СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа ориентирована на использование учебника "Русский язык. 5 класс" (авторы: М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов; под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта) М., Дрофа, 2018
Предмет «Русский язык» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5 классе по 5 часов в неделю (170 часов),
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нахабинская гимназия № 4»
городского округа Красногорск Московской области
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора по УВР Директор МБОУ
___________/Чернова Д.Э./ «Нахабинская гимназия №4»
30.08.2018 г. ________ / Садовская Т.В./
Приказ №____от 30.08.18 г.
Рабочая программа
по русскому языку
для 7Г класса
на 2018-2019 учебный год
СОГЛАСОВАНО Составитель:
на заседании ШМО Аксёнова Елена Юрьевна,
учителей русского языка и литературы учитель русского языка и литературы
Руководитель ШМО _________/Копотилова А.В./
Протокол №1 от 27.08.2018 г.
Нахабино
2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Рабочая программа по предмету Русский язык для 5 класса разработана на основе:
- требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
- основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Нахабинская гимназия №4»,
- учебного плана МБОУ «Нахабинская гимназия №4» на 2018-2019 учебный год,
- программы для 5-9 классов (М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов // Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. 10-11 классы. / Составитель Е.И.Харитонова - М.: Дрофа, 2016),
- Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253, учитывая изменения и дополнения).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника "Русский язык. 5 класс" (авторы: М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов; под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта) М., Дрофа, 2018
Целями и задачами изучения русского языка в основной школе являются:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета;
- формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Задачи учебной деятельности:
- развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
- формирование универсальных учебных действий:
- познавательных: формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию,
- регулятивных: ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию,
- коммуникативных: владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Требования к уровню подготовки учащихся проектируется с учетом и на основе государственных стандартов.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Главная цель обучения русскому языку состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.
Курс русского языка для 5 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Место предмета
Предмет «Русский язык» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5 классе по 5 часов в неделю (170 часов), что является оптимальным для изучения дисциплины.
2.2. Результаты освоения курса
Программа направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА РУССКИЙ ЯЗЫК. 5 КЛАСС (170ч.)
О ЯЗЫКЕ
Язык как система средств (языковых единиц). Значение языка в жизни человека. Лингвистика как наука о языке. Высказывания великих людей о русском языке. Выдающиеся лингвисты: М. В. Ломоносов.
РЕЧЬ
Р е ч ь как использование языковых средств для общения людей (речевая деятельность). Речевая ситуация — условия, необходимые для речевого общения: наличие собеседника, мотива, потребности в общении, предмета речи, общего языка. Речь устная и письменная, диалогическая и монологическая. Культура речевого общения. Речевой этикет.
Т е к с т как продукт речевой деятельности — речевое произведение. Основные признаки текста: членимость, смысловая цельность, формальная связность, относительная законченность (автономность) высказывания. Тема и основная мысль текста; микротемы, план текста; деление текста на абзацы, строение абзаца: зачин, средняя часть, концовка. Развитие мысли в тексте; «данное» и «новое» в предложениях текста.
С т и л и р е ч и, понятие о стилистически значимой речевой ситуации; речь разговорная и книжная, художественная и научно-деловая; характеристика разговорного и художественного стилей речи с учётом особенностей речевой ситуации, в которой используются данные стили (сфера употребления, коммуникативная функция, характерные языковые средства).
Т и п ы р е ч и: повествование, описание, рассуждение. Типовые фрагменты текста: изобразительное повествование, описание предмета, рассуждение-доказательство, оценочные суждения (типовое значение, схема построения, способы выражения «данного» и «нового» в предложениях фрагмента). Способы соединения фрагментов в целом тексте.
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
ЗАКРЕПЛЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА
Предмет изучения фонетики. Звуки речи. Фонетический слог. Русское словесное ударение и его особенности. Гласные ударные и безударные. Согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие. Парные и непарные согласные звуки. Элементы фонетической транскрипции. Фонетический разбор слова.
