Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Зареченская средняя общеобразовательная школа
Одинцовского городского округа Московской области
| "Утверждаю" |
| Директор МАОУ Зареченской СОШ |
| _____________/И.В. Коротеева |
| "01 " сентября 2019 г. |
Рабочая программа
по предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК»
6 Г класс
основное общее образование
(ФГОС ООО)
Составитель:
Митина В.Г., учитель русского языка и литературы
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 6 «Г» класса разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2016, с учётом целей и задач Программы развития школы, а также требований стандартов второго поколения ФГОС. Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Рабочая программа реализуется через УМК Русский язык. 6 класс. Авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцова и др. М.: Просвещение, 2018.
Согласно учебному плану МАОУ Зареченская СОШ на изучение предмета отводится 5 часов в неделю, итого 204 часа за учебный год.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты
Обучающийся научится:
А. В сфере коммуникативной компетенции:
аудирование
понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
фонетика и графика
выделять в слове звуки речи;
давать им фонетическую характеристику;
различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
разбирать слова фонетически;
орфоэпия
правильно произносить гласные, согласные и их сочетания в составе слова;
опознавать звукопись как поэтическое средство;
использовать логическое ударение для усиления выразительности речи;
разбирать слова орфоэпически;
работать с орфоэпическим словарем;
лексика
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
толковать лексическое значение известных слов и подбирать к словам синонимы и антонимы;
опознавать эпитеты, метафоры, олицетворения как средства выразительности речи;
пользоваться толковым словарем;
словообразование
выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры);
подбирать однокоренные слова с учетом значения слов;
по типичным суффиксам и окончанию определять части речи и их формы;
разбирать слова по составу;
пользоваться словарем морфемного строения слов;
морфология
квалифицировать слово как часть речи по вопросу и общему значению;
правильно определять грамматические признаки изученных частей речи;
образовывать формы изученных частей речи в соответствии с нормами литературного языка;
разбирать слово морфологически;
синтаксис
выделять словосочетания в предложении;
определять главное и зависимое слово;
определять вид предложения по цели высказывания, интонации, наличию или отсутствию второстепенных членов предложения, количеству грамматических основ;
составлять простые и сложные предложения изученных видов;
разбирать простое предложение синтаксически;
орфография
находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор и правильно писать слова с изученными орфограммами;
правильно писать слова с непроверяемыми согласными, изученными в 5 классе;
пользоваться орфографическим словарем;
пунктуация
находить в предложениях места для постановки знаков препинания;
обосновывать выбор знаков препинания;
расставлять знаки препинания в предложениях в соответствии с изученными правилами;
связная речь
определять тему и основную мысль текста, его стиль;
составлять простой план текста;
подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных);
писать сочинения повествовательного характера;
совершенствовать содержание и языковое оформление (в соответствии с изученным языковым материалом).
Б. В познавательной сфере:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса, расширения круга используемых грамматических средств, развития способности к самооценке;
получения знаний по другим учебным предметам.
