РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «Ручной труд»
ДЛЯ 2 КЛАССА
Учитель: Маркова Т. С.
Нижний Новгород, 2021
Пояснительная записка
Основа рабочей программы:
Рабочая программа составлена на основе Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"; примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слепых и слабовидящих обучающихся; адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО, варианты 3.3, 4.3), утвержденной приказом от 10.11.2015 № 163/1-од; программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений Vlll вида под ред. Воронковой В. В. 1 – 4 классы - М.: Просвещение, 2013.
Данная рабочая программа ориентирована на учебники Л. А. Кузнецова «Технология. Ручной труд» 1 - 2 класс – Санкт – Петербург: филиал изд. «Просвещение», 2013.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:
- желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;
- желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.
Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, семян, пластилина, теста и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.
Место учебного предмета «Технология» в учебном плане
Рабочая программа по технологии предусматривает во 2 классе - 3 часа в неделю, 102 часа за год согласно Учебному плану школы-интерната на 2018-2019 учебный год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной трудовой деятельности;
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей работы;
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
развитие образного восприятия и освоение способов творческого самовыражения личности;
гармонизация интеллектуального и эмоционального развития;
формирование готовности к труду, навыков самостоятельной работы;
развитие умений и навыков познания и самопознания через накопление опыта эстетического переживания;
умение познавать окружающий мир и свою роль в нем как преобразователя, через учебную трудовую деятельность.
Метапредметные результаты изучения трудового обучения проявляются:
в соблюдении норм и правил культуры труда;
в соблюдении норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности;
в развитии творческого образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;
в развитии зрительной памяти, фантазии, воображения, творческой интуиции;
в совершенствовании зрительно-двигательной координации, эмоционально-волевой сферы, глазомерных навыков.
Предметные:
В познавательной сфере:
распознать виды, назначения материалов, инструментов и приспособлений, применяемых в технологических процессах;
познавать мир через учебную трудовую деятельность, представлять место и роль труда в жизни человека и общества;
понимать особенности разных видов декоративно прикладного искусства;
различать изученные виды и способы обработки материалов;
приобретать практические навыки и умения в трудовой деятельности;
формировать умения выделять признаки и свойства объектов; основные мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез; развивать способности к обобщению и конкретизации;
создавать условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций;
применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.
В трудовой сфере:
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
соблюдение трудовой дисциплины;
подбор и применение инструментов, приспособлений в зависимости от целей и задач трудовой деятельности.
Особенности реализации общеобразовательной программы при обучении слепых и слабовидящих учащихся с нарушением интеллекта
Реализация учебной программы обеспечивает особые образовательные потребности слепых и слабовидящих учащихся через:
Постановку коррекционных задач:
обучать направлять внимание детей на соответствие образца выполняемым заданиям (поделкам), соблюдая пропорции, формы, величину и другие признаки;
овладевать умениям сравнивать объекты, предметы по форме, величине и т.д.;
уточнять соответствие конструкции поделки натуральному предмету (стилизованные фигурки животных и т.д.);
формировать представления учащихся о натуральных предметах;
развивать точность и согласованность движений пальцев рук.
Методические приёмы, используемые на уроках:
при использовании классной доски все записи учителем и учениками выполняются крупно и сопровождаются словесными комментариями;
сложные рисунки, таблицы и большие тексты предъявляются учащимся на карточках, выполненных с учетом требований к наглядным пособиям для слабовидящих детей;
при рассматривании рисунков и схем учителем используется специальный алгоритм подетального рассматривания, который постепенно усваивается учащимися и для самостоятельной работы с графическими объектами и в целом постоянно уделяется внимание зрительному анализу;
оказывается индивидуальная помощь при ориентировке учащихся в учебнике;
для улучшения зрительного восприятия при необходимости применяются оптические приспособления.
Коррекционную направленность каждого урока:
соблюдение оптимальной зрительной нагрузки на уроках и при выполнении домашних заданий (уменьшенный объём заданий);
рассадка учащихся за партами в соответствии с характером нарушения зрения;
соблюдение повышенных требований к освещённости классного помещения;
соблюдение требований специальной коррекционной школы к изготовлению раздаточных материалов и при использовании технических средств.
