Пояснительная записка.
Важным звеном в общей системе обучения неслышащих детей языку являются уроки развития речи.
Развитие речи – это комплексная работа, конечной целью которой является формирование и развитие у учащихся умений и навыков связного изложения своих и чужих мыслей в устной и письменной форме.
В школе для глухих и слабослышащих детей особое внимание уделяется развитию устной речи как необходимого условия для формирования ведущих компетенций личности учащихся:
коммуникативной - умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым;
информационной - умение работать со всеми видами информации;
социальной - умение жить и работать с другими людьми.
Формирование речевых навыков и умений в деятельности – наиболее надежный, психологически мотивированный стимулятор к воспитанию потребности в словесном общении у неслышащих детей. Эта потребность должна воспитываться и за пределами уроков, и в учебный план школы введен специальный курс «Речь вне класса».
Основной целью этих занятий является развитие разговорно-обиходной речи учащихся, организация речевой практики в естественных или близких к ним ситуациях, общее развитие учащихся, повышение уровня образования и воспитания, коррекция дефекта.
Задачи учителя на занятиях по развитию речи вне класса состоят в том, чтобы:
- закрепить и усовершенствовать речевые умения и навыки учащихся, полученные ими на уроках;
- обогатить речевую практику учащихся новым речевым материалом, необходимым им в общении с окружающими людьми;
- развить внимание и интерес детей к словесной речи, потребность пользоваться ею;
- обогатить представления учащихся об окружающем мире, способствовать их общему развитию и воспитанию.
Учащиеся обеспечиваются речевым материалом, подобранным по коммуникативно-тематическому принципу. Он предполагает овладение словами и фразами, необходимыми для общения по той или иной теме. Основным содержанием работы над речью вне класса является закрепление типовых фраз разговорной речи, с которыми ученики познакомились на уроках (понимание и выполнение поручений, умение выразить просьбу, задать вопрос и ответить на вопросы окружающих, участие в диалогах, беседах).
Эта работа организуется в связи с играми, экскурсиями, беседами, встречами, инсценированием прочитанного и увиденного и т.п. Участвуя в этих мероприятиях, учащиеся вынуждены отвечать на вопросы и просьбы учителя и товарищей по классу и обращаться к окружающим с речью. У них вырабатываются навыки быстрого восприятия и понимания речи собеседника, краткого или полного ответа.
Помимо речевого развития, расширяются представления учащихся об окружающем мире. Они узнают много о своем городе, знакомятся с профессиями, предприятиями и др. Обсуждение прочитанного и увиденного, посещение музеев, выставок, памятников, театров, встречи с представителями разных профессий способствуют также нравственному воспитанию.
При проведении занятий используются разнообразные методы и приемы. Большое применение находят наглядные и практические методы и приемы обучения: дидактические и сюжетно-ролевые игры, наблюдения, экскурсии, демонстрация, практическая работа и т.д.
В школе для глухих и слабослышащих детей особое внимание уделяется развитию устной речи как необходимого условия для формирования ведущих компетенций личности учащихся:
коммуникативной – умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым;
информационной – умение работать со всеми видами информации;
социальной – умение жить и работать с другими людьми.
Календарно-тематическое планирование по РВК на 2021-2022 учебный год в 11 классе составлено с учетом специфики школы- I – II вида, развития речи и психофизического развития учащихся 11 «В» класса, утверждено на МО учителей гуманитарного цикла и на заседании педсовета.
Программа по РВК составляет 34 часа ( годовой курс ), 1 раз в неделю.
Содержание тем учебного курса.
Вводный урок.
Рассказ о себе. Автобиография.
Знакомство с новыми друзьями.
Мой класс.
Моя семья.
Школьная жизнь.
Мои увлечения(хобби)
Новогодний праздник.
Работа с книгой.
В поликлинике.
В гостях.
В магазине.
В театре.
Поведение на дороге.
В транспорте.
В парикмахерской.
Летние каникулы. Правила поведения на воде и в лесу.
Календарно-тематическое планирование по дополнительным коррекционным занятиям (РВК)
класс – 11в.
