Основное содержание образования в программе представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов. Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация - источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор - исполнитель - слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.Развитие музыки - сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приемы музыкального развития (повтор и контраст).Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных; исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
№ п/п | Дата | Тема урока. (страницы учебника, тетради) | Худ.-пед. идея урока, раздела | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) |
Понятия | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты |
| | | | | | | |
| Раздел 1. Россия- Родина моя (3 часа). |
1. | | Мелодия. Здравствуй, Родина моя! (учебник стр.8-11, тетрадь стр. 6-7) | Мелодия- главная мысль музыкального произведения. Образы родной природы в музыке русских композиторов. М. Мусоргский «Рассвет на Москве- реке». Вступление к опере «Хованщина». Ю. Чичков, сл. К. Ибряева «Здравствуй, Родина моя!». | Мелодия, аккомпанемент, песня, ноты. | Уметь воспринимать классическую музыку, эмоционально откликаться на искусство, воплощать музыкальные образы в исполнении вокально- хорового произведения. | Л: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, П: понимать характер музыки, содержание, особенности музыкального языка, использовать словарь эмоций, исполнять мелодию песни, используя нотные примеры, Р: уметь составлять тексты о содержании музыки, средствах музыкальной выразительности в устной форме, К: взаимодействовать в процессе воплощения хорового произведения. | Уважительное отношение к русской культуре, осознание своей национальной принадлежности на основе изучения шедевра музыкального наследия русской классики |
2. | | Моя Россия. (учебник стр.12-13, тетрадь стр.4-5) | Песенность как отличительная черта русской музыки. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой «Моя Россия», М. Глинка, сл. А. Машистовой «Патриотическая песня». | Исполнитель, запев, припев, средства музыкальной выразительности | Формирование устойчивого интереса к музыкальным традициям своего народа, понимание особенностей музыкального языка, использова ние нотной записи в разучивании песен о Родине. | Л: осознание песенных истоков русской музыки, П: понимание интонационно- образного смысла исполняемых песен, средств музыкальной выразительности, усваивать словарь эмоций, музыкальные понятия, Р: находить контакт с учителем и сверстниками в разучивании песен по нотам, К: участвовать в разных видах музицирования ( петь в хоре, ансамбле, индивидуально). | Понимание жизненных истоков русской песенной музыки, их влияние на духовно- нравственное становление личности. |
3. | | Гимн России. ( учебник стр.14-15) | Гимн- главная песня нашей Родины. Художественные символы России (Московский Кремль, храм Христа Спасителя, Большой театр). Гимн России. А. Александров, сл. С. Михалкова. | Гимн, композитор. | Формирование представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовно- нравственном и гражданско- патриотическом становлении. | Л: понимать содержание Гимна России, выявлять триединство композитор- исполнитель- слушатель, П: усвоение словаря музыкальных терминов и понятий , словаря эмоций в вокально- творческой деятельности, Р: воплощать содержание и характер музыки в хоровом и индивидуальном исполнении, К: продуктивно сотрудничать в процессе разучивания и исполнения Гимна России. | Понимание жизненного смысла музыкального произведения, его влияния на формирование представлений о роли музыки в жизни человека, общества. |
| | Раздел 2. День, полный событий (6 часов) | |
4. | | Музыкальные инструменты. Звучащие картины. ( учебник стр.18-19, 28-29, тетрадь стр.8-9). | Фортепианные пьесы для детей. П.И. Чайковский «Детский альбом», С. С. Прокофьев «Детская музыка» | Фортепиано, клавиатура, форте, пиано, рояль, пианино, исполнитель, пианист. | Уметь эмоционально – образно воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям, подбирать изображения музыкантов, играющих на фортепиано к соответствующей музыке. | Л: выражать свое отношение к музыкальным пьесам, П: иметь представление о содержании, музыкальном языке пьес П. Чайковского и С. Прокофьева, использовать словарь музыкальных терминов и понятий, словарь эмоций, Р: анализ, сравнение музыкальных образов, К: размышлять, передавать собственные впечатления о музыке, вступать в диалог. | Личностный взгляд на мир через восприятие шедевров русской классической музыки для детей. |
