СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Профильный труд" ("Рабочий по обслуживанию зданий")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Профильный труд" ("Рабочий по обслуживанию зданий")»

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области

«Ачитская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»



Утверждено:

Директор

______________

(С.В. Крючкова)

Приказ №_____

от «__»________2023г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Профильный труд» («Рабочий по обслуживанию здания»)

для учащихся 8 «А» и 8 «В» класса

на 2023-2024 учебный год

(ФАООП вариант 1)



Рассмотрена Составитель:

на заседании ШМО Баженов А.В.

Протокол №______ (Ф.И.О. педагога)

от «__»_________2023г. нет

Руководитель ШМО (квалификационная категория)

____________________


р.п. Ачит 2023 год.

Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» («Рабочий по обслуживанию здания») 8 класс составлена с учётом особенностей познавательной деятельности умственно отсталых детей.

Данная программа, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию.

Цель обучения – всестороннее развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) среднего возраста в процессе формирования их трудовой культуры.

Задачи обучения:

− развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности);

− обучение обязательному общественно полезному, производительному труду; подготовка обучающихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства;

− расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

− расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей;

− расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;

− ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном производстве;

− ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной трудовой подготовки;

− формирование представлений о производстве, структуре производственного процесса, деятельности производственного предприятия, содержании и условиях труда по массовым профессиям, с которыми связаны профили трудового обучения в образовательной организации;

− ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным профилям и испытание своих сил в процессе практических работ по одному из выбранных профилей в условиях школьных учебно-производственных мастерских в соответствии с физическими возможностями и состоянием здоровья обучающихся;

− формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических, конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в общественно полезном, производительном труде;

− формирование знаний об организации труда и рабочего места, планировании трудовой деятельности;

− совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;

− коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);

− коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);

− коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование практических умений;

− развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);

− формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации;

− формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности.

Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» («Рабочий по обслуживанию зданий») в 8 классе определяет следующие задачи:

− формирование знаний о санитарно-гигиенических требованиях к рабочим местам; оборудовании рабочих мест и правил работы за ними;

− формирование знаний о пиломатериалы: виды, использование, названия;

− формирование знаний о дереве: основные части; − формирование знаний о правилах техники безопасности при работе столярной ножовкой, рашпилем, драчевым напильником, шлифовальной шкуркой, электровыжигателем, дрелью, шилом, рубанком, лучковой пилой, лобзиком, рейсмусом, на сверлильном станке, долотом, стамеской, киянкой, фуганком, морилкой, анилиновыми красителями, лаком, штангенциркулем, фальцгобелем, зензубелем;

− формирование знаний о техническом рисунке, эскизе и чертеж; назначение, выполнение простейших чертежей, обозначение размеров;

− формирование знаний об устройстве и применении инструментов и приспособлений: верстака, столярного угольника, столярной ножовки, рашпиля, драчевого напильника, шлифовальной шкурки, электровыжигателя, ручной дрели, коловорота, шила, рубанка, лучковой пилы, лобзика, рейсмуса, сверлильного станка, долота, стамески, киянки, фуганка, морилки, анилиновых красителей, лака, штангенциркуля, фальцгобеля, зензубеля;

− формирование умений работать столярной ножовкой, рубанком, раззенковкой, буравчиком, ручной дрелью, коловоротом, настольным сверлильным станком, лучковой пилой, стамеской, рашпилем, драчевым напильником, шлифовальной шкуркой, электровыжигателем, шилом, лобзиком, рейсмусом, долотом, стамеской, киянкой, фуганком, морилкой, анилиновыми красителями, лаком, штангенциркулем, фальцгобелем, зензубелем;

− формирование знаний о резьбе по дереву: назначение, древесина, инструменты (косяк, нож), виды, правила безопасной работы;

− формирование умений резьбы по дереву, составления простейшего геометрического орнамента;

− формирование умений читать простейшие чертежи;

− формирование умений делать разметку столярным угольником и линейкой, рейсмусом;

− формирование знаний о видах абразивных материалов, брусках для заточки и правки стамески и долота, способах определения качества заточки, правил ТБ при затачивании;

− формирование умений выполнять соединение врезкой, угловое концевое соединение вполдерева, УК-1, УС-3, УК-4, УК-2, УЯ-1, УЯ-2


Рабочая программа по составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

- Закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

- Федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12. 2014г. № 1599.

- ФАООП УО (вариант 1 для обучающихся с легкой умственной отсталостью), приказ Министерства просвещения России от 24.11.2022г №1026.

- Адаптированной основной общеобразовательной программы ГБОУ СО «Ачитская школа-интернат».

