СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Профильный труд" ("Рабочий по обслуживанию зданий")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Профильный труд" ("Рабочий по обслуживанию зданий")»

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области

«Ачитская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»



Утверждено:

Директор

______________

(С.В. Крючкова)

Приказ №_____

от «__»________2023г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Профильный труд» («Рабочий по обслуживанию здания»)

для учащихся 6 «А» класса

на 2023-2024 учебный год

(ФАООП вариант 1)



Рассмотрена Составитель:

на заседании ШМО Баженов А.В.

Протокол №______ (Ф.И.О. педагога)

от «__»_________2023г. нет

Руководитель ШМО (квалификационная категория)

____________________


р.п. Ачит 2023 год.

Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» («Рабочий по обслуживанию здания») 6 класс составлена с учётом особенностей познавательной деятельности умственно отсталых детей.

Данная программа, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию.

Цель обучения – всестороннее развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) среднего возраста в процессе формирования их трудовой культуры.

Задачи обучения:

− развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности);

− обучение обязательному общественно полезному, подготовка обучающихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства;

− ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном производстве;

− формирование трудовых навыков и умений, необходимых для участия в общественно полезном труде;

- совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;

− коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);

− формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности.

Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» («Рабочий по обслуживанию здания») в 6 классе определяет следующие задачи:

− формирование знаний об оборудовании рабочих мест и правил работы за ними;

− формирование знаний о древесине, металлах: виды, использование, названия;

- формирование знаний о правилах техники безопасности при работе ручным столярным, слесарным инструментом;

− формирование знаний о правилах техники безопасности при работе на сверлильном станке;

− формирование умений работать ручным столярным, слесарным инструментом;

− формирование умений делать разметку столярным, слесарным угольником и линейкой;

− формирование умений выполнять простые столярные, слесарные соединения.

Рабочая программа по составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

- Закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

- Федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12. 2014г. № 1599.

- ФАООП УО (вариант 1 для обучающихся с легкой умственной отсталостью), приказ Министерства просвещения России от 24.11.2022г №1026.

- Адаптированной основной общеобразовательной программы ГБОУ СО «Ачитская школа-интернат».

- Примерной образовательной программы по основам социальной жизни (автор А.К.Аксенова, Н.Г. Галунчикова), Программ для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов, под редакцией И.М. Бгажноковой, допущенных к использованию Министерством образования и науки РФ, Москва «Просвещение», 2010.


Предмет «Рабочий по обслуживанию здания» входит в образовательную область «Профильный труд» учебного плана ГБОУ СО «Ачитская школа-интернат». На изучение предмета отводится в 6 классе 2 часа в неделю, 68 часа в год, 34 учебные недели.


Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплекс, включающий:

- Васенков Г.В., Русанова Л.С., Русанов В.М. Технология. Дерево и металлообработка. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – М.: ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО», 2022.


- Васенков Г.В., Русанова Л.С., Ванцаев М.С., Русанов В.М. В19 Технология. Основы монтажа и эксплуатации внутренних сантехнических устройств. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – М.: ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО», 2022.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Рабочий по обслуживанию здания» в 6 классе


В программе указаны требования к знаниям учащихся и практические умения. Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень - это тот минимум, который должны усвоить все учащиеся по окончании каждого учебного года, а достаточный уровень содержит дополнения для учащихся, которые имеют более быстрый темп работы и усваивают программу в целом.

Понижать уровень можно только тогда, когда учитель использовал все возможные коррекционно - развивающие меры воздействия.

Обучение учащихся, которые не могут усвоить программу в соответствии с минимальным уровнем, осуществляется по индивидуальной программе, содержание которой составляет учитель.


