СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету: "Речь вне класса"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету: "Речь вне класса"»

Пояснительная записка.

Важным звеном в общей системе обучения неслышащих детей языку являются уроки развития речи.

Развитие речи – это комплексная работа, конечной целью которой является формирование и развитие у учащихся умений и навыков связного изложения своих и чужих мыслей в устной и письменной форме.

В школе для глухих и слабослышащих детей особое внимание уделяется развитию устной речи как необходимого условия для формирования ведущих компетенций личности учащихся:

коммуникативной - умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым;

информационной - умение работать со всеми видами информации;

социальной - умение жить и работать с другими людьми.

Формирование речевых навыков и умений в деятельности – наиболее надежный, психологически мотивированный стимулятор к воспитанию потребности в словесном общении у неслышащих детей. Эта потребность должна воспитываться и за пределами уроков, и в учебный план школы введен специальный курс «Речь вне класса».

Основной целью этих занятий является развитие разговорно-обиходной речи учащихся, организация речевой практики в естественных или близких к ним ситуациях, общее развитие учащихся, повышение уровня образования и воспитания, коррекция дефекта.

Задачи учителя на занятиях по развитию речи вне класса состоят в том, чтобы:

- закрепить и усовершенствовать речевые умения и навыки учащихся, полученные ими на уроках;

- обогатить речевую практику учащихся новым речевым материалом, необходимым им в общении с окружающими людьми;

- развить внимание и интерес детей к словесной речи, потребность пользоваться ею;

- обогатить представления учащихся об окружающем мире, способствовать их общему развитию и воспитанию.

Учащиеся обеспечиваются речевым материалом, подобранным по коммуникативно-тематическому принципу. Он предполагает овладение словами и фразами, необходимыми для общения по той или иной теме. Основным содержанием работы над речью вне класса является закрепление типовых фраз разговорной речи, с которыми ученики познакомились на уроках (понимание и выполнение поручений, умение выразить просьбу, задать вопрос и ответить на вопросы окружающих, участие в диалогах, беседах).

Эта работа организуется в связи с играми, экскурсиями, беседами, встречами, инсценированием прочитанного и увиденного и т.п. Участвуя в этих мероприятиях, учащиеся вынуждены отвечать на вопросы и просьбы учителя и товарищей по классу и обращаться к окружающим с речью. У них вырабатываются навыки быстрого восприятия и понимания речи собеседника, краткого или полного ответа.

Помимо речевого развития, расширяются представления учащихся об окружающем мире. Они узнают много о своем городе, знакомятся с профессиями, предприятиями и др. Обсуждение прочитанного и увиденного, посещение музеев, выставок, памятников, театров, встречи с представителями разных профессий способствуют также нравственному воспитанию.

При проведении занятий используются разнообразные методы и приемы. Большое применение находят наглядные и практические методы и приемы обучения: дидактические и сюжетно-ролевые игры, наблюдения, экскурсии, демонстрация, практическая работа и т.д.



В школе для глухих и слабослышащих детей особое внимание уделяется развитию устной речи как необходимого условия для формирования ведущих компетенций личности учащихся:


коммуникативной – умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым;

информационной – умение работать со всеми видами информации;

социальной – умение жить и работать с другими людьми.


Календарно-тематическое планирование по РВК на 2021-2022 учебный год в 11 классе составлено с учетом специфики школы- I – II вида, развития речи и психофизического развития учащихся 11 «В» класса, утверждено на МО учителей гуманитарного цикла и на заседании педсовета.

Программа по РВК составляет 34 часа ( годовой курс ), 1 раз в неделю.



Содержание тем учебного курса.

Вводный урок.

Рассказ о себе. Автобиография.

Знакомство с новыми друзьями.

Мой класс.

Моя семья.

Школьная жизнь.

Мои увлечения(хобби)

Новогодний праздник.

Работа с книгой.

В поликлинике.

В гостях.

В магазине.

В театре.

Поведение на дороге.

В транспорте.

В парикмахерской.

Летние каникулы. Правила поведения на воде и в лесу.



























Календарно-тематическое планирование по дополнительным коррекционным занятиям (РВК)

класс – 11в.




1 четверть ( 9 часов )

урока



Кол- час


Тема урока


Дата

Тип урока

Основные понятия

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

1-2

2


Рассказ о себе. Автобиография.

Дети рассказывают о себе и записывают это в тетради.