- Примерной образовательной программы по основам социальной жизни (автор А.К.Аксенова, Н.Г. Галунчикова), Программ для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов, под редакцией И.М. Бгажноковой, допущенных к использованию Министерством образования и науки РФ, Москва «Просвещение», 2010.


Предмет «Рабочий по обслуживанию здания» входит в образовательную область ««Профильный труд» учебного плана ГБОУ СО «Ачитская школа-интернат». На изучение предмета отводится в 8 классе 2 часа в неделю, 68 часа в год, 34 учебные недели.


Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплекс, включающий:


- Васенков Г.В., Русанова Л.С., Русанов В.М. Технология. Дерево и металлообработка. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – М.: ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО», 2022.


- Васенков Г.В., Русанова Л.С., Ванцаев М.С., Русанов В.М. В19 Технология. Основы монтажа и эксплуатации внутренних сантехнических устройств. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – М.: ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО», 2022.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Рабочий по обслуживанию здания» в 8 классе


В программе указаны требования к знаниям учащихся и практические умения. Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень - это тот минимум, который должны усвоить все учащиеся по окончании каждого учебного года, а достаточный уровень содержит дополнения для учащихся, которые имеют более быстрый темп работы и усваивают программу в целом.

Понижать уровень можно только тогда, когда учитель использовал все возможные коррекционно - развивающие меры воздействия.

Обучение учащихся, которые не могут усвоить программу в соответствии с минимальным уровнем, осуществляется по индивидуальной программе, содержание которой составляет учитель.


Предметные

Личностные

Базовые учебные действия

Достаточный уровень

− знать правила техники безопасности и соблюдать их;

− понимать значимость организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину и умение организовывать своё рабочее место;

− производить самостоятельный отбор материала и инструментов, необходимых для работы;

− определять возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор (с помощью учителя) в соответствии с их физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствами в зависимости от задач предметно-практической деятельности;

− экономно расходовать материалы;

− планировать предстоящую практическую работу;

− знать оптимальные и доступные технологические приемы ручной и машинной обработки столярных материалов в зависимости от их свойств и поставленных целей;

− осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы;

− уметь определять виды пиломатериалов, знать их свойства;

− понимать общественную значимость своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности.

Минимальный уровень

− знать правила техники безопасности;

− понимать значимость организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину;

− знать названия некоторых материалов изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту;

− иметь представления об основных свойствах используемых материалов; − знать правила хранения материалов и санитарно-гигиенических требований при работе с производственными материалами;

− уметь отобрать (с помощью учителя) материалы и инструменты, необходимые для работы;

− иметь представления о принципах действия, общем устройстве верстака, столярного угольника, столярной ножовки, рашпиля, драчевого напильника, шлифовальной шкурки, электровыжигателя, ручной дрели, коловорота, шила, рубанка, лучковой пилы, лобзика, сверлильного станка, долота, стамески, киянки, рейсмуса, фуганка, морилки, анилиновых красителей, лака, штангенциркуля, фальцгобеля, зензубеля;

− владеть базовыми умениями, позволяющими понимать распространенные производственные технологические процессы;

− читать (с помощью учителя) технологическую карту, чертеж, используемые в процессе изготовления изделия;

− участвовать (под руководством учителя) в совместной работе в группе;

− соблюдать в процессе выполнения трудовых заданий порядок и аккуратность.

Ниже минимального

  • иметь представления по всем разделам программы;

  • участвовать в беседах по основным темам программы;

  • Выполнять учебные задания, с помощью учителя;

  • проявлять интерес к изучению предмета.

−сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

− овладение трудовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

− владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, использование доступных информационных технологий для коммуникации; − воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

− способность к осмыслению картины мира, ее временнопространственной организации

Коммуникативные:

-ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- формулировать собственное желание и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- задавать вопросы;

- контролировать свои и действия партнера; - использовать речевые средства (как в вербальной, так и в невербальной форме) для регуляции своего действия;

- использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; -использовать элементарную коммуникативную компетенцию, как способность и готовность общаться с учетом своих речевых возможностей и потребностей; применять правила речевого, неречевого поведения.

Регулятивные:

-в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи;- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

--учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;- осуществлять контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; - оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные:

-строить коммуникацию (речевое высказывание) в устной, письменной, знаково-символической форме;

- осваивать начальные лингвистические представления, необходимые для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью,  расширить свой лингвистический кругозор;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;




Характеристика дифференцированных групп обучающихся


1-й уровень, достаточный. 8 «А» класс

2 ученика (Мусихин Дмитрий, Ладейщиков Евгений). достаточно успешно занимаются на уроках, но в то же время для успешной передачи своих мыслей им нужна помощь учителя в виде подсказки, наводящих вопросов, плана, различных видов наглядности.

