СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету « Мир природы и человека» для 1 класса (ФГОС) 1 вариант

Нажмите, чтобы узнать подробности

2.Пояснительная записка.

Нормативные документы, на основе которых разработана данная программа:

-«Адаптированная основная общеобразовательная программа образования

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

(вариант 1);

- учебный план МКОУ «Уренская коррекционная школа – интернат»;

- учебник: Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А., Куртова Т. О.           « Мир природы и человека» 1 класс, в 2 частях, М., Просвещение, 2017

Одной из важнейших составляющих комплексного развития личности ребенка с нарушением интеллекта является более раннее восприятие им законов окружающего мира природы и способах их правильного применения, переноса этих знаний в практическую повседневную деятельность.

Результаты, полученные в ходе изучения представлений о мире природы у детей с интеллектуальными нарушениями, дают основание считать, что уже на ранних этапах обучения возможно начинать организованную работу по формированию различных представлений о природе и природных явлениях, готовить детей к последующему изучению систематического курса природоведческих дисциплин, что сформирует необходимую основу для их успешного усвоения. Кроме того, изучение целостности мира природы и человека в младших классах будет способствовать развитию мировоззренческих взглядов, необходимых для становления личности.

Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся начальных классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.

   Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:

– полисенсорности восприятия объектов;

– практического взаимодействия обучающихся с интеллектуальными нарушениями с предметами познания, по возможности в натуральном виде в естественных условиях;

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету « Мир природы и человека» для 1 класса (ФГОС) 1 вариант»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Уренская коррекционная школа-интернат»

Уренского муниципального района

Нижегородской области












Рабочая программа по предмету

« Мир природы и человека»

для 1 класса (ФГОС) 1 вариант











Автор составитель:

учитель начальных классов

Карасева Наталья Веденеевна












Урень, 2019

2.Пояснительная записка.

Нормативные документы, на основе которых разработана данная программа:

-«Адаптированная основная общеобразовательная программа образования

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

(вариант 1);

- учебный план МКОУ «Уренская коррекционная школа – интернат»;

- учебник: Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А., Куртова Т. О. « Мир природы и человека» 1 класс, в 2 частях, М., Просвещение, 2017

Одной из важнейших составляющих комплексного развития личности ребенка с нарушением интеллекта является более раннее восприятие им законов окружающего мира природы и способах их правильного применения, переноса этих знаний в практическую повседневную деятельность.

Результаты, полученные в ходе изучения представлений о мире природы у детей с интеллектуальными нарушениями, дают основание считать, что уже на ранних этапах обучения возможно начинать организованную работу по формированию различных представлений о природе и природных явлениях, готовить детей к последующему изучению систематического курса природоведческих дисциплин, что сформирует необходимую основу для их успешного усвоения. Кроме того, изучение целостности мира природы и человека в младших классах будет способствовать развитию мировоззренческих взглядов, необходимых для становления личности.

Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся начальных классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.

Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:

– полисенсорности восприятия объектов;

– практического взаимодействия обучающихся с интеллектуальными нарушениями с предметами познания, по возможности в натуральном виде в естественных условиях;

– накопления представлений об объектах и явлениях окружающей среды через взаимодействие с различными носителями информации;

– закрепления представлений в различных формах и видах деятельности;

– постепенного усложнения содержания, преемственности изучаемых тем.

С одной стороны, содержание примерной рабочей программы курса «Мир природы и человека» базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и дает учителю возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.

С другой стороны, курс «Мир природы и человека» должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких базовых предметов, как «Природоведение», «Естествознание» и «География», создать преемственную систему знаний.

Цели образовательно-коррекционной работы.

Курс «Мир природы и человека» решает следующие коррекционно-образовательные и воспитательные задачи:

- уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дает новые знания об основных ее элементах;

- на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;

- вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;

- формирует первоначальные знания обучающихся о природе своего края;

- конкретизирует понятийный аппарат, развивает аналитико-синтетическую деятельность обучающихся на основе предоставляемого материала;

- вырабатывает умения делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи;

- формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.

