СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Музыка" 2 класс на основе авторской программы Г.П.Сергеевой

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "Музыка" 2 класс с КТП на основе авторской программы Г.П.Сергеевой

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Музыка" 2 класс на основе авторской программы Г.П.Сергеевой»

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа городского округа Восход





Согласовано

Заместитель директора по УВР

__________/ Хорошилова Л.Ф./


«___» ____________2018 г.




Утверждаю

Директор МОУ СОШ г/о Восход

_____________/ Ширяева Г.В./

Приказ № ____


От «___» _____________ 2018г.





Рабочая программа по предмету: «Музыка» 2 класс, базовый уровень,

1 час в неделю ( всего: 34 урока)

2018-2019 учебный год




Составитель:

Дедова Жанна Владимировна

учитель музыки и ОБЖ

МОУ СОШ г/о Восход

высшая квалификационная категория


поселок Восход

2018


№/п

Название раздела

Содержание раздела

Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 2 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений, авторской программы для общеобразовательных учреждений Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, Т. С. Шмагиной, 2017 год.

Предмет «Музыка» в ОУ изучается во 2 классе 1 час в неделю в объеме - 34 часа.

Планируемые результаты

изучения предмета

Личностные: развитие музыкально-эстетического чувства, эмоционально-ценностного отношения к искусству, понимание его функций в жизни человека, социально ориентированный взгляд на мир в разнообразии культур, уважительное отношение к культуре других народов,

Предметные:

Развитие у детей устойчивого интереса к занятиям и различным видам музыкально-творческой деятельности, формирование основ музыкальной культуры, умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям, воплощать музыкальные образы в вокально-хоровых произведениях, театральных композициях,

Метапредметные:

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений, активное сотрудничество в выполнении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки и внеурочной деятельности, позитивная оценка своих музыкально- творческих возможностей.


Методическое обеспечение предмета «Музыка»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по предмету «Музыка», примерная программа авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, рабочая программа, УМК к программе по музыке 2 класс: учебник, рабочая тетрадь, хрестоматия музыкального материала, сборники песен и хоров, методическое пособие для учителя «Уроки музыки. 1-4 класс», научно-популярная литература по искусству, справочные пособия, энциклопедии.

Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов

Цифровые компоненты УМК: аудиозаписи и фонохрестоматия для 2 класса (комплект компакт- дисков по темам и разделам курса обучения для слушания музыки и исполнения песенного материала), видеофильмы о творчестве композиторов, с записью балетных и оперных спектаклей, мюзиклов, мультфильмов.


Тематическое   планирование   уроков   музыки  во 2 классе


Предмет

класс

Общая образовательная  программа 

Кол-во часов по программе


Название разделов


Характеристика деятельности учащихся

 МУЗЫКА 

2 класс

 Программы  ОУ

« Музыка . Начальные  классы » - Е.Д.  Критская , Г.П.  Сергеева , Т.С. Шмагина.-М.: Просвещение, 2011

 1 час в неделю, 34 часа в году


Россия – Родина моя (3 часа)

День, полный событий (6 часов)

О России петь – что стремиться в храм(5часов)

Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 часа)

В музыкальном театре (5 часов)

В концертном зале (5 часов)

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье... (6 часов)

Размышлять о характере и средствах

выразительности музыки, уметь пользоваться

словарем эмоций, воплощать характер и

настроение песен о Родине, расширять запас

музыкальных впечатлений в самостоятельной

творческой деятельности, закрепить основные

понятия и термины музыкального искусства,

уметь исполнять мелодии по нотной записи,

распознавать по смыслу различные музыкальные

интонации: выразительные и изобразительные,

применять знания о средствах музыкальной

выразительности при анализе прослушанного

музыкального произведения и исполнении песен,

передавать эмоционально различные

музыкальные образы, передавать свои

впечатления в рисунках, узнавать звучание

инструментов симфонического оркестра,

узнавать изученные произведения и называть

их авторов, оценивать свою

музыкально- творческую деятельность.


Содержание программы предмета «Музыка» 2 класс

Основное содержание образования в программе представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».

Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов. Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация - источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор - исполнитель - слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.Развитие музыки - сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приемы музыкального развития (повтор и контраст).Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др.

Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных; исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка»

Класс 2



п/п

Дата

Тема урока.

(страницы учебника, тетради)

Худ.-пед. идея урока, раздела

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)

Понятия

Предметные

результаты

УУД

Личностные результаты



Раздел 1. Россия- Родина моя (3 часа).

