Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тетюшская средняя общеобразовательная школа №2»
Тетюшского муниципального района Республики Татарстан
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО Заместитель директора Директор МБОУ «Тетюшсская
начальных классов по УР МБОУ «Тетюшская СОШ №2»
Руководитель МО СОШ №2» ______/Ф.Ф.Гаффаров
_____ /Васина С.А./ __________ /Вахтурова Н.Г./ Приказ №____о/д от
Протокол №1 от «27» августа 2018 г. «28» августа 2018г.
«24» августа 2018г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
4 класс
Составитель: Абрамова Ольга Владимировна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
2018-2019 учебный год
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе следующих документов:
1. Закона Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ);
2.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МО и Н РФ от 06.10.2009 г. №373); изменений Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МО и Н РФ от 31.12.2015 г. №1576, регистрационный номер № 40936 от 02.02.2016г.);
3.Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «ТСОШ №2» Тетюшского муниципального района Республики Татарстан;
4. Учебного плана МБОУ «ТСОШ№2» на 2017-2018 учебный год;
5 Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
планируемые результаты освоения учебного Материала
Личностные и метапредметные результаты освоения ООП НОО
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
• способность к оценке своей учебной деятельности;
• основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
• установка на здоровый образ жизни;
• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
• внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
• адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
• положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учѐта позиций партнѐров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• установки на здоровый образ жизни и реализации еѐ в реальном поведении и поступках;
• осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
• различать способ и результат действия;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
• использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
• строить сообщения в устной и письменной форме;
• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
• основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
• осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
• устанавливать аналогии;
• владеть рядом общих приѐмов решения задач. Выпускник получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• произвольно и осознанно владеть общими приѐмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
• строить понятные для партнѐра высказывания, учитывающие, что партнѐр знает и видит, а что нет;
• задавать вопросы;
• контролировать действия партнѐра;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учѐта интересов и позиций всех участников;
• с учѐтом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнѐру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнѐром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты освоения ООП НОО
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на ступени начального общего образования получат возможность:
• расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях, как компонентах единого мира,
• овладеть основами практикоориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Предметные результаты освоения ООП НОО
В результате изучения раздела «Человек и природа» выпускник начальной школы научится:
• находить на карте природные зоны России, свой регион, главный город своего региона;
• читать условные обозначения карт (условные обозначения природных зон, знаки поверхностей и водоемов, полезных ископаемых);
• использовать готовые модели (глобус Земли, модель Солнечной системы) и иллюстрации учебника для объяснения причин смены дня и ночи, смены времен года;
• находить общие и отличительные признаки природных зон России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу); • понимать необходимость соблюдения правил экологического поведения на природе (охрана поверхности земли от уплотнения почвы и разрушения лесной подстилки, от загрязнения полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми бутылками, осколками стекла);
• описывать на основе предложенного или самостоятельно составленного плана природную зону своего края (региона), называть его заповедные места;
• понимать необходимость посильного участия в охране природы родного края;
• называть системы органов человека (костная и мышечная системы, нервная система, пищеварительная, дыхательная, система кровообращения, мочевая система);
• характеризовать основные функции систем органов человека;
• измерять температуру тела, вес и рост человека;
• понимать необходимость использования знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов, правил безопасного поведения на природе;
• извлекать необходимую информацию из учебника и его иллюстраций, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) об органах чувств человека, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
• характеризовать правила первой помощи при несчастных случаях.
Выпускник начальной школы получит возможность научиться:
• осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения на природе (охрана поверхности земли от разрушений и загрязнения);
• использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов, правил безопасного поведения на природе;
• выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил безопасности.
