СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для 5 класса Вариант2, для детей с ТМНР

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация"»

Областное казенное общеобразовательное учреждение «Тёткинская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»



«Рассмотрена и принята»

на заседании педагогического совета Протокол № 6

от 07.06.2023 г





«Согласована»

Зам. директора по УР


__________Сергиенко Н.И.

«Утверждаю»

Директор ОКОУ «Тёткинская школа-интернат »

_____________Бабкина Н.Н.

Приказ №22/1 от «05» 07.2023г







Рабочая программа учебного предмета

«Речь и альтернативная коммуникация»















Учитель: Тарасова Е.А.

Класс: 5 А

Всего часов в год: 168

Всего часов в неделю: 5

Срок реализации: 1 год














пгт. Тёткино, 2023 г.



  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для 5А класса

разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе следующих документов:

1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273-ФЗ.

2. Приказ Министерства просвещения РФ от 24.11.22г. №1026 «Об утверждении ФАООП УОИН»;

3. Приказ МО РФ №1599 от 19.12.14г. «Об утверждении ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями»;

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к исполнению при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями на 26 января 2016 года.

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минобрнауки России от июня 2015 года № 576; приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 года № 1529;

приказом Минобрнауки России от 26 января 2016 года № 38, от 05.07.2017г.; приказом Минобрнауки России от 23 декабря 2020 года № 766.

5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 09. 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

6. АООП ОКОУ «Тёткинская школа-интернат».

7. Положение о рабочей программе учебного предмета ОКОУ «Тёткинская школа -интернат».

8. Учебный план ОКОУ «Тёткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный год.

В учебном плане предмет представлен с расчетом 5 часов в неделю, 34 учебные недели, 168 часов.


  Цель программы – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия, обучающимися с умеренной, тяжелой или глубокой степенью умственной отсталости по второму варианту.


Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

1. Формирование умения общаться, пользуясь альтернативными средствами коммуникации: вербальными и не вербальными.

2. Формирование умения понимать обращенную речь.

3. Вырабатывать умение употреблять в ходе общения слова, строить элементарные предложения.

4. Учить глобальному чтению в доступных обучающимся пределах, понимание смысла узнаваемого слова

5. Формирование предпосылок к осмысленному чтению и письму.

6. Индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах.

Программа предусматривает проведение традиционных, обобщающих уроков, с применением такой формы работы, как фронтальная, групповая, индивидуальная, работа в парах.

Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода.

При проведении уроков по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предполагается использование следующих методов: словесный (рассказ, объяснение, беседа), наглядный (применение пособий, схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов, технических средств), практический (упражнения, практические работы).


  1. Планируемые результаты освоения программы


В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Ожидаемые личностные результаты:

- основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;

- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- освоение доступных социальных ролей, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки, используемой в образовательной организации.

Возможные предметные результаты:

1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

- Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.

- Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.

2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.

- Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.

- Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

- Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными средствами.

3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

- Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.

- Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.

- Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование графических изображений объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей (либо другим доступным способом).

4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.

- Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.

- Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.

- Узнавание и различение образов графем (букв).

- Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.

- Начальные навыки чтения и письма

Чтение и письмо

- Начальные навыки чтения и письма.

Предметные результаты определяются индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции.


Изучение предмета «Речь и альтернативная коммуникация» в 5 классе направлено на формирование следующих базовых учебных действий.

Личностные учебные действия

- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;

- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

- овладение навыками коммуникации;

- дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации;

- осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

Коммуникативные учебные действия

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс);

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

- обращаться за помощью и принимать помощь.

Регулятивные учебные действия

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); - адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;

- выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками:

- выполнение задания полностью (от начала до конца);

- выполнение задания с заданными качественными параметрами;

- переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.

Познавательные учебные действия

- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов с помощью учителя;

- ориентироваться на листе бумаги, у доски под руководством учителя;

- уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;

- называть, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу);

- группировать предметы на основе существенных признаков (одного-двух) с помощью учителя;

- использовать знако- символические средства с помощью учителя;

- узнавать и различать образы графем.

3. Содержание учебного предмета

       Учебный предмет «Речи и альтернативная коммуникация» содержит следующие разделы: коммуникация, развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.

Коммуникация

Установление зрительного контакта с взрослым. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника. Привлечение внимания ребенка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе беседы). Выражение своих желаний с использованием взгляда, указательного жеста, изображения, слова. Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия и несогласия. Выражение благодарности. Соблюдение очередности в разговоре. Ответы на вопросы. Задавание вопросов. Соблюдение дистанции в разговоре. Прощание с собеседником.  

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

Импрессивная речь. Понимание слов, обозначающих объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные и т.д.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верхней полке» и так далее). Понимание словосочетаний, простых предложений. Понимание обобщающих понятий (по возможности).

Экспрессивная речь. Употребление слов, обозначающих объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные и т.д.). Употребление слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Употребление слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Употребление слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верхней полке» и т.д.). Употребление словосочетаний, простых и сложных предложений. Употребление обобщающих понятий. Пересказ текста по плану. Ответы на вопросы по содержанию текста. Определение последовательности событий. Составление элементарного рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление простого рассказа о себе. Составление простого рассказа по серии сюжетных картинок.

