Пояснительная записка.
Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно – практические действия» для 3 А класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Рабочая программа разработана на основе следующих документов:
1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273-ФЗ.
2. Приказ МО РФ №1599 от 19.12.14г. «Об утверждении ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями»;
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к исполнению при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями на 26 января 2016 года. Документ с изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от июня 2015 года №576; приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 года № 1529; приказом Минобрнауки России от 26 января 2016 года №38, от 05.07.2017г.; приказом Минобрнауки России от 23 декабря 2020 года №766.
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 09. 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
5. Примерная АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
6. АООП ОКОУ «Тёткинская школа-интернат».
7. Положение о рабочей программе учебного предмета ОКОУ «Тёткинская школа интернат».
8. Учебный план ОКОУ «Тёткинская школа-интернат» на 2021-2022 учебный год.
В учебном плане предмет представлен с расчетом 3 часа в неделю, 34 учебные недели, 98 часов.
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
продолжить совершенствовать целенаправленные действия с предметами и материалами, учить применять в практической деятельности усвоенные умения.
Задачи и направления рабочей программы:
формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
развитие собственной активности ребенка;
формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
формирование и развитие целенаправленных действий;
развитие планирования и контроля деятельности;
развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.
Коррекционные задачи предмета:
развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
развитие зрительного восприятия;
развитие зрительного и слухового внимания;
развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
формирование и развитие реципрокной координации;
развитие пространственных представлений;
развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Методы:
1. Практические, словесные, наглядные (по источнику изложения учебного материала).
2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др. (по характеру учебно-познавательной деятельности).
3. Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Личностные результаты:
Минимальный уровень:
формирование минимального интереса к обучению, труду предметному рукотворному миру;
овладение элементарными навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности;
минимальный опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
минимальное умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
Достаточный уровень:
формирование интереса к обучению, труду предметному рукотворному миру;
овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия
опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности;
потребность участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
освоение на элементарном уровне простых действий с предметами и материалами;
использование в работе доступных материалов (пластилин, природный материал; бумага и картон; нитки, тканью;
уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога (с привлечением внимания голосом);
уметь захватывать и удерживать предмет;
уметь сминать лист бумаги;
уметь открывать емкости для хранения;
уметь разрывать полоски бумаги на кусочки;
уметь пересыпать крупы с помощью кулака;
уметь отбирать крупы (единичные представители круп);
Достаточный уровень:
освоение простых действий с предметами и материалами;
умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий;
умение рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;
уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога;
уметь фиксировать взгляд на движущемся предмете и объекте;
уметь захватывать, перекладывать, удерживать предмет на правой и левой руке;
уметь открывать и закрывать емкости для хранения;
уметь сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной фактуры, скатывать из бумаги шарики;
рисовать на бумаге, заворачивать в бумагу предметы;
выполнять последовательно организованные движения;
играть с кубиками, карандашами, палочками и т.д;
уметь разрывать полоски бумаги на кусочки с последующим наклеиванием на основу;
уметь пересыпать крупы с помощью кулака, стакана;
уметь пересыпать крупы из одного стакана в другой;
уметь сортировать крупы (3 вида);
складывать в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);
разминать пластилин двумя руками, расплющивать его на дощечке, между ладошек, разрывать пластилин на мелкие и большие части, соединять пластилин, отщипывать пластилин пальцами, раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениям;
играть с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.);
узнавать материалы на ощупь, по звуку;
наполнять железные и пластиковые сосуды различными предметами;
играть с конструктивными материалами;
формирование умения фиксировать взгляд на статичном и движущимся предмете и объекте;
формирование умения захватывать, удерживать, перекладывать предмет;
формирование умения погружать руки в сухой бассейн и доставать из него предметы;
формирование умения пересыпать крупы с помощью стакана.