В результате изучения раздела «Человек и общество» выпускник начальной школы научится:
• рассказывать с использованием подобранной дополнительной информации из Интернета и иллюстративных источников о государственной символике Российской Федерации (значимость государственной символики; основные изображения Государственного герба России; последовательность расположения цветовых полос и
цвета флага);
• самостоятельно работать с текстом, иллюстрациями, словарем учебника в условиях коллективной работы;
• обмениваться сведениями, полученными из источников массовой информации, о событиях страны, участником которых является глава государства — Президент Российской Федерации;
• готовить небольшие сообщения о Конституции — Основном законе Российской Федерации (права и обязанности граждан по охране природы, права ребенка; права граждан РФ на бесплатное образование, на охрану здоровья);
• находить на политико-административной карте России местоположение своего края;
• работать с глобусом и картой: показывать территорию России, ее сухопутные и морские границы; столицы государств, граничащих с Россией;
• пересказывать своими словами тексты из учебника о событиях, связанных с историей Отечества;
• называть, сопоставляя с изученным историческим событием, имена выдающихся людей разных эпох;
• определять последовательность исторических событий на ленте времени;
• находить на ленте времени такие исторические события, как крещение Руси, основание Москвы, основание Санкт-Петербурга;
• рассказывать с использованием подобранных иллюстраций и видеокадров о памятниках истории столицы, сопоставляя их с историческим событием (памятник Минину и Пожарскому; Триумфальная арка, музей-панорама «Бородинская битва»; памятник маршалу Г.К. Жукову, Вечный огонь на Могиле Неизвестного Солдата у Кремлевской стены; памятник Юрию Гагарину — первому космонавту нашей
планеты, монумент «Спутник» на проспекте Мира, монумент «Покорителям космоса», аллея Героев-космонавтов; фонтан «Дружба народов»);
• обсуждать особенности изученных стран мира (название, расположение на карте, столица, главные достопримечательности);
• рассказывать об особенностях труда людей родного края, о народных промыслах.
Выпускник начальной школы получит возможность:
• составить представление о единстве духовно-нравственного смысла всех традиционных религий и различиях в обрядовой практике;
• научиться определять часовой пояс своего края;
• находить дополнительную информацию о прошлом родного края в Интернете, в краеведческом музее, из бесед со взрослыми;
• собирать материал и составлять портфолио о родном крае (места исторических событий, памятники истории культуры родного края).
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» выпускник начальной школы научится:
• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды, у моря во время шторма, прилива; соприкосновение с животными в воде);
• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг;
• понимать необходимость соблюдать правила безопасного поведения во время приема пищи;
• понимать необходимость сохранения своего физического и нравственного здоровья (курение, наркотики, громкая музыка, нежелание при необходимости носить очки и др.).
Выпускник начальной школы получит возможность научиться:
• соблюдать правила безопасного поведения во время летнего отдыха (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды, во время шторма, прилива; соприкосновение с животными и т. д.);
• соблюдать правила экологического поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг;
• соблюдать правила безопасного поведения во время приема пищи;
• заботиться о здоровье и безопасности окружающих людей, сохранять свое физическое и нравственное здоровье.
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости и за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
-любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
-понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
(68 ч)
Человек и природа (40 ч)
Общее представление о вселенной, Солнечной системе, размерах Земли по сравнению с размером Солнца. Одно из теоретических предположений ученых о возникновении Солнца. Планеты Солнечной системы (название, расположение на орбитах по отношению к Солнцу). Вращение Земли вокруг своей оси как причина смены дня и ночи. Вращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года.
Природные зоны России: общее представление, расположение на карте природных зон России, основные природные зоны (ледяная зона, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, зона субтропиков). Горные области. Климат природных зон, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу.
Соблюдение экологических правил поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг (охрана поверхности земли от уплотнения почвы и разрушения лесной подстилки, от загрязнения поверхности земли полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми бутылками, осколками стекла).
Родной край-часть великой России. Карта родного края. Полезные ископаемые. Поверхность и водоемы родного края. Растительный и животный мир края. Заповедные места. Посильное участие в охране природы родного края. Московское время, часовые пояса.
Общее представление о строении тела человека. Система органов: органы чувств, опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная. Роль органов чувств в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов.
Человек и общество (24 ч )
Наша родина- Россия. Российская Федерация. Государственная символика Российской Федерации: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России. Конституция- Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Президент Российской Федерации. Правительство и Парламент страны. Депутат от субъекта Российской Федерации (республика, край, город федерального значения- Москва, Санкт- Петербург, автономный округ, Еврейская автономная область) в Парламенте страны как представитель интересов региона.
Россия- многонациональная страна. Народы, населяющие Россию. Русский язык- государственный язык Российской Федерации. Родной край- часть великой России. Родной город (село, поселок), регион (область, край, республика). Название. Расположение края на политико- административной карте России. Карта родного края. Особенности труда людей родного края (добыча полезных ископаемых, растениеводство, животноводство). Народные промыслы.