3.Общая характеристика учебного предмета.

Курс «Мир природы и человека» построен по концентрическому принципу, а также с учетом преемственности тематического планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, дополнять их новыми сведениями.

Курс «Мир природы и человека» не строится по принципу планирования на определенный период, в нем представлены тематические блоки, последовательность и время изучения которых может варьироваться в зависимости от выбранного образовательным учреждением учебного графика (обучение по модулям, четвертям, триместрам).

На уроках следует использовать разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, различные мультимедийные материалы. Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр и составления на их основе описаний объектов природы или природных явлений, а также разнообразной природоохранной деятельности обучающихся под руководством учителя.

Знания и умения по курсу «Мир природы и человека» необходимо реализовывать на уроках таких предметных областей, как язык и речевая практика, математика, искусство, технология, а также найти им применение в программе внеурочной деятельности.

4.Описание места учебного предмета в учебном плане.

Предмет «Мир природы и человека» входит в образовательную область «Естествознание». В соответствии с учебным планом  МКОУ «Уренская коррекционная школа-интернат» рабочая программа в 1 классе рассчитана на 66 ч. в год (2 ч. в неделю).

5.Личностные и предметные результаты освоения предмета.

Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями очень важно, чтобы все обучение носило практический характер. Поэтому помимо предметных результатов освоения программы в курсе «Мир природы и человека» реализуется формирование личностных умениями и навыков. Для детей с интеллектуальными нарушениями эти действия носят характер жизненных компетенций. В курсе «Мир природы и человека» представлены многообразные задания, иллюстративный и текстовый материал на развитие следующих личностных умений и навыков:

- осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;

- адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

- способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам сопровождения учебного процесса и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;

- способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при взаимодействии в совместной деятельности;

- владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной жизни;

- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);

- осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации через содержание курса «Мир природы и человека»;

- осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций.

Для решения задачи социальной адаптации важнейшим является развитие коммуникативной функции речи, формирование культуры и стиля речи с тем, чтобы развивать у обучающихся с интеллектуальными нарушениями умение общаться и использовать полученные знания в различных социальных ситуациях в жизни. Умение задать вопрос, понять вопрос, ответить на вопрос помогает установить конструктивное общение, например, в поликлинике, аптеке, магазине и т.д.

Работа над развитием регулирующей функции речи проводится также через специально организованную на уроке работу по освоению общеучебных навыков, таких как: выслушивание инструкции или установки на деятельность в ходе урока, планирование работы, отчет о работе и т. д.

Таким образом, процесс изучения курса «Мир природы и человека» должен быть направлен на овладение следующими коммуникативными навыками:

- умением всту­пать в контакт и работать в группах;

- умением использовать принятые ритуалы со­ци­аль­ного взаимодействия с одноклассниками, сверстниками, учителями;

- умение обращаться за по­мо­щью и при­нимать помощь;

- умение слушать и понимать инструкцию к учебному за­да­нию в разных видах деятельности и быту;

- сотрудничать с взрослыми и све­рстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, со­переживать, кон­с­т­ру­к­ти­в­но взаимодействовать с людьми;

- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

В рамках изучения курса «Мир природы и человека» развиваются следующие регулятивные учебные действия:

- входить и выходить из школьного здания, учебного помещения по условному сигналу (школьный звонок, разрешение учителя);

- самостоятельно ориентироваться в пространстве школьного двора, здания, класса (зала, учебного помещения);

- использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) в учебное время;

- самостоятельно работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;

- корректировать свои действия по выполнению задания в соответствии с инструкцией (под руководством учителя);

- принимать цели и инструкции, произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

В процессе овладения различными знаниями о живой и неживой природе в рамках предмета «Мир природы и человека» обучающиеся с интеллектуальными нарушениями научаются следующим познавательным учебным действиям:

- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов, явлений окружающей действительности,

- характеризовать предметы и явления по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу);

- находить задания, предложения, тексты в учебнике или другом предлагаемом материале;

Использовать условные знаки, символические средства с помощью учителя;

- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях);

- называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;

- знать и употреблять названия и свойства изученных предметов и явлений, их частей;

- знать и применять обобщающие понятия изученных групп предметов и свойств.

