СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Музыка и движение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "Музыка и движение " предназначена для детей с ТМНР.Вариант 2.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Музыка и движение"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ «ШКОЛА №2124”



СОГЛАСОВАНО

Педагогическим Советом

ГКОУ «Школа № 2124»

Протокол № ___ от «__» _______ 2018г




«УТВЕРЖДЕНО»

Приказом директора

ГКОУ «Школа № 2124»

Приказ № ___ от «__» _______ 2018г

Директор ______ Колобаева И.Н.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ (УЧЕБНОМУ КУРСУ)

МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ


2 «З» КЛАСС


на 2018-2019 учебный год


АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

(ВАРИАНТ 2)






Учитель: Ивлева Е.И.






Москва, 2018



АННОТАЦИЯ

Рабочая программа по учебному предмету «МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ» образовательной области «Искусство» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 68 часов (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.

Данная программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19 декабря 2014 г., «Методических рекомендаций по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями развития» (авторы-составители: Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева; научный редактор: к.п.н. А.М. Царев), изучения и анализа научно-методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, в условиях школы.

На музыкальных занятиях развивается способность не только эмоционально воспринимать и воспроизводить музыку, но и музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, индивидуальные способности к пению, танцу, ритмике.

Преподавание музыки и движения в их взаимосвязи обусловлено необходимостью осуществления коррекции психического и физического развития учащихся средствами музыкально-ритмической деятельности. Уроки способствуют развитию слухового внимания, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности, эстетическому воспитанию. Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз.

В содержание каждого музыкально-ритмического занятия входит слушание музыки, которое способствует расширению у детей представлений о музыкальных произведениях. Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, повышает музыкальную восприимчивость, эмоциональность, воспитывает музыкальный вкус. С помощью учителя дети объясняют свои чувства, настроения, мысли, которые вызвала в них музыка. Для слушания и исполнения подбираются только высокохудожественные, красивые, с яркой мелодией произведения.

Движение - специальный компонент занятий, который имеет целью активизировать музыкальное восприятие детей через движение, привить им навык осознанного отношения к музыке, помочь выявить и музыкальные и творческие способности. Движение как реакция на прослушанное, как творческое отображение музыки в действии свойственно и детям с интеллектуальным недоразвитием. Движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку, т.е. способность уложить свои движения во времени в соответствии с метроритмическим рисунком музыкального произведения.

Программно-методический материал по предмету «Музыка и движение» включает в себя следующие разделы: «Слушание музыки», «Движение под музыку», «Игра на музыкальных инструментах»,

Программа направлена на достижение следующих целей:

  • максимальное включение учащихся в танцевальную деятельность;

  • формирование доступных двигательных умений;

  • развитие способности к коллективной деятельности;

  • формирование интереса к музыке.

Содержание обучения направлено на социализацию, развитие двигательной сферы, коррекцию эмоциональной сферы, личностного развития учеников.

Задачи, которые решаются в процессе обучения учеников, следующие:

  • развитие общей моторики и двигательных навыков;

  • развитие чувства ритма;

  • развитие подражательных действий;

  • формирование умения детей слышать музыку;

  • обучение движению в соответствии с темпом музыки.


ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ:

Класс

2 класс

Количество часов в неделю

2 часа

Итого в год

68 часов








ПЛАНИРУЕМЫЕ (ОЖИДАЕМЫЕ) РЕЗУЛЬТАТЫ

Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение личностных и предметных (возможных) результатов.

Личностные результаты

В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:

  • проявлять познавательный интерес;

  • проявлять и выражать свои эмоции;

  • обозначать свое понимание или непонимание вопроса;

  • участвовать в совместной, коллективной деятельности;

  • проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;

  • проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.


Предметные результаты

В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.

Уровни освоения деятельности:

  • совместные действия с педагогом;

  • деятельность по подражанию;

  • деятельность по образцу;

  • деятельность по последовательной инструкции;

  • самостоятельная деятельность ученика;

  • умение ребенка исправить допущенные ошибки.


