СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету Русский язык. 5 класс. На основе программы для 5-9 классов (М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа ориентирована на использование учебника "Русский язык. 5 класс" (авторы: М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов; под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта)  М., Дрофа, 2018

Предмет «Русский язык» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5 классе по 5 часов в неделю (170 часов),

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету Русский язык. 5 класс. На основе программы для 5-9 классов (М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Нахабинская гимназия № 4»

городского округа Красногорск Московской области







СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора по УВР Директор МБОУ

___________/Чернова Д.Э./ «Нахабинская гимназия №4»

30.08.2018 г. ________ / Садовская Т.В./

Приказ №____от 30.08.18 г.











Рабочая программа

по русскому языку


для 7Г класса

на 2018-2019 учебный год





СОГЛАСОВАНО Составитель:

на заседании ШМО Аксёнова Елена Юрьевна,

учителей русского языка и литературы учитель русского языка и литературы

Руководитель ШМО _________/Копотилова А.В./

Протокол №1 от 27.08.2018 г.










Нахабино

2018







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

Рабочая программа по предмету Русский язык для 5 класса разработана на основе:

- требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,

- основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Нахабинская гимназия №4»,

- учебного плана МБОУ «Нахабинская гимназия №4» на 2018-2019 учебный год,

- программы для 5-9 классов (М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов // Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. 10-11 классы. / Составитель Е.И.Харитонова - М.: Дрофа, 2016),

- Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253, учитывая изменения и дополнения).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника "Русский язык. 5 класс" (авторы: М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов; под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта) М., Дрофа, 2018

Целями и задачами изучения русского языка в основной школе являются:

- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета;

- формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Задачи учебной деятельности:

- развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;

- формирование универсальных учебных действий:

- познавательных: формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию,

- регулятивных: ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию,

- коммуникативных: владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;

- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Требования к уровню подготовки учащихся проектируется с учетом и на основе государственных стандартов.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Главная цель обучения русскому языку состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

Курс русского языка для 5 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

    1. Место предмета

Предмет «Русский язык» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5 классе по 5 часов в неделю (170 часов), что является оптимальным для изучения дисциплины.

2.2. Результаты освоения курса

Программа направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к

определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.


  1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА РУССКИЙ ЯЗЫК. 5 КЛАСС (170ч.)


О ЯЗЫКЕ

Язык как система средств (языковых единиц). Значение языка в жизни человека. Лингвистика как наука о языке. Высказывания великих людей о русском языке. Выдающиеся лингвисты: М. В. Ломоносов.

РЕЧЬ

Р е ч ь как использование языковых средств для общения людей (речевая деятельность). Речевая ситуация — условия, необходимые для речевого общения: наличие собеседника, мотива, потребности в общении, предмета речи, общего языка. Речь устная и письменная, диалогическая и монологическая. Культура речевого общения. Речевой этикет.

Т е к с т как продукт речевой деятельности — речевое произведение. Основные признаки текста: членимость, смысловая цельность, формальная связность, относительная законченность (автономность) высказывания. Тема и основная мысль текста; микротемы, план текста; деление текста на абзацы, строение абзаца: зачин, средняя часть, концовка. Развитие мысли в тексте; «данное» и «новое» в предложениях текста.

С т и л и р е ч и, понятие о стилистически значимой речевой ситуации; речь разговорная и книжная, художественная и научно-деловая; характеристика разговорного и художественного стилей речи с учётом особенностей речевой ситуации, в которой используются данные стили (сфера употребления, коммуникативная функция, характерные языковые средства).

Т и п ы р е ч и: повествование, описание, рассуждение. Типовые фрагменты текста: изобразительное повествование, описание предмета, рассуждение-доказательство, оценочные суждения (типовое значение, схема построения, способы выражения «данного» и «нового» в предложениях фрагмента). Способы соединения фрагментов в целом тексте.

ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

ЗАКРЕПЛЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА

Предмет изучения фонетики. Звуки речи. Фонетический слог. Русское словесное ударение и его особенности. Гласные ударные и безударные. Согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие. Парные и непарные согласные звуки. Элементы фонетической транскрипции. Фонетический разбор слова.

Предмет изучения орфоэпии. Основные правила произношения звуков речи: ударных и безударных гласных; согласных звуков и их сочетаний, отдельных грамматических форм. Произношение заимствованных слов. Орфоэпический разбор слова. Предмет изучения графики. Алфавит. Правильное название букв алфавита. Соотношение звуков и букв. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Прописные и строчные буквы. Буква ё и её обязательное использование в письменной речи. Орфоэпический словарь и использование его в речевой практике. Выдающиеся лингвисты: Р. И. Аванесов.