1.


Мелодия.

Здравствуй, Родина моя!

(учебник стр.8-11, тетрадь стр. 6-7)

Мелодия- главная мысль музыкального произведения.

Образы родной природы в музыке русских композиторов.

М. Мусоргский «Рассвет на Москве- реке». Вступление к опере «Хованщина». Ю. Чичков, сл.

К. Ибряева «Здравствуй, Родина моя!».

Мелодия, аккомпанемент,

песня, ноты.

Уметь воспринимать классическую музыку, эмоционально откликаться на искусство, воплощать музыкальные образы в исполнении вокально- хорового произведения.

Л: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств,

П: понимать характер музыки, содержание, особенности музыкального языка, использовать словарь эмоций, исполнять мелодию песни, используя нотные примеры,

Р: уметь составлять тексты о содержании музыки, средствах музыкальной выразительности в устной форме,

К: взаимодействовать в процессе воплощения хорового произведения.


Уважительное отношение к русской культуре, осознание своей национальной принадлежности на основе изучения шедевра музыкального наследия русской классики

2.


Моя Россия.

(учебник

стр.12-13, тетрадь

стр.4-5)

Песенность как отличительная черта русской музыки.

Г. Струве,

сл. Н. Соловьевой «Моя Россия»,

М. Глинка, сл. А. Машистовой «Патриотическая песня».

Исполнитель, запев, припев, средства музыкальной выразительности

Формирование устойчивого интереса к музыкальным традициям своего народа, понимание особенностей музыкального языка, использова

ние нотной записи в разучивании песен о Родине.

Л: осознание песенных истоков русской музыки,

П: понимание интонационно- образного смысла исполняемых песен, средств музыкальной выразительности, усваивать словарь эмоций, музыкальные понятия,

Р: находить контакт с учителем и сверстниками в разучивании песен по нотам,

К: участвовать в разных видах музицирования

( петь в хоре, ансамбле, индивидуально).


Понимание жизненных истоков русской

песенной

музыки, их влияние на духовно- нравственное становление личности.

3.


Гимн России.

( учебник стр.14-15)


Гимн- главная песня нашей Родины. Художественные символы России (Московский Кремль, храм Христа Спасителя, Большой театр). Гимн России. А. Александров, сл. С. Михалкова.

Гимн, композитор.

Формирование представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовно- нравственном и гражданско- патриотическом становлении.

Л: понимать содержание Гимна России, выявлять триединство композитор- исполнитель- слушатель,

П: усвоение словаря музыкальных терминов и понятий , словаря эмоций в вокально- творческой деятельности,

Р: воплощать содержание и характер музыки в хоровом и индивидуальном исполнении,

К: продуктивно сотрудничать в процессе разучивания и исполнения Гимна России.

Понимание жизненного смысла музыкального произведения, его влияния на формирование представлений о роли музыки в жизни человека, общества.



Раздел 2. День, полный событий (6 часов)



4.


Музыкальные инструменты.

Звучащие картины.

( учебник стр.18-19, 28-29, тетрадь

стр.8-9).

Фортепианные пьесы для детей. П.И. Чайковский «Детский альбом», С. С. Прокофьев «Детская музыка»


Фортепиано, клавиатура,

форте, пиано, рояль, пианино, исполнитель, пианист.

Уметь эмоционально – образно воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям, подбирать изображения музыкантов, играющих на фортепиано к соответствующей музыке.

Л: выражать свое отношение к музыкальным пьесам,

П: иметь представление о содержании, музыкальном языке пьес П. Чайковского и

С. Прокофьева, использовать словарь музыкальных терминов и понятий, словарь эмоций,

Р: анализ, сравнение музыкальных образов,

К: размышлять, передавать собственные впечатления о музыке, вступать в диалог.

Личностный взгляд на мир через восприятие шедевров русской классической музыки для детей.

5.


Природа и музыка.

(учебник стр.20-21)

Картины природы в музыке и живописи.

С. Прокофьев фортепианные пьесы «Утро», «Вечер» из цикла «Детская музыка».

Песенность , регистр.

Развитие музыкально- эстетического чувства, проявление любви к природе, к своему родному краю, интонационно- образное восприятие музыки

С. Прокофьева.

