СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" в 3 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" в 3 классе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" в 3 классе»

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе авторской программы А. А. Плешакова М.: «Просвещение», 2018г. в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрированный в Минюсте России от 05.07.2021 № 64100,

  • учебный план МБОУ СШ «Центр образования» г.Волгодонска на 2022- 2023 учебный год.


Данная программа входит в предметную линию УМК системы «Школа России». Ведущей идеей курса является идея единства мира природы и мира культуры. Окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, человек – как часть природы, создатель культуры и ее продукт. В курсе раскрывается структура понятия «окружающий мир» в единстве трех его составляющих: природа, культура, человек. Эти три составляющие последовательно рассматриваются на разных социокультурных уровнях общества (семья, школа, малая родина, родная страна и др.), благодаря чему определяются главные педагогические подходы к освоению предмета: коммуникативно-деятельностный, культурно-исторический, духовно ориентированный.

Цели и задачи курса

Цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Задачи: развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и обществе; воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье; осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе; создание условий для формирования и развития у школьников: творческих способностей и интереса к выполнению заданий, умения самостоятельно приобретать и применять знания на практике, коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в парах, группах, общеучебных умений и навыков (развитие логического мышления, обучение умению самостоятельно расширять знания, работая с книгой, со справочной литературой).

В основе построения программы лежат принципы единства, преемственности, вариативности, выделения понятийного ядра, деятельностного подхода, системности.

Рабочая программа призвана сохранить ведущую идею курса «Мир вокруг нас» – формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого, и направлено:

– на формирование у ребёнка современной экологически ориентированной картины мира;

– развитие чувства сопричастности к жизни природы и общества;

– воспитание личностных качеств культурного человека – доброты, терпимости, ответственности.


Сроки реализации программы

В 3 классе программа по предмету «Окружающий мир» рассчитана на 67 часов в год (2часа) в неделю. На основании Постановления Правительства РФ от 29.08.2022 N 1505 "О переносе выходных дней в 2023 году", с учетом выходных и праздничных дней программа будет фактически реализована за 63 часа, так как 4 часа выпадает на праздничные и выходные дни: 08.03.23, 09.05.23.

Материал программы уплотнен за счет уроков резерва и повторения.





2.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Предметные: иметь представления о человеке как части природы и общества; о телах и веществах, твердых веществах, жидкостях и газах; об основных свойствах воздуха и воды, круговороте воды в природе; об основных группах живого (растения, животные, грибы, бактерии), группах растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), группах животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);о взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными), взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе); о строении тела человека, основных системах органов и их роли в организме; о правилах гигиены, об основах здорового образа жизни; о правилах безопасного поведения в быту и на улице, основных дорожных знаках, правилах противопожарной безопасности, основах экологической безопасности; о потребностях людей, товарах и услугах; о роли природных богатств в экономике, основных отраслях сельского хозяйства и промышленности, роли денег в экономике, об основах семейного бюджета; о некоторых городах России, их главных достопримечательностях, о странах, граничащих с Россией (с опорой на карту), странах зарубежной Европы, их столицах (с опорой на карту); уметь распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы; проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты; объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком; выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы; выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды; владеть элементарными приемами чтения карты; приводить примеры городов России, стран-соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.

Личностные: осознавать себя членом общества и государства (российская идентичность), проявлять чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре и желании участвовать в ее делах и событиях; осознавать и принимать базовые общечеловеческие ценности, иметь нравственные представления и этические чувства, культуру поведения и взаимоотношений с окружающими; иметь установку на безопасный здоровый образ жизни, ежедневную физическую нагрузку и закаливание.

Метапредметные: познавательные – осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира; владеть базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин; наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества; усваивать первоначальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного); регулятивные – проявлять способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека; коммуникативные – осознавать правила и нормы взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.).

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования.

У третьеклассника продолжают формироваться регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Регулятивные УУД:

- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

- Учиться совместно c учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно c учителем.

- Работая по плану, сверять свои действия c целью и, при необходимости, исправлять ошибки c помощью учителя.

- B диалоге c учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

- Работать c текстом: осознанное чтение текста c целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использование информации; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них существенные признаки; устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; составлять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её c информацией ей из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов c учётом цели их дальнейшего использования.

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи c учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог c автором» (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план.

- Договариваться c людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.


У третьеклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:

1) понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. c получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

У третьеклассника продолжится формирование ИКТ-компетентности:

  1. оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации;

  2. создавать текстовые сообщения c использованием средств ИKT: редактировать, оформлять и сохранять их:

  3. готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.


3.Содержание учебного предмета.

Как устроен мир (6 ч).

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе. Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу. Меры по охране природы.

Проект «Богатства отданные людям».


Эта удивительная природа (18 ч).

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые, жидкие, газообразные тела и вещества.