ПИСЬМО. ОРФОГРАФИЯ

Значение письма в жизни общества. Предмет изучения орфографии. Понятие орфограммы. Основные виды изученных орфограмм гласных и согласных корня. Употребление на письме буквенных сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу, нч, чн, чк, рщ; разделительных ъ—ь; -тся и -ться в глаголах. Буква ь после шипящих в конце имён существительных и глаголов. Не с глаголами. Орфографический словарь и его использование в речевой практике. Выдающиеся лингвисты: Я. К. Грот.

СЛОВО И ЕГО СТРОЕНИЕ. МОРФЕМИКА

Предмет изучения морфемики. Морфема как минимальная значимая единица слова. Корень; смысловая общность однокоренных слов. Приставка и суффикс как значимые части слова. Основа слова. Окончание как морфема, образующая форму слова. Нулевое окончание. Связь морфемики и орфографии.

СЛОВО КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. МОРФОЛОГИЯ (3 ч.)

Предмет изучения морфологии. Классификация частей речи русского языка. Самостоятельные части речи, их основные признаки. Склонение и спряжение. Служебные части речи.

СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (ВВОДНЫЙ КУРС)

Предмет изучения синтаксиса и пунктуации. Словосочетание. Главное и зависимое слова в словосочетании. Предложение как единица синтаксиса. Грамматическая основа. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные). Восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения. Интонация и порядок слов в предложении. Логическое ударение. Предложения распространённые и нераспространённые. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже. Предложения с однородными членами (без союзов и с союзами а, но, одиночным и). Запятая между однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие и тире при обобщающих словах. Обращение. Знаки препинания при обращении. Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью. Понятие о сложносочинённом и сложноподчинённом предложении. Запятая между частями сложного предложения перед союзами и, а, но, что, чтобы, потому что, если и др. Прямая речь после слов автора и перед словами автора. Знаки препинания при прямой речи. Диалог и его оформление на письме. Выдающиеся лингвисты: А. М. Пешковский. Культура речи. Правильное определение границ предложений в тексте. Соблюдение интонации повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Соблюдение правильной интонации в предложениях с однородными членами. Наблюдение за использованием в художественных текстах изучаемых синтаксических конструкций, усиливающих образность и эмоциональность речи.

ЛЕКСИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ

Предмет изучения лексики. Слово и его лексическое значение. Основные способы толкования лексического значения слова: краткое объяснение значения в толковом словаре; подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов. Этикетные слова как особая лексическая группа. Знакомство с толковым словарём и его использование в речевой практике. Взаимосвязь лексического значения, морфемного строения и написания слова. Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значения слова. Переносное значение слова как основа создания художественных тропов: метафоры, олицетворения, эпитета. Слова-синонимы, антонимы (повторение). Омонимы. Пути пополнения словарного состава русского языка: словообразование и заимствование слов из других языков. Слова исконно русские и заимствованные. Понятие о механизме образования слов в русском языке. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, сложение. Чередование гласных и согласных в морфемах при образовании слова и его форм. Словообразовательная модель как схема построения слов определённой части речи, имеющих общность в значении и строении. Неологизмы как новые слова, построенные по типичным моделям. Правописание приставок на з/ с. Правописание корней -лож-//-лаг-; -рос- //-раст-//-ращ-. Буквы о—ё после шипящих в корне. Буквы и—ы после ц в разных частях слов. Общеупотребительная лексика и слова, имеющие ограниченную сферу употребления (диалектизмы, профессионализмы). Устаревшие слова. Фразеологизмы; их стилистическая принадлежность и основные функции в речи. Толковый словарь и его использование в речевой практике. Выдающиеся лингвисты: В. И. Даль. Культура речи. Точное и уместное употребление слов в речи в соответствии с их лексическим значением, стилистической и эмоциональной окраской. Предупреждение речевых ошибок, связанных с неоправданным повтором слов. Наблюдение за использованием в художественном тексте синонимов, антонимов, омонимов; слов в переносном значении для создания тропов (метафор, олицетворений, эпитетов); диалектизмов, устаревших слов и фразеологических оборотов. Текстовая функция лексического повтора.

МОРФОЛОГИЯ. ПРАВОПИСАНИЕ..

