Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «СКОШ №», разработанной на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант);
Учебный план «СКОШ №»;
Федеральный перечень учебников, рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
Цель обучения - практическая подготовка обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме.
Основные задачи:
― расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни;
― формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства;
― ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений;
― практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности;
― усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе с использованием деловых бумаг);
― развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности.
Общая характеристика учебного предмета
Программа составлена для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с 5 по 9 классы с учётом психофизических особенностей обучающихся и возможностями их познавательной деятельности. Программа направлена на всестороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, особое внимание обращено на коррекцию имеющихся специфических нарушений, индивидуальный подход в обучении, создание специальных коррекционных условий, сочетание традиционных и инновационных технологий в обучении детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь.
Работа с контрольными тестами проводится и оценивается дифференцированно и с учетом характеристики обучающихся. Обучающимся с низким уровнем развития предлагаются индивидуальные задания по выбору учителя.
Общие планируемые результаты освоения программы по предмету «ОСЖ»
Освоение обучающимися рабочей программы предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных
Личностные результаты | Предметные результаты |
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
Личностные результаты освоения учебной программы по предмету «ОСЖ»: формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности; привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду; развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки; развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь). | представления о разных группах продуктов питания; знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их значения для здорового образа жизни человека; приготовление несложных видов блюд под руководством учителя; представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи; соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи; знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними; соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни; знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством взрослого; знание названий предприятий бытового обслуживания и их назначения; решение типовых практических задач под руководством педагога посредством обращения в предприятия бытового обслуживания; знание названий торговых организаций, их видов и назначения; совершение покупок различных товаров под руководством взрослого; первоначальные представления о статьях семейного бюджета; представления о различных видах средств связи; знание и соблюдение правил поведения в общественных местах (магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях); знание названий организаций социальной направленности и их назначения. | знание способов хранения и переработки продуктов питания; составление ежедневного меню из предложенных продуктов питания; самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд; самостоятельное совершение покупок товаров ежедневного назначения; соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук и т.д.; соблюдение правила поведения в доме и общественных местах; представления о морально-этических нормах поведения; некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды и т. п.); навыки обращения в различные медицинские учреждения (под руководством взрослого); пользование различными средствами связи для решения практических житейских задач; знание основных статей семейного бюджета; коллективный расчет расходов и доходов семейного бюджета; составление различных видов деловых бумаг под руководством учителя с целью обращения в различные организации социального назначения. |
Примерное содержание предмета
Личная гигиена и здоровье
Значение личной гигиены для здоровья и жизни человека. Утренний и вечерний туалет: содержание, правила и приемы выполнения, значение. Личные (индивидуальные) вещи для совершения туалета (зубная щетка, мочалка, расческа, полотенце): правила хранения, уход. Правила содержания личных вещей. Гигиена тела. Уход за телом. Уход за кожей рук и ногтями: значение чистоты рук; приемы обрезания ногтей на руках. Косметические средства для ухода кожей рук. Уход за кожей ног: необходимость ежедневного мытья ног; приемы обрезания ногтей на ногах. Гигиенические требования к использованию личного белья (нижнее белье, носки, колготки). Закаливание организма. Значение закаливания организма для поддержания здоровья человека. Способы закаливания. Воздушные и солнечные процедуры. Водные процедуры для закаливания. Способы и приемы выполнения различных видов процедур, физических упражнений. Утренняя гимнастика. Составление комплексов утренней гимнастики. Уход за волосами. Средства для ухода за волосами: шампуни, кондиционеры, ополаскиватели. Виды шампуней в зависимости от типов волос. Средства для борьбы с перхотью и выпадением волос. Гигиена зрения. Значение зрения в жизни и деятельности человека. Правила бережного отношения к зрению при выполнении различных видов деятельности: чтения, письма, просмотре телепередач, работы с компьютером. Правила и приемы ухода за органами зрения. Способы сохранения зрения. Гигиенические правила письма, чтения, просмотра телепередач Особенности соблюдения личной гигиены подростком. Правила и приемы соблюдения личной гигиены подростками (отдельно для девочек и мальчиков). Негативное влияние на организм человека вредных веществ: табака, алкоголя, токсических и наркотических веществ. Вредные привычки и способы предотвращения их появления. Табакокурение и вред, наносимый здоровью человека. Наркотики и их разрушительное действие на организм человека.
Охрана здоровья
Виды медицинской помощи: доврачебная и врачебная. Виды доврачебной помощи. Способы измерения температуры тела. Обработка ран, порезов и ссадин с применением специальных средств (раствора йода, бриллиантового зеленого («зеленки»). Профилактические средства для предупреждения вирусных и простудных заболеваний. Лекарственные растения и лекарственные препараты первой необходимости в домашней аптечке. Виды, названия, способы хранения. Самолечение и его негативные последствия. Первая помощь. Первая помощь при ушибах и травмах. Первая помощь при обморожениях, отравлениях, солнечном ударе. Меры по предупреждению несчастных случаев в быту. Уход за больным на дому: переодевание, умывание, кормление больного. Виды врачебной помощи на дому. Вызов врача на дом. Медицинские показания для вызова врача на дом. Вызов «скорой» или неотложной помощи. Госпитализация. Амбулаторный прием. Документы, подтверждающие нетрудоспособность: справка и листок нетрудоспособности.