Предметные результаты изучения курса «Мир природы и человека» могут быть минимальными и достаточными.

Минимальным уровнем является формирование следующих умений:

- правильно и точно называть изученные объекты, яв­ления, их признаки;

- различать объекты живой и неживой природы;

- выделять части растений; узнавать в природе и на ри­сунках деревья, кусты, травы;

- называть наиболее распространённых диких и домаш­них животных своей местности;

- называть и показывать органы чувств человека, объ­яснять их назначение;

- соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;

Достаточный уровень не является обязательным для всех обучающихся с интеллектуальными нарушениями и содержит следующие умения и навыки:

- овладение представлениями о взаимосвязях между изученными объектами и явлениями природы;

- узнавание и называние объектов живой и неживой природы в естественных условиях;

- отнесение изученных объектов природы к определенным группам по существенным признакам;

- знание правил гигиены органов чувств, безопасного поведения в соответствии со своими знаниями;


6. Содержание учебного предмета.

Первый год обучения должен заложить основу для формирования у обучающихся базовых представлений о природе.

Порядок изучения тем, а также время и количество часов, отведенное для изучения каждой из них, могут быть изменены учителем.

Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.

Содержание программы одного периода обучения от другого отличается увеличением объема предъявляемого учебного материала, его усложнением и расширением, сложностью видов работ по той или иной теме.

Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа» (в том числе «Человек» и «Безопасное поведение»).

Раздел «Безопасное поведение» отдельным блоком не выделяется, отдельные темы по этому разделу расположены в разделах «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа».

Неживая природа

Названия и простейшие признаки объектов неживой природы. Небо днем и ночью: солнце, облака, луна, звезды. Наблюдения за сменой дня и ночи. Время суток: утро, день, вечер, ночь, их признаки.

Деятельность человека в течение суток.

Земля: песок, камни, глина.

Солнце – источник тепла и света.

Элементарные представления о роли солнечного тепла и света в жизни растений, животных, человека; о влиянии солнца на смену времен года.

Сезонные изменения в природе

Сезонные изменения в неживой природе

Влияние солнца на изменения в природе: зима – солнце светит мало, греет слабо, жизнь замирает; лето – солнце долго светит, греет сильно, все оживает. Солнце весной и осенью.

Знакомство с временами года и их названиями.

Формирование первоначальных представлений о явлениях и состояниях неживой природы в разное время года: холодно, тепло, жарко, облачно, ясно, ветер, дождь, снег, снегопад, таяние снега, сосульки.

Погода. Наблюдения за изменениями погоды. Погода вчера, сегодня.

Растения и животные в разное время года

Наблюдения: изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, зимний покой деревьев, набухание почек, появление листьев, рост трав, первые цветы, цветение деревьев. Береза, клен, мать-и-мачеха1.

Наблюдения и описания зимующих птиц: ворона, воробей.

Животные зимой. Медведь, заяц.

Одежда людей, игры детей в разное время года

Живая природа

Растения

Выявление представлений о мире растений, их разнообразии: деревья, кустарники, травы, цветковые растения (различия этих групп не разбираются).

Части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок.

Наблюдения за жизнью растений в своей местности: рост, цветение, образование плодов и семян; приспособление к смене времен года.

Элементарные представления о приспособлении растений к разным условиям жизни: растения жарких стран, растения стран с холодным климатом, их сравнение.

Животные

Общие представления о мире животных, их разнообразии: домашние и дикие животные, птицы, рыбы, насекомые (различия групп не разбираются).