5. | | Природа и музыка. (учебник стр.20-21) | Картины природы в музыке и живописи. С. Прокофьев фортепианные пьесы «Утро», «Вечер» из цикла «Детская музыка». | Песенность , регистр. | Развитие музыкально- эстетического чувства, проявление любви к природе, к своему родному краю, интонационно- образное восприятие музыки С. Прокофьева. | Л: уметь воспринимать музыку и выражать свое отношение к ней, П: понимать содержание, интонационно- образный смысл произведений, усваивать музыкальные термины, Р: выявлять в мелодии песенные интонации, уметь их спеть, сопоставлять средства выразительности в музыке и живописи, К: уметь взаимодействовать в группе, в паре, И: подобрать стихи к музыкальным пьесам. | Познание мира через творчество С. Прокофьева, восприятие образов природы в разных видах искусства. |
6. | | Прогулка. Пьесы С. С.Прокофьева и М.П. Мусоргского. (учебник стр.22-23, тетрадь стр. 10-11) | Музыкальное наследие для детей. Фортепианные пьесы под одним названием «Прогулка» С. Прокофьева и М. Мусоргского. | Песенность, танцевальность, маршевость, ритм, длительности. | Понимать, анализировать, сравнивать характер,содержа ние, музыкальный язык, интонации фортепианных пьес. | Л: эмоционально- образно воспринимать музыку, П: понимать содержание, музыкальный язык сочинений, использовать словарь эмоций, Р: выявлять и сравнивать музыкальные интонации, язык, жанровые особенности, К: уметь составлять текст в размышлениях о музыке, вести диалог, отвечать на вопросы. И: найти стихи и иллюстрации к музыке . | Эмоционально откликаться на искусство, размышлять о музыкальных произведениях, выражать свое отношение к ним в различных формах музыкально- творческой деятельности. |
7. | | Танцы, танцы, танцы… (учебник стр.24-25, тетрадь стр.12-13) | Танцы разных народов мира. С. Соснин, сл. П. Синявского «Начинаем перепляс». | Танцевальные ритмы, пластика движений. Вальс, полька, тарантелла, камаринская. | Воспринимать музыку разных танцевальных жанров, понимать танцевальные ритмы, узнавать на слух знакомые танцы. | Л: понимание роли музыки в жизни людей, П: иметь представление о содержании, музыкальном языке танцев разных народов, Р: анализировать, сравнивать интонационно- образные и жанровые особенности различных танцев, К: уметь взаимодействовать в музыкально-пластической импровизации, И: найти информацию о народных танцах своего края. | Расширение представлений о музыкальной картине мира, уважительно относиться к музыкальной культуре своего края и других народов мира. |
8. | | Эти разные марши. (учебник стр.26-27, тетрадь стр.14-15) | Музыкальный ритм марша. Какие бывают марши. П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков», С. С.Прокофьев «Марш». «Ай-я, жу-жу»- латышская народная песня. | Интонация шага, ритм марша, такт, тактовая черта, размер такта, сильная доля. | Эмоционально- откликаться на музыку, выявлять и сравнивать маршевые интонации при восприятии музыки, особенности музыкального языка пьес П. Чайковского и С. Прокофьева. | Л: иметь личностное суждение о звучащей музыке, П: понимать интонационные и ритмические особенности марша, усвоение музыкальных терминов, Р: анализировать и сравнивать средства музыкальной выразительности в музыкальных образах маршей П. Чайковского и С. Прокофьева, К: участвовать в инструментальной и танцевальной импровизации, воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений. | Понимать о роли музыки в жизни людей, развивать мотивы учебной и музыкально- творческой деятельности, овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками. |
9. | | Расскажи сказку. Колыбельные. Мама. ( учебник стр.30-35) | Музыкальные сказки П. Чайковского и С. Прокофьева. Фортепианные пьесы «Сказочка», «Нянина сказка», «Мама». Колыбельные песни. Р. Паулс «Сонная песенка», А. Островский «Спят усталые игрушки». | Мелодия, аккомпанемент, вступление, интонация колыбельной, фраза, темп, динамика, выразительность | Формирование интереса к творчеству П. Чайковского и С. Прокофьева, вокально- хоровой деятельности. | Л: формирование личностного смысла учения, П: воспринимать музыку, усвоение средств музыкальной выразительности, использовать словарь эмоций, Р: уметь выстраивать речевое высказывание о содержании, характере, средствах музыкальной выразительности произведений разных эпох, К: продуктивно сотрудничать с учителем, со сверстниками в вокально- хоровой деятельности. | Уметь эмоционально и осознанно относиться к народной и классической музыке. |