Предмет изучения орфоэпии. Основные правила произношения звуков речи: ударных и безударных гласных; согласных звуков и их сочетаний, отдельных грамматических форм. Произношение заимствованных слов. Орфоэпический разбор слова. Предмет изучения графики. Алфавит. Правильное название букв алфавита. Соотношение звуков и букв. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Прописные и строчные буквы. Буква ё и её обязательное использование в письменной речи. Орфоэпический словарь и использование его в речевой практике. Выдающиеся лингвисты: Р. И. Аванесов.
ПИСЬМО. ОРФОГРАФИЯ
Значение письма в жизни общества. Предмет изучения орфографии. Понятие орфограммы. Основные виды изученных орфограмм гласных и согласных корня. Употребление на письме буквенных сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу, нч, чн, чк, рщ; разделительных ъ—ь; -тся и -ться в глаголах. Буква ь после шипящих в конце имён существительных и глаголов. Не с глаголами. Орфографический словарь и его использование в речевой практике. Выдающиеся лингвисты: Я. К. Грот.
СЛОВО И ЕГО СТРОЕНИЕ. МОРФЕМИКА
Предмет изучения морфемики. Морфема как минимальная значимая единица слова. Корень; смысловая общность однокоренных слов. Приставка и суффикс как значимые части слова. Основа слова. Окончание как морфема, образующая форму слова. Нулевое окончание. Связь морфемики и орфографии.
СЛОВО КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. МОРФОЛОГИЯ (3 ч.)
Предмет изучения морфологии. Классификация частей речи русского языка. Самостоятельные части речи, их основные признаки. Склонение и спряжение. Служебные части речи.
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (ВВОДНЫЙ КУРС)
Предмет изучения синтаксиса и пунктуации. Словосочетание. Главное и зависимое слова в словосочетании. Предложение как единица синтаксиса. Грамматическая основа. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные). Восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения. Интонация и порядок слов в предложении. Логическое ударение. Предложения распространённые и нераспространённые. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже. Предложения с однородными членами (без союзов и с союзами а, но, одиночным и). Запятая между однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие и тире при обобщающих словах. Обращение. Знаки препинания при обращении. Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью. Понятие о сложносочинённом и сложноподчинённом предложении. Запятая между частями сложного предложения перед союзами и, а, но, что, чтобы, потому что, если и др. Прямая речь после слов автора и перед словами автора. Знаки препинания при прямой речи. Диалог и его оформление на письме. Выдающиеся лингвисты: А. М. Пешковский. Культура речи. Правильное определение границ предложений в тексте. Соблюдение интонации повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Соблюдение правильной интонации в предложениях с однородными членами. Наблюдение за использованием в художественных текстах изучаемых синтаксических конструкций, усиливающих образность и эмоциональность речи.
ЛЕКСИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ
Предмет изучения лексики. Слово и его лексическое значение. Основные способы толкования лексического значения слова: краткое объяснение значения в толковом словаре; подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов. Этикетные слова как особая лексическая группа. Знакомство с толковым словарём и его использование в речевой практике. Взаимосвязь лексического значения, морфемного строения и написания слова. Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значения слова. Переносное значение слова как основа создания художественных тропов: метафоры, олицетворения, эпитета. Слова-синонимы, антонимы (повторение). Омонимы. Пути пополнения словарного состава русского языка: словообразование и заимствование слов из других языков. Слова исконно русские и заимствованные. Понятие о механизме образования слов в русском языке. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, сложение. Чередование гласных и согласных в морфемах при образовании слова и его форм. Словообразовательная модель как схема построения слов определённой части речи, имеющих общность в значении и строении. Неологизмы как новые слова, построенные по типичным моделям. Правописание приставок на з/ с. Правописание корней -лож-//-лаг-; -рос- //-раст-//-ращ-. Буквы о—ё после шипящих в корне. Буквы и—ы после ц в разных частях слов. Общеупотребительная лексика и слова, имеющие ограниченную сферу употребления (диалектизмы, профессионализмы). Устаревшие слова. Фразеологизмы; их стилистическая принадлежность и основные функции в речи. Толковый словарь и его использование в речевой практике. Выдающиеся лингвисты: В. И. Даль. Культура речи. Точное и уместное употребление слов в речи в соответствии с их лексическим значением, стилистической и эмоциональной окраской. Предупреждение речевых ошибок, связанных с неоправданным повтором слов. Наблюдение за использованием в художественном тексте синонимов, антонимов, омонимов; слов в переносном значении для создания тропов (метафор, олицетворений, эпитетов); диалектизмов, устаревших слов и фразеологических оборотов. Текстовая функция лексического повтора.