Жилище
Общее представление о доме. Типы жилых помещений в городе и сельской местности. Виды жилья: собственное и государственное. Домашний почтовый адрес. Коммунальные удобства в городе и сельской местности. Общие коммунальные удобства в многоквартирных домах (лифт, мусоропровод, домофон, почтовые ящики). Комнатные растения. Виды комнатных растений. Особенности ухода: полив, подкормка, температурный и световой режим. Горшки и кашпо для комнатных растений. Домашние животные. Содержание животных (собак, кошек, птиц) в городской квартире: кормление, выгул, уход за внешним видом и здоровьем домашнего питомца. Домашние животные и птицы в сельской местности: виды домашних животных, особенности содержания и уход. Наиболее распространенные болезни некоторых животных. Ветеринарная служба. Планировка жилища. Виды жилых комнат: гостиная, спальня, детская комната. Виды нежилых помещений: кухня, ванная комната, санузел. Назначение жилых комнат и нежилых (подсобных) помещений. Кухня. Нагревательные приборы: виды плит в городской квартире; печь и плита в сельской местности; микроволновые печи. Правила техники безопасности пользования нагревательными приборами. Электробытовые приборы на кухне (холодильник, морозильник, мясорубка, овощерезка и др.): назначение, правила использования и ухода, техника безопасности. Кухонная утварь. Правила гигиены и хранения. Деревянный инвентарь. Уход за деревянными изделиями. Кухонная посуда: виды, функциональное назначение, правила ухода. Предметы для сервировки стола: назначение, уход. Посуда для сыпучих продуктов и уход за ней. Кухонное белье: полотенца, скатерти, салфетки. Материал, из которого изготовлено кухонное белье (льняной, хлопчатобумажный, смесовая ткань). Правила ухода и хранения. Кухонная мебель: названия, назначение. Санузел и ванная комната. Оборудование ванной комнаты и санузла, его назначение. Правила безопасного поведения в ванной комнате. Электробытовые приборы в ванной комнате: стиральные машины, фены для сушки волос. Правила пользования стиральными машинами; стиральные средства для машин (порошки, отбеливатели, кондиционеры), условные обозначения на упаковках. Правила пользования стиральными машинами. Техника безопасности. Ручная стирка белья: замачивание, кипячение, полоскание. Стиральные средства для ручной стирки. Техника безопасности при использовании моющих средств. Магазины по продаже электробытовой техники (стиральных машин). Мебель в жилых помещениях. Виды мебели в жилых помещениях и их назначение (мягкая, корпусная). Уход за мебелью: средства и правила ухода за различными видами мебели. Магазины по продаже различных видов мебели. Убранство жилых комнат: зеркала, картины, фотографии; ковры, паласы; светильники. Правила ухода за убранством жилых комнат. Уход за жилищем. Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению. Виды уборки жилища (сухая, влажная), инвентарь, моющие средства, электробытовые приборы для уборки помещений. Правила техники безопасности использования чистящих и моющих средств. Уборка санузла и ванной комнаты. Правила техники безопасности использования бытовых электроприборов по уборке жилого помещения. Уход за различными видами напольных покрытий. Ежедневная уборка. Сезонная уборка жилых помещений. Подготовка квартиры и дома к зиме и лету. Насекомые и грызуны в доме: виды; вред, приносимый грызунами и насекомыми. Профилактика появления грызунов и насекомых в доме. Виды химических средств для борьбы с грызунами и насекомыми. Правила использования ядохимикатов и аэрозолей для профилактики и борьбы с грызунами и насекомыми. Предупреждение отравлений ядохимикатами. Городские службы по борьбе с грызунами и насекомыми.
Одежда и обувь
Одежда. Виды одежды в зависимости от пола и возраста, назначения (деловая, праздничная, спортивная и т.д.), способа ношения (верхняя, нижняя), сезона (летняя, зимняя, демисезонная), вида тканей. Особенности разных видов одежды. Головные уборы: виды и назначение. Роль одежды и головных уборов для сохранения здоровья человека. Магазины по продаже различных видов одежды. Значение опрятного вида человека. Уход за одеждой. Хранение одежды: места для хранения разных видов одежды; правила хранения. Предупреждение появление вредителей на одежде (моли). Правила и приемы повседневного ухода за одеждой: стирка, глажение, чистка, починка. Ручная и машинная стирка изделий. Чтение условных обозначений на этикетках по стирке белья. Правила сушки белья из различных тканей. Чтение условных обозначений на этикетках. Электробытовые приборы для глажения: виды утюгов, правила использования. Глажение изделий из различных видов тканей. Правила и приемы глажения белья, брюк, спортивной одежды. Правила и приемы глажения блузок и рубашек. Правила пришивания пуговиц, крючков, петель; зашивание распоровшегося шва Продление срока службы одежды: штопка, наложение заплат. Выведение пятен в домашних условиях. Виды пятновыводителей. Правила выведение мелких пятен в домашних условиях. Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при пользовании средствами для выведения пятен. Предприятия бытового обслуживания. Прачечная. Виды услуг. Правила пользования прачечной. Прейскурант. Химчистка. Услуги химчистки. Правила приема изделий и выдачи изделий. Стоимость услуг в зависимости от вида одежды. Выбор и покупка одежды. Выбор одежды при покупке в соответствии с назначением и необходимыми размерами. Подбор одежды в соответствии с индивидуальными особенностями. Магазины по продаже одежды. Специализированные магазины по продаже одежды. Правила возврата или обмена купленного товара (одежды). Хранение чека. Гарантийные средства носки. Обувь. Виды обуви: в зависимости от времени года; назначения (спортивная, домашняя, выходная и т.д.); вида материалов (кожаная, резиновая, текстильная и т.д.). Магазины по продаже различных видов обуви. Порядок приобретения обуви в магазине: выбор, примерка, оплата. Гарантийный срок службы обуви; хранение чека или его копии. Уход за обувью. Хранение обуви: способы и правила. Чистка обуви. Использование кремов для чистки обуви. Виды кремов для чистки обуви; их назначение. Сушка обуви. Правила ухода за обувью из различных материалов. Предприятия бытового обслуживания. Ремонт обуви. Виды услуг. Прейскурант. Правила подготовки обуви для сдачи в ремонт. Правила приема и выдачи обуви. Обувь и здоровье человека. Значение правильного выбора обуви для здоровья человека.