В. В ценностно-ориентационной сфере:
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого общения;
основные признаки стилей языка;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные) для данного периода обучения;
нормы речевого этикета;
уметь:
различать разговорную речь и другие стили;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение:
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста);
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо:
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
создавать тексты различных стилей и жанров (применительно к данному этапу обучения);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями общения;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
соблюдать нормы русского речевого этикета;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса;
расширения круга используемых грамматических средств;
развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Г. В эстетической сфере:
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Д. В трудовой сфере:
сохранять цели познавательной деятельности и следовать их задачам при усвоении программного учебного материала и в самостоятельном учении;
пользоваться доступными возрасту современными учебными технологиями, включая ИКТ для повышения эффективности своего учебного труда;
использовать вспомогательную и справочную литературой для самостоятельного поиска недостающей информации, ответа на вопросы и выполнения учебных заданий.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Обучающийся получит возможность научиться:
по фонетике и графике:
производить фонетический разбор слова;
соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением;
свободно пользоваться алфавитом при работе со словарем;
не смешивать буквы и звуки;
по орфоэпии:
правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
пользоваться орфоэпическим словарем;
по лексике:
пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов;
толковать лексическое значение слова с помощью толкового словаря, через антонимы и синонимы;
давать элементарный анализ лексического значения слова;
по морфемике и словообразованию:
выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова;
выделять основу слова;
образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов, с помощью приставок, приставок и суффиксов; сложения основ;
производить морфемный разбор;
производить словообразовательный разбор;
по морфологии:
различать части речи по наличию у слова определённых морфологических признаков; указывать морфологические признаки и функцию в предложении изученных частей речи; уметь образовывать формы изученных частей речи;
производить морфологический разбор изученных частей речи;
по синтаксису:
выделять словосочетание в предложении;
определять главное и зависимое слово;
образовывать словосочетания с именем существительным, глаголом в качестве главного и зависимого слова;
определять вид предложения по цели высказывания, интонации;
определять грамматическую основу предложения;
определять вид предложения по количеству грамматических основ;
определять вид предложения по наличию/отсутствию второстепенных членов предложения;
определять однородные члены;
определять вводные слова и обращения (данное умение не является обязательным, т.к. материал вводился ознакомительно);
различать простое и сложное предложение;
производить синтаксический разбор предложения;
по орфографии:
находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами;
обосновывать выбор написания;
находить и исправлять орфографические ошибки;
правильно писать изученные в 5-м классе слова с непроверяемыми написаниями;
по пунктуации:
находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно оформлять предложения изученных типов и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами;
обосновывать место и выбор знака препинания;
находить и исправлять пунктуационные ошибки на изученные правила;
по связной речи, чтению и работе с информацией:
читать учебно-научный текст изучающим чтением;
владеть отдельными приёмами ознакомительного чтения учебно-научного текста; выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план;
определять тему, основную мысль (авторский замысел) в тексте из художественного произведения, пересказывать текст подробно и сжато;
понимать основные отличия текстов-описаний, повествований, рассуждений, писать тексты этих типов;
определять стиль текста;
письменно подробно излагать художественный и учебно-научный текст;
пытаться использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических конструкций; последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы;
озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
давать определение понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи;
осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
ставить проблему, аргументировать её актуальность;
самостоятельно проводить исследование;
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
организовывать исследование с целью проверки гипотез;
делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
планировать пути достижения целей;
устанавливать целевые приоритеты;
уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
построению жизненных планов во временной перспективе;
при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
основам саморегуляции эмоциональных состояний;
прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
основам коммуникативной рефлексии;
использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать и координировать позиции других людей в сотрудничестве;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности; устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;
основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе;
знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении. В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);
готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
готовность к выбору профильного образования.
Обучающийся получит возможность для формирования:
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
готовности к самообразованию и самовоспитанию;
адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Раздел 2. Содержание учебного предмета
Язык. Речь. Общение
Русский язык – один из развитых языков мира. Язык, речь, общение. Ситуация общения.
Определение схемы ситуации общения.
Повторение изученного в 5 классе
Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог.
Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Составление диалога.
Текст
Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста. Текст и стили речи. Официально-деловой стиль.
Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста.
Лексика. Культура речи
Слово и его лексическое значение. Собирание материалов к сочинению. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова. Словари. Повторение.
Написание сжатого изложения. Приемы сжатия текста. Составление словарной статьи по образцу.
Фразеология. Культура речи
Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Повторение.
Конструирование текста с использованием фразеологизмов.
Словообразование. Орфография. Культура речи
Морфемика и словообразование. Описание помещения. Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.
Правописание чередующихся гласных а и о в корнях -кас- – -кос-, -гар- – -гор-, -зар- – -зор-. Правописание букв ы и и после приставок на согласные. Гласные в приставках пре- и при-. Соединительные гласные о и е в сложных словах. Сложносокращённые слова. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Повторение.
Анализ стихотворного текста с точки зрения состава и способа образования слов. Сложный план сочинения. Описание помещения. Составление рассказа по рисункам. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Сочинение по картине.
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Морфологический разбор имени существительного. Не с существительными. Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик). Правописание гласных в суффиксах -ек и –ик. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. Повторение.
Написание письма. Составление текста-описания по личным впечатлениям. Анализ стихотворного текста: определение основной мысли, темы, ключевых слов текста.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Описание природы. Степени сравнения имен прилагательных. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Морфологический разбор имени прилагательного. Не с прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных -к- – -ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Повторение.