Соблюдение требований к организации пространства
Важным условием организации пространства, в котором обучаются слабовидящие обучающиеся, является безопасность и постоянство предметно-пространственной среды, что предполагает:
определенное предметное наполнение школьных помещений (свободные проходы к партам, входным дверям, отсутствие выступающих углов и другое);
соблюдение необходимого для слабовидящего обучающегося светового режима (обеспечение беспрепятственного прохождения в школьные помещения естественного света; одновременное использование естественного и искусственного освещения; возможность использования дополнительного индивидуального источника света и другое);
оперативное устранение факторов, негативно влияющих на состояние зрительных функций слабовидящие (недостаточность уровня освещенности рабочей зоны, наличие бликов и другое), осязания, слуха;
определенного уровня освещенности школьных помещений;
определение местоположения парты в классе для слабовидящих в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога;
использование оптических, тифлотехнических, технических средств, в том числе и средств комфортного доступа к образованию.
При организации учебного процесса необходимо учитывать гигиенические требования. Из-за быстрой утомляемости зрения возникает особая необходимость в уменьшении зрительной нагрузки. В целях охраны зрения детей и обеспечения работоспособности необходимо:
рассаживать учащихся с учётом особенности зрения;
непрерывная продолжительность чтения не должна превышать 10 минут;
при изготовлении печатных пособий использовать шрифт Arial не менее 14, печать через 1,5 интервала;
чередование зрительной, слуховой и тактильной нагрузки; фронтальной и индивидуальной формы работы; теоретической и практической работы;
достаточное разнообразие соответствующих карточек, наглядности и пособий.
проводить физкультминутки;
использовать индивидуальные средства коррекции;
использовать подставку;
использование ТСО не более 15 минут;
изображение на экране должно быть качественными, ярким и контрастным;
расстояние от центра экрана до пола должно составлять 1,0–1,5 м;
не допускать выключение и включение общего освещения во время просмотра видеофрагментов и просмотр в полной темноте;
в солнечные дни использовать жалюзи;
осуществлять контроль за правильной позой учащихся во время занятий.
При работе с иллюстрациями, макетами и натуральными объектами следует:
материал должен быть крупным, четким, контурированным (предмет на картинке должен быть обведён чёрным контуром, ширина которого не более 5 мм);
содержать небольшое количество деталей;
сопровождать осмотр объектов словесным описанием, помогая подетально формировать учащимся целостный образ;
рельефные изображения должны быть не крупнее ладони;
на контрастном фоне: черно-желтый, сине-желтый, черно-белый.
Содержание программы
Работа с глиной и пластилином
упражнения в раскатывании пластилина.
способ размазывания пластилина, подбор пластилина по цвету. Изготовление овощей.
изготовление способом размазывания плоской игрушки.
лепка раскатыванием столбиков, плетенок, кренделей, батона, булочек.
скатывание шара и столбика, лепка погремушки.
Работа с природными материалами
Работа с бумагой и картоном
обыгрывание и наклеивание композиций
складывание основы
складывание — сгибание бумаги
аппликация
Работа с текстильными материалами
сматывание и разматывание ниток
плетение косичек, кисточек.
Календарно -тематическое планирование
Количество часов: всего 102 часов; в неделю 3 часа
1 четверть
8 недель, 24 уроков
№ | Тема. Основное содержание | Кол-во час. | Дата | Основные виды деятельности учащихся | Примечания (корректировка программы в течение учебного года) |
1 2 | Вводный урок. Школьные принадлежности на уроках труда. Техника безопасности. | 2 | | Проверка знаний о правилах поведения и работы на уроках труда; закрепление навыков по подготовке и содержанию в порядке рабочего места; выявление знаний о видах ручного труда, поделочных материалах и инструментах. | |
3 4 | Работа с глиной и пластилином. Свойства пластилина. Правила работы с пластилином. | 2 | | Подготовка и содержание в порядке рабочего места; Соблюдение правил гигиены и правил техники безопасности. | |
5 6 | Работа с пластилином. Лепка из пластилина прямоугольных геометрических тел. | 2 | | Подготовка и содержание в порядке рабочего места; Соблюдение правил гигиены и правил техники безопасности; Сравнивать образец с натуральным объектом, иллюстрацией, игрушкой, муляжом с помощью учителя и самостоятельно; Понимать объяснения учителя о назначении изделия и самостоятельно определять его функции; Анализировать образец, включающий выделение основных его признаков и свойств с помощью учителя и самостоятельно; Анализировать условия труда, включающий определение вида труда, материалов и инструментов, необходимых для работы. | |