Содержание учебного предмета
Содержание коррекционного курса "Предметно-практические действия" включает 2 раздела:
Действия с материалами и с предметами,
Действия с предметами - орудиями (молоточек, верстак, отвертка и вспомогательными средствами (использование иголки и ниток).
Развитие практических действий составляет существенную сторону общего развития ребенка. Практическая предметная деятельность характеризуется не только собственно двигательными умениями и навыками, в ней определенным образом проявляются также сенсорная сфера, пространственные представления и мыслительная деятельность. Преодоление трудностей, связанных с осуществлением практического действия, вскрывает и некоторые эмоционально-волевые аспекты психической деятельности.
Обучение начинается с повторения манипуляторных действий с предметом и с ориентировочных операций обследования, уточнения и закрепления свойства материалов и предметов в доступной форме известными способами (путем сминания, разминания, пересыпания, переливания, перекладывания, наматывания и др.).
Далее обучение направлено на формирование предметно-специфических действий (ручных) с использованием предмета для достижения цели (палки, сачка, ключа и пр.); а также на овладение предметно-орудийными действиями (действия ложкой, ножницами, молоточком и т.д.) и умение использовать в практической деятельности предметы-орудия на основе игрового мотива (с помощью гаечного ключа, отвертки, молоточка и т.д. (пластмассовые верстаки) чинить, соединять, создавать элементы конструкция (сборно-разборные игрушки, модели транспорта и пр.).
№ п/п | Название раздела | Материалы, предметы | Количество часов |
1. | «Действия с материалами и предметами» | Пластилин: раскатывание пластилина в ладошках, ладонью на подкладной доске (палочки, столбики, шарики); соединение концов палочки в кольцо, с примазыванием места соединения; разрезание палочки стекой; изготовление из палочек на основе образца; отщипывание маленьких кусочков пластилина и растирание внутри контура пальцем. Бумага: сгибание по заданным прямым линиям; обертывание бумагой небольших предметов; складывание бумаги; изготовление летающих игрушек; складывание бумажных салфеток; составление набора цветной бумаги (3-4 листа); складывание прямоугольных полосок бумаги вдвое; подвижная аппликация из готовых деталей; предметная аппликация из готовых форм; разрезание бумаги ножницами, по намеченным линиям (прямая, волнистая, зигзаг). Нитки: нарезание ниток равными частями с последующим приклеиванием их на бумагу. Ткань: обыгрывание действий с тканью; вырезание из ткани деталей с последующим приклеиванием их на бумагу. Природный материал: первичная обработка, размещение на хранение; составление букетов из осенних листьев; накладывание сухих листьев на соответствующие контурное изображение с последующим наклеиванием; вырезание из засушенных листьев деталей для аппликации с последующим приклеиванием на бумагу. Шнуровка: шнурование прямыми, крестообразными способами на имитированных «сапогах» (вырезанных из картона, линолеума). Песком, крупами (горох, фасоль): пересыпание, наполнение сосудов (рукой, ложкой), поиск в них заданных предметов. | 43 |