Элементарные представления о приспособлении диких животных к разным условиям жизни: животные жарких стран, животные стран с холодным климатом, их сравнение.

Знакомство с животными своей местности. Понятие о месте обитания, повадках, приспособлении к смене времен года (1–2 хорошо знакомых животных).

Человек. Безопасное поведение

Пол, возраст, имя, фамилия.

Внешний облик человека: голова, шея, туловище, руки, ноги.

Правильная осанка человека. Кожа. Порез, ожог.

Первая помощь при порезах, ожогах кожи.

Лицо человека: глаза, уши, нос, рот, лоб, брови, щеки, подбородок.

Органы чувств человека: глаза, уши, нос, рот, кожа.

Элементарные представления о строении и работе органов чувств: глаза – орган зрения, ухо – орган слуха и т. д. Профилактика травматизма и заболеваний органов чувств человека.


7. Тематическое планирование  с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

п/п


Наименование темы

Всего часов



Дата

Виды учебной деятельности

1

Введение.


1


Формирование представлений о Солнце как источнике света и тепла на Земле.


Земля и солнце.

8 ч.



2

Объекты живой и неживой природы.

1


Объекты живой и неживой природы.

3

Земля и Солнце.



Желательно, на этом уроке провести экскурсию, в ходе которой учитель организует наблюдения: за солнцем, небом, облаками, ветром, обращает внимание на различные растения, насекомых и т.д.

4

Значение Солнца.

1


Обобщение наблюдений, полученных во время экскурсии. Словарь к урокам: Солнце, небо, вода, Земля, камни, цветы, деревья, трава, звери, птицы, люди.

5

Солнце и жизнь растений.

1


Рассказ.Мы живем на планете Земля. Солнце дает нашей планете свет и тепло. На Земле есть суша и вода. Земля окружена воздухом. На Земле растут растения, живут разные животные и люди. Словарь: Земля, Солнце. Растения.

6

День и ночь. Небо днем и ночью.

1


Рассказ. Мы уже узнали, что Солнце дает Земле свет. Когда Солнце появляется на небе, всюду становится светло, наступает день. Кто знает, что будет, если Солнца нет на небе, оно заходит? Будет темно, наступает ночь. Словарь: день, ночь, светло, темно.

7

Сутки. Занятие людей в течение суток.

1


Закрепление материала. Внимание следует уделить тому, чем занимаются люди днем. Ночью люди отдыхают. Словарь: луна (месяц), звезды.

8


Режим дня.

1


Занятия людей утром, днем, вечером. Ночной сон. Режим дня. Словарь: режим дня.

9

Занятие людей в течение суток.

1


Обобщение полученных знаний.


Сезонные изменения в природе.

7 ч.



10

Осень.


1


Формирование представлений о влиянии Солнца на сезонные изменения в природе. ОСЕНЬ. Объяснение учителя начинается с того, что он просит детей вспомнить о лете, его признаках, занятиях людей летом. Затем он составляет схему: зеленое дерево, над ним ярко светит Солнце. Далее объясняет, что осенью Солнце встает не так высоко, меньше светит. Земля получает меньше тепла и света, поэтому все в природе изменяется (признаки осени). Составляет новую схему: дерево с пожелтевшими листьями, часть их уже упала на землю (листопад), Солнце стоит ниже, чем летом. Словарь: осень.

11

Признаки осени.


1


Изучение признаков осени. Растения осенью. Перелетные птицы. Звери (медведь, заяц) осенью. Словарь: листья желтеют и опадают, берлога. Закрепление знаний о признаках осени. Деятельность солнца. Холодно – опадают листья на деревьях (листопад). Прячутся насекомые, многим птицам нечем питаться, они улетают в теплые страны. Словарь: листопад, перелетные птицы.

12

Экскурсия в природу.

1


Экскурсия в природу.

13

Занятия и одежда осенью.

