Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
уточнение представлений о праздниках - личных и государственных, связанных с историей страны;
— расширение представлений о различных социальных ролях (покупатель, пассажир, пациент и др.) - собственных и окружающих людей;
- укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения;
— овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов обучения);
— овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов обучения).
Предметные результаты
ученик научится
Минимальный уровень:
- выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;
- выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;
- знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя);
- участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
- слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;
- выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя;
- участвовать в беседе;
- пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план.
ученик получит возможность научиться
Достаточный уровень:
- понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами в аудиозаписи;
- выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме;
- выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения после анализа;
- участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
- правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;
- сообщать сведения о себе: имя и фамилию, адрес, имена и фамилии своих родственников;
- принимать участие в коллективном составлении рассказа по темам речевых ситуаций;
- уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план;
- слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание.
Метапредметные результаты
Коммуникативные УД: оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения); слушать и понимать речь других; осознанное, правильное чтение слов, предложений, коротких текстов; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Регулятивные УД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом, иллюстрацией учебника.
Познавательные УД: ориентироваться в учебнике; отвечать на поставленные учителем вопросы по тексту, иллюстрации; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты по вопросам, иллюстрациям.
Предметные УД: выполнять задания по словесной инструкции, называть предметы и действия, соотносить их с картинками, употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям,
правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании, сообщать своё имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена одноклассников и ближайших родственников.
Содержание учебного предмета
Аудирование и понимание речи.
Повторение оппозиционных слоговых структур, слов-паронимов, предложений, различных по количеству слов: ма—мя, ло—лё, вя—вья; был—бил, пел—пил, кости—гости, тонет—стонет. Я видела сегодня в скворечнике скворца — Я видела вчера в скворечнике скворца и скворушку. Игра в маленького учителя, выполнение подобных заданий детьми (с помощью учителя). Слушание коротких сказок и рассказов в аудиозаписи, просмотр видеофильмов. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного или просмотренного. Выполнение словесной инструкции, данной в письменном виде. Включение письменного задания в ролевую ситуацию. Выбор из двух сходных по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению: Миша сердится на себя (на картинке клякса в альбоме, которая капнула с Мишиной кисточки) — Вася удивляется (на картинке мальчик открывает альбом, а там клякса от краски). Объяснение выбора.
Дикция и выразительность речи.
Совершенствование речевого дыхания: посчитаем до 10 на одном выдохе, потянем звук [с], потом [з] на одном выдохе и др. Чёткое выразительное произнесение чистоговорок, стихотворных диалогов по подражанию. Например: «От топота копыт пыль по полю летит» (выбор силы голоса и ритма); «— Что ты, ёж, такой колючий? // — Это я на всякий случай: // Знаешь, кто мои соседи? // Волки, лисы и медведи!» (смена тона голоса, переход от интонации повествования к интонации вопроса и наоборот) и др. Громкая, спокойная, тихая, шёпотная речь. Использование нужной силы голоса в различных ролевых ситуациях. Вежливый тон голоса в разговоре. Передача различных чувств соответствующим тоном голоса (радость, удивление, жалость, гнев, грусть, страх и др.) в специально подобранных диалогах. Отгадывание на схематических рисунках (пиктограммах) выражения этих чувств. Соотнесение с подготовленной ситуацией. Произнесение одной и той же фразы с вопросительной, повествовательной и восклицательной интонацией. Обыгрывания ситуации, например: Снег идёт? — Да, снег идёт. — Ура, снег идёт!
Общение и его значение в жизни.
Общение с природой. Что «говорят» деревья, цветы? Чем отвечают они на наше общение с ними? Понимаем ли мы язык животных, их повадки, позы? Попробуем расшифровать их. Правильно ли мы общаемся с ними? Понимают ли нас животные? Речевое общение. Для чего оно нужно людям? Подведение обучающихся к выводу (с опорой на иллюстративный материал): сообщить что-то новое, обменяться мнением, попросить о чём-нибудь, поздравить, пожалеть, утешить и т. д. Правила речевого общения. Коллективная работа с опорой на иллюстративный материал и заранее подготовленные ситуации по определению правил:
— нужно говорить по очереди, а не всем сразу. Один говорит, а все слушают, иначе никто ничего не поймёт;
— говорить нужно достаточно громко (но не кричать), чтобы тебя все слышали;
— когда говоришь, надо смотреть на того, с кем разговариваешь;
— если не соглашаешься с чем-то и возражаешь собеседнику, надо делать это вежливо и не обижать его;
— не забывать употреблять вежливые слова: «Пожалуйста», «Извини», «Извините», «Спасибо».
