Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 29 РАССМОТРЕНО ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ на заседании ШМО педагогическим советом Директор МБОУ СОШ № 29 «___» ________ 202__г. МБОУ СОШ № 29 _____________________ Протокол №_____ «___» ________ 202__г. Руководитель ШМО Протокол №_____ «_____»____________202__г. __________________ подпись ФИО РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 2 класс Б учителя начальных классов Дербиловой Натальи Павловны 202__ – 202__ учебный год |
Пояснительная записка к курсу «Русский язык», 2 класс
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373 с изменениями);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 22. 09. 2011г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт НОО» (зарегистрирован в Минюсте России 12.12.2011 г.№ 22540);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31. 12. 2015г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт НОО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от06.12.2009г. № 377 (зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016г. № 40935);
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 29;
- Примерная образовательная программа начального общего образования М. Просвещение, 2010 г.;
- Годовой календарный учебный график МБОУ СОШ № 29 на 2018 -2019 уч. год;
- Учебный план МБОУ СОШ № 29 г. Хабаровска на 2019 -2020 уч. год;
- На основе авторской программы «Русский язык», Начальное общее образование, авторских программ В. Г. Горецкого, В. А Кирюшкина, А. Ф. Шанько «Обучение грамоте» и Т. Г. Рамзаевой «Русский язык», и является составной частью Образовательной системы «Школа России».
Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цели рабочей программы:
конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников;
ознакомление обучающихся с лексико-грамматическими разрядами слов, словообразованием, нормами литературного произношения, орфографией, синтаксическим строем родного языка;
воспитание у младших школьников чувства сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова; пробуждение интереса и стремления к его изучению.
Задачи:
развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Согласно авторской программе «Русский язык» (автор Т. Г. Рамзаева) «Школа России. Концепция и программы для начальных классов в 2 ч. Ч 1/ - М.: Просвещение, 2014, на изучение предмета во 2 классе отводится 170 часов (5 часов в неделю). Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 29 на 2018-2019 учебный год рабочая программа по русскому языку рассчитана на 173 часа (5 часов в неделю, 34.5 учебных недель).
В соответствии с этим в рабочую программу внесены изменения:
Формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые будут проводиться не на отдельных уроках чистописания (1 час в неделю), а по 5-7 минут на каждом уроке как часть урока русского языка (согласно решению ШМО учителей начальных классов).
Количество учебных часов.
1 ч. – 41 ч.
2 ч. – 38 ч.
3 ч. – 51 ч.
4 ч. – 43 ч.
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса рассчитана на 173 часа (5 часов в неделю), в том числе на проведение контрольных работ: 37, из них:
контрольных диктантов: 11,
словарных диктантов: 10,
контрольных списываний: 4,
контрольных тестирований: 6,
проверочных работ: 6.
Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т. д.), обучающие изложения и сочинения.
Формы организации учебного процесса
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система обучения, при этом используются следующие типы уроков: комбинированные, уроки изучения нового материала, уроки закрепления знаний, уроки обобщения и систематизации изученного, выработки умений и навыков, контрольные уроки. Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков в нетрадиционной форме (урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-викторина и др.). На уроках русского языка применяются следующие формы организации учебного процесса: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.