Описание природы: основная мысль, структура описания, языковые средства, используемые в описании. Составление плана описания природы. Выборочное изложение по произведению художественной литературы.
Имя числительное
Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Морфологический разбор имени числительного. Повторение.
Стиль текста. Выборочное изложение по произведениям художественной литературы. Составление текста объявления. Устное выступление на тему «Берегите природу».
Местоимение
Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Рассуждение. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимения. Повторение.
Составление рассказа от первого лица. Анализ текста. Сочинение-рассуждение.
Глагол
Глагол как часть речи. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Рассказ на основе услышанного. Правописание гласных в суффиксах глагола. Повторение.
Сочинение-рассказ. Изложение. Составление текста с глаголами условного наклонения. Рассказ по рисункам. Составление текста-рецепта.
Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах
Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.
Итоговый тест.
Раздел 3. Тематическое планирование
Содержание | Кол-во часов | Кол-во контрольных работ | Развитие речи |
Язык. Речь. Общение | 3 | - | 1 |
Повторение изученного в 5 классе | 10 | 1 | 2 |
Текст | 5 | - | 2 |
Лексика. Культура речи | 14 | 1 | 2 |
Фразеология. Культура речи | 5 | 1 | - |
Словообразование. Орфография. Культура речи | 31 | 3 | 4 |
Морфология. Орфография. Культура речи; | | | |
Имя существительное | 25 | 1 | 1 |
Имя прилагательное | 28 | 1 | 4 |
Имя числительное | 14 | 1 | 1 |
Местоимение | 22 | 1 | 3 |
Глагол | 30 | 1 | 4 |
Повторение и систематизация изученного в 5-6 классах. Культура речи | 16 | 1 | 2 |
| | | |
ИТОГО | 204 | 12 | 26 |
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 6 «Г» класс
Тематическое планирование рассчитано на 6 уроков в неделю
(6 уроков / 34 учебных недели = 204 часа)
№ урока, занятия | Тема урока | Дата проведения урока | Примечание |
| план | факт | |
Язык. Речь. Общение (2ч+1ч) |
| РР Русский язык – один из развитых языков мира | | | |
| Язык, речь, общение | | | |
| Ситуация общения | | | |
| Повторение изученного в 5 классе (9ч+1ч) | | | |
| Фонетика. Орфоэпия | | | |
| Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов | | | |
| Части речи | | | |
| Орфограммы в окончаниях слов. | | | |
| Словосочетание | | | |
| Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения | | | |
| Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений | | | |
| РР Прямая речь. Диалог. | | | |
| Контрольный диктант по теме «Повторение». | | | |
| Анализ диктанта. Работа над ошибками | | | |
Текст (3ч+2ч) |
| РР Текст, его особенности | | | |
| Тема и основная мысль текста. Заглавие текста | | | |
| Начальные и конечные предложения текста | | | |
| Ключевые слова. Основные признаки текста | | | |
| РР Текст и стили речи. Официально-деловой стиль. | | | |
Лексика. Культура речи (12ч+2ч) |
| Слово и его лексическое значение | | | |
| РР Собирание материала к сочинению. Устное сочинение по картине А. Герасимова «После дождя» («Мокрая терраса») | | | |
| Общеупотребительные слова. | | | |
| Профессионализмы | | | |
| Диалектные слова. | | | |
| РР Сжатое изложение | | | |
| Работа над ошибками | | | |
| Исконно русские и заимствованные слова. | | | |
| Неологизмы | | | |
| Устаревшие слова | | | |
| Словари | | | |
| Повторение по теме «Лексика» | | | |
| Контрольная работа по теме «Лексика» | | | |
| Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | | | |
Фразеология. Культура речи (4ч+1ч) |
| Фразеологизмы. | | | |
| Источники фразеологизмов | | | |
| РР Обобщающий урок по теме «Фразеология. Культура речи» | | | |
| Контрольная работа по теме «Фразеология. Культура речи» | | | |
| Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | | | |
Словообразование. Орфография. Культура речи (27ч+4ч) |
| Морфемика и словообразование | | | |
| РР Описание помещения | | | |
| Основные способы образования слов в русском языке | | | |
| Основные способы образования слов в русском языке | | | |
| Практикум по словообразованию | | | |
| Этимология слов | | | |
| Контрольная работа по теме «Словообразование» | | | |