| | Раздел 3. О России петь - что стремиться в храм (5 часов) | |
10. | | Великий колокольный звон. Звучащие картины. ( учебник стр. 38-39, 40-41) | Колокольные звоны - это голос нашей Родины. Набат, трезвон, благовест. «Великий колокольный звон». Из оперы «Борис Годунов» М. Мусоргский. | Голоса- тембры колоколов. Набат, трезвон, благовест. Музыкальный пейзаж. | Формирование представлений о роли музыки в жизни человека, основ музыкальной культуры на примере музыки М. Мусоргского. | Л: высказывать личные впечатления от общения с музыкой, П: воспринимать музыку, понимать ее содержание, выявлять средства музыкальной выразительности, Р: выявлять характерные особенности русской музыки ( народной и профессиональной), ее интонационные истоки, сопоставлять средства выразительности музыки и живописи, К: взаимодействовать со сверстниками в группе, передавать в пластике, игре на музыкальных инструментах разный характер колокольных звонов. И: подобрать к музыке иллюстрации картин из учебника. | Проявлять эмоционально- личностное отношение к музыкальному произведению М. Мусоргского, к живописным образам, передавать свои впечатления в устной речи, в рисунке. |
11. | | Святые земли русской. Александр Невский. Сергий Радонежский. (учебник стр.42-45, тетрадь стр. 16-17) | Великий князь Александр Невский. Преподобный Сергий Радонежский. Иллюстрации к картинам: М. Нестеров «Александр Невский», «Видение отроку Варфоломею», П. Корин «Александр Невский» ( часть триптиха). С. С. Прокофьев два хора из кантаты «Александр Невский». | Кантата, хор, молитва, народные песнопения. | Формирование основ музыкальной культуры, духовно- нравственное становление личности на материале истории Российского государства, народных песнопений, живописных полотен с художественными образами Александра Невского, кантаты С. С. Прокофьева. | Л: уважительно относиться к культуре русского народа, П: знакомство с жанром кантата, новыми музыкальными терминами, передавать характер в исполнении народного песнопения, Р: воспринимать, выявлять песенное начало русской музыки, особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства, К: уметь вести диалог, высказывать личные впечатления, самостоятельно работать в творческой тетради. | Осознание своей национальной принадлежности, чувство гордости за русский народ, историю России на основе изучения русского музыкального и художественного наследия. |
12. | | Молитва. (учебник стр.46-47, тетрадь стр. 17) | Жанр молитвы, хорала. «Детский альбом» П. И. Чайковского. «Утренняя молитва», «В церкви». | Молитва, хорал, мелодия, композитор, композиторская музыка. | Понимание роли музыки в жизни ребенка, ее народных истоков через восприятие музыкальных образов фортепианных пьес П. Чайковского. | Л: эмоционально откликаться на музыку, сопереживать вместе с композитором, П: высказывать свои впечатления в устной форме, пользоваться словарем эмоций, Р: различать настроение, чувства человека, выраженные в музыке, сравнивать музыкальные образы, К: продуктивно сотрудничать с учителем и сверстниками, И: найти информацию о праздниках православной церкви. | Уметь наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства, формирование этических чувств доброжелательности, понимание и сопереживания чувствам других людей. |
13. | | С Рождеством Христовым! (учебник стр.48-49 ) | Главный праздник Русской православной церкви. Обычаи, традиции празднования Рождества. Рождественские песнопения, колядки. «Добрый тебе вечер», «Рождественское чудо», народные славянские песнопения. | Народные славянские песнопения. | Формирование интереса к русским национальным традициям, к праздникам православной церкви, к песенному наследию русского народа. | Л: проявлять интерес к традициям и обычаям русского народа, П: выразительно исполнять Рождественские песнопения, владеть певческими умениями и навыками, Р: участвовать в драматизации Рождественских песен, К: сотрудничать со сверстниками и учителем в исполнении и драматизации Рождественских песен, колядок, И: найти в различных источниках колядку, уметь исполнить. | Формирование семейных ценностей, обычаев, традиций русского народа через изучение лучших образцов фольклора. |