МОРФОЛОГИЯ. ПРАВОПИСАНИЕ..
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
ГЛАГОЛ
Глагол как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма (инфинитив). Основные способы образования глаголов. Правописание не с глаголами (закрепление). Возвратные глаголы. Правописание -тся и -ться в глаголах (закрепление). Виды глаголов. Корни с чередованием и—е (-мир-//-мер-; -тир- // -тер- и др.), их правописание. Наклонение глагола. Время глагола. Лицо и число. Спряжение. Правописание безударных личных окончаний глагола. Разноспрягаемые глаголы (ознакомление). Сослагательное наклонение; значение, образование, правописание. Повелительное наклонение; значение, образование, правописание. Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы. Развитие навыков использования в речевой практике лингвистических словарей разных типов. Культура речи. Правильное использование в речи видовременных форм. Верное произношение отдельных глагольных форм. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Глагольная синонимия в художественных текстах (наблюдение и анализ ). Употребление глаголов в переносном значении. Текстовая функция видо-временных форм.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма. Основные способы образования имён существительных. Правила употребления при письме суффиксов -чик (-щик), -ек (-ик). Правила слитного и раздельного написания не с именами существительными. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые; собственные и нарицательные. Правила употребления прописной буквы при написании имён существительных.
Род имён существительных. Существительные общего рода; род неизменяемых имён существительных. Число имён существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Падеж. Склонение имён существительных. Разносклоняемые и несклоняемые существительные. Правописание безударных окончаний имён существительных. Развитие навыков использования в речевой практике словарей разных типов. Культура речи. Правильное согласование в роде со словами типа бандероль, вуаль, лазурь, кофе, мозоль, кашне и др.; верное определение родовой принадлежности неизменяемых существительных (шимпанзе, кенгуру, шоссе). Правильное образование некоторых грамматических форм: пара носков, пара чулок; группа грузин, бурят и др. Произношение согласных перед е в заимствованных словах (типа ателье, термин), правильное ударение в существительных (типа километр, обеспечение, щавель и др.); терминов русского языка. Имена существительные в художественном тексте: их образная и экспрессивная роль. Текстовая функция имён существительных со значением «целое и его части».
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Имя прилагательное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма. Основные способы образования имён прилагательных. Разряды имён прилагательных по значению: прилагательные качественные, относительные и притяжательные. Прилагательные полные и краткие, их роль в предложении. Правописание кратких имён прилагательных с основой на шипящий. Степени сравнения имён прилагательных: положительная, сравнительная, превосходная. Склонение имён прилагательных. Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Развитие навыков пользования лингвистическими словарями разных типов. Культура речи. Правильное произношение краткой формы употребительных прилагательных (сильна), прилагательных с основами на твёрдый и мягкий согласный (бескрайный — бескрайний, искренно — искренне); правильное образование и произношение форм сравнительной и превосходной степеней (красивее, длиннее). Образная, эмоциональная функция имён прилагательных в художественном тексте. Эпитеты. Синонимия имён прилагательных. Употребление прилагательных в переносном значении.
Уроки повторения и закрепления изученного (резервные уроки)
Основные виды контроля:
1.Стартовый (входящий) контроль – 1 (3 неделя)
2. Промежуточный, тематический контроль:
Контрольные сочинения – 2
Контрольные изложения – 4
Контрольные работы и диктанты – 6
3. Итоговый контроль – 1 (32-33 недели)
4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ:
Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями – познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания предмета «русский язык», – овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса. В системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т. е. служащий основой для последующего обучения.