Л: уметь воспринимать музыку и выражать свое отношение к ней,

П: понимать содержание, интонационно- образный смысл произведений, усваивать музыкальные термины,

Р: выявлять в мелодии песенные интонации, уметь их спеть, сопоставлять средства выразительности в музыке и живописи,

К: уметь взаимодействовать в группе, в паре,

И: подобрать стихи к музыкальным пьесам.

Познание мира через творчество С. Прокофьева,

восприятие образов природы в разных видах искусства.

6.


Прогулка.

Пьесы

С. С.Прокофьева и М.П. Мусоргского.

(учебник стр.22-23, тетрадь стр. 10-11)

Музыкальное наследие для детей.

Фортепианные пьесы под одним названием «Прогулка»

С. Прокофьева и

М. Мусоргского.

Песенность, танцевальность, маршевость,

ритм, длительности.

Понимать, анализировать, сравнивать характер,содержа

ние, музыкальный язык, интонации фортепианных пьес.

Л: эмоционально- образно воспринимать музыку,

П: понимать содержание, музыкальный язык сочинений, использовать словарь эмоций,

Р: выявлять и сравнивать музыкальные интонации, язык, жанровые особенности,

К: уметь составлять текст в размышлениях о музыке, вести диалог, отвечать на вопросы.

И: найти стихи и иллюстрации к музыке .

Эмоционально откликаться на искусство, размышлять о музыкальных произведениях, выражать свое отношение к ним в различных формах музыкально- творческой деятельности.

7.


Танцы, танцы, танцы…

(учебник стр.24-25, тетрадь стр.12-13)

Танцы разных народов мира.

С. Соснин, сл. П. Синявского «Начинаем перепляс».

Танцевальные ритмы, пластика движений. Вальс, полька, тарантелла, камаринская.

Воспринимать музыку разных танцевальных жанров, понимать танцевальные ритмы, узнавать на слух знакомые танцы.

Л: понимание роли музыки в жизни людей,

П: иметь представление о содержании, музыкальном языке танцев разных народов, Р: анализировать, сравнивать интонационно- образные и жанровые особенности различных танцев,

К: уметь взаимодействовать в музыкально-пластической импровизации,

И: найти информацию о народных танцах своего края.

Расширение представлений о музыкальной картине мира, уважительно относиться к музыкальной культуре своего края и других народов мира.

8.


Эти разные марши.

(учебник стр.26-27, тетрадь стр.14-15)

Музыкальный ритм марша. Какие бывают марши.

П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»,

С. С.Прокофьев «Марш».

«Ай-я, жу-жу»- латышская народная песня.

Интонация шага, ритм марша, такт, тактовая черта, размер такта, сильная доля.

Эмоционально- откликаться на музыку, выявлять и сравнивать маршевые интонации при восприятии музыки, особенности музыкального языка пьес

П. Чайковского и С. Прокофьева.

Л: иметь личностное суждение о звучащей музыке,

П: понимать интонационные и ритмические особенности марша, усвоение музыкальных терминов,

Р: анализировать и сравнивать средства музыкальной выразительности в музыкальных образах маршей П. Чайковского и С. Прокофьева,

К: участвовать в инструментальной и танцевальной импровизации, воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений.

Понимать о роли музыки в жизни людей, развивать мотивы учебной и музыкально- творческой деятельности, овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками.

9.


Расскажи сказку. Колыбельные. Мама.

( учебник стр.30-35)

Музыкальные сказки П. Чайковского и

С. Прокофьева. Фортепианные пьесы «Сказочка», «Нянина сказка», «Мама».

Колыбельные песни.

Р. Паулс «Сонная песенка»,

А. Островский «Спят усталые игрушки».


Мелодия, аккомпанемент, вступление,

интонация колыбельной, фраза, темп, динамика, выразительность

Формирование интереса к творчеству

П. Чайковского и С. Прокофьева,

вокально- хоровой

деятельности.

Л: формирование личностного смысла учения,

П: воспринимать музыку, усвоение средств музыкальной выразительности, использовать словарь эмоций,

Р: уметь выстраивать речевое высказывание о содержании, характере, средствах музыкальной выразительности произведений разных эпох,

К: продуктивно сотрудничать с учителем, со сверстниками в вокально- хоровой деятельности.

Уметь эмоционально и осознанно относиться к народной и классической музыке.



Раздел 3. О России петь - что стремиться в храм (5 часов)



10.


Великий колокольный звон.

Звучащие картины.

( учебник стр. 38-39, 40-41)

Колокольные звоны - это голос нашей Родины. Набат, трезвон, благовест.

