государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение Свердловской области « Первоуральская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ Решением Педагогического совета Директор ГБОУ СО ГБОУ СО «Первоуральская школа» «Первоуральская школа» Протокол №____ ________Н.Н.Каськова « » августа 2023г. Приказ № о/д от« »09. 2023г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
« ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ»
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «7» КЛАССА
НА 2023 – 2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
СОСТАВИТЕЛЬ:
Гаврилова Н.Г. учитель
Квалификационная категория: высшая
г. Первоуральск 2023г
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету « Основы социальной жизни» для обучающихся 7 класса, составлена на основе следующих документов:
1. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умеренной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); 2. Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Первоуральская школа» 3. Положения о рабочей программе по учебным предметам ГБОУ СО « Первоуральская школа» Цель: практическая подготовка обучающихся к самостоятельной жизни и труду, формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышению уровня общего развития. Задачи: - расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни; -формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства; -ознакомление с основами экономики домашнего хозяйства и формирование необходимых умений; - практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности; - усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения ; - развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности. Содержание программы: - личная гигиена 6 часов - одежда и обувь 10 часов - семья 6 часов - культура поведения 5 часов - питание 8 часов - жилище 6 часов - транспорт 5 часов - торговля 6 часов - средства связи 6 часов - медицинская помощь 6 часов - учреждения и организации 2 часа
Панируемые результаты освоения рабочей программы Планируемые результаты освоения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) программы «Основы социальной жизни» представленными личными и предметными результатами. Личностные результаты: - формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов, к иному мнению; - развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; - овладение социально –бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; - владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; - способность к осмыслению социального окружения , своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств; - развитие эстетических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; - формирование установки на безопасный , здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; - формирование готовности к самостоятельной жизни Предметные результаты. Предметные результаты представлены 2 уровнями овладения знаниями: минимальным и достаточным.
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
Раздел «Личная гигиена и здоровье» - знать правила личной гигиены и выполнять их под руководством педагога; - знать название предметов, используемых для выполнения утреннего и вечернего туалета; - выполнять профилактику простудных заболеваний под руководством старших. | -выполнять утренний и вечерний туалет в определённой последовательности; - знать название индивидуальных предметов и предметов общего пользования личной гигиены; - выполнять санитарно- гигиенические требования пользования личными вещами; - знать и выполнять простейшие меры по профилактике простудных заболеваний; - знать название лекарственных растений и узнавать их. |
Раздел « Одежда и обувь» -знать отдельные виды одежды; - выполнять правила ухода за одеждой и обувью; - соблюдать правила ухода за одеждой и обувью в повседневной жизни. | - подбирать одежду , головные уборы, обувь по сезону; - различать и использовать одежду и обувь в зависимости от назначения; - уметь самостоятельно выполнять ежедневный уход за одеждой. |
Раздел « Питание» -знать назначение отдельных продуктов питания(хлебобулочные изделия, яйца, чай, кофе, кисель , компот); - знать значение продуктов питания для здорового образа жизни; - иметь представление о санитарно-гигиенических требованиях при приготовлении пищи, соблюдение техники безопасности при приготовлении пищи; - уметь готовить блюда из яиц, макаронных изделий, круп, овощей бутерброды, заваривать чай, кисель, варить компот под руководством педагога. | - знать состав продуктов и их значение для развития и правильной работы организма человека; - знать и соблюдать режим питания; - знать и выполнять гигиенические требования к продуктам питания ,кухонным принадлежностям , посуде, месту , приготовления пищи; - знать о значении обеда для здоровья человека; - знать и уметь составлять меню обеда; - знать технологию и уметь готовить для обедах холодные и горячие блюда; - знать и называть хлебобулочные изделия, соблюдать правила хранения хлебобулочной продукции; -знать и уметь определять годность яиц, мяса, рыбы , соблюдать технологию хранения; - уметь готовить блюда из круп; - знать основные напитки, подаваемые на обед; -уметь заваривать чай, варить кофе; кисель , компот; - уметь выполнять сервировку стола с учетам меню обеда. |