При организации учебной деятельности применяется деятельностный подход, который предполагает активное участие ребенка в учебном процессе. Для младшего школьника ведущим типом деятельности является учебная. Результатом учебной деятельности ребенка становятся изменения самого ученика, его развитие. У учащихся формируются способности самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения предмета «Русский языка» учащиеся 2 класса должны знать / понимать:
предложение как единицу речи;
термины и грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания (предложения повествовательные, вопросительные и побудительные);
предложения, различные по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);
оформление предложений в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания — точка, вопросительный и восклицательный знаки);
признаки текста и типы текстов (повествование описание);
главные члены предложения;
связь слов в предложении;
различие словосочетания и предложения;
термины, лексическое значение и основные грамматические признаки (вопрос, число) имени существительного, имени прилагательного, глагола;
употребление в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
термины и понятия «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;
различение слабой и сильной позиций гласных и согласных в корне слова (без терминологии);
способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
основные гласные звуки;
назначение букв е, ё, ю, я - обозначают два звука;
различие деления слов на слоги и для переноса;
влияние ударения на смысл слова;
различие звуков [и] и [й] и букв, их обозначающих;
парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твердости и мягкости; обозначение мягкости согласных на письме;
роль разделительного мягкого знака (ь) в слове;
алфавит, название букв русского алфавита;
употребление прописной буквы в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных, названиях городов, рек и т. д.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выразительности, грамматической правильности, развития активного словаря речи учащихся;
выделения главных членов предложения (грамматической основы, без терминологии) и установления связи слов в предложении;
составления предложений на заданную тему;
использования в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;
оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонационного или пунктуационного);
самостоятельного составления или воспроизведения и записи небольших текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление) по вопросам, плану, рисунку (сюжетным рисункам);
выделения частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола — по двум признакам — значению и вопросу;
орфографической правильности речи учащихся;
проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова изменением числа и подбором однокоренных слов;
деления слов на слоги и переноса слов;
правильного написания слов с буквой й;
обозначения мягкости согласных на письме;
написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове; с разделительным мягким знаком (ь);
использования прописной буквы в именах собственных;
использования алфавита в работе со словарем;
каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;
письма под диктовку текстов (40—45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Повторяем то, что знаем.
Слово, предложение, текст – единицы речи. Звуки и буквы. Слово и слог; перенос слов.
Речь.
Язык как средство общения людей (общее понятие). Роль речи в жизни человека. Речь устная и письменная. Слово, предложение, текст – единицы речи (наблюдение в процессе общения).
Звуки и буквы.
Звуки и буквы. Роль звуков в различении смысла слов. Звуки гласные и согласные (их признаки). Гласные звуки и буквы. Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. Слова с буквой Э. Согласный звук [й] и гласный звук [и].
Шипящие согласные звуки.
Шипящие согласные звуки [Ж], [Ш], [Ч], [Щ]. Буквы И, А, У в сочетаниях ЖИ, ШИ, ЧА, ЩЧ, ЧУ, ЩУ. Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ.
Алфавит, или азбука.
Алфавит. Роль алфавита. Сопоставление произношения звука и названия буквы.
Слово и слог. Перенос слов.
Слог. Деление слов на слоги. Правила переноса слов.
Предложение и текст.
Предложение – единица языка и речи. Роль предложения в общении. Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Связь слов в предложении (по вопросам). Наблюдения за интонацией предложения. Точка, вопросительный и восклицательный знаки на конце предложения. Логическое ударение в предложении.
Тема текста. Сопоставление текста и набора отдельных предложений, не объединенных общей темой. Связь по смыслу предложений в тексте.
Заголовок. Опорные слова в тексте.
Текст – повествование, описание, рассуждение (ознакомление). Части повествовательного текста: начало, основная часть, концовка (ознакомление). Красная строка в тексте.
Мягкие и твердые согласные звуки.
Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение твердости согласных звуков буквами А, О, У, Ы, Э. Обозначение мягкости согласных звуков буквами Е, Ё, И, Ю, Я. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова.
Звонкие и глухие согласные звуки.
Особенности произношения звонких и глухих согласных. Парные звонкие и глухие согласные. Обозначение их буквами. Буква, которую перед записью нужно проверять (общее понятие об орфограмме). Проверка согласных на конце слова.
Ударение. Обозначение гласных звуков.
Ударение. Роль ударения в различении смысла слов. Ударные и безударные гласные. Умение правильно выделять в слове ударный слог.
Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах. Проверка путем изменения формы слова.
Разделительный мягкий знак.
Разделительный Ь. Сопоставление Ь – показателя мягкости согласных и разделительного Ь.
Двойные согласные.
Двойные согласные в словах. Перенос слов с двойными согласными.
Слово и предложение. Имя существительное.
Слова как названия предметов, признаков предметов, действий предметов (сопоставление).
Имя существительное (ознакомление). Общее значение. Вопросы кто? что? Роль имен существительных в речи. Заглавная буква в собственных именах существительных (в фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях городов, деревень, улиц, рек, озер, морей). Изменение имен существительных по числам. Имена существительные, близкие и противоположные по смыслу.