| Предметы | Шарики: катание шариков в определенном направлении; прокатывание шарика через ворота; закатывание шарика в емкость. Предметы: подбор и закручивание (откручивание, открывание, закрывание) крышек; нанизывание больших и маленьких бусин на стержни (проволоку, нитки); размещение в ряд различных по размеру предметов; защипывание прищепок (недостающих деталей на картинке). Строительные материалы: дома из куба и призмы; ворот из кубов и параллелепипеда; забор из кубиков и кирпичиков; стол и стул. Плоские палочки: складывание из плоских палочек фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник; лесенка, дорожка, домик с трубой, кораблик, ракета. Мозаика: выкладывание узора: чередование или по заданной схеме: цветочек, домик, флажок и т.п. | 28 |
2. | «Действия с орудиями» | Конструктор пластмассовый: выбирать предмет-орудие для сбора игрушки, закреплять детали игрушки; соединять (разъединять) детали конструктора при помощи гаечного ключа и отвертки. Столовые приборы (ложка, поварёшка): зачерпывать крупу (горох, фасоль), песок, воду – перекладывать (переливать) из одной емкости в другую, складывать (наливать) в емкость. Совочек: зачерпывать песок, складывать в формочки, утрамбовывать в формочке для последующего переворачивания. Лопатка, веник: подметать мусор, при помощи веника собирать мусор на лопатку, перекладывать в корзину для мусора, копать в земле ямку. Ключи: подбирать ключ к замку, закрывать открывать замок ключом. Сачок: вылавливать в воде (игрушки, предметы), раскладывать в емкости. Иголка и нитки: отрезать нитку нужной длины, вставлять в ушко иголки, делать узелок на конце нитки, прокладывать прямую строчку по намеченным точкам на картоне или плотной ткани | 31 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата проведения урока |
По плану | Фактически |
1 | Работа с природным материалом. Аппликация из засушенных листьев: «Осенний лес». | 02.09 | |
2 | Действия с сачком. «Рыбалка». | 06.09 | |
3 | Работа с бумагой и ножницами. «Полоски»: прямая, волнистая. | 07.09 | |
4 | Работа с бумагой и ножницами. «Полоски»: зигзаг, спираль. | 09.09 | |
5 | Работа с пластилином. «Домик в деревне». Рисование пластилином по трафарету. | 13.09 | |
6 | Работа с мозаикой. «Дом с елкой». | 14.09 | |
7 | Работа с мозаикой. «Зонтик». | 16.09 | |
8 | Работа с водой и с материалом. «Стирка»: намачивание, намыливание. | 20.09 | |
9 | Работа с водой и с материалом. «Стирка»: полоскание, отжимание ткани. | 21.09 | |
10 | Работа с водой и с материалом. «Стирка»: намыливание губки, мытье посуды. | 23.09 | |
11 | Работа с плоскими палочками. «Кораблик». | 27.09 | |
12 | Работа с плоскими палочками. «Ракета». | 28.09 | |
13 | Действия с деревянным конструктором. «Дом». | 30.09 | |
14 | Действия с деревянным конструктором. «Дорожки». | 04.10 | |
15 | Действия с деревянным конструктором. «Заборчик». | 05.10 | |
16 | Работа с песком «Клад». | 07.10 | |
17 | Работа с песком. «Неизвестные следы». Звери. | 11.10 | |
18 | Работа с песком. «Неизвестные следы». Птицы. | 12.10 | |
19 | Работа с бумагой. Предметная аппликация: «Кораблики плывут». | 14.10 | |
20 | Работа с бумагой. Предметная аппликация: «Закладка для книжки по образцу». | 18.10 | |
21 | Работа с бумагой. Предметная аппликация: «Закладка для книжки». Самостоятельная работа. | 19.10 | |
22 | Работа с крупами. «Раз горошек, два горошек». Наполнение сосуда руками. | 21.10 | |
23 | Работа с крупами. «Полна коробочка». Наполнение ложкой сосуда фасолью. | 25.10 | |
24 | Работа с пластилином. Рисование пластилином «Вишенки». | 26.10 | |
25 | Работа с пластилином. Рисование пластилином «Листочки». | 28.10 | |
26 | Работа со столовыми предметами (с ложками). «Наполнение баночек сыпучим материалом (крупа)». | 08.11 | |
27 | Работа со столовыми предметами (с ложками). «Наполнение баночек сыпучим материалом (песок)». | 09.11 | |
28 | Действия с поварёшкой. «Наполнение сосуда водой». | 11.11 | |