«Великий колокольный звон». Из оперы «Борис Годунов»

М. Мусоргский.

Голоса- тембры колоколов. Набат, трезвон, благовест.

Музыкальный пейзаж.

Формирование представлений о роли музыки в жизни человека, основ музыкальной культуры на примере музыки М. Мусоргского.

Л: высказывать личные впечатления от общения с музыкой,

П: воспринимать музыку, понимать ее содержание, выявлять средства музыкальной выразительности,

Р: выявлять характерные особенности русской музыки ( народной и профессиональной), ее интонационные истоки, сопоставлять средства выразительности музыки и живописи,

К: взаимодействовать со сверстниками в группе, передавать в пластике, игре на музыкальных инструментах разный характер колокольных звонов.

И: подобрать к музыке иллюстрации картин из учебника.

Проявлять эмоционально- личностное отношение к музыкальному произведению М. Мусоргского, к живописным образам, передавать свои впечатления в устной речи, в рисунке.

11.


Святые земли русской.

Александр Невский. Сергий Радонежский.

(учебник стр.42-45, тетрадь стр. 16-17)

Великий князь Александр Невский. Преподобный Сергий Радонежский. Иллюстрации к картинам:

М. Нестеров «Александр Невский», «Видение отроку Варфоломею»,

П. Корин

«Александр Невский» ( часть триптиха).

С. С. Прокофьев два хора из кантаты

«Александр Невский».

Кантата, хор, молитва, народные песнопения.

Формирование основ музыкальной культуры, духовно- нравственное становление личности на материале истории Российского государства, народных песнопений,

живописных полотен с художественными образами Александра Невского, кантаты

С. С. Прокофьева.

Л: уважительно относиться к культуре русского народа,

П: знакомство с жанром кантата, новыми музыкальными терминами, передавать характер в исполнении народного песнопения,

Р: воспринимать, выявлять песенное начало русской музыки,

особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства,

К: уметь вести диалог, высказывать личные впечатления, самостоятельно работать в творческой тетради.

Осознание своей национальной принадлежности, чувство гордости за русский народ, историю России на основе изучения русского

музыкального и художественного наследия.

12.


Молитва.

(учебник стр.46-47, тетрадь стр. 17)

Жанр молитвы, хорала.

«Детский альбом»

П. И. Чайковского.

«Утренняя молитва», «В церкви».

Молитва, хорал, мелодия, композитор, композиторская

музыка.

Понимание роли музыки в жизни ребенка, ее народных истоков через восприятие музыкальных образов фортепианных пьес

П. Чайковского.

Л: эмоционально откликаться на музыку, сопереживать вместе с композитором,
П: высказывать свои впечатления в устной форме, пользоваться словарем эмоций,

Р: различать настроение, чувства человека, выраженные в музыке, сравнивать музыкальные образы,

К: продуктивно сотрудничать с учителем и сверстниками,

И: найти информацию о праздниках православной церкви.


Уметь наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства, формирование этических чувств доброжелательности, понимание и сопереживания чувствам других людей.

13.


С Рождеством Христовым!

(учебник стр.48-49 )

Главный праздник Русской православной церкви. Обычаи, традиции празднования Рождества. Рождественские песнопения, колядки.

«Добрый тебе вечер», «Рождественское чудо», народные славянские песнопения.

Народные славянские песнопения.

Формирование интереса к русским национальным традициям, к праздникам православной церкви, к песенному наследию русского народа.

Л: проявлять интерес к традициям и обычаям русского народа,

П: выразительно исполнять Рождественские песнопения, владеть певческими умениями и навыками,

Р: участвовать в драматизации Рождественских песен,

К: сотрудничать со сверстниками и учителем в исполнении и драматизации Рождественских песен, колядок,

И: найти в различных источниках колядку, уметь исполнить.

Формирование семейных ценностей, обычаев, традиций русского народа через изучение лучших образцов фольклора.

14.


Рождество Христово.

(учебник стр.50-51)

Рождественские песнопения, колядки.

Музыка на новогоднем празднике. «Рождественское чудо», народное песнопение,

«Рождественская песенка» сл. и муз. П. Синявского.

Рождественские

песнопения,

авторская песня.

Формирование основ музыкальной культуры на материале русского фольклора и авторских песен о Рождестве.

Л: передавать в исполнении характер народных песнопений,

П: исполнять интонационно осмысленно народные песнопения, колядок,

Р: анализировать содержание, музыкальный язык песен,

К: участвовать в разыгрывании песен- хороводов, колядок.

Реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования при воплощении музыкальных образов.




Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 часа)


15.


Русские народные инструменты.

Плясовые наигрыши.

( учебник стр. 54-57, тетрадь стр. 18-19)

Русские народные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в русской народной песне. Русские народные плясовые песни. «Светит месяц»,

«Камаринская»,

песня- хоровод

«Во поле береза стояла».

Оркестр русских народных инструментов, пляска, наигрыш, вариация.

Формирование устойчивого интереса к русской народной музыке

Л: развитие мотивов учебной деятельности,

П: эмоционально воспринимать народные

песни- пляски, усваивать музыкальные термины, использовать словарь эмоций, понимать запись ритмической партитуры песни, вариационный способ развития музыкального образа,

Р: подобрать музыкальные инструменты к плясовым наигрышам,

К: взаимодействовать в исполнении ритмического сопровождения на музыкальных инструментах.

Уметь воплощать музыкальные образы в игре на музыкальных инструментах в ритмическом сопровождении русских народных песнях.

16.


Разыграй песню.

( учебник стр.58-61)

Фольклор - «народная мудрость».

Русская народная песня- хоровод «Выходили красны девицы».

Песня- игра «Бояре, а мы к вам пришли».

Русские народные песни,

хоровод, песня- игра, песня- диалог.

Применение элементарных умений и навыков в воплощении музыкальных образов русских народных песен

( вокально- хоровые, пластические).

Л: испытывать потребность в общении и разыгрывании песен, петь а капелла,

П: понимать содержание, форму, интонационно- образный смысл песен, петь по нотной записи,

Р: продуктивно сотрудничать в драматизации песен,

К: уметь доброжелательно взаимодействовать в решении музыкально- творческой задачи.

Овладение навыков сотрудничества со сверстниками

в разыгрывании русских народных песнях.

17.


Музыка в народном стиле.

Сочини песенку.

( учебник стр. 60-63)

Сочинения в народном стиле.

С. Прокофьев «Ходит месяц над лугами»,

П. Чайковский «Камаринская».

Напев, наигрыш, регистр, мотив, выразительность

Понимать интонационно- образный смысл,

средства музыкальной выразительности фортепианных пьес, сочинять свою мелодию к русским народным песенкам.

Л: узнавать народные мотивы в сочинениях русских композиторов,

П: осуществлять опыты сочинения мелодий, понимать элементы музыкальной грамоты,

Р: сопоставлять средства музыкальной выразительности двух пьес,

К : участвовать в группе, в паре в исполнении ритмического сопровождения к «Камаринской» (ложки, бубен).

Уметь воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям, развивать свои музыкально- творческие способности в сочинении мелодии, ритмической импровизации.

18.


Проводы зимы.

Встреча весны.

( учебник стр.66-69)


Обряды и праздники русского народа: проводы зимы (Масленица),

встреча весны.

Народные песенки, заклички, потешки, игры.

Русский народный праздник,

песенка - закличка.

Понимать значение музыки в жизни человека, иметь опыт музыкально- творческой деятельности, участие в культурно- досуговой деятельности класса, школы.

Л: проявлять интерес к музыкальным занятиям,

П: выразительно исполнять народные песенки- заклички, потешки, использовать нотную грамоту, эмоциональный словарь,

Р: договариваться, вести диалог при разыгрывании песен,

К: участвовать в играх- драматизациях.

Позитивно оценивать свои музыкально- творческие способности.




Раздел 5. В музыкальном театре (5 часов)


19.


Сказка будет впереди.

( учебник стр.72-73)

Сказочные герои в музыкальных произведениях разных жанров, простых и сложных.

С. Прокофьев Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам»,

П. Чайковский Марш из балета «Щелкунчик».

Песня- спор

Ген. Гладков, сл.

В. Лугового.

Музыкальный диалог, опера, балет, симфонический оркестр.

Эмоционально и осознанно относиться к музыке сложных жанров (опера, балет).

Л: эмоционально откликаться на музыкальные образы оперы и балета,

П: понимать содержание литературных произведений, положенных в основу оперы и балета, понимать нотную запись песни,
Р: выявлять особенности музыкального языка двух маршей, сопоставлять их,

К: участвовать в коллективной вокально- хоровой деятельности.

Понимать и высказывать личные впечатления от общения с музыкой простых и сложных жанров.