Глагол.
Глагол (ознакомление). Общее значение. Вопросы что делать? что делает? что делают? что делал? что делал и? что сделать? что сделает? что сделают? что сделал? что сделали? и др. Изменение глаголов по числам. Роль глаголов в речи. Наблюдения за употреблением глаголов в различных временных формах. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу.
Имя прилагательное.
Имя прилагательное (ознакомление). Общее значение. Вопросы какой? какая? какое? какие? Роль имен прилагательных в речи. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Наблюдения за согласованием в числе имени существительного и глагола, имени существительного и прилагательного (практически, в процессе составления предложений)
Предлог.
Предлоги. Раздельное написание со словами наиболее распространенных предлогов: В, НА, О, ОБ, С, ИЗ, БЕЗ, НАД, ПОД, ОТ, ДО, У, ОКОЛО.
Родственные (однокоренные слова).
Корень слова. Однокоренные слова (общее понятие). Признаки однокоренных слов. Подбор однокоренных слов и выделение корня. Наблюдение за единообразным написанием корней в однокоренных словах.
Безударные гласные в корне.
Способы проверки безударных гласных в корне. Проверка безударных гласных путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Правописание непроверяемых гласных в однокоренных словах.
Парные согласные в корне.
Способы проверки парных глухих и звонких согласных. Проверка парных глухих и звонких согласных путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов.
Предложение.
Предложение – единица языка и речи. Роль предложения в общении. Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Распространенные и нераспространенные предложения. Связь слов в предложении (по вопросам).
Повторение в конце учебного года.
Речь устная и письменная. Звуки и буквы. Алфавит. Буквы И, А, У в сочетаниях ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ. Обозначение мягкости согласных звуков буквами И, Е, Ё, Ю, Я, Ь. Разделительный Ь. Двойные согласные. Главные члены предложения. Слова, обозначающие предмет, признаки предмета, действие предмета. Предлоги. Корень, однокоренные слова. Проверка безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корне слова.
Формы и средства контроля.
Для контроля и оценки знаний и умений по предмету используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, письменные контрольные работы, диктанты (с грамматическим заданием, словарный диктант), тестирование, работы по развитию речи (изложение, сочинение). Выделяют индивидуальную, групповую и классную формы проверки.
Методы контроля.
• Письменный контроль (контрольная работа, тестирование, диктант, словарный диктант, изложение, списывание).
• Устный контроль (индивидуальный или фронтальный опрос).
Устная проверка знаний.
Фронтальный опрос, который проводится перед изучением нового материала, после изучения нового материала при первичном закреплении.
При фронтальном опросе спрашиваю учащихся «вразброс», «цепочкой» (последовательно задавая вопросы сидящим друг за другом школьникам) или использую элементы соревнования, деля класс на две-три команды.
Индивидуальный опрос.
Существуют также такие приемы индивидуального опроса:
тихий опрос, при котором ученик отвечает только учителю, а весь класс, например, выполняет письменное задание;
взаимоопрос учащимися, который осуществляется при работе в малых группах.
Письменная проверка знаний.
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков.
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста.
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Контрольные работы. Тематические контрольные работы составляются в соответствии с программными требованиями, содержанием учебника и уровня подготовки учащихся, но не ниже требований государственного стандарта.
Словарный диктант представляет собой 10-15 словарных слов, которые учитель диктует учащимся, а учащиеся записывают их. Например, на правописание безударной гласной, непроверяемой ударением.
