СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по предмету "Русский язык" 7 класс
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА РУБЦОВСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ № 11»
Рассмотрено на заседании МО учителей русского языка и литературы Протокол № 1от 29.08.2019г. Руководитель МО ______ Кириченко И.Л.
| Согласовано Зам.директора по УВР
| Утверждаю Директор МБОУ «Гимназия №11 ____________А.В.Мартинюк Приказ № 160 от 30.08.2019г. |
Рабочая программа
основного общего образования
по русскому языку
(предмет)
русский язык и литература
(предметная область)
в 7-х классах
на 2019 – 2020 учебный год
разработана на основе
Касатых Е.А. Русский язык. Поурочные разработки. 7 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ Е.А. Касатых. – М.: Просвещение, 2017
Составитель: Быкова Юлия Асаф кызы, учитель русского языка и литературы, первая
категория
Рубцовск, 2019
Учебно-тематическое планирование
по русскому языку
Класс: 7 А, Б, В, Г
Учитель: Быкова Юлия Асаф кызы
Количество часов: на год 140, в неделю 4 часа;
I полугод. 63
II полугод. 77
Из них: контрольных работ 9
I полугод. 4
II полугод. 5
развитие речи 21
I полугод. 9
II полугод. 12
Учебник: Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ [М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.]. – М.: Просвещение, 2017
Пояснительная записка
Нормативные документы и методические материалы:
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса создана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом № 1897 Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года;
- Примерной программы основного общего образования. Русский язык. - М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения);
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 28.декабря 2018 года № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Изменения, которые вносятся в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345;
- Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и других. 5-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ [Т.М.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский и др.]. – М.: Просвещение, 2016;
- Касатых Е.А. Русский язык. Поурочные разработки. 7 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ Е.А. Касатых. – М.: Просвещение, 2017
- Основной образовательной программы ОООМБОУ «Гимназия № 11», утвержденной приказом директора № 25 от 26.02.2018г.;
- Учебного плана МБОУ « Гимназия № 11» на 2019 -2020 учебный год;
- Положения о рабочей программе МБОУ «Гимназия № 11», утвержденного приказом директора № 54/3 от 05.05.2016г.
Концепция:
В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нём. Вместе с тем в неё включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях – территориальных, профессиональных.
Программа содержит:
- отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении т.д.; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;
- сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.
Кроме перечисленных знаний о язык и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.
Содержание курса русского языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Изучение каждого раздела, каждой темы должно содействовать развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.
Первое направление в развитии речи учащихся – овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слова, построения словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью.
Овладение нормами русского литературного языка предполагает систематическую работу по устранению из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов. Успех обеспечен в том случае, если учитель, принимая во внимание особенности местного говора, будет систематически следить за правильностью речи учащихся, приучать школьников к сознательному анализу своей речи и речи товарищей с точки зрения её соответствия литературным нормам.
Второе направление – обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Словарь учащихся пополняется при изучении всех школьных предметов, но особая роль в этом принадлежит русскому языку и литературе. Обогащение запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Одно из важнейших требований к словарной работе – развитие у школьников умения видеть незнакомые слова, воспитывать привычку обращаться за их разъяснением к учителю и пользоваться словарями-справочниками.
Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.
Третье направление в развитии речи учащихся – формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, уточнять её границы, определять основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал , правильно отбирать языковые средства.
На уроках русского языка уделяется внимание совершенствованию связной речи учащихся, учебно-научной и публичной (ораторской) на основе знакомства с основными видами бытового, общественно-политического и академического красноречия.
Как обязательная составная часть в работе по развитию речи учащихся – предупреждение и устранение различных языковых ошибок.
Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по развитию речи предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся ( умение различать звуки в слове, отчётливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи, выделять слова, на которые падает логическое ударение).Очень важно добиться, чтобы каждый связный тексте был прочитан монотонно, невыразительно.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретения необходимых знаний о лингвистике как науке; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; овладения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной речи и практических умений нормативного употребления слов, фразеологических выражений, грамматических форм, синтаксических конструкций ; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; умение пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Одно из основных направлений преподавания русского языка – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.
