1 | | 07/02 |
22. | Сердце. | 1 | Упражнение: «Найди отличия» | 14/02 |
23. | Пульс. | 1 | Составление описательного рассказа «Моя кошка», «Чем покормлю четвероногого друга» | 21/02 |
24. | Окружающая среда и здоровье человека. | 1 | Упражнение: «Найди отличия» | 28/02 |
25. | Питание человека. | 1 | Дидактическая игра: «Определи на вкус», презентация «Органы пищеварения» Составление коллажа: «Полезные и вредные продукты» | 07.03 |
26. | Весна. Экскурсия. Признаки весны. Месяцы весны. | 1 | Масленица. Игра: «Караси и щука» | 14/03 |
|
27. | Растения весной. | 1 | Игра: «Эти разные растения», «Первоцветы» | 21.03 |
| | | 4 четверть-7ч | |
28. | Животные весной. | 1 | Дидактическое упражнение «Кто как весну встречает?» | 04.04 |
29. | Занятие людей весной | 1 | | 11/04 |
30. | Лето. Экскурсия. Признаки лета. Месяцы лета. | 1 | | 18/04 |
31. | Растения летом. Животные летом. | 1 | Составление описательного рассказа «Мой щенок» «Чем покормлю четвероногого друга» | 25/04 |
32. | Занятия людей летом. | 1 | Упражнение: «Правильные продукты», «Назови лишний предмет» | 16/05 |
33. | Промежуточная аттестация за учебный год Проверочная работа | 1 | | 23/05 |
34. | Итоговый урок. | 1 | Игра: «Найди о чем я расскажу» | 30/05 |
Приложение
Промежуточная аттестация по предмету «Мир природы и человека»
(тестовое задание)
Система оценивания работы по окружающему миру
Оценка «5» - ставится ученику, если правильно выполнено 10 заданий.
Оценка «4» - ставится ученику, если выполнено с небольшими недочетами - правильно выполнено 8 заданий и более.
Оценка «3» -правильно выполнено 6 заданий и более.
оценка «2» - выполнено менее 6 заданий.