Предполагаемые (ожидаемые) результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут уметь:

  • сопровождать музыкальное произведение различными инструментами (погремушка, маракас, бубен);

  • ориентироваться в пространстве зала: находить центр, сходиться к центру и расходиться на свои места по заданию учителя;

  • выполнять движения разными частями тела под музыку;

  • начинать движение под музыку с началом ее звучания и заканчивать движение по окончании звучания музыки;

  • выполнять по музыку действия с предметами;

  • уметь образовывать круг, закручивать «спирали»;

  • двигаться в хороводе по часовой и против часовой стрелки;

  • повторять элементарные танцевальные движения за педагогом (приседания, подскоки, повороты головы, повороты вокруг себя);

  • двигаться в парах;

  • начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.


































Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка и движение» является приложением к адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для детей с умственной отсталостью (АООП НОО с ОУ).

Программа составлена на основе Программы для 1 –4 классов специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида: «Программы специальных /коррекционных/ образовательных учреждений VIII вида» Подготовительный, 1 – 4 классы/ под ред. В.В.Воронковой. -М.: Просвещение, 2013г Нормативными документами для составления рабочей программы являются:



Цель:  эмоциональное развитие учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Задачи:

  • - организация музыкально-речевой среды;

  • формирование интереса к музыкальным занятиям;

  • формирование музыкально-ритмических движений;

  • формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур в различных видах музыкальной деятельности;

  • формирование потребности учащегося использовать вербальные и невербальные средства общения для обогащения чувственного опыта и умения фиксировать полученные впечатления в речи;

  • развитие стремления учащегося устанавливать коммуникативные контакты с окружающими;

  • развитие тонкой моторики;

  • развитие минимальной творческой индивидуальности;

  • коррекция эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности;

  • воспитание музыкального вкуса;



Музыкальное развитие учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью осуществляется в таких формах работы, которые стимулируют их к определённой самостоятельности, проявлению минимальной творческой индивидуальности. В ходе уроков «Музыка и движение» знания, исполнительские умения и навыки не являются самоцелью. Они способствуют формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкуса учащегося.

Ведущим видом музыкальной деятельности с учащимся являются музыкально-ритмические движения, которые сопровождаются подпеванием, «звучащими» жестами и действиями с использованием простейших ударных и шумовых инструментов. С помощью картинок, игрушек, и других визуальных интерактивных средств учитель знакомит их с попевками или песенками. Особое внимание обращается на стимулирование учащихся к играм на музыкальных инструментах. Большое значение в ходе уроков «Музыка и движение» придается коррекции эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности учащегося. В процессе образовательной деятельности по предмету важно учитывать быструю утомляемость, эмоциональную неустойчивость детей. Поэтому следует переключать их с одного вида музыкальной деятельности на другой, например, с пения на ритмические упражнения. В содержание уроков входит слушание музыки, которое способствует расширению представлений о музыкальных произведениях. Уроки «Музыка и движение» направлены на выработку динамической координации движений учащихся, их точности и четкости, способность удерживать двигательную программу при последовательном выполнении движений. Особое значение приобретают упражнения по развитию тонкой моторики: сжимание и разжимание кистей, встряхивание и помахивание ими с постепенным увеличением амплитуды движений в суставах и совершенствованием взаимодействия различных анализаторов. Эти упражнения проводятся под музыку. Уроки «Музыка и движение» стимулируют эмоциональное развитие учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

В соответствии с учебным планом школы на 2017-2018 учебный год, годовым календарным учебным графиком, праздничными днями, установленными постановлением Минтруда и расписанием уроков, данная рабочая программа рассчитана на 68 часа в год (исходя из 34 учебных недель в году).







В работе с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью используются здоровьесберегающие, интерактивные, игровые, развивающие технологии. Уроки строятся таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. На уроках используются словесные, наглядные и практические методы обучения. Формами обучения учащегося с умеренной и тяжелой умственной отсталостью являются уроки-занятия, ориентированные на игровой, практический и наглядный метод обучения с частичным использованием словесного метода, который применяется только в сочетании с вышеперечисленными методами.

Текущий контроль обучающегося в 2 классе VIII вида (II варианта) в течение учебного года осуществляется качественно, без фиксации достижений обучающегося в классном журнале. Допускается словесная объяснительная оценка. Результат продвижения учащегося в обучении определяется на основе анализа его деятельности в начале и конце года.

Программа предназначена для детей 2 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.





