ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ № 4»
Принята на заседании педагогического совета | | Утверждена приказом директора школы |
Рабочая программа
по родной (русской) литературе
на 2019 – 2020 учебный год
7 «Б» класс
(34 ч. в нед.)
Программа:
1. Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для ОО, реализующих программу ООО (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 31 января 2018 года № 2/18)
2. Методические рекомендации к учебным предметам
«Русский родной язык» и «Русская родная литература» (Автор –
Шутан М. И., заведующий кафедрой словесности и культурологии
Нижегородского института развития образования,
утверждено на заседании кафедры от 18.01.2019 (протокол №1).
Учебник:
Учебник «Литература 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций»
В 2 ч.; под ред. В.Ф.Чертова.- М.: «Просвещение», 2017.
Автор-составитель: учителя русского языка
и литературы
Зуйкова Т.А.
2019 г.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
Изучение предметной области «Русская родная литература» должно обеспечивать:
- воспитание ценностного отношения к родной литературе как хранителю культуры своего народа;
- формирование причастности к литературным традициям своего народа;
- осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
- получение знаний о родной литературе как системе и как развивающемся явлении, о закономерностях её развития, освоение базовых понятий литературоведения, формирование аналитических умений при анализе художественных текстов разных жанров.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Родная литература» должны отражать:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Предлагается следующее тематическое направление: «Ребёнок и окружающий мир».
Содержание тем учебного курса
(34 ч.)
Введение. Ребёнок и окружающий мир в русской литературе.
Н.А.Некрасов. «Дедушка».
«Дедушка» - реалистическая поэма. Сюжет поэмы. Образ главного героя. История деда. Дедушка глазами внука. Близость дедушки к народу и родной природе. Отрицательные образы поэмы. Тема поэмы – передача новым поколениям истинных ценностей (свобода и счастье народа, процветание страны). Особенности композиции произведения. Роль вставных эпизодов.
Л.Н.Толстой. «Отрочество» (главы 2, 3, 11–16).
Автобиографические черты в произведении Толстого. Отрочество - новая фаза духовного развития героя. Становление личности Николеньки Иртеньева в подростковом возрасте. Внутренние переживания и изменения в душе юного человека. Отношения подростка со взрослыми, его психологическое и эмоциональное состояние. Одиночество главного героя.
А.П.Чехов. «Спать хочется».
Рассказ Чехова – коротенькая бытовая зарисовка об огромной человеческой трагедии. Социальная основа рассказа. Беспощадная и правдивая картина жизни людей в России начала 20 века. История Варьки - иллюстрация царящего зла в России рубежа веков. Понимание трагизма мелочей жизни. Образы героев рассказа. Психологическая драма, душевное состояние героини. Философская проблематика рассказа. Обращение к философии Ницше, возвестившего человеку обращение к зверю при нарастании его несвободы. Основная идея рассказа Чехова. Образ-символ в литературе.
М.Горький. «Дед Архип и Лёнька».
Тема детства в рассказе А.М. Горького. Проблема воспитания. Обстановка острой социальной борьбы, накладывающая отпечаток на формирование характера и мировоззрения героев. Понятие «конфликт» в эпическом произведении. Конфликт между дедом Архипом и кругом сытых, эгоистичных станичников.
Обостренный конфликт чистых порывов Леньки с моралью мелких собственников. Картины природы как способ изображения внутренних переживаний героя. Наивысшее напряжение всех чувств мальчика.
Трагический финал рассказа.
Л.Н.Андреев. «Ангелочек».
Автобиографическая основа произведения. Образ главного героя рассказа «Ангелочек». Душевные переживания героя. Социальный и общечеловеческий план восприятия действительности. Трагедия Сашки и его отца. Зыбкость образа воскового ангелочка – своеобразная иллюстрация Андреевым призрачности счастья униженных и обездоленных в этом мире. Хрупкость и мимолетность его ощущения. Соотношение образ игрушечного ангелочка с образом ангела-хранителя. Жанровые особенности рассказа Л. Андреева «Ангелочек». Понятие « святочный рассказ».
В.О.Богомолов. «Иван» (в сокращении).
Война - тяжёлое испытание для всех. Картины, запечатлевшие обрушившуюся на страну беду. Величайшее мужество народа, его любовь к Родине, стойкость в испытаниях. Главные герои повести Богомолова « Иван». Дети и война. Образ юного разведчика.
Нравственные проблемы, чувство гражданского долга, ответственности перед Родиной и народом в тяжёлую годину испытаний в произведении Богомолова.
Ю.Я.Яковлев. «Багульник».
Душевный мир и мотивы поведения главного героя. Тайные причины его
поступков. Поступок героя как средство его характеристики. Глубокий внутренний мир героя. Умение писателя разглядеть в ребёнке завтрашнего взрослого человека. Нравственное звучание рассказа «Багульник». Смысл названия.
В.Г.Распутин. «Век живи – век люби»
Поиски юным героем смысла жизни, ответов на волнующие его вопросы. Постижение тайн Природы в её истинной красоте и величии. Чудное мгновение открытия Санькой мира в его живой, многоликой и таинственной полноте, а через мир – и самого себя. Осознание себя как личности. Наказ автора беречь в себе доброе отношение к людям и миру вопреки всем невзгодам. Смысл названия повести В. Распутина «Век живи – век люби».