Усиление практической направленности обучения русскому языку в школе требует особого внимания к тем вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков: деление слов по составу, различение частей речи, определение грамматической основы предложения, умение устанавливать связи слов в предложении и т.д.
Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении морфологического, фонетического, синтаксического, орфографического, пунктуационного и других видов разбора, которые следует использовать прежде всего для объяснения условий выбора орфограммы и знаков препинания, а также при выработке навыков самоконтроля.
Важнейшим направлением в работе учителя русского языка является формирование навыков грамотного письма. Изучая с учащимися орфографические и пунктуационные правила, важно добиваться, чтобы школьники понимали и запоминали их, могли иллюстрировать своими примерами, овладевали способами применения правил на практике.
Большое значение в формировании прочных орфографических умений и навыков имеет систематическая работа над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями. Запоминание требует обязательной зрительной опоры и целенаправленной тренировки. В словарно-лексической работе используются особые приёмы: тематическое объединение слов в особые тематические группы, составление с данными словами словосочетаний, предложений, включение их в самостоятельные работы, составление сними гнёзд однокоренных слов, ведение индивидуальных словариков, обращение к этимологии слов, работа с орфографическими и толковыми словарями, использование словарных диктантов. Эти и другие виды упражнений способствуют прочному усвоению словаря-минимума, необходимого для грамотного человека.
Важно обеспечить закрепление орфографических и пунктуационных навыков при изучении всех без исключения разделов и тем школьного курса русского языка, тем самым создавая непрерывность в совершенствовании навыков правописания. Для работы по формированию умений и навыков отводится большая часть времени, предназначенного для изучения предмета.
Особую важность приобретает контроль учителя за классными и домашними работами учащихся. Тщательный анализ ошибок, допускаемых учащимися при написании обучающих и особенно контрольных работ , используется для определения направления дальнейшей работы учителя по формированию и коррекции умений и навыков школьников.
Большое значения для формирования у школьников самостоятельности в учебном труде имеет приобщение к работе со справочной литературой. Постепенно переходя от справочного аппарата учебника к специально созданным для школы словарям и справочникам, учитель вырабатывает у учащихся привычку обращаться к этим пособиям в трудных или сомнительных случаях написания слов, их произношения. Ударения, образования формы, раскрытия значения.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.
Количество часов, отводимых на изучение данного курса, число часов в неделю:
Рабочая программа по русскому языку по учебному плану рассчитана на 140 часов, 4 часа в неделю.
Особенности класса
Особенности классов: рабочая программа составлена с учетом индивидуальных особенностей обучающихся 7-х классов. В классах половина учащихся высоко мотивированных, с высокой самооценкой, они активно работают на уроке, способны анализировать, выстраивать убедительный монолог; есть небольшая часть учащихся, которые систематически не читают художественную литературу, речь их бедна, однообразна.
Цели и задачи обучения предмету:
Воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
Овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, а также важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразование;
Освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
Совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
В курсе «Русский язык» выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование компетенций (коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой).
Первая представлена разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность».
Вторая содержательная линия включает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Лексика. Фразеология. Культура речи», «Словообразование и орфография. Культура речи», «Морфология и орфография. Культура речи», «Повторение изученного. Синтаксис и пунктуация».
Третья содержательная линия представлена разделом «Язык и культура», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа.
Указанные содержательные линии взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями, совершенствуют виды речевой деятельности, развивают коммуникативные умения, углубляют представления о родном языке. Такой подход делает процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка неразрывно связанным.
Общая характеристика организации учебного процесса
Технологии обучения:
- технология развития критического мышления,
- игровые технологии,
- технологии творческих мастерских построения знаний,
- уровневая дифференциация,
- проблемное обучение,
- коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава),
- проектная технология;
- информационно- коммуникационные технологии.
Методы обучения:
- словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.);
- наглядные методы (показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей);
- практические методы;
- самостоятельная работа.
Формы организации учебного процесса:
Фронтальные: урок, ролевая игра, КВН, диспут, лекция, круглый стол, путешествие, экскурсия викторина.