Россия на карте. Границы России. Название государств, имеющих с Россией сухопутные границы, столицы государств. Морские границы. Морская граница России с Аляской (один из штатов США) и Японией. Имена великих путешественников и ученых, первооткрывателей морей и земель на карте Азии (море Лаптева, мыс Дежнева, пролив Беринга, город Хабаровск, мыс Челюскина).
Страны и народы мира. Япония, Соединенные штаты Америки, Великобритания, Франция. Расположение на политической карте, столицы государств, главные достопримечательности.
Терроризм- международная опасность (США, г.Нью-Йорк, 11 сентября 2001г.; Россия, г.Беслан, 3 сентября 2004 г.).
История Отечества. Древние славяне. Древняя Русь. Киевская Русь. Картины труда и быта, традиции, верования. Значимые события в разные исторические времена. Путь из «варяг в греки» (IX-XI вв.). Крещение Руси (988г). первый на Руси свод законов «Русская правда» (памятник законодательства XI- XII вв.),основание города Ярославля (988-1010 гг.). объединение территорий древнерусского государства. Выдающиеся люди разных эпох: великий князь Владимир Святославович- Красное Солнышко (960-1015 гг.), Ярослав Владимирович- Ярослав Мудрый (около 980-1054 гг.), Владимир Мономах (1053-1125 гг.), князь Новгородский и Владимирский Александр Невский (1221-1263 гг.). московская Русь: основание Москвы (1147 г.), князь Юрий Долгорукий (1090-е -11257 гг.). Первые московские князья (период правления): Иван Калита (1325-1340 гг.), Дмитрий Донской (1359-1389 гг.).
Традиционные российские религии. Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости. Древние времена-времена многобожия (вера а силу природы). Отличия народов друг от друга (исторические, культурные, духовные, языковые). Народы, верующие в единого бога: христиане (Бог-Богочеловек Иисус Христос), мусульмане (Аллах- духовная власть и сила), буддисты (Будда- духовная связь всех проявлений жизни).
Сохранение традиционной истории России. Исторические памятники столицы и исторические события, связанные с ними: памятник Минину и Пожарскому на Красной площади (4 ноября- День народного единства: борьба Российского государства с иноземными захватчиками в начале XVII в., подвиг ополченцев); Триумфальная арка, музей- панорама «бородинская битва» (память о войне 1812 г.); памятник маршалу Г.К. Жукову, Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены, имена улиц, площадей, скверов, проспектов (9 мая- День Победы- память страны о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.); памятник Юрию Гагарину- первому космонавту планеты Земля, монумент «Спутник» на проспекте Мира, монумент «Покорителям космоса», аллея Героев –космонавтов (12 апреля- День космонавтики); фонтан «Дружба народов» (знаменитый символ Союза Советских Социалистических Республик).
Правила безопасного поведения (включено во все разделы) (4 ч)
Соблюдения правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды у моря во время шторма, прилива, соприкосновение с морскими животными в воде).
Соблюдения правил безопасного поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг.
Соблюдение правил поведения на дорогах
Соблюдения правил безопасного поведения во время приема пищи.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей, личная ответственность за сохранение своего физического и нравственного здоровья (курение, употребление наркотиков, прослушивание громкой музыки, нежелание при необходимости носить очки).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Кол-во часов |
1. | Человек и природа | 40 ч |
2 | Человек и общество | 24 ч |
3 | Правила безопасного поведения (включено во все разделы) | 4 ч |
| Всего | 68ч. |
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс
УМК « Перспективная начальная школа»
№ п/п | Тема урока | План дата | Факт дата |
Человек и общество |
1 | Древние славяне | 04.09.2018 | |
2 | Древняя Русь | 07.09.2018 | |
3 | Крещение Руси ПДД «Повторение пройденного» | 11.09.2018 | |
4 | Борьба Руси с западными завоевателями | 14.09.2018 | |
5 | Возникновение Москвы. Первые Московские князья | 18.09.2018 | |
