Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе: Примерной адаптивной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития ;
Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире.
Цель: формирование у обучающихся элементарных представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Задачи:
-называть или показывать времена года, сезоны, дни недели, объекты живой и неживой природы; анализировать связи между объектами живой природы, их влияние на жизнь человека;
- закреплять в практической деятельности полученные знания и умения;
-делать выводы на основе наблюдения и практических действий;
-использовать полученные результаты в дальнейшей учебной и практической деятельности.
Обучающиеся должны знать:
-названия и свойства природных явлений; взаимосвязь между животным и растительным миром;
-правила бережного отношения к природным объектам.
Методы обучения: Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, предметных и сюжетных картин. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка. В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению математических 6 представлений. Индивидуальные формы работы на занятиях органически сочетаются с фронтальными и групповыми. Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития детей.
Общая характеристика учебного предмета
Программа представлена следующими разделами: « Растительный мир», «Животный мир», « Временные представления», «Объекты неживой природы». Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека. В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней. Формирование представлений происходит по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные / несъедобные грибы). Ребенок получает представление о значении грибов в природе и жизни человека, о способах их переработки (варка, жарка, засол, консервирование). Формирование представления о грибах предполагает постановку следующих задач в СИПР: узнавание гриба, различение частей гриба, различение грибов (подосиновик, сыроежка и др.), различение съедобных и несъедобных грибов, знание значения грибов, способов переработки грибов. На уроках уточняются и обогащаются знания и представления детей об окружающих предметах. Все предметы называют и характеризуют их по цвету, форме, размеру, вкусу , запаху. Сравнивают предметы, находят сходные и отличительные признаки. Обобщают и классифицируют предметы по образцу, показу, затем со словесной инструкции. На предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие. Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления. В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов, показывается различие между видовым и родовым понятием, ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане. Предмет «Окружающий природный мир» входит в обязательную часть (федеральный компонент) учебного плана, изучается в рамках предметной области «Окружающий мир».
Темы для повторения и закрепления материала даётся для самостоятельного изучения.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Дата проведения | Кол –во часов |
1 | Цветы. Строение цветка. Уход за цветами. Значение растений для человека | 17.09 | 1 |
2 | Деревья: берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива, каштан. | 15.10 | 1 |
3 | Фрукты.Апельсин,банан,яблоко,груша | 19.11 | 1 |
4 | Кустарники: орешник, шиповник, крыжовник, смородина, бузина, боярышник. | 17.12 | 1 |
5 | Овощи: лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец | 28.01 | 1 |
6 | Ягоды: смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква) | 25.02 | 1 |
7 | Грибы: белый гриб, мухомор, подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка, вешенка, шампиньон. | 01.04 | 1 |
8 | Птицы и животные | 29.04 | 1 |
9 | Календарь природы. Дидактическая игра «Времена года» Дни недели. Соотнесение месяцев с сезонами года. Явления природы | 24.05 | 1 |
Содержание учебного предмета
1. Цветы.
Строение цветка.
Уход за цветами.
Значение растений для человека (1 час)- Различать, называть и показывать данные виды цветов. Называть основные части цветов.
2. Деревья: берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива, каштан (1 час)- Уметь различать деревья
3. Фрукты.Апельсин,банан,яблоко,груша (1 час)- Различать и называть фрукты
4. Кустарники: орешник, шиповник, крыжовник, смородина, бузина, боярышник (1 час )- Уметь различать кустарники
5. Овощи: лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец (1 час )- Уметь различать овощи
6. Ягоды: смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква) (1 час)- Уметь различать ягоды
7. Грибы: белый гриб, мухомор, подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка, вешенка, шампиньон (1 час)- Уметь различать грибы
8. Птицы и животные (1 час)- Уметь различать птиц и животных
9. Календарь природы.
Дидактическая игра «Времена года»
Дни недели.
Соотнесение месяцев с сезонами года.
Явления природы (1 час)- Узнавание дней недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней.
Расширение круга общих представлений об окружающем мире.
Расширение круга общих представлений об окружающем мире.
Планируемые предметные результаты
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты освоения программы по окружающему природному миру в 3 классе включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки:
1) умение ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»; испытывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.
2)понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать, проявлять собственные чувства; осознавать, что может, а что ему пока не удается;
3) иметь представления о здоровом образе жизни: элементарные гигиенические навыки.
4) стремится помогать окружающим.
5) воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;
6) представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.
7) интерес к объектам и явлениям неживой природы.
8) представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые и др.).
9) представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.
10) умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.
11) представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека. Интерес к объектам живой природы.
12) представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.).
13) умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.). Элементарные представления о течении времени.
14) умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года. Представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней недели, месяцев в году и др.
15) узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;
16) сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;
17) понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице, в лесу;
18) осознавать свою неразрывную связь с природой;
19) проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорѐнности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;
Обучающиеся должны уметь или показывать: времена года, сезоны, дни недели, объекты живой и неживой природы; закреплять в практической деятельности полученные знания и умения;
Обучающиеся должны знать: правила бережного отношения к природным объектам;
В 3 классе безотметочное обучение. Оно призвано способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся. Уровень обученности определяется в процессе выполнения диагностических работ (мониторинг за уровнем развития). Актуальный уровень выполнения деятельности ребенком отражается учителем в выводах при направлениях на школьный психолого-медико - педагогический консилиум, на ПМПК, при составлении индивидуальной программы для ребенка, а так же для написания итоговой характеристики. Для оценки степени дифференцированности отдельных действий и операций внутри целостной деятельности рекомендуется пользоваться следующей градацией и условными обозначениями.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
Методическая литература
Электронные образовательные ресурсы: Сайт «ПочемуЧка.