Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Окружающий мир: программа: 1-4 классы» Виноградовой Н.Ф. 2013 год.
Учитывая направление работы школы «Гражданское воспитание. Социализация учебно-воспитательного процесса» и главную идею курса «Окружающий мир», определяются цели и задачи.
Основная цель обучения предмету «Окружающий мир» в начальной школе - представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.
В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.
Рабочая программа разработана в полном соответствии с авторской программой и учебно-методическим комплектом.
Содержание учебно-методического комплекта :
1. Окружающий мир: программа 1-4 классы./ Н.Ф.Виноградова - М: Вентана-Граф, 2013.
2. Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в
2 ч./ Н. Ф. Виноградова, Г.С. Калинова – 7 – е изд., стереотип. – М.: Вентана - Граф, 2018.
3. Окружающий мир: 3-4 классы: методическое пособие для учителя / Н.Ф. Виноградова. –
М. : Вентана-Граф, 2016.- (Начальная школа ХХI века).
Учебный план рассчитан на 68 часов. Авторская программа «Окружающий мир» предусматривает 68 часов. Рабочая программа, учитывая особенности календаря 2021 - 2022 учебного года и расписания уроков текущего года, составлена на 66 часов.
В авторской программе контрольные работы не предусмотрены.
Формы организации учебного процесса: урок, конкурс, ролевая игра, презентация, путешествие, викторина, праздник.
Формы текущего контроля знаний и умений обучающихся: устный ответ, сообщение, опрос, ролевая игра, экскурсия, практическая работа.
Содержание программы
Земля — наш общий дом (7 ч)
Где ты живёшь. Когда ты живёшь. Историческое время. Счёт лет в истории.
Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.
Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоёмы, их разнообра¬зие. Растения и животные разных водоёмов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха.
Универсальные учебные действия
Ориентироваться в понятии «историческое время». Различать понятия «век», «столетие», «эпоха». Характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в неё. Характеризовать условия жизни на Земле (вода, воздух, тепло, свет). Устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха. Описывать свойства воды (воздуха), приводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства воды (воздуха). Называть источники воды, характеризовать различные водоёмы. Моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей.
Человек изучает Землю (4 ч)
Человек познаёт мир. Наблюдения, опыты, эксперименты — методы позна¬ния человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. Знакомство с компасом.
Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилиза¬ций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.
Универсальные учебные действия
Анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте. Ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей. Объяснять назначение масштаба и условных обозначений. Определять направление расположения объекта по компасу, находить стороны горизонта.
Царства природы (27 ч)
Бактерии, грибы. Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедоб¬ные и несъедобные грибы.
Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.
Животные — царство природы. Роль животных в природе. Животные и чело¬век. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоноч¬ные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).
Животные — живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособле¬ние к среде обитания. Охрана животных.
Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детёнышей.
Как человек одомашнил животных.
Растения – царство природы. Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характери¬стика.
Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.
Охрана растений.
Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.
Универсальные учебные действия
Объяснять отличия грибов от растений. Различать грибы съедобные и ядовитые.
Характеризовать роль животных в природе. Приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных. Характеризовать животное как организм. Устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного. Приводить примеры (конструировать) цепи питания. Составлять описательный рассказ о животных разных классов. Составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России»; перечислять причины исчезновения животных. Ориентироваться в понятии «одомашнивание» животных: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных. Характеризовать значение растений для жизни. Различать (классифицировать) растения разных видов, описывать их. Объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения. Проводить несложные опыты по размножению растений. Приводить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале).
Наша Родина: от Руси до России (11ч)
Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи): Древняя Русь, Древнерусское государство, Московская Русь, Российская им¬перия, Советская Россия, СССР, Российская Федерация. Государственные деятели. Руководитель (глава) княжества, страны, государства.
Расширение кругозора школьников. Символы царской власти.
Универсальные учебные действия
Воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи. Узнавать символы царской власти. Знать имя президента современной России. Называть даты образования Древней Руси, венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя. Называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России.
Как люди жили в старину (12 ч)
Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, сме¬лость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.
Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посу¬да, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бед¬ных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).
Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.
Расширение кругозора школьников. Происхождение имён и фамилий. Имена в далёкой древности.
Универсальные учебные действия
Составлять словесный портрет славянина: отвечать на вопрос «Какими были наши предки?». Описывать особенности труда, быта, одежды, трапезы славян. Воспроизводить дату Крещения Руси, кратко рассказывать о значении этого события. Объединять (обобщать) события, относящиеся к одной исторической эпохе (например, «Древняя Русь», «Московская Русь»); рассказывать об основных исторических событиях, происходивших в это время.
Как трудились в старину (7ч)
Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.
Ремёсла. Возникновение и развитие ремёсел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное ремесло (дело) и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).
Торговля. Возникновение денег.
Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса.
Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.
Универсальные учебные действия
Ориентироваться в понятиях «земледелие», «культурные растения», «крестьяне», «помещики», «крепостное право», кратко характеризовать их. Рассказывать о возникновении ремёсел на Руси, различать характер ремесла по результату труда ремесленника. Приводить примеры изобретений в прошлом и настоящем России. Называть древние города, описывать их достопримечательности. Ориентироваться в понятиях «рабочий», «капиталист».
Планируемые результаты обучения
К концу обучения в 3 классе учащиеся научатся:
— характеризовать условия жизни на Земле;
— устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
— описывать свойства воды (воздуха);
— различать растения разных видов, описывать их;
— объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
— объяснять отличия грибов от растений;
— характеризовать животное как организм;
— устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
— составлять описательный рассказ о животном;
—приводить примеры (конструировать) цепи питания;
— характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного);
— сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и т. п разных эпох;
— называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
— работать с географической и исторической картой, контурной картой.