В результате изучения русского языка на ступени основного общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные:
1) любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;
2) любовь к природе, осознание ее уникальности, необходимости ее беречь, умение чувствовать красоту природы;
3) потребность в самовыражении через слово;
4) устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
5) ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
6) стремление к развитию и совершенствованию собственной речи
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
- использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и практических задач;
- организовывать исследовательскую работу: ставить учебные задачи, планировать деятельность;
- контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью; выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане – исследовать
Познавательные УУД:
- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
- искать и выделять необходимую информацию;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- моделировать: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить логическую цепочку;
- осваивать формы познавательной и личностной рефлексии
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- совершенствовать орфоэпические навыки;
- количественно и качественно обогащать словарный запас;
- оперировать стилистическими ресурсами языка;
- развивать связную устную и письменную речь;
- правильно общаться – выражать и принимать сочувствие, не обижать собеседника;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, уметь выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка
Предметные:
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;
4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности.
Планируемые результаты изучения русского языка. 5 класс
Ученик научится:
- использовать различные виды монолога и диалога;
- оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использования языковых средств;
- обсуждать и четко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
- соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета;
- различать самостоятельные части речи (существительное, глагол, прилагательное, числительное, наречие, слово категории состояния) по совокупности признаков и аргументированно доказывать принадлежность слова к той или иной части речи;
- находить орфограммы в соответствии с изученными правилами;
- различать лексические и функциональные омонимы с учетом значения и синтаксической функции слова;
- использовать языковые средства, устраняя разнообразное повторение слов в тексте;
- производить морфемный и морфологический разбор изученных частей речи;
- соблюдать литературные нормы употребления различных частей речи в устной и письменной формах речи;
- строить тексты различных типов речи, учитывая при их создании роль изученных частей речи; анализировать и создавать тексты изученных стилей (отзыв о книге, индивидуальная характеристика, описание места, биография, правила, случаи из жизни);
Ученик получит возможность научиться:
- участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию;
- понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их;
- понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах;
- извлекать информацию по заданной проблеме из различных источников (включая противоположные точки зрения на ее решение);
- создавать устные монологические и диалогические высказывания в учебно – научной сфере общения;
- публично защищать проект;
- анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата;
- различать и анализировать тексты разных типов и стилей с точки зрения специфики использования в них языковых средств;
- характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики;
- выразительно читать поэтические и прозаические тексты;
- демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
УЧЕБНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Русский язык V класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: М.Разумовская. С.И. Львов. 2-е издание стереотипное. Москва «Дрофа». 2013 г.
2 С.В. Абрамова Русский язык. Проектная работа старшеклассников.
3. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 кл. / Г. А. Богданова. - СПб., 2004.
4. . Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2005.
5. Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для V класса. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. – М.:Просвещение, 2008.
6. Русский язык V класс. Поурочные планы. По учебнику М.М. Разумовской и др. Автор – составитель М.М. Разумовская – Волгоград.:Учитель, 2010.
7. Тесты по русскому языку. 5 класс: к учебнику М Разумовской «Русский язык. 5 класс». - М.: «Экзамен», 2012 г
8. Францман Е. К. Изложение с элементами сочинения: 5-9 класс
9. О.С.Иссерс, Н.А.Кузьмина. Русский язык. Тесты. Все разделы школьного курса. 5-7 курсы. М., Дрофа, 2003
10. Ю.С.Меженко. Опорные конспекты по русскому языку, М., Творческая педагогика, 1992.
11. Г.В.Цветкова. Русский язык. 5-9 классы. Рабочие программы по учебникам под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта, Волгоград: Учитель, 2012.
12. Н.В.Ромашкина. Русский язык. Уроки развития речи. 5-7 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Планета, 2013.
13. Л.А.Ходякова, Е.В.Кабанова. Сочинение по картине в 5 классе. М., АСТ, 2004.
14. П.Ф.Ивченков. Обучающие изложения. 5-9 классы. М.: Просвещение, 1993.
15. А.Б.Малюшкин. Учебные таблицы по русскому языку. 5-11 классы. М.: Творческий центр, 2003.
Словари и справочники:
1. Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб, «Просвещение», 1994.-271с
2.Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.
3.М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.
4. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.
5. Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. М., 1985; 2-е изд., стер. М., 1990.
Мультимедийные пособия.