7 8 | Работа с пластилином. Лепка молотка. | 2 | | Подготовка и содержание в порядке рабочего места; Соблюдение правил гигиены и правил техники безопасности; Сравнивать образец с натуральным объектом, иллюстрацией, игрушкой, муляжом с помощью учителя и самостоятельно; Понимать объяснения учителя о назначении изделия и самостоятельно определять его функции; Анализировать образец, включающий выделение основных его признаков и свойств с помощью учителя и самостоятельно; Анализировать условия труда, включающий определение вида труда, материалов и инструментов, необходимых для работы. | |
9 10 | Работа с природными материалами. Сбор природных материалов для уроков труда. Организация сушки и хранения собранных материалов «Осенние листья, шишки, жёлуди, семена клёна, липы». | 2 | | Подготовка и содержание в порядке рабочего места; Соблюдение правил гигиены и правил техники безопасности; Сравнивать образец с натуральным объектом, иллюстрацией, игрушкой, муляжом с помощью учителя и самостоятельно; Понимать объяснения учителя о назначении изделия и самостоятельно определять его функции; Анализировать образец, включающий выделение основных его признаков и свойств с помощью учителя и самостоятельно; Анализировать условия труда, включающий определение вида труда, материалов и инструментов, необходимых для работы. | |
11 12 | Работа с природными материалами. Расширение знаний о растительном мире. Изготовление игрушек из желудей по образцу и самостоятельно «Зайчик», «Поросёнок». | 2 | | Подготовка и содержание в порядке рабочего места; Соблюдение правил гигиены и правил техники безопасности; Сравнивать образец с натуральным объектом, иллюстрацией, игрушкой, муляжом с помощью учителя и самостоятельно; Понимать объяснения учителя о назначении изделия и самостоятельно определять его функции; Анализировать образец, включающий выделение основных его признаков и свойств с помощью учителя и самостоятельно; Анализировать условия труда, включающий определение вида труда, материалов и инструментов, необходимых для работы. | |
12 13 | Работа с природными материалами. Познавательные сведения о плодах деревьев. Изготовление по образцу и самостоятельно игрушек из скорлупы ореха «Кораблик» | 2 | | Подготовка и содержание в порядке рабочего места; Соблюдение правил гигиены и правил техники безопасности; Сравнивать образец с натуральным объектом, иллюстрацией, игрушкой, муляжом с помощью учителя и самостоятельно; Понимать объяснения учителя о назначении изделия и самостоятельно определять его функции; Анализировать образец, включающий выделение основных его признаков и свойств с помощью учителя и самостоятельно; Анализировать условия труда, включающий определение вида труда, материалов и инструментов, необходимых для работы. | |
14 15 | Работа с бумагой и картоном. Повторение пройденного в 1-м классе по теме «Виды и сорта бумаги». Подставка для кисти. | 2 | | Подготовка и содержание в порядке рабочего места; Соблюдение правил гигиены и правил техники безопасности; Сравнивать образец с натуральным объектом, иллюстрацией, игрушкой, муляжом с помощью учителя и самостоятельно; Понимать объяснения учителя о назначении изделия и самостоятельно определять его функции; Анализировать образец, включающий выделение основных его признаков и свойств с помощью учителя и самостоятельно; Анализировать условия труда, включающий определение вида труда, материалов и инструментов, необходимых для работы. | |
16 17 | Работа с бумагой и картоном. Закрепление навыков сминания бумаги. Технология изготовления аппликации из мятой бумаги по образцу «Дерево осенью» | 2 | | Подготовка и содержание в порядке рабочего места; Соблюдение правил гигиены и правил техники безопасности; Сравнивать образец с натуральным объектом, иллюстрацией, игрушкой, муляжом с помощью учителя и самостоятельно; Понимать объяснения учителя о назначении изделия и самостоятельно определять его функции; Анализировать образец, включающий выделение основных его признаков и свойств с помощью учителя и самостоятельно; Анализировать условия труда, включающий определение вида труда, материалов и инструментов, необходимых для работы. | |
18 | Работа с бумагой и картоном. Закрепление навыков сгибания бумаги. Технология складывания фигурки из бумаги «Маска собачки» | 1 | | Подготовка и содержание в порядке рабочего места; Соблюдение правил гигиены и правил техники безопасности; Сравнивать образец с натуральным объектом, иллюстрацией, игрушкой, муляжом с помощью учителя и самостоятельно; Понимать объяснения учителя о назначении изделия и самостоятельно определять его функции; Анализировать образец, включающий выделение основных его признаков и свойств с помощью учителя и самостоятельно; Анализировать условия труда, включающий определение вида труда, материалов и инструментов, необходимых для работы. | |