14. | | Рождество Христово. (учебник стр.50-51) | Рождественские песнопения, колядки. Музыка на новогоднем празднике. «Рождественское чудо», народное песнопение, «Рождественская песенка» сл. и муз. П. Синявского. | Рождественские песнопения, авторская песня. | Формирование основ музыкальной культуры на материале русского фольклора и авторских песен о Рождестве. | Л: передавать в исполнении характер народных песнопений, П: исполнять интонационно осмысленно народные песнопения, колядок, Р: анализировать содержание, музыкальный язык песен, К: участвовать в разыгрывании песен- хороводов, колядок. | Реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования при воплощении музыкальных образов. |
| | Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 часа) | |
15. | | Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. ( учебник стр. 54-57, тетрадь стр. 18-19) | Русские народные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в русской народной песне. Русские народные плясовые песни. «Светит месяц», «Камаринская», песня- хоровод «Во поле береза стояла». | Оркестр русских народных инструментов, пляска, наигрыш, вариация. | Формирование устойчивого интереса к русской народной музыке | Л: развитие мотивов учебной деятельности, П: эмоционально воспринимать народные песни- пляски, усваивать музыкальные термины, использовать словарь эмоций, понимать запись ритмической партитуры песни, вариационный способ развития музыкального образа, Р: подобрать музыкальные инструменты к плясовым наигрышам, К: взаимодействовать в исполнении ритмического сопровождения на музыкальных инструментах. | Уметь воплощать музыкальные образы в игре на музыкальных инструментах в ритмическом сопровождении русских народных песнях. |
16. | | Разыграй песню. ( учебник стр.58-61) | Фольклор - «народная мудрость». Русская народная песня- хоровод «Выходили красны девицы». Песня- игра «Бояре, а мы к вам пришли». | Русские народные песни, хоровод, песня- игра, песня- диалог. | Применение элементарных умений и навыков в воплощении музыкальных образов русских народных песен ( вокально- хоровые, пластические). | Л: испытывать потребность в общении и разыгрывании песен, петь а капелла, П: понимать содержание, форму, интонационно- образный смысл песен, петь по нотной записи, Р: продуктивно сотрудничать в драматизации песен, К: уметь доброжелательно взаимодействовать в решении музыкально- творческой задачи. | Овладение навыков сотрудничества со сверстниками в разыгрывании русских народных песнях. |
17. | | Музыка в народном стиле. Сочини песенку. ( учебник стр. 60-63) | Сочинения в народном стиле. С. Прокофьев «Ходит месяц над лугами», П. Чайковский «Камаринская». | Напев, наигрыш, регистр, мотив, выразительность | Понимать интонационно- образный смысл, средства музыкальной выразительности фортепианных пьес, сочинять свою мелодию к русским народным песенкам. | Л: узнавать народные мотивы в сочинениях русских композиторов, П: осуществлять опыты сочинения мелодий, понимать элементы музыкальной грамоты, Р: сопоставлять средства музыкальной выразительности двух пьес, К : участвовать в группе, в паре в исполнении ритмического сопровождения к «Камаринской» (ложки, бубен). | Уметь воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям, развивать свои музыкально- творческие способности в сочинении мелодии, ритмической импровизации. |
18. | | Проводы зимы. Встреча весны. ( учебник стр.66-69) | Обряды и праздники русского народа: проводы зимы (Масленица), встреча весны. Народные песенки, заклички, потешки, игры. | Русский народный праздник, песенка - закличка. | Понимать значение музыки в жизни человека, иметь опыт музыкально- творческой деятельности, участие в культурно- досуговой деятельности класса, школы. | Л: проявлять интерес к музыкальным занятиям, П: выразительно исполнять народные песенки- заклички, потешки, использовать нотную грамоту, эмоциональный словарь, Р: договариваться, вести диалог при разыгрывании песен, К: участвовать в играх- драматизациях. | Позитивно оценивать свои музыкально- творческие способности. |
| | Раздел 5. В музыкальном театре (5 часов) | |
19. | | Сказка будет впереди. ( учебник стр.72-73) | Сказочные герои в музыкальных произведениях разных жанров, простых и сложных. С. Прокофьев Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам», П. Чайковский Марш из балета «Щелкунчик». Песня- спор Ген. Гладков, сл. В. Лугового. | Музыкальный диалог, опера, балет, симфонический оркестр. | Эмоционально и осознанно относиться к музыке сложных жанров (опера, балет). | Л: эмоционально откликаться на музыкальные образы оперы и балета, П: понимать содержание литературных произведений, положенных в основу оперы и балета, понимать нотную запись песни, Р: выявлять особенности музыкального языка двух маршей, сопоставлять их, К: участвовать в коллективной вокально- хоровой деятельности. | Понимать и высказывать личные впечатления от общения с музыкой простых и сложных жанров. |