Уроки русского языка Кирилла и Мефодия.5 класс.
Н.В.Ромашкина. Русский язык. Уроки развития речи. 5-7 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М., «Планета», 2013.
Электронный репетитор-тренажер. Курс русского языка (базовый). Медиахауз, 2001.
Образовательные ресурсы сети Интернет по русскому языку и литературе
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации
Интерактивные словари русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/
Русское слово http://www.rusword.com.ua
Тесты по пунктуации http://repetitor.1c.ru/online/disp.asp?2
Проверь себя !http://www.cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm
Уроки русского языка в школе Бабы-Яги http://sertolovo.narod.ru/1.htm
Культура письменной речи http://www.gramma.ru
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе (170 часов)
№ уро ка | Наименования разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректиро-ванные сроки прохождения |
1 | Зачем человеку нужен язык. | 1.09 |
|
2 | Что мы знаем о русском языке. | 3.09 |
|
3 | Что такое речь. | 4.09 |
|
4 | Речь монологическая и диалогическая. Речь устная и письменная. | 5.09 |
|
5 | Повторение изученного в начальных классах. Фонетика. Графика. Звуки и буквы. Алфавит. | 6.09 |
|
6 | Что обозначают буквы е, ё, ю, я. | 7.09 |
|
7 | Фонетический разбор слова. | 10.09 |
|
8 | Что такое текст (повторение) . | 11.09 |
|
9 | Тема текста | 12.09 |
|
10 | Основная мысль текста | 13.09 |
|
11 | Сочинение «Памятный день летних каникул» | 13.09 |
|
12 | Стартовый контроль. Письмо. Орфография. Зачем людям письмо. | 14.09 |
|
13 | Орфография. Нужны ли правила? | 17.09 |
|
14 | Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных звуков | 18.09 |
|
15 | Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами согласных звуков | 19.09 |
|
16 | Правила обозначения буквами согласных звуков | 20.09 |
|
17 | Буквенные сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу, нч, чн, чк, нщ, рщ | 21.09 |
|
18 | Буква Ь после шипящих в конце имён существительных и глаголов | 24.09 |
|
19 | Разделительные ъ и ь | 25.09 |
|
20 | Не с глаголами | 26.09 |
|
21 | Правописание -тся и -ться в глаголах | 27.09 |
|
22 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного» | 28.09 |
|
23 | Анализ контрольного диктанта. Слово и его строение. Почему корень, приставка, суффикс, окончание — значимые части слова | 1.10 |
|
24 | Как образуются формы слова | 2.10 |
|
25 | Слово как часть речи. Самостоятельные части речи | 3.10 |
|
26 | Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы | 4.10 |
|
27 | Служебные части речи: предлог, союз, частица | 5.10 |
|
28 | Служебные части речи: предлог, союз, частица | 15.10 |
|
29 | Текст (продолжение). От чего зависит порядок расположения предложений в тексте | 16.10 |
|
30 | Абзац как часть текста | 17.10 |
|
31 | План текста. Сжатие и развертывание текста. | 18.10 |
|
32 | Систематический курс русского языка. Что изучает фонетика | 19.10 |
|
33 | Звуки гласные и согласные | 22.10 |
|
34 | Слог, ударение | 23.10 |
|
35 | Что изучает орфоэпия. Произношение ударных и безударных гласных звуков. | 24.10 |
|
36 | Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор слова | 25.10 |
|
37 | Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор слова | 26.10 |
|
38 | Контрольная работа по теме «Фонетика и орфоэпия» | 29.10 |
|
39 | Анализ контрольной работы. Как определить лексическое значение слова | 30.10 |
|
40 | Сколько лексических значений имеет слово | 31.10 |
|
41 | Когда слово употребляется в переносном значении |
|
|
42 | Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана «Осенний день. Сокольники» | 1.11 |
|
