Областное государственное общеобразовательное учреждение
«Центр образования «Ступени»
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО _______________ФИО «_____»______ 20____г. | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УМР _________ ФИО «_____»________ 20____г. | | УТВЕРЖДЕНА приказом по ОГАОУ «Центр образования «Ступени» от_______________№______ |
Рабочая программа
по учебному предмету
ОБЖ
Класс: Уровень общего образования: начальное общее образование Сроки реализации: 2021/2022 учебный год Общее количество часов: 34 | |
| Составила: Шупилова Ольга Васильевна учитель начальных классов |
Биробиджан, 2021г.
Пояснительная записка
Реализация государственной политики в области национальной безопасности России предусматривает повышение культуры безопасности жизнедеятельности населения, формирование которой начинается в детском возрасте с создания безопасного социально-образовательного пространства. Эффективность образовательного процесса в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида определяется, прежде всего, особенностями социального развития учащихся, формированием у них базовых установок и социальных представлений. Формирование социальных представлений у детей с умеренной умственной отсталостью, имеющих комплексные нарушения физических, психических, интеллектуальных, эмоциональных качеств, рассматривается как проблема ознакомления с окружающим природным и социальным миром, осознания самого себя в этом мире, ориентирования в нём, формирования культуры здорового образа жизни. Социальные представления о безопасности жизнедеятельности у школьников с умеренной умственной отсталостью отличаются качественным своеобразием. Это проявляется во фрагментарности, недостаточной осознанности, в трудности усвоения алгоритмов поведения в чрезвычайных ситуациях и прогнозирования поступков и действий. Имеющих физическую слабость, часто незнающих и непонимающих опасностей, которые их подстерегают, не умеющие прогнозировать последствия своего поведения и вследствие отсутствия самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природными явлениями и обитателями, техникой - всё это усугубляет поведение учащихся с умеренной умственной отсталостью в случаях чрезвычайных происшествий, осложняя процесс их социальной адаптации.
Низкий уровень социальных представлений, их фрагментарный характер и неустойчивый характер у детей с умеренной умственной отсталостью значительно усугубляет отставание в общем развитии, социализации и адаптации в небезопасном окружающем мире и требует искусственной стимуляции за счёт целесообразных путей и средств образовательного процесса.
Одним из аспектов работы по формированию социальных представлений у школьников с умеренной умственной отсталостью выделяется обучение их безопасной жизнедеятельности: способам и средствам сохранения здоровья. Основы безопасности жизнедеятельности включают знания правил дорожного движения, пожарной, экологической, правовой, духовно-нравственной безопасности, навыкам поведения и реагирования в потенциально опасных, экстремальных ситуациях, в процессе различного рода общения и взаимодействия в социуме. Рассмотрение формирования социальных представлений в данном контексте должно осуществляться на основе межпредметных связей. Это позволит знакомить детей с проблемами в развитии, в том числе интеллектуальном, со знаково-символической системой (пожарной атрибутикой, дорожными знаками, информационными и запрещающими табличками по гигиене и т.п.), которые являются инструментариями к познанию и опосредуют любую деятельность человека, в том числе предметно-практическую, игровую, учебную и трудовую.
Становление у детей с умеренной умственной отсталостью целостной структуры социальных представлений об основах безопасности жизнедеятельности реализовывать с использованием системы действий когнитивного, коммуникативного, конструктивного, двигательного, рефлексивного, моделирующего и игрового характера.
Занятия по основам безопасности жизнедеятельности призваны решить серьёзные проблемы учащихся в самостоятельном понимании, осмысливании, сохранении и использовании получаемой из окружающей среды информации, выстраивании на её основе правильного безопасного поведения, адекватном оценивании сложных жизненных ситуаций.
Вся программа поделена на 4 разделов:
1) безопасное поведение на улицах и дорогах;
2) пожарная безопасность и поведение при пожаре;
3) безопасное поведение в доме;
4) чрезвычайные ситуации.
Задача учителя помочь детям выработать навыки безопасного поведения, своевременно предостеречь их от беды, и при этом не просто рассказать, что хорошо и что плохо, а объяснить, почему нельзя и к чему это может привести; совершенствовать культуру безопасности учащихся с умеренной умственной отсталостью, становление их психологической защищённости от опасных ситуаций; повышать уверенность в собственных силах, стимулировать развитие самостоятельности и ответственности, обогащать словарный запас, корректировать нарушения психофизического развития.
Уроки должны иметь теоретический и практический характер, чтобы полнее формировать социальный опыт детей с умеренной умственной отсталостью и сочетанным дефектом. Необходимо использовать рассказы, сказки, загадки, стихи, а также наглядный материал в виде картин, плакатов, иллюстраций, DVD c обучающим характером.
