
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2018-2019 учебный год; требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
3. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Основой для разработки рабочей программы является авторская программа Н.Б. Матвеевой «Живой мир», из сборника программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 0-4 классов под редакцией И.М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2011. Данная программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации.
Программа по предмету «Мир природы и человека» составлена с учетом особенностей познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), закладывает основы для формирования у них естествоведческих знаний, способствует развитию мировоззренческих взглядов, необходимых для становления личности.
Основная цель предмета – формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Задачи:
1. Формирование у обучающихся знаний об основных элементах живой и неживой природы.
2. Расширение представлений о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособления живого мира к условиям внешней среды на основе наблюдений и простейших опытных действий.
3. Развитие процессов анализа, синтеза, сравнения и обобщения на основе наблюдений за природными явлениями.
4. Расширение кругозора и развитие у обучающихся умения последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме.
5. Формирование у обучающихся первоначальных сведений о природоохранной деятельности человека и воспитание у них бережного отношения к природе.
Предмет имеет коррекционную направленность.
Основными направлениями коррекционной работы являются:
1. Сенсомоторное развитие:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственных представлений;
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительной памяти и внимания;
- развитие слухового внимания и памяти.
3. Развитие основных мыслительных операций и речи:
-умение работать со словесной и письменной инструкциями, алгоритмом;
- обогащение словаря
- умение планировать деятельность;
- умение систематизировать естествоведческий материал, давать простейшие объяснения;
-умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями.
4. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления;
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.
Содержание программного материала предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам.
1.Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
–адекватные представления о собственных возможностях и ограничениях, насущно необходимом жизнеобеспечении;
–способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
– владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни;
– владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
–осмысление и дифференциация картины мира, ее временно пространственной организации;
– осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
2.Предметные результаты по учебному предмету «Мир природы и человека» на конец обучения в 3 классе:
Обучающиеся усвоят следующие представления:
- о простейших свойствах воздуха, его значении для жизни растений, животных, человека;
- о растениях сада и леса;
- об образе жизни и повадках диких и домашних животных и птиц;
- о роли человека в жизни домашних животных;
- о сезонных изменениях в живой и неживой природе;
-о дыхании человека, о профилактике простудных заболеваний.
Предметные результаты имеют два уровня. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный уровень: | Достаточный уровень: |
Обучающиеся овладеют умениями: • называть изученные объекты и явления с помощью учителя; • сравнивать и различать растения сада и леса, называть по 2-3растения, наиболее распространенных в данной местности; различать ягоды, грибы, орехи; • сравнивать изученных домашних и диких животных и птиц; • описывать повадки домашних и диких животных и птиц и образ жизни с помощью учителя; • соблюдать правила употребления в пищу грибов и ягод, соблюдать требования по профилактике пищевых отравлений; • соблюдать правила предупреждения простудных заболеваний; • с помощью учителя соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных, человека. | Получат возможность овладеть умениями: • правильно называть изученные объекты и явления; • сравнивать и различать растения сада и леса, деревья хвойные и лиственные, кустарники, травы, ягоды, грибы, орехи, плоды и семена растений, знать названия деревьев и кустарников, наиболее распространенных в данной местности; • различать изученных домашних и диких животных и птиц; описывать их повадки и образ жизни; • соблюдать правила питания; правила приготовления пищи и хранения продуктов питания, соблюдать требования по профилактике пищевых отравлений; • соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных, человека; определять по сезонным изменениям время года; • определять направление ветра. |
3.Формирование базовых учебных действий
Личностные базовые учебные действия:
У обучающихся будут сформированы:
-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
- сознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
-понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
-готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Регулятивные базовые учебные действия:
Обучающиеся научатся:
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников;
-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
-принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные базовые учебные действия:
Обучающиеся научатся:
-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
-устанавливать видо - родовые отношения предметов;
-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
-пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
-читать;
-наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.
Коммуникативные базовые учебные действия:
Обучающиеся научатся:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
-обращаться за помощью и принимать помощь;
-сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Содержание учебного предмета
Сезонные изменения в природе.
Сезонные изменения в неживой природе: Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времен года. Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света. Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный – теплый ветер. Продолжение наблюдений за погодой, их описание. Календарь. (знакомство с календарем, названия месяцев).
Растения и животные в разное время года: Наблюдения за растениями сада и леса в разное время года: яблоня, осина, липа, акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав (медуница). Птицы зимующие и перелетные: клест, снегирь, соловей. Насекомые в осенний период. Домашние животные в разное время года. Лесные животные: мыши, змеи, лягушки. Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года
Неживая природа.
Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные представления). Измерение температуры воздуха. Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.
Живая природа. Растения.
Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы. Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы. Растения сада. Фруктовые деревья (2–3 названия); ягодные кустарники (2–3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды. Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники. Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные. Грибы. Грибы съедобные и несъедобные. Травы полезные и травы опасные.
Живая природа. Животные.
Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детеныши. Приспособление диких животных к природным условиям. Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детеныши. Уход за домашними животными. Сравнение диких и домашних животных. Сходство и различия: кабан – свинья, заяц – кролик. Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни. Строение гнезд, забота о потомстве. Птицы перелетные и зимующие: ласточка, дрозд, галка, дятел. Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок.
Живая природа. Человек.
Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе легких. Температура тела человека. Градусник и его назначение. Профилактика простудных заболеваний. Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс. Окружающая среда и здоровье человека. Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.
Повторение.
Система оценки достижений предметных результатов, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и формы контроля.
В 3 классе осуществляется текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений и навыков обучающихся с фиксированием отметки в журнале.
Текущий контроль.
Цель проведения: проверка уровня усвоения изучаемого материала, обнаружение пробелов в знаниях отдельных обучающихся, принятие мер к устранению этих пробелов, предупреждение неуспеваемости.
Тематический контроль осуществляется в соответствии с календарно – тематическим планированием в конце изучения темы и раздела в форме творческой работы или теста.
Итоговый контроль проводится в конце года в рамках промежуточной аттестации в форме теста.
«5» - ставится ученику, если он дает правильный, логически законченный ответ с опорой на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире, раскрывает возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике.
«4» - ставится, если ответ ученика в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в применении знаний на практике.
«3» - ставится, если ученик излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя, частично использует в ответах наблюдения в природе и окружающем мире, ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может применять самостоятельно знания на практике.
Учебный план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Основные виды учебной деятельности | Дата |
по плану | по факту |
I | Сезонные изменения в природе |
1 | Времена года. Осень | | Рассматривание схем, дифференциация схем, определение частей суток, времен года по схемам. Соотнесение схемы со временем года. Чтение текста, ответы на вопросы Прослушивание текста. | | |
2 | Растения и животные осенью | 1 | Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Отгадывание загадки. | | |
3 | Занятия людей осенью. | | Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа по иллюстрациям о видах деятельности людей в осенний период. | | |
4 | Времена года. Зима | | Рассматривание схем, дифференциация схем, определение частей суток, времен года по схемам. Соотнесение схемы со временем года. Чтение текста, ответы на вопросы Прослушивание текста. | | |
5 | Растения и животные зимой | 1 | Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта, называние. | | |
6 | Занятия людей зимой. | | Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа по иллюстрациям о видах деятельности людей в зимний период. | | |
7 | Времена года. Весна | | Рассматривание схем, дифференциация схем, определение частей суток, времен года по схемам. Соотнесение схемы со временем года. Чтение текста, ответы на вопросы Прослушивание текста. | | |
8 | Растения и животные весной | 1 | Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта, называние. | | |
9 | Занятия людей весной. | | Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа по иллюстрациям о видах деятельности людей в весенний период. | | |
10 | Времена года. Лето. | | Рассматривание схем, дифференциация схем, определение частей суток, времен года по схемам. Соотнесение схемы со временем года. Чтение текста, ответы на вопросы Прослушивание текста. | | |
11 | Растения и животные летом | 1 | Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта, называние. | | |
12 | Занятия людей летом. | | Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа по иллюстрациям о видах деятельности людей в летний период. | | |
II | Неживая природа |
13 | Солнце в разные времена года | 1 | Чтение текста, ответы на вопросы. Сравнение объектов, изображенных на иллюстрации. Создание поделок из природного материала Работа с иллюстрациями: дифференциация объектов. | | |
14 | Восход и закат солнца | | Рассматривание картинок. Составление рассказа по картинке. Проведение практической работы. | | |
15 | Календарь. Воздух. Значение воздуха. | | Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание картинок. Составление рассказа по картинке. Проведение практической работы. Отгадывание загадки | | |
16 | Термометр. Ветер. Направление ветра | | Рассматривание иллюстративного материала. Нахождение и показ правильного поведения в различных ситуациях. | | |
17 | Занятия людей зимой. Правила поведения в зимний период (снежная буря, катание на коньках). | 1 | Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа по иллюстрациям о видах деятельности людей в зимний период. Рассматривание иллюстративного материала. Нахождение и показ правильного поведения в различных ситуациях. Составление рассказа о правилах поведения. Зарисовка одного из правил | | |
III | Живая природа. Животные. |
18 | Животные. Охрана животного мира. Дикие и домашние животные. | 1 | Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание рисунков. Называние объектов. Составление описательного рассказа по картинке. Составление рассказа по плану. Чтение текста, ответы на вопросы по тексту. Зарисовка объектов животного мира | | |