1 четверть ( 9 часов ) |
№ урока | Кол- час | Тема урока | Дата | Тип урока | Основные понятия | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности |
1-2 | 2 | Рассказ о себе. Автобиография. Дети рассказывают о себе и записывают это в тетради. | 3.09-10.09 | Комбинированный | Автобиография. | Записи в тетрадях, на доске. |
3-4 | 2 | Знакомство с новыми друзьями. Диалог «Знакомство». Как тебя зовут? Сколько тебе лет? В каком классе ты учишься? Чем любишь заниматься? Игра: Угадай, кто пришел? | 17.09-24.09 | Комбинированный | Диалог. | Инсценировка |
5-6 | 2 | Мой класс. Ты любишь свой класс? Описание предметов класса. С кем ты дружишь? Когда дежуришь? | 1.10-8.10 | Комбинированный | Описание класса. | Устный ответ |
7-9 | 3 | Моя семья. Состав семьи. Домашний адрес. Мой День рождения. Описание своего дома и квартиры. | 15.10-29.10 | Комбинированный | Семья. Домашний адрес. | Записи в тетрадях. Устный ответ. |
2 четверть ( 7 часов ) |
10-12 | 3 | Школьная жизнь. Название предметов и имена учителей. Диалог: Расписание уроков. Какие сегодня уроки? Что задали по чтению? Твои любимые предметы? В какой ходишь кружок? | 12.11-26.11 | Комбинированный | Предметы. Расписание уроков. Мой кружок. | Записи в тетрадях |
13-14 | 2 | Мои увлечения. Название кружков, в которых задействованы дети. Чем ты любишь заниматься? Какой кружок ты посещаешь? Что вы там делаете? | 3.12-10.12 | Повторение и обобщение знаний | Хобби | Ответы на вопросы |
15-16 | 2 | Новогодний праздник. Украшение класса. Поздравление. | 17.12-24.12 | Повторение и обобщение знаний | Текст поздравлений | Украшение класса. Написание поздравлений |
3 четверть ( 11 часов ) |
17 | 1 | Работа с книгой. Обсуждение книги, прочитанной во время каникул. Кто ( что?) понравилось? Кто герои рассказов? О чем рассказ? | 14.01 | Комбинированный | Герои рассказов | Беседа |
18 | 1 | Погода зимой. Основные признаки. | 21.01 | Повторение и обобщение полученных знаний | Признаки зимы | Ответы на вопросы |
19-21 | 3 | В поликлинике. Название болезней, врачей, медицинских принадлежностей (градусник, таблетки, микстуры и т.д.) Профилактика заболеваний. Диалог «У врача»: Что у тебя болит? Какая температура? Закапай капли и выпей таблетки. | 28.01-11.02 | Комбинированный | Профилактика заболеваний | Инсценировка |
22-23 | 2 | В гостях. Прием гостей. Ожидание гостей. Беседа «Поведение в гостях». | 18.02-25.02 | Комбинированный | Гость | Инсценировка. Записи в тетрадях |
24-25 | 2 | В магазине. Продовольственный магазин. Диалог «Дайте мне пожалуйста…» У вас есть творог? Он свежий? Сколько стоит? Речевой этюд: «Покупатель-продавец». (Покупатель пришел за определенным товаром, его нет. Продавец пытается продать другой товар). | 4.03-11.03 | Комбинированный | Продукты питания | Инсценировка. Записи в тетрадях |
26 | 2 | В театре. Поведение в театре. Приобретение билетов. Занимание своих мест. Название спектакля. Аплодисменты. Цветы актерам. | 18.03-25.03 | Комбинированный | Сцена, актеры, зрители | Инсценировка. Записи в тетрадях |
4 четверть ( 7 часов ) |
27 | 1 | Природа весной. Сезонные изменения в природе. | 8.04 | Комбинированный | Признаки весны | Записи на доске, тетрадях, рисунки |
28 | 1 | Поведение на дороге. Знание правил дорожного движения для пешеходов и для водителей. | 15.04 | Комбинированный | Пешеходы водители правила | Инсценировка Записи в тетрадях |
29 | 1 | В транспорте. Правила поведения в транспорте. Виды транспорта. | 22.04 | Повторение и обобщение знаний | Название транспорта | Ответы на вопросы |
30-32 | 3 | В парикмахерской. Виды услуг в парикмахерской. Название принадлежностей. | 29.04-13.05 | Комбинированный | Стрижка, краска, укладка, фен, маникюр | Инсценировка |
33-34 | 1 | Летние каникулы. Правила поведения на воде и в лесу. Диалог: «Где ты будешь отдыхать летом?» | 20.05 | Повторение и обобщение знаний. | Правила поведения Отдыхать | Записи в тетрадях. Работа по картинкам Рисунки |