Предполагаемые результаты обучения
Дети с осложнёнными формами умственной отсталости не являются однородной группой, большинство из них при условии направленного воспитания способны овладеть коммуникативными умениями, навыками социального поведения и жизнедеятельности.
Результатом изучения курса основ безопасной жизнедеятельности являются наличие у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих; основополагающих знаний и умений в распознавании и оценивании опасных и вредных факторов среды обитания человека и в определении способов защиты от них и умении ликвидировать негативные последствия. Учащиеся должны уметь находить и стремиться выполнять способы и средства сохранения здоровья, использовать знания правил дорожного движения, пожарной, экологической, правовой, духовно-нравственной, навыки правильного поведения в потенциально опасных и экстремальных ситуациях, в процессе различного рода общения и взаимодействия в социуме; оказывать само и взаимопомощь, овладеть культурой безопасности.
Предполагаемое решение коррекционных задач в процессе обучения основам безопасной жизнедеятельности:
- формирование ребёнка как социально равноправной личности, способной самостоятельно в меру своих возможностей) жить в обществе людей;
- коррекция нарушений физического развития;
- формирование коммуникативных умений и социальных контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социуме;
- соблюдение правил нравственного поведения, необходимого для общения и сотрудничества;
- формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих безопасную жизнедеятельность;
- формирование элементарных практических знаний об окружающем природном и социальном мире, способствующих социальной реабилитации и адаптации.
Тематическое планирование 3 класс (1 ч в неделю)
Модуль 1. Основы комплексной безопасности.
№№ | Тема урока | Кол-во часов | Сроки прохождения |
План | Факт |
Безопасное поведение на улицах и дорогах— 9 часов |
| Вводное занятие. Знакомство с предметом, кабинетом. | 1 | | |
| Движение пешеходов по улицам и дорогам | 1 | | |
| Дорога, ее составная часть, виды автомашин | 1 | | |
| Улицы, перекрестки, площади | 1 | | |
| Сигналы светофора и регулировщика | 1 | | |
| Сигналы, которые подает водитель | 1 | | |
| «Мне на улице не страшно!» (практическое занятие) | 1 | | |
| Безопасность пассажиров. | 1 | | |
| Обобщающий урок. | 1 | | |
Пожарная безопасность и поведение при пожаре — 7 часов |
| Основные факторы пожара. Наиболее частые причины пожара. | 1 | | |
| Пожар в транспорте, правила поведения. | 1 | | |
| План пожарной эвакуации в школе. | 1 | | |
| Пожар в общественных местах и его причины. Страх и паника. | 1 | | |
| Пусть ёлка новогодняя нам радость принесёт. | 1 | | |
| Тренировочная эвакуация из здания школы при возникновении пожара (практические занятия) | 1 | | |
| Обобщающий урок. | 1 | | |
Безопасное поведение в доме — 9 часов |
| Лифт — наш домашний транспорт. | 1 | | |
| Опасные незнакомцы. | 1 | | |
| Как защитить себя и свой дом. | 1 | | |
| Звонок по телефону | 1 | | |
| Предметы бытовой химии и их безопасное применение. | 1 | | |
| Как нужно обращаться с электроприборами. | 1 | | |
| Газ, огонь и человек. | 1 | | |
| Как растопить печку. | 1 | | |
| Обобщающий урок. | 1 | | |
Чрезвычайные ситуации — 9 часов |
| Правила и меры безопасности на водоёмах в весенний период. | 1 | | |
| Стихийные бедствия. | 1 | | |
| Как предупреждают о стихийных бедствиях. | 1 | | |
| Бури, ураганы, тайфуны и смерчи. | 1 | | |
| Лесной пожар. | 1 | | |
| Наводнение. | 1 | | |
| Практические занятия по отработке действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации. | 1 | | |
| Обобщающий урок. | 1 | | |
| Промежуточная аттестация. | 1 | | |
Промежуточная аттестация 3 класс.
1. Переходя улицу, необходимо быть:
а) сильным, смелым, стройным;
б) собранным, внимательным, осторожным;
в) умным, красивым, радостным.
2. Кого называют пассажиром?
а) любого человека, пользующегося услугами транспорта;
б) любого, кто находится на проезжей части;
в) любого, кто управляет транспортным средством.
3 .Какие правила следует соблюдать при пользовании общественным транспортом?
а) соблюдать тишину и чистоту;
б) не соблюдать никаких правил;
в) уступать место пожилому человеку.
4. Предупреждающие дорожные знаки имеют форму:
а) окружности красного цвета;
б) треугольника красного цвета;
в)окружности синего цвета.
5. Велосипедист по пешеходному переходу должен:
а) ехать на велосипеде;
б) перекатить велик с одной стороны на другую руками;
в) ехать на велосипеде без рук.