Групповые: круглый стол, дебаты, мозговой штурм, исследование, наблюдение, праздник, дискуссия, экскурсия.
Индивидуальные: творческая работа, исследование, наблюдение, презентация
Средства обучения:
- мультимедийные средства
- компакт-диски
- интерактивная доска
- ЦОРы
- наглядные пособия
- дидактический материал
Виды и формы текущего, тематического, промежуточного, итогового контроля: Виды контроля: текущий, тематический, промежуточный, итоговый.
Формы контроля: диктант, комплексный анализ текста, осложненное списывание, тест, составление сложного и простого плана к тексту, изложение текста, составление диалога на заданную тему, составление текста определенного стиля и типа речи, сочинение, составление рассказа по заданному началу, редактирование текста, работа с деформированным текстом. В конце изучения каждой темы предусматриваются обобщающие уроки, тестирование, творческие и контрольные работы.
Планируемые результаты
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• владение разными видами чтения;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
• овладение приёмами отбора и систематизации мате риала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
• владение различными видами монолога и диалога;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
• способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совер-шенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2)применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому(родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка меж- национального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение (1ч)
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Изменения, происходившие и происходящие в русском языке в процессе его развития.
Повторение изученного в 5-6 классах (11ч+1р)
Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. Морфемика и словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология. Морфологический разбор слова.
Текст и стили речи (4ч)
Текст. Диалог. Виды диалогов. Стили литературного языка. Публицистический стиль.
Морфология и орфография. Культура речи.
Причастие (26ч+7ч)
Причастие как часть речи. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. Действительные и страдательные причастия. Краткие и полные страдательные причастия. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Действительные причастия прошедшего времени. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Страдательные причастия прошедшего времени. Гласные перед я в полных и кратких страдательных причастиях. Одна и две буквы и в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. Морфологический разбор причастия. Слитное и раздельное написание не с причастиями. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Описание внешности человека. Изложение с изменением формы действующего лица. Выборочное изложение с описанием внешности человека. Сочинение по личным наблюдениям.
Деепричастие (10ч+1ч)
Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Раздельное написание не с деепричастиями. Деепричастия несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида. Морфологический разбор деепричастия.
Сочинение-рассказ на основе картины.
Наречие (24ч+7р)
Наречие как часть речи. Смысловые группы наречий. Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречия. Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и –е. Буквы е и ив приставках не- и ни- отрицательных наречий. Одна и две буквы н в наречиях на -ои –е. Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Буквы о и а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Сочинение в форме дневниковых записей. Сочинение-рассуждение. Сочинение в форме репортажа или интервью. Подробное изложение с элементами сочинения. Описание внешности и действий. Учебно-научная речь. Учебный доклад.
Категория состояния (2ч+ 2р)
Категория состояния как часть речи. Морфологический разбор категории состояния.
Сочинение на лингвистическую тему.
Служебные части речи (1ч)
Общая характеристика служебных и самостоятельных частей речи.
Предлог (8ч)
Предлог как часть речи. Употребление предлогов. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. Слитное и раздельное написание производных предлогов.
Союз (11ч+1р)
Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Морфологический разбор союза. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы.
Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему.
Частица(10ч+2р)
Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы. Смысловые частицы. Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы. Отрицательные частицы не и ни.Различение частицы и приставки не-. Частица ни, приставка ни-, союз ни — ни.
Сочинение-рассказ по данному сюжету и по началу и концу.
Междометие (1ч)
Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (10ч)
Разделы науки о русском языке. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Орфография. Синтаксис. Пунктуация.