Раздел « Семья» - знать ФИО членов семьи; - правильно и определять , называть степень родства членов семьи. | -знать возраст, дни рождения, профессию, место работы членов семьи ; -уметь определять степень родства членов семьи; -знать и уметь выстраивать положительные взаимоотношения с членами семьи; - знать семейные традиции.. |
Раздел «Культура поведения» - способы ведения разговора со старшими и сверстниками; - культурно вести себя со старшими. | - правила поведения в культурно-досуговых учреждениях; - тактично и вежливо вести себя при разговоре со старшими и сверстниками; |
Раздел « Жилище» - знать свой домашний и почтовый адрес; - уметь пользоваться коммунальными удобствами( лифт, мусоропровод, домофон, почтовый ящик); - проводить сухую уборку жилого помещения, поливать цветы; | - знать гигиенические требования к жилому помещению; - знать название жилых комнат и их назначение; - знать свой домашний и почтовый адрес и записывать его; - знать правила и последовательность влажной уборки жилого помещения; - проводить сухую и влажную уборку жилого помещения, чистить с помощью пылесоса; - ухаживать за цветами, мебелью, полом. |
- | |
Раздел « Транспорт» - знать название транспортных средств; - соблюдать правила поведения в общественном транспорте; - уметь выполнять поездку на общественном транспорте под руководством педагога; | - знать наиболее рациональный маршрут проезда к школе; - знать варианты проезда до школы различными видами транспорта; - уметь оплачивать проезд в общественном транспорте; - знать и соблюдать правила безопасного поведения в общественном транспорте, правила передвижения по улице, при переходе проезжей части; |
Раздел « Торговля» - назначение универмага и универсама; - правила выбора и оплаты покупки; - обращаться с вопросам к продавцу; | -приобретать товары с учётом их необходимости и своих финансовых возможностей; - культурно обращаться к продавцу; - оплачивать товар наличными или картой. |
Раздел «Средства связи» - название основных средств связи | -знать назначение основных средств связи , виды телефонной связи; - культурно разговаривать по телефону, кратко объяснять причину своего звонка; |
Раздел «Медицинская помощь» - уметь оказать посильную помощь при несчастных случаях (ожоге, обморожении) с помощью педагога. | -знать правила оказания первой помощи при несчастных случаях(ожоге, обморожении); - уметь оказать первую помощь при несчастных случаях. |
Раздел « Учреждения и организации» - называть социальные службы, уметь обратиться с вопросом. | - знать значение социальных служб, учреждений, организаций; - уметь обратиться с вопросам к работникам предприятия, учреждения. |
| |
Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся 7 класса. Отсутствия достижения минимального уровня не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. Оценка достижения обучающихся с легкой степенью отсталости предметных результатов осуществляется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты , продемонстрированные учеником, с оценками: - оценка «5» - «отлично», если учащимся выполнено верно и в соответствии с заданием свыше 65% заданий; – оценка «4» - «хорошо», если выполнено от 51% до 65% заданий; - оценка «3» - « удовлетворительно» , если обучающиеся выполняют от 35% до 50% заданий . - оценка «2» ( неудовлетворительно) не ставиться.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | ТЕМА УРОКА | Кол-во часов |
1 | Личная гигиена (6ч) Вводный урок | 1 |
2 | Особенности личной гигиены в жизни подростка | 1 |
3 | Правила и приёмы сохранения чистоты и здоровья тела. | 1 |
4 | Особенности ухода за кожей лица и волосами | 1 |
5 | Индивидуальные предметы гигиены. | 1 |
6 | Гигиена одежды, нательного и постельного белья. | 1 |
7 | Обувь , одежда (10ч) Значение и продления срока службы одежды | 1 |
8 | Ремонт разорванных мест одежды( виды штопки, наложение заплат) | 1 |
9 | Практическая работа « Штопка одежды» | 1 |
10 | Условные обозначения, используемые при уходе за одеждой | 1 |
11 | Использование бытовой техники при стирке белья из х/б ткани, стирки изделий из шёлка в ручную | 1 |
12 | Практическая работа стирка « Стирка женского шелкового платка» | 1 |
13 | Правила и приёмы глажения белья, брюк, спортивной одежды. | 1 |
14 | Практическая работа « Глажка белья» | 1 |
15 | Правила и приёмы ухода за обувью. | 1 |
16 | Практическая работа «Чистка и просушка обуви» | 1 |
17 | Питание ( 8 ч) Виды питания | 1 |
18 | Значение блюд и их приготовление: обед, закуски, первые , вторые и третьи блюда. | 1 |
19 | Использование механических и электробытовых приборов для экономии времени при приготовлении пищи. | 1 |
20 | Практическая работа «Закуски» | 1 |
21 | Первые блюда : супы ( виды и способы приготовления) Практическая работа « Суп с фрикадельками» | 1 |
22 | Вторые блюда из овощей, рыбных и мясных продуктов. Практическая работа « Приготовление котлет из куриного мясного фарша» | 1 |
23 | История возникновения хлеба, виды хлебобулочных изделий | 1 |
24 | Практическая работа « Ватрушки». | 1 |
25 | Семья (6ч) Семейные традиции | 1 |
26 | Помощь в сервировке праздничного стола | 1 |
27 | Культура повеления за столом | 1 |
28 | Помощь родителя по уходу за младшими детьми в семье. | 1 |
29 | Уход за домашними животными | 1 |
30 | Твои обязанности по дому, как члену семьи | 1 |
31 | Культура поведения (5ч) Гостеприимства, как форма нравственного поведения людей | 1 |
32 | Какие бывают праздники. Подготовка дома к празднику и приёму гостей. Этикетные правила приёма гостей. | 1 |