20.


Детский музыкальный театр.

( учебник стр.74-77)

Опера и балет.
Многообразие сюжетов и образов музыкального спектакля. Песенность, танцевальность и маршевость в опере и балете.

Опера М. Коваля

«Волк и семеро козлят».

Опера, балет, хор, солист.

Выразительно, интонационно - осмысленно исполнять темы действующих персонажей оперы- сказки «Волк и семеро козлят».

Л: выражать собственное отношение к музыкальным образам оперы и балета,

П: определять характер звучащей музыки, использовать словарь эмоций, понимать термины и понятия,

Р: сопоставлять тембры инструментов оркестра и музыкальные образы оперы и балета,

К: передавать свои впечатления в слове, в пении, в рисунке.

Проявлять интерес к музыке оперы и балета, высказывать свои впечатления, воплощать музыкальные образы в пении, в рисунке, в музыкально- пластической импровизации.

21.


Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.

( учебник стр.78- 81, тетрадь

стр. 20-21)

Симфонический оркестр.

Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля.

Большой театр.

С. Прокофьев Балет «Золушка»

( фрагменты),

М. Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила».

Балет, опера, балерина, танцор, симфонический оркестр, дирижер.

Иметь представление о роли музыки в жизни человека, в его духовно- нравственном развитии.

Л: узнавать музыку различных жанров и авторов,

П: понимать значение триединства композитора, исполнителя, слушателя,

Р: понимать особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства,

К: самостоятельно работать в творческой тетради
И: прочитать начало поэмы А. Пушкина «Руслан и Людмила».

Формирование устойчивого интереса к жанру оперы и балета, знание основных центров культуры в своем регионе.

22.


Опера «Руслан и Людмила».

Сцены из оперы.

(учебник стр.82-85, тетрадь стр. 22-23).

Музыкальные темы - характеристика главных действующих лиц.

А. С. Пушкин поэма «Руслан и Людмила»- начало, вступление.

М. И. Глинка опера

«Руслан и Людмила»:

Песнь Баяна,

сцена похищения Людмилы.

Г. Струве «С нами, друг».

Первое действие, солист, хор, контраст,

сцена из оперы.

Эмоционально и осознанно относиться к оперной музыке М. Глинки, понимать содержание, интонационно- образный смысл музыкальных образов.

Л: формирование интереса к музыкальному искусству на примере оперы «Руслан и Людмила»,

П: воспринимать музыку из оперы, усваивать музыкальные термины и понятия,

Р: выявлять особенности развития музыкальных образов, сравнивать литературные и музыкальные образы в сцене похищения Людмилы,

К: участвовать в индивидуальной и вокально- хоровой деятельности.

Выражать свое отношение к музыкальным образам оперы «Руслан и Людмила» в различных видах музыкально- творческой и художественной деятельности

( в слове, в пении – величальная песня «Лель таинственный», в рисунке).

23.


Увертюра. Финал оперы «Руслан и Людмила».

( учебник стр.86-87)

Элементы оперного спектакля.

Увертюра. Финал оперы «Руслан и Людмила»

М. И. Глинки.


Композитор, опера, увертюра, финал.

Уметь воспринимать оперную музыку

М. И. Глинки, выражать свое отношение к ней, сравнивать музыкальные темы увертюры и заключительного хора из оперы.

Л: уважительно относиться к оперному музыкальному искусству,

П: воспринимать музыку из оперы «Руслан и Людмила»,узнавать темы музыкальных персонажей, сцены из оперы,

Р: сравнивать музыкальные темы

( увертюра и заключительный хор),

К: уметь размышлять о музыке, общаться, вступать в диалог.

Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, овладение навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.



Раздел 6. В концертном зале (5 часов)



24.


Симфоническая сказка «Петя и волк».

(учебник стр. 90-93, тетрадь стр.24-25).

С. С. Прокофьев

Симфоническая сказка «Петя и волк». Музыкальные инструменты исполняют роли в сказке.

Е. Птичкин, сл. М. Пляцковского «Сказки гуляют по свету».

Сюжет, тема, тембр, инструменты симфонического оркестра, партитура.

Узнавать тембры симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки.

Л: проявлять интерес к музыкальным занятиям,

П: понимать средства музыкальной выразительности, смысл изучаемых терминов и понятий,

Р: соотносить характер звучащей музыки с их нотной записью, выразительные и изобразительные интонации

К: воплощать музыкальные образы в рисунке.