1


Сезонная одежда (почему осенью следует одеваться теплее, чем летом) и занятия детей осенью. Осенью в садах созревают яблоки, в лесу много грибов. Словарь: сезонная одежда.

14

Погода. Календарь природы.

1


Знакомство и составление календаря.

15

Обобщение темы «Осень»

1


Обобщение знаний по теме «Осень». Наблюдения за погодой. Словарь: погода, ясно, пасмурно.

16

Обобщение полученных знаний.

1


Обобщение знаний по теме «Осень». Наблюдения за погодой. Словарь: погода, ясно, пасмурно.


Живая природа.

6 ч.



1

Растения.

1


Формирование представлений о многообразии растений, их строении, приспособлении к разным условиям жизни. Экскурсия в природу, наблюдение за растениями. Различение растений: дерево, кустарник, цветы, травы. Словарь: дерево, кустарник, цветы, травы.

2

Строение и сходство растений.

1


Сходство растений, наличие у каждого из них стебля, корня, листьев. Цветки растений. Словарь: стебель, корень, лист.

3

Различия растений. Разнообразие цветов.

1


Отличительные признаки растений: корень, стебель (ствол), лист. Обучающиеся должны рассмотреть различные корни растений, подумать, почему у дерева такой большой корень, почему у него крепкий и прочный ствол. Внимательно рассмотреть листья различных растений, постараться запомнить некоторые из них. Можно использовать игры, работу с природным материалом. Словарь: дуб, береза.

4


Семена.

1


Рассказ и показ. После цветения у растений образуются плоды и семена. Они также очень разные. Некоторые семена люди используют в пищу. Для чего еще нужны семена? Словарь: семена.

5

Плоды растений.

1


Плоды растений. Разнообразие плодов, первичное знакомство с понятиями «овощи», «фрукты». Использование человеком плодов растений. Словарь: плоды, овощи, фрукты.

6

Приспособление растений к сезонным изменениям.

1


Приспособление растений к сезонным изменениям. Растениям для жизни нужны солнечный свет, тепло, вода (вспомнить правила ухода за комнатными растениями). Дети должны подумать, как будут чувствовать себя растения зимой, весной, летом и осенью. С помощью учителя установить причинную зависимость. Словарь: увядание, пробуждение растений.


Уход за растениями.

2 ч.



7

Приспособления растений к условиям жизни.

1


Приспособление растений к разным условиям жизни. Вспомните, мы живем на большой планете Земля. На Земле есть места, где почти всегда холодно, солнце светит мало. Лето там короткое и холодное. Как вы думаете, какими будут растения в этих странах? В других местах очень тепло. Там солнце светит всегда и не бывает зимы. Как вы думаете, какие растения растут в этих местах? Словарь: теплые страны, холодные страны.

8

Растения (обобщающий урок).

1


Обобщение знаний по теме. Дополнение: человек умеет различать все деревья, кустарники, цветы. Каждому из них он дал имя. Вспомните и назовите знакомые растения. Какую пользу они приносят людям?


Признаки зимы.

7 ч.



9

10

Признаки зимы.

2


Работа со схемой «Осень»: учитель вместе с детьми вспоминает, как светит солнце осенью, почему становится холоднее, чем летом. Затем учитель составляет схему «Зима»: дерево без листьев, солнце стоит низко над землей. Предлагает детям подумать, какие изменения произойдут в природе. Учитель подводит обучающихся к следующему выводу: зимой солнце светит очень мало. Оно почти не дает тепла. Становится очень холодно, листьев на деревьях не осталось. Часто идет снег (снегопад). Вся земля укрыта снегом. Словарь: зима, снег, снегопад.. Изучение признаков зимы. Растения зимой. Зимующие птицы. Звери (медведь, заяц) зимой. Словарь: зимующие птицы.

11

Экскурсия в природу.

1


Экскурсия в природу.

12

13

Одежда и занятия детей зимой.

2


Зимняя одежда, занятия детей зимой. Словарь: коньки, лыжи, снежки.

