СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для индивидуального обучения учащегося 7 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация"»

СОГБОУ «Починковская школа-интернат»



Рассмотрена на заседании МО

№______от___________

Утверждена протоколом педсовета

№______от__________







Рабочая программа



По предмету «Речь и альтернативная коммуникация»



для обучающегося с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

Островского Александра

на 2023-2024учебный год





Класс: 7



Разработчик:

Рубцова Валентина Михайловна,

учитель



С программой ознакомлена: /Островская А.А./





РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Пояснительная записка

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими.

У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей.

В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.

Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.

Содержание предмета «Речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».

Основные задачи реализации содержания:

  1. Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

  2. Развитие способности использовать доступные вербальные и невербальные средства коммуникации для решения соответствующих возрасту житейских задач.

  3. Развитие способности понимать обращенную речь и смысл доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений),неспецифических жестов.

  4. Использование альтернативных средств коммуникации.

  5. Формирование навыка использования речи в зависимости от социального контекста, умения участвовать в диалоге.

  6. Обучение письменной речи: чтению (глобальному и аналитическому) и письму в доступных для ребенка пределах.



Планируемые результаты

Личностные:

  • осознание себя, своего "Я"; осознание своей принадлежности к определенному полу;

  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

  • развитие адекватных представлений об окружающем социальном мире, овладение социально-бытовыми умениями, необходимыми в повседневной жизни дома и в школе, умение выполнять посильную домашнюю работу, включаться школьные дела;

  • умение сообщать о нездоровье, опасности и т.д.

  • владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;

  • первоначальное осмысление социального окружения;

  • развитие самостоятельности;

  • овладение общепринятыми правилами поведения;

  • наличие интереса к практической деятельности.

Предметные:

  • умение использовать доступные невербальные (жесты, рисунки, пиктограммы, предметные и символические календари, вокализации, голосовые реакции и другие) и вербальные средства общения в практике взаимодействия со взрослыми и детьми для решения практических задач;

  • умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила коммуникации;

  • понимание и использование слов и простых фраз, обозначающих объекты и явления окружающего мира;

  • умение использовать знакомый речевой материал в процессе коммуникации в бытовых и практических ситуациях;

  • умение дополнять отсутствие речевых средств невербальными средствами.

































Календарно-тематическое планирование предмета


Тема

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

Обуче-ние с учите-лем

Самостоятельное освое-ние

Культура общения. Умение использовать символы и жесты приветствия. Праздник 1сентября.

1


01.09


Работа по теме «Школа»

1


05.09


Звук и буква А.а.

1


06.09


Работа с алфавитом.

0,5


07.09


Игра «Алфавит»



12.09


Работа с детской книгой. Сказки.

К.И.Чуковский «Айболит»

1


13.09


Звук и буква Б.б.

1


14.09


Работа с алфавитом

0,5


19.09


Игра «Алфавит»

1


20.09


Работа с детской книгой. Сказки.

К.И.Чуковский «Бармалей»

1


21.09


Звук и буква В.в.

0,5


26.09


Работа с алфавитом.

1


27.09


Игра «Алфавит»

1


28.09


Работа с детской книгой. Сказки.

Русская народная сказка «Волки семеро козлят»

0,5


03.10


Звук и буква Г,г

1


04.10


Работа с алфавитом.

1


05.10


Игра «Алфавит»

0,5


10.10


Работа с детской книгой. Сказки.

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

1


11.10


Звук и буква Д,д

1


12.10


Работа с алфавитом.

0,5


17.10


Игра «Алфавит»

1


18.10


Работа с детской книгой. Сказки.

Г.Х.Андерсен «Дюймовочка»

0,5


29.10


Контрольная диагностическая работа за 1четверть.

1


24.10


Звук и буква Е,е.

Чтение рассказа «Енот»

1


25.10


Звук и буква Ё,ё.

Чтение рассказа «Ёжик».

1


26.10


Звук и буква Ж,ж.

0,5


07.11

2четв.

Работа с алфавитом

1


08.11


Игра «Алфавит».

1


09.11


Работа с набором карточек «Животные жарких стран».

0,5


14.11


Звук и буква З,з


1


15.11


Работа с детской книгой. Сказки.