Уметь размышлять о музыке, передавать свои впечатления в различных видах музыкально- творческой и художественной деятельности.

25.


Картинки с выставки. Музыкальное впечатление.

( учебник стр.94-97)

Фортепианные пьесы М. Мусоргского «Картинки с выставки»

( «Прогулка», «Балет невылупившихся птенцов», «Богатырские ворота»). Иллюстрации к картинам В. Гартмана. Ген. Гладков, сл. А. Кушнера «Песня о картинках».

Музыкальные впечатления, музыкальная живопись.


Сопоставлять музыкальные и художественные образы, выявлять интонационное сходство пьес «Прогулка» и «Богатырские ворота», сравнивать звучание фортепиано с колокольным звоном.

Л: личностно оценивать музыку, звучащую на уроке,

П: понимать содержание, интонационно- образный смысл пьес, выразительные и изобразительные интонации,

Р: выявлять интонационное сходство музыкальных образов,

К: уметь передавать свои впечатления в рассказе или рисунке.

Понимать особенности взаимодействия музыки с изобразительным искусством, выражать свои впечатления в слове, в рисунке.

26.


Звучит нестареющий Моцарт.


( учебник стр.98-99)

Выразительность и изобразительность музыки

В. А. Моцарта.

Симфония № 40

( фрагменты),

Рондо в турецком стиле.


Симфония, рондо.

Понимать содержание, интонационно- образный смысл произведения сонатно- симфонического цикла, формы рондо.

Л: знакомство с музыкой Австрии, представленной В. А. Моцартом,

П: понимание содержания, формы, музыкального языка произведений,

Р: использование словаря музыкальных характеристик,

К: способность вести диалог, отвечать на вопросы.

Познание музыкального искусства через творчество

В. А. Моцарта.

27.


Симфония № 40.

( учебник стр.100-101)


Партитура симфонии. Характеристика главных тем.

А. Островский, сл. Л. Ошанина «Пусть всегда будет солнце».

Партитура, контраст, экспозиция.

Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра, понимать смысл терминов, усваивать словарь музыкальных характеристик.

Л: выражать в слове свои музыкальные впечатления,

П: понимать интонационно- образный смысл главных тем экспозиции,

Р: соотносить характер звучащей музыки с их нотной записью,

К: участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов

( игра в дирижера),

И: подобрать репродукции из учебника к звучащей музыке.

Уважительное отношение к культуре других народов, изучение шедевров классического наследия в творчестве В. А. Моцарта.

28.


Увертюра.

(учебник стр. 102-103)

Музыкальное вступление к опере.

Увертюра к опере М. И. Глинки «Руслан и Людмила», к опере В. А. Моцарта «Свадьба Фигаро».

Увертюра, музыкальная характеристика

(тема- образ).

Уметь воспринимать музыку разных музыкальных школ.

Л: осознание триединства деятельности композитора- исполнителя- слушателя,

П: воспринимать музыку русскую и западно- европейскую, усваивать музыкальные термины, понятия,
Р: выявлять, сравнивать в увертюрах темы- образы главных героев,

К: уметь сотрудничать с учителем и сверстниками в учебно- творческой деятельности.

Формирование социально ориентированного взгляда на мир на основе сопоставления произведений русской классической музыки и западной.



Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно умение (6 часов).



29.


Волшебный цветик - семицветик.

Музыкальные инструменты - орган. И все это- Бах!

( учебник

стр. 106-111)



Интонационная природа музыки. Музыкальная речь и музыкальный язык. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. Менует. Волынка.

И. Бах «За рекою старый дом».

Токката ре минор для органа.

Интонация, музыкальный язык, орган, органная музыка.

Понимать интонационную природу музыки,

составляющие музыкальной речи,

восприятие музыкального инструмента органа.

Л: знакомство с творчеством немецкого композитора И. С. Баха,

П: воспринимать музыку для фортепиано и органа, понимать музыкальный язык ,

Р: сравнивать звучание и музыкальный язык музыкальных произведений,
К: участвовать в размышлении , личностном оценивании музыкальных произведений.

Познание мира, расширение музыкальных представлений через творчество И. С. Баха.

30.


Все в движении.

Тройка. Попутная песня.

(учебник стр.112-115, тетрадь стр. 26-27)

Выразительные и изобразительные интонации.

Г. Свиридов «Тройка». Из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». М. И. Глинка «Попутная песня».

В. Моцарт, сл И. Овербек «Весна».