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13 Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4.Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Календарно-тематическое планирование по курсу «Русский язык» 2 класс УМК «Школа России» 172 ч. |
№ п/п | Дата | Кор. дата | Название темы |
| Повторение (5 ч.) |
1/1 | 03.09 | | Вводный урок. Знакомство с учебником. Что мы знаем о тексте и предложении. |
2/2 | 04.09 | | Предложение и слово. |
3/3 | 05.09 | | Слово и слог. |
4/4 | 06.09 | | Звуки и буквы. |
5/5 | 07.09 | | Входной диктант № 1 с грамматическим заданием. (17 слов) |
| | | Речь. (4 ч.) |
6/1 | 10.09 | | Речь в жизни человека. Списывание с печатного текста. |
7/2 | 11.09 | | Речь устная и письменная. |
8/3 | 12.09 | | Выделение предложений в устной и письменной речи. |
9/4 | 13.09 | | Выделение предложений в устной и письменной речи. |
| | | Звуки и буквы (9 ч.) |
10/1 | 14.09 | | Особенности звуков и букв |
11/2 | 17.09 | | Гласные и согласные звуки. |
12/3 | 18.09 | | Гласные звуки и буквы. Самостоятельная работа № 1 |
13/4 | 19.09 | | Слова с буквой э в начале слова. |
14/5 | 20.09 | | Р/р Письменные ответы на вопросы к тексту. |
15/6 | 21.09 | | Речевой этикет. Слова-приветствия. |
16/7 | 24.09 | | Согласные звуки и буквы. |
17/8 | 25.09 | | Согласный звук [й] и буква й. Тест № 1. |
18/9 | 26.09 | | Контрольное списывание № 1 с делением текста на предложения. |
| | | Гласные И, А, У после шипящих. Сочетание ЧН, ЧК (12 ч.) |
19/1 | 27.09 | | Шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч], [щ]. написание слов с сочетаниями жи, ши. |
20/2 | 28.09 | | Слова с сочетаниями жи, ши. Словарный диктант № 1. |
21/3 | 01.10 | | Упражнение в написании слов с сочетаниями жи, ши. |
22/4 | 02.10 | | Упражнение в написании слов с сочетаниями жи, ши. |
23/5 | 03.10 | | Устное сочинение по серии картинок. Наблюдение за делением текста на части и соответствием заголовка и текста. |
24/6 | 04.10 | | Слова с сочетаниями ча, ща, чу, щу. |
25/7 | 05.10 | | Упражнение в написании с сочетаниями ча, ща, чу, щу. |
26/8 | 08.10 | | Упражнение в написании с сочетаниями ча, ща, чу, щу. Самостоятельная работа № 2. |
27/9 | 09.10 | | Упражнение в написании с сочетаниями ча, ща, чу, щу. |
28/10 | 10.10 | | Слова с сочетаниями чк, чн. Проверочная работа № 1. |
29/11 | 11.10 | | Слова с сочетаниями чк, чн, чт. |
30/12 | 12.10 | | Диктант с грамматическим заданием № 2 по теме: «Правописание буквосочетаний» (32 слова) |
| | | Алфавит (2 ч). |
31/1 | 15.10 | | Алфавит, или азбука. |
32/2 | 16.10 | | Алфавит, или азбука. Самостоятельная работа № 3. |
| | | Слово и слог. Перенос слов. (6 ч.). |
33/1 | 17.10 | | Слово и слог. |
34/2 | 18.10 | | Деление слов на слоги. |
35/3 | 19.10 | | Деление слов на слоги. Словарный диктант № 2. |
36/4 | 22.10 | | Слова, которые не переносят. Перенос слов с буквой й в середине. |
37/5 | 23.10 | | Перенос слов. |
38/6 | 24.10 | | Перенос слов. Проверочная работа № 2. |
| | | Предложение (12 ч.) |
39/1 | 25.10 | | Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием за I четверть. |
40/2 | 26.10 | | Предложение как единица речи. |
41/3 | 29.10 | | Знаки препинания в конце предложения. |
42/4 | 06.11 | Каникулы | Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. |
43/5 | 07.11 | | Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Тест № 2. |
44/6 | 08.11 | | Общее понятие о тексте. |
45/7 | 09.11 | | Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. |
46/8 | 12.11 | | Структурные части текста- повествования. |
47/9 | 13.11 | | Обучающее изложение № 1 зрительно воспринятого текста по коллективно составленному плану. |