Письменное общение. Использование письменного общения в жизни (вывески и афиши на улицах города, реклама, письма, поздравительные открытки). Написание записок друг другу с передачей информации, просьбы, предложений о совместных действиях и т. д. Базовые формулы речевого общения (представлены с нарастанием к
материалу, изучавшемуся в 1 и 2 классах.
Обращение, привлечение внимания.
«Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения.
Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тётенька, девушка,
мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие.
Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься, пожалуйста, это…». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание.
Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «Здравствуй», «Здравствуйте», «До свидания». Развёртывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы: «Привет», «Салют», «Счастливо», «Пока». Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развёртывание формул с помощью обращений. Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: «Как дела?», «Как живёшь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании: «Приходи(те) ещё», «Заходи(те)», «Звони(те)».
Приглашение, предложение.
Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание.
Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…» и их развёртывание с помощью обращения по имени и отчеству. Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать…». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручение подарка: «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе…» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент.
Формулы «Мне очень нравится твой…», «Как хорошо ты…», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор.
Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика мобильной связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите, пожалуйста…»,«Попросите, пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата: «Алло», «Да», «Я слушаю».
Просьба, совет.
Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, близким людям. Развёртывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста..», «Можно.., пожалуйста!», «Разрешите..», «Можно мне..», «Можно я…».
Благодарность.
Формулы «Спасибо», «Большое спасибо», «Пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо,…(имя)»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)», «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение.
Формула «Извините, пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм
обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение.
Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплемент.
Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!».
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание |
план. | факт. |
1-2 | Мы снова в школе. | 2 | 04.09 07.09 | | |
3-4 | У нас новые ученики. | 2 | 11.09 14.09 | | |
5-6 | Успехи и неудачи бывают у каждого | 2 | 18.09 21.09 | | |
7-8 | Мы собрались поиграть. | 2 | 25.09 28.09 | | |
9-10 | Наша любимая игра. | 2 | 02.10 05.10 | | |
11-12 | Где же взять мне книгу почитать? | 2 | 09.10 12.10 | | |
13-14 | В библиотеке. | 2 | 16.10 19.10 | | |
15-16 | Вспоминаем сказку «Маша и медведь». | 2 | 23.10 26.10 | | |
17-18 | Инсценировка сказки «Маша и медведь». | 2 | 30.10 09.11 | | |
19-20 | Отправляюсь в магазин. | 2 | 13.11 16.11 | | |
21-22 | Мы в продуктовом магазине. | 2 | 20.11 23.11 | | |
23-24 | Мы в канцелярском магазине. | 2 | 27.1130.11 | | |
25-26 | Телефонный разговор. | 2 | 04.12 07.12 | | |
27-28 | Мы разговариваем по телефону. | 2 | 11.12 14.12 | | |
29-30 | Мой мобильный телефон. | 2 | 18.12 21.12 | | |
31-32 | Я звоню в экстренные службы. | 2 | 25.12 11.01 | | |
33-34 | Я – зритель. | 2 | 15.01 18.01 | | |
35-36 | Я иду в театр. | 2 | 22.01 25.01 | | |
37-38 | Погода и мы. | 2 | 29.01 01.02 | | |
39-40 | Какая сегодня погода? | 2 | 05.02 08.02 | | |
41-42 | Собираемся на прогулку | 2 | 12.02 15.02 | | |
43-44 | Сказка Одоевского «Снегурочка». | 2 | 19.02 22.02 | | |
45-46 | Инсценировка сказки «Снегурочка». | 2 | 26.02 01.03 | | |
47-48 | Весёлый праздник. | 2 | 05.03 08.03 | | |
49-50 | Ролевая игра «Прием гостей». | 2 | 12.03 15.03 | | |
51-52 | Конкурсы и развлечения на детском празднике. | 2 | 19.03 29.03 | | |
53-54 | Учимся понимать животных. | 2 | 02.04 05.04 | | |
55-56 | Мой верный друг. | 2 | 09.04 12.04 | | |
57-58 | Учимся понимать животных | 2 | 16.04 19.04 | | |
59-60 | В зоопарке у зверей | 2 | 23.04 26.04 | | |
61-62 | Мы друзья или враги природы? | 2 | 30.04 03.05 | | |
63-64 | Узнай меня | 2 | 07.05 10.05 | | |
65-66 | «Свет мой, зеркальце, скажи...» | 2 | 14.05 17.05 | | |
67-68 | Повторение по изученным темам. | 2 | 21.05 24.05 | | |
1