Питание
Организация питания семьи. Значение питания в жизни и деятельности людей. Влияние правильного питания на здоровье человека. Режим питания. Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания. Приготовление пищи. Место для приготовления пищи и его оборудование. Гигиена приготовления пищи. Виды продуктов питания. Молоко и молочные продукты: виды, правила хранения. Значение кипячения молока. Виды блюд, приготовляемых на основе молока (каши, молочный суп). Хлеб и хлебобулочные изделия. Виды хлебной продукции. Правила хранения хлебобулочных изделий. Вторичное использование черствого хлеба. Приготовление простых и сложных бутербродов и канапе. Мясо и мясопродукты; первичная обработка, правила хранения. Глубокая заморозка мяса. Размораживание мяса с помощью микроволновой печи. Яйца, жиры. Виды жиров растительного и животного происхождения. Виды растительного масла (подсолнечное, оливковое, рапсовое). Правила хранения. Места для хранения жиров и яиц. Овощи, плоды, ягоды и грибы. Правила хранения. Первичная обработка: мытье, чистка, резка. Свежие и замороженные продукты. Мука и крупы. Виды муки (пшеничная, ржаная, гречневая и др.); сорта муки (крупчатка, высший, первый и второй сорт). Правила хранения муки и круп. Виды круп. Вредители круп и муки. Просеивание муки. Соль, сахар, пряности и приправы. Соль и ее значение для питания. Использование соли при приготовлении блюд. Сахар: его польза и вред. Виды пряностей и приправ. Хранение приправ и пряностей. Чай и кофе. Виды чая. Способы заварки чая. Виды кофе. Польза и негативные последствия чрезмерного употребления чая и кофе. Магазины по продаже продуктов питания. Основные отделы в продуктовых магазинах. Универсамы и супермаркеты (магазины в сельской местности). Специализированные магазины. Виды товаров: фасованные, на вес и в разлив. Порядок приобретения товаров в продовольственном магазине (с помощью продавца и самообслуживание). Срок годности продуктов питания (условные обозначения на этикетках). Стоимость продуктов питания. Расчет стоимости товаров на вес и разлив. Рынки. Виды продовольственных рынков: крытые и закрытые, постоянно действующие и сезонные. Основное отличие рынка от магазина. Прием пищи. Первые, вторые и третьи блюда: виды, значение. Завтрак. Блюда для завтрака; горячий и холодный завтраки. Бутерброды. Каши. Блюда из яиц (яйца отварные; яичница-глазунья). Напитки для завтрака. Составление меню для завтрака. Отбор необходимых продуктов для приготовления завтрака. Приготовление некоторых блюд для завтрака. Стоимость и расчет продуктов для завтрака. Посуда для завтрака. Сервировка стола. Обед. Питательная ценность овощей, мяса, рыбы, фруктов. Овощные салаты: виды, способы приготовления. Супы (виды, способы приготовления). Мясные блюда (виды, способы приготовления). Рыбные блюда (виды, способы приготовления). Гарниры: овощные, из круп, макаронных изделий. Фруктовые напитки: соки, нектары. Составление меню для обеда. Отбор необходимых продуктов для приготовления обеда. Стоимость и расчет продуктов для обеда. Посуда для обедов. Праздничный обед. Сервирование стола для обеда. Правила этикета за столом. Ужин. Блюда для ужина; холодный и горячий ужин. Составление меню для холодного ужина. Отбор продуктов для холодного ужина. Приготовление несложных салатов и холодных закусок. Стоимость и расчет продуктов для холодного ужина. Составление меню для горячего ужина. Отбор продуктов для горячего ужина. Стоимость и расчет продуктов для горячего ужина. Изделия из теста. Виды теста: дрожжевое, слоеное, песочное. Виды изделий из теса: пирожки, булочки, печенье и др. приготовление изделий из теста. Составление и запись рецептов. Приготовление изделий из замороженного теста. Приготовление Домашние заготовки. Виды домашних заготовок: варка, сушка, соление, маринование. Глубокая заморозка овощей и фруктов. Меры предосторожности при употреблении консервированных продуктов. Правила первой помощи при отравлении. Варенье из ягод и фруктов.
Транспорт
Городской транспорт. Виды городского транспорта. Оплата проезда на всех видах городского транспорта. Правила поведения в городском транспорте. Проезд из дома в школу. Выбор рационального маршрута проезда из дома в разные точки населенного пункта. Расчет стоимости проезда. Пригородный транспорт. Виды: автобусы пригородного сообщения, электрички. Стоимость проезда. Расписание. Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзалы: назначение, основные службы. Платформа, перрон, путь. Меры предосторожности по предотвращению чрезвычайных ситуаций на вокзале. Расписание поездов. Виды пассажирских вагонов. Междугородний автотранспорт. Автовокзал, его назначение. Основные автобусные маршруты. Расписание, порядок приобретения билетов, стоимость проезда. Водный транспорт. Значение водного транспорта. Пристань. Порт. Авиационный транспорт. Аэропорты, аэровокзалы.