6. При пожаре нужно звонить:
а) 101;
б) 102;
в) 103.
7. При пожаре нельзя:
А) убегать из квартиры;
Б) громко кричать;
В) пользоваться лифтом .
8. Как называется профессия человека, который тушит пожары?
а) Пожарный;
б) Пожарник;
в) Спасатель.
9. Что называется пожаром?
а) химическая реакция окисления, сопровождающаяся выделением большого количества тепла и свечением;
б) неконтролируемое горение вне специального очага, наносящее материальный ущерб;
в) явление резкого увеличения скорости экзотермической реакции.
10. Какое умение поможет справиться в чрезвычайной ситуации?
а) умение правильно действовать в случае любой опасности;
б) умение зарабатывать деньги;
в) умение хорошо вести себя в школе.
11. Что ты будешь делать, если на улице гололед?
а) никуда не пойду, буду сидеть дома;
б) надену мало скользящую обувь и осторожно, не спеша буду передвигаться в нужном направлении;
в) при передвижении буду за кого-нибудь держаться.
12. Твои действия при сильном ветре (буре, урагане)?
а) отключу все электроприборы, приготовлю свечу или фонарик;
б) плотно закрою все окна и двери;
в) запру квартиру и выйду на улицу или спрячусь на балконе.
13. Что ты будешь делать, если гроза застала тебя дома?
а) отключу все электроприборы, закрою окна и двери, печные трубы;
б) спрячусь под стол или в шкаф;
в) ничего не буду делать.
14. Что ты будешь делать, если несколько дней стоит сильная жара?
а) буду много загорать, ведь это полезно;
б) буду пить жидкости больше, чем обычно;
в) буду носить головной убор и светлую одежду из хлопка.
15. Что ты будешь делать во время наводнения?
а) вместе с взрослыми немедленно выйду из опасной зоны;
б) ничего не буду предпринимать;
в) постараюсь быстро выйти на возвышенное место или заберусь на дерево.
16. Какая основная причина детского травматизма?
а) шалость;
б) грубость;
в) радость.
17. Где можно играть на улице?
а) во дворах домов;
б) на проезжей части;
в) на стройке;
г) на детской площадке;
д) на балконе.
18. Как нужно передавать режущие и колющие предметы другому человеку?
а) острым концом к себе;
б) тупым концом к себе.
19. Как поступить, если увидел открытый канализационный люк?
а) залезу и посмотрю что там;
б) только загляну в него;
в) обойду стороной.
20. Что такое экстремальная ситуация?
а) опасная ситуация, угрожающая здоровью и жизни человека;
б) ситуация, когда человеку ничего не угрожает;
в) ситуация, когда человек чувствует себя счастливым.
85 % и более правильных ответов - «отлично»
70 % и более правильных ответов – «хорошо»
50 % и более правильных ответов - «удовлетворительно»
Менее 50 % правильных ответов - «неудовлетворительно»
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:
1. Текущий контроль
- Устный фронтальный опрос по вопросам домашнего задания
- Выполнение заданий в рабочих тетрадях ( в течении урока)
- Решение ситуативных задач
- Самостоятельная работа с учебником
- Отработка практических действий (практические занятия).
- Активное участие на уроке, нахождение ответов на проблемный вопрос
2. Тематический контроль
- Письменный ответ по вопросам индивидуального задания
- Блок - тестов
- Решение ситуативных задач
Критерии и нормы оценки учащегося
1. Общие критерии оценки устных ответов учащихся используются при оценке знаний учащихся, текущего контроля.
Отметка «5» ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы.
Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использует для доказательства выводы из наблюдений и опытов.
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Отметка «4» ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала.
Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи.
Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Отметка «3» ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно.
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.
Отметка «2» ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя или не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
- правильный ответ – 1 балл,
- отсутствие ответа или неправильный ответ – 0 баллов.
При правильных ответах по всем заданиям общее количество баллов составит 10 баллов.
Ответ считается правильным, если учащиеся изложил его своими словами, но не исказил смысл понятий.
Оценка уровня и качества подготовки учащихся проводится по четырёх бальной системе с учетом количества баллов, набранных за правильные ответы, исходя из следующих критериев.
Оценка «неудовлетворительно» («2») выставляется в случае, если учащийся дал мене 4 правильных ответов и набрал 0-3 балла.
Оценка «удовлетворительно» («3») выставляется в случае, если учащийся показал до 5 правильных ответов и набрал 4-5 баллов.
Оценка «хорошо» («4») выставляется в случае, если учащийся показал до 8 правильных ответов и набрал 6-8 баллов.
Оценка «отлично» («5») выставляется в случае, если учащийся показал до 9 правильных ответов и набрал 9-10 баллов