48/10 | 14.11 | | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Повторение материала по теме: «Предложение и текст». |
49/11 | 15.11 | | Составление устного рассказа по картинкам. |
50/12 | 16.11 | | Проверочная работа № 3 по теме: «Предложение» |
| | | Мягкие и твердые согласные звуки и их обозначение на письме (8 ч.) |
51/1 | 19.11 | | Обозначение мягкости и твердости на письме гласными буквами. |
52/2 | 20.11 | | Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука. |
53/3 | 21.11 | | Обозначение мягкости согласного в конце и в середине слова. |
54/4 | 22.11 | | Изложение текста по вопросам № 2. |
55/5 | 23.11 | | Правописание и перенос слов с мягким знаком. |
56/6 | 26.11 | | Обозначение мягкости согласного в конце и в середине слова. Самостоятельная работа № 4. |
57/7 | 27.11 | | Работа над ошибками. Обозначения мягкости согласных на письме и перенос слов с ь в середине. |
58/8 | 28.11 | | Обобщение знаний о способах обозначения мягкости согласных на письме. Тест № 3. |
| | | Звонкие и глухие согласные звуки (5ч.). |
59/1 | 29.11 | | Особенности произношения звонких и глухих согласных. |
60/2 | 30.11 | | Парные звонкие и глухие согласные. Особенности проверочных и проверяемых слов. Словарный диктант № 3. |
61/3 | 03.12 | | Способ проверки парных согласных на конце слова. |
62/4 | 04.12 | | Контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием по теме «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова». |
63/5 | 05.12 | | Упражнение в написании слов с парными согласными на конце слова |
| | | Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах (11 ч. ) |
64/1 | 06.12 | | Ударение. Ударный и безударный слог. |
65/2 | 07.12 | | Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах. |
66/3 | 10.12 | | Особенности проверочного слова. |
67/4 | 11.12 | | Особенности проверочного слова. |
68/5 | 12.12 | | Проверка безударных гласных в двусложных словах. Тест № 4. |
69/6 | 13.12 | | Р/Р Работа с деформированным текстом. |
70/7 | 14.12 | | Проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах. |
71/8 | 17.12 | | Проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах. Проверка безударных гласных в двусложных словах. Самостоятельная работа № 5. |
72/9 | 18.12 | | Контрольное списывание № 2. |
73/10 | 19.12 | | Упражнение в написании слов с проверяемыми безударными гласными. |
74/11 | 20.12 | | Диктант с грамматическим заданием № 5 за II четверть.(26 слов.) |
| | | Разделительный Ь (6 ч.) |
75/1 | 21.12 | | Понятие о разделительном мягком знаке. |
76/2 | 24.12 | | Сопоставление мягкого знака - показателя мягкости согласных и разделительного мягкого знака. Словарный диктант № 4. |
77/3 | 25.12 | | Правописание слов с разделительным ь. |
78/4 | 26.12 | | Правописание слов с разделительным ь. |
79/5 | 27.12 | | Разделительный мягкий знак. |
80/6 | 28.12 | Каникулы | Правописание слов с разделительным ь. |
| | | Двойные согласные (3 ч.) |
81/1 | 14.01 | | Обозначение долгих согласных звуков двумя одинаковыми буквами. |
82/2 | 15.01 | | Слова, в которых пишутся две одинаковые буквы.. |
83/3 | 16.01 | | Перенос слов с двойными согласными. Самостоятельная работа № 6 |
| | | Слово и предложение. Имя существительное. (14 ч.) |
84/1 | 17.01 | | Слово и предложение. |
85/2 | 18.01 | | Имя существительное, его значение, признаки, использование в речи. |
86/3 | 21.01 | | Распознавание существительных, отвечающих на вопросы кто? и что? |
87/4 | 22.01 | | Изложение текста по вопросам № 3 «Птенцы зимой». |
88/5 | 23.01 | | Упражнение в распознавании одушевленных и неодушевленных имен существительных. |