6 | Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости | 21.09.2018 | |
7 | Обобщение по теме «История Отечества» | 25.09.2018 | |
Человек и природа |
8 | Солнечная система | 28.09.2018 | |
9 | Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца | 02.10.2018 | |
10 | Обобщение по теме «Земля - планета Солнечной системы» | 05.10.2018 | |
11 | Природные зоны нашей страны | 09.10.2018 | |
12 | Зона арктических пустынь. | 12.10.2018 | |
13 | Деятельность людей в зоне арктических пустынь. Охрана природной зоны | 16.10.2018 | |
14 | Зона тундры | 19.10.2018 | |
15 | Деятельность людей в зоне тундры. Охрана природной зоны. ОБЖ «Безопасность на льду» | 23.10.2018 | |
16 | Зона лесов ОБЖ «Безопасность в природе». | 26.10.2018 | |
17 | Деятельность людей в зоне лесов. Охрана природной зоны. | 30.10.2018 | |
18 | Зона степей | 09.11.2018 | |
19 | Деятельность людей в зоне степей. Охрана природной зоны | 13.11.2018 | |
20 | Зона пустынь | 16.11.2018 | |
21 | Деятельность людей в зоне пустынь. Охрана природной зоны | 20.11.2018 | |
22 | Субтропическая зона | 23.11.2018 | |
23 | Деятельность людей в субтропической зоне. Охрана природной зоны | 27.11.2018 | |
24 | Обобщение по теме «Путешествие по природным зонам России» | 30.11.2018 | |
Человек и общество |
25 | Родной край – часть великой России. ОБЖ «Безопасность в горах». | 04.12.2018 | |
26 | Карта твоего края | 07.12.2018 | |
Человек и природа |
27 | Поверхность и водоемы твоего края. ОБЖ «Безопасность у водоемов» | 11.12.2018 | |
28 | Влияние человека на природу. Охрана природных богатств. ПДД «Труд водителя» | 14.12.2018 | |
29 | А что можешь сделать ты? ОБЖ Безопасное поведение на объектах железнодорожного транспорта. | 18.12.2018 | |
30 | Полезные ископаемые твоего края | 21.12.2018 | |
31 | Растительный мир твоего края | 25.12.2018 | |
32 | Животный мир твоего края. ОБЖ «Правила обращения с животными» | 11.01.2019 | |
33 | Деятельность людей. Народные промыслы твоего края | 15.01.2019 | |
35 | Обобщение по теме «Родной край - часть великой России». | 18.01.2019 | |
36 | Как устроен организм человека | 22.01.2019 | |
37 | Путешествие в мир клеток | 25.01.2019 | |
38 | Самый большой орган чувств | 29.01.2019 | |
39 | Двигательная функция человека. | 01.02.2019 | |
40 | Пищеварительная система. Ее роль в жизнедеятельности человека | 05.02.2019 | |
41 | Система кровообращения. Ее роль в жизнедеятельности человека | 08.02.2019 | |
42 | Дыхательная система Ее роль в жизнедеятельности человека | 12.02.2019 | |
43 | Вредные привычки и их влияние на развитие детского организма и долголетие жизни человека | 15.02.2019 | |
44 | Выделительная система. Ее роль в жизнедеятельности человека | 19.02.2019 | |
45 | Обобщение по теме «Человеческий организм» | 22.02.2019 | |
46 | Органы чувств. Нос – орган обоняния | 26.02.2019 | |
47 | Органы чувств. Язык - орган вкуса | 01.03.2019 | |
48 | Органы чувств. Глаза | 05.03.2019 | |
49 | Ухо - орган слуха и орган равновесия | 12.03.2019 | |
50 | Распознавание предметов путем соприкосновения с ними. | 15.03.2019 | |
51 | Охрана здоровья человека | 19.03.2019 | |
52 | Обобщение по теме «Органы чувств» | 22.03.2019 | |
53 | Повторяем пройденное и готовимся к олимпиаде. | 02.04.2019 | |
Человек и общество |
54 | Российская Федерация | 05.04.2019 | |
55 | Соединенные Штаты Америки. | 09.04.2019 | |
56 | Великобритания | 12.04.2019 | |
57 | Франция. | 16.04.2019 | |
58 | Срезы знаний | 19.04.2019 | |
59 | Обобщение по теме «Путешествие по странам мира» | 23.04.2019 | |
60 | День Народного единства | 26.04.2019 | |
61 | Отечественная война 1812 года | 30.04.2019 | |
62 | Великая Отечественная война | 03.05.2019 | |
63 | Освоение космического пространства | 07.05.2019 | |
64 | Обобщение по теме «Москва как летопись истории России» | 10.05.2019 | |
65 | Имя нашей страны-Россия | 14.05.2019 | |
66 | Промежуточная аттестация. Тест. | 17.05.2019 | |
67 | Основной закон России | 22.05.2019 | |
68 | Президент России | 27.05.2019 | |
ДЕМОВЕРСИЯ КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Кодификатор