43 | Сочинение по картине И.И. Левитана «Осенний день. Сокольники» | 2.11 |
|
44 | Как пополняется словарный состав русского языка | 6.11 |
|
45 | Как образуются слова в русском языке | 7.11 |
|
46 | Как образуются слова в русском языке | 8.11 |
|
47 | Какие чередования гласных и согласных происходят в словах | 9.11 |
|
48 | Правописание чередующихся гласных в корнях лаг — лож и раст (-ращ) - рос | 12.11 |
|
49 | Буквы о — ё после шипящих в корне слова | 13.11 |
|
50 | Чем отличаются друг от друга слова омонимы | 14.11 |
|
51 | Что такое профессиональные и диалектные слова | 15.11 |
|
52 | О чём рассказывают устаревшие слова | 16.11 |
|
53 | Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова | 26.11 |
|
54 | Правописание корней слов | 27.11 |
|
55 | Правописание приставок | 28.11 |
|
56 | Буквы и—ы после ц | 29.11 |
|
57 | Обобщение изученного по теме: «Лексика. Словообразование. Правописание» | 30.11 |
|
58 | Контрольный диктант по теме: «Лексика. Словообразование. Правописание» | 3.12 |
|
59 | Анализ контрольного диктанта | 4.12 |
|
60 | Стили речи. Что изучает стилистика | 5.12 |
|
61 | Разговорная и книжная речь | 6.12 |
|
62 | Художественная и научно-деловая речь | 7.12 |
|
63 | Изложение «Барсучонок» | 10.12 |
|
64 | Написание изложения «Барсучонок» | 11.12 |
|
65 | Синтаксис и пунктуация (вводный курс.) Что изучают синтаксис и пунктуация | 12.12 |
|
66 | Словосочетание | 13.12 |
|
67 | Словосочетание | 14.12 |
|
68 | Предложение. Интонация предложения | 17.12 |
|
69 | Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения | 18.12 |
|
70 | Главные члены предложения | 19.12 |
|
71 | Тире между подлежащим и сказуемым | 20.12 |
|
72 | Предложения распространенные и нераспространенные | 21.12 |
|
73 | Второстепенные члены предложения | 24.12 |
|
74 | Дополнение | 25.12 |
|
75 | Определение | 26.12 |
|
76 | Обстоятельство | 27.12 |
|
77 | Контрольная работа по теме «Главные и второстепенные члены предложения» | 28.12 |
|
78 | Анализ контрольной работы | 29.12 |
|
79 | Повторение изученного по теме «Главные и второстепенные члены предложения» | 9.01 |
|
80 | Однородные члены предложения | 10.01 |
|
81 | Однородные члены предложения | 11.01 |
|
82 | Р.р. Изложение с элементами сочинения | 14.01 |
|
83 | Написание изложения с элементами сочинения | 15.01 |
|
84 | Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова | 16.01 |
|
85 | Обращение | 17.01 |
|
86 | Обращение | 18.01 |
|
87 | Синтаксический разбор простого предложения | 21.01 |
|
88 | Сложное предложение | 22.01 |
|
89 | Сложное предложение | 23.01 |
|
90 | Синтаксический разбор сложного предложения | 24.01 |
|
91 | Знаки препинания при прямой речи | 25.01 |
|
92 | Знаки препинания при прямой речи | 28.01 |
|
93 | Диалог | 29.01 |
|
94 | Повторение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация» | 30.01 |
|
95 | Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация». | 31.01 |
|
96 | Анализ контрольного диктанта | 1.02 |
|
97 | Подготовка к сочинению-описанию по картине | 4.02 |
|
98 | Сочинение-описание по картине К.Ф. Юона "Русская зима" | 5.02 |
|
99 | Типы речи. Что такое тип речи | 6.02 |
|
100 | Описание, повествование, рассуждение | 7.02 |
|
101 | Строение текста типа рассуждения-доказательства | 8.02 |
|
102 | Контрольная работа по теме: «Определение типа речи» | 11.02 |
|
103 | Анализ контрольной работы | 12.02 |
|
104 | Изложение «Джек здоровается» | 13.03 |
|
105 | Изложение «Джек здоровается» | 14.02 |
|
106 | Самостоятельные и служебные части речи | 15.02 |
|
107 | Что обозначает глагол | 25.02 |
|
108 | Правописание не с глаголами | 26.02 |
|
109 | Словообразование глаголов | 27.02 |
|
110 | Вид глагола | 28.02 |
|