Чтение и письмо

Начальные навыки чтения и письма.

Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова, предложения).

4. Календарно – тематическое планирование


№ п/п

Тема урока

Дата проведения

По плану

фактически

1

Осень пришла – в школу пора!

01.09


2

Покажи, где написаны названия картинок. Гласные буквы.

04.09


3

Нахождение слов по схемам.

05.09


4

По В. Голявкину «Все куда- нибудь идут».

06.09


5

Слово. Предмет и слово и называющее предмет.

07.09


6

«Первый урок».

08.09


7

«Мы рисуем».

11.09


8

Предожение. Правила записи предложения.

12.09


9

Я. Аким «Грибной лес».

13.09


10

Входная контрольная работа.

14.09


11

Согласные буквы. Отгадай.

15.09


12

По В. Дурову «Слон Бэби».Составление предложений с данным словом.

18.09


13

Распространение предложений.

19.09


14

Звуки и буквы. Б. Заходер «Птичья школа».

20.09


15

Контрольное списывание.

21.09


16

По Н. Сладкову «Осенние подарки».

22.09


17

«В парке».

25.09


18

Составление предложений.

26.09


19

Прочитай. Отгадай.

27.09


20

Гласные звуки и буквы.

28.09


21

М. Ивенсен «Падают, падают листья…».

29.09


22

По В. Корабельникову «Осенний лес».

02.10


23

Согласные звуки и буквы.

03.10


24

По К. Ушинскому «Всякой вещи свое место».

04.10


25

Слова, различающиеся одним звуком.

05.10


26

Прочитай.

06.10


27

Д. Летнёва «Хозяин в доме».

09.10


28

Слова, различающиеся последовательностью звуков.

10.10


29

По В. Голявкину «Зачем дети ходят в школу?»

11.10


30

Контрольное списывание.

12.10


31

«Много у меня друзей…»

13.10


32

По А. Тумбасову «Серый вечер».

16.10


33

Ударные гласные.

17.10


34

Обобщение по теме. Проверь себя!

18.10


35

Выделение ударного гласного в слове.

19.10


36

По А. Шибаеву «Одна буква».

20.10


37

А. Усачёв «Слоги».

23.10


38

Контрольный диктант за 1 четверть.

24.10


39

Отгадай.

25.10


40

Слог. Деление на слоги.

26.10


41

По С. Иванову «Дразнилка».

27.10


42

Перенос слов по слогам.

07.11


43

К. Чуковский «Черепаха».

08.11


44

Перенос слов по слогам. Закрепление.

09.11


45

Дж. Ривз «Шумный Ба-Бах».

10.11


46

Л. Яхнин «Если плачет кто-то рядом».

13.11


47

Письмо по памяти.

14.11


48

Загадки.

15.11


49

Деление слов со звуками и – й на слоги.

16.11


50

Доскажи словечко.

17.11


51

«Кто квакает, кто крякает, а кто каркает».

20.11


52

Перенос слов с буквами и – й по слогам.

21.11


53

Обобщение по теме. Проверь себя!

22.11


54

Различение звуков б - п.

23.11


55

«Ой, ты зимушка-зима!»

24.11


56

Я. Аким «Первый снег».

27.11


57

Различение звуков в - ф.

28.11


58

По Э. Киселёвой «Большой снег».

29.11


59

Письмо по памяти.

30.11


60

По Н. Калининой «Снежный колобок».

01.12


61

По С. Вангели «Снеговик новосёл».

04.12


62

Нахождение звуков г – к в словах.

05.12


63

По Е. Шведеру «Воробышкин домик».

06.12


64

Различение звуков д - т.

07.12


65

Г. Галина «Зимние картинки».

08.12


66

Е. Самойлова «Миша и Шура».

11.12


67

Различение ж – ш.

12.12


68

Ш. Галиева «Купили снег».

13.12


69

Нахождение букв ж – ш в словах.

14.12


70

По Г. Юдину «Буратиний нос».

15.12


71

И. Токмакова «Живи ёлочка».

18.12


72

Выбирай буквы з – с в словах.

19.12


73

По В. Сутееву «Про ёлки».

20.12


74

Контрольный диктант за 2 четверть.

21.12


75

По В. Голявкину «Купили коньки не напрасно».

22.12


76

По М. Пляцковскому «Ромашки в январе».

25.12


77

Шипящие согласные.

26.12


78

«Мороз и Заяц» (русская народная сказка).

27.12


79

Нахождение шипящих согласных в словах.

28.12


80

«Вьюга» (литовская народная песенка).

29.12


81

Нахождение свистящих согласных в словах.

09.01


82

По Г. Скребицкому «На лесной полянке».

10.01


83

Нахождение свистящих и шипящих согласных в словах.

11.01


84

Обобщение по теме. Проверь себя!

12.01


85

«Лиса и волк» (русская народная сказка).