Воздух. Свойства воздуха. Состав воздуха. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода. Свойства воды. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Необходимость экономии воды при ее использовании.

Разрушение твердых пород в природе. Почва. Состав почвы. Представление об образовании почвы, роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Разнообразие растений. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Разнообразие животных. Группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери или млекопитающие. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

«Великий круговорот жизни». Основные звенья этого круговорота: организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители. Роль почвы в круговороте жизни.

Проект «Разнообразие природы родного края».


Мы и наше здоровье (10 ч).

Организм человека. Органы. Их функции в организме. Системы органов.

Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств, их значение и гигиена.

Кожа, ее функции. Гигиена кожи. Первая помощь при небольших повреждениях кожи (порез, ожог, ушиб, обморожение).

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.

Проект «Школа кулина­ров».


Наша безопасность (7 ч).

Огонь, вода и газ. Меры безопасности при обращении с огнем, газом. Действия во время пожара, аварии водопровода, утечки газа. Номера телефонов срочных служб.

Меры безопасности на улице, дороге, общественном транспорте. Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные.

Опасные места в доме и ближайших окрестностях. Правила поведения при встрече с незнакомцем.

Меры безопасности при общении с природой. Опасные природные явления. Экологическая безопасность.

Проект «Кто нас защищает».


Чему учит экономика (12 ч).

Для чего нужна экономика. Потребности человека. Товары и услуги.

Природные богатства – основы экономики. Три кита экономики: природные богатства, капитал, труд. Труд – главная потребность человека.

Полезные ископаемые, их разнообразие, значение для человека. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность. Основные отрасли промышленности.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран. Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.

Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Промышленность и загрязнение окружающей среды. Экологические прогнозы.

Проект «Экономика родного края».


Путешествие по городам и странам (12 ч).

Города Золотого кольца России. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи. Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики. Основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира. Достопримечательности Азии, Африки, Австралии, Америки.

Бережное отношение к культурному наследию человечества.

Проект «Музей путешествий».


График контрольных и проверочных работ


№ п/п

Дата проведения

Форма контроля

Тема

1 четверть

1

21.09

Тест

«Как устроен мир»

2

12.10

Тест

«Круговорот воды»

2четверть

1

29.11

Тест

«Эта удивительная природа»

2

07.12

Комплексная работа (административная)

3 четверть

1

17.01

Тест

«Мы и наше здоровье»

2

08.02

Тест

«Наша безопасность»

4 четверть

1

04.04

Тест

«Чему учит экономика»

2

26.04

Комплексная работа (административная)

3

16.05

Тест

«Путешествия по городам и странам»



5. Календарно-тематическое планирование по окружающему миру

3 класс УМК «Школа России»


п/п

Название раздела, темы урока (темы контрольной, практической, лабораторной, творческой работы)

Кол-во часов

Дата

Домашнее задание


Раздел «Как устроен мир» (6 ч)

1

Природа. Ценность природы для людей.

1

06.09

с. 4 – 9, т. с. 7 № 5

2

Человек. Ступеньки познания.

1

07.09

с. 10 – 15, т. с. 11 № 5

3

Проект «Богатства отданные людям».

1

13.09

с. 16 – 17, т. с. 12 – 13

4

Общество.

1

14.09

с. 18 – 23, т. с. 16 № 6

5

Что такое экология.

1

20.09

с. 24 – 28, т. с. 18 № 4


6

Природа в опасности! Охрана природы.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как устроен мир» Тест.

1

21.09

с. 29 – 34, т. с. 20 № 4


Раздел «Эта удивительная природа» (18 ч)

7

Тела, вещества, частицы.

1

27.09

с. 36 – 40, т. с. 24 № 3

8

Разнообразие веществ.

1

28.09

с. 41 – 45, т. с. 25 № 1

9

Воздух и его охрана.

1

04.10

с. 46 – 50, т. с. 29 № 5

10

Вода.

1

05.10

с. 51 – 54 т. с. 32 № 6

11

Превращения и круговорот воды.

1

11.10

с. 55 – 58, т. с. 34 № 4


12

Берегите воду!

Тест по теме «Круговорот воды»

1

12.10

с. 59 – 63, т. с. 36 № 4

13

Что такое почва.

1

18.10

с. 64 – 68, т. с. 38 № 5

14

Разнообразие растений.

1

19.10

с. 69 – 73, т. с. 41 № 4

15

Солнце, растения и мы с вами.

1

25.10

с. 74 – 77, т. с. 44 № 4

16

Размножение и развитие растений.

1

26.10

с. 78 – 81, т. с. 45 № 2


2 четверть




17


Охрана растений.

1

08.11

с. 82 – 86, т. с. 48 № 5

18

Разнообразие животных.

1

09.11

с. 87 – 93, т. с. 54 № 5

19

Кто что ест.

1

15.11

с. 94 – 97, т. с. 56 № 3

20

Проект «Разнообразие природы родного края».


1


16.11

с. 98 – 99, т. с. 58 – 59

21

Размножение и развитие животных.