20. | | Детский музыкальный театр. ( учебник стр.74-77) | Опера и балет. Многообразие сюжетов и образов музыкального спектакля. Песенность, танцевальность и маршевость в опере и балете. Опера М. Коваля «Волк и семеро козлят». | Опера, балет, хор, солист. | Выразительно, интонационно - осмысленно исполнять темы действующих персонажей оперы- сказки «Волк и семеро козлят». | Л: выражать собственное отношение к музыкальным образам оперы и балета, П: определять характер звучащей музыки, использовать словарь эмоций, понимать термины и понятия, Р: сопоставлять тембры инструментов оркестра и музыкальные образы оперы и балета, К: передавать свои впечатления в слове, в пении, в рисунке. | Проявлять интерес к музыке оперы и балета, высказывать свои впечатления, воплощать музыкальные образы в пении, в рисунке, в музыкально- пластической импровизации. |
21. | | Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера. ( учебник стр.78- 81, тетрадь стр. 20-21) | Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Большой театр. С. Прокофьев Балет «Золушка» ( фрагменты), М. Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила». | Балет, опера, балерина, танцор, симфонический оркестр, дирижер. | Иметь представление о роли музыки в жизни человека, в его духовно- нравственном развитии. | Л: узнавать музыку различных жанров и авторов, П: понимать значение триединства композитора, исполнителя, слушателя, Р: понимать особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства, К: самостоятельно работать в творческой тетради И: прочитать начало поэмы А. Пушкина «Руслан и Людмила». | Формирование устойчивого интереса к жанру оперы и балета, знание основных центров культуры в своем регионе. |
22. | | Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. (учебник стр.82-85, тетрадь стр. 22-23). | Музыкальные темы - характеристика главных действующих лиц. А. С. Пушкин поэма «Руслан и Людмила»- начало, вступление. М. И. Глинка опера «Руслан и Людмила»: Песнь Баяна, сцена похищения Людмилы. Г. Струве «С нами, друг». | Первое действие, солист, хор, контраст, сцена из оперы. | Эмоционально и осознанно относиться к оперной музыке М. Глинки, понимать содержание, интонационно- образный смысл музыкальных образов. | Л: формирование интереса к музыкальному искусству на примере оперы «Руслан и Людмила», П: воспринимать музыку из оперы, усваивать музыкальные термины и понятия, Р: выявлять особенности развития музыкальных образов, сравнивать литературные и музыкальные образы в сцене похищения Людмилы, К: участвовать в индивидуальной и вокально- хоровой деятельности. | Выражать свое отношение к музыкальным образам оперы «Руслан и Людмила» в различных видах музыкально- творческой и художественной деятельности ( в слове, в пении – величальная песня «Лель таинственный», в рисунке). |
23. | | Увертюра. Финал оперы «Руслан и Людмила». ( учебник стр.86-87) | Элементы оперного спектакля. Увертюра. Финал оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки. | Композитор, опера, увертюра, финал. | Уметь воспринимать оперную музыку М. И. Глинки, выражать свое отношение к ней, сравнивать музыкальные темы увертюры и заключительного хора из оперы. | Л: уважительно относиться к оперному музыкальному искусству, П: воспринимать музыку из оперы «Руслан и Людмила»,узнавать темы музыкальных персонажей, сцены из оперы, Р: сравнивать музыкальные темы ( увертюра и заключительный хор), К: уметь размышлять о музыке, общаться, вступать в диалог. | Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, овладение навыков сотрудничества с учителем и сверстниками. |
| | Раздел 6. В концертном зале (5 часов) | |
24. | | Симфоническая сказка «Петя и волк». (учебник стр. 90-93, тетрадь стр.24-25). | С. С. Прокофьев Симфоническая сказка «Петя и волк». Музыкальные инструменты исполняют роли в сказке. Е. Птичкин, сл. М. Пляцковского «Сказки гуляют по свету». | Сюжет, тема, тембр, инструменты симфонического оркестра, партитура. | Узнавать тембры симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки. | Л: проявлять интерес к музыкальным занятиям, П: понимать средства музыкальной выразительности, смысл изучаемых терминов и понятий, Р: соотносить характер звучащей музыки с их нотной записью, выразительные и изобразительные интонации К: воплощать музыкальные образы в рисунке. | Уметь размышлять о музыке, передавать свои впечатления в различных видах музыкально- творческой и художественной деятельности. |