89/6 | 24.01 | | Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, названия городов, деревень, улиц, рек. Словарный диктант № 5. |
90/7 | 25.01 | | Употребление заглавной буквы в собственных именах существительных. Проверочная работа № 4. |
91/8 | 28.01 | | Одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные. |
92/9 | 29.01 | | Контрольное списывание № 3. |
93/10 | 30.01 | | Структура повествовательного текста, связь частей повествовательного текста. |
94/11 | 31.01 | | Обучающее изложение № 4 по вопросам с дополнением текста. «Скворец». |
95/12 | 01.02 | | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Обобщение знаний об имени существительном. |
96/13 | 04.02 | | Диктант с грамматическим заданием № 6 по теме: «Правописание имен собственных».(34 слова) |
97/14 | 05.02 | | Закрепление по теме «Имя существительное». Работа над ошибками. Тест № 5. |
| | | Глагол (9 ч.) |
98/1 | 06.02 | | Общее понятие о глаголе. |
99/2 | 07.02 | | Упражнение в постановке вопросов к глаголам. |
100/3 | 08.02 | | Изменение глаголов по числам. |
101/4 | 11.02 | | Употребление глаголов в разных временных формах. Самостоятельная работа № 7. |
102/5 | 12.02 | | Глаголы, отвечающие на вопрос что делать? что сделать? |
103/6 | 13.02 | | Упражнение в употреблении глаголов в речи. Тест № 5. |
104/7 | 14.02 | | Р/Р Восстановление деформированного текста по картинкам и его продолжение. |
105/8 | 15.02 | | Закрепление по теме: «Глагол». |
106/9 | 18.02 | | Упражнение в употреблении глаголов в речи. Проверочная работа № 5. |
| | | Имя прилагательное (8 ч.) |
107/1 | 19.02 | | Имя прилагательное, его значение, признаки, использование в речи. |
108/2 | 20.02 | | Различение слов отвечающих на вопросы какой? какая? какое? |
109/3 | 21.02 | | Различение прилагательных в единственном и во множественном числе. Словарный диктант № 6. |
110/4 | 22.02 | | Прилагательные, противоположные по смыслу, их употребление в речи. |
111/5 | 25.02 | | Употребление прилагательных в речи. |
112/6 | 26.02 | | Обобщение знаний об имени прилагательном. |
113/7 | 27.02 | | Закрепление по теме: «Имя прилагательное». Проверочная работа № 6. |
114/8 | 28.02 | | Контрольное списывание № 4. |
| | | Предлог (7 ч.) |
115/1 | 01.03 | | Предлог-служебная часть речи, роль предлога в предложении. |
116/2 | 04.03 | | Раздельное написание предлогов со словами. |
117/3 | 05.03 | | Раздельное написание предлогов со словами. |
118/4 | 06.03 | | Значение предлогов в речи. |
119/5 | 07.03 | | Р/Р Составление устного рассказа по картинке. Озаглавливание текста, связь предложений в тексте. |
120/6 | 11.03 | | Упражнения в написании предлогов. |
121/7 | 12.03 | | Упражнения в написании предлогов. Проверочная работа № 7. |
| | | Родственные (однокоренные слова). ( 9 ч.) |
122/1 | 13.03 | | Общее понятие об однокоренных (родственных) словах. |
123/2 | 14.03 | | Понятие о корне слова. |
124/3 | 15.03 | | Р/Р Составление и запись рассказа по вопросам. |
125/4 | 18.03 | | Признаки однокоренных слов. |
126/5 | 19.03 | | Правописание однокоренных слов. Словарный диктант № 7. |
127/6 | 20.03 | | Единообразное написание корня в однокоренных словах. |
128/7 | 21.03 | | Корень слова, однокоренные слова. Самостоятельная работа № 8. |
129/8 | 22.03 | | Контрольный диктант № 7 с грамматическим заданием за III четверть. (37 слов). |
130/9 | 01.04 | Каникулы | Работа над ошибками. Обобщение знаний по теме «Корень слова. Однокоренные слова». |
| | | Безударные гласные в корне.( 5 ч.) |
131/1 | 02.04 | | Корень слова, ударные и безударные гласные звуки в корне, буквы для их обозначения. |
132/2 | 03.04 | | Способы проверки безударных гласных в корне. |