Русская народная сказка «Заячья избушка»

1


16.11


Работа с детской книгой. Сказки.

Шарль Перро «Золушка»

0,5


21.11


Звук и буква И,и


1


22.11


Звук и буква Й,й


1


23.11


Звук и буква К,к


0,5


28.11


Работа с детской книгой. Сказки. Русская народная сказка «Колобок».


1


29.11


Работа с детской книгой. Сказки.

Шарль Перро «Красная шапочка»

1


30.11


Работа с детской книгой. Сказки.

Шарль Перро «Кот в сапогах».

0,5


05.12


Звук и буква Л,л


1


06.12


Игра «Алфавит»

1


07.12


Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк»

0,5


08.12


Звук и буква М,м.


1


12.12


Работа с детской книгой. Сказки.

Русская народная сказка «Маша и медведь»

1


13.12


Работа с детской книгой. Сказки.

Шарль Перро «Мальчик с пальчик»

0,5


14.12


Работа с детской книгой. Сказки.

К.И.Чуковский «Мойдодыр»

1


19.12


Контрольная диагностическая работа за 2 четверть

1


20.12


Повторение пройденного

0,5


21.12


Звук и буква Н,н.

1


09.01

3 ч.

Работа с алфавитом

1


10.01


Игра «Алфавит»

0,5


11.01


Игра «Угадай сказку»

1


16.01



17.01


Звук и буква О,о


1

Х.К.Андерсен «Оловянный солдатик».

0,5


18.01


Игра «Угадай сказку»

1


23.01


Звук и буква П,п.

1


24.01


Игра «Алфавит»

0,5


25.01


Работа с книгой. Сказки. Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»

1


30.01


Звук и буква Р,р.

1


31.01


Работа с алфавитом

0,5


01.02


Игра «Алфавит»

1


06.02


Звук и буква С,с. Печатание имени «Саша».

1


07.02


Работа с алфавитом

0,5


08.02


Работа с детской книгой. Сказки.

Х.К.Андерсен «Снежная королева».

1


13.02


Звук и буква Т,т

1


14.02


Работа с алфавитом

0,5


15.02


Игра «Алфавит»

1


20.02


Работа с детской книгой .Русская народная сказка «Теремок».

1


21.02


Звук и буква У,у.

0,5


22.02


Работа с алфавитом.

1


27.02


Работа с детской книгой. Сказки. Найди заданную сказку.

1


28.02


Звук и буква Ф,ф.

0,5


29.02


Работа с алфавитом

1


05.03


Работа с книгой. К.И.Чуковский «Федорино горе»,

1


06.03


Звук и буква Х, х.

0,5


07.03


Работа с алфавитом

1


12.03


Игра «Алфавит»

1


13.03


Звук и буква Ц, ц. Печатание и письмо буквы Цц,слогов,слов

0,5


14.03


Контрольная диагностическая работа

1


19.03


Работа с алфавитом

1


20.03


Работа с книгой. Сказка «Лиса и журавль»

0,5


21.03


Звук и буква Ч, ч. Чтение и письмо слов с изученными буквами.

1


02.04

4ч.

Работа с алфавитом

1


03.04


Расскажи сказку по картинкам

0,5


04.04


Звук и буква Ш,ш. Печатание и письмо буквы Ш,ш

1


09.04


Работа с алфавитом

1


10.04


Работа с детской книгой. Сказки.

0,5


11.04


Звук и буква Щ, щ.


1



16.04


Работа над сказкой «По щучьему велению».

1


17.04


Звук и буква ы.

0,5


18.04


Буквы ь и ъ. Повторение алфавита

1


23.04


Звук и буква Э.э.

1


24.04


Работа с алфавитом.

0,5


25.04


Звук и буква Ю,ю. Печатание буквы Ю,ю. Письмо буквы Ю,ю.

1


02.05


Работа с алфавитом

1


07.05


Работа с детской книгой. Сказки.


0,5


08.05


Звук и буква Я,я. Печатание буквы Я,я. Письмо буквы Я,я.

1


14.05


Работа с алфавитом.

1


15.05


Работа с детской книгой. Сказки.

05


16.05


Итоговая диагностическая работа

1


21.05


Повторение пройденного

1


22.05


Повторение пройденного

1


23.05


Повторение пройденного

1

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!