СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Предметно - практические действия" для 3 класса вариант 2 СИПР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Предметно - практические действия" для 3 класса вариант 2 СИПР»








  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно – практические действия» для 3 А класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Рабочая программа разработана на основе следующих документов:

1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273-ФЗ.

2. Приказ МО РФ №1599 от 19.12.14г. «Об утверждении ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями»;

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к исполнению при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями на 26 января 2016 года. Документ с изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от июня 2015 года №576; приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 года № 1529; приказом Минобрнауки России от 26 января 2016 года №38, от 05.07.2017г.; приказом Минобрнауки России от 23 декабря 2020 года №766.

4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 09. 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».

5. Примерная АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

6. АООП ОКОУ «Тёткинская школа-интернат».

7. Положение о рабочей программе учебного предмета ОКОУ «Тёткинская школа интернат».

8. Учебный план ОКОУ «Тёткинская школа-интернат» на 2021-2022 учебный год.

В учебном плане предмет представлен с расчетом 3 часа в неделю, 34 учебные недели, 98 часов.


Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

  • продолжить совершенствовать целенаправленные действия с предметами и материалами, учить применять в практической деятельности усвоенные умения.

Задачи и направления рабочей программы:

  • формирование положительного отношения ребенка к занятиям;

  • развитие собственной активности ребенка;

  • формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;

  • формирование и развитие целенаправленных действий;

  • развитие планирования и контроля деятельности;

  • развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.

Коррекционные задачи предмета:

  • развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

  • развитие зрительного восприятия;

  • развитие зрительного и слухового внимания;

  • развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

  • формирование и развитие реципрокной координации;

  • развитие пространственных представлений;

  • развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Методы:

1. Практические, словесные, наглядные (по источнику изложения учебного материала).

2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др. (по характеру учебно-познавательной деятельности).

3. Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала).

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

Личностные результаты:

Минимальный уровень: 

  • формирование минимального  интереса к обучению, труду предметному рукотворному миру;

  • овладение элементарными  навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности;

  • минимальный  опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

  • минимальное умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.

Достаточный уровень: 

  • формирование   интереса к обучению, труду предметному рукотворному миру;

  • овладение  навыками предметно-практической деятельности как       необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности;

  • владение  навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия

  • опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

  • умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности;

  • потребность  участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.

Предметные результаты:

Минимальный уровень: 

  • освоение на элементарном уровне простых действий с предметами и материалами;

  • использование в работе доступных материалов (пластилин, природный материал; бумага и картон; нитки, тканью;

  • уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога (с привлечением внимания голосом);

  • уметь захватывать и удерживать предмет;

  • уметь сминать лист бумаги;

  • уметь открывать емкости для хранения;

  • уметь разрывать полоски бумаги на кусочки;

  • уметь пересыпать крупы с помощью кулака;

  • уметь отбирать крупы (единичные представители круп);

Достаточный уровень: 

  • освоение простых действий с предметами и материалами;

  • умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий;

  • умение рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;

  • уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога;

  • уметь фиксировать взгляд на движущемся предмете и объекте;

  • уметь захватывать, перекладывать, удерживать предмет на правой и левой руке;

  • уметь открывать и закрывать емкости для хранения;

  • уметь сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной фактуры, скатывать из бумаги шарики;

  • рисовать на бумаге, заворачивать в бумагу предметы;

  • выполнять последовательно организованные движения;

  • играть с кубиками, карандашами, палочками и т.д;

  • уметь разрывать полоски бумаги на кусочки с последующим наклеиванием на основу;

  • уметь пересыпать крупы с помощью кулака, стакана;

  • уметь пересыпать крупы из одного стакана в другой;

  • уметь сортировать крупы (3 вида);

  • складывать в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);

  • разминать пластилин двумя руками, расплющивать его на дощечке, между ладошек, разрывать пластилин на мелкие и большие части, соединять пластилин, отщипывать пластилин пальцами, раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениям;

  • играть с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.);

  • узнавать материалы на ощупь, по звуку;

  • наполнять железные и пластиковые сосуды различными предметами;

  • играть с конструктивными материалами;

  • формирование умения фиксировать взгляд на статичном и движущимся предмете и объекте;

  • формирование умения захватывать, удерживать, перекладывать предмет;

  • формирование умения погружать руки в сухой бассейн и доставать из него предметы;

  • формирование умения пересыпать крупы с помощью стакана.


  1. Содержание учебного предмета

Содержание коррекционного курса "Предметно-практические действия" включает 2 раздела:

Действия с материалами и с предметами,

Действия с предметами - орудиями (молоточек, верстак, отвертка и вспомогательными средствами (использование иголки и ниток).