29 | Действия с предметами «Посуда». | 15.11 | |
30 | Действия с предметами. «Одежда». | 16.11 | |
31 | Работа с прищепками. «Солнышко». | 18.11 | |
32 | Работа с прищепками. «Домик». | 22.11 | |
33 | Работа с бусинами. «Бусы маме» из бусин одинаковых размеров . | 23.11 | |
34 | Работа с бусинами. «Бусы маме» из бусин (разных) размеров и форм. | 25.11 | |
35 | Действия с предметами. «Посуда» (нахождение контура заданного предмета). | 29.11 | |
36 | Действия с предметами. «Игрушки» (нахождение контура заданного предмета). | 30.11 | |
37 | Действия с предметами. «Животные» (нахождение контура заданного предмета). | 02.12 | |
38 | Действия с пластмассовым конструктором. Сборка: «Машинка». | 06.12 | |
39 | Действия с пластмассовым конструктором. Сборка: «Трактор». | 07.12 | |
40 | Работа с бумагой. «Гирлянда на елку». Склеивание колечек из полосок бумаги. | 09.12 | |
41 | Работа с бумагой. «Гирлянда на елку». Приклеивание готовых деталей на лист картона. | 13.12 | |
42 | Работа с бумагой. Аппликация: «Елочка в лесу». | 14.12 | |
43 | Работа с бумагой. Аппликация: «Зимний домик». | 16.12 | |
44 | Промежуточная аттестация. «Лесенка» - действие с конструктором Лего. | 20.12 | |
45 | Промежуточная аттестация. «Мастерская» - действие с пластмассовым конструктором. | 21.12 | |
46 | Работа с нитками и иголкой. «Прямой стежок». Вдевание нитки в иглу. | 23.12 | |
47 | Работа с нитками и иголкой. «Прямой стежок на картоне». | 10.01 | |
48 | Работа с нитками и иголкой. «Прямой стежок по точкам». | 11.01 | |
49 | Работа с нитками и иголкой. «Заплатка». Прошивание картона прямым стежком. | 13.01 | |
50 | Работа с нитками и иголкой. «Заплатка». Прошивание картона по намеченным точкам. | 17.01 | |
51 | Действия с предметами. Откручивание, закручивание крышек «Цветочная поляна». | 18.01 | |
52 | Действия с предметами. Откручивание, закручивание крышек «Цветочная поляна». Закрепление. | 20.01 | |
53 | Действия с предметами. «Контейнеры». Подбор крышек по размеру контейнера и закрывание его. | 24.01 | |
54 | Действия с предметами. «Контейнеры». подбор крышек по размеру контейнера и закрывание его. Закрепление. | 25.01 | |
55 | Работа с плоскими палочками. «Танк». Выкладывание фигур по схеме. | 27.01 | |
56 | Работа с плоскими палочками. «Бабочка». Выкладывание фигур по схеме. | 31.01 | |
57 | Работа с бумагой. «Коробочка». | 01.02 | |
58 | Работа с бумагой. «Конверт». Складывание листа, склеивание. | 03.02 | |
59 | Действия с совочком и песком. «Песочный город». | 07.02 | |
60 | Работа с природным материалом. «Морской берег». | 08.02 | |
61 | Работа с нитками. «Солнышко». | 10.02 | |
62 | Работа с нитками. «Солнышко». Отрезание ниток заданной длины. | 14.02 | |
63 | Работа с нитками. «Волосики». | 15.02 | |
64 | Действия с предметами. Шнуровка «Сапожки». | 17.02 | |
65 | Действия с предметами. Самостоятельная шнуровка «Рубашка». | 21.02 | |
66 | Рисование пластилином и природным материалом: «Ракета». | 22.02 | |
67 | Действия столовыми приборами. «Поварята». | 24.02 | |
68 | Действия со строительными материалами. Постройки: «Город из кубиков». | 28.02 | |
69 | Действия со строительными материалами. Постройки: «Город из брусков». | 01.03 | |
70 | Действия со строительными материалами. Постройки: «Дорога». | 03.03 | |
71 | Действия со строительными материалами. Постройки: «Дорога из призм». | 05.03 | |
72 | Действия с ключами и с замками. «Золотой ключик». | 10.03 | |
73 | Действия с предметами. Катание шарика в заданном направлении. | 14.03 | |
74 | Действия с предметами. Катание шариков: «Футболисты». Прокатывание через ворота. | 15.03 | |
