СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Основы социальной жизни" 7 кл (1 вариант)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Основы социальной жизни" 7 кл (1 вариант)»





государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение Свердловской области « Первоуральская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»



ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ Решением Педагогического совета Директор ГБОУ СО ГБОУ СО «Первоуральская школа» «Первоуральская школа» Протокол №____ ________Н.Н.Каськова « » августа 2023г. Приказ № о/д от« »09. 2023г





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

« ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ»

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «7» КЛАССА

НА 2023 – 2024 УЧЕБНЫЙ ГОД



СОСТАВИТЕЛЬ:

Гаврилова Н.Г. учитель

Квалификационная категория: высшая



г. Первоуральск 2023г

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету « Основы социальной жизни» для обучающихся 7 класса, составлена на основе следующих документов:

1. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умеренной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); 2. Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Первоуральская школа» 3. Положения о рабочей программе по учебным предметам ГБОУ СО « Первоуральская школа» Цель: практическая подготовка обучающихся к самостоятельной жизни и труду, формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышению уровня общего развития. Задачи: - расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни; -формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства; -ознакомление с основами экономики домашнего хозяйства и формирование необходимых умений; - практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности; - усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения ; - развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности. Содержание программы: - личная гигиена 6 часов - одежда и обувь 10 часов - семья 6 часов - культура поведения 5 часов - питание 8 часов - жилище 6 часов - транспорт 5 часов - торговля 6 часов - средства связи 6 часов - медицинская помощь 6 часов - учреждения и организации 2 часа

Панируемые результаты освоения рабочей программы Планируемые результаты освоения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) программы «Основы социальной жизни» представленными личными и предметными результатами. Личностные результаты: - формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов, к иному мнению; - развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; - овладение социально –бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; - владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; - способность к осмыслению социального окружения , своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств; - развитие эстетических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; - формирование установки на безопасный , здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; - формирование готовности к самостоятельной жизни Предметные результаты. Предметные результаты представлены 2 уровнями овладения знаниями: минимальным и достаточным.



Минимальный уровень

Достаточный уровень

Раздел «Личная гигиена и здоровье» - знать правила личной гигиены и выполнять их под руководством педагога; - знать название предметов, используемых для выполнения утреннего и вечернего туалета; - выполнять профилактику простудных заболеваний под руководством старших.

-выполнять утренний и вечерний туалет в определённой последовательности; - знать название индивидуальных предметов и предметов общего пользования личной гигиены; - выполнять санитарно- гигиенические требования пользования личными вещами; - знать и выполнять простейшие меры по профилактике простудных заболеваний; - знать название лекарственных растений и узнавать их.

Раздел « Одежда и обувь» -знать отдельные виды одежды; - выполнять правила ухода за одеждой и обувью; - соблюдать правила ухода за одеждой и обувью в повседневной жизни.

- подбирать одежду , головные уборы, обувь по сезону; - различать и использовать одежду и обувь в зависимости от назначения; - уметь самостоятельно выполнять ежедневный уход за одеждой.

Раздел « Питание» -знать назначение отдельных продуктов питания(хлебобулочные изделия, яйца, чай, кофе, кисель , компот); - знать значение продуктов питания для здорового образа жизни; - иметь представление о санитарно-гигиенических требованиях при приготовлении пищи, соблюдение техники безопасности при приготовлении пищи; - уметь готовить блюда из яиц, макаронных изделий, круп, овощей бутерброды, заваривать чай, кисель, варить компот под руководством педагога.

- знать состав продуктов и их значение для развития и правильной работы организма человека; - знать и соблюдать режим питания; - знать и выполнять гигиенические требования к продуктам питания ,кухонным принадлежностям , посуде, месту , приготовления пищи; - знать о значении обеда для здоровья человека; - знать и уметь составлять меню обеда; - знать технологию и уметь готовить для обедах холодные и горячие блюда; - знать и называть хлебобулочные изделия, соблюдать правила хранения хлебобулочной продукции; -знать и уметь определять годность яиц, мяса, рыбы , соблюдать технологию хранения; - уметь готовить блюда из круп; - знать основные напитки, подаваемые на обед; -уметь заваривать чай, варить кофе; кисель , компот; - уметь выполнять сервировку стола с учетам меню обеда.

Раздел « Семья» - знать ФИО членов семьи; - правильно и определять , называть степень родства членов семьи.

-знать возраст, дни рождения, профессию, место работы членов семьи ; -уметь определять степень родства членов семьи; -знать и уметь выстраивать положительные взаимоотношения с членами семьи; - знать семейные традиции..

Раздел «Культура поведения» - способы ведения разговора со старшими и сверстниками; - культурно вести себя со старшими.