Развитие практических действий составляет существенную сторону общего развития ребенка. Практическая предметная деятельность характеризуется не только собственно двигательными умениями и навыками, в ней определенным образом проявляются также сенсорная сфера, пространственные представления и мыслительная деятельность. Преодоление трудностей, связанных с осуществлением практического действия, вскрывает и некоторые эмоционально-волевые аспекты психической деятельности.

Обучение начинается с повторения манипуляторных действий с предметом и с ориентировочных операций обследования, уточнения и закрепления свойства материалов и предметов в доступной форме известными способами (путем сминания, разминания, пересыпания, переливания, перекладывания, наматывания и др.).

Далее обучение направлено на формирование предметно-специфических действий (ручных) с использованием предмета для достижения цели (палки, сачка, ключа и пр.); а также на овладение предметно-орудийными действиями (действия ложкой, ножницами, молоточком и т.д.) и умение использовать в практической деятельности предметы-орудия на основе игрового мотива (с помощью гаечного ключа, отвертки, молоточка и т.д. (пластмассовые верстаки) чинить, соединять, создавать элементы конструкция (сборно-разборные игрушки, модели транспорта и пр.).


п/п

Название раздела

Материалы, предметы

Количество часов

1.

«Действия с материалами и предметами»

Пластилин: раскатывание пластилина в ладошках, ладонью на подкладной доске (палочки, столбики, шарики); соединение концов палочки в кольцо, с примазыванием места соединения; разрезание палочки стекой; изготовление из палочек на основе образца; отщипывание маленьких кусочков пластилина и растирание внутри контура пальцем.

Бумага: сгибание по заданным прямым линиям; обертывание бумагой небольших предметов; складывание бумаги; изготовление летающих игрушек; складывание бумажных салфеток; составление набора цветной бумаги (3-4 листа); складывание прямоугольных полосок бумаги вдвое; подвижная аппликация из готовых деталей; предметная аппликация из готовых форм; разрезание бумаги ножницами, по намеченным линиям (прямая, волнистая, зигзаг).

Нитки: нарезание ниток равными частями с последующим приклеиванием их на бумагу.

Ткань: обыгрывание действий с тканью; вырезание из ткани деталей с последующим приклеиванием их на бумагу.

Природный материал: первичная обработка, размещение на хранение; составление букетов из осенних листьев; накладывание сухих листьев на соответствующие контурное изображение с последующим наклеиванием; вырезание из засушенных листьев деталей для аппликации с последующим приклеиванием на бумагу.

Шнуровка: шнурование прямыми, крестообразными способами на имитированных «сапогах» (вырезанных из картона, линолеума).

Песком, крупами (горох, фасоль):

пересыпание, наполнение сосудов (рукой, ложкой), поиск в них заданных предметов.

43


Предметы

Шарики: катание шариков в определенном направлении; прокатывание шарика через ворота; закатывание шарика в емкость. Предметы: подбор и закручивание (откручивание, открывание, закрывание) крышек; нанизывание больших и маленьких бусин на стержни (проволоку, нитки); размещение в ряд различных по размеру предметов; защипывание прищепок (недостающих деталей на картинке).

Строительные материалы: дома из куба и призмы; ворот из кубов и параллелепипеда; забор из кубиков и кирпичиков; стол и стул.

Плоские палочки: складывание из плоских палочек фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник; лесенка, дорожка, домик с трубой, кораблик, ракета.

Мозаика: выкладывание узора: чередование или по заданной схеме: цветочек, домик, флажок и т.п.


28

2.

«Действия с орудиями»

Конструктор пластмассовый:

выбирать предмет-орудие для сбора игрушки, закреплять детали игрушки;

соединять (разъединять) детали конструктора при помощи гаечного ключа и отвертки.

Столовые приборы (ложка, поварёшка): зачерпывать крупу (горох, фасоль), песок, воду – перекладывать (переливать) из одной емкости в другую, складывать (наливать) в емкость.

Совочек: зачерпывать песок, складывать в формочки, утрамбовывать в формочке для последующего переворачивания.

Лопатка, веник: подметать мусор, при помощи веника собирать мусор на лопатку, перекладывать в корзину для мусора, копать в земле ямку.

Ключи: подбирать ключ к замку, закрывать открывать замок ключом.

Сачок: вылавливать в воде (игрушки, предметы), раскладывать в емкости.

Иголка и нитки: отрезать нитку нужной длины, вставлять в ушко иголки, делать узелок на конце нитки, прокладывать прямую строчку по намеченным точкам на картоне или плотной ткани

31


  1. Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Дата

проведения урока

По плану

Фактически

1

Работа с природным материалом. Аппликация из засушенных листьев: «Осенний лес».

02.09


2

Действия с сачком. «Рыбалка».

06.09


3

Работа с бумагой и ножницами. «Полоски»: прямая, волнистая.

07.09


4

Работа с бумагой и ножницами. «Полоски»: зигзаг, спираль.

