СОГБОУ «Починковская школа-интернат»
Рассмотрена на заседании МО №______от___________ | Утверждена протоколом педсовета №______от__________ |
Рабочая программа
По предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
для обучающегося с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Островского Александра
на 2023-2024учебный год
Класс: 7
Разработчик:
Рубцова Валентина Михайловна,
учитель
С программой ознакомлена: /Островская А.А./
РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Пояснительная записка
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими.
У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей.
В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
Содержание предмета «Речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
Основные задачи реализации содержания:
Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
Развитие способности использовать доступные вербальные и невербальные средства коммуникации для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Развитие способности понимать обращенную речь и смысл доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений),неспецифических жестов.
Использование альтернативных средств коммуникации.
Формирование навыка использования речи в зависимости от социального контекста, умения участвовать в диалоге.
Обучение письменной речи: чтению (глобальному и аналитическому) и письму в доступных для ребенка пределах.
Планируемые результаты
Личностные:
осознание себя, своего "Я"; осознание своей принадлежности к определенному полу;
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
развитие адекватных представлений об окружающем социальном мире, овладение социально-бытовыми умениями, необходимыми в повседневной жизни дома и в школе, умение выполнять посильную домашнюю работу, включаться школьные дела;
умение сообщать о нездоровье, опасности и т.д.
владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;
первоначальное осмысление социального окружения;
развитие самостоятельности;
овладение общепринятыми правилами поведения;
наличие интереса к практической деятельности.
Предметные:
умение использовать доступные невербальные (жесты, рисунки, пиктограммы, предметные и символические календари, вокализации, голосовые реакции и другие) и вербальные средства общения в практике взаимодействия со взрослыми и детьми для решения практических задач;
умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила коммуникации;
понимание и использование слов и простых фраз, обозначающих объекты и явления окружающего мира;
умение использовать знакомый речевой материал в процессе коммуникации в бытовых и практических ситуациях;
умение дополнять отсутствие речевых средств невербальными средствами.
Календарно-тематическое планирование предмета
№ | Тема | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
Обуче-ние с учите-лем | Самостоятельное освое-ние |
| Культура общения. Умение использовать символы и жесты приветствия. Праздник 1сентября. | 1 | | 01.09 | |
| Работа по теме «Школа» | 1 | | 05.09 | |
| Звук и буква А.а. | 1 | | 06.09 | |
| Работа с алфавитом. | 0,5 | | 07.09 | |
| Игра «Алфавит» | | | 12.09 | |
| Работа с детской книгой. Сказки. К.И.Чуковский «Айболит» | 1 | | 13.09 | |
| Звук и буква Б.б. | 1 | | 14.09 | |
| Работа с алфавитом | 0,5 | | 19.09 | |
| Игра «Алфавит» | 1 | | 20.09 | |
| Работа с детской книгой. Сказки. К.И.Чуковский «Бармалей» | 1 | | 21.09 | |
| Звук и буква В.в. | 0,5 | | 26.09 | |
| Работа с алфавитом. | 1 | | 27.09 | |
| Игра «Алфавит» | 1 | | 28.09 | |
| Работа с детской книгой. Сказки. Русская народная сказка «Волки семеро козлят» | 0,5 | | 03.10 | |
| Звук и буква Г,г | 1 | | 04.10 | |
| Работа с алфавитом. | 1 | | 05.10 | |
| Игра «Алфавит» | 0,5 | | 10.10 | |
| Работа с детской книгой. Сказки. Русская народная сказка «Гуси-лебеди» | 1 | | 11.10 | |
| Звук и буква Д,д | 1 | | 12.10 | |
| Работа с алфавитом. | 0,5 | | 17.10 | |
| Игра «Алфавит» | 1 | | 18.10 | |
| Работа с детской книгой. Сказки. Г.Х.Андерсен «Дюймовочка» | 0,5 | | 29.10 | |
| Контрольная диагностическая работа за 1четверть. | 1 | | 24.10 | |
| Звук и буква Е,е. Чтение рассказа «Енот» | 1 | | 25.10 | |