19 | Сравнение животных: свинья и кабан. | 1 | Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание картинок. Дифференциация и сравнение объектов. Составление описательного рассказа по картинке, отгадывание загадок Выработка правил ухода за домашними животными, запись правил в тетрадь Зарисовка объекта. | | |
20 | Сравнение животных: кролик и заяц | 1 | Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание картинок. Дифференциация и сравнение объектов. Составление описательного рассказа по картинке, отгадывание загадок Выработка правил ухода за домашними животными, запись правил в тетрадь Зарисовка объекта. | | |
21 | Птицы. Строение птиц. Хищные и певчие птицы. | 1 | Рассматривание картинок, называние объектов. Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание схемы строения птицы. Соотнесение двух иллюстраций. | | |
22 | Перелетные, зимующие птицы. | 1 | Рассматривание картинок, называние объектов. Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа (описательного, по схеме, по плану) | | |
IV | Сезонные изменения в природе. |
23 | Весна. Признаки весны. Весенние месяцы. | 1 | Рассматривание схем, иллюстраций. Определение признаков весны по схемам, иллюстрациям. Нахождение иллюстрации в соответствии с темой. Дифференциация времен года. Чтение текста. Ответы на вопросы по тексту. Составление рассказа по иллюстрации. Зарисовка Чтение текста. Сравнение схемы с иллюстрацией, выделение признаков месяцев. Сравнение схем месяцев. Наблюдение за изменениями погоды весной. Разгадывание загадок. | | |
24 | Растения и животные весной. | 1 | Чтение текста, ответы на вопросы. Сравнение объектов, изображенных на иллюстрации. Дифференциация объектов Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций, называние объектов. Составление рассказа о жизни животных весной. Отгадывание загадок. Чтение стихотворения. | | |
V | Живая природа. Человек. |
25 | Человек. Дыхание человека. | 1 | Проведение опыта. Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание рисунков, называние объектов. Словарная работа: трахея, бронхи, легкие. Рассматривание схемы: показ и называние объектов. Называние и запоминание правил гигиены дыхания. Работа со стихотворением. | | |
26 | Температура тела человека. Поведение во время болезни. Профилактика простудных заболеваний. | 1 | Дифференциация времен года, соотнесение видов одежды со временем года. Практическая отработка навыков телефонных разговоров. Разучивание фраз. Игра «Вызов врача из поликлиники». Запись телефонов экстренной помощи в тетрадь. | | |
27 | Кровь. | 1 | Чтение текста, ответы на вопросы. Выборочное чтение. Рассматривание картинок. Составление рассказа по картинке. Составление правил оказания помощи при порезах. | | |
28 | Сердце. Пульс. | 1 | Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание картинок. Составление рассказа по картинке. Проведение практической работы. Отгадывание загадки. | | |
29 | Окружающая среда и здоровье человека. | 1 | Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание картинок. Составление рассказа по иллюстрациям, сравнение иллюстраций | | |
30 | Питание человека. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений. | 1 | Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание картинок, называние объектов. Запоминание правил хранения продуктов | | |
31 | Итоговый тест в рамках промежуточной аттестации. | 1 | Самостоятельная работа. | | |
VI | Сезонные изменения в природе. |
32 | Лето. Признаки лета. Летние месяцы. | 1 | Рассматривание схем, иллюстраций. Определение признаков лета по схемам, иллюстрациям. Нахождение иллюстрации в соответствии с темой. Дифференциация времен года. Чтение текста. Ответы на вопросы по тексту. Составление рассказа по иллюстрации. Чтение текста. Ответы на вопросы. Сравнение схемы с иллюстрацией, выделение признаков месяцев. Сравнение схем месяцев. Наблюдение за изменениями погоды весной. Работа над смыслом поговорки. Чтение стихотворения | | |
33 | Растения и животные летом. | 1 | Чтение текста, ответы на вопросы. Сравнение объектов, изображенных на иллюстрации. Дифференциация объектов. Составление рассказа о жизни животных летом. | | |
34 | Занятия людей весной и летом. | 1 | Рассматривание рисунков. Дифференциация объектов. Называние видов одежды. Составление рассказа о детских играх. Составление рассказа по иллюстрациям о видах деятельности людей в весенний и летний период Чтение текста, ответы на вопросы. | | |
| ИТОГО | 34 | | |
Материально – техническое обеспечение.
Средства обучения и воспитания учебного предмета «Мир природы и человека» включают:
Учебно-методический комплект:
1.Матвеева Н.Б., Ярочкина. И.А, Попова М.А, Куртова Т.О. Мир природы и человека. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих АООП. В 2 ч.– М.: Просвещение, 2018.
2. Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А. Мир природы и человека.
Методические рекомендации. 1–4 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы – М.: Просвещение, 2016.
3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
0-4 классы», под ред. И.М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2011, (программа
«Живой мир», автор Н.Б. Матвеева).
Печатные пособия: комплекты предметных, сюжетных картин, серий сюжетных
картин, динамических схем по разделам «Неживая природа», «Сезонные изменения
в природе», «Растения», «Животные», «Человек».
Экранно-звуковые пособия: аудиозаписи звуков окружающего мира (природы
и социума); видеофильмы (мультфильмы) и презентации по темам: «Дикие и
домашние животные», «Красная книга», «Первоцветы», «Растения», «Времена года»
Модели и натуральный ряд: набор муляжей «Фрукты, грибы, овощи»;
натуральные объекты: учебные принадлежности, игрушки, комнатные растения,
плоды с/х культур и др.
Технические средства обучения – компьютер.