14

15

Обобщение знаний по теме «Зима»

2


Закрепление признаков зимы. Деятельность солнца. Морозы, земля покрыта снегом. Наблюдение: принести в класс снег, посмотреть, что с ним произойдет. Зимующим птицам трудно найти корм. Звери зимой. Словарь: кормушка, спячка, линька. Наблюдения за погодой. Словарь: вчера, сегодня.


Животные.

8 ч.



1

Строение и сходство животных.

1


Формирование представлений о разнообразии животного мира, приспособлении животных к различным условиям обитания, их повадках. Изучение знаний обучающихся. Дети вспоминают и называют известных им животных, описывают их. Работа с тетрадью: название различных групп животных (звери, птицы, рыбы, насекомые). Словарь: звери, птицы, рыбы, насекомые. Сходство различных групп животных. Учитель обращает внимание обучающихся на то, что все животные имеют сходство, которое проявляется в строении их тел. Почти все животные имеют голову, туловище, ноги (крылья, плавники), хвост. Словарь: голова, туловище, крылья, плавники, лапы, хвост.

2

Различие животных.

1


Отличительные признаки животных. Обратить внимание на отличительные признаки разных групп животных, например: тело зверей покрыто шерстью, птиц – перьями, рыб – чешуей. Различны размеры тела, окраска, места обитания, повадки. Словарь: шерсть, перья, чешуя, окраска.

3

Детеныши животных.

1


Детеныши. У всех животных рождаются детеныши. Звери заботятся о своих детенышах, многие выкармливают их молоком. Птицы откладывают яйца в гнездах, высиживают их. Своих птенцов кормят мошками и другими насекомыми. Рыбы откладывают икринки и не заботятся о своих малышах. Мальки рыб сами учатся находить себе корм. Словарь: детеныши, птенцы, мальки, икринки.

4


5


6


7

8

Домашние животные.

1


Домашние животные. Некоторых зверей люди приручили. Они живут вместе с человеком, помогают ему и уже почти не могут жить без заботы человека. Люди их кормят, ухаживают за ними. Такие животные называются домашними. Словарь: домашние животные.

Дикие животные.

1


Дикие животные. Животные, которые живут в лесу и сами заботятся о себе, называются дикими. Словарь: дикие животные.

Приспособление животных к различным условиям жизни.

1


Приспособление животных к разным условиям жизни. Животные не зависят от солнца так, как растения, но и им приходится приспосабливаться к разным условиям жизни. В холодных странах встречаются небольшие по размерам животные: мыши, песцы, но живут и белые медведи. Их белый мех помогает им скрываться на белом снегу. В теплых местах, где много растений, живет большое количество самых разных, обычно крупных животных.

Приспособление животных к временам года.

2


Приспособление животных к временам года. Умеют животные приспосабливаться и к разным временам года. Заяц. Заяц живет в лесу. Дикое животное. Питается травой, ветками и корой деревьев. Сильные лапы. Быстро бегает, пугливый. Летом имеет серую окраску. К зиме серая шерсть у зайца меняется на белую, что помогает ему скрываться от волка и лисы. Медведь. Медведь – дикое животное, живет в лесу. Питается растениями, рыбой, может напасть на человека. Лето проводит в лесу, любит ягоды, лакомится медом, разоряя пчелиные ульи. Зимой спит в берлоге. Лучше, если удастся составить рассказы о зайце и медведе вместе с детьми, используя их знания, уточняя и дополняя.


Весна.

8 ч.



9

Признаки весны.

1


Работа со схемой «Зима», переход к схеме «Весна»: дерево, набухшие почки, проклюнувшиеся первые листочки, солнце находится выше, чем зимой. Обсуждение возможных изменений в природе, подведение детей к выводу: весной солнце начинает светить ярче, дает больше света и тепла (вспомнить опыт с таянием снега). Снег тает. Бегут ручьи. Появляется первая травка, цветы. На деревьях появляются листья. Словарь: весна, тает снег, ручьи. Изучение признаков весны. Таяние снега (сосульки, ручьи). Появление листьев, первых цветов. Появление насекомых, возвращение перелетных птиц. Звери весной. Словарь: сосульки.