Лирическая поэзия. Е.А.Евтушенко. «Ошеломив меня, мальчишку…» А.С.Кушнер. «Контрольная. Мрак за окном фиолетов…»
Основные образы стихотворений. Лирический герой. Решение проблемы связи поколений в стихотворении Евтушенко.
Интимно-личностное начало в стихотворении Кушнера. Передача чувств и настроения лирического героя. Герой и автор.
Ребёнок и окружающий мир в русской литературе. Обобщение.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема 7 класс | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Введение. Ребёнок и окружающий мир в русской литературе. Восприятие ребёнком этого мира. | 1 | | |
2 | Н.А.Некрасов. «Дедушка» - реалистическая поэма. Тема и сюжет поэмы. Особенности композиции произведения. Роль вставных эпизодов. | 1 | | |
3 | Образ главного героя. История деда. Дедушка глазами внука. Близость дедушки к народу и родной природе. | 1 | | |
4 | Л.Н.Толстой.«Отрочество».Отрочество - новая фаза духовного развития героя. Становление личности Николеньки Иртеньева в подростковом возрасте. | 1 | | |
5 | Внутренние переживания и изменения в душе юного человека; его психологическое и эмоциональное состояние. Одиночество главного героя. | 1 | | |
6 | А.П.Чехов. «Спать хочется». Социальная основа рассказа. Беспощадная и правдивая картина жизни людей в России начала 20 века. | 1 | | |
7 | История Варьки - иллюстрация царящего зла в России рубежа веков. Психологическая драма, душевное состояние героини. | 1 | | |
8 | Понимание трагизма мелочей жизни. Образы героев рассказа. | 1 | | |
9 | Философская проблематика рассказа. Основная идея рассказа Чехова. Образ-символ в литературе. | 1 | | |
10 | Рассказ Чехова – коротенькая бытовая зарисовка об огромной человеческой трагедии. | 1 | | |
11 | М.Горький. «Дед Архип и Лёнька». Тема детства в рассказе А.М. Горького. Проблема воспитания. Обстановка острой социальной борьбы, накладывающая отпечаток на формирование характера и мировоззрения героев. | 1 | | |
12 | Понятие «конфликт» в эпическом произведении. Конфликт между дедом Архипом и кругом сытых, эгоистичных станичников. | 1 | | |
13 | Обостренный конфликт чистых порывов Леньки с моралью мелких собственников. Наивысшее напряжение всех чувств мальчика. | 1 | | |
14 | Картины природы как способ изображения внутренних переживаний героя. Трагический финал рассказа. | 1 | | |
15 | Л.Н.Андреев.«Ангелочек». Автобиографическая основа произведения. Социальный и общечеловеческий план восприятия действительности. | 1 | | |
16 | Образ главного героя рассказа «Ангелочек». Душевные переживания героя. Трагедия Сашки и его отца. | 1 | | |
17 | Зыбкость образа воскового ангелочка – своеобразная иллюстрация Андреевым призрачности счастья униженных и обездоленных в этом мире. Хрупкость и мимолетность его ощущения. | 1 | | |
18 | Жанровые особенности рассказа Л. Андреева «Ангелочек». Понятие « святочный рассказ». | 1 | | |
19 | В.О.Богомолов.«Иван». Война - тяжёлое испытание для всех. Картины, запечатлевшие обрушившуюся на страну беду. | 1 | | |
20 | Главные герои повести Богомолова « Иван». Величайшее мужество народа, его любовь к Родине, стойкость в испытаниях. | 1 | | |
21 | Дети и война. Образ юного разведчика в повести «Иван». | 1 | | |
22 | Нравственные проблемы, чувство гражданского долга, ответственности перед Родиной и народом в тяжёлую годину испытаний в произведении Богомолова. | 1 | | |
23 | Ю.Я.Яковлев. «Багульник». Душевный мир и мотивы поведения главного героя. | 1 | | |
24 | Тайные причины его поступков. Поступок героя как средство его характеристики. | 1 | | |
25 | Глубокий внутренний мир героя. Умение писателя разглядеть в ребёнке завтрашнего взрослого человека. | 1 | | |
26 | Нравственное звучание рассказа «Багульник». Смысл названия. | 1 | | |
27 | В.Г.Распутин. «Век живи – век люби» Поиски юным героем смысла жизни, ответов на волнующие его вопросы. | 1 | | |
28 | Постижение героем тайн Природы в её истинной красоте и величии. | 1 | | |
29 | Чудное мгновение открытия Санькой мира в его живой, многоликой и таинственной полноте, а через мир – и самого себя. Осознание себя как личности. | 1 | | |
30 | Наказ автора беречь в себе доброе отношение к людям и миру вопреки всем невзгодам. Смысл названия повести В. Распутина «Век живи – век люби». | 1 | | |
31 32 | Е.А.Евтушенко. Лирический герой стихотворения «Ошеломив меня, мальчишку…» Решение проблемы связи поколений в стихотворении Евтушенко. А.С.Кушнер. «Контрольная. Мрак за окном 1фиолетов…» Интимно-личностное начало в стихотворении Кушнера. | 1 1 | | |
33 | Передача чувств и настроения лирического героя. Герой и автор. | 1 | | |
34 | Ребёнок и окружающий мир в русской литературе. Обобщение. | 1 | | |