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

ГЛАГОЛ

Глагол как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма (инфинитив). Основные способы образования глаголов. Правописание не с глаголами (закрепление). Возвратные глаголы. Правописание -тся и -ться в глаголах (закрепление). Виды глаголов. Корни с чередованием и—е (-мир-//-мер-; -тир- // -тер- и др.), их правописание. Наклонение глагола. Время глагола. Лицо и число. Спряжение. Правописание безударных личных окончаний глагола. Разноспрягаемые глаголы (ознакомление). Сослагательное наклонение; значение, образование, правописание. Повелительное наклонение; значение, образование, правописание. Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы. Развитие навыков использования в речевой практике лингвистических словарей разных типов. Культура речи. Правильное использование в речи видовременных форм. Верное произношение отдельных глагольных форм. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Глагольная синонимия в художественных текстах (наблюдение и анализ ). Употребление глаголов в переносном значении. Текстовая функция видо-временных форм.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма. Основные способы образования имён существительных. Правила употребления при письме суффиксов -чик (-щик), -ек (-ик). Правила слитного и раздельного написания не с именами существительными. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые; собственные и нарицательные. Правила употребления прописной буквы при написании имён существительных.

Род имён существительных. Существительные общего рода; род неизменяемых имён существительных. Число имён существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Падеж. Склонение имён существительных. Разносклоняемые и несклоняемые существительные. Правописание безударных окончаний имён существительных. Развитие навыков использования в речевой практике словарей разных типов. Культура речи. Правильное согласование в роде со словами типа бандероль, вуаль, лазурь, кофе, мозоль, кашне и др.; верное определение родовой принадлежности неизменяемых существительных (шимпанзе, кенгуру, шоссе). Правильное образование некоторых грамматических форм: пара носков, пара чулок; группа грузин, бурят и др. Произношение согласных перед е в заимствованных словах (типа ателье, термин), правильное ударение в существительных (типа километр, обеспечение, щавель и др.); терминов русского языка. Имена существительные в художественном тексте: их образная и экспрессивная роль. Текстовая функция имён существительных со значением «целое и его части».

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Имя прилагательное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма. Основные способы образования имён прилагательных. Разряды имён прилагательных по значению: прилагательные качественные, относительные и притяжательные. Прилагательные полные и краткие, их роль в предложении. Правописание кратких имён прилагательных с основой на шипящий. Степени сравнения имён прилагательных: положительная, сравнительная, превосходная. Склонение имён прилагательных. Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Развитие навыков пользования лингвистическими словарями разных типов. Культура речи. Правильное произношение краткой формы употребительных прилагательных (сильна), прилагательных с основами на твёрдый и мягкий согласный (бескрайный — бескрайний, искренно — искренне); правильное образование и произношение форм сравнительной и превосходной степеней (красивее, длиннее). Образная, эмоциональная функция имён прилагательных в художественном тексте. Эпитеты. Синонимия имён прилагательных. Употребление прилагательных в переносном значении.

Уроки повторения и закрепления изученного (резервные уроки)



    1. Основные виды контроля:

1.Стартовый (входящий) контроль – 1 (3 неделя)

2. Промежуточный, тематический контроль:

  • Контрольные сочинения – 2

  • Контрольные изложения – 4

  • Контрольные работы и диктанты – 6

3. Итоговый контроль – 1 (32-33 недели)

4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ:

 Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями – познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания предмета «русский язык», – овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса. В системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т. е. служащий основой для последующего обучения.

В результате изучения русского языка на ступени основного общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные:

1) любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

2) любовь к природе, осознание ее уникальности, необходимости ее беречь, умение чувствовать красоту природы;

3) потребность в самовыражении через слово;

4) устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

5) ориентация  в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

6) стремление к развитию и  совершенствованию собственной речи

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

- использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и практических задач;

- организовывать  исследовательскую работу: ставить учебные задачи, планировать деятельность;

- контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью; выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане – исследовать

Познавательные УУД:

- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

- искать и выделять необходимую информацию;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

- моделировать: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить логическую  цепочку;

- осваивать формы  познавательной и личностной рефлексии

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- совершенствовать орфоэпические навыки;

- количественно и качественно обогащать словарный запас;

- оперировать стилистическими ресурсами языка;

- развивать связную устную и письменную речь;

- правильно общаться – выражать и принимать сочувствие, не обижать собеседника;

- участвовать  в коллективном обсуждении проблемы, уметь выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями, владеть монологической и диалогической формами речи  в соответствии с нормами родного языка

Предметные:

1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования; 

3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;

4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;

5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;

6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;

7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

8) формирование ответственности.