19 | Работа с бумагой и картоном. Познавательные сведения о картоне. Закрепление навыков разметки геометрических фигур по шаблонам «Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал». | 1 | | Подготовка и содержание в порядке рабочего места; Соблюдение правил гигиены и правил техники безопасности; Сравнивать образец с натуральным объектом, иллюстрацией, игрушкой, муляжом с помощью учителя и самостоятельно; Понимать объяснения учителя о назначении изделия и самостоятельно определять его функции; Анализировать образец, включающий выделение основных его признаков и свойств с помощью учителя и самостоятельно; Анализировать условия труда, включающий определение вида труда, материалов и инструментов, необходимых для работы. | |
20 | Работа с бумагой и картоном. Изготовление пакета из плотной бумаги (тонкого картона) с аппликацией из геометрических фигур для хранения изделий. Закрепление навыков обработки бумаги (резание ножницами, сгибание, разметка). | 1 | | Подготовка и содержание в порядке рабочего места; Соблюдение правил гигиены и правил техники безопасности; Сравнивать образец с натуральным объектом, иллюстрацией, игрушкой, муляжом с помощью учителя и самостоятельно; Понимать объяснения учителя о назначении изделия и самостоятельно определять его функции; Анализировать образец, включающий выделение основных его признаков и свойств с помощью учителя и самостоятельно; Анализировать условия труда, включающий определение вида труда, материалов и инструментов, необходимых для работы. | |
21 | Работа с текстильными материалами. Повторение пройденного в 1-м классе по теме «Свойства ниток». Изготовление стилизованных ягод из ниток, связанных в пучок «Ягоды». | 1 | | Подготовка и содержание в порядке рабочего места; Соблюдение правил гигиены и правил техники безопасности; Сравнивать образец с натуральным объектом, иллюстрацией, игрушкой, муляжом с помощью учителя и самостоятельно; Понимать объяснения учителя о назначении изделия и самостоятельно определять его функции; Анализировать образец, включающий выделение основных его признаков и свойств с помощью учителя и самостоятельно; Анализировать условия труда, включающий определение вида труда, материалов и инструментов, необходимых для работы. | |
22 23 | Работа с текстильными материалами. Пришивание пуговиц с двумя сквозными отверстиями. | 2 | | Подготовка и содержание в порядке рабочего места; Соблюдение правил гигиены и правил техники безопасности; Сравнивать образец с натуральным объектом, иллюстрацией, игрушкой, муляжом с помощью учителя и самостоятельно; Понимать объяснения учителя о назначении изделия и самостоятельно определять его функции; Анализировать образец, включающий выделение основных его признаков и свойств с помощью учителя и самостоятельно; Анализировать условия труда, включающий определение вида труда, материалов и инструментов, необходимых для работы. | |
24 | Резервный урок. | 1 | | | |
2 четверть
8 недель, 24 урока
№ | Тема. Основное содержание | Кол-во час. | Дата | Основные виды деятельности учащихся | Примечания (корректировка программы в течение учебного года) |
25 26 | Работа с глиной и пластилином. Познавательные сведения о глине, пластилине и геометрическом теле «Цилиндр». Лепка из пластилина предметов цилиндрической формы «Кружка». | 12 | | Подготовка и содержание в порядке рабочего места; Соблюдение правил гигиены и правил техники безопасности; Сравнивать образец с натуральным объектом, иллюстрацией, игрушкой, муляжом с помощью учителя и самостоятельно; Понимать объяснения учителя о назначении изделия и самостоятельно определять его функции; Анализировать образец, включающий выделение основных его признаков и свойств с помощью учителя и самостоятельно; Анализировать условия труда, включающий определение вида труда, материалов и инструментов, необходимых для работы. | |
27 28 | Работа с глиной и пластилином. Познавательные сведения о глиняной посуде и геометрическом теле «конус». Лепка из пластилина предметов конической формы (конструктивный способ) «Чашка из пластилиновых жгутиков». | 2 | | Подготовка и содержание в порядке рабочего места; Соблюдение правил гигиены и правил техники безопасности; Сравнивать образец с натуральным объектом, иллюстрацией, игрушкой, муляжом с помощью учителя и самостоятельно; Понимать объяснения учителя о назначении изделия и самостоятельно определять его функции; Анализировать образец, включающий выделение основных его признаков и свойств с помощью учителя и самостоятельно; Анализировать условия труда, включающий определение вида труда, материалов и инструментов, необходимых для работы. | |