3.09-10.09

Комбинированный

Автобиография.


Записи в тетрадях,

на доске.


3-4

2

Знакомство с новыми друзьями.

Диалог «Знакомство».

Как тебя зовут? Сколько тебе лет? В каком классе ты учишься? Чем любишь заниматься?

Игра: Угадай, кто пришел?


17.09-24.09

Комбинированный

Диалог.

Инсценировка

5-6

2

Мой класс.

Ты любишь свой класс?

Описание предметов класса.

С кем ты дружишь?

Когда дежуришь?


1.10-8.10

Комбинированный


Описание класса.

Устный ответ

7-9

3

Моя семья.

Состав семьи. Домашний адрес.

Мой День рождения.

Описание своего дома и квартиры.


15.10-29.10


Комбинированный

Семья.

Домашний адрес.


Записи в тетрадях.

Устный ответ.


2 четверть ( 7 часов )


10-12

3

Школьная жизнь.

Название предметов и имена учителей.

Диалог: Расписание уроков.

Какие сегодня уроки?

Что задали по чтению?

Твои любимые предметы?

В какой ходишь кружок?



12.11-26.11

Комбинированный

Предметы.

Расписание уроков.

Мой кружок.

Записи в тетрадях

13-14

2

Мои увлечения.

Название кружков, в которых задействованы дети.

Чем ты любишь заниматься?

Какой кружок ты посещаешь?

Что вы там делаете?


3.12-10.12

Повторение и обобщение знаний

Хобби

Ответы на вопросы

15-16

2

Новогодний праздник.

Украшение класса.

Поздравление.

17.12-24.12

Повторение и обобщение знаний

Текст поздравлений

Украшение класса.

Написание поздравлений


3 четверть ( 11 часов )


17

1

Работа с книгой.

Обсуждение книги, прочитанной во время каникул.

Кто ( что?) понравилось?

Кто герои рассказов? О чем рассказ?

14.01

Комбинированный

Герои рассказов


Беседа

18

1

Погода зимой.

Основные признаки.


21.01

Повторение и обобщение полученных знаний

Признаки зимы

Ответы на вопросы

19-21

3

В поликлинике.

Название болезней, врачей, медицинских принадлежностей

(градусник, таблетки, микстуры и т.д.) Профилактика заболеваний.

Диалог «У врача»: Что у тебя болит? Какая температура?

Закапай капли и выпей таблетки.

28.01-11.02







Комбинированный

Профилактика заболеваний

Инсценировка

22-23

2

В гостях.

Прием гостей. Ожидание гостей.

Беседа «Поведение в гостях».


18.02-25.02

Комбинированный

Гость

Инсценировка.

Записи в тетрадях

24-25

2

В магазине.

Продовольственный магазин.

Диалог «Дайте мне пожалуйста…»

У вас есть творог? Он свежий?

Сколько стоит?

Речевой этюд: «Покупатель-продавец». (Покупатель пришел за определенным товаром, его нет. Продавец пытается продать другой товар).


4.03-11.03

Комбинированный

Продукты питания

Инсценировка.

Записи в тетрадях

26

2

В театре.

Поведение в театре.

Приобретение билетов.

Занимание своих мест.

Название спектакля.

Аплодисменты. Цветы актерам.

18.03-25.03

Комбинированный

Сцена, актеры, зрители

Инсценировка.

Записи в тетрадях



4 четверть ( 7 часов )



27

1

Природа весной.

Сезонные изменения в природе.


8.04

Комбинированный

Признаки весны

Записи на доске,

тетрадях, рисунки

28

1

Поведение на дороге.

Знание правил дорожного движения для пешеходов и для водителей.


15.04

Комбинированный

Пешеходы

водители

правила

Инсценировка

Записи в тетрадях

29

1

В транспорте.

Правила поведения в транспорте.

Виды транспорта.


22.04

Повторение и обобщение знаний

Название транспорта

Ответы на вопросы

30-32

3

В парикмахерской.

Виды услуг в парикмахерской.

Название принадлежностей.


29.04-13.05

Комбинированный

Стрижка, краска, укладка, фен, маникюр

Инсценировка

33-34

1

Летние каникулы. Правила поведения на воде и в лесу.

Диалог: «Где ты будешь отдыхать летом?»


20.05

Повторение и обобщение знаний.

Правила поведения Отдыхать

Записи в тетрадях.

Работа по картинкам Рисунки