1

22.11

с. 100 – 105, т. с. 61 № 3

22

Охрана животных.

1

23.11

с. 106 – 111, т. с. 64 № 3

23

В царстве грибов. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Эта удивительная природа». Тест.

1

29.11


с. 112 – 117, т. с. 68 № 5

24

Великий круговорот жизни.

1

30.11

с. 118 – 120, т. с. 69 № 2


Раздел «Мы и наше здоровье» (10 ч)

25

Организм человека.

1

06.12

с. 122 – 125, т. с. 72 № 4


26

Комплексная работа (административная)

1

07.12


27


Органы чувств

1

13.12

с. 126 – 129, т. с. 74 № 3

28

Надёжная защита организма.

1

14.12

с. 130 – 133, т. с. 76 № 4

29

Опора тела и движение.

1

20.12

с. 134 – 137, т. с. 77 № 4

30

Наше питание.

1

21.12

с. 138 – 143, т. С. 80 – 81

31

Дыхание и кровообращение.

1

27.12

с. 144 – 146, т. с. 84 № 5

32

Проект «Школа кулина­ров».

1

28.12

инд. задания


3 четверть





33

Умей предупреждать болезни.

Здоровый образ жизни.

1

11.01

с. 147 – 149, т. с. 85 № 4 с. 150 – 153, т. с. 86 № 3


34

Проект «Школа кулина­ров». Проверим себя и оценим свои дости­жения по разделу «Мы и наше здоровье» . Тест.

1

17.01

инд. задания


Раздел «Наша безопасность» (7 ч)

35

Огонь, вода и газ.

1

18.01

с. 4 – 7, т. с. 5 № 6

36

Чтобы путь был счастливым.

1

24.01

с. 8 – 13, т. с. 8 № 5

37

Дорожные знаки.

1

25.01

с. 14 – 17, т. с. 9 № 1

38

Проект «Кто нас защищает».

1

31.01

с. 18 – 19, т. с. 12 – 13

39

Опасные места.

1

01.02

с. 20 – 24, т. с. 15 № 4

40

Природа и наша безопасность.

1

07.02

с. 25 – 30, т. с. 16 № 2


41

Экологическая безопасность. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Наша безопасность» Тест.

1

08.02

с. 31 – 36, т. с. 19 № 1 (2)


Раздел «Чему учит экономика» (12 ч)

42

Для чего нужна экономика.

1

14.02

с. 38 – 41, т. с. 25 № 7

43

Природные богатства и труд людей – основа экономики.

1

15.02


с. 42 – 45, т. с. 27 № 4

44

Полезные ископаемые.

1

21.02

с. 46 – 50, т. с. 30 № 4

45

Растениеводство.

1

22.02

с. 51 – 55, т. с. 33 № 5

46

Животноводство.

1

28.02

с. 56 – 59, т. с. 37 № 7

47

Какая бывает промышленность.

1

01.03

с. 60 – 63, т. с. 41 № 6

48

Проект «Экономика родного края».

1

07.03

с. 64 – 65, т. с. 42 – 43

49

Что такое деньги.

1

14.03

с. 66 – 70, т. С. 44 № 2

50

Государственный бюджет.

1

15.03

с. 71 – 74, т. с. 48 № 4

51

Семейный бюджет.

1

21.03

с. 75 – 78, т. с. 50 № 5

52

Экономика и экология.

1

22.03

с. 79 – 84, т. с. 51 № 3


4 четверть




53

Экономика и экология. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Чему учит экономика» Тест.

1

04.04

инд. задания


Раздел «Путешествия по городам и странам» (12 ч)

54

Золотое кольцо России – слава и гордость страны.

1

05.04

с. 89 – 92, т. с. 58 № 7

55

Города Золотого кольца России.

1

11.04

с. 93 – 97, т. с. 58 № 8

56

Проект «Музей путешествий».

1

12.04

с. 98 – 99, т. с. 60 – 61

57

Наши ближайшие соседи.

1

18.04

с. 100 – 105, т. с. 65 № 5

58

На севере Европы.

1

19.04

с. 108 – 117, т. с. 71 № 8

59

Что такое Бенилюкс.

1

25.04

с. 118 – 124, т. с. 75 № 7

60

Комплексная работа (административная)

1

26.04


61

В центре Европы.

1

02.05

с. 125 – 131, т. с. 78 № 7

62

По Франции и Великобритании

1

03.05

с. 132 – 137, т. с. 82 № 4

63

На юге Европы.


1

10.05

с. 138 – 141, т. с. 86 № 10



64

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия по городам и странам» Тест.

1

16.05

инд. задания


65

По знаменитым местам мира.

1

17.05



СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического совета

МБОУ СШ «Центр образования»

г.Волгодонска

от 30.08.2022 года № 1

заместитель директора по УВР,

председатель МС

____________Д.Н. Батрунов

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР ____________Н.С. Мурашко




11