29 30 | Работа с природными материалами. Познавательные сведения о листьях. Изготовление предметной аппликации из засушенных листьев ивы и клёна по образцу. Аппликация из листьев: «Мальчик», «Девочка» | 2 | | Подготовка и содержание в порядке рабочего места; Соблюдение правил гигиены и правил техники безопасности; Сравнивать образец с натуральным объектом, иллюстрацией, игрушкой, муляжом с помощью учителя и самостоятельно; Понимать объяснения учителя о назначении изделия и самостоятельно определять его функции; Анализировать образец, включающий выделение основных его признаков и свойств с помощью учителя и самостоятельно; Анализировать условия труда, включающий определение вида труда, материалов и инструментов, необходимых для работы. | |
31 32 | Работа с природными материалами. Изготовление рамки для фотографии, украшенной листьями берёзы, клёна. | 2 | | Подготовка и содержание в порядке рабочего места; Соблюдение правил гигиены и правил техники безопасности; Сравнивать образец с натуральным объектом, иллюстрацией, игрушкой, муляжом с помощью учителя и самостоятельно; Понимать объяснения учителя о назначении изделия и самостоятельно определять его функции; Анализировать образец, включающий выделение основных его признаков и свойств с помощью учителя и самостоятельно; Анализировать условия труда, включающий определение вида труда, материалов и инструментов, необходимых для работы. | |
33 34 | Работа с бумагой и картоном. Разметка бумаги и картона по шаблонам сложной конфигурации «Машина» | 2 | | Подготовка и содержание в порядке рабочего места; Соблюдение правил гигиены и правил техники безопасности; Сравнивать образец с натуральным объектом, иллюстрацией, игрушкой, муляжом с помощью учителя и самостоятельно; Понимать объяснения учителя о назначении изделия и самостоятельно определять его функции; Анализировать образец, включающий выделение основных его признаков и свойств с помощью учителя и самостоятельно; Анализировать условия труда, включающий определение вида труда, материалов и инструментов, необходимых для работы. | |
35 36 | Работа с бумагой и картоном. Аппликация из обрывной бумаги «Яблоко», «Рыба». | 2 | | Подготовка и содержание в порядке рабочего места; Соблюдение правил гигиены и правил техники безопасности; Сравнивать образец с натуральным объектом, иллюстрацией, игрушкой, муляжом с помощью учителя и самостоятельно; Понимать объяснения учителя о назначении изделия и самостоятельно определять его функции; Анализировать образец, включающий выделение основных его признаков и свойств с помощью учителя и самостоятельно; Анализировать условия труда, включающий определение вида труда, материалов и инструментов, необходимых для работы. | |
37 38 | Работа с текстильными материалами. Изготовление стилизованных фигурок из связанных пучков нитей «Девочка», «Мальчик». | 2 | | Подготовка и содержание в порядке рабочего места; Соблюдение правил гигиены и правил техники безопасности; Сравнивать образец с натуральным объектом, иллюстрацией, игрушкой, муляжом с помощью учителя и самостоятельно; Понимать объяснения учителя о назначении изделия и самостоятельно определять его функции; Анализировать образец, включающий выделение основных его признаков и свойств с помощью учителя и самостоятельно; Анализировать условия труда, включающий определение вида труда, материалов и инструментов, необходимых для работы. | |
39 40 | Работа с глиной и пластилином. Познавательные сведения о глиняной посуде и геометрическом теле «шар». Лепка чайной посуды в форме шара. | 2 | | Подготовка и содержание в порядке рабочего места; Соблюдение правил гигиены и правил техники безопасности; Сравнивать образец с натуральным объектом, иллюстрацией, игрушкой, муляжом с помощью учителя и самостоятельно; Понимать объяснения учителя о назначении изделия и самостоятельно определять его функции; Анализировать образец, включающий выделение основных его признаков и свойств с помощью учителя и самостоятельно; Анализировать условия труда, включающий определение вида труда, материалов и инструментов, необходимых для работы. | |
41 | Работа с бумагой и картоном. Изготовление из бумаги (из 2 кругов) игрушек в форме шара. | 1 | | Подготовка и содержание в порядке рабочего места; Соблюдение правил гигиены и правил техники безопасности; Сравнивать образец с натуральным объектом, иллюстрацией, игрушкой, муляжом с помощью учителя и самостоятельно; Понимать объяснения учителя о назначении изделия и самостоятельно определять его функции; Анализировать образец, включающий выделение основных его признаков и свойств с помощью учителя и самостоятельно; Анализировать условия труда, включающий определение вида труда, материалов и инструментов, необходимых для работы. | |