Текст. Стили речи. Сочинение на предложенную тему.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 7 А, Б, В, Г классах
№ | Темы уроков | Кол-во часов | План | Факт |
Введение (1 час) | ||||
1 | Русский язык как развивающееся явление | 1 | 02.09 |
|
Повторение изученного в 5-6 классах (11ч+1р) | ||||
2 | Синтаксис. Синтаксический разбор | 1 | 04.09 |
|
3 | Пунктуация. Пунктуационный разбор | 1 | 05.09 |
|
4 | Лексика и фразеология. | 1 | 07.09 |
|
5 | Фонетика. Фонетический разбор слова. | 1 | 09.09 |
|
6 | Орфография. Орфографический разбор слов. | 1 | 11.09 |
|
7 | Словообразование и орфография. Морфемный разбор. | 1 | 12.09 |
|
8 | Словообразование и орфография. Словообразовательный разбор. | 1 | 14.09 |
|
9 | Морфологический разбор имен существительных и прилагательных. Морфология и орфография. | 1 | 16.09 |
|
10 | Морфологический разбор имен числительных и местоимений. Морфология и орфография. | 1 | 18.09 |
|
11 | Морфологический разбор глагола. Морфология и орфография. | 1 | 19.09 |
|
12 | Развитие речи. Сочинение по картине И.И. Бродского «Летний сад осенью» (письмо о впечатлениях) | 1 | 21.09 |
|
13 | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-6 классах» | 1 | 23.09 |
|
Тексты и стили (4 часа) | ||||
14 | Текст | 1 | 25.09 |
|
15 | Диалог. Виды диалогов. | 1 | 26.09 |
|
16 | Стили литературного языка | 1 | 28.09 |
|
17 | Публицистический стиль | 1 | 30.09 |
|
Причастие (26ч+7р) | ||||
18 | Причастие как часть речи | 1 | 02.10 |
|
19 | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий | 1 | 03.10 |
|
20 | Причастный оборот | 1 | 05.10 |
|
21 | Причастный оборот | 1 | 07.10 |
|
22 | Развитие речи. Описание внешности человека | 1 | 09.10 |
|
23 | Развитие речи. Описание внешности человека | 1 | 10.10 |
|
24 | Действительные и страдательные причастия | 1 | 12.10 |
|
25 | Краткие и полные страдательные причастия | 1 | 14.10 |
|
26 | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени | 1 | 16.10 |
|
27 | Действительные причастия прошедшего времени | 1 | 17.10 |
|
28 | Развитие речи. Изложение от третьего лица | 1 | 19.10 |
|
29 | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | 1 | 21.10 |
|
30 | Страдательные причастия прошедшего времени | 1 | 23.10 |
|
31 | Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях | 1 | 24.10 |
|
32 | Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных | 1 | 26.10 |
|
33 | Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных | 1 | 06.11 |
|
34 | Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных | 1 | 07.11 |
|
35 | Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных | 1 | 09.11 |
|
36 | Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных | 1 | 11.11 |
|
37 | Развитие речи. Выборочное изложение | 1 | 13.11 |
|
38 | Развитие речи. Выборочное изложение | 1 | 14.11 |
|
39 | Морфологический разбор причастия | 1 | 16.11 |
|
40 | Контрольный диктант | 1 | 18.11 |
|
41 | Слитное и раздельное написание не с причастиями | 1 | 20.11 |
|
42 | Слитное и раздельное написание не с причастиями | 1 | 21.11 |
|
43 | Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | 1 | 23.11 |
|
44 | Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | 1 | 25.11 | |
45 | Развитие речи. Сочинение «Успешный телеведущий» | 1 | 27.11 |
|
46 | Развитие речи. Сочинение «Успешный телеведущий» | 1 | 28.11 |
|
47 | Обобщение по теме «Причастие» | 1 | 30.11 |
|
48 | Обобщение по теме «Причастие» | 1 | 02.12 |
|
49 | Зачёт по теме «Причастие» | 1 | 04.12 |
|
50 | Контрольный диктант по теме «Причастие» | 1 | 05.12 |
|
Деепричастие (10ч+1р) | ||||
51 | Деепричастие как часть речи | 1 | 07.12 |
|
52 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте | 1 | 09.12 |