2-й уровень, минимальный

2 ученика (Лунегов Егор, Савицкий Сергей,) Они с трудом могут построить фразу, устное высказывание, выразительность также недостаточна. Для более-менее успешного усвоения программного материала нуждаются в разнообразных видах помощи

3-й уровень, ниже минимального


1-й уровень, достаточный. 8 «В» класс

3 ученика (Жданов Илья, Лылов Мирослав, Насиров Алмаз) достаточно успешно занимаются на уроках, но в то же время для успешной передачи своих мыслей им нужна помощь учителя в виде подсказки, наводящих вопросов, плана, различных видов наглядности.

2-й уровень, минимальный

3-й уровень, ниже минимального


Общая характеристика учебного предмета


Обучение профильному труду в классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками.

В классе обучающиеся знакомятся:

− с профессиональной деятельностью столяра, слесаря, слесаря- сантехника;

− с гигиеной труда;

- с санитарно-техническими работами;

- с обработкой деталей из дерева;

- с подготовительными и заготовительными санитарно-техническими работами;

- с инструментами, материалами и приспособлениями в санитарно-технических работах;

- с металлами и сплавами;

- с нестандартным оборудованием и сверлением;

-с соединениями деталей;

- с погрузочно- разгрузочными и монтажно- сборочными работами.


Распределение учебного материала осуществляется концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от исключительно практического изучения профильного труда к практико-теоретическому изучению, с обязательным учётом значимости усваиваемых знаний и умений формирования жизненных компетенций.

Программа по профильному труду включает теоретические и практические занятия. При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного материала и постепенного ввода нового.

Преподавание профильного труда базируется на знаниях, получаемых обучающимися на уроках математики, естествознания, истории и других предметов. Данная программа предусматривает обязательное обсуждение характеристик изделия, продумывание плана предстоящей работы, оценку сделанного. Большое внимание уделяется технике безопасности.

Содержание учебного предмета «Рабочий по обслуживанию зданий» 8 класс


Профессиональная деятельность столяра, слесаря и слесаря сантехника. Гигиена труда. Санитарно-технические работы. Ручной столярный инструмент. Подготовительные и заготовительные санитарно-технические работы. Столярно-мебельные изделия. Сведения о металлах и сплавах. Инструменты, материалы и приспособления в санитарно- технических работах. Соединение деталей. Изготовление нестандартного оборудования для монтажа санитарно-технических систем. Монтажно- сборочные санитарно-технические работы.



Календарно-тематическое планирование уроков в 8 классе (2 часа в неделю)




Название темы

Кол-во часов

Дата проведения

1.

Введение. История возникновения профессий столяра, слесаря.

2

2.

Особенности деятельности и профессиональные качества столяра и слесаря.

2


3

Особенности деятельности и профессиональные качества слесаря-сантехника.

2


4

Рабочее место и специальная одежда. Правила безопасности.

2


5

Гигиена труда. Значение рационального режима работы и отдыха.

2


6

Санитарно-технические работы. Назначение санитарно-технических работ.

2


7

Теплоснабжение. Тепловые сети

2


8

Система отопления

2


9

Система водоснабжения

2


10

Система канализации

2


11

Ручной столярный инструмент

2


12

Изготовление столярных изделий

2


13

Подготовительные и заготовительные санитарно-технические работы

2


14

Чертежи в слесарных сантехнических работах

2


15

Арматура для санитарно-технических систем

2


16

Санитарно-технические приборы

2


17

Инструменты, материалы и приспособления в санитарно-технических работах

2


18

Инструменты для проведения сантехнических работ

2


19

Назначение и виды труб. Гибка труб

2


20

Способы соединения чугунных и стальных труб

2


21

Сведения о металлах и сплавах.

2


22

Изготовление нестандартного оборудования для монтажа. Сверление.

2


23

Инструменты и приспособления для сверления

2


24

Вспомогательные санитарно-технические работы

2


25

Способы крепления элементов сантехнических систем

2


26

Монтажно-сборочные санитарно-технические работы

2


27

Приспособления и уплотнительные материалы для установки сантехнического оборудования

2


28

Соединение деталей

2


29

Заклёпки. Определение размеров заклёпки

2


30

Инструменты для ручной клепки. Безопасность работы при клёпке.

2


31

Соединение деталей заклёпками. Виды брака. Удаление заклёпок

2


32

Слесарные операции в столярных и слесарных работах: рубка ,правка и гибка металла

2


33

Резка металла

2


34

Опиливание, распиливание и сверление металла

2



Итого:

68