42 43 | Работа с бумагой и картоном. Изготовление игрушек в форме шара из бумаги (из 4-5 полос). | 2 | | Подготовка и содержание в порядке рабочего места; Соблюдение правил гигиены и правил техники безопасности; Сравнивать образец с натуральным объектом, иллюстрацией, игрушкой, муляжом с помощью учителя и самостоятельно; Понимать объяснения учителя о назначении изделия и самостоятельно определять его функции; Анализировать образец, включающий выделение основных его признаков и свойств с помощью учителя и самостоятельно; Анализировать условия труда, включающий определение вида труда, материалов и инструментов, необходимых для работы. | |
44 45 | Работа с текстильными материалами. Сматывание ниток в клубок. «Шарики из ниток разной величины». | 2 | | Подготовка и содержание в порядке рабочего места; Соблюдение правил гигиены и правил техники безопасности; Сравнивать образец с натуральным объектом, иллюстрацией, игрушкой, муляжом с помощью учителя и самостоятельно; Понимать объяснения учителя о назначении изделия и самостоятельно определять его функции; Анализировать образец, включающий выделение основных его признаков и свойств с помощью учителя и самостоятельно; Анализировать условия труда, включающий определение вида труда, материалов и инструментов, необходимых для работы. | |
46 47 48 | Резервные уроки | 3 | | | |
3 четверть
10 недель, 30 уроков
№ | Тема. Основное содержание | Кол-во час. | Дата | Основные виды деятельности учащихся | Примечания (корректировка программы в течение учебного года) |
49 50 | Работа с глиной и пластилином. Познавательные сведения о скульптуре. Лепка по образцу стилизованных фигур животных (конструктивный способ) «Медвежонок». | 2 | | Подготовка и содержание в порядке рабочего места; Соблюдение правил гигиены и правил техники безопасности; Сравнивать образец с натуральным объектом, иллюстрацией, игрушкой, муляжом с помощью учителя и самостоятельно; Понимать объяснения учителя о назначении изделия и самостоятельно определять его функции; Анализировать образец, включающий выделение основных его признаков и свойств с помощью учителя и самостоятельно; Анализировать условия труда, включающий определение вида труда, материалов и инструментов, необходимых для работы. | |
51 52 | Работа с глиной и пластилином. Лепка стилизованных фигур птиц (пластический способ) «Утка». | 2 | | Подготовка и содержание в порядке рабочего места; Соблюдение правил гигиены и правил техники безопасности; Сравнивать образец с натуральным объектом, иллюстрацией, игрушкой, муляжом с помощью учителя и самостоятельно; Понимать объяснения учителя о назначении изделия и самостоятельно определять его функции; Анализировать образец, включающий выделение основных его признаков и свойств с помощью учителя и самостоятельно; Анализировать условия труда, включающий определение вида труда, материалов и инструментов, необходимых для работы. | |
53 54 55 | Работа с природными материалами. Повторение познавательных сведений о шишках. Изготовление из шишки стилизованной фигурки человечка. | 3 | | Подготовка и содержание в порядке рабочего места; Соблюдение правил гигиены и правил техники безопасности; Сравнивать образец с натуральным объектом, иллюстрацией, игрушкой, муляжом с помощью учителя и самостоятельно; Понимать объяснения учителя о назначении изделия и самостоятельно определять его функции; Анализировать образец, включающий выделение основных его признаков и свойств с помощью учителя и самостоятельно; Анализировать условия труда, включающий определение вида труда, материалов и инструментов, необходимых для работы. | |
56 57 58 | Работа с природными материалами. Изготовление из шишки стилизованной фигурки птички «Сова, утка». | 3 | | Подготовка и содержание в порядке рабочего места; Соблюдение правил гигиены и правил техники безопасности; Сравнивать образец с натуральным объектом, иллюстрацией, игрушкой, муляжом с помощью учителя и самостоятельно; Понимать объяснения учителя о назначении изделия и самостоятельно определять его функции; Анализировать образец, включающий выделение основных его признаков и свойств с помощью учителя и самостоятельно; Анализировать условия труда, включающий определение вида труда, материалов и инструментов, необходимых для работы. | |
59 60 61 | Работа с природными материалами. Изготовление композиции (макета) с использованием шишки, листьев дуба и пластилина. Композиция «Пальма». | 3 | | Подготовка и содержание в порядке рабочего места; Соблюдение правил гигиены и правил техники безопасности; Сравнивать образец с натуральным объектом, иллюстрацией, игрушкой, муляжом с помощью учителя и самостоятельно; Понимать объяснения учителя о назначении изделия и самостоятельно определять его функции; Анализировать образец, включающий выделение основных его признаков и свойств с помощью учителя и самостоятельно; Анализировать условия труда, включающий определение вида труда, материалов и инструментов, необходимых для работы. | |