| Звук и буква Ё,ё. Чтение рассказа «Ёжик». | 1 | | 26.10 | |
| Звук и буква Ж,ж. | 0,5 | | 07.11 | 2четв. |
| Работа с алфавитом | 1 | | 08.11 | |
| Игра «Алфавит». | 1 | | 09.11 | |
| Работа с набором карточек «Животные жарких стран». | 0,5 | | 14.11 | |
| Звук и буква З,з | 1 | | 15.11 | |
| Работа с детской книгой. Сказки. Русская народная сказка «Заячья избушка» | 1 | | 16.11 | |
| Работа с детской книгой. Сказки. Шарль Перро «Золушка» | 0,5 | | 21.11 | |
| Звук и буква И,и | 1 | | 22.11 | |
| Звук и буква Й,й | 1 | | 23.11 | |
| Звук и буква К,к | 0,5 | | 28.11 | |
| Работа с детской книгой. Сказки. Русская народная сказка «Колобок». | 1 | | 29.11 | |
| Работа с детской книгой. Сказки. Шарль Перро «Красная шапочка» | 1 | | 30.11 | |
| Работа с детской книгой. Сказки. Шарль Перро «Кот в сапогах». | 0,5 | | 05.12 | |
| Звук и буква Л,л | 1 | | 06.12 | |
| Игра «Алфавит» | 1 | | 07.12 | |
| Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк» | 0,5 | | 08.12 | |
| Звук и буква М,м. | 1 | | 12.12 | |
| Работа с детской книгой. Сказки. Русская народная сказка «Маша и медведь» | 1 | | 13.12 | |
| Работа с детской книгой. Сказки. Шарль Перро «Мальчик с пальчик» | 0,5 | | 14.12 | |
| Работа с детской книгой. Сказки. К.И.Чуковский «Мойдодыр» | 1 | | 19.12 | |
| Контрольная диагностическая работа за 2 четверть | 1 | | 20.12 | |
| Повторение пройденного | 0,5 | | 21.12 | |
| Звук и буква Н,н. | 1 | | 09.01 | 3 ч. |
| Работа с алфавитом | 1 | | 10.01 | |
| Игра «Алфавит» | 0,5 | | 11.01 | |
| Игра «Угадай сказку» | 1 | | 16.01 17.01 | |
| Звук и буква О,о | 1 |
| Х.К.Андерсен «Оловянный солдатик». | 0,5 | | 18.01 | |
| Игра «Угадай сказку» | 1 | | 23.01 | |
| Звук и буква П,п. | 1 | | 24.01 | |
| Игра «Алфавит» | 0,5 | | 25.01 | |
| Работа с книгой. Сказки. Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко» | 1 | | 30.01 | |
| Звук и буква Р,р. | 1 | | 31.01 | |
| Работа с алфавитом | 0,5 | | 01.02 | |
| Игра «Алфавит» | 1 | | 06.02 | |
| Звук и буква С,с. Печатание имени «Саша». | 1 | | 07.02 | |
| Работа с алфавитом | 0,5 | | 08.02 | |
| Работа с детской книгой. Сказки. Х.К.Андерсен «Снежная королева». | 1 | | 13.02 | |
| Звук и буква Т,т | 1 | | 14.02 | |
| Работа с алфавитом | 0,5 | | 15.02 | |
| Игра «Алфавит» | 1 | | 20.02 | |
| Работа с детской книгой .Русская народная сказка «Теремок». | 1 | | 21.02 | |
| Звук и буква У,у. | 0,5 | | 22.02 | |
| Работа с алфавитом. | 1 | | 27.02 | |
| Работа с детской книгой. Сказки. Найди заданную сказку. | 1 | | 28.02 | |
| Звук и буква Ф,ф. | 0,5 | | 29.02 | |
| Работа с алфавитом | 1 | | 05.03 | |
| Работа с книгой. К.И.Чуковский «Федорино горе», | 1 | | 06.03 | |
| Звук и буква Х, х. | 0,5 | | 07.03 | |
| Работа с алфавитом | 1 | | 12.03 | |
| Игра «Алфавит» | 1 | | 13.03 | |
| Звук и буква Ц, ц. Печатание и письмо буквы Цц,слогов,слов | 0,5 | | 14.03 | |
| Контрольная диагностическая работа | 1 | | 19.03 | |
| Работа с алфавитом | 1 | | 20.03 | |
| Работа с книгой. Сказка «Лиса и журавль» | 0,5 | | 21.03 | |
| Звук и буква Ч, ч. Чтение и письмо слов с изученными буквами. | 1 | | 02.04 | 4ч. |
| Работа с алфавитом | 1 | | 03.04 | |
| Расскажи сказку по картинкам | 0,5 | | 04.04 | |
| Звук и буква Ш,ш. Печатание и письмо буквы Ш,ш | 1 | | 09.04 | |
| Работа с алфавитом | 1 | | 10.04 | |
| Работа с детской книгой. Сказки. | 0,5 | | 11.04 | |
| Звук и буква Щ, щ. | 1 | | 16.04 | |
| Работа над сказкой «По щучьему велению». | 1 | | 17.04 | |
| Звук и буква ы. | 0,5 | | 18.04 | |
| Буквы ь и ъ. Повторение алфавита | 1 | | 23.04 | |
| Звук и буква Э.э. | 1 | | 24.04 | |
| Работа с алфавитом. | 0,5 | | 25.04 | |
| Звук и буква Ю,ю. Печатание буквы Ю,ю. Письмо буквы Ю,ю. | 1 | | 02.05 | |
| Работа с алфавитом | 1 | | 07.05 | |
| Работа с детской книгой. Сказки. | 0,5 | | 08.05 | |
| Звук и буква Я,я. Печатание буквы Я,я. Письмо буквы Я,я. | 1 | | 14.05 | |
| Работа с алфавитом. | 1 | | 15.05 | |
| Работа с детской книгой. Сказки. | 05 | | 16.05 | |
| Итоговая диагностическая работа | 1 | | 21.05 | |
| Повторение пройденного | 1 | | 22.05 | |
| Повторение пройденного | 1 | | 23.05 | |
| Повторение пройденного | 1 | | | |