Планируемые результаты изучения русского языка. 5 класс

Ученик научится:

- использовать различные виды монолога и диалога;

- оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использования языковых средств;

- обсуждать и четко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

- соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета;

- различать самостоятельные части речи (существительное, глагол, прилагательное, числительное, наречие, слово категории состояния) по совокупности признаков и аргументированно доказывать принадлежность слова к той или иной части речи;

- находить орфограммы в соответствии с изученными правилами;

- различать лексические и функциональные омонимы с учетом значения и синтаксической функции слова;

- использовать языковые средства, устраняя разнообразное повторение слов в тексте;

- производить морфемный и морфологический разбор изученных частей речи;

- соблюдать литературные нормы употребления различных частей речи в устной и письменной формах речи;

- строить тексты различных типов речи, учитывая при их создании роль изученных частей речи; анализировать и создавать тексты изученных стилей (отзыв о книге, индивидуальная характеристика, описание места, биография, правила, случаи из жизни);


Ученик получит возможность научиться:

- участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию;

- понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их;

- понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах;

- извлекать информацию по заданной проблеме из различных источников (включая противоположные точки зрения на ее решение);

- создавать устные монологические и диалогические высказывания в учебно – научной сфере общения;

- публично защищать проект;

- анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата;

- различать и анализировать тексты разных типов и стилей с точки зрения специфики использования в них языковых средств;

- характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики;

- выразительно читать поэтические и прозаические тексты;

- демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;


    1. УЧЕБНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


1. Русский язык V класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: М.Разумовская. С.И. Львов. 2-е издание стереотипное. Москва «Дрофа». 2013 г.

2 С.В. Абрамова Русский язык. Проектная работа старшеклассников.

3. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 кл. / Г. А. Богданова. - СПб., 2004.

4. . Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2005.

5. Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для V класса. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. – М.:Просвещение, 2008.

6. Русский язык V класс. Поурочные планы. По учебнику М.М. Разумовской и др. Автор – составитель М.М. Разумовская – Волгоград.:Учитель, 2010.

7. Тесты по русскому языку. 5 класс: к учебнику М Разумовской «Русский язык. 5 класс». - М.: «Экзамен», 2012 г

8. Францман Е. К. Изложение с элементами сочинения: 5-9 класс

9. О.С.Иссерс, Н.А.Кузьмина. Русский язык. Тесты. Все разделы школьного курса. 5-7 курсы. М., Дрофа, 2003

10. Ю.С.Меженко. Опорные конспекты по русскому языку, М., Творческая педагогика, 1992.

11. Г.В.Цветкова. Русский язык. 5-9 классы. Рабочие программы по учебникам под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта, Волгоград: Учитель, 2012.

12. Н.В.Ромашкина. Русский язык. Уроки развития речи. 5-7 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Планета, 2013.

13. Л.А.Ходякова, Е.В.Кабанова. Сочинение по картине в 5 классе. М., АСТ, 2004.

14. П.Ф.Ивченков. Обучающие изложения. 5-9 классы. М.: Просвещение, 1993.

15. А.Б.Малюшкин. Учебные таблицы по русскому языку. 5-11 классы. М.: Творческий центр, 2003.

Словари и справочники:

1. Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб, «Просвещение», 1994.-271с

2.Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.

3.М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.

4. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.

5. Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. М., 1985; 2-е изд., стер. М., 1990.


Мультимедийные пособия.

Уроки русского языка Кирилла и Мефодия.5 класс.

Н.В.Ромашкина. Русский язык. Уроки развития речи. 5-7 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М., «Планета», 2013.

Электронный репетитор-тренажер. Курс русского языка (базовый). Медиахауз, 2001.


Образовательные ресурсы сети Интернет по русскому языку и литературе

  1. http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.

  2. http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

  3. http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

  4. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

  5. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

  6. http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации

  7.  Интерактивные словари русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/

  8.  Русское слово http://www.rusword.com.ua

  9.  Тесты по пунктуации http://repetitor.1c.ru/online/disp.asp?2

  10.  Проверь себя !http://www.cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm

  11.  Уроки русского языка в школе Бабы-Яги http://sertolovo.narod.ru/1.htm

  12.  Культура письменной речи http://www.gramma.ru









Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе (170 часов)

уро

ка

Наименования разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректиро-ванные сроки прохождения

1

Зачем человеку нужен язык.