Предметные

Личностные

Базовые учебные действия

Достаточный уровень

− знать правила техники безопасности и соблюдать их;

− понимать значимость организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину и умение организовывать своё рабочее место;

− производить самостоятельный отбор материала и инструментов, необходимых для работы;

− определять возможности различных материалов, их целенаправленный выбор (с помощью учителя) в соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствами в зависимости от задач предметно-практической деятельности;

− экономно расходовать материалы;

− планировать предстоящую практическую работу;

− знать оптимальные и доступные технологические приемы ручной и машинной обработки столярных материалов в зависимости от их свойств и поставленных целей;

− осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы;

− уметь определять виды пиломатериалов, знать их свойства;

− понимать общественную значимость своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности

Минимальный уровень

− знать правила техники безопасности;

− понимать значимость организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину;

− знать названия некоторых материалов изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту;

− иметь представления об основных свойствах используемых материалов; − знать правила хранения материалов и санитарно-гигиенических требований при работе с производственными материалами;

− уметь отобрать (с помощью учителя) материалы и инструменты, необходимые для работы;

− иметь представления о принципах действия, общем устройстве верстака, столярного угольника, столярной ножовки, рашпиля, драчевого напильника, шлифовальной шкурки, электровыжигателя, ручной дрели, коловорота, шила, рубанка, лучковой пилы, лобзика, сверлильного станка, долота, стамески, киянки, рейсмуса;

− владеть базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных производственных технологических процессов; − читать (с помощью учителя) технологическую карту, чертеж, используемые в процессе изготовления изделия;

− иметь представления о разных видах профильного труда; − заботливо и бережно относиться к общественному достоянию;

− участвовать (под руководством учителя) в совместной работе в группе;

− соблюдать в процессе выполнения трудовых заданий порядок и аккуратность

Ниже минимального

  • иметь представления по всем разделам программы;

  • участвовать в беседах по основным темам программы;

  • Выполнять учебные задания, с помощью учителя;

  • проявлять интерес к изучению предмета.

−сформированность начальных представлений о собственных возможностях;

− овладение начальными трудовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; − владение начальными навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

− сформированность начальных навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками на уроках профильного труда;

− воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

− сформированность установки на бережное отношение к материальным ценностям

Коммуникативные УД:

  • Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель- класс)

  • Обращаться за помощью и принимать помощь

  • Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту

  • Участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях;

  • Оформлять свои мысли в устной речи;

  • Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;

  • Слушать и понимать речь других;

  • Договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

  • Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.

Регулятивные УД:

  • Входить и выходить из учебного помещения со звонком.

  • Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения).

  • Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.).

  • Работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя.

  • Корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя.

  • Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать

предложенному плану и работать в общем темпе.

  • Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.

Познавательные УД:

  • Осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

  • Самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;

  • Понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;

  • Использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;

  • Использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;

  • Анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;

  • Осуществлять синтез как составление целого из их частей;

  • Осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;

  • Составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;

  • Строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.





Характеристика дифференцированных групп обучающихся

В 6 классе обучается 2 человека, возможности обучения у детей разные.

1 уровень-достаточный (Никифоров Арсений, Мусихин Артем,) успешно овладевают материалом в процессе фронтального обучения, проявляют интерес к материалу урока. Все задания выполняют самостоятельно, владеют терминологией, обладают хорошим воображением, памятью, мышлением. Знания применяют на практике, поясняют свои действия, обсуждают предстоящую работу, самостоятельно принимают способы выполнения заданий. Адекватно оценивают результат своей деятельности, достаточно успешно занимаются на уроках. Данные учащиеся имеют достаточно обширные сведения об окружающем мире. В основном понимают фронтальное объяснение учителя. Неплохо запоминают пройденный материал, но самостоятельно сделать элементарные выводы, обобщения, сравнения затрудняются. На уроках всегда активны, любознательны.

2 уровень-минимальный(-)на уроках испытывают затруднения. Они понимают в основном фронтальные объяснения учителя, неплохо запоминают изучаемый материал. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Темп работы средний, допускают ошибки, которые могут быть исправлены незначительной помощью. Для них характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь, отделить второстепенное. Для успешного усвоения программного материала нужны разнообразные виды помощи (словесно-логическая, наглядная, предметно-практическая), постоянное повторение. Несмотря на трудности, эти ученики в основном усваивают программный материал, могут применить знания.