- правила поведения в культурно-досуговых учреждениях; - тактично и вежливо вести себя при разговоре со старшими и сверстниками;

Раздел « Жилище» - знать свой домашний и почтовый адрес; - уметь пользоваться коммунальными удобствами( лифт, мусоропровод, домофон, почтовый ящик); - проводить сухую уборку жилого помещения, поливать цветы;

- знать гигиенические требования к жилому помещению; - знать название жилых комнат и их назначение; - знать свой домашний и почтовый адрес и записывать его; - знать правила и последовательность влажной уборки жилого помещения; - проводить сухую и влажную уборку жилого помещения, чистить с помощью пылесоса; - ухаживать за цветами, мебелью, полом.

-


Раздел « Транспорт» - знать название транспортных средств; - соблюдать правила поведения в общественном транспорте; - уметь выполнять поездку на общественном транспорте под руководством педагога;

- знать наиболее рациональный маршрут проезда к школе; - знать варианты проезда до школы различными видами транспорта; - уметь оплачивать проезд в общественном транспорте; - знать и соблюдать правила безопасного поведения в общественном транспорте, правила передвижения по улице, при переходе проезжей части;

Раздел « Торговля» - назначение универмага и универсама; - правила выбора и оплаты покупки; - обращаться с вопросам к продавцу;

-приобретать товары с учётом их необходимости и своих финансовых возможностей; - культурно обращаться к продавцу; - оплачивать товар наличными или картой.

Раздел «Средства связи» - название основных средств связи

-знать назначение основных средств связи , виды телефонной связи; - культурно разговаривать по телефону, кратко объяснять причину своего звонка;

Раздел «Медицинская помощь» - уметь оказать посильную помощь при несчастных случаях (ожоге, обморожении) с помощью педагога.

-знать правила оказания первой помощи при несчастных случаях(ожоге, обморожении); - уметь оказать первую помощь при несчастных случаях.

Раздел « Учреждения и организации» - называть социальные службы, уметь обратиться с вопросом.

- знать значение социальных служб, учреждений, организаций; - уметь обратиться с вопросам к работникам предприятия, учреждения.



Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся 7 класса. Отсутствия достижения минимального уровня не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. Оценка достижения обучающихся с легкой степенью отсталости предметных результатов осуществляется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты , продемонстрированные учеником, с оценками: - оценка «5» - «отлично», если учащимся выполнено верно и в соответствии с заданием свыше 65% заданий; – оценка «4» - «хорошо», если выполнено от 51% до 65% заданий; - оценка «3» - « удовлетворительно» , если обучающиеся выполняют от 35% до 50% заданий . - оценка «2» ( неудовлетворительно) не ставиться.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

ТЕМА УРОКА

Кол-во часов

1

Личная гигиена (6ч) Вводный урок

1

2

Особенности личной гигиены в жизни подростка

1

3

Правила и приёмы сохранения чистоты и здоровья тела.

1

4

Особенности ухода за кожей лица и волосами

1

5

Индивидуальные предметы гигиены.

1

6

Гигиена одежды, нательного и постельного белья.

1

7

Обувь , одежда (10ч) Значение и продления срока службы одежды

1

8

Ремонт разорванных мест одежды( виды штопки, наложение заплат)

1

9

Практическая работа « Штопка одежды»

1

10

Условные обозначения, используемые при уходе за одеждой

1

11

Использование бытовой техники при стирке белья из х/б ткани, стирки изделий из шёлка в ручную

1

12

Практическая работа стирка « Стирка женского шелкового платка»

1

13

Правила и приёмы глажения белья, брюк, спортивной одежды.

1

14

Практическая работа « Глажка белья»

1

15

Правила и приёмы ухода за обувью.

1

16

Практическая работа «Чистка и просушка обуви»

1

17

Питание ( 8 ч) Виды питания

1

18

Значение блюд и их приготовление: обед, закуски, первые , вторые и третьи блюда.

1

19

Использование механических и электробытовых приборов для экономии времени при приготовлении пищи.

1

20

Практическая работа «Закуски»

1

21

Первые блюда : супы ( виды и способы приготовления) Практическая работа « Суп с фрикадельками»

1

22

Вторые блюда из овощей, рыбных и мясных продуктов. Практическая работа « Приготовление котлет из куриного мясного фарша»

1

23

История возникновения хлеба, виды хлебобулочных изделий

1

24

Практическая работа « Ватрушки».

1

25

Семья (6ч) Семейные традиции

1

26

Помощь в сервировке праздничного стола

1

27

Культура повеления за столом

1

28

Помощь родителя по уходу за младшими детьми в семье.

1

29

Уход за домашними животными

1

30

Твои обязанности по дому, как члену семьи

1

31

Культура поведения (5ч) Гостеприимства, как форма нравственного поведения людей

1

32

Какие бывают праздники. Подготовка дома к празднику и приёму гостей. Этикетные правила приёма гостей.

1

33

Правила выбора и дарение подарков

1

34

Общение, проводы, прощание с гостями

1

35

Поведение при посещении массовых мероприятий

1

36

Жилище ( 6ч) Регулярная и сезонная уборка жилого помещения.

1

37

Подготовка квартиры к лету, зиме.