Средства связи
Основные средства связи: почта, телефон, телевидение, радио, компьютер. Назначение, особенности использования. Почта. Работа почтового отделения связи «Почта России». Виды почтовых отправлений: письмо, бандероль, посылка. Письма. Деловые письма: заказное, с уведомлением. Личные письма. Порядок отправления писем различного вида. Стоимость пересылки. Бандероли. Виды бандеролей: простая, заказная, ценная, с уведомлением. Порядок отправления. Упаковка. Стоимость пересылки. Посылки. Виды упаковок. Правила и стоимость отправления. Телефонная связь. Виды телефонной связи: проводная (фиксированная), беспроводная (сотовая). Влияние на здоровье излучений мобильного телефона. Культура разговора по телефону. Номера телефонов экстренной службы. Правила оплаты различных видов телефонной связи. Сотовые компании, тарифы. Интернет-связь. Электронная почта. Видеосвязь (скайп). Особенности, значение в современной жизни. Денежные переводы. Виды денежных переводов. Стоимость отправления.
Предприятия, организации, учреждения
Образовательные учреждения. Дошкольные образовательные учреждения. Учреждения дополнительного образования: виды, особенности работы, основные направления работы. Посещение образовательных организаций дополнительного образования. Местные и промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Названия предприятия, вид деятельности, основные виды выпускаемой продукции, профессии рабочих и служащих. Исполнительные органы государственной власти (города, района). Муниципальные власти. Структура, назначение.
Семья
Родственные отношения в семье. Состав семьи. Фамилии, имена, отчества ближайших родственников; возраст; дни рождения. Место работы членов семьи, должности, профессии. Взаимоотношения между родственниками. Распределение обязанностей в семье. Помощь старших младшим: домашние обязанности. Семейный досуг. Виды досуга: чтение книг, просмотр телепередач, прогулки и др. правильная, рациональная организация досуга. Любимые и нелюбимые занятия в свободное время. Досуг как источник получения новых знаний: экскурсии, прогулки, посещения музеев, театров и т. д. Досуг как средство укрепления здоровья: туристические походы; посещение спортивных секций и др. Досуг как развитие постоянного интереса к какому-либо виду деятельности (хобби): коллекционирование чего-либо, фотография и т. д. Отдых. Отдых и его разновидности. Необходимость разумной смены работы и отдыха. Отдых и бездеятельность. Летний отдых. Виды проведения летнего отдыха, его планирование. Бюджет отдыха. Подготовка к летнему отдыху: выбор места отдыха, определение маршрута, сбор необходимых вещей. Экономика домашнего хозяйства. Бюджет семьи. Виды и источники дохода. Определение суммы доходов семьи на месяц. Основные статьи расходов. Планирование расходов на месяц по отдельным статьям. Планирование дорогостоящих покупок.
Цели образовательно-коррекционной работы в 5 классе:
— систематизация и расширение знаний учащихся о себе и ближайшем социуме;
— совершенствование речевых и коммуникативных умений школьников в части общения на учебные и бытовые темы;
— закрепление навыков самообслуживания и формирование доступных пятиклассникам умений в области домоводства;
— воспитание положительных качеств и свойств личности, культуры здорового образа жизни.
Содержание учебного предмета «Основы социальной жизни» в 5 классе
Значение личной гигиены для здоровья и жизни человека
Утренний и вечерний туалет: содержание, значение, правила и приёмы выполнения. Личные (индивидуальные) вещи для совершения туалета (зубная щётка, мочалка, расчёска, полотенце): правила хранения, уход. Правила содержания личных вещей. Гигиена тела. Уход за телом. Уход за кожей рук и ногтями: значение чистоты рук; приёмы обрезания ногтей на руках. Косметические средства для ухода за кожей рук. Уход за кожей ног: необходимость ежедневного мытья ног; приёмы обрезания ногтей на ногах. Гигиенические требования к использованию личного белья (нижнее бельё, носки, колготки). Закаливание организма. Значение закаливания организма для поддержания здоровья человека. Способы закаливания. Воздушные и солнечные процедуры. Водные процедуры для закаливания. Способы и приёмы выполнения различных видов процедур, физических упражнений. Утренняя гимнастика. Составление комплексов утренней гимнастики. Гигиена зрения. Значение зрения в жизни и деятельности человека. Правила бережного отношения к зрению при выполнении различных видов деятельности: чтения, письма, просмотра телепередач, работы с компьютером. Правила и приёмы ухода за органами зрения. Способы сохранения зрения. Гигиенические правила письма, чтения, просмотра телепередач.
Общее представление о доме
Типы жилых помещений в городе и сельской местности. Домашний почтовый адрес. ухода: полив, подкормка, температурный и световой режим. Горшки и кашпо для комнатных растений. Уход за жилищем. Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению. Виды уборки жилища (сухая, влажная), инвентарь, моющие средства, электробытовые приборы для уборки помещений. Ежедневная уборка.
Одежда
Виды одежды в зависимости от пола и возраста, назначения (деловая, праздничная, спортивная и т. д.), способа ношения (верхняя, нижняя), сезона (летняя, зимняя, демисезонная), вида тканей. Особенности разных видов одежды. Головные уборы: виды и назначение. Значение одежды и головных уборов для сохранения здоровья человека.