итоговой контрольной работы по окружающему миру 4А класс
тестирование (промежуточная аттестация)
Авторы учебников:
«Окружающий мир» Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов
Позиция задания в контрольной работе | Декомпозиция содержания |
1 | Узнавать флаг и герб Российской Федерации |
2 | Оценивать взаимоотношения людей в различных социальных группах. |
3 | Соотносить конкретную дату исторического события с веком |
4 | Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков |
5 | Узнавать (приводить примеры) достопримечательности столицы и родного края |
6 | Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих |
7 | Соотносить изученные явления с их характерными свойствами |
8 | Различать характерные свойства изученных объектов и явлений по их названию |
9 | Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы по рисункам, фотографиям или схемам |
10 | Различать изученные объекты по их описанию |
11 | Выделять основные существенные признаки изученных объектов и явлений живой и неживой природы |
12 | Проводить простейшую классификацию изученных объектов |
13 | Использовать простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы |
14 | Использовать естественнонаучные тексты. Понимать естественнонаучную терминологию |
15 | Выбирать тип справочного издания в соответствии с информационным запросом |
16 | Обнаруживать простейшие взаимосвязи между явлениями неживой природы. Использовать естественнонаучные тексты |
17 | Определять характер взаимоотношений человека с природой |
Спецификация
итоговой контрольной работы по окружающему миру 4а класс
1. Назначение работы: оценить общеобразовательную подготовку по окружающему миру 4 классов с целью аттестации за год по курсу окружающий мир (учебник «Окружающий мир 4 класс» авторы Г.В.Трафимов, С.А.Трафимова).
2. Содержание итоговой работы определяется на основе следующих нормативных документов:
- учебная программа по окружающему миру 4 классов общеобразовательных учреждений;
- стандарт начального общего образования по окружающему миру.
3. Условия применения.
Работа рассчитана на учащихся 4 класса средних общеобразовательных учреждений, изучающих курс окружающий мир, отвечающий обязательному минимуму содержания начального общего образования по окружающему миру.
4. Структура работы и характеристика заданий.
В работе используются задания базового и повышенного уровней сложности. Задания базового уровня сложности проверяют освоение основополагающих знаний и умений по предмету, без которых невозможно успешное продолжение обучения на следующей ступени, задания повышенного уровня сложности помогают оценить потенциальные возможности учащегося для успешного продолжения образования. Использование заданий различного уровня сложности позволяет:
а) дифференцировать учащихся по уровню учебных достижений;
б) оценить качество освоения планируемых результатов на двух уровнях сложности.
Распределение заданий по уровню сложности для любого из вариантов серии представлено в таблице.
5. Распределение заданий по уровням сложности
Уровни сложности | Число заданий | Максимальный балл за задания данного уровня сложности | Процент максимального балла за задания данного уровня сложности от максимального балла за всю работу |
Базовый | 12 | 12 | 60% |
Повышенный | 5 | 9 | 40% |
Итого: | 17 | 21 | 100% |
6. Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом
Задание с выбором ответа считается выполненным, если выбранный учащимся номер ответа совпадает с верным ответом. Все задания с выбором ответа оцениваются в 1 балл.
Задание с кратким ответом считается выполненным, если записанный в ответ совпадает с верным ответом. Задания с кратким ответом оцениваются в 1 или 2 балла в соответствии с критериями оценивания, которые приводятся в конце варианта.
Задание с развернутым ответом оценивается экспертом с учетом правильности и полноты ответа. Максимальный первичный балл за эти задания составляет 2 балла. К каждому заданию приводится инструкция для экспертов, в которой указывается, за что выставляется каждый балл – от нуля до максимального балла.