1.09


2

Что мы знаем о русском языке.

3.09


3

Что такое речь.

4.09


4

Речь монологическая и диалогическая. Речь устная и письменная.

5.09



5

Повторение изученного в начальных классах. Фонетика. Графика. Звуки и буквы. Алфавит.

6.09


6

Что обозначают буквы е, ё, ю, я.

7.09


7

Фонетический разбор слова.

10.09


8

Что такое текст (повторение) .

11.09


9

Тема текста

12.09


10

Основная мысль текста

13.09


11

Сочинение «Памятный день летних каникул»

13.09


12

Стартовый контроль. Письмо. Орфография. Зачем людям письмо.

14.09


13

Орфография. Нужны ли правила?

17.09


14

Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных звуков

18.09


15

Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами согласных звуков

19.09


16

Правила обозначения буквами согласных звуков

20.09


17

Буквенные сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу, нч, чн, чк, нщ, рщ

21.09


18

Буква Ь после шипящих в конце имён существительных и глаголов

24.09


19

Разделительные ъ и ь

25.09


20

Не с глаголами

26.09


21

Правописание -тся и -ться в глаголах

27.09


22

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного»

28.09


23

Анализ контрольного диктанта. Слово и его строение. Почему корень, приставка, суффикс, окончание — значимые части слова

1.10


24

Как образуются формы слова

2.10


25

Слово как часть речи. Самостоятельные части речи

3.10


26

Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы

4.10


27

Служебные части речи: предлог, союз, частица

5.10


28

Служебные части речи: предлог, союз, частица

15.10


29

Текст (продолжение). От чего зависит порядок расположения предложений в тексте

16.10


30

Абзац как часть текста

17.10


31

План текста. Сжатие и развертывание текста.

18.10


32

Систематический курс русского языка. Что изучает фонетика

19.10


33

Звуки гласные и согласные

22.10


34

Слог, ударение

23.10


35

Что изучает орфоэпия. Произношение ударных и безударных гласных звуков.

24.10


36

Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор слова

25.10


37

Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор слова

26.10


38

Контрольная работа по теме «Фонетика и орфоэпия»

29.10


39

Анализ контрольной работы. Как определить лексическое значение слова

30.10


40

Сколько лексических значений имеет слово

31.10


41

Когда слово употребляется в переносном значении



42

Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана «Осенний день. Сокольники»

1.11


43

Сочинение по картине И.И. Левитана «Осенний день. Сокольники»

2.11


44

Как пополняется словарный состав русского языка

6.11


45

Как образуются слова в русском языке

7.11


46

Как образуются слова в русском языке

8.11


47

Какие чередования гласных и согласных происходят в словах

9.11


48

Правописание чередующихся гласных в корнях лаг — лож и раст (-ращ) - рос

12.11


49

Буквы о — ё после шипящих в корне слова

13.11


50

Чем отличаются друг от друга слова омонимы

14.11


51

Что такое профессиональные и диалектные слова

15.11


52

О чём рассказывают устаревшие слова

16.11


53

Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова

26.11


54

Правописание корней слов

27.11


55

Правописание приставок

28.11


56

Буквы и—ы после ц

29.11


57

Обобщение изученного по теме: «Лексика. Словообразование. Правописание»

30.11


58

Контрольный диктант по теме: «Лексика. Словообразование. Правописание»

3.12


59

Анализ контрольного диктанта

4.12


60

Стили речи. Что изучает стилистика

5.12


61

Разговорная и книжная речь

6.12


62

Художественная и научно-деловая речь

7.12


63

Изложение «Барсучонок»

10.12


64

Написание изложения «Барсучонок»

11.12


65

Синтаксис и пунктуация (вводный курс.) Что изучают синтаксис и пунктуация

12.12


66

Словосочетание

13.12


67

Словосочетание

14.12


68

Предложение. Интонация предложения

17.12


69

Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения

18.12


70

Главные члены предложения

19.12


71

Тире между подлежащим и сказуемым

20.12


72

Предложения распространенные и нераспространенные

21.12


73

Второстепенные члены предложения

24.12


74

Дополнение

25.12


75

Определение

26.12


76

Обстоятельство

27.12


77

Контрольная работа по теме «Главные и второстепенные члены предложения»

28.12


78

Анализ контрольной работы

29.12


79

Повторение изученного по теме «Главные и второстепенные члены предложения»

9.01


80

Однородные члены предложения

10.01


81

Однородные члены предложения

11.01


82

Р.р. Изложение с элементами сочинения

14.01


83

Написание изложения с элементами сочинения

15.01


84

Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова

16.01


85

Обращение

17.01


86

Обращение

18.01


87

Синтаксический разбор простого предложения

21.01


88

Сложное предложение

22.01


89

Сложное предложение

23.01


90

Синтаксический разбор сложного предложения

24.01


91

Знаки препинания при прямой речи

25.01


92

Знаки препинания при прямой речи

28.01


93

Диалог

29.01


94

Повторение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»

30.01


95

Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация».