133/3 | 04.04 | | Проверка в написании слов с безударными гласными в корне. |
134/4 | 05.04 | | Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне. |
135/5 | 08.04 | | Правописание слов с безударными гласными в корне. Проверочная работа № 8. |
| | | Парные звонкие и глухие согласные в корне. (6 ч.) |
136/1 | 09.04 | | Корень слова, звонкие и глухие согласные звуки в корне слова, буквы для их обозначения. |
137/2 | 10.04 | | Проверка парных звонких и глухих согласных в корне путем подбора однокоренных слов. |
138/3 | 11.04 | | Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне. Самостоятельная работа № 9. |
139/4 | 12.04 | | Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне. |
140/5 | 15.04 | | Диктант с грамматическим заданием № 8 по теме: «Корень слова. Однокоренные слова». (39 слов). |
141/6 | 16.04 | | Анализ диктанта. Работа над ошибками. Тест «Парные согласные в корне слова». |
| | | Предложение ( 5 ч.) |
142/1 | 17.04 | | Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. |
143/2 | 18.04 | | Связь слов в предложении. |
144/3 | 19.04 | | Р/Р Сочинение № 1 по серии картинок с продолжением. |
145/4 | 22.04 | | Работа над ошибками. Связь слов в предложении. |
146/5 | 23.04 | | Упражнение в установлении связи слов в предложении. Самостоятельная работа № 10. |
| | | Повторение (26 ч.) |
147/1 | 24.04 | | Обобщение знаний о предложении и тексте как единицах речи. Словарный диктант № 8. |
148/2 | 25.04 | | Обобщение знаний об алфавите. |
149/3 | 26.04 | | Обобщение знаний о звуках и буквах, о слоге. |
150/4 | 29.04 | | Правописание слов с разделительным мягким знаком. |
151/5 | 30.04 | | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. |
152/6 | 02.05 | | Контрольное изложение № 5 по коллективно составленному плану. |
153/7 | 03.05 | | Обобщение правил переноса слов с ь и буквой й в середине слова. |
154/8 | 06.05 | | Слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. |
155/9 | 07.05 | | Слова с сочетаниями чк, чн. |
156/10 | 08.05 | | Контрольное списывание № 5. |
157/11 | 10.05 | | Сочинение № 2 по серии картинок и готовому плану. |
158/12 | 13.05 | | Написание имен собственных. |
159/13 | 14.05 | | Итоговый контрольный диктант № 9 за год с грамматическим заданием. |
160/14 | 15.05 | | Раздельное написание предлогов со словами. |
161/15 | 16.05 | | Правописание безударных гласных, непроверяемых ударением. |
162/16 | 17.05 | | Правописание безударных гласных, проверяемых ударением. |
163/17 | 20.05 | | Повторение. Правописание безударных гласных. Годовой словарный диктант № 9. |
164/18 | 21.05 | | Повторение. Правописание звонких и глухих согласных. |
165/19 | 22.05 | | Правописание гласных и согласных в слабой позиции. |
166/20 | 23.05 | | Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. |
167/21 | 24.05 | | Способ проверки парных согласных на конце слова. |
168/22 | 27.05 | | Обобщение знаний об имени существительном. |
169/23 | 28.05 | | Обобщение знаний об имени прилагательном. |
170/24 | 29.05 | | Обобщение знаний о глаголе. |
171/25 | 30.05 | | Упражнение в установлении связи слов в предложении. |
172/26 | 31.05 | | Урок путешествие. Части речи. |
Проверочные работы | 1 чет. | 2 чет. | 3 чет. | 4 чет. | год |
Словарный диктант | 2 | 2 | 3 | 2 | 9 |
Самостоятельная работа | 3 | 2 | 1 | 2 | 8 |
Проверочные работы | 2 | 1 | 3 | 2 | 8 |
Тест | 2 | 2 | 4 | 1 | 9 |
Контрольный диктант | 3 | 2 | 2 | 2 | 9 |
Изложение | - | 2 | 2 | 1 | 5 |
Сочинение | 1 | - | - | 2 | 3 |
Списывание | 2 | 2 | 2 | 1 | 7 |
Диагностическая работа | - | 3 | 1 | 1 | 5 |
Р.Р.(деф. текст,устн. рассказ и т.п.) | - | 1 | 3 | - | 4 |
18