№ задания | Проверяемое умение | Раздел / тема курса | Уровень сложности задания | Тип задания | Максимальный балл за выполнение задания | Примерное время выполнения |
1 | Узнавать флаг и герб Российской Федерации | Человек и общество /Наша Родина – Россия | Б | ВО | 1 | 1 |
2 | Оценивать взаимоотношения людей в различных социальных группах. | Человек и общество / Человек – член общества | Б | ВО | 1 | 2 |
3 | Соотносить конкретную дату исторического события с веком | Человек и общество/ Страницы истории Отечества | Б | ВО | 1 | 2 |
4 | Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков | Человек и общество/ Страницы истории Отечества | Б | ВО | 1 | 2 |
5 | Узнавать (приводить примеры) достопримечательности столицы и родного края | Человек и общество/Наша Родина – Россия | Б | КО | 1 | 2 |
6 | Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих | Правила безопасной жизни | Б | ВО | 1 | 1 |
7 | Соотносить изученные явления с их характерными свойствами | Человек и природа/ Времена года | Б | ВО | 1 | 1 |
8 | Различать характерные свойства изученных объектов и явлений по их названию | Человек и природа/ Природа живая и неживая | Б | ВО | 1 | 1 |
9 | Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы по рисункам, фотографиям или схемам | Человек и природа/ Грибы | Б | ВО | 1 | 2 |
10 | Различать изученные объекты по их описанию | Человек и природа/ Полезные ископаемые | Б | КО | 1 | 2 |
11 | Выделять основные существенные признаки изученных объектов и явлений живой и неживой природы | Человек и природа/ Растения | П | КО | 2 | 3 |
12 | Проводить простейшую классификацию изученных объектов | Человек и природа/ Животные | П | РО | 2 | 4 |
13 | Использовать простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы | Человек и природа/ Погода и ее составляющие | Б | ВО | 1 | 2 |
14 | Использовать естественнонаучные тексты. Понимать естественнонаучную терминологию | Человек и природа/ Природные зоны | П | КО | 2 | 4 |
15 | Выбирать тип справочного издания в соответствии с информационным запросом | Человек и природа/ Природные зоны | Б | ВО | 1 | 2 |
16 | Обнаруживать простейшие взаимосвязи между явлениями неживой природы. Использовать естественнонаучные тексты | Человек и природа/Вещества | П | КО | 2 | 4 |
17 | Определять характер взаимоотношений человека с природой | Человек и природа/ Животные | Б | РО | 1 | 3 |
| ИТОГО: 17 заданий Максимальный балл – 24 балла Общее время выполнения – 45 минут | 14Б 6П | 11ВО 6КО 3РО | 21 балл | 45 мин |
17-21б.- «5»
12-16б.- «4»
7-11б. – «3»
0-6б. - «2»
7. Время выполнения варианта КИМ
Примерное время на выполнение заданий составляет:
1) для заданий базового уровня сложности – от 1 до 3 минут;
2) для заданий повышенной сложности – от 2 до 5 минут.
На выполнение всей работы отводится 45 минут.
На выполнение работы отводится 1 урок. |

1. На каком из рисунков указан герб Российской Федерации?
Прочитай текст и выполни задания №2-№5 |
У супругов Дарьи Владимировны и Валерия Григорьевича двое детей школьного возраста: старший сын Антон и дочь Наташа. Вся семья живет в Москве. Р ебята каждую неделю навещают своих бабушку и дедушку, которые живут на соседней улице. А Валерий Григорьевич всегда помогает родителям с покупками. Папа и Толя любят по выходным ездить на рыбалку. Наташа занимается теннисом, а мама увлекается вышиванием. В семье хранится медаль, которую его предок по отцовской линии получил за храбрость в сражениях Отечественной войны 1812 г. В этой войне народ России одержал победу над вторгшейся на её территорию французской армией Наполеона Бонапарта. |
2. Выбери верное утверждение о семье Толи и Наташи.
1) У всех членов семьи одни и те же увлечения.
2) Вся семья много времени проводит на рыбалке.
3) Наташа ходит в школу, а Толя уже студент.
4) Младшие члены семьи заботятся о старших.
3. Укажи век, к которому относятся события войны России с армией Наполеона Бонапарта.
1) XXI век 2) XIX век 3) XVII век 4) XVIII век
4. Кем является отец Антона по отношению к людям, воевавшим в годы войны с армией Наполеона? Обведи номер ответа.
1) Участником событий, приведших к победе над армией Наполеона.
2) Очевидцем героических подвигов русского народа в годы войны 1812 г.
3) Соратником воинов, победивших в сражениях с армией Наполеона.
4) Потомком одного из героев Отечественной войны 1812 г.
5. Какие из указанных ниже достопримечательностей могут показать друзьям в своем городе? Обведи все верные ответы.
 А. Медный всадник |  Б. Большой театр |
 В. Царь-колокол |  Г. Дворцовая площадь |
6. Выбери правило, которое необходимо соблюдать пешеходам для безопасного движения по улице.