К концу обучения в 3 классе учащиеся могут научиться:
— ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;
— анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
— приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;
— проводить несложные опыты по размножению растений.
— проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;
— рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена
— ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремесел; научные открытия и др.);
— высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
Освоение программы «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.
Личностные результаты представлены двумя группами.
Первая группа: освоение ребенком нового статуса как ученика и школьника.
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятель¬ность и взаимодействие с её участниками.
Вторая группа: формирование социальной позиции школьника, его ценностного взгляда на окружающий мир.
- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии обще¬мировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения.
- воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, к своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, веро¬исповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
-формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учётом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных сторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
-овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (на¬блюдение, опыт, эксперимент, измерение).
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Среди метапредметных результатов особое место занимают интеллектуальные, ре¬гулятивные и коммуникативные действия:
-под интеллектуальными действиями понимается способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательст¬ва и др.);
-под регулятивными действиями понимается владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание спе¬цифики каждой;
-под коммуникативными действиями понимается способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, опи¬санием, повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы по¬лучения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассу¬ждение, описание и др.)
Календарно-тематическое планирование
учебного предмета « Окружающий мир»
(2ч в неделю; 34 учебных недель)
3 класс
№ урока | Тема урока | По плану | По факту | Примечание |
Земля — наш общий дом (7 ч) |
1 | Где и когда ты живёшь | 03.09 | | |
2 | Солнечная система | 06.09 | | |
3 | Солнечная система | 10.09 | | |
4 | Условия жизни на Земле | 13.09 | | |
5 | Условия жизни на Земле | 17.09 | | |
6 | Условия жизни на Земле | 20.09 | | |
7 | Условия жизни на Земле | 24.09 | | |
Человек изучает Землю (4 ч) |
8 | Человек познаёт мир | 27.09 | | |
9 | Человек познаёт мир | 01.10 | | |
10 | Человек познаёт мир | 04.10 | | |
11 | Человек познаёт мир | 08.10 | | |
Царства природы (27 ч) |
12. | Бактерии | 11.10 | | |
13. | Грибы | 15.10 | | |
14. | Грибы | 18.10 | | |
15. | Растения культурные и дикорастущие | 22.10 | | |
16. | Если бы на Земле не было растений | 25.10 | | |
17. | Растения прекрасные, но опасные | 29.10 | | |
18. | Разнообразие растений на Земле | 08.11 | | |
19. | Разнообразие растений на Земле | 12.11 | | |
20. | Как живёт растение | 15.11 | | |
21. | Как живёт растение | 19.11 | | |
22. | Размножение растений | 22.11 | | |
23. | Размножение растений | 26.11 | | |
24. | Размножение растений. | 29.11 | | |
25. | Культурные растения в жизни человека | 03.12 | | |
26. | Культурные растения в жизни человека | 06.12 | | |
27. | Красная книга России | 10.12 | | |
28. | Красная книга России | 13.12 | | |
29. | Разнообразие мира животных | 17.12 | | |
30. | Разнообразие мира животных. | 20.12 | | |
31. | Животные – живые существа (организмы) | 24.12 | | |
32. | Животные – живые существа (организмы) | 27.12 | | |
33. | Беспозвоночные животные | 10.01 | | |
34. | Беспозвоночные животные | 14.01 | | |
35. | Позвоночные животные | 17.01 | | |
36. | Позвоночные животные | 21.01 | | |
37. | Природные сообщества | 24.01 | | |
38. | Почему люди приручили диких животных | 28.01 | | |
Наша Родина: от Руси до России (11 ч) |
39. | Как люди узнают о прошлом | 31.01 | | |
40. | Восточнославянские племена | 04.02 | | |
41. | Первые русские князья | 07.02 | | |
42. | Первые русские князья | 11.02 | | |
43. | Первые русские князья | 14.02 | | |
44. | Как Москва стала столицей | 18.02 | | |
45. | Иван IV Грозный – первый русский царь | 21.02 | | |
46. | Пётр I Великий | 25.02 | | |
47. | Екатерина II Великая | 28.02 | | |
48. | Последний российский император Николай II | 04.03 | | |
49. | Советская Россия. СССР. | 05.03 | | |
Как люди жили в старину (12 ч) |
50. | Из истории имён | 11.03 | | |
51. | Какими людьми были славяне? | 14.03 | | |
52. | Какими людьми были славяне? | 18.03 | | |
53. | Скажи, какой у тебя дом… | 21.03 | | |
54. | Скажи, какой у тебя дом… | 25.03 | | |
55. | По одёжке встречают | 04.04 | | |
56. | По одёжке встречают | 08.04 | | |
57. | По одёжке встречают | 11.04 | | |
58. | Русская трапеза | 15.04 | | |
59. | Верования языческой Руси | 18.04 | | |
60. | Верования языческой Руси | 22.04 | | |
61. | Принятие христианства на Руси | 25.04 | | |
Как трудились в старину (8 ч) |
62. | Что создавалось трудом крестьянина? | 29.04 | | |
63. | Что создавалось трудом крестьянина? | 06.05 | | |
64. | Что создавалось трудом ремесленника? | 13.05 | | |
65. | Что создавалось трудом ремесленника? | 16.05 | | |
66. | Что создавалось трудом рабочего? | 20.05 | | |
67. | Что создавалось трудом рабочего? | 23.05 | | |
68. | Открытия, которые совершил человек в XIX -XX веках | 27.05 | | |
69. | Открытия, которые совершил человек в XIX -XX веках | 30.05 | | коррекция |