75 | Работа с бумагой. Складывание: «Конвертики». | 17.03 | |
76 | Работа с бумагой. Складывание: «Салфетки к празднику» | 31.03 | |
77 | Действия с лопаткой. «Посадим дерево». | 04.04 | |
78 | Действия с лопаткой. «Посадим цветочек». | 05.04 | |
79 | Работа с тканью. Аппликация: «Цветочная поляна». Вырезание из ткани деталей. | 07.04 | |
80 | Работа с тканью. Аппликация: «Цветочная поляна» Приклеивание деталей. | 11.04 | |
81 | Работа с тканью. Аппликация «Город». | 12.04 | |
82 | Действия с песком. «Формочки» | 14.04 | |
83 | Действия с песком. Поиск в песке заданных предметов. | 18.04 | |
84 | Действия с песком. Отгадай, чей след остался на песке? | 19.04 | |
85 | Действия с песком. Картина на песке. | 21.04 | |
86 | Действия с предметами. «Бусы» нанизывание бусин одинакового размера. | 25.04 | |
87 | Действия с предметами. «Бусы» нанизывание бусин разного размера. | 26.04 | |
88 | Действия с предметами. «Бусы» нанизывание бусин в заданной последовательности (ААБ, АБ). | 28.04 | |
89 | Действия с предметами. «Бусы» нанизывание бусин в заданной последовательности (ААББ). | 05.05 | |
90 | Действия с пластмассовым конструктором. «Самолет». | 12.05 | |
91 | Действия с пластмассовым конструктором. «Мотоцикл». | 16.05 | |
92 | Работа с плоскими палочками. «Башня». | 17.05 | |
93 | Работа с плоскими палочками. «Рожица». | 19.05 | |
94 | Работа с плоскими палочками. «Мельница». | 23.05 | |
95 | Работа с плоскими палочками. «Собака». | 24.05 | |
96 | Работа с мозаикой. «Уточка». | 26.05 | |
97 | Работа с мозаикой. «Чайник». | 30.05 | |
98 | Итоговая аттестация. "Уборка пришкольного участка". | 31.05 | |
5. Методические материалы.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599);
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2);
Материально-техническое обеспечение:
дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий;
спортивный инвентарь: маты, мячи разного диаметра, обручи, кегли, мягкие модули различных форм, корзины;
мебель: шкафы для хранения, стулья, столы;
оборудованная сенсорная комната;
игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами;
образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности;
сенсорные панели;
предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины);
звучащие предметы для встряхивания;
игрушки;
вставления (стаканчики одинаковой̆ величины);
различные по форме, величине, цвету наборы материала (пуговицы, ракушки, шишки, засушенные листья);
пазлы, (из 2-х, 3-х, 4-х частей̆ (до 10);
мозаики;
волшебные мешочки (наполняемость по мере изучения новой темы);
лото ассоциации;
деревянные конструкторы;
шнуровка: обувь, животные, природа;
счетные палочки, образцы для выкладывания счетных палочек;
обводка по точкам;
разборные деревянные машинки, деревянные ворота, нарисованная дорога, игрушечные самолеты;
мягкие пазлы вкладыши (домики, животные, геометрические фигуры);
мягкая основа для мозаики:
Освоение учебного предмета «Предметно практические действия» предполагает использование разнообразного дидактического материала:
предметов различной̆ формы, величины, цвета;
изображений предметов, людей̆, объектов природы, цифр и др.;
оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам;
игра - рыбалка;
Вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации являются:
специально подобранные предметы;
презентации к урокам, развивающие видео занятия;
Дополнительные вспомогательные ресурсы для уроков предметно-практической деятельности: интернет ресурсы, музыкальные пальчиковые гимнастики, музыкальные – видео физминутки.