| РР Систематизация материалов к сочинению (описание помещения). Сложный план | | | |
| РР Написание сочинения (описание помещения) Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро». | | | |
| Анализ сочинения. Работа над ошибками | | | |
| Буквы о-а в корне -кос- -кас- | | | |
| Буквы о-а в корне -гор- -гар- | | | |
| Буквы о-а в корне -зор- -зар- | | | |
| Повторение по теме «Правописание корней с чередующейся гласной» | | | |
| Контрольный диктант по теме «Корни с чередованием». | | | |
| Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | | | |
| Буквы ы и и после приставок. | | | |
| Буквы ы и и после приставок. | | | |
| Гласные в приставках пре-при | | | |
| Гласные в приставках пре-при | | | |
| Гласные в приставках пре-при | | | |
| Гласные в приставках пре-при. | | | |
| Проверочная работа по теме «Правописание приставок» | | | |
| РР Выборочное изложение | | | |
| Соединительные О и Е в сложных словах. | | | |
| Соединительные О и Е в сложных словах. | | | |
| Сложносокращенные слова. | | | |
| Морфемный и словообразовательный разбор слова. | | | |
| Повторение и обобщение по теме «Словообразование». | | | |
| Контрольный диктант по теме «Словообразование» | | | |
| Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | | | |
Морфология. Орфография. Культура речи |
Имя существительное (24ч+1ч) |
| Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в 5 классе | | | |
| Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в 5 классе | | | |
| Разносклоняемые имена существительные. | | | |
| Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. | | | |
| Несклоняемые имена существительные. | | | |
| Несклоняемые имена существительные. | | | |
| Род несклоняемых имен существительных. | | | |
| Имена существительные общего рода. | | | |
| Имена существительные общего рода. | | | |
| Морфологический разбор имени существительного. | | | |
| РР Сочинение – описание впечатлений | | | |
| Проверочная работа по теме «Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные. Имена существительные общего рода» | | | |
| НЕ с существительными. | | | |
| НЕ с существительными. | | | |
| Буквы ч и щ в суффиксе -чик- -щик-. | | | |
| Гласные в суффиксах существительных -ек- -ик-. | | | |
| Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. | | | |
| Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. | | | |
| Проверочная работа по теме «Правописание суффиксов имен существительных» | | | |
| Дефисное и слитное написание слов с пол- и полу-. | | | |
| Дефисное и слитное написание слов с пол- и полу-. | | | |
| Повторение и обобщение по теме «Имя существительное». | | | |
| Повторение и обобщение по теме «Имя существительное». | | | |
| Контрольный диктант по теме «Имя существительное». | | | |
| Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | | | |
Имя прилагательное (23ч+5ч) |
| Имя прилагательное как часть речи. | | | |
| РР Описание природы | | | |
| РР Сочинение по картине Н. П. Крымова «Зимний вечер». | | | |
| Степени сравнения имен прилагательных | | | |
| Степени сравнения имен прилагательных | | | |
| Разряды прилагательных. Качественные имена прилагательные | | | |
| Качественные имена прилагательные | | | |
| РР Сочинение – описание местности | | | |
| Относительные имена прилагательные. | | | |
| РР Выборочное изложение | | | |
| Притяжательные имена прилагательные. | | | |
| Морфологический разбор имени прилагательного | | | |
| Проверочная работа по теме «Разряды имен прилагательных по значению» | | | |
| НЕ с прилагательными | | | |
| НЕ с прилагательными и существительными | | | |
| Буквы о и е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных. | | | |
| Проверочная работа по теме «Правописание прилагательных» | | | |
| Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных. | | | |
| Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных. | | | |
| Проверочная работа «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных». | | | |
| РР Описание игрушки | | | |
| Различение на письме суффиксов прилагательных –к- -ск- | | | |
| Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. | | | |
| Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. | | | |
| Повторение обобщение по теме «Имя прилагательное». | | | |