1) | Быстро перебегать улицу возле знака |  |
2) | Переходить проезжую часть возле знака |  |
3) | Останавливаться на отдых в местах, обозначенных знаком |  |
4) | Двигаться по проезжей части по знаку |  |
7. Одни животные проводят время в спячке. Другие, сменив шерсть на более светлую, питаются сделанными заранее запасами. Эти явления характерны для
1) птиц зимой
2) насекомых осенью
3) зверей зимой
4) рыб осенью

8. Выбери из приведенного ниже списка слов и словосочетаний те, которые обозначают явления природы. Обведи все верные ответы.
А. тушение пожара
Б. извержение вулкана
В. изготовление асфальта
Г. землетрясение
Д. подножие холма
Е. выпадение дождя
 | 9. В лесу на пне Костя обнаружил съедобные грибы и сфотографировал. Какие грибы изображены на фотографии? 1) Опята 2) Подосиновики 3) Подберезовики 4) Маслята |
10. Какое полезное ископаемое представляет собой маслянистую жидкость почти черного цвета, которую добывают при помощи буровых установок?
Запиши ответ: _______________________________________________
 | 11. Весной по берегам прудов и болот можно часто увидеть яркие желтые цветы калужницы болотной. Ниже приведен перечень свойств этого растения. Выбери из них те, которые относятся к внешнему видукалужницы. Обведи буквы всех верных утверждений. А. Цветки калужницы яркого желтого цвета. Б. Цветет калужница обычно в мае. В. Калужницы ядовиты для домашних животных. Г. Листья калужницы по форме напоминающие сердечко. Д. Растет калужница по берегам рек и озер. Е. Калужница – многолетнее растение. |
12. Перед тобой названия пяти животных:
щука, майский жук, акула, кузнечик, стрекоза
Запиши названия этих животных в соответствующих клетках таблицы.
| Хищники | Растительноядные |
Насекомые |
| |
Рыбы |
| |
| 13. Утром Катя посмотрела на термометр, висящий за окном. Какому из советов должна последовать Катя на основании показаний термометра? 1) На улице тепло, 22 градуса выше нуля. Можно собираться на речку купаться. 2) На улице солнечно, но судя по прогнозам, погода может измениться. 3) Погода солнечная, но прохладно. Температура чуть выше нуля. 4) Термометр предупреждает, что погода в течение дня может испортиться и сильно похолодает. |
13.
Прочитай текст и вставь вместо пропусков номера нужных слов
из приведенного ниже списка
Пустыни
В пустынях нашей страны уже в апреле начинается лето, которое длится почти до ноября. Обычно в пустынях всюду много песка. Он образует холмы, которые здесь называют ______. Растения в пустыне растут поодиночке или небольшими группами среди песков и растрескавшейся глины. Это верблюжья колючка, песчаная осока, различные полыни. Привычных нам деревьев в пустыне нет. Лишь местами растет невысокое дерево с извилистым стволом – ______.
Животный мир пустынь небогат. Многие животные днем спят в норах, а активны ночью или на лето залегают в спячку. В пустынях встречается много пресмыкающихся – ______ и ядовитых змей. Живут здесь ______, которые питаются растительной пищей, а на день забираются в норы.
1. саксаул 2. бересклет 3. фьорды | 4. бархан 5. тушканчик 6. верблюд | 7. ящерица 8. лягушка |
14. Если ты захочешь побольше узнать об обитающих в пустынях змеях, то какую из книг ты выберешь в библиотеке?
1) Атлас «Достопримечательности пустыни Сахара»
2) Роман «Жизнь в ледяной пустыне»
3) Энциклопедия «Пресмыкающиеся степей и пустынь»
4) Энциклопедия «Мир зверей степей и пустынь»
1
5. Известно, что вода может находиться в разных состояниях: жидком, твердом и газообразном. На схеме показаны некоторые превращения воды.





Используя схему, определи, к каким процессам относятся описанные процессы изменения состояния воды. Соедини стрелками процесс с его названием.
ПРОЦЕСС | ЕГО НАЗВАНИЕ |
| А. Ранним летним утром на листьях растений появляются капельки росы, которые образуются из содержащегося в воздухе водяного пара. | Плавление Испарение Отвердевание Конденсация |
| Б. Под лучами апрельского солнца с сосулек на крыше дома капает вода. |
| 16. В доме отдыха на берегу озера людям сильно досаждали комары. Администрация дома отдыха приобрела специальное устройство для уничтожения комаров. И вскоре комары исчезли. Однако затем у озера стало обитать заметно меньше лягушек. Объясни, почему это произошло. |
Ответ: |