Выразительность, изобразитель

ность, темп, контраст.

Понимать триединство деятельности композитора- исполнителя- слушателя, анализировать художественно- образное содержание, музыкальный язык сочинений.

Л: узнавать изученные на уроках образцы музыкального искусства, называть их авторов,

П: понимать музыкальные образы, содержание, музыкальный язык произведений,

Р: выявлять изобразительные и выразительные интонации в музыке и живописи,

И: подбери картины из учебника к звучащей музыке.

Уметь наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства, позитивно оценивать свои музыкально- творческие способности, самостоятельно работать в творческих тетрадях.

31.


Музыка учит людей понимать друг друга.

(учебник стр. 116-117)

Д. Б. Кабалевский – композитор, педагог, исполнитель, писатель.

Д. Кабалевский «Клоуны», «Кавалерийская», «Карусель».

Д, Кабалевский «Наш край».


Выразительность, изобразитель-

ность, песня, танец, марш.

Знать основные закономерности музыкального искусства на основе изучаемых произведений.

Л: эмоционально и осознанно относиться к современной музыке,

П: понимать простые жанры в музыке,
Р: различать выразительные и изобразительные интонации,

К: вести диалог, участвовать в исполнении песенного репертуара класса.

Уважительно относиться к культуре своего народа, изучать музыкальное наследие разных эпох, участвовать в музыкальной жизни класса.

32.


Два лада. Легенда. Природа и музыка.

(Учебник стр. 118-121, тетрадь стр. 28-29)


Чувства и мысли человека,

выраженные в живописных, литературных и музыкальных образах.

М. Нестеров «Два лада», В. Борисов- Мусатов «Цветущие вишни», «Осенняя песнь».
Г. В. Свиридов «Весна. Осень».

Лад, рисунок, цвет, мелодия, мажор, минор, тембр, краска.

Восприятие живописных, литературных, музыкальных образов о природе, знание особенностей средств выразительности.

Л: иметь личное отношение к образам природы в живописи, литературе, музыке,

П: понимать средства выразительности разных видов искусства ,

Р: сравнивать, сопоставлять, художественные образы,

К: передавать свои впечатления в слове, рисунке, самостоятельно работать в творческой тетради,

И: подобрать мелодию к картине «Два лада».

Способность эмоционально воспринимать, сопереживать чувствам людей, образам природы в различных видах искусства.

33.


Печаль моя светла.

( учебник стр. 122-123, тетрадь стр. 30-31).


Образы природы в музыке.

М. И. Глинка, сл. Н. Кукольника «Жаворонок», П. Чайковский «Песня жаворонка»,

В. Моцарт «Колыбельная», «Весенняя».

Лад, выразительность, сопоставление.

Воспринимать, сопоставлять образы природы в музыкальных произведениях, выразительные и изобразительные интонации, ладовую окраску.

Л: эмоционально откликаться на музыку,

П: понимать музыкальный язык, средства выразительности, усваивать словарь эмоций,
Р: сравнивать мелодии, интонации сочинений В. Моцарта, М. Глинки,

К: выполнять задание в творческой тетради.

Иметь личностное суждение о музыкальных произведениях, в которых воплотились образы природы.

34.


Первый международный конкурс имени

П. И. Чайковского.

Мир композитора.

Могут ли иссякнуть мелодии.

(учебник стр.124-128, тетрадь стр.32)

Обобщающий урок: Композитор- исполнитель- слушатель.

Составление программы концерта.

Исполнение песенного репертуара класса, прослушивание полюбившихся музыкальных произведений.

Консерватория, конкурс, стиль.

Понимать триединство деятельности композитора- исполнителя- слушателя, знать основные термины и понятия, исполнять песенный репертуар класса, узнавать на слух знакомые сочинения, называть автора, составлять афишу и программу урока-концерта.

Л: иметь представление о музыке разных народов, композиторов, стилей,

П: знать особенности музыкального языка русских и зарубежных композиторов,

Р: выявлять характерные особенности русской музыки(народной и профессиональной),

К: участвовать в музыкальной жизни класса и школы, самостоятельно работать в творческих тетрадях, собирать фонотеку, видеотеку, библиотеку.

Формирование устойчивого интереса к музыкальным занятиям, испытывать потребность в общении с музыкой, искусством вне школы, в семье, участвовать в музыкальной жизни класса и школы, позитивно оценивать свои способности к музыкально- творческой деятельности.