-




Описание места учебного предмета в учебном плане:


Класс

2 класс

Количество часов в неделю

2 часа

Итого в год

68 часов




Личностные результаты освоения учебного предмета:

применительно к разделу " Музыка и движение" включают следующие индивидуально-личностные качества:

- персональная идентичность в осознании себя как "Я",

- способность понимать и реагировать на эмоциональное состояние окружающих его людей,

- способность к целенаправленным действиям и активности,

- способность психической саморегуляции собственных действий,

- способность к совместной деятельности на доступном для учащегося уровне с взрослым и сверстниками,

- способность эмоционального участия в процессе общения и деятельности,

- способность выражать эстетические потребности, ценности, чувства.

Предметные результаты освоения учебного предмета:


В результате освоения рабочей программы учебного предмета «Музыка и движение» учащиеся научатся проявлять интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; школьники научатся эмоционально выражать свое отношение к звучащей музыке, постепенно возникнет желание и потребность слушать музыку.






АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.


Предметные результаты освоения учебного предмета:




минимальный уровень



- спокойное нахождение рядом с источником музыки;

- ходьба под музыку;

- слушание музыкальных произведений и детских песен (CD и игра учителя на музыкальном инструменте);

- выполнение танцевальных движений (притопывания, повороты вокруг себя, хлопки в такт музыки);

-правильное удержание музыкальных шумовых инструментов.


достаточный уровень


-узнавать и напевать мелодии знакомых песен;

-слушать, понимать и действовать согласно инструкции учителя;

-выполнять элементарные движения с предметами;

-выполнять простейшие танцевальные движения под музыку (топающий шаг, пружинка, галоп, притопы одной ногой, поочередное выставление ноги вперед на пятку);

-узнавать и показывать музыкальные инструменты (погремушки, барабан, дудочка, маракасы, бубен, колокольчики), выбирать их из других предложенных;

-соотносить реальный предмет (музыкальный инструмент) с его

изображением;

-проявлять желание подыгрывать учителю на шумовых инструментах;

-название и содержание 3-4 песен







Содержание учебного предмета:

Ознакомительно-ориентировочные действия в музыкальной предметно-развивающей среде. Знакомство учащихся с двумя-тремя музыкальными игрушками. Побуждение их к выбору любимой музыкальной игрушки. Совместные с учащимися игры с музыкальными игрушками.

Совместное с учащимися рассматривание музыкальных инструментов, музицирование на музыкальных инструментах. Исполнение учителем музыкальных произведений на детских музыкальных инструментах.

Слушание учениками песенок в исполнении учителя.

Привлечение учащихся к танцам под музыку, исполняемую на музыкальных инструментах, звучащую в аудиозаписи.

Слушание и пение. Пропевание попевок с различной интонационной, динамической окрашенностью, сочетая пение с мимикой и пантомимикой. В процессе пения побуждение учащихся к подрожательным реакциям. Музыкальные упражнения в которых пропеваются имена детей, звучат подражания голосам животных.

Игровые упражнения на различение звучания музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов. Игры и упражнения на привлечение внимания учащихся к музыкальным звукам, пению. Упражнение на развитие слухового внимания учащихся.

Упражнение на развитие в игровых ситуациях восприятие средств музыкальной выразительности (высоко-низко, громко-тихо). с использованием звучащих игрушек, музыкальных инструментов, звукоподражаний.

Музыкально-дидактические игры на узнавание голосов детей (звучащих под музыку), звучание различных музыкальных инструментов.

Музыкально-ритмические движения. Упражнение на выполнение учащимися простейших движений, сопровождаемых подпеванием, "звучащими" жестами действиями с простейшими ударными и шумовыми инструментами.

Имитационные упражнения, соответствующие тексту песни или действиям с игрушкой.

Движение под музыку в пространстве кабинета:ходить и бегать врассыпную, перестраиваться в круг, маршировать в колонне и парами, передвигаться вперед, назад, собираться вокруг учителя или игрушки, по сигналу расходиться в разные стороны.

Игра на музыкальных инструментах. Знакомство учащихся с музыкальными инструментами. Игра на различных музыкальных инструментах, сопровождение игры пением, мимическими движениями, с целью вызвать эмоциональные реакции учащихся. Побуждение учащихся к подыгрыванию учителю на шумовых ударных инструментах. Музыкальные игры по системе К.Орфа.






УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


  1. АООП для детей с нарушением интеллекта


  1. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание // Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта. М.: Просвещение, 2003

  2. Забурдяева Е., Перунова Н. Посвящение Карлу Орфу: Учебное пособие по элементарному музицированию и движению.- Вып. 1 «Движение и речь» - СПб.: Невская нота, 2008.