31.01


96

Анализ контрольного диктанта

1.02


97

Подготовка к сочинению-описанию по картине

4.02


98

Сочинение-описание по картине К.Ф. Юона "Русская зима"

5.02


99

Типы речи. Что такое тип речи

6.02


100

Описание, повествование, рассуждение

7.02


101

Строение текста типа рассуждения-доказательства

8.02


102

Контрольная работа по теме: «Определение типа речи»

11.02


103

Анализ контрольной работы

12.02


104

Изложение «Джек здоровается»

13.03


105

Изложение «Джек здоровается»

14.02


106

Самостоятельные и служебные части речи

15.02


107

Что обозначает глагол

25.02


108

Правописание не с глаголами

26.02


109

Словообразование глаголов

27.02


110

Вид глагола

28.02


111

Корни с чередованием букв е — и

1.03


112

Неопределённая форма глагола (инфинитив)

4.03


113

Правописание тся и –ться в глаголах

5.03


114

Наклонение глагола

6.03


115

Как образуется сослагательное (условное) наклонение глагола

7.03


116

Как образуется повелительное наклонение глагола

11.03


117

Времена глагола

12.03


118

Спряжение глагола. Лицо и число

13.03


119

Правописание личных окончаний глагола

14.03


120

Правописание личных окончаний глагола

15.03


121

Правописание личных окончаний глагола

18.03


122

Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы

19.03


123

Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы

20.03


124

Повторение темы «Глагол».

21.03


125

Контрольный диктант по теме «Глагол»

22.03


126

Анализ контрольного диктанта

25.03


127

Строение текста (продолжение). Как связываются предложения в тексте. «Данное» и «новое» в предложениях.

26.03


128

Строение текста типа повествования

27.03


129

Строение текста типа повествования

28.03


130

Сочинение-повествование «Как я….».

29.03


131

Сочинение-повествование «Как я….».

1.04


132

Что обозначает имя существительное

2.04


133

Как образуются имена существительные

3.04


134

Употребление суффиксов существительных -чик, -щик, -ек,- ик

4.04


135

Употребление суффиксов существительных -чик, -щик, -ек,- ик

5.04


136

Слитное и раздельное написание не с именами существительными

15.04


137

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

16.04


138

Собственные и нарицательные имена существительные.

17.04


139

Род имён существительных.

18.04


140

Существительные общего рода. Род несклоняемых имён существительных

19.04


141

Число имён существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа

22.04


142

Падеж и склонение имён существительных

23.04


143

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных

24.04


144

Употребление имён существительных.

25.04


145

Контрольная работа по теме «Морфология»

26.04


146

Анализ контрольной работы

29.04


147

Строение текста (продолжение) Строение текста типа описания предмета.

30.04


148

Редактирование текстов типа описания предмета

6.05


149

Соединение типов речи в тексте.

7.05


150

Анализ и редактирование текста

8.05


151

Сочинение «Знакомьтесь, мой друг…»

13.05


152

Сочинение «Знакомьтесь, мой друг…»

14.05


153

Что обозначает имя прилагательное

15.05


154

Прилагательные качественные, относительные и притяжательные

16.05


155

Правописание окончаний имён прилагательных

17.05


156

Правописание окончаний имён прилагательных

17.05


157

Словообразование имён прилагательных

20.05


158

Прилагательные полные и краткие

21.05


159

Правописание кратких прилагательных на шипящий

22.05


160

Сравнительная и превосходная степень качественных имён прилагательных

23.05


161

Как образуется сравнительная степень прилагательного

23.05


162

Как образуется превосходная степень прилагательного

24.05


163

Контрольное изложение «Весной».

27.05


164

Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное»

28.05


165

Итоговый контрольный диктант

29.05


166

Анализ итогового контрольного диктанта

30.05


167

Повторение разделов «Лексика» и «Фразеология».

30.05


168

Повторение раздела «Орфография».

31.05


169

Повторение и обобщение изученного в 5 классе.



170

Повторение и обобщение изученного в 5 классе.