111 | Корни с чередованием букв е — и | 1.03 |
|
112 | Неопределённая форма глагола (инфинитив) | 4.03 |
|
113 | Правописание –тся и –ться в глаголах | 5.03 |
|
114 | Наклонение глагола | 6.03 |
|
115 | Как образуется сослагательное (условное) наклонение глагола | 7.03 |
|
116 | Как образуется повелительное наклонение глагола | 11.03 |
|
117 | Времена глагола | 12.03 |
|
118 | Спряжение глагола. Лицо и число | 13.03 |
|
119 | Правописание личных окончаний глагола | 14.03 |
|
120 | Правописание личных окончаний глагола | 15.03 |
|
121 | Правописание личных окончаний глагола | 18.03 |
|
122 | Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы | 19.03 |
|
123 | Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы | 20.03 |
|
124 | Повторение темы «Глагол». | 21.03 |
|
125 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 22.03 |
|
126 | Анализ контрольного диктанта | 25.03 |
|
127 | Строение текста (продолжение). Как связываются предложения в тексте. «Данное» и «новое» в предложениях. | 26.03 |
|
128 | Строение текста типа повествования | 27.03 |
|
129 | Строение текста типа повествования | 28.03 |
|
130 | Сочинение-повествование «Как я….». | 29.03 |
|
131 | Сочинение-повествование «Как я….». | 1.04 |
|
132 | Что обозначает имя существительное | 2.04 |
|
133 | Как образуются имена существительные | 3.04 |
|
134 | Употребление суффиксов существительных -чик, -щик, -ек,- ик | 4.04 |
|
135 | Употребление суффиксов существительных -чик, -щик, -ек,- ик | 5.04 |
|
136 | Слитное и раздельное написание не с именами существительными | 15.04 |
|
137 | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые | 16.04 |
|
138 | Собственные и нарицательные имена существительные. | 17.04 |
|
139 | Род имён существительных. | 18.04 |
|
140 | Существительные общего рода. Род несклоняемых имён существительных | 19.04 |
|
141 | Число имён существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа | 22.04 |
|
142 | Падеж и склонение имён существительных | 23.04 |
|
143 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных | 24.04 |
|
144 | Употребление имён существительных. | 25.04 |
|
145 | Контрольная работа по теме «Морфология» | 26.04 |
|
146 | Анализ контрольной работы | 29.04 |
|
147 | Строение текста (продолжение) Строение текста типа описания предмета. | 30.04 |
|
148 | Редактирование текстов типа описания предмета | 6.05 |
|
149 | Соединение типов речи в тексте. | 7.05 |
|
150 | Анализ и редактирование текста | 8.05 |
|
151 | Сочинение «Знакомьтесь, мой друг…» | 13.05 |
|
152 | Сочинение «Знакомьтесь, мой друг…» | 14.05 |
|
153 | Что обозначает имя прилагательное | 15.05 |
|
154 | Прилагательные качественные, относительные и притяжательные | 16.05 |
|
155 | Правописание окончаний имён прилагательных | 17.05 |
|
156 | Правописание окончаний имён прилагательных | 17.05 |
|
157 | Словообразование имён прилагательных | 20.05 |
|
158 | Прилагательные полные и краткие | 21.05 |
|
159 | Правописание кратких прилагательных на шипящий | 22.05 |
|
160 | Сравнительная и превосходная степень качественных имён прилагательных | 23.05 |
|
161 | Как образуется сравнительная степень прилагательного | 23.05 |
|
162 | Как образуется превосходная степень прилагательного | 24.05 |
|
163 | Контрольное изложение «Весной». | 27.05 |
|
164 | Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное» | 28.05 |
|
165 | Итоговый контрольный диктант | 29.05 |
|
166 | Анализ итогового контрольного диктанта | 30.05 |
|
167 | Повторение разделов «Лексика» и «Фразеология». | 30.05 |
|
168 | Повторение раздела «Орфография». | 31.05 |
|
169 | Повторение и обобщение изученного в 5 классе. |
|
|
170 | Повторение и обобщение изученного в 5 классе. |
|
|