25. | | Картинки с выставки. Музыкальное впечатление. ( учебник стр.94-97) | Фортепианные пьесы М. Мусоргского «Картинки с выставки» ( «Прогулка», «Балет невылупившихся птенцов», «Богатырские ворота»). Иллюстрации к картинам В. Гартмана. Ген. Гладков, сл. А. Кушнера «Песня о картинках». | Музыкальные впечатления, музыкальная живопись. | Сопоставлять музыкальные и художественные образы, выявлять интонационное сходство пьес «Прогулка» и «Богатырские ворота», сравнивать звучание фортепиано с колокольным звоном. | Л: личностно оценивать музыку, звучащую на уроке, П: понимать содержание, интонационно- образный смысл пьес, выразительные и изобразительные интонации, Р: выявлять интонационное сходство музыкальных образов, К: уметь передавать свои впечатления в рассказе или рисунке. | Понимать особенности взаимодействия музыки с изобразительным искусством, выражать свои впечатления в слове, в рисунке. |
26. | | Звучит нестареющий Моцарт. ( учебник стр.98-99) | Выразительность и изобразительность музыки В. А. Моцарта. Симфония № 40 ( фрагменты), Рондо в турецком стиле. | Симфония, рондо. | Понимать содержание, интонационно- образный смысл произведения сонатно- симфонического цикла, формы рондо. | Л: знакомство с музыкой Австрии, представленной В. А. Моцартом, П: понимание содержания, формы, музыкального языка произведений, Р: использование словаря музыкальных характеристик, К: способность вести диалог, отвечать на вопросы. | Познание музыкального искусства через творчество В. А. Моцарта. |
27. | | Симфония № 40. ( учебник стр.100-101) | Партитура симфонии. Характеристика главных тем. А. Островский, сл. Л. Ошанина «Пусть всегда будет солнце». | Партитура, контраст, экспозиция. | Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра, понимать смысл терминов, усваивать словарь музыкальных характеристик. | Л: выражать в слове свои музыкальные впечатления, П: понимать интонационно- образный смысл главных тем экспозиции, Р: соотносить характер звучащей музыки с их нотной записью, К: участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов ( игра в дирижера), И: подобрать репродукции из учебника к звучащей музыке. | Уважительное отношение к культуре других народов, изучение шедевров классического наследия в творчестве В. А. Моцарта. |
28. | | Увертюра. (учебник стр. 102-103) | Музыкальное вступление к опере. Увертюра к опере М. И. Глинки «Руслан и Людмила», к опере В. А. Моцарта «Свадьба Фигаро». | Увертюра, музыкальная характеристика (тема- образ). | Уметь воспринимать музыку разных музыкальных школ. | Л: осознание триединства деятельности композитора- исполнителя- слушателя, П: воспринимать музыку русскую и западно- европейскую, усваивать музыкальные термины, понятия, Р: выявлять, сравнивать в увертюрах темы- образы главных героев, К: уметь сотрудничать с учителем и сверстниками в учебно- творческой деятельности. | Формирование социально ориентированного взгляда на мир на основе сопоставления произведений русской классической музыки и западной. |
| | Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно умение (6 часов). | |
29. | | Волшебный цветик - семицветик. Музыкальные инструменты - орган. И все это- Бах! ( учебник стр. 106-111) | Интонационная природа музыки. Музыкальная речь и музыкальный язык. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. Менует. Волынка. И. Бах «За рекою старый дом». Токката ре минор для органа. | Интонация, музыкальный язык, орган, органная музыка. | Понимать интонационную природу музыки, составляющие музыкальной речи, восприятие музыкального инструмента органа. | Л: знакомство с творчеством немецкого композитора И. С. Баха, П: воспринимать музыку для фортепиано и органа, понимать музыкальный язык , Р: сравнивать звучание и музыкальный язык музыкальных произведений, К: участвовать в размышлении , личностном оценивании музыкальных произведений. | Познание мира, расширение музыкальных представлений через творчество И. С. Баха. |