|
53 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте | 1 | 11.12 |
|
54 | Раздельное написание не с деепричастиями | 1 | 12.12 |
|
55 | Деепричастие совершенного и несовершенного вида | 1 | 14.12 |
|
56 | Деепричастие совершенного и несовершенного вида | 1 | 16.12 |
|
57 | Развитие речи. Употребление в речи причастных и деепричастных оборотов (работа по картинам С.Григорьева «Вратарь» и А.Сайкиной «Детская спортивная школа») | 1 | 18.12 |
|
58 | Морфологический разбор деепричастия | 1 | 19.12 |
|
59 | Обобщение изученного по теме «Деепричастие» | 1 | 21.12 |
|
60 | Зачёт по теме «Деепричастие» | 1 | 23.12 |
|
61 | Контрольный диктант по теме «Деепричастие» | 1 | 25.12 |
|
Наречие (24ч+7р) | ||||
62 | Наречие как часть речи | 1 | 26.12 |
|
63 | Разряды наречий | 1 | 28.12 |
|
64 | Разряды наречий | 1 | 13.01 |
|
65 | Развитие речи. Пейзаж по картине И.Попова «Первый снег» (дневниковая запись) | 1 | 15.01 |
|
66 | Развитие речи. Пейзаж по картине И.Попова «Первый снег» (дневниковая запись) | 1 | 16.01 |
|
67 | Степени сравнения наречий | 1 | 18.01 |
|
68 | Морфологический разбор наречия | 1 | 20.01 |
|
69 | Развитие речи. Сочинение-рассуждение «Моё отношение к прозвищам» | 1 | 22.01 |
|
70 | Развитие речи. Сочинение-рассуждение «Моё отношение к прозвищам» | 1 | 23.01 |
|
71 | Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и -е | 1 | 25.01 |
|
72 | Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и -е | 1 | 27.01 |
|
73 | Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий | 1 | 29.01 |
|
74 | Одна и две буквы н в наречиях на –о и -е | 1 | 30.01 |
|
75 | Одна и две буквы н в наречиях на –о и -е | 1 | 01.02 |
|
76 | Контрольный диктант | 1 | 03.02 |
|
77 | Развитие речи. Описание действий | 1 | 05.02 |
|
78 | Буквы о и е после шипящих на конце наречий | 1 | 06.02 |
|
79 | Буквы о и а на конце наречий | 1 | 08.02 |
|
80 | Буквы о и а на конце наречий | 1 | 10.02 |
|
81 | Развитие речи. Сочинение по картине Е.Н.Широкова «Друзья» | 1 | 12.02 |
|
82 | Развитие речи. Сочинение по картине Е.Н.Широкова «Друзья» | 1 | 13.02 |
|
83 | Дефис между частями слова в наречиях | 1 | 15.02 |
|
84 | Дефис между частями слова в наречиях | 1 | 17.02 |
|
85 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных | 1 | 19.02 |
|
86 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных | 1 | 20.02 |
|
87 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | 1 | 22.02 |
|
88 | Обобщение по теме «Наречие» | 1 | 24.02 |
|
89 | Зачёт по теме «Наречие» | 1 | 26.02 |
|
90 | Контрольный диктант по теме «Наречие» | 1 | 27.02 |
|
91 | Учебно-научная речь | 1 | 29.02 |
|
92 | Учебный доклад | 1 | 02.03 |
|
Категория состояния (2ч+2р) | ||||
93 | Категория состояния как часть речи | 1 | 04.03 |
|
94 | Морфологический разбор категории состояния | 1 | 05.03 |
|
95 | Развитие речи. Сочинение на лингвистическую тему | 1 | 07.03 |
|
96 | Развитие речи. Сочинение на лингвистическую тему | 1 | 09.03 |
|
Служебные части речи (1ч) | ||||
97 | Самостоятельные и служебные части речи | 1 | 11.03 |
|
Предлог (8ч) | ||||
98 | Предлог как часть речи | 1 | 12.03 |
|
99 | Употребление предлогов | 1 | 14.03 |
|
100 | Непроизводные и производные предлоги | 1 | 16.03 |
|
101 | Непроизводные и производные предлоги | 1 | 18.03 |
|
102 | Простые и составные предлоги | 1 | 19.03 |
|
103 | Морфологический разбор предлога | 1 | 21.03 |
|
104 | Слитное и раздельное написание производных предлогов | 1 | 30.03 |
|
105 | Слитное и раздельное написание производных предлогов | 1 | 01.04 |
|
Союз (11ч+1р) | ||||
106 | Союз как часть речи | 1 | 02.04 |
|
107 | Простые и составные союзы | 1 | 04.04 |
|