1

38

Санитарная обработка в случае необходимости

1

39

Уход за мебелью в зависимости от её покрытия ( мягкая обивка, полировка, лак и др.) Средства по уходу за мебелью.

1

40

Правила и уход за зеркалами и окнами. Средства по уходу за ними.

1

41

Животные в доме кошка, собака, попугай.

1

42

Транспорт (5ч) Междугородний железнодорожный транспорт

1

43

Вокзалы. Их назначение и основные службы.

1

44

Справочная служба вокзалов. Расписание поездов. Виды пассажирских вагонов.

1

45

Примерная стоимость проезда до разных пунктов. Формы приобретение железнодорожных билетов. Порядок сдачи и получение его.

1

46

Камеры хранения багажа. Правила поведения на платформе

1

47

Торговля ( 6ч) Виды магазинов и их назначение

1

48

Отделы магазинов и их товары.

1

49

Стоимость некоторых товаров

1

50

Порядок приобретения и выбор товара, хранение чека и его копии. Отделы распродаж по сниженным ценам.

1

51

Правила поведения в магазине

1

52

Знакомство с профессиями (продавец, кассир, контролёр)

1

53

Средства связи (6ч) Виды бандеролей, порядок их отправления

1

54

Упаковка и стоимость пересылки.

1

55

Заполнение бланков на отправку бандеролей

1

56

Виды посылок, порядок их отправления

1

57

Упаковка и стоимость посылки

1

58

Заполнение бланков на отправку посылки

1

59

Медицинская помощь (6ч) Виды до врачебной помощи

1

60

Домашняя аптечка. Термометр

1

61

Лекарственные растения в домашней аптечке

1

62

Виды лекарственных препаратов

1

63

Первая медицинская помощь при травмах, ушибах, мелких ранах.

1

64

Меры по предупреждению переломах и вывихах

1

65

Промышленные предприятия , их назначение для жителей города.

1

66

Сельскохозяйственные объекты, их значение для жителей города

1

67-68

Повторения и обобщения. Практическая работа

2



СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

1. ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В БАЛЛАХ: 0 баллов- нет фиксируемой динамики; 1балл - минимальная динамика; 2 балла – удовлетворительная динамика; 3 балла – значительная динамика.

2. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ХАРАКТЕРИЗУЮТ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСВОЕНИИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ , СПОСОБНОСТЬ ИХ ПРИМЕНЯТЬ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РЕЗУЛЬТАТЫ ОВЛАДЕНИЯ АООП ВЫЯВЛЯЮТСЯ В ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ В РАЗНЫХ ВИДОВ ЗАДАНИЙ, ТРЕБУЮЩИХ ВЕРНОГО РЕШЕНИЯ; - ПО СПОСОБУ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ( УСТНЫЕ, ПИСЬМЕННЫЕ, ПРАКТИЧЕСКИЕ); - ПО ХАРАКТЕРУ ВЫПОЛНЕНИЯ( ПРОДУКТИВНЫЕ, РЕПРОДУКТИВНЫЕ, ТВОРЧЕСКИЕ).

ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ. ОТМЕТКА «5» СТАВИТСЯ, если учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. ОТМЕТКА «4» СТАВИТСЯ, если учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. ОТМЕТКА «3» СТАВИТСЯ, если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя. ОТМЕТКА «2» может выставляться в устной форме, как метод воспитательного воздействия на обучающихся



ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ. ОТМЕТКА «5» СТАВИТСЯ , если полностью соблюдались правила трудовой и технической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение отношения к труду добросовестное, к инструментам – бережное, к продуктам - экономное. ОТМЕТКА «4» СТАВИТСЯ, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, полностью выполнялись правила трудовой и технической дисциплины, правила ТБ. ОТМЕТКА «3» СТАВИТСЯ, если в самостоятельность работы была низкой, допущены нарушения в трудовой и технической дисциплины, технике безопасности, организации рабочего места. ОТМЕТКА «2» НЕ СТАВИТСЯ.



УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА На уроках по ОСЖ используются коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ: ИКТ, технология поэтапного формирования умственных действий, традиционная, технология коллективного взаимодействия, технология адаптивного обучения, игровые, метод дифференцированного подхода. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: - словесные: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой; - наглядные: наблюдение, демонстрация, просмотр; - практические: карточки, тесты. ОСНОВНЫМИ ФОРМАМИ ОБУЧЕНИЯ являются практические работы, сюжетно- ролевые игры, беседы, широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных фильмов, презентации, используются разные формы практических работ , как коллективные , так и индивидуальные, отводится время на для изучения правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими инструментами.

Учебно- методический литература. 1. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого ребёнка. М., 1987. 2. Воронкова В.В. « Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида». Москва, « ВЛАДОС» , 2000. 3. Выгодский Л.С. Проблемы дефектологии. М., 1995. 4. Львова С.А. Практический материал к урокам ОСЖ в специальной(коррекционной) школе 8 вида « ВЛАДОС»,2010.