09.09


5

Работа с пластилином. «Домик в деревне». Рисование пластилином по трафарету.

13.09


6

Работа с мозаикой. «Дом с елкой».

14.09


7

Работа с мозаикой. «Зонтик».

16.09


8

Работа с водой и с материалом. «Стирка»: намачивание, намыливание.

20.09


9

Работа с водой и с материалом. «Стирка»: полоскание, отжимание ткани.

21.09


10

Работа с водой и с материалом. «Стирка»: намыливание губки, мытье посуды.

23.09


11

Работа с плоскими палочками. «Кораблик».

27.09


12

Работа с плоскими палочками. «Ракета».

28.09


13

Действия с деревянным конструктором. «Дом».

30.09


14

Действия с деревянным конструктором. «Дорожки».

04.10


15

Действия с деревянным конструктором. «Заборчик».

05.10


16

Работа с песком «Клад».

07.10


17

Работа с песком. «Неизвестные следы». Звери.

11.10


18

Работа с песком. «Неизвестные следы». Птицы.

12.10


19

Работа с бумагой. Предметная аппликация: «Кораблики плывут».

14.10


20

Работа с бумагой. Предметная аппликация: «Закладка для книжки по образцу».

18.10


21

Работа с бумагой. Предметная аппликация: «Закладка для книжки». Самостоятельная работа.

19.10


22

Работа с крупами. «Раз горошек, два горошек». Наполнение сосуда руками.

21.10


23

Работа с крупами. «Полна коробочка». Наполнение ложкой сосуда фасолью.

25.10


24

Работа с пластилином. Рисование пластилином «Вишенки».

26.10


25

Работа с пластилином. Рисование пластилином «Листочки».

28.10


26

Работа со столовыми предметами (с ложками). «Наполнение баночек сыпучим материалом (крупа)».

08.11


27

Работа со столовыми предметами (с ложками). «Наполнение баночек сыпучим материалом (песок)».

09.11


28

Действия с поварёшкой. «Наполнение сосуда водой».

11.11


29

Действия с предметами «Посуда».

15.11


30

Действия с предметами. «Одежда».

16.11


31

Работа с прищепками. «Солнышко».

18.11


32

Работа с прищепками. «Домик».

22.11


33

Работа с бусинами. «Бусы маме» из бусин одинаковых размеров .

23.11


34

Работа с бусинами. «Бусы маме» из бусин (разных) размеров и форм.

25.11


35

Действия с предметами. «Посуда» (нахождение контура заданного предмета).

29.11


36

Действия с предметами. «Игрушки» (нахождение контура заданного предмета).

30.11


37

Действия с предметами. «Животные» (нахождение контура заданного предмета).

02.12


38

Действия с пластмассовым конструктором. Сборка: «Машинка».

06.12


39

Действия с пластмассовым конструктором. Сборка: «Трактор».

07.12


40

Работа с бумагой. «Гирлянда на елку». Склеивание колечек из полосок бумаги.

09.12


41

Работа с бумагой. «Гирлянда на елку». Приклеивание готовых деталей на лист картона.

13.12


42

Работа с бумагой. Аппликация: «Елочка в лесу».

14.12


43

Работа с бумагой. Аппликация: «Зимний домик».

16.12


44

Промежуточная аттестация. «Лесенка» - действие с конструктором Лего.

20.12


45

Промежуточная аттестация. «Мастерская» - действие с пластмассовым конструктором.

21.12


46

Работа с нитками и иголкой. «Прямой стежок». Вдевание нитки в иглу.

23.12


47

Работа с нитками и иголкой. «Прямой стежок на картоне».

10.01


48

Работа с нитками и иголкой. «Прямой стежок по точкам».

11.01


49

Работа с нитками и иголкой. «Заплатка». Прошивание картона прямым стежком.

13.01


50

Работа с нитками и иголкой. «Заплатка». Прошивание картона по намеченным точкам.

17.01


51

Действия с предметами. Откручивание, закручивание крышек «Цветочная поляна».

18.01


52

Действия с предметами. Откручивание, закручивание крышек «Цветочная поляна». Закрепление.

20.01


53

Действия с предметами. «Контейнеры». Подбор крышек по размеру контейнера и закрывание его.

24.01


54

Действия с предметами. «Контейнеры». подбор крышек по размеру контейнера и закрывание его. Закрепление.

25.01


55

Работа с плоскими палочками. «Танк». Выкладывание фигур по схеме.

27.01


56

Работа с плоскими палочками. «Бабочка». Выкладывание фигур по схеме.

31.01


57

Работа с бумагой. «Коробочка».

01.02


58

Работа с бумагой. «Конверт». Складывание листа, склеивание.

03.02


59

Действия с совочком и песком. «Песочный город».

07.02


60

Работа с природным материалом. «Морской берег».