10

11

Календарь природы.

2


Важно, чтобы учитель предоставлял больше самостоятельности детям, давал возможность подумать самим, подводя их к нужному выводу, а не сообщал сразу готовые знания, которые они должны запомнить. Только в этом случае мы получим ожидаемый результат: дети активны, знания усвоены осознанно, активизируется речь обучающихся, повышается интерес к занятиям.

12

13

Птицы и животные весной.

2


Закрепление признаков весны. Деятельность солнца. Жизнь растений, птиц, зверей. Словарь: почки, гнездо, насекомые.

14

Экскурсия в природу.

1


Экскурсия в природу.

15

16

Одежда и занятия детей весной.

2


Сезонная одежда, игры и занятия детей весной. Словарь: сезонная одежда.


Человек.

2 ч.



1

Части тела человека.

1


Формирование элементарных представлений о строении тела человека, его лица, работе органов чувств. Строение тела человека. На Земле живут люди. Они одновременно и похожие, и разные. Люди отличаются друг от друга цветом волос, глаз, они различаются по возрасту, полу. Словарь: люди, возраст, пол. Части тела человека. Строение тела всех людей одинаково. Оно состоит из головы, шеи, туловища, рук и ног. Человеку необходимо ухаживать за своим телом. Каждый день люди умываются, чистят зубы, принимают душ или ванну. Тело нужно содержать в чистоте. Словарь: голова, шея, туловище, руки, ноги.

2

Лицо человека.

1


Лицо человека. Лица у людей разные, но у каждого человека есть глаза, уши, нос, рот, брови. Словарь: лицо, глаза, уши, нос, рот, брови.


Глаза.

2 ч.



3

Строение и значение глаз.

1


Глаза. Закройте глаза. Можете ли вы сказать, что взял в руки учитель? Почему? Глаза – орган зрения. Что мы видим глазами? Мы видим наш удивительный мир, различаем форму, цвет, размер предметов, расстояние между ними. Глаза очень сложно устроены. Природа позаботилась о защите глаз. Потечет пот со лба – его остановят брови. Понесет ветер пыль – ее задержат ресницы. Попадет в глаз пылинка – ее снимет постоянно мигающее веко. Словарь: зрение, веко, ресницы, брови.

4

Гигиенический уход за глазами.

1


Человеку нужно самому заботиться о глазах, остерегаться их повредить (правила безопасности). Глаза есть не только у человека, но и у зверей, птиц, рыб, насекомых.


Уши.

2 ч.



5

Строение и значение ушей.

1


Уши. Попробуем закрыть уши. Тихо, ничего не слышно. Уши – орган слуха. Что же мы можем услышать ушами? Ушами человек слышит все разнообразие звуков окружающего мира: речь людей, пение птиц, шум дождя, музыку. У человека два уха. Это позволяет ему слышать звуки вокруг себя. Словарь: ушная раковина, слуховой проход.

6

Гигиенический уход.

1


Уши человека очень сложно устроены. Мы видим ушные раковины по обеим сторонам головы. Посередине ушной раковины есть маленькое отверстие – слуховой проход. В конце его тонкая барабанная перепонка, а за ней идут средняя и внутренняя части уха. Если вы хотите хорошо слышать, то старайтесь держать ушные раковины в чистоте. Нельзя залезать в ухо какими-либо предметами. Это может повредить ухо. Уши есть не только у человека, но и у животных.


Рот.

2 ч.



7

Строение и значение рта.