108 | Союзы сочинительные и подчинительные | 1 | 06.04 |
|
109 | Союзы сочинительные и подчинительные | 1 | 08.04 |
|
110 | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении | 1 | 09.04 |
|
111 | Сочинительные союзы | 1 | 11.04 |
|
112 | Подчинительные союзы | 1 | 13.04 |
|
113 | Морфологический разбор союза | 1 | 15.04 |
|
114 | Развитие речи. Сочинение-рассуждение «Книга в современном мире» | 1 | 16.04 |
|
115 | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы | 1 | 18.04 |
|
116 | Обобщение сведений о предлогах и союзах | 1 | 20.04 |
|
117 | Контрольный диктант | 1 | 22.04 |
|
Частица (10ч+2р) | ||||
118 | Частица как часть речи | 1 | 23.04 |
|
119 | Разряды частиц. Формообразующие частицы | 1 | 25.04 |
|
120 | Развитие речи. Работа над вымышленными рассказами | 1 | 27.04 |
|
121 | Развитие речи. Работа над вымышленными рассказами | 1 | 29.04 |
|
122 | Смысловые частицы | 1 | 30.04 |
|
123 | Раздельное и дефисное написание частиц | 1 | 02.05 |
|
124 | Морфологический разбор частицы | 1 | 04.05 |
|
125 | Отрицательные частицы не и ни | 1 | 06.05 |
|
126 | Различие частицы не и приставки не | 1 | 07.05 |
|
127 | Частица ни, приставка ни-, союз ни-ни | 1 | 09.05 |
|
128 | Подготовка к контрольному диктанту по темам «Союз» и «Частица» | 1 | 11.05 |
|
129 | Контрольный диктант | 1 | 13.05 |
|
Междометие (1ч) | ||||
130 | Междометие как часть речи. Знаки препинания при междометиях | 1 | 14.05 |
|
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (10 часов) | ||||
131 | Разделы науки о русском языке. Текст и стили речи. | 1 | 16.05 |
|
132 | Фонетика. Графика. | 1 | 18.05 |
|
133 | Лексика и фразеология. | 1 | 20.05 |
|
134 | Морфемика. Словообразование. | 1 | 21.05 |
|
135 | Морфология и орфография. | 1 | 23.05 |
|
136 | Морфология и орфография. | 1 | 25.05 |
|
137 | Синтаксис и пунктуация. | 1 | 27.05 |
|
138 | Синтаксис и пунктуация. | 1 | 28.05 |
|
139 | Контрольный диктант. | 1 | 30.05 |
|
140 | Урок творчества: от впечатления к слову | 1 | |
|
| Итого | 140 | |
|
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:
Обоснование УМК
Направленность курса русского языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции нашла отражение в структуре программы.
Первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации вводятся уже в 5 классе. Это позволяет организовать работу над синтаксическими, пунктуационными и речевыми навыками учащихся и подготовить их к изучению систематического курса синтаксиса в 8-9 классах.
Материал в программе расположен с учётом возрастных возможностей учащихся. В соответствии с этим изучение некоторых тем курса русского языка проводится в два этапа. Например темы «Лексика», «Словообразование», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» даются в 5 и 6 классах, сведения по стилистике и речеведению - в 5, 6 и 9 классах.
Работа по культуре речи рассредоточена по всем классам.
Программой предусмотрены вводные уроки о русском языке. Эти уроки дают учителю большие возможности для реализации воспитательных задач и создают эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к предмету и успешному его изучению. Знания, полученные на этих уроках, обобщаются и систематизируются в разделе «Общие сведения о языке», которым заканчивается школьный курс русского языка в 9 классе.
Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 5 классе в разделе «Вспоминаем, повторяем,изучаем» определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. Темам, изучаемым в несколько этапов, на следующей ступени предшествует повторение сведений, полученных в предыдущем классе. Каждая тема завершается повторением пройденного. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.