08.02


61

Работа с нитками. «Солнышко».

10.02


62

Работа с нитками. «Солнышко». Отрезание ниток заданной длины.

14.02


63

Работа с нитками. «Волосики».

15.02


64

Действия с предметами. Шнуровка «Сапожки».

17.02


65

Действия с предметами. Самостоятельная шнуровка «Рубашка».

21.02


66

Рисование пластилином и природным материалом: «Ракета».

22.02


67

Действия столовыми приборами. «Поварята».

24.02


68

Действия со строительными материалами. Постройки: «Город из кубиков».

28.02


69

Действия со строительными материалами. Постройки: «Город из брусков».

01.03


70

Действия со строительными материалами. Постройки: «Дорога».

03.03


71

Действия со строительными материалами. Постройки: «Дорога из призм».

05.03


72

Действия с ключами и с замками. «Золотой ключик».

10.03


73

Действия с предметами. Катание шарика в заданном направлении.

14.03


74

Действия с предметами. Катание шариков: «Футболисты». Прокатывание через ворота.

15.03


75

Работа с бумагой. Складывание: «Конвертики».

17.03


76

Работа с бумагой. Складывание: «Салфетки к празднику»

31.03


77

Действия с лопаткой. «Посадим дерево».

04.04


78

Действия с лопаткой. «Посадим цветочек».

05.04


79

Работа с тканью. Аппликация: «Цветочная поляна». Вырезание из ткани деталей.

07.04


80

Работа с тканью. Аппликация: «Цветочная поляна» Приклеивание деталей.

11.04


81

Работа с тканью. Аппликация «Город».

12.04


82

Действия с песком. «Формочки»

14.04


83

Действия с песком. Поиск в песке заданных предметов.

18.04


84

Действия с песком. Отгадай, чей след остался на песке?

19.04


85

Действия с песком. Картина на песке.

21.04


86

Действия с предметами. «Бусы» нанизывание бусин одинакового размера.

25.04


87

Действия с предметами. «Бусы» нанизывание бусин разного размера.

26.04


88

Действия с предметами. «Бусы» нанизывание бусин в заданной последовательности (ААБ, АБ).

28.04


89

Действия с предметами. «Бусы» нанизывание бусин в заданной последовательности (ААББ).

05.05


90

Действия с пластмассовым конструктором. «Самолет».

12.05


91

Действия с пластмассовым конструктором. «Мотоцикл».

16.05


92

Работа с плоскими палочками. «Башня».

17.05


93

Работа с плоскими палочками. «Рожица».

19.05


94

Работа с плоскими палочками. «Мельница».

23.05


95

Работа с плоскими палочками. «Собака».

24.05


96

Работа с мозаикой. «Уточка».

26.05


97

Работа с мозаикой. «Чайник».

30.05


98

Итоговая аттестация. "Уборка пришкольного участка".

31.05



5. Методические материалы.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599);

2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2);

Материально-техническое обеспечение:

  • дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий;

  • спортивный инвентарь: маты, мячи разного диаметра, обручи, кегли, мягкие модули различных форм, корзины;

  • мебель: шкафы для хранения, стулья, столы;

  • оборудованная сенсорная комната;

  • игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами;

  • образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности;

  • сенсорные панели;

  • предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины);

  • звучащие предметы для встряхивания;

  • игрушки;

  • вставления (стаканчики одинаковой̆ величины);

  • различные   по форме, величине, цвету   наборы   материала (пуговицы, ракушки, шишки, засушенные листья);

  • пазлы, (из   2-х, 3-х, 4-х частей̆ (до   10);

  • мозаики;

  • волшебные мешочки (наполняемость по мере изучения новой темы);

  • лото ассоциации;

  • деревянные конструкторы;

  • шнуровка: обувь, животные, природа;

  • счетные палочки, образцы для выкладывания счетных палочек;

  • обводка по точкам;

  • разборные деревянные машинки, деревянные ворота, нарисованная дорога, игрушечные самолеты;

  • мягкие пазлы вкладыши (домики, животные, геометрические фигуры);

  • мягкая основа для мозаики:

Освоение   учебного предмета «Предметно практические   действия» предполагает   использование разнообразного дидактического материала:

  • предметов различной̆ формы, величины, цвета;

  • изображений предметов, людей̆, объектов природы, цифр и др.;

  • оборудования, позволяющего   выполнять   упражнения   на   сортировку, группировку   различных   предметов, их   соотнесения   по   определенным признакам;

  • игра - рыбалка;

Вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации являются:

  • специально подобранные предметы;

  • презентации к урокам, развивающие видео занятия;

Дополнительные вспомогательные ресурсы для уроков предметно-практической деятельности: интернет ресурсы, музыкальные пальчиковые гимнастики, музыкальные – видео физминутки.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!