33 | Правила выбора и дарение подарков | 1 |
34 | Общение, проводы, прощание с гостями | 1 |
35 | Поведение при посещении массовых мероприятий | 1 |
36 | Жилище ( 6ч) Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. | 1 |
37 | Подготовка квартиры к лету, зиме. | 1 |
38 | Санитарная обработка в случае необходимости | 1 |
39 | Уход за мебелью в зависимости от её покрытия ( мягкая обивка, полировка, лак и др.) Средства по уходу за мебелью. | 1 |
40 | Правила и уход за зеркалами и окнами. Средства по уходу за ними. | 1 |
41 | Животные в доме кошка, собака, попугай. | 1 |
42 | Транспорт (5ч) Междугородний железнодорожный транспорт | 1 |
43 | Вокзалы. Их назначение и основные службы. | 1 |
44 | Справочная служба вокзалов. Расписание поездов. Виды пассажирских вагонов. | 1 |
45 | Примерная стоимость проезда до разных пунктов. Формы приобретение железнодорожных билетов. Порядок сдачи и получение его. | 1 |
46 | Камеры хранения багажа. Правила поведения на платформе | 1 |
47 | Торговля ( 6ч) Виды магазинов и их назначение | 1 |
48 | Отделы магазинов и их товары. | 1 |
49 | Стоимость некоторых товаров | 1 |
50 | Порядок приобретения и выбор товара, хранение чека и его копии. Отделы распродаж по сниженным ценам. | 1 |
51 | Правила поведения в магазине | 1 |
52 | Знакомство с профессиями (продавец, кассир, контролёр) | 1 |
53 | Средства связи (6ч) Виды бандеролей, порядок их отправления | 1 |
54 | Упаковка и стоимость пересылки. | 1 |
55 | Заполнение бланков на отправку бандеролей | 1 |
56 | Виды посылок, порядок их отправления | 1 |
57 | Упаковка и стоимость посылки | 1 |
58 | Заполнение бланков на отправку посылки | 1 |
59 | Медицинская помощь (6ч) Виды до врачебной помощи | 1 |
60 | Домашняя аптечка. Термометр | 1 |
61 | Лекарственные растения в домашней аптечке | 1 |
62 | Виды лекарственных препаратов | 1 |
63 | Первая медицинская помощь при травмах, ушибах, мелких ранах. | 1 |
64 | Меры по предупреждению переломах и вывихах | 1 |
65 | Промышленные предприятия , их назначение для жителей города. | 1 |
66 | Сельскохозяйственные объекты, их значение для жителей города | 1 |
67-68 | Повторения и обобщения. Практическая работа | 2 |
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
1. ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В БАЛЛАХ: 0 баллов- нет фиксируемой динамики; 1балл - минимальная динамика; 2 балла – удовлетворительная динамика; 3 балла – значительная динамика.
2. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ХАРАКТЕРИЗУЮТ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСВОЕНИИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ , СПОСОБНОСТЬ ИХ ПРИМЕНЯТЬ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РЕЗУЛЬТАТЫ ОВЛАДЕНИЯ АООП ВЫЯВЛЯЮТСЯ В ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ В РАЗНЫХ ВИДОВ ЗАДАНИЙ, ТРЕБУЮЩИХ ВЕРНОГО РЕШЕНИЯ; - ПО СПОСОБУ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ( УСТНЫЕ, ПИСЬМЕННЫЕ, ПРАКТИЧЕСКИЕ); - ПО ХАРАКТЕРУ ВЫПОЛНЕНИЯ( ПРОДУКТИВНЫЕ, РЕПРОДУКТИВНЫЕ, ТВОРЧЕСКИЕ).
ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ. ОТМЕТКА «5» СТАВИТСЯ, если учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. ОТМЕТКА «4» СТАВИТСЯ, если учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. ОТМЕТКА «3» СТАВИТСЯ, если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя. ОТМЕТКА «2» может выставляться в устной форме, как метод воспитательного воздействия на обучающихся
ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ. ОТМЕТКА «5» СТАВИТСЯ , если полностью соблюдались правила трудовой и технической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение отношения к труду добросовестное, к инструментам – бережное, к продуктам - экономное. ОТМЕТКА «4» СТАВИТСЯ, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, полностью выполнялись правила трудовой и технической дисциплины, правила ТБ. ОТМЕТКА «3» СТАВИТСЯ, если в самостоятельность работы была низкой, допущены нарушения в трудовой и технической дисциплины, технике безопасности, организации рабочего места. ОТМЕТКА «2» НЕ СТАВИТСЯ.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА На уроках по ОСЖ используются коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ: ИКТ, технология поэтапного формирования умственных действий, традиционная, технология коллективного взаимодействия, технология адаптивного обучения, игровые, метод дифференцированного подхода. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: - словесные: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой; - наглядные: наблюдение, демонстрация, просмотр; - практические: карточки, тесты. ОСНОВНЫМИ ФОРМАМИ ОБУЧЕНИЯ являются практические работы, сюжетно- ролевые игры, беседы, широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных фильмов, презентации, используются разные формы практических работ , как коллективные , так и индивидуальные, отводится время на для изучения правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими инструментами.
Учебно- методический литература. 1. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого ребёнка. М., 1987. 2. Воронкова В.В. « Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида». Москва, « ВЛАДОС» , 2000. 3. Выгодский Л.С. Проблемы дефектологии. М., 1995. 4. Львова С.А. Практический материал к урокам ОСЖ в специальной(коррекционной) школе 8 вида « ВЛАДОС»,2010.