62 63 | Работа с бумагой и картоном. Познавательные сведения о линейке. Разметка бумаги и картона по линейке. | 2 | | Подготовка и содержание в порядке рабочего места; Соблюдение правил гигиены и правил техники безопасности; Сравнивать образец с натуральным объектом, иллюстрацией, игрушкой, муляжом с помощью учителя и самостоятельно; Понимать объяснения учителя о назначении изделия и самостоятельно определять его функции; Анализировать образец, включающий выделение основных его признаков и свойств с помощью учителя и самостоятельно; Анализировать условия труда, включающий определение вида труда, материалов и инструментов, необходимых для работы. | |
64 65 66 | Работа с бумагой и картоном. Изготовление аппликации с разметкой деталей по линейке «Грузовик», «Автофургон» | 3 | | Подготовка и содержание в порядке рабочего места; Соблюдение правил гигиены и правил техники безопасности; Сравнивать образец с натуральным объектом, иллюстрацией, игрушкой, муляжом с помощью учителя и самостоятельно; Понимать объяснения учителя о назначении изделия и самостоятельно определять его функции; Анализировать образец, включающий выделение основных его признаков и свойств с помощью учителя и самостоятельно; Анализировать условия труда, включающий определение вида труда, материалов и инструментов, необходимых для работы. | |
67 68 69 | Работа с текстильными материалами. Познавательные сведения о тканях. Составление коллекции тканей. | 3 | | Подготовка и содержание в порядке рабочего места; Соблюдение правил гигиены и правил техники безопасности; Сравнивать образец с натуральным объектом, иллюстрацией, игрушкой, муляжом с помощью учителя и самостоятельно; Понимать объяснения учителя о назначении изделия и самостоятельно определять его функции; Анализировать образец, включающий выделение основных его признаков и свойств с помощью учителя и самостоятельно; Анализировать условия труда, включающий определение вида труда, материалов и инструментов, необходимых для работы. | |
70 71 | Работа с текстильными материалами. Раскрой из ткани заготовки изделия «Квадраты из ткани 5х5 см» | 2 | | Подготовка и содержание в порядке рабочего места; Соблюдение правил гигиены и правил техники безопасности; Сравнивать образец с натуральным объектом, иллюстрацией, игрушкой, муляжом с помощью учителя и самостоятельно; Понимать объяснения учителя о назначении изделия и самостоятельно определять его функции; Анализировать образец, включающий выделение основных его признаков и свойств с помощью учителя и самостоятельно; Анализировать условия труда, включающий определение вида труда, материалов и инструментов, необходимых для работы. | |
72 73 74 | Работа с бумагой и картоном. Познавательные сведения об открытке. Изготовление открытки. Симметричное вырезание деталей открытки из бумаги, сложенной пополам. | 3 | | Подготовка и содержание в порядке рабочего места; Соблюдение правил гигиены и правил техники безопасности; Сравнивать образец с натуральным объектом, иллюстрацией, игрушкой, муляжом с помощью учителя и самостоятельно; Понимать объяснения учителя о назначении изделия и самостоятельно определять его функции; Анализировать образец, включающий выделение основных его признаков и свойств с помощью учителя и самостоятельно; Анализировать условия труда, включающий определение вида труда, материалов и инструментов, необходимых для работы. | |
75 76 77 78 | Резервные уроки. | 4 | | | |
4 четверть
8 недель, 24 уроков
№ | Тема. Основное содержание | Кол-во час. | Дата | Основные виды деятельности учащихся | Примечания (корректировка программы в течение учебного года) |
79 80 81 | Работа с пластилином. Познавательные сведения об иллюстрациях и макетах. Изготовление композиции (макета) из пластилина к сказке «Колобок». | 3 | | Подготовка и содержание в порядке рабочего места; Соблюдение правил гигиены и правил техники безопасности; Сравнивать образец с натуральным объектом, иллюстрацией, игрушкой, муляжом с помощью учителя и самостоятельно; Понимать объяснения учителя о назначении изделия и самостоятельно определять его функции; Анализировать образец, включающий выделение основных его признаков и свойств с помощью учителя и самостоятельно; Анализировать условия труда, включающий определение вида труда, материалов и инструментов, необходимых для работы. | |