1


Рот. Рот есть у каждого человека. С его помощью человек может говорить, пережевывать пищу, а еще распознавать вкус продуктов. Рот (язык) помогает определить вкус – горький, сладкий, кислый, соленый. Рот может «предупредить» об опасности: если вкус продукта неприятный, то пищу есть нельзя! Никогда нельзя брать в рот незнакомые продукты. Если мы возьмем мелкую соль и мелкий сахарный песок, то ни глаза, ни уши не могут подсказать нам, что это. Только по вкусу мы сможем различить эти продукты. Словарь: язык, вкус.

8

Гигиенический уход.

1


Язык не только помогает почувствовать вкус продуктов. Он участвует в пережевывании и глотании пищи. Рот участвует в дыхании – через него можно вдохнуть и выдохнуть воздух. Нельзя выполнять сразу два дела: дышать и глотать пищу. Помни, когда ты говоришь, нельзя кушать, иначе можно подавиться пищей.


Кожа.

2 ч.



9

Строение и значение кожи.

1


Кожа. Уход за кожей. Природа дала человеку такую одежду, которая не промокает под дождем, пропускает воздух, растет и ее можно носить всю жизнь. Эта одежда – кожа. Кожа покрывает все тело человека. Кожа помогает человеку почувствовать холод, тепло. Она подскажет, какой предмет – мягкий, гладкий, твердый. Словарь: порез, ожог.

10

Гигиенический уход. Защита кожи от ожогов.

1


Кожа. Уход за кожей.

Природа дала человеку такую одежду, которая не промокает под дождем, пропускает воздух, растет и ее можно носить всю жизнь. Эта одежда – кожа. Кожа покрывает все тело человека. Кожа помогает человеку почувствовать холод, тепло. Она подскажет, какой предмет – мягкий, гладкий, твердый.


Скелет и мышцы.

3 ч.



11

12

Скелет и мышцы человека. Осанка.

2


Скелет и мышцы человека. Можно провести исследование – сгибать и разгибать руку, нащупать мышцы под кожей. Опора нашего тела – скелет. Если человек неправильно сидит, неправильно носит груз, то скелет может искривиться. Это очень вредно для организма. Словарь: скелет, мышцы.

13

Обобщение темы «Человек»

1


Важно, чтобы учитель предоставлял больше самостоятельности детям, давал возможность подумать самим, подводя их к нужному выводу, а не сообщал сразу готовые знания, которые они должны запомнить. Только в этом случае мы получим ожидаемый результат: дети активны, знания усвоены осознанно, активизируется речь обучающихся, повышается интерес к занятиям.


Лето.

2 ч.



14

Признаки лета.


1


Работа со схемой «Весна», переход к схеме «Лето». Вывод: летом солнце дает много света и тепла. Деревья покрыты листьями, цветут цветы. Птицы поют в садах и лесах. Появляются ягоды. Важно, чтобы учитель предоставлял больше самостоятельности детям, давал возможность подумать самим, подводя их к нужному выводу, а не сообщал сразу готовые знания, которые они должны запомнить. Только в этом случае мы получим ожидаемый результат: дети активны, знания усвоены осознанно, активизируется речь обучающихся, повышается интерес к занятиям. Словарь: лето. Изучение признаков лета. Тепло, иногда идут дожди. Все растения зеленые, обилие цветов, появление ягод. Птицы выводят птенцов. У зверей подрастают детеныши. Словарь: жарко, птенцы, детеныши. Закрепление изученных признаков лета. Деятельность солнца. Растения, птицы, насекомые, звери летом. Словарь: туча, дождь, ягоды.. Летняя одежда, занятия и игры детей. Словарь: бабочка.

15

Экскурсия в природу.

1


Обобщение знаний по теме «Лето», наблюдения за погодой.


Итого:

66 ч.





8.Материально – техническое обеспечение.

Учебник: Матвеева Н. Б.; Ярочкина И. А., Попова М. А., Куртова Т. О. «Мир природы и человека» учебник для 1 класса, в 2-х частях, М., Просвещение, 2017

-ноутбук;

- проектор;

-интерактивная доска;

-презентационные материалы;

-карточки для индивидуальной работы;

-комплекты обучающих карточек.