| Повторение обобщение по теме «Имя прилагательное». | | | |
| Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». | | | |
| Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | | | |
Имя числительное (14ч+1ч) |
| Имя числительное как часть речи. | | | |
| Простые и составные числительные. | | | |
| Мягкий знак на конце и в середине числительных. | | | |
| Порядковые числительные. | | | |
| Разряды количественных числительных. | | | |
| Числительные, обозначающие целые числа. | | | |
| Числительные, обозначающие целые числа. | | | |
| Дробные числительные. | | | |
| Собирательные числительные. | | | |
| Употребление числительных в речи | | | |
| Морфологический разбор числительного. | | | |
| РР Публичное выступление на тему «Берегите природу» | | | |
| Повторение и обобщение по теме «Имя числительное» | | | |
| Контрольный диктант по теме «Имя числительное» | | | |
| Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | | | |
Местоимение (19ч+3ч) |
| Местоимение как часть речи. | | | |
| Личные местоимения. | | | |
| Личные местоимения. | | | |
| Возвратное местоимение себя. | | | |
| Сочинение по рисункам | | | |
| Вопросительные и относительные местоимения. | | | |
| Вопросительные и относительные местоимения. | | | |
| Неопределенные местоимения. | | | |
| Отрицательные местоимения. | | | |
| Отрицательные местоимения. | | | |
| Притяжательные местоимения. | | | |
| РР Подготовка к сочинению - рассуждению | | | |
| РР Написание сочинения – рассуждения | | | |
| Указательные местоимения. | | | |
| Определительные местоимения. | | | |
| Местоимения и другие части речи | | | |
| Морфологический разбор местоимения. | | | |
| РР Сочинение по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители» | | | |
| Повторение и обобщение по теме «Местоимение». | | | |
| Повторение и обобщение по теме «Местоимение». | | | |
| Контрольный диктант по теме «Местоимение». | | | |
| Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | | | |
Глагол (26ч+6ч) |
| Глагол как часть речи. Повторение изученного в 5 классе | | | |
| Глагол как часть речи. Повторение изученного в 5 классе | | | |
| РР Сочинение по рисункам и данному началу | | | |
| Анализ сочинения. Радота над ошибками | | | |
| Разноспрягаемые глаголы | | | |
| Глаголы переходные и непереходные. | | | |
| Глаголы переходные и непереходные. | | | |
| Наклонение глагола. Изъявительное наклонение | | | |
| РР Изложение | | | |
| Анализ изложения. Работа над ошибками | | | |
| Условное наклонение. | | | |
| Условное наклонение. | | | |
| Повелительное наклонение. | | | |
| Повелительное наклонение. | | | |
| РР Сочинение по рисункам | | | |
| Анализ сочинения. Работа над ошибками | | | |
| Употребление наклонений. | | | |
| Употребление наклонений | | | |
| Проверочная работа по темам «Разноспрягаемые глаголы», «Переходные и непереходные глаголы», «Наклонение глагола» | | | |
| Безличные глаголы. | | | |
| Безличные глаголы. | | | |
| Морфологический разбор глагола. | | | |
| РР Рассказ на основе услышанного. | | | |
| Правописание гласных в суффиксах глаголов. | | | |
| Правописание гласных в суффиксах глаголов. | | | |
| Проверочная работа по темам «Безличные глаголы», «Возвратные глаголы», «правописание гласных в суффиксах глаголов» | | | |
| Повторение и обобщение по теме «Глагол». | | | |
| Повторение и обобщение по теме «Глагол». | | | |
| Контрольный диктант по теме «Глагол». | | | |
| Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | | | |
Повторение и систематизация изученного в 5-6 классах. Культура речи (14ч+2ч) |
| Разделы науки о языке. Орфография | | | |
| Орфография | | | |
| Орфография | | | |
| Пунктуация | | | |
| Пунктуация | | | |
| РР Лексика и фразеология. | | | |
| РР Лексика и фразеология | | | |
| Словообразование | | | |
| Словообразование | | | |
| Морфология. | | | |
| Морфология | | | |
| Синтаксис | | | |
| Синтаксис | | | |
| Итоговая контрольная работа | | | |
| Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | | | |
| Повторение. Подведение итогов года | | | |
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения учителей
от 30. 08. 2019г. № 1
СОГЛАСОВАНО.
Зам. директора по УВР
_____________Е.М. Салынова
01. 09. 2019г.