В программе выделены специальные часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом - пропорционально распределяются среди грамматического материала. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его реализации.
Программа включает базовые знания и умения, которыми должны овладеть все учащиеся общеобразовательной школы.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:
Для учителя
Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и других. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ [М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский и др.].- М.: Просвещение, 2016
Касатых Е.А. Русский язык. Поурочные разработки. 7 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ Е.А. Касатых. – М.: Просвещение, 2017
Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. / [М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научн. редактор Н.М.Шанский]. – М.: Просвещение, 2017
4. Русский язык. Дидактические материалы. 7 класс: учебное пособие для учителей общеобразовательных организаций/ [Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Т.Баранов, Л.Т.Григорян]. - М.: Просвещение, 2014.
5. Каськова И.А. Русский язык. Тематические тесты. 7 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ И.А. Каськова. - М.: Просвещение, 2016.
6. Соловьева Н.Н.. Русский язык. Диктанты и изложения. 7 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ Н.Н. Соловьева. - М.: Просвещение, 2017.
7. Е.А. Ефремова. Русский язык. Рабочая тетрадь. 7 класс. Учебное пособие общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2017.
8. В.Д. Янченко, Л.Г. Латфуллина, С.Ю.Михайлова. Скорая помощь по русскому языку в 2-х частях. 7 класс. Рабочая тетрадь. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2016.
Для учащихся:
Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. / [М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научн. редактор Н.М.Шанский]. – М.: Просвещение, 2017.
Цифровые образовательные ресурсы:
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/-Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru
Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru
http://rusolimp.kopeisk.ru/
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
1. Примерные программы основного общего образования (стандарты второго поколения). «Русский язык 5-9 классы»; - 2 издание,- Москва: «Просвещение», 2010
2. Таблицы по русскому языку по всем разделам школьного курса.
3. Мультимедийный проектор, доска StarBoard
4. Электронный учебный материал «Виртуальной школы Кирилла и Мефодия.
Критерии оценки:
(Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и других. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ [М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский и др.].- М.: Просвещение, 2016)
I. Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретныхслучаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
II. Оценка диктантов
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110, для 7 класса – 110-120, для 8 класса – 120-150, для 9 класса – 150-170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25, для 7 класса – 25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 класса – 35-40.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее чем 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в 5 классе – 12 различных орфограмм и 2-3 пунктограмм, в 6 классе – 16 различных, орфограмм и 3-4 пунктограмм, в 7 классе – 20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе – 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе – 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).
В диктантах должно быть: в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов,в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) в переносе слов;
2) на правила, которые не включены в школьную программу;
3) на еще не изученные правила;
4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместоработает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок, в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);
7) в собственных именах нерусского происхождения;
8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущено 2 ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3 исправлений и более.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом являются для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 4 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим.
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим.
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено 1-2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
III. Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200, в 7 классе – 200-250, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5-1,0 страница, в 6 классе – 1,0-1,5, в 7 классе – 1,5-2,0, в 8 классе – 2,0-3,0, в 9 классе – 3,0-4,0.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.
С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка | Основные критерии оценки | |
Содержание и речь | Грамотность | |
«5» | 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка |
«4» | 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки |
«3» | 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 6 классе 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки |
«2» | 1.Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабовыраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов | Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок |
Примечания: 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах...», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2, 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4, 4-6-4, 4-4-6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
IV. Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитываются: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
V. Выведение итоговых отметокЗа учебную четверть и учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.
Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих отметок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой отметки. Однако для того, чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.
При выведении итоговой отметки преимущественное значение придается отметкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая отметка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом "2" и «1».
Лист корректировки
Календарно-тематического планирования по русскому языку на 2019-2020 учебный год
Учитель: Быкова Ю.А. предмет: русский язык классы: 7 А,Б, В, Г
_____четверть | По рабочей программе | Корректировка | ||||
Количество уроков по плану | Количество уроков по факту | Дата урока | Тема урока | Дата | Причина коррекции | Способ коррекции |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|