82 83 84 | Работа с бумагой и картоном. Изготовление композиции (макета) к сказке «Колобок» из складных бумажных фигурок «Колобок», «Волк». | 3 | | Подготовка и содержание в порядке рабочего места; Соблюдение правил гигиены и правил техники безопасности; Сравнивать образец с натуральным объектом, иллюстрацией, игрушкой, муляжом с помощью учителя и самостоятельно; Понимать объяснения учителя о назначении изделия и самостоятельно определять его функции; Анализировать образец, включающий выделение основных его признаков и свойств с помощью учителя и самостоятельно; Анализировать условия труда, включающий определение вида труда, материалов и инструментов, необходимых для работы. | |
85 86 87 88 89 | Работа с бумагой и картоном. Познавательные сведения о дорожных знаках. Изготовление модели дорожного знака. | 5 | | Подготовка и содержание в порядке рабочего места; Соблюдение правил гигиены и правил техники безопасности; Сравнивать образец с натуральным объектом, иллюстрацией, игрушкой, муляжом с помощью учителя и самостоятельно; Понимать объяснения учителя о назначении изделия и самостоятельно определять его функции; Анализировать образец, включающий выделение основных его признаков и свойств с помощью учителя и самостоятельно; Анализировать условия труда, включающий определение вида труда, материалов и инструментов, необходимых для работы. | |
90 91 92 | Работа с текстильными материалами. Вышивание смёточным стежком «Закладка из канвы» | 3 | | Подготовка и содержание в порядке рабочего места; Соблюдение правил гигиены и правил техники безопасности; Сравнивать образец с натуральным объектом, иллюстрацией, игрушкой, муляжом с помощью учителя и самостоятельно; Понимать объяснения учителя о назначении изделия и самостоятельно определять его функции; Анализировать образец, включающий выделение основных его признаков и свойств с помощью учителя и самостоятельно; Анализировать условия труда, включающий определение вида труда, материалов и инструментов, необходимых для работы. | |
93 94 95 96 | Работа с текстильными материалами. Познавательные сведения о тесьме «Салфетка, украшенная тесьмой» | 4 | | Подготовка и содержание в порядке рабочего места; Соблюдение правил гигиены и правил техники безопасности; Сравнивать образец с натуральным объектом, иллюстрацией, игрушкой, муляжом с помощью учителя и самостоятельно; Понимать объяснения учителя о назначении изделия и самостоятельно определять его функции; Анализировать образец, включающий выделение основных его признаков и свойств с помощью учителя и самостоятельно; Анализировать условия труда, включающий определение вида труда, материалов и инструментов, необходимых для работы. | |
97 98 99 100 101 102 | Резервные уроки | 6 | | | |
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебники | Учебные пособия | Методические пособия |
Л. А. Кузнецова Технология: Ручной труд 2 класс VIII вида СПб.:филиал из-ва Просвещение, 2013 | 1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; Просвещение, 2013 г | |
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Низкий уровень
Обучающиеся научатся:
виды материалов (природные, бумага, ткань, клей), их свойства и названия;
названия и назначение ручных инструментов;
способы соединения с помощью клея ПВА, пластилина; виды отделки: раскрашивание, аппликации;
разные приемы разметки деталей из бумаги: с помощью шаблонов, трафаретов, перегибания.
Обучающийся получит возможность научиться:
под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;
с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
с помощью учителя реализовывать творческий замысел, соблюдать правила безопасной работы инструментами, указанными в программе.
Высокий уровень
Обучающиеся научатся:
виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия; конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;
названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими; технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка; способы разметки: сгибанием, по шаблону;
способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА, пластилина, ниток; виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и её варианты;
разные приемы разметки деталей из бумаги: с помощью шаблонов, трафаретов, перегибания.
Обучающийся получит возможность научиться:
под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;
под контролем учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и средних по размеру), использовать пресс для сушки изделий;
под контролем учителя реализовывать творческий замысел, соблюдать правила безопасной работы инструментами, указанными в программе.
осуществлять работу над проектом (думать, рассуждать вслух, спорить, делиться своим жизненным опытом, разбираться в предлагаемом задании, способах его выполнения, выстраивать цепочку своих практических действий).