30. | | Все в движении. Тройка. Попутная песня. (учебник стр.112-115, тетрадь стр. 26-27) | Выразительные и изобразительные интонации. Г. Свиридов «Тройка». Из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». М. И. Глинка «Попутная песня». В. Моцарт, сл И. Овербек «Весна». | Выразительность, изобразитель ность, темп, контраст. | Понимать триединство деятельности композитора- исполнителя- слушателя, анализировать художественно- образное содержание, музыкальный язык сочинений. | Л: узнавать изученные на уроках образцы музыкального искусства, называть их авторов, П: понимать музыкальные образы, содержание, музыкальный язык произведений, Р: выявлять изобразительные и выразительные интонации в музыке и живописи, И: подбери картины из учебника к звучащей музыке. | Уметь наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства, позитивно оценивать свои музыкально- творческие способности, самостоятельно работать в творческих тетрадях. |
31. | | Музыка учит людей понимать друг друга. (учебник стр. 116-117) | Д. Б. Кабалевский – композитор, педагог, исполнитель, писатель. Д. Кабалевский «Клоуны», «Кавалерийская», «Карусель». Д, Кабалевский «Наш край». | Выразительность, изобразитель- ность, песня, танец, марш. | Знать основные закономерности музыкального искусства на основе изучаемых произведений. | Л: эмоционально и осознанно относиться к современной музыке, П: понимать простые жанры в музыке, Р: различать выразительные и изобразительные интонации, К: вести диалог, участвовать в исполнении песенного репертуара класса. | Уважительно относиться к культуре своего народа, изучать музыкальное наследие разных эпох, участвовать в музыкальной жизни класса. |
32. | | Два лада. Легенда. Природа и музыка. (Учебник стр. 118-121, тетрадь стр. 28-29) | Чувства и мысли человека, выраженные в живописных, литературных и музыкальных образах. М. Нестеров «Два лада», В. Борисов- Мусатов «Цветущие вишни», «Осенняя песнь». Г. В. Свиридов «Весна. Осень». | Лад, рисунок, цвет, мелодия, мажор, минор, тембр, краска. | Восприятие живописных, литературных, музыкальных образов о природе, знание особенностей средств выразительности. | Л: иметь личное отношение к образам природы в живописи, литературе, музыке, П: понимать средства выразительности разных видов искусства , Р: сравнивать, сопоставлять, художественные образы, К: передавать свои впечатления в слове, рисунке, самостоятельно работать в творческой тетради, И: подобрать мелодию к картине «Два лада». | Способность эмоционально воспринимать, сопереживать чувствам людей, образам природы в различных видах искусства. |
33. | | Печаль моя светла. ( учебник стр. 122-123, тетрадь стр. 30-31). | Образы природы в музыке. М. И. Глинка, сл. Н. Кукольника «Жаворонок», П. Чайковский «Песня жаворонка», В. Моцарт «Колыбельная», «Весенняя». | Лад, выразительность, сопоставление. | Воспринимать, сопоставлять образы природы в музыкальных произведениях, выразительные и изобразительные интонации, ладовую окраску. | Л: эмоционально откликаться на музыку, П: понимать музыкальный язык, средства выразительности, усваивать словарь эмоций, Р: сравнивать мелодии, интонации сочинений В. Моцарта, М. Глинки, К: выполнять задание в творческой тетради. | Иметь личностное суждение о музыкальных произведениях, в которых воплотились образы природы. |
34. | | Первый международный конкурс имени П. И. Чайковского. Мир композитора. Могут ли иссякнуть мелодии. (учебник стр.124-128, тетрадь стр.32) | Обобщающий урок: Композитор- исполнитель- слушатель. Составление программы концерта. Исполнение песенного репертуара класса, прослушивание полюбившихся музыкальных произведений. | Консерватория, конкурс, стиль. | Понимать триединство деятельности композитора- исполнителя- слушателя, знать основные термины и понятия, исполнять песенный репертуар класса, узнавать на слух знакомые сочинения, называть автора, составлять афишу и программу урока-концерта. | Л: иметь представление о музыке разных народов, композиторов, стилей, П: знать особенности музыкального языка русских и зарубежных композиторов, Р: выявлять характерные особенности русской музыки(народной и профессиональной), К: участвовать в музыкальной жизни класса и школы, самостоятельно работать в творческих тетрадях, собирать фонотеку, видеотеку, библиотеку. | Формирование устойчивого интереса к музыкальным занятиям, испытывать потребность в общении с музыкой, искусством вне школы, в семье, участвовать в музыкальной жизни класса и школы, позитивно оценивать свои способности к музыкально- творческой деятельности. |