ОГБОУ «Елатомская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Рабочая программа:
по предмету:
«Окружающий природный мир»
1 класс
(2 вариант)
на 2018 – 2019 учебный год.
Составила: Федорова Е.А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
В ходе ознакомления с окружающим миром имеются большие возможности расширить и уточнить представления ребёнка с особенностями развития о том мире, в котором он живёт. Выделить и сделать объектом его внимания те условия существования, которые будут окружать его на протяжении всей жизни. На первом году обучения в содержание работы по предмету входит пробуждение и развитие у детей интереса к восприятию объектов природы в процессе наблюдения. В этот период идёт накопление представлений об отдельных объектах и явлениях природы из ближайшего окружения детей. При этом задачи ограничиваются узнаванием, различением некоторых конкретных растений, животных, явлений
Цель- – формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
– формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде
– духовно-нравственное развитие и воспитание личности.
Задачи предмета:
- формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;
вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);
- создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
- обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
- воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения;
- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
- учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
- знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);
закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности;
Планируемые результаты изучения учебного предмета:
- узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
- использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;
- понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице, в лесу;
- контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- осознавать свою неразрывную связь с природой;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;
- определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
| |
№ | Наименование разделов, тем программы | Кол-во часов по разделу | Дата проведения |
1 модуль | | | |
1 | «Золотая осень» | | |
| Человек и природа | 1 | |
| «Осень, в гости просим!» Беседа, рассмотрение картин | 1 | |
| Одежда и обувь человека осенью. Одень куклу на прогулку | 2 | |
| «Что нам осень принесла?» Овощи. (Огурец) Фрукты. Ягоды. Грибы. | 2 2 1 1 | |
| Всего часов за модуль: | 10 | |
2 модуль | | | |
2 | « Природа осенью» | | |
| Какие бывают растения? Части дерева (лист) (рисование, аппликации) | 2 | |
| Явления природы: дождь, листопад. (Составление гербария) | 2 | |
| А кто такие птички? (домашние и дикие) Перелетные и неперелетные птицы. | 2 | |
| Занятия и труд людей осенью | 1 | |
| Обобщающий урок "В гости к осени" | 1 | |
| Лес. Правила поведения в лесу. | 1 | |
| В мире животных | 1 | |
| Всего за модуль: | 10 | |
3 модуль | | | |
3 | « Зимушка-зима» | | |
| Сравнение зверей и птиц | 1 | |
| "Здравствуй, зимушка-зима!" | 2 | |
| Одежда и обувь человека зимой | 1 | |
| Зимние явления природы (снег, метель, лед) | 1 | |
| Зимние забавы | 2 | |
| Что делают растения зимой? Елка | 1 | |
| Новый год. Изготовление украшений на елку. | 2 | |
| Всего часов за модуль: | 10 | |
4 модуль | | | |
| Животные и птицы зимой | 1 | |
| Дикие животные. Заяц, волк. | 2 | |
| Домашние животные. Кошка и собака. Уход. | 2 | |
| Обобщающий урок "Зима" Что бывает зимой? | 1 | |
4 | « Природа и человек» | | |
| Природа и рукотворный мир | 1 | |
| Из чего что сделано? Дерево Ткань Резина | 3 | |
| Воздух и вода. Значение для человека и животных. | 2 | |
| Всего часов за модуль | 12 | |
5 модуль | | | |
5 | Весна, пришла! | | |
| Явления природы: солнце, ветер | 1 | |
| Оживает все кругом! | 1 | |
| Одежда и обувь весной | 1 | |
| Растения весной. Части растений (лист, ветки). Комнатные растения. Уход. | 2 | |
| Жизнь птиц весной | 2 | |
| Животные весной | 1 | |
| В гости к Мухе-Цокотухе | 2 | |
| Труд людей весной | 1 | |
| В саду и в огороде | 1 | |
| Всего часов за модуль: | 12 | |
6 модуль | | | |
6 | Повторение | | |
| Обобщающий урок "Весна пришла!" | 1 | |
| Части суток. День-ночь | 1 | |
| Закрепление по теме "Животные" | 2 | |
| Закрепление по теме "Птицы" | 1 | |
| Закрепление по теме "Растения" | 1 | |
| Закрепление по теме "Явления природы" | 2 | |
| Скоро лето! | 1 | |
| Викторина "Когда это бывает?" | 1 | |
| Всего часов за модуль | 10 | |
| Всего часов за год | 66 | |
Список используемой литературы:
1.«Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью». Маллер А.Р., Цикото Г.В. М., «Академия», 2013 год.
2.«Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта». Л.Б.Баряева, И.М.Бгажнокова, Д.И.Бойков М.«Владос»,2015г
3.«Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» Бгажнокова И.М. М. «Владос», 2015г.