Значение опрятного вида человека
Уход за одеждой. Хранение одежды: места для хранения разных видов одежды; правила хранения. Предупреждение появления вредителей на одежде (моли). Правила и приёмы повседневного ухода за одеждой: стирка, глажение, чистка, починка. Уход за обувью. Хранение обуви: способы и правила. Чистка обуви. Использование кремов для чистки обуви. Виды кремов для чистки обуви; их назначение. Сушка обуви. Правила ухода за обувью из различных материалов. Обувь и здоровье человека. Значение правильного выбора обуви для
здоровья человека.
Организация питания семьи
Значение питания в жизни и деятельности людей. Влияние правильного питания на здоровье человека. Режим питания. Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания. Приготовление пищи. Место для приготовления пищи и его оборудование. Гигиена приготовления пищи. Завтрак. Блюда для завтрака; горячий и холодный завтраки. Бутерброды.
Общественный транспорт
Виды общественного транспорта. Оплата проезда на всех видах общественного транспорта. Правила поведения в общественном транспорте. Основные средства связи: почта, телефон, телевидение, радио, компьютер. Назначение, особенности использования.
Родственные отношения в семье
Состав семьи. Фамилии, имена, отчества ближайших родственников; возраст; дни рождения. Места работы членов семьи, должности, профессии. Взаимоотношения между родственниками. Распределение обязанностей в семье. Помощь старших младшим, домашние обязанности.
Описание места учебного предмета в учебном плане 5 класс:
Учебный предмет «Основы социальной жизни» входит в предметную область «Человек и общество», относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Сроки реализации рабочей программы соответствуют Учебному плану ГБОУ АО «СКОШ №5 и программе по курсу «Основы социальной жизни» (5класс), исходя из недельной нагрузки 2 часа в неделю (68 часов в год).
I (8 недель) | II (8 недель) | III (10 недель) | IV (8 недель) | Год (34 недели) |
16 | 16 | 20 | 16 | 68 |
Содержание учебного предмета
№ | Наименование разделов и тем | Кол часов |
1 | Вводный урок | 2 часа |
2 | Личная гигиена и здоровье | 10 часов |
3 | Охрана здоровья | 2 часа |
4 | Проектная работа | 6 часов |
5 | Жилище | 6 часов |
6 | Одежда и обувь | 8 часов |
7 | Питание | 8 часов |
8 | Транспорт | 6 часов |
9 | Средства связи | 6 часов |
10 | Семья | 8 часов |
11 | Закрепление и обобщение пройденного | 8 часов |
| Всего | 68 ч |
Планируемые результаты освоения программы по предмету «ОСЖ» по итогам обучения в 5 классе
Освоение обучающимися рабочей программы предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных
Личностные результаты | Предметные результаты |
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
Личностные результаты освоения включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Именно личностным результатам принадлежит ведущее место в структуре планируемых результатов обучения, поскольку они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты освоения учебной программой по предмету «ОСЖ» для учащихся 5 класса включают: формирование адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | — знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством взрослого; — знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними; — представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи; — соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи; — представления о некоторых группах продуктов питания; — приготовление несложных видов блюд под руководством взрослого; — представления о различных видах средств связи, использование под руководством взрослого доступных средств связи для решения практических задач; — соблюдение правил поведения в доме и в общественных местах; — соблюдение правил поведения в транспорте. | — соблюдение правил личной гигиены, в том числе по уходу за полостью рта, кожей рук и ног; — некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, уход за комнатными растениями, уход за одеждой и обувью и др.); — соблюдение правил поведения в доме и в общественных местах; представления о морально-этических нормах поведения; — самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд; — пользование различными средствами связи для решения практических житейских задач. |
Оценочная карта формирования предметных умений в ходе изучения курса «Основы социальной жизни» в 5 классе
Исходя из основной цели и задач курса, промежуточная и итоговая аттестация по предмету «Основы социальной жизни» должны максимально отражать картину сформированности у школьников практических умений и навыков по изученным темам и разделам программы. В этой связи итоговая работа должна быть организована таким образом, чтобы учитель имел возможность оценить как предметные, так и личностные достижения учеников, проявляющиеся прежде всего в процессе коммуникации друг с другом. Формы такой работы — проект и практическая работа. В рамках этих форм организации деятельности учеников учитель имеет возможность дифференцированной постановки учебных задач и организации деятельности каждого ученика в зоне его актуального развития. Соответственно, и учебные достижения возможно оценить максимально индивидуализировано.
Рекомендуется использовать шкалу оценок: «отлично», «очень хорошо» и «хорошо», где «отлично» означает умение ученика самостоятельно использовать изученный материал при решении учебных и бытовых задач; «очень хорошо» — использование полученных знаний и умений возможно при организующей помощи взрослого; «хорошо» — умение в стадии формирования. Если формирование того или иного умения не является актуальным для школьника на данный момент, оценка по теме или виду работы ему не выставляется. Согласно рекомендациям АООП, оценку личностных результатов учащихся в процессе обучения рекомендуется проводить по следующей шкале: 0 — нет динамики по направлению; 1 — имеет место динамика индивидуального развития; 2 — представления полностью сформированы в соответствии с общественными нормами и используются обучающимся самостоятельно.
Предметные результаты обучения в 5 классе | Фамилия, имя обучающегося |
I | II | III | IV |
Соблюдение правил личной гигиены, в том числе по уходу за полостью рта, кожей рук и ног | | | | |
Умения в области домашнего хозяйства (уборка дома, уход за комнатными растениями, уход за одеждой и обувью и некоторые другие, обсуждавшиеся на уроках) | | | | |
Соблюдение правил поведения в доме и общественных местах | | | | |
Приготовление несложных знакомых блюд | | | | |
Использование средств связи для решения практических житейских задач | | | | |
Примерная оценочная карта динамики личностных результатов по итогам работы по предмету «Основы социальной жизни» в 5 классе
Направления личностного развития учащихся | Фамилия, имя обучающегося |
Сентябрь | Январь | Май |
Адекватность представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении | | | |
Владение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни | | | |
Владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире | | | |
Навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях | | | |
Наличие установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям | | | |
Тематическое планирование уроков основы социальной жизни в 5 классе
№ п/п | Тема урока | Содержание | Характеристика основных видов деятельности | Дата | |
План | Факт | |
I четверть – 16 часов | |
Вводный урок – 2 часа | |
| Знакомство с предметом «Основы социальной жизни» | Знакомство учащихся с новым предметом, учебными пособиями, учебным кабинетом | Игры-знакомства; беседа; работа с учебником; экскурсия по предметному кабинету; творческая работа (работа в тетради) | | | |
| Знакомство с учебным кабинетом, экскурсия. ТБ в кабинете | | | |
| Личная гигиена и здоровье - 10 часов | |
| Забота о себе | Практическое знакомство с понятием «здоровье человека» (как сочетание физического и психологического (социального) благополучия) | Беседа «Как я забочусь о себе?»; работа с учебником — систематизация представлений по теме урока с опорой на иллюстрации учебника; работа в подгруппах; игровое задание «Эстафета заботы» | | | |
| Беседа «Как я забочусь о себе?» | | | |
| Утренняя гимнастика | Расширение представлений о правилах выполнения утренней гимнастики, воспитание потребности в двигательной активности | Беседа, работа с учебником для актуализации и расширения представлений о значении утренней гимнастики для активности в течение дня и здоровья в целом, о правильной организации гимнастики по утрам; выполнение различных упражнений из комплексов утренней гимнастики | | | |
| Организация гимнастики по утрам, выполнение различных упражнений из комплексов утренней гимнастики | | | |
| Закаливание | Уточнение и расширение представлений о безопасном закаливании различными доступными способами | Беседа о закаливании с целью актуализации представлений школьников; рассказ учителя с опорой на иллюстративный материал, работа с учебником; закрепление — работа в тетради, игровое задание «Если хочешь быть здоров» | | | |
| «Если хочешь быть здоров!» | | | |
| Забота о руках | Знакомство с основными процедурами защиты кожи рук и ногтей от негативных воздействий. | Обсуждение проблемного вопроса: «Нужна ли рукам забота? Почему?»; беседа для уточнения представлений школьников; работа с учебником — знакомство с правилами обрезания ногтей на руках; практическая работа — обрезание ногтей на тренажёре с использованием маникюрных ножниц | | | |
| Практическая работа «Обрезание ногтей на тренажёре с использованием маникюрных ножниц» | | | |
| Забота о ногах | Знакомство с приёмами гигиенического ухода за ногтями на ногах и кожей ног, в том числе гигиена, профилактика заболеваний кожи ног и обращение за медицинской помощью | Отгадывание загадки о ногах; беседа для уточнения представлений школьников о важности сохранения здоровья ног; работа с учебником: правила гигиены ног; практическая работа — обрезание ногтей на тренажёре с использованием книпсера; динамическая пауза — выполнение упражнений для разминки ног, в том числе с использованием простых тренажёров | | | |
| Правила гигиены ног | | | |
Охрана здоровья – 2 часа |
| Строение глаза | Формирование представления о ценности остроты зрения для качества жизни человека, о гигиене зрения. | Отгадывание загадки о глазах; беседа о значении остроты зрения для полноценной жизни человека; рассказ учителя о строении глаза человека; работа с учебником — знакомство с правилами гигиены зрения; игра «Если хочешь быть здоров» | | | |
| Забота о глазах | | | |
| Проектная работа – 4 часа | |
| Проект «Важные правила здорового человека» | Проектная работа, направленная на закрепление знаний, полученных школьниками на уроках в I четверти, и создание условий для развития коммуникативных умений, навыков совместной работы | Знакомство с понятием «проект» и формами организации работы над проектом; планирование совместной работы; выполнение заданий в подгруппах, в том числе заданий учебника | | | |
| Планирование совместной работы по проекту | | | |
II четверть – 16 часов |
| Выполнение заданий в подгруппах по проекту | Проектная работа, направленная на закрепление знаний, полученных школьниками на уроках в I четверти, и создание условий для развития коммуникативных умений, навыков совместной работы | Знакомство с понятием «проект» и формами организации работы над проектом; планирование совместной работы; выполнение заданий в подгруппах, в том числе заданий учебника | | | |
| Защита проекта | | | |
Жилище - 6 часов |
| Каким бывает дом? | Уточнение представлений о типах современных жилых домов, знакомство с понятием «коммунальные удобства», закрепление знания своего почтового адреса | Рассказ-беседа «Современные дома и коммунальные удобства в них»; работа с учебником; игра «Кому привет?»-повторение своего почтового адреса; беседа по теме «Пожарная безопасность в доме» — закрепление знания номера телефона экстренных служб | | | |
| Пожарная безопасность в доме | | | |
| Порядок в доме. Сухая и влажная уборка | Формирование понятия о важности ежедневной уборки дома, о видах уборки — сухой и влажной; знакомство с практическими приёмами уборки дома, в том числе с инвентарём, электроприборами, моющими средствами, используемыми для уборки | Обсуждение пословицы «Порядок в доме есть — хозяину честь!»; беседа «Как ты участвуешь в поддержании порядка и чистоты в своём доме?»; рассказ учителя о важности уборки помещений для здоровья, работа с понятиями «сухая уборка» и «влажная уборка»; практическая работа «Демонстрация инвентаря и средств для уборки»; работа с учебником; работа в тетради: составление плана уборки класса | | | |
| Инвентарь и средства для уборки | | | |
| Комнатные растения | Уточнение и расширение знаний о комнатных растениях, о правилах ухода за ними. Рассказ учителя о пользе комнатных растений и правилах ухода за растениями | Введение в тему: отгадывание загадки, выполнение задания «четвёртый лишний». Работа с учебником | | | |
| Польза комнатных растений. Правила ухода за растениями | | | |
Одежда и обувь - 8 часов |
| По одёжке встречают. Значение выбора одежды для здоровья | Помочь школьникам понять значение выбора одежды для здоровья и успешности в общении с людьми | Введение в тему. Работа с проблемным вопросом на основе иллюстрации учебника. Рассказ с элементами беседы, отвечающий цели урока. Работа с учебником. | | | |
| По одёжке встречают. Значение выбора одежды для успешности в общении с людьми | | | |
| Уход за одеждой | Учить пятиклассников ухаживать за одеждой доступными способами | Закрепление: ответы на обобщающие вопросы учебника | | | |
| Уход за одеждой | | | |
| Идеальная пара. Значение для здоровья правильного выбора обуви | Помочь школьникам понять значение для здоровья человека правильного выбора обуви. Введение в тему: постановка вопроса с отсроченным решением | Рассказ-беседа о видах и назначении обуви. Работа с учебником: самостоятельная или коллективная работа с текстом; работа в группах: отгадывание загадок | | | |
| Идеальная пара. Значение для здоровья правильного выбора обуви | | | |
| Правила ухода за обувью в домашних условиях | Познакомить учащихся с правилами ухода за обувью в домашних условиях, воспитывать аккуратность и внимание к внешнему виду своему и окружающих. Введение в тему: беседа на основе иллюстраций учебника | Рассказ учителя о способах ухода за обувью в домашних условиях, о хранении обуви. Работа с учебником | | | |
| Аккуратность и внимание к своему внешнему виду и окружающих | | | |
III четверть – 20 часов |
Обобщение – 2 часа |
| Важные правила аккуратного человека | Закрепление знаний, полученных школьниками на уроках во II четверти; создание условий для развития коммуникативных умений, навыков совместной работы. | Работа с учебником: актуализация понятия «проект», выбор формы для совместной творческой работы, работа с занимательными заданиями. Планирование совместной работы, распределение обязанностей, выполнение творческой работы (рисование, раскрашивание, работа за компьютером и т. п.). Предварительные итоги работы, планирование окончания проекта и его презентации | | | |
| Важные правила аккуратного человека | | | |
Питание - 8 часов |
| Еда для здоровья. Полезно – не полезно | Формирование представлений о влиянии питания на здоровье человека. Рассказ учителя об основах правильного здорового питания с опорой на иллюстрации учебника | Введение в тему: свободные ответы на вопрос, являющийся темой урока. Беседа на основе иллюстрации учебника «Разнообразное питание». Самостоятельное или коллективное чтение текста в учебнике о сладостях. Игра «За покупками» или «Полезно — не полезно» | | | |
| Влияние питания на здоровье | | | |
| Как правильно есть | Уточнение и расширение представлений школьников об основах правильного здорового питания, в частности знакомство с понятием «режим питания» | Введение в тему — постановка проблемного вопроса на основе иллюстрации учебника. Рассказ с элементами беседы о режиме питания школьника. Динамическая пауза — игра «Накормим Робина Бобина». Работа с текстом учебника | | | |
| Режим питания | | | |
| Завтрак – начало дня | Уточнение и расширение представлений школьников о здоровом питании человека | Введение в тему — решение проблемой ситуации. Рассказ учителя о блюдах для завтрака. Игра «Бутербродики» | | | |
| Здоровое питание человека | | | |
| Мастерская бутербродов. Приготовление простого бутерброда | | Практическая работа по приготовлению простого бутерброда | | | |
| Мастерская бутербродов. Приготовление простого бутерброда | | | |
Транспорт - 6 часов |
| Транспорт – это удобно | Знакомство школьников с видами общественного транспорта, его назначением. Введение в тему: работа с учебником | Рассказ с элементами беседы на основе иллюстраций учебника. Игра «Едет — летит — плывёт». Работа в подгруппах: решение проблемной задачи «В чём различие пассажирского и общественного транспорта». Работа с текстом учебника. При наличии технической возможности — просмотр видеосюжета о работе специального транспорта в той местности, где проживают школьники | | | |
| Виды общественного транспорта | | | |
| Назначение общественного транспорта | Знакомство школьников с основными правилами поведения в пассажирском транспорте | Введение в тему: работа с учебником. Работа в подгруппах: составление списков основных правил поведения в общественном транспорте («Так — безопасно!» и «Так — вежливо!»). Игра «Мы — пассажиры». Чтение текста в учебнике и беседа по прочитанному. Работа с рубрикой «Житейские премудрости» | | | |
| На заметку пассажиру | | | |
| Правила поведения в пассажирском транспорте | | | |
| Экскурсия «Мы-пассажиры» | | Урок-экскурсия, планируется учителем исходя из транспортной ситуации в местности, где находится школа. При отсутствии возможности проведения экскурсии на данном уроке может быть организована сюжетно-ролевая игра по теме | | | |
Средства связи - 6 часов |
| Зачем нужны средства связи | Объяснение значения словосочетания «средства связи», уточнение и расширение представлений школьников об основных современных средствах связи — почте, телефоне, телевидении, радио, компьютере | Работа с иллюстрациями учебника, обсуждение поставленных вопросов, постановка вопроса с отсроченным решением. Рассказ-беседа по теме урока с опорой на схему и иллюстрации учебника на первой странице к уроку. Игра «Испорченный телефон». Чтение в учебнике текста о связи в Интернете. Беседа по прочитанному, актуализация личного опыта учащихся по использованию Интернета | | | |
| Основные современные средства связи – почта, телефон, телевидение, радио, компьютер | | | |
| Основные современные средства связи – почта, телефон, телевидение, радио, компьютер | | | |
| Основные современные средства связи – почта, телефон, телевидение, радио, компьютер | | | |
IV четверть – 16 часов |
| Мои средства связи | Обобщение и обогащение опыта школьников в использовании доступных средств связи; создание условий для развития коммуникативных умений, навыков совместной работы | Работа с учебником: актуализация понятия «проект», выбор формы для совместной творческой работы, работа с занимательными заданиями. Планирование совместной работы, распределение обязанностей, выполнение творческой работы (рисование, раскрашивание, работа за компьютером и т. п.). Предварительные итоги работы, планирование окончания проекта и его презентации | | | |
| Практическая работа за компьютером | | | |
Семья - 8 часов |
| Семья. Родственные отношения в семье | Актуализация представлений школьников о семье, уточнение и систематизирование знаний о родственных отношениях в семье, активизация лексики по теме урока (слова, называющие родственные отношения) | Актуализация представлений по теме, сообщение темы урока с опорой на иллюстрации учебника. Беседа с опорой на иллюстрации учебника о том, как называются члены семьи. Работа с текстом учебника. Закрепление: ответы на обобщающие и итоговый вопросы | | | |
| Семья. Родственные отношения в семье | | | |
| Семейные традиции | Помощь в понимании значения словосочетания «семейные традиции», уточнение и расширение представлений школьников о том, какие бывают семейные традиции, о значимости традиций для человека | Работа с иллюстрациями учебника, обсуждение поставленных вопросов, постановка вопроса с отсроченным решением. Чтение текста учебника. Беседа по прочитанному. Работа с учебником: знакомство с календарем традиций | | | |
| Значимость традиций для человека | | | |
| Моя семья | Создание условий для формирования у школьников ценностей семьи, практического понимания роли семьи в жизни человека, создание условий для развития коммуникативных умений, навыков совместной работ | Работа с учебником: актуализация понятия «проект», выбор формы для совместной творческой работы, работа с занимательными заданиями. Планирование совместной работы, распределение обязанностей, выполнение творческой работы (рисование, раскрашивание, работа за компьютером и т. п.). Предварительные итоги работы, планирование окончания проекта и его презентации | | | |
| Генеалогическое древо | | | |
| Роль семьи в жизни человека | | | |
| Ценность семьи | | | |
Закрепление и обобщение пройденного – 6 часов |
| Важные правила современного человека | Закрепление изученного материала, создание учебных ситуаций для практического использования полученных знаний и умений. | Коллективная и групповая работа с учебником: выполнение заданий, проверка и взаимопроверка | | | |
| Важные правила современного человека | | | |
| Важные правила современного человека | | | |
| Практическое использование полученных знаний | | | |
| Итоговая контрольно-диагностическая работа | Проверка знаний и умений пятиклассников, полученных на уроках в прошедшем учебном году | Установка на выполнение работы. Инструкция к выполнению задания (тестового, письменного, творческого — на усмотрение учителя). Подведение итогов работы, в том числе свободные высказывания школьников о том, что им понравилось, запомнилось, было интересно на уроках по предмету «Основы социальной жизни» в 5 классе | | | |
| Закрепление изученного материала | | | |
Условия реализации АООП
Материально-техническое оснащение учебного предмета «Основы социальной жизни»
Используемые материалы: средства для стирки, пятновыводители, земляные смеси (изготовленные из имеющегося природного материала и купленные в магазине), удобрения, бумага, картон, клей, краски акварельные, цветные карандаши, фломастеры, маркеры разного цвета; нитки (разные виды); ткани разных сортов; различные бланки.
Инструменты и оборудование: электрическая плита; холодильник; кухонная посуда, утварь; приборы и инструменты; электробытовая техника (электрический чайник, электромясорубка, микроволновая печь, электромиксер, жарочная печь); стиральная машина-автомат; гладильная доска; предметы личной гигиены, пылесос, утюг, ножи, разделочные доски, салатники, блюда, ножницы, перчатки, горшки цветочные, лейки, совки.
Этика и эстетика труда: правила использования инструментов и материалов, запреты и ограничения. Инструкции по технике безопасности (правила поведения при проведении работ). Требования к организации рабочего места.
Учебно- методическое обеспечение образовательного процесса
Для учителя:
Основы социальной жизни : 5-й класс : методическое пособие к учебнику С. В. Комаровой, Е. Л. Александровой / С. В. Комарова, Е. Л. Александрова. — Москва: Просвещение, 2023. — 63, [1] с.
Для учащихся:
Основы социальной жизни. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Комарова С.В., Александрова Е.Л. – М.: Просвещение, 2023.