15.01


86

Буква Е в начале слога.

16.01


87

«Гуси и лиса» (русская народная сказка).

17.01


88

Буква Ё в начале слога.

18.01


89

«Лиса и козёл» (русская народная сказка).

19.01


90

По Л. Толстому «Мышка вышла гулять».

22.01


91

Буква Ё в начале слога или слова.

23.01


92

Прочитай!

24.01


93

Контрольное списывание.

25.01


94

«Волк и баран» (литовская сказка).

26.01


95

По С. Прокофьевой «Сказка о том, как зайцы испугали серого волка».

29.01


96

Буква Ю в начале слога или слова.

30.01


97

«Рак и ворона» (литовская сказка).

31.01


98

Буква Я в начале слова.

01.02


99

«Заяц и черепаха» (казахская сказка).

02.02


100

«Благодарный медведь» (мордовская сказка).

05.02


101

Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова.

06.02


102

Прочитай!

07.02


103

Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога..

08.02


104

«Как белка и заяц друг друга не узнали» (якутская сказка).

09.02


105

«Волк и ягненок» (армянская сказка).

12.02


106

Гласные Ы – И после твёрдых и мягких согласных.

13.02


107

«Умей обождать» (русская народная сказка).

14.02


108

Выделение твёрдых и мягких согласных перед Ы – И.

15.02


109

Обобщение по теме. Проверь себя!

16.02


110

Животные рядом с нами. Беседа по картинке.

19.02


111

Выделение твёрдых и мягких согласных перед О – Ё.

20.02


112

«Умная собака» (индийская сказка).

21.02


113

Гласные У – Ю после твёрдых и мягких согласных.

22.02


114

И. Гамазкова «Петух увидел радугу».

26.02


115

Выделение твёрдых и мягких согласных перед У – Ю.

27.02


116

В. Лунин «Вышел слон на лесную дорожку».

28.02


117

Гласные А – Я после твёрдых и мягких согласных.

29.02


118

По Э. Шиму «Я домой пришла!»

01.03


119

«Лошадка» (русская народная присказка).

04.03


120

Гласная Е после мягких согласных.

05.03


121

По Е. Чарушину «Кролики».

06.03


122

Нахождение согласных перед гласной е.

07.03


123

В. Лифшиц «Баран».

11.03


124

Различение твёрдых и мягких согласных.

12.03


125

Отгадай.

13.03


126

Нахождение твёрдых и мягких согласных в словах.

14.03


127

По Б. Житкову «Храбрый утёнок».

15.03


128

По Э. Шиму «Все умеют сами».

18.03


129

Контрольный диктант за 3 четверть.

19.03


130

М. Бородицкая «Котёнок».

20.03


131

Буква Ь для обозначения мягкости согласных на конце слова.

21.03


132

Прочитай!

22.03


133

По В. Сутееву «Три котёнка».

01.04


134

Письмо по памяти.

02.04


135

По К. Ушинскому «Петушок с семьёй».

03.04


136

Различение твёрдых и мягких согласных на конце слова.

04.04


137

«Упрямые козлята».

05.04


138

По К. Ушинскому «Петушок с семьёй».

08.04


139

Словарь.

09.04


140

В. Лифшиц «Пёс».

10.04


141

Слово. Предмет и его название.

11.04


142

По А. Митту «Коля заболел».

12.04


143

Д. Летнёва «Подружки рассорились».

15.04


144

Название предметов, отвечающие на вопрос что?

16.04


145

По В. Голявкину «Вязальщик».

17.04


146

Письмо по памяти.

18.04


147

Г. Ладонщиков «Самокат».

19.04


148

По Э. Киселёвой «Скамейка, прыгуны – гвозди и Алик».

22.04


149

Названия частей предмета.

23.04


150

По Е. Пермяку «Торопливый ножик».

24.04


151

Различение сходных предметов и их названий.

25.04


152

По В. Сухомлинскому «Вьюга».

26.04


153

По И. Бутмину «Трус».

27.04


154

Контрольное списывание.

02.05


155

По В. Голявкину «Как я под партой сидел».

03.05


156

Б. Заходер «Петя мечтает».

06.05


157

Обобщающее слово к группе однородных предметов.

07.05


158

По В. Витка «Мёд в кармане».

08.05


159

По И. Соколову – Микитову «Светляки».

13.05


160

Название предметов, отвечающие на вопрос кто?

14.05


161

По Г. Цыферову «Петушок и солнышко».

15.05


162

Годовая проверочная работа.

16.05


163

И. Гамазкова «Прошлым летом».

17.05


164

С. Матохин «Поход».

20.05


165

Обобщающее слово к группе однородных предметов.

21.05


166

По Е. Пермяку «Раки».

22.05


167

Постановка вопросов к названиям предметов.

23.05


168

В. Викторов «В гости к лету».

24.05



5. Методические материалы

1. «Чтение» 2 класс-учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в 2-х частях (1 часть). Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва «Просвещение» 2017

2. Демонстрационный и раздаточный дидактический материал:

предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка; пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения

видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы. 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!