  3. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М., 1990.

  4. Музыкальная гимнастика для пальчиков / Сост. М. Ковалевская, худ. А. Веселов. – СПб.: Союз художников, 2007.

  5. Овчинникова Т.С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. – СПб.: КАРО, 2009.

  6. Петрова Е.А., Соловьева Л.М., Ивашова О.Н., Миргородская С.Ю., Тур Н.Б. Педагогическая диагностика детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью СПб 2014

  7. Театрализованные игры в коррекционной работе с дошкольника­ми / Под ред. JI. Б. Баряевой, И. Г. Вечкановай. — СПб.: КАРО, 2009.

  8. Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков / Ил. Нитылкиной. – М.: Эксмо, 2010.

  9. Шипицина Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – СПб.: СОЮЗ, 2004.

(Приложение 1)






Календарно – тематическое планирование (2 ч. в неделю – 68 ч. в год)

№п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

1

2


Мир музыки. Вводный урок.

Мир музыки. Песенки

2

3


4


5


Знакомство с музыкальными игрушками.

Знакомство с музыкальными игрушками. Слушание.

Знакомство с музыкальными игрушками. Игра.

3

6


7

8





Игры с детскими музыкальными инструментами. Трещетки.

Игры с детскими музыкальными инструментами. Бубен.

Игры с детскими музыкальными инструментами. Колокольчики, погремушки.

3

9


10


11


12


13



Осень – Волшебница. Пальчиковая гимнастика.

Осень – Волшебница. Попевки


Осень – Волшебница. Прибаутки


Осень – Волшебница. Песенки


Осень – Волшебница. Слушание

5


14


15


16


17


18


Музыкальные игры. Ложки


Музыкальные игры. Пальчиковые игрушки.

Музыкальные игры. Игрушки на руку

Музыкальные игры. Бубен


Музыкальные игры. Маракас

5

19


20



Музыкально – дидактические игры. Маленький оркестр.

Музыкально – дидактические игры. Зайка.

2

21


22

23

24

25



Красавица Зима. Пальчиковая гимнастика

Красавица Зима. Попевки.

Красавица Зима. Прибаутки.

Красавица Зима. Песенки.

Красавица Зима. Слушание музыки.


5

26


27


28



Ритмический рисунок. Хлопки


Ритмический рисунок. Металлофон


Ритмический рисунок. Инструменты


3

29



30


31


32


33





Зимняя сказка. Пальчиковая гимнастика


Зимняя сказка. Попевки


Зимняя сказка. Прибаутки


Зимняя сказка. Слушание музыки


Зимняя сказка. Песенки

5

34


35


36


37


38




Музыкально – дидактические игры. Медвежонок

Музыкально – дидактические игры. Слушание музыки.

Музыкально – дидактические игры. Пальчиковые игрушки.

Музыкально – дидактические игры. Инструменты

Музыкально – дидактические игры. Погремушки.

5

39


40


41


42


43


Музыкальные звуки.


Музыкальные звуки. Соотнесение с картинками.

Музыкальные звуки. Слушание звуков.

Музыкальные звуки. Игра.


Музыкальные звуки. Оркестр

5

44


45






Имитационные упражнения, соответствующие тексту песен.

Имитационные упражнения, соответствующие тексту песен. Закрепление

2

46



47


48


49


50





Мама- милая моя. Музыкальная игра


Мама- милая моя. Песенки


Мама- милая моя. Слушание песен.

Мама- милая моя. Пальчиковая гимнастика

Мама- милая моя. Попевки


5

51



52


53


54


55


56


Весна – красна. Пальчиковая гимнастика


Весна – красна. Попевки


Весна – красна. Прибаутки


Весна – красна. Песенки


Весна – красна. Слушание музыки


Весна – красна. Викторина

6

57


58

59


Звуки и голоса природы. Птицы.


Звуки и голоса природы. Лес.

Звуки и голоса природы. Слушание музыки

3

60


61




Средства музыкальной выразительности. Громко-тихо.

Быстро-медленно.


2

62


63


64


65


66




Высоко-низко


Грустно-весело.


Плавно-отрывисто.


Инструмент – голос.


Игра.

5

67


68


Викторина.


Мини-концерт

2