3 уровень – ниже минимального (-) с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи словесно-логической, наглядной, предметно-практической. Она с трудом определяют главное в изученном, устанавливают логическую связь. Их отличает низкая самостоятельность. Несмотря на трудности усвоения программного материала, в основном не теряют приобретенных знаний и умений, могут их применять при выполнении аналогичного задания. Значительная помощь нужна в начале выполнения задания, после чего могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Их деятельность нужно постоянно организовывать.


Общая характеристика учебного предмета

Обучение профильному труду в 6 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками.

В 6 классе обучающиеся знакомятся:

− с профессиями столяра, слесаря, слесаря- сантехника и их ролью в современной жизни;

− со столярной, слесарной мастерской;

- с правилами безопасности поведения в мастерской;

- с рабочим местом столяра, слесаря, слесаря -сантехника;

- с инструментами для обработки древесины и металлов;

- с правилами безопасности при работе инструментами;

- с оборудованием сантехнической мастерской;

- с инструментами, материалами и приборами;

- с основами ручной обработки древесины и металла;

− с основами деревообработки- пиление, строгание, соединение и склеивание брусков;

- системами водопроводов, канализаций, и обогревом домов и квартир;

- с основами металлообработки-резание, опиливание металла;

− с основами обработки материалов в сантехническом деле.

Распределение учебного материала осуществляется концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от исключительно практического изучения профильного труда к практико-теоретическому изучению, с обязательным учётом значимости усваиваемых знаний и умений формирования жизненных компетенций.

Программа по профильному труду включает теоретические и практические занятия. При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного материала и постепенного ввода нового.

Преподавание профильного труда базируется на знаниях, получаемых обучающимися на уроках математики, естествознания, истории и других предметов. Данная программа предусматривает обязательное обсуждение характеристик изделия, продумывание плана предстоящей работы, оценку сделанного. Большое внимание уделяется технике безопасности.


Содержание учебного предмета «Рабочий по обслуживанию зданий» 6 класс

В мире профессии. Слесарная и столярная мастерская. Мастерская слесаря-сантехника. Инструменты для обработки древесины и металла. Требования к инструментам. Основы ручной обработки древесины и металла. Материалы и их виды. Пиление, строгание и склеивание брусков. Человек и вода. Основы металлообработки, резание, опиливание. Основы обработки материалов в сантехническом деле.



Календарно-тематическое планирование уроков в 6 классе (2 часа в неделю)



Название темы

Кол-во часов

Дата проведения

1.

В мире профессий.

2

2.

Профессия столяр, слесарь, слесарь-сантехник

2


3

Профессия столяр, слесарь, слесарь-сантехник и их роль в современной жизни

2


4

Профессия слесарь- сантехник

2


5

Санитарно-технические работы и оборудование.

2


6

Столярная мастерская.

2


7

Слесарная мастерская

2


8

Мастерская сантехника

2


9

Правила безопасности и поведения в мастерской

2


10

Виды инструментов для обработки древесины и металла

2


11

Назначения инструментов

2


12

Материалы в столярном и слесарном деле

2


13

Технологическая карта

2


14

Правила техники безопасности при работе инструментами.

2


15

Материалы. История происхождения материалов.

2


16

Свойства материалов

2


17

Инструменты для обработки древесины и металла.

2


18

Пиление, строгание, склеивание брусков.

2


19

Человек и вода.

2


20

Колодцы, скважины, водоемы

2


21

Водопровод и канализация

2



22

Основы обработки материалов в сантехническом деле

2


23

Разметка и инструменты для разметки

2


24

Организация рабочего места для разметки

2


25

Разметка по шаблону и по линейке

2


26

Основы металлообработки

2


27

Правка проволоки

2


28

Резание металла

2


29

Инструменты для резания металла

2


30

Приемы резания и безопасность

2


31

Опиливание металла.

2


32

Назначение и инструменты для опиливания металла

2


33

Приемы опиливания. Безопасность работы

2